А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 13. Аввакум... О первой казни попа Лазаря и инока Епифания и о казнях дьяка Стефана./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 14. Аввакум... Письма и послания Симеону (1)/Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 15. Аввакум… Житие протопопа Аввакума./Виноградов А.В. Житие протопопа Аввакума как исторический источник. Приложение 1 (сс. 91-100)./Дипломная работа, научный руководитель доцент В.Д. Юдин. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2004. 16. Аввакум… Житие./Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975. 17. Аввакум… Послание «чадом церковным» о дьяконе Феодоре./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 18. Авраамий, инок (лишен иночества). Книга глаголемая челобитная (II)./Материалы… Т.7. «Христианоопасный щит веры», Челобитная и другие сочинения инока Авраамия. М., 1885. 19. Епифаний, инок (лишен иночества). Житие./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009. 20. Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 21. Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009. 22. Лазарь… Челобитная патриарху Иоасафу, писанная в Пустозерске в 1668 году./Материалы… Т.4. Челобитная Никиты (Пустосвята); сочинения Лазаря и подъяка Федора; челобитная инока Сергия. М., 1878. 23. Феодор, дьяк. (лишен сана).

http://bogoslov.ru/article/4793920

15,16 Из данного текста непонятно местонахождение дома Мнасона: то ли он находился в самом Иерусалиме, то ли где–то на пути между Кесарией и Иерусалимом. Подобно Мнасону, некоторые ученики, похоже, пришли с Кипра, и среди них– Варнава, а также, возможно, его племянник Иоанн Марк. Павел был там в начале своего первого миссионерского путешествия (4:36,37; 11:19–21; 13:4–13). 21:17–26 Прибытие Павла в Иерусалим. Хотя позднее Павла арестовали из–за беспорядков, вспыхнувших в Храме, он не остановился ни перед чем, только бы не огорчить иудеев или верующих иудеев. 17,18 После неформальной встречи с братьями, Павел со своими спутниками посетил руководителей Церкви, главой которых был Иаков (см.: коммент. к 12:12–17 и 15:13–21). 19,20 Отчет Павла о труде у язычников пресвитеры приветствовали и за это прославили Бога, однако они прозревали некоторые затруднения у многих тысяч уверовавших иудеев, которые все еще оставались ревнителями закона. С учетом численности населения Иерусалима, многие из этих тысяч, по всей видимости, подобно многим из тех, которые обратились в день Пятидесятницы (гл. 2), не проживали в Иерусалиме постоянно. 21 Каким–то образом до некоторых иудеев (и даже верующих из их числа) дошли превратные слухи о проповеди Павла; и они поверили, в частности, тому, что он учит всех Иудеев отступлению от Моисея. Дело, конечно, обстояло иначе. Павел учил язычников, что им не надо становиться иудеями, а это весьма отличается от призыва к иудеям перестать быть иудеями (см.: 21:28,29 и коммент. к 16:1–5). 22–24 Иаков советует Павлу открыто поддержать иудейско–назорейский обет нескольких человек и даже принять в нем участие. Павел и сам ранее давал подобный обет (см.: коммент. к 18:18 и Чис. 6:1 – 21 ), так что он согласился не только из чисто политических соображений. Иаков надеялся, что, наблюдая такое участие, узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо. 25 Вместе с тем Иаков по–прежнему держится соглашения (о принятии его говорится в гл. 15), ограничивающего «бремя», которое пытались возложить на язычников в отношении определенного поведения, считавшегося иудеями «типично языческим» и оскорбительным. 26 Павел принимает совет Иакова. То, что Святой Дух предупреждал его о противоборстве и даже узах в Иерусалиме (см.: 20:22,23; 21:11,12), не удерживает апостола от подобного рода действий. Принимая обеты, Павел понимал их суть и действовал целенаправленно, хотя ему не было ясно, во что выльется его участие в них.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Благочестивые иудеи ежедневно молились Богу о восстановлении Иерусалима. Новый Иерусалим как ветхозаветный образ ( Ис. 65:18 ) стал олицетворением грядущей надежды иудеев, независимо от того, шла ли речь об обновленном и очищенном Иерусалиме (Тов., «Псалмы Соломона), или (как в данном случае) о новом городе, грядущем свыше (вероятно, 4 Езд.); город, сходящий с небес, будет совершенным, построенным Самим Богом (это упование описывается в ряде текстов). В некоторых апокалипсисах (2 Вар.) говорится о том, что праведные будут обитать на небе; в ранней еврейской литературе, например в КнигеЮбилеев, говорится, что Бог низойдет с неба и будет пребывать среди Своего народа. 21:3 . Скиния всегда символизировала собой пребывание Бога среди Своего народа ( Исх. 25:8,9; 29:45 ; 3Цар. 6:12,13 ); Бог также обещал «обитать» со Своим народом, как это было предусмотрено Его заветом-договором с ними ( Лев. 26:11,12 ), особенно это касается грядущего мира, в котором не будет места греху ( Иез. 37:24–28; 43:7–10 ; Зах. 2:11 ). 21:4. Эти картины навеяны образами из Исайи: 25:8; 35:10; 51:11; 65:16–19. 21:5 . Об обетовании по поводу нового творения см. в коммент. к 21:1; о Божественной премудрости, духовно «творящей все новое» в настоящем времени, ср.: Прем. 7:27 . 21:6. Об Альфе и Омеге см. в коммент. к 1:8. Образ грядущего века включал в себя понятие об изобилии воды (напр.: Ис. 35:1,2 ; Иез. 47:1–12 ; см. коммент. к 22:1); о даровании воды жаждущему ср.: Ис. 55:1 . 21:7 . Бог в Ветхом Завете называет Израиль Своим сыном (это выражение также наследует более поздняя еврейская литература); те, кто стал Его детьми, были частью сообщества, с которым Он заключил завет-договор и которые унаследовали Его обетования о грядущем времени. Бог обещал Своему народу, который пройдет через все испытания, наследство грядущего мира ( Зах. 8:12 ). Выражение «буду ему Богом, иОн будет Моим народом» – характерная ветхозаветная формула завета (как и в «Книге Юбилеев). 21:8. Часть ветхозаветного обетования (напр.: Ис. 66:24 ), которое известно и из еврейской литературы, заключается в том, что устоявшие во всех испытаниях праведные не разделят своего наследства с теми, ктонепрестанно противостоял им. Перечни грехов часто встречаются в древней литературе. «Лжецы» может относиться к идолопоклонству ( Ис. 44:20 ; Иер. 10:3 ) или к ложным учениям ( 1Ин. 2:22 ), например, речьможет идти о культе императора и о лжепророках – против чего выступает Откровение; большинство других грехов в этом перечне совершаются теми, кто преследовал церковь или был отступником.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Настоящее издание, с. 16. 16 Г. Федотов считал, что анализируемые им стихи отражают эпоху допетровской Руси. 17 Такова, например, Программа Полесского этнолингвистического атласа, по которой осуществляется сбор сведений о древнейших славянских обрядах, обычаях и поверьях. См.: Полесский этнолингвистический сборник. М., 1983. 18 См., например: Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982 19 Настоящее издание, с. 11 20 См. также: Топорков А.Л. Материалы по славянскому язычеству (Культ матери-сырой земли дер. Присно)//Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984, с. 222-233, 21 Экспедиционные записи автора. - Далее даются без отсылок 22 См. коммент. 19, 20. 23 Kowalska Н.Ор. cit. 24 Настоящее издание, с. 120. 25 См. коммент. 172. 26 Настоящее издание, с. 123-124. 27 м. подробнее: Толстой Н.И.К реконструкции семантики и функции некоторых изобразительных и словесных символов и мотивов [Глаза и зрение покойников в славянских народных представлениях]//Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990, с. 52. Ср.: настоящее издание, с. 86 28 Причитания Северного Края, собранные Е.В. Барсовым. М., 1872, с. 13 29 Tolstaja S.The worshipping of saints and its transformation in slavic folk belief//Traditional folk belief today. Tartu, 1990, р. 157-159. См. также: Успенский Б.А.Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982. 30 Настоящее издание, с. 24. 31 Там же, с. 32. 32 Настоящее издание, с. 53; см. также коммент. 82 33 Там же, с. 37; повторение и развитие этой идеи см.: Успенский Б.А.Влияние языка на религиозное сознание//Труды по знаковым системам. Тарту, 1969, вып. 4, с. 159-168. 34 Федотов Г.П.Славянский или русский язык в богослужении//Путь. Париж, 1938, 57, с. 3-28. 35 Карсавин Л.П.Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии. Петроград, 1915. 36 Например, у Василия Великого есть тонкие рассуждения о смысловых радличиях соединительного союза и комитативного предлога. См.: Василий Великий.О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу ионийскому//Творение иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския, т. I. СПб, 1911. 37

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

13:7 . Личность, напоминающая антихриста у Даниила в 7:21,22 (вначале отождествлявшаяся с Антиохом IVEnuфahoм, а затем попеременно со всеми его последователями в этой роли, которыми изобилует история), развязала войну против святых («святые», народ Божий, см.: 7:18,25; 8:24) и «одолела» их – до дня суда и наступления Царства Божьего. Нерон заживо сжигал христиан, чтобы освещать по ночам свой сад, других же распинал или отдавал на съедение диким зверям; они были его политическими «козлами отпущения» запожар в Риме, в котором обвиняли его и его друга Тигеллина. Домициан, по-видимому, не проводил политики широкомасштабного преследования христиан; но предсказание Иоанна вскоре воплотилось в жизнь, поскольку последующие императоры начали репрессии против христиан. 13:8. Антиох Епифан, один из самых ранних кандидатов на роль антихриста (II в. н. э.), подчинил своему влиянию все народы (в этой части мира), которые в его правление стали единым народом ( 1Мак. 1:41–43 ), и требовал поклонения себе, как восточный монарх. Римляне таким же образом объединили вокруг себя значительную часть Древнего мира, и на всем Востоке, где были сильны тенденции поклонения монарху,теперь установился культ императора. Выражение «все живущие на земле» во времена Иоанна означало «цивилизованные» народы, все, что находилось под властью императора (см., напр.: Иудифь 2:7; 6:4; 11:1 ),хотя всем было известно из легенд, мифов и деловых контактов о народах, живущих за пределами Римской империи, – парфянах, северных варварах. Этот стих указывает на учение о предназначении, которого иудаизм придерживался наряду с учением о свободной воле (древние авторы никогда не усматривали особых противоречий между этими двумя концепциями, хотя мысль о предвидении Бога может разъяснить все; см. коммент. к Рим. 9:19–21 ). О «книге жизни» (ср.: Дан. 12:1 ) см. в коммент. к Флп. 4:3 . 13:9. См. коммент. ко 2:7. 13:10. Это лексика Иер. 15и 43:11, где Бог обещает истребить большую часть Израиля разными способами, а другую часть отправить в рабство; но суд здесь направлен против всех народов, которые восстали против Бога. Этот суд должен удовлетворить притязания святых мучеников на свое оправдание ( Отк. 14:11,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

13:23. Мужчины на праздничных трапезах возлежали (женщины не обедали в обществе мужчин, разве только в семейной обстановке). Каждый возлежал, слегка откинувшись назад от соседа справа; таким образом, Иоанн мог откинуть голову и даже покоиться на груди Иисуса. (Они опирались на левый локоть так, чтобы правая рука была свободна, но пищу разрезали не во время трапезы, а заранее.) Возлюбленный ученикИисуса – вероятно, Иоанн – занимал одно из самых почетных мест, как и сосед Иисуса слева (Иуда, полагают некоторые комментаторы, исходя из ст. 26). 13:24–27. Если хозяин, обмакнув кусок хлеба в общую чашу (в которой на Пасху была подслащенная кашица из горьких трав), протягивал его кому-нибудь, это было знаком его почтения к этому человеку.Полновластие Иисуса здесь неоспоримо (ср.: Мк. 14:20 ). 13:28–30. Перед Пасхой некоторые благочестивые евреи занимались благотворительностью, чтобы заручиться расположением Бога. Обычно выходить на улицу в пасхальную ночь не полагалось ( Исх. 12:22 ), но в повествовании Иоанна (в отличие от Матфея и Луки) Пасха, по всей видимости, начиналась на следующий день (см.: 18:28 и соответствующий коммент.). 13:31–35 Прославление и новая заповедь Контекст этих стихов – предательство Иуды и смерть Иисуса. 13:31,32. О прославлении см. в коммент. К 1и 12:23–27. 13:33. Учителя иногда называли своих учеников «детьми» (ср.: 1Ин. 2:1 ), а ученики учителя – «отцом». В еврейской литературе также известны «завещания» («заветы»), в которых герои прошлого давали своим детям перед смертью важные наставления, предназначенные будущим поколениям. Неизвестно, следует ли здесь Иоанн образцу этого литературного жанра, но то, что Иисус, покидая учеников, дает им прощальные наставления, вполне естественно. 13:34,35. Ветхий Завет заповедовал любовь ( Лев. 19:18 ); новизна Иисусовой заповеди заключается в предложении нового идеала и примера: «какЯ возлюбил вас», т. е. вплоть до самопожертвования. 13:36–14Последовать за Иисусом на крест? 13:36,37. Хотя Петр искренне убежден, что последует за Иисусом даже на смерть, он не понимает, куда идет Иисус (14:5). О теме непонимания см., напр., в 3:4, а также во введении к коммент. к Евангелию от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

B. И. Терновского, Ю. Ф. Шульца. Сост. и коммент. Ю. Ф. Шульца. – М., 1971. 358 . Книга Правил Святых Апостол, Святых соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. – Загорск: Свято-Троице Сергиева Лаврыа 1992. – 548 с. (М., 2004). 359 . Кодекс Феодосия//Коптев А. В. Кодекс Феодосия и римский колонат. Учеб. пособие. – Вологда, 1996. – С. 39–88. 360 . Козлов А. С. Тенденциозность «Галльской хроники 511 года»//АДСВ. – 2006. – Вып. 37. – С. 59–103. 361 . Коковцев А. К. Чудеса св. Николая, епископа Мирликийского: Пер. с сирийского//Записки Восточного отделения имп. Русского археологического общества. – СПб., 1896. – Т 9. – Вып. 1–4. – С. 79–86. 362 . Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. – Л.: Изд-во АН СССР, 1932. – 135 с. 363 . Комит Марцеллин. Хроника (379 – 390 гг)/Пер. с лат. Н. Н. Болгова//Классическая и византийская традиция. 2009. Материалы III международного научного семинара. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – С. 222–224. 364 . Константин Багрянородный. Об управлении империей: Пер., коммент Г. Г. Литаврина//Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М.: Наука, 1982. – С. 267–333. 365 . Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, пер., коммент./Под ред. Г Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. – М.: Наука, 1989. – 496 с. (2-е изд.: М.: Наука, 1991. – 496 с.). 366 . Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, пер., коммент./Под ред. Г. Г. Литаврина и Е. А. Мельниковой при участии И. Г. Коноваловой. – М., 2010. 367 . Константин Багрянородный. О фемах Запада, т. е. Европы//Известия Государственной академии истории материальной культуры. – 1934. – Вып. 91. – 45–46. 368 . Константин Багрянородный. О церемониях византийского двора (De cer. P. 651. 14–15 – 657. 18)/Пер. А. М. Филипчука//Филипчук А. М. Росы и их слуги в кн. II. 45 «De ceremoniis»: проблемы источников и авторского восприятия//Восточная Европа в древности и средневековье. Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация. XXI Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В. Т Пашуто. Материалы конференции. – М., 2009. – С. 332–335.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Lodi. Enchiridion. P. 27-41 [иудейские трапезные молитвы], 54-55 [трапезные молитвы Дидахе], 162-164 [фрагменты Апостольского предания сщмч. Ипполита Римского и Канонов Ипполита], 184-189 [фрагменты Деяний ап. Фомы]; Устав общины; Дополнения к Уставу Кумранской общины/Пер. К. Б. Старковой//Тексты Кумрана. СПб., 1996. Вып. 2. С. 120-121, 162-163. (Памятники культуры Востока; 7); La Doctrine des douze apôtres (Didachè)/Introd., texte, notes, append. et index par W. Rordorf et A. Tuillier. P., 1978. (SC; N 248) [греч. текст, франц. пер. и коммент.]; Учение двенадцати апостолов/Пер. и коммент. А. И. Сидорова//Символ. 1993. 29. С. 275-305 [греч. текст., рус. пер. и коммент.]; Учение двенадцати апостолов (Дидахэ)/Пер. и коммент. прот. В. Асмуса и А. Дунаева//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 11-38; Ignace d " Antioche. Lettres. Lettres et Martyre de Polycarpe de Smyrne/Texte grec, introd., trad. et notes de P. Th. Camelot. P., 1951. (SC; N 10) (рус. пер.: Послания к Смирнянам, Траллийцам, Филадельфийцам//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 340-345, 323-327, 334-339); Плиний Младший. Письма. Кн. X. Письмо 96/Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1984. С. 205-206; Иустин философ, мч. Сочинения. М., 1892, 1995р. (Б-ка Отцов и Учителей Церкви; Т. 1); Минуций Феликс. Октавий//Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 234-235, 262; Acta Apostolorum Apocrypha/Ed. R. Lipsius, M. Bonnet. Lpz., 1899. Vol. 1. P. 252-258 [А. в Деяниях Павла и Феклы]; 1903. Vol. 2/1. P. 185-193 [А. в Деяниях Иоанна]; Passion de Perpetuea et de Félicité suivi des Actes/Introd., texte critique, trad., comment., et index par J. Amat. P., 1996. (SC; N 417); Hippolyte de Rome. La Tradition Apostolique/Texte grec, introd., trad. et notes de B. Botte. P., 1946. (SC; N 11) (рус. пер.: Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание/Пер. прот. П. Бубуруза//Отцы и учители Церкви III века: Антология. М., 1996. Т. 2. С. 252-256); Киприан Карфагенский, сщмч. Письма//Там же. С. 355, 374-375; [лат.

http://pravenc.ru/text/63076.html

Районы Фессалии и Эпира – это территории господства родовой собственности, как крестьянской (наследственной) парцеллы, так и крупной. В ее организации и устройстве заметны сильные следы обычноправовых отношений, основу которых составляют сильные семейно-имущественные связи. Поэтому институты служилой собственности в данных регионах представлены только в зародыше. Это могло быть связано также со слабостью в данных регионах византийской власти. Особенно важно отметить, что здесь сохраняются следы общинных отношений, не разрушенных даже крупными вотчинами. Наконец, для конца XI–XIII в. характерно усиление развития ктиторских монастырей и их землевладения, что также связано, по нашему мнению, с консолидацией в этот период крупного провинциального землевладения. Использованная литература Источники Анна Комнина. Алексиада/Вступ. статья, пер., коммент. Я.Н. Любарского. М., 1965 (второе изд.: СПб., 1997.) Бенешевич В. Н. , Успенский Ф. И. Вазелонские акты: материалы для истории крестьянского и монастырского землевладения в Византии в XIII-XV вв. Л., 1927. Константин Багрянородный. Об управлении империей/Пер. Г. Г. Литаврина. М., 1991. Лев Диакон. История/Пер. М. М. Копыленко, статья М. Я. Сюзюмова, коммент. С. А. Иванова . М., 1988. Михаил Пселл. Хронография/Пер., статья, примеч. Я.Н. Любарского. М., 1978. Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. I-II. СПб., 1860–1862. Советы и рассказы Кекавмена. Сочинения византийского полководца XI в./Подготовка текста, введение, пер., коммент. Г. Г. Литаврина. М., 1972. Стратегика императора Никифора/Изд. Ю. А. Кулаковского //Записки АН. Серия ист.-фил. 1908. Типик Григория Пакуриана/Введение, пер., коммент. В. А. Арутюиовой-Фиданян. Ереван, 1978. Acropolita Georgius. Opera/Rec. A. Heisenberg. Vol. 1–2. Lipsiae, 1903. Actes de Chilandar (Actes de Г Athos, V)/Ed. L. Petit, B. Korablev. СПб., 1911 (приложение 1 к т. XVII ВВ). Actes de Dionysiou (Archives de Г Athos, IV)/Ed. dipl. N. Oikonomides. Paris, 1968. (250 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010