22:4,5. См коммент к 9 2 Упоминание о свидетельстве первосвященника и «синедриона может указывать на то, что Павел рассчитывал на их честность, но ныне этот пост занимал другой, не знакомый Павлупервосвященник (23 5) 22.6. Люди обычно стремились избежать пребывания на солнце в полдень, но это не всегда было возможно в неотложных случаях и во время длительных путешествий, когда нельзя было укрыться от него. 22.7–16. Он описывает в целом ту же картину, что и в 9 4–17, хотя в речи подчеркиваются другие детали, например иудейское благочестие Анании, которое могло польстить националистически настроеннымслушателям Павла 22:17. На Ближнем Востоке издревле существовала традиция получения откровений (часто во сне) в святилищах или святых местах Там Бог являлся Своим слугам в ветхозаветные времена ( 1Цар 3 3–10, 3Цар 3 4 5), и слушатели Павла рассматривали храм как наиболее подходящее место для получения откровений (ср коммент к 7 2–7) 22:18. Если Павлу угрожала опасность в прошлом, то теперь, в условиях возрастающейвражды по отношению к тем, кто сотрудничает с язычниками, его положение стало критическим, Павел не мог долго говорить на эту тему и излагать прошлые факты (повествовательная часть присутствует в начале его речи) 22:19,20. Обычно публичное наказание сбившихся с пути иудеев осуществлял хазан ( chazan ), а приговор нарушителям выносили судьи (вероятно, старейшины, раввины в позднейший период) Если Павел исполнял эту обязанность, значит, его облекли полномочиями высокопоставленные иерархи (упоминаемые в 22 5). 22:21. Павел, как и в свое время Иисус ( Лк 4 22–30), знает, что это заявление оскорбит его слушателей, особенно в обстановке нарастания иудейско-языческих конфликтов в Палестине того времени Но он понимает, что отрицание национальной исключительности составляет самую сердцевину Евангелия. 22:22–29 Арест Павла 22:22. Эта реакция предсказуема, см коммент к 21 20–22 22:23. Посыпание головы пылью или пеплом было знаком траура, здесь, вероятно, у слушателей Павла просто не было ничего под рукой, чем кинуть в него (ср , напр 2Мак 4 41) Возможно, они сняли с себяодежды для этой цели (и даже разодрали их, что полагалось делать, услышав богохульные слова), хотя Лука, вне всякого сомнения, иронически описывает эти действия толпы как саморазоблачение, см коммент к 7 58

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2:13. Передача скверны. Ритуальное осквернение, однако, передавалось через контакт, как заразная болезнь (см. коммент. к Лев. 11:8; 22:3–9 ). Самое большое осквернение происходило в результате прикосновения к мертвому телу. Те, кто был ритуально нечист, не могли участвовать в богослужении (напр.: Чис. 9:6 ; см. также коммент. к Чис. 9:11 ) и нередко даже выдворялись за стан ( Чис. 5:2 ). Таким образом, пища, к которой они прикасались, считалась нечистой. 2:17. Ржавчина, блеклость и град как наказание Божье. Это были типичные наказания, предназначенные Богом для исправления в Древнем Израиле (см. коммент. к Ам. 4:9 ). «Ржавчина» происходит от древнееврейского понятия, обозначающего жгучий ветер. Обычно так называют горячий восточный ветер, который дует из пустыни. Он иссушает растения, приводя их к гибели. «Блеклость» относится к заболеванию растений, вызванному особым грибком. Это часто связывали с засухой или, наоборот, с обильными дождями. Град обычно сопровождался сильным ветром и мог уничтожить урожай. Он, наряду с другими стихийными явлениями, нередко относился к каре Божьей (см. коммент. к Нав. 10:11 ). 2:18. Хронология. Дата заложения храма Господня определяется как 18 декабря 520 г. до н. э. (как и во 2:10). Таким образом, эта дата была для Аггея чрезвычайно важной. 2:23. Печать. Это могла быть либо цилиндрическая печать, которую носили на шее на шнуре, продетом сквозь ее отверстия, либо печать в виде перстня, которая, скорее всего, и имеется в виду здесь. Цилиндрические печати были широко распространены в Месопотамии, а печати в виде перстня использовалась в Израиле. Тысячи цилиндрических печатей и перстней-печаток были обнаружены при раскопках в Месопотамии и Сирии-Палестине, соответственно. Они были знаком, удостоверявшим власть, личность и собственность. Книга Пророка Захарии 1:1–6 Призыв к покаянию 1:1. Хронология. Захария, как и его современник Аггей, датирует свое пророчество очень точно. Его служение началось в ноябре-декабре 520 г. до н. э., практически одновременно с Аггеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

109:1. Одесную Бога. Вооруженный воин держит оружие в правой руке, а щит – в левой. Лицу, занимавшему место справа от царя, предоставлялась честь его защищать. Царь позволял находиться справа от себя только тем, кому он безоговорочно доверял. Если же Господь занимает положение справа от человека, это означает, что Он защищает его Своим щитом. Статуя фараона Хоремхеба (XIV в. до н. э.) изображает его сидящим по правую руку от бога Гора. 109:1. Положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Ассирийский царь Тукультининурта I (XIII в. до н. э.) «наступает ногой на горло» побежденных им царей, а также (символически) на завоеванные им страны, показывая, что они стали его подножием. Это ярко представлено в настенной живописи египетских гробниц XV в. до н. э., например, в изображении Тутмоса V, сидящего на коленях у своей матери (?), при этом его ноги покоятся на ящике с мертвыми телами его врагов. Дополнительные сведения на эту тему приводятся в коммент. к 107:14. 109:4. Священник по чину Мелхиседека. Мелхиседек был царем-священником Иерусалима во времена Авраама (см. коммент. к Быт. 14 ). Таким образом, в истории Иерусалима был царь, который одновременно выполнял и роль священника. О совмещении этих функций в династии Давида см. в коммент. ко 2Цар. 8:18 . В Древнем мире исполнение царем функций жреца было обычным явлением (ср.: американский президент одновременно является и главнокомандующим вооруженных сил; королева Англии одновременно является главой англиканской церкви). 113:2. Иуда как святыня. Это положение отражает идею храма как средоточия государства. Престол Божий находился в храме, как царский трон во дворце. Бог и царь правили страной со своих престолов. Эта концепция прослеживается на всем протяжении письменно зафиксированной истории, поскольку храмы с древнейших времен служили административными центрами в государстве. Таким образом, обе строки этого стиха сходятся на том, что святыня (храм) является основой владения (царства). 113:4. Горы прыгали. В угаритском мифе о дворце Ваала восшествию этого бога на престол предшествуют раскаты грома, которые вызывают землетрясение, заставившее покачнуться горные вершины. Далее Ваал изображается с кедром в правой руке, причем это могучее дерево служит ему оружием. В «Гимне Мардуку» говорится, что громоподобный голос этого бога вызывает землетрясение. Его слово подобно потопу, который вырывает деревья из земли. Считается, что древнееврейское слово, переведенное как «скакать», обозначает некое стремительное движение, однако более вероятно, что так описывалось волнообразно движущееся стадо овец или коз (см. коммент. ко 2Цар. 6:14–21 ). Этот образ как нельзя лучше подходит для описания вздымающейся во время землетрясения земной поверхности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Крэйг Кинер (протестант) ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ ВВЕДЕНИЕ Авторство. Древняя традиция, подтвержденная свидетельствами II в. и ранним появлением книги с таким названием (см. обсуждение проблемы авторства во введении к ком-мент, к Евангелию от Марка), говорят в пользу того, что автором этого Евангелия и Деяний святых Апостолов был Лука, спутник Павла в миссионерских путешествиях. Хотя внимание, уделяемое медицинской терминологии, использованной в этом Евангелии, несколько преувеличено, для этого имеются некоторые основания, согласующиеся с традиционным представлением об авторстве Луки. Дата и цель написания. См. введение к коммент. к Книге Деяния святых Апостолов. Евангелие от Луки и Деяния святых Апостолов составляют единое двухтомное произведение, и некоторые его важные особенности проявляются в Книге Деяний более отчетливо, чем в Евангелии. Историческая обстановка. Лука обращается к читателям греческого мира или к говорящим по-гречески представителям высшего римского общества. Его читатели – состоятельные и образованные люди, которые, вероятно, нуждались в подкреплении своей веры или аргументах, необходимых для ее защиты. См. коммент. к 1:3,4 и введение к коммент. К Деяниям святых Апостолов. Жанр. См. введение к Евангелиям в настоящем комментарии. Если другие Евангелия ближе по жанру к греко-римским биографиям, то Евангелие от Луки, составляющее наряду с Деяниями святых Апостолов единое двухтомное произведение, во многих отношениях ближе к греко-римскому историческому, чем биографическому жанру. Поскольку Лука широко пользовался материалами Марка, многие отрывки сходного содержания я рассматриваю более подробно в коммент. к Евангелию от Марка. Весть книги. В Евангелии от Луки основное внимание уделяется служению Иисуса отверженным, язычникам, бедным и женщинам; акцентируя эти темы, автор подготавливает почву для рассказа о проповеди Евангелия язычникам во втором томе, Книге Деяния святых Апостолов. Действие этого Евангелия разворачивается на пространстве от Галилеи до Иерусалима (хотя все повествование заключено между сценами в храме), а затем от Иерусалима «до края земли» – в Деяниях святых Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

11:22–33 Хвастовство в страданиях Знатные люди обычно хвалились своим наследством, своими достижениями и т. д.; но они не могли хвалиться страданиями. Некоторые философы перечисляли свои страдания, выставляя себя в качестве наглядного примера для подражания. (В других контекстах перечень страданий мог указывать на глубокое посвящение себя другому человеку.) Но тот, кто перечисляет свои страдания, хочет похвастаться своей силой,а не слабостью. Павел считает, что не следует хвалиться ценностями грядущего Царства (10:17), смиряя себя для славы Божьей. 11:22. Даже в греко-римском Коринфе церковь признавши свои иудейские корни; и странствующие христиане из иудеев, особенно с палестинскими корнями, могли претендовать на авторитет даже больший авторитета Павла. (Конструкция «вопрос – ответ»: «Они?., и я», по-видимому, в древности служила убедительным аргументом; ср. напр.: Иосиф Флавий, Life 40, §199.) Термины «израильтяне» и «семя Авраамово» в древнем иудаизме относились ко всем евреям; «евреи» может относиться к палестинским евреям (см. коммент. к Флп. 3:5 ). 11:23. Термин, переведенный как «служители», может означать и «рабы во Христе», в данном случае высокопоставленные рабы (см. коммент. к Рим. 1:1 ). О «безумии» см. в коммент. ко 2Кор. 11:1 . Павел начинает хвалить себя по той же причине, по какой коринфяне высказывают ему свой упрек по поводу его низкого статуса ремесленника (см. коммент. 11:7). Некоторые философы хвались тем, что игнорируют экзекуции; иудеи прославляли тех, кто терпел муки за свою веру. 11:24. По иудейскому закону некоторые грехи (напр., нарушение субботы или ложное пророчество) карались побиванием камнями (поскольку иудеи не могли приводить в исполнение такой приговор в этот период из-за запретов, наложенных римским законом, они просто исключали таких людей из израильского общества). Другие, менее тяжкие грехи требовали физического наказания в виде битья хлыстом – тридцать девять ударов ( Втор. 25:2,3 ); такие случаи разбирались судом синагоги, и эта экзекуция проводилась под надзором служащего синагоги. Как и в случае нарушения ритуальных законов, это наказание назначалось только после того, как предупрежденный человек все же продолжал упорствовать в своих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В распоряжении Длугоша был древнерусский летописный свод, в своей ранней части, впрочем, довольно сильно отличавшийся от существующих редакций Повести временных лет (его иногда считают Перемышльским сводом; см., напр.: Тихомиров М. Н. Русский летописец в «Истории Польши» Яна Длугоша//Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С. 226–237), тогда как Герберштейн, согласно выводам Б. М. Клосса, пользовался летописями типа Ермолинской и Воскресенской (Герберштейн С. Записки о Московии/Перев. с нем. и лат. А. И. Малеина и А. В. Назаренко; вступ. статья А. Л. Хорошкевич; под ред. В. Л. Янина. М., 1988. С. 288–289. Прим. 59). Ср. коммент. Уточненные хронологические данные о Киевских митрополитах см. в списке: «Архиереи Русской Православной Церкви (988–1240)» на с. 663–667 наст. книги. Это событие в Лаврентьевской летописи действительно помещено под 1123 г., но в соответствии с полной датой («в 10 день мая месяца в субботу пред вечернею») должно быть отнесено к следующему 1124 г., как и означено в Ипатьевской летописи (ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1928. Т. 1. Стб. 293; 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 288). Последующие исследования показали правоту митр. Макария: свт. Ефрем в самом деле был митрополитом именно Переяславля и никогда — Киевским, т. е. общерусским, поскольку в 70–80-е гг. XI в., помимо Киевской, на Руси существовали еще две титулярных митрополии — в Переяславле и в Чернигове (см. коммент. См. коммент. Автор следует здесь за датой в Ипатьевской летописи, которая дана, однако, в данном случае по ультрамартовскому стилю (Бережков Н. Г. Хронология. С. 137), т. е. соответствует 1136 мартовскому году. Ср. коммент. Здесь, как и в приложении 1 к т. 2 «Истории», автор вступает в противоречие с самим собой, поскольку в гл. 2(I) и в прилож. 2 к т. 2 владыка Макарий совершенно справедливо отмечает, что прп. Антоний поселился в пещере после удаления Илариона на митрополию в 1051 г.; тогда-то и было положено начало Печерскому монастырю. К сожалению, во многом двоится само древнее печерское предание.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Тот самой камень, которой отвален ангелом от гроба Христова. – О приделе Ангела см. в коммент. 774. 1318 ...и служат на камне со образом раннюю литургию. А проскомидию совершают на самом гробе Христове... – Во время православной литургии в Кувуклии Тридневное ложе служит жертвенником, а престолом – камень в приделе Ангела. На эту особенность православного богослужения в храме Гроба Господня обращали внимание многие писатели-паломники XIX в. 1319 …взойти в часовню, или в пещеру ко гробу Христову. – О пещере Гроба Господня см. коммент. 775. 1320 …верхняя крыша пополам расколота поперег. Повествуют, некогда султан турецкой хотел крышу с гроба Христова взять к себе... не приказал и взять, оставить при своем месте.– Паломник акцентирует внимание на расколотой поперек мраморной плите, покрывающей Тридневное ложе, и передает один из вариантов местной легенды, рассказывающей историю появления этой трещины. 1321 А над гробом образ восстания Христова из гроба... – В пещере Гроба Господня помещены три иконы Воскресения, принадлежащие христианским конфессиям. 1322 А зъзади, чрез стену, есть церкви сирианской веры, другая – коптской веры. И у них две могилы, где были гробы благообразнаго Иосифа Аримафейскаго и князя Никодима. – См. коммент. 777. 1323 ...колодец каменной, выкладенной, дождевой воды, приведенной со всей болшей церкви трубами и жалобами. – Очевидно, речь идет о «Колодце Елены», расположенном под храмом Гроба Господня. Каменный колодец, имеющий продолговатую форму канала, сооружен еще в древние времена для сбора и хранения воды. Исправно действует и по сегодняшний день. 1324 Вышедши из часовни, по левой же стороне из-под свода кунпала, храм франков… И еще есть столп, закрытой досками, у коего привязаннаго Христа били по главе. – Речь идет о церкви Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии (подробнее о ней см коммент. 779). Сообщение Якима Васильева о камне, на котором ковали гвозди для распятия Спасителя, уникально для описаний наших паломников и, возможно, записано со слов «гида» богомольца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

82 Когда он страдал… всем приходилось слушать его брань — по поводу этого места дочь Диккенса Кейт написала Честертону (см. коммент. к с. 51): «Страдая, мой отец никогда не разражался бранью. Будучи глубоко опечален, он становился удивительно тих, и подавленность никогда не оборачивалась у него раздражительностью, так что в печали он был особенно нежен и внимателен к людям». 83 «Жизнь Диккенса» (1872—1874 гг.). 84 …есть труды, вроде на редкость полной книги Форстера — биография, написанная Форстером (см. коммент. к с. 31), при всей полноте и документальности, тоже не лишена субъективизма в оценках и изложении фактов, о чем свидетельствуют, в частности, и высказывания современников. Так, писатель Гаррисон Эйнсуорт сказал о ней: «Здесь, как я вижу, только половина всей правды», а Уилки Коллинз считал, что автор изложил «биографию Джона Форстера и отдельные эпизоды из жизни Чарльза Диккенса». 85 Дизраэли Бенджамин, граф Биконсфилд (1804—1881) — английский политический деятель, премьер–министр Великобритании в 1868 и 1874—1880, писатель (см. также коммент. к с. 106). 86 …ходил в часовню к унитариям — одна из сект протестантской церкви, отвергающая догмат троицы и церковное учение о грехопадении. 87 …напечатал в «Домашнем чтении» — «Домашнее чтение» — еженедельный журнал, издаваемый Диккенсом с 1850 по 1859 г. 88 нонкомформисты — протестанты, не принадлежащие к официальной англиканской церкви. 89 Письмо к Форстеру от 30.IX.1855. (Перевод Е. Коротковой). 90 …Он открыл Уилки Коллинза — английский писатель Уилки Коллинз (1824—1889) познакомился и подружился с Диккенсом в 1851 г. Большинство произведений, включая знаменитые романы «Женщина в белом» (1859) и «Лунный камень» (1868), были опубликованы в журналах, издаваемых Диккенсом («Домашнее чтение», «Круглый год»). Коллинз выступал и как соавтор Диккенса (повести «Праздное путешествие двух досужих подмастерьев» (1857), «Весть с моря» (1860), «В тупике» (1867), пьеса «Дневник мистера Найтингейла» (1851) и др.). 91 …Он обязан своим пылом страстным и мрачным страницам «Французской революции» Карлейля — главным источником документального материала при создании исторического романа «Повесть о двух городах» было сочинение Т. Карлейля (см. коммент. к с. 106) «История Французской революции» (1837), откуда Диккенс почерпнул также идею воздаяния господствующим классам за преступления перед народом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=711...

616 Св. Тереза — Тереза де Авила, или Тереза де Хесус (1515–1582), испанская писательница, монахиня, реформатор ордена кармелитов, в 1565 г. основала монастырь строгих правил (босоногих кармелиток). Преследовалась инквизицией. Автор сочинений о путях самосовершенствования человека для слияния с Богом. Канонизирована в 1622 г. Покровительница Испании. Учитель церкви. 617 Его Преосвященство Ланселот, Епископ Винчестерский — Ланселот Эндрюс (1555–1626) — известный в Англии XVII b. автор проповедей и богословских трудов, написанных " метафизическим стилем " . С 1605 г. — епископ Винчестерский. Один из создателей т. н. Библии короля Якова ( " Authorized Version " ) — английского перевода Библии 1611 г., одобренного Яковом I. Ею пользуется большинство англиканских церквей. 618 Беллармине, Роберто Франческо Ромоло (1542–1621) — итальянский кардинал, влиятельный защитник католицизма, автор " Disputationes de Controversiis Christianae Fidei adversus hujus temporis haereticos " (1581–1593). Протестанты прозвали графин с узким горлом и толстым " животом " " Беллармине " — по бурлескно-гротескному сходству со своим оппонентом. 619 …лорд Кларендон в " Истории бунта " — см. коммент. к эссе " Религия и литература " . 620 Архиепископ Кентерберийский — примас англиканской церкви. 621 Эббот, Джордж (1562–1633) — архиепископ Кентерберийский с 1610 г. 622 Генрих VIII, Эдуард VI — см. коммент. к " Идее христианского общества " , к " Заметкам к определению понятия " культура " " . 623 Via media (лат. средний путь) — формула, традиционно описывающая положение англиканства между римским католицизмом и континентальным протестантством, сложившееся во второй половине XVI b. 624 Пресвитерианство — см. коммент. к " Заметкам… " . 625 Во времена следующих двух монархов суждено было самоутвердиться, гораздо более настойчиво, и иным религиозным устремлениям. — Яков I (1566–1625), король с 1603 г., и Карл I (1600–1649), король с 1625 г., оба из династии Стюартов (см. коммент. к " Идее христианского общества " ), были католиками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Язык этот созвучен Пс. 85:9,10 ; в Ветхом Завете часто возвещается надежда народам, верный остаток которых обратится к Богу. «Боже Вседержитель» – это обычный иудейский титул для Бога. Греко-римские «ораторы прославляли богов, которые были признаны во всем мире, но, как подчеркивал иудаизм, Бог найдет признание во всей вселенной, и Ему поклонятся все в день последнего суда (ср.: Зах. 14:9 ). 15:5–16Подготовка к последним язвам 15:5. О небесном святилище-храме см. в коммент. к 4и Евр. 8:1–5 . 15:6. В древней еврейской литературе часто приводятся описания ангелов, облаченных в белые льняные одежды, но и священники изображаются в такой же одежде, а Иоанн описывает этих ангелов как служителей небесного храма. 15:7. Образ золотых чаш, вероятно, напоминает использование таких чаш в храме до его разрушения, за несколько десятилетий до этого; ср.: 5и 8:3. О чаше гнева см. в коммент к 14:9,10. 15:8. Храм, наполненный славой, напоминает посвящение земного святилища в древние времена ( Исх. 40:34,35 ; 3Цар. 8:10, 11 ;ср.: Иез. 10:3,4 ). 16:1. В Ветхом Завете нередко встречается выражение «излитие гнева» (особенно часто у Иеремии и Иезекииля); вероятно, с этим связан и образ чаши гнева. 16:2–11 Первые четыре чаши гнева Подобно язвам, которые приходят после гласа труб, эти образы судов заимствованы из ветхозаветной Книги Исход (язвы египетские) и призваны напомнить читателям Иоанна, что они, как и древний Израиль, будут защищены от этих судов, которые в итоге приведут к поражению их притеснителей и их собственному освобождению. 16:2. Раны упоминаются в связи с шестой язвой в Исх. 9:10 . 16:3. Такая язва была первой в Исх. 7:20 (вторая язва в перечне Отк. 8:8 ). 16:4. Этот суд также включает в себя и первую язву ( Исх. 7:20 ; ср. коммент. к третьей язве в Отк. 8:10 ). 16:5. Праведные часто обращались с мольбой к Богу, ища у него защиты и оправдания; когда же они получали оправдание, то славили Бога за Его справедливость (часто в псалмах; тот же язык прославления используется и для хвалы за Его милосердие, напр.: Тов. 3:2 ). В Ветхом Завете Бог часто допускает уничтожение людьми самих себя (нечестивые часто попадают в свою собственную ловушку). А в иудаизме эта тема развивается далее, подчеркивая уместность и справедливость особого наказания нечестивых. Иудеи верили, что ангелы управляют многими природными стихиями, в том числе владычествуют над морем (см. коммент. к Отк. 7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010