Зосима, епископ Черниговский и Новгород-Северский (Прокопович) В 1631 году упоминается иеромонахом Киевского Михайлова монастыря, затем настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря. В 1648 году (по Н. Д. – в 1650 году) хиротонисан во епископа Черниговского. Он был первым архипастырем освобожденной от униатов епархии. В сложной, напряженной обстановке протекала деятельность преосвященного Зосимы. На каждом шагу он встречал противодействия, неприятности и притеснения. Он даже не имел средств к существованию и вынужден был оставаться в Киеве в звании блюстителя Антониевых пещер, чтобы получать пособие от лавры. Характерной особенностью преосвященного Зосимы было почитание памяти усопших. В Елецком монастыре он занимался составлением «Елецкого синодика», собранного от «давняго тоея обители поминника». Скончался в 1656 году. Литература: Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. (Историческое описание). – Чернигов, 1900. – С. 22. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 293, 904. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1417. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 510. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. – С. 33–36. Православный собеседник. – Казань, 1909, январь. – С. 82. Журнал Московской Патриархии. – 1954, 4. – С. 12. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 25. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Поселянин Е. [Е. Н. Погожев]. Детская вера и старец Амвросий. 1е издание, СПб., 1901; 2е издание, СПб., 1913. Вельяминов Николай Александрович (1855–1920) — русский хирург, один из первых начал применять светолечение, сделал немало ценных наблюдений о лечебных свойствах света и ультрафиолетовых лучей. Основал и издавал журнал «Хирургический вестник» (1885–1894). Спасокукоцкий Сергей Иванович (1870–1943) — хирург, академик. Работал заведующим хирургическим отделением Смоленской губернской больницы (1898–1909), затем Саратовской городской больницы (1909–1911). С 1912 г. — профессор Саратовского университета. В 1926–1943 гг. – зав. кафедрой хирургической клиники 2го Московского медицинского института. Сабанеев Иван Федорович (1856-?) — хирург, приобрел известность пластическими операциями. «Операция Сабанеева», описанная хирургом в 1890 г., — ампутация бедра на уровне бедренной кости. Туберкулезное воспаление брюшины — инфекционная, хроническая болезнь, сопровождающаяся болью в животе, похуданием, утомлением. При этой болезни воспаляется брюшина — тонкая оболочка, выстилающая внутреннюю поверхность брюшной стенки. Видимо, имеется в виду книга «Оправдание добра» (1894–1897), глава 19, главка XII. См.: Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996, с. 384. Отк. 3:14 -16: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Эмфизема — растяжение органа воздухом или образовавшимся в тканях газом. Апоплексический удар — старинное название инсульта. “Троицкие листки”. Сергиев Посад, 1879–1917 — периодическое издание с духовно-нравственным чтением для народа. 8011000 (т.5, вып.21–25) составили “Троицкое толковое Евангелие от Матфея”. Автора книги установить не удалось. Св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский — один из «мужей апостольских». Во время гонений на христиан казнен в Риме в 107 г. Память 29 января и 20 декабря.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Мы видим Христа молящимся в Гефсиманском саду за считанные часы до того, как Иуда приведет к Нему стражников. О чем же просит Христос Отца? О разрешении Своих затруднений, о спасении от страданий и смерти? Нет, прежде всего — об учениках, о близких Ему людях, о тех, кто составляет первую церковную общину, которых Он так по-человечески любит; о тех, кто вверен Ему Отцом.  Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои … Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы … Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин 17:9, 11, 15). Моление о чаше. А. Монтенья Целая глава (!) Евангелия от Иоанна посвящена молитве Христа об учениках и о тех, кто уверует в Него по слову апостолов. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них  (Ин 17:24, 26). А о Себе Христос просит очень коротко и смиренно, предоставляя Себя целиком в волю Отца: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет  (Лк 22:42). Святые — те, кто в максимальной степени уподобился Христу, — тоже очень редко просили у Бога что-то для себя лично. Очень характерна в этом смысле молитва святителя Филарета (Дроздова) : «Господи! Не знаю, чего просить у Тебя! Ты один ведаешь, что мне потребно… Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись!» Зато очень дерзновенно святые просили за других. Иоанн Кронштадтский (1829–1909) молился горячо и эмоционально, чуть ли не требовал у Бога помощи для других людей. Многих его настойчивость смущала, но не Бога. Потому что помощь-то приходила! И огромную роль тут играла непоколебимая вера отца Иоанна, который ни на секунду не сомневался: Бог ответит! Он знал по личному опыту и не раз писал об этом в своей книге «Моя жизнь во Христе»: ничто так не угодно Господу, как молитва за ближних, а исполнить то, что мы просим, для Него не составляет никакого труда.

http://foma.ru/pochemu-bog-ispolnjaet-ne...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пасха на картине Михаила Нестерова 4 мин., 07.04.2018 Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в  проекте «Холст, Пасха» . Пасха Господня — картина «Утро Воскресения» русского художника конца XIX — первой половины XX века Михаила Нестерова. Удивительно, но о Воскресении Христа первыми узнали вовсе не Его ближайшие ученики, а те самые женщины, которые видели Его смерть на Кресте. На следующий день после субботы Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия пошли к гробнице, в которую положили Учителя, с миром (благовонным маслом), чтобы помазать его тело — таков был иудейский погребальный обычай. Поэтому их так и называют — Жены Мироносицы. Но, подойдя к гробнице, они увидели, что камень, закрывавший вход в нее, отвален и лежит рядом. А войдя внутрь пещеры, женщины не нашли там тела Христа. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (Лк 24:4–9). Воскресение (Утро Воскресения). Триптих. 1908-1909. Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова Богородицы Другой евангелист рассказывает, как, обнаружив пропажу тела, Мария Магдалина прибежала к апостолам и сообщила им, что тело Учителя украли. Но затем Сам Христос явился ей и она вернулась к ученикам, свидетельствуя уже о воскресении Спасителя.

http://foma.ru/pasha-na-kartine-mihaila-...

[viii] Д. Несколько слов о духовной цензуре//Вестник Европы, 1869, 12. - С. 890. [ix] Пономарев А. И. А. Котович «Духовная цензура в России (1799-1855)» (СПб., 1909)//Журнал министерства народного просвещения, 1909, 9. - С. 151. [x] Нужно ли преобразование духовной цензуры//Православное обозрение, 1862, 3. - С. 98. (Эта статья  была написана по поводу заседания комиссии, учрежденной для пересмотра, дополнения и изменения постановлений по делам книгопечатания. 19 марта 1862 года состоялось первое заседание этой комиссии. - М. А.). [xi] Там же. - С. 102. [xii] Д. Несколько слов о духовной цензуре//Вестник Европы, 1869, 12. - С. 891. [xiii] К примеру, духовный писатель священник И. С. Беллюстин анонимно издал свое сочинение «Описание сельского духовенства» в 1858 году в Лейпциге, а в 1859 году совместно с бывшим служащим Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры Н. В. Елагиным священник Беллюстин выпустил в Берлине сборник «Русское духовенство». (См.: Русские писатели 1800-1917: биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 218). [xiv] Светлов П. Я., профессор протоиерей. Духовная цензура (pia desideria русского богослова по поводу 8-го пункта Высочайшего указа 12 декабря). - СПб., 1905. - С. 8-9. [xv] Котович А. Н. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). - СПб., 1909. - С. 596. [xvi] Там же. - С. 596-597. [xvii] Там же. - С. 602. [xviii] Кизеветтер А. А. Духовная цензура в России (Ал. Котович: «Духовная цензура в России 1799-1855 гг.». СПб., 1909. Стран. XVI + 604)/Кизеветтер А. А. Исторические очерки. - М. 1912. - С. 205. [xix] Котович А. Н. Комитеты духовно-цензурные. Богословская энциклопедия. Т. 12. - СПб., 1910. - Стлб. 482. [xx] Котович А. Н. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). - СПб., 1909. - С. 368. [xxi] Котович А. Н. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). - СПб., 1909. - С. 372. [xxii] Там же. - С. 373. [xxiii] Там же. [xxiv] Там же. - С. 374. [xxv] Там же. - С. 389. [xxvi] Там же. - С. 389-390. [xxvii] Котович А. Н. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). - СПб., 1909. - С. 398.

http://bogoslov.ru/article/311692

С.-Петербург, 1906 г. Эрнест Ренан. Апостолы. Перевод Святловского. С.-Пе­тербург, 1907 г. Эрнест Ренан. Антихрист. Перевод Святловского. С.-Пе­тербург, 1907 г. Д. Миртов. Нравственное учение Климента Александрийского . С.-Петербург, 1900 г. Бенвенуто Челлини. Жизнь его, им самим рассказанная. Издание Ледерле. Перевод Штейна. С.-Петербург. Л. Н. Толстой. Некоторые его сочинения. Ф. М. Достоевский. Некоторые его сочинения. Д. Мережковский. Не мир, но меч. С.-Петербург, 1908 г. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Издание четвертое, Москва, 1909. И. Бердяев. Духовный кризис интеллигенции. С.-Петер­бург, 1910 г. С. Н. Булгаков. О Первохристианстве. «Русская мысль», 1909 г. Май, июнь. Журнал «Вопросы философии и психологии». Некоторые статьи за последние годы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Некоторые статьи проф. Тарханова, Догеля и Вл. Соловьева. Густав Лебон. Эволюция материи. Перевод Байчковского. С.-Петербург, 1909 г. Густав Лебон. Возникновение и исчезновение материи. Перевод Чайкель. Харьков, 1909 г. Кроме сего, мы пользовались следующими книгами по теософской литературе: Вопросы теософии. Выпуск первый 1907 г. и выпуск второй 1910 г. Статьи Е. П. Блаватской, Ани Безант, А. А. Каменской и Е. Ф. Писаревой. Журнал «Вестник теософии» за 1908, 1909 и 1910 гг. Статьи Е. П. Блаватской, А. Безант, М. Колинз, Р. Штейнера, Ж. Паскаля, А. А. Каменской, П. Батюшкова и др. Е. Т. Блаватская. Голос безмолвия. Пер. Е. П. Е. П. Блаватская. (Радда-Бай) загадочные племена на Голубых горах. С.-Петербург. Издание Губинского. А. Безант. Древняя мудрость. Пер. Е. П. А. Безант. Теософия и новая психология. Пер. Е. П. А. А. Каменская. Задачи теософии. Брамин Чатерджи. Сокровенная религиозная философия Индии. Пер. Е. П. Эдуард Шюре. Велите посвященные. Пер. Е. П. Свет на пути и Карма. Пер. Е. П. Лидбитер. Астральный план. Пер. Трояновского. С.-Пе­тербург. Седир. Индийский факиризм. Пер. Трояновского. С.-Пе­тербург, 1909 г. Здесь надо пояснить, что, так как мы в труде нашем часто делаем ссылки на Добротолюбие и Журнал «Вестник теософии», то для более сокращенного обозначения этих ссылок мы приняли такой способ: ссылку, напр., на второй том Добротолюбия, страницу 37-ую, мы означаем сокращенно так: Доброт., II, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В некоторых из них содержались весьма любопытные и сохраняющие свою актуальность по сей день аналитические выводы. Так, например, священник Т.А.Земляницкий в весьма обстоятельной статье «Родной язык» 19 от 8 мая 1911 г.) доказывал, что «богослужение на инородческих языках, сродняя инородцев с русскими по душе, способствует и усвоению русского языка». Весьма интересной в данном отношении представляется также статья грузинского епархиального миссионера А.Платонова «Из истории применения системы Н.И.Ильминского на Кавказе» 38 от 25 июля 1910 г.). Заметное место на страницах СБСГ занимали документы, регламентирующие деятельность БСГ и его «Кружка сестёр-сотрудниц», а также материалы, рассказывающие об их деятельности (в том числе – отчёты об общих собраниях БСГ). Среди них: «Правила о порядке выдачи и ношения Знака Братства Св[ятителя] Гурия», утверждённые определением Св[ятейшего] Синода, от 11 июня сего 1909 года за 4755, и описание его» 5 от 1 ноября 1909 г.), «Кружок сестёр-сотрудниц Братства святителя Гурия, его состав и цели» 6 от 8 ноября 1909 г.), «Устав Уездных Отделов Братства св[ятителя] Гурия» 25 и 26 от 26 июня 1911 г.). В 20 от 18 апреля 1910 г. было опубликовано «Положение о Миссионерском приюте, находящемся при Казанском Архиерейском доме», возникшем по инициативе и благословению архиепископа Казанского и Свияжского Никанора в конце 1909 г. и находившемся в ведении БСГ. В журнале можно найти, к примеру, материалы об Общем собрании БСГ, проходившем 1 ноября 1909 г. в залах Казанской Городской Думы 7 от 14 ноября 1909 г.), а также разного рода заметки на «братскую» тему, такие, как: «Из жизни Братства свят[ителя] Гурия» и «Архипастырская милость» 43 от 29 августа 1910 г.) епископа Андрея. Иногда в СБСГ помещались отчёты о собраниях и прочих мероприятиях миссионерских организаций, действовавших «на местах». Особое внимание при этом уделялось отчётам о деятельности «Царёвококшайского миссионерского кружка», на базе которого впоследствии был создан Царёвококшайский отдел БСГ. 25

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—60— чета); если обратить внимание на то, что на студенческой скамье г. Виноградовым и motu proprio составлено и напечатано несколько рассуждений гомилетического характера или имеющих близкое отношение к вопросам пастырско-проповеднического служения; что он в течение трех лет стоял во главе кружка студентов-проповедников и в достаточной мере успел заявить себя в качестве талантливого проповедника; – то, в заключение отзыва о представленном отчете, с полным правом можно заметить, что его составитель готовится вступить на предлагаемую ему Советом Академии кафедру гомилетики (соединяемой по новому уставу с пастырским богословием) всесторонне и вполне основательно изучившим все существенно важное для гомилета и пасторалиста, что представляет святоотеческая письменность, литература западная и русская; а с делом проповедничества ознакомившимся и практически». Справка: I) Постановление Совета Академии от 23 сентября 1909 года (журнал собраний Совета 23 сентября – 7 октября 1909 года, 14, ст. II): «1) На кафедру гомилетики и истории проповедничества иметь в виду кандидата и профессорского стипендиата Академии выпуска текущего 1909 года Василия Виноградова , предложив ему посвятить текущий 1909–1910 учебный год подготовлению к занятию означенной кафедры. – 2) Окончательное суждение об избрании кандидата Виноградова иметь по представлении им отчета о стипендиатских занятиях. – 3) Временное преподавание гомилетики и истории проповедничества студентам III курса Академии в текущем 1909–1910 учебном году предложить бывшему преподавателю этого предмета, ныне и. д. доцента Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета священнику Д. В. Рождественскому , с особым вознаграждением в размере жалованья доцента. – II) Последовавшею на упомянутом журнале резолюцией Его Высокопреосвященства от 25 октября 1909 года означенное постановление Совета было утверждено. – III) § 50 устава духовных академий 1884 года: «Ищущие звания профессора или доцента, но неизвестные Совету своими преподавательскими способностями, сверх условий, изложенных в §§ 45

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

334 Исследования и взгляды ученых о питекантропе в период 1894–1896 г.г. подвергнуты мною обсуждению в статье «Мнимое открытие» (Богослов. Вестн. 1896 г., 10). 336 Э. Геккель, Естественная история миротворения. Перевод Генкеля. С.-Петербург. 1909. Книга II-я, стр. 297. 339 L. Pervinquière, Le Pithecanthrope et l’homme fossile de la chapelle – aux-saints (Rev. scientif. 1909, 2–1 er sem, p. 39). 341 Е. Деннерт, Геккель и его «мировые загадки». Перев. под редак. С. Никитского. 1909, стр. 148. 342 Volz, Das geologische Alter der Pithecanthropus – Schichten bei Trinil. Ost. Java. Neues Jahrbuch für Mineralogie, Geologie und Paleontologie, Festband. 1997, p. 256–271. 343 Branca, Vorläufiger Bericht über die Ergebnisse der Trinilexpidition… Sitzungsberichte d. math. phys. Klasse d. Akad. d. Wiss. Berlin. 1908, p. 261–273. 344 E. Dubois, Einige Niederländischerseits erhaltene Resultate mit Bezug auf die Kenntnis der Kendengfauna (Fauna von Trinil). Tijdscrift van het Kön. Nederl. Aardrijkskundig Genootschap, (2). XXIV, p. 449–458. 345 Гиена, кошка, свинья, гиппопотам, тапир, носорог, стегодон (принадлежит к слоновым, более приближается к настоящим слонам, чем мастодонт), слон, бык, бибос (принадлежит к семейству Bovinae – бычачьих, лоб короткий с высокопонятыми рогами), лептобос (принадлежит к семейству верблюдовых, родственен ламе, кабарге), семиопитекус (хвостатая обезьяна родственная мартышкам), макак (отчасти приближается к мартышкам, отчасти к павианам). 346 L. Pervinquière, цитир. статья из Revue scientifique. Должно заметить, что журнал этот в общем относится сочувственно к дарвинистическим и геккелевским умозрениям. Здесь помещал свои статьи о питекантропе, как о промежуточном звене, Мануврье. На русском языке сообщение о находке в la chapelle-aux-saints помещено в Историческом Вестнике. 1909. Февраль, стр. 907–910. 347 Boule, L’Homme fossile de la Chapelle-aux-saints (Corrèze). C. R. A. d. S. vol. CXLVII, 14 décembre 1908, p. 1349–1352. 348 Департамент Corrèze во Франции лежит под 45° северн. ш. и 1° восточн. долготы от Гринвича к северо-востоку от Дордоньи знаменитой находками по палеонтологической антропологии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Гендерный» аспект «крещенского вопроса» затрагивался в докладе О.П.Ермолаевой «О призвании женщины на служение Миссии» 35 от 3 июля 1910 г.). В опубликованной в том же номере статье «Отрадные факты из жизни крещёных татар» (за подписью «С.Т.Е.») рассказывалось о переселении в ходе «столыпинской» аграрной реформы, по причине малоземелья, «крещёных татар» из Цивильского уезда Казанской губернии в Акмолинскую область (близ города Петропавловска) и переходе на отруба их соплеменников в Лаишевском уезде. В 3 от 19 декабря 1909 г. была опубликована заметка священника С.А.Багина о положительном опыте деятельности Общества христианской взаимопомощи, открытом в кряшенском селе Крещёные Янасалы Казанского уезда 14 апреля 1909 г. «В виду несомненной пользы таких обществ, сближающих приходского пастыря с пасомыми, – подчёркивал автор, – весьма желательно открытие их и в других приходах епархии, где существует отступническое движение, так как, благодаря своевременной поддержке, многие инородцы-христиане избавятся от материального гнёта со стороны магометанских агитаторов, которые дают в долг только отпавшим от православия и чрез это вынуждают своих недостаточно обеспеченных православных единоплеменников отпадать в ислам». Заметное внимание в журнале уделялось также православной миссии среди чуваш. Причём, здесь СБСГ вёл борьбу на два фронта: против язычества и исламизации чуваш татарами. Из его публикаций можно было также узнать о национальных особенностях чуваш, их языческих верованиях, традиционной культуре, языке и бытовых условиях жизни. Многие из эти материалов и по сей день представляют заметный интерес как в научно-историческом плане, так и в части изучения чувашского менталитета. На страницах журнала были опубликованы статьи: «Как удержать чуваш от татаризации?» 5 от 1 ноября 1909 г.) Н.В.Никольского, «О миссии вообще и, в частности, среди чуваш-язычествующих» 1 от 5 декабря 1909 г.) Т.А.Земляницкого, «О язычестве в Цивильском уезде (приходы – Янтиково, Алдиарово, Гришино)» 6 от 10 января 1910 г.) В.Михайлова, «О чувашах Цивильского уезда» 31 от 5 июня 1910 г.) Г.Степанова, «Чуваши Саратовской губернии. (Из Саратовского доклада Казанск[ому] Миссион[ерскому] Съезду 1910 г.)» 45 от 12 сентября 1910 г.), «Языческое жертвоприношение в Цивильском уезде» 52 от 30 октября 1910 г.) – за подписью «Д.С.», «О языческих остатках среди чуваш» 5 от 30 января 1911 г.), «Остатки чувашского язычества» 36 от 4 сентября 1911 г.) священника Н.Ефремова, «Чем до сих пор живут чуваши» 37 от 11 сентября 1911 г.) священника Г.Спиридонова, «Чувашские йомзи» 49 от 4 декабря 1911 г., 50 от 11 декабря 1911 г.) священника Кузьмина, «О Байглычевском приходе» 49 от 4 декабря 1911 г.) священника А.В.Рекеева, «Как сделать чуваш христианами» 50 от 11 декабря 1911 г., 51 от 18 декабря 1911 г.) В.Михайлова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010