Жан-Ив Кальвез , католический священник, Париж, Франция. Нет культуры без многообразия культур. Фото из архива автора//Фома. - – май 2008. – С.28. – (рубрика « Тема номера: Глобализация »). Александр Неклесса , заместитель генерального директора Института экономических стратегий, руководитель проекта «Интеллектуальная Россия». Ситуация «параллельных» миров. Фото из архива автора//Фома. - – май 2008. – С.31. – (рубрика « Тема номера: Глобализация »). Юрий Пивоваров , академик Российской академии наук, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, Москва. Глобализация – серьезный вызов для России . Фото Евгения Глобенко//Фома. - – май 2008. – С.33. – (рубрика « Тема номера: Глобализация »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Глобализация не должна принимать абсурдные формы . Фото Сергея Чапнина//Фома. - – май 2008. – С.34. – (рубрика « Тема номера: Глобализация »).   ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.35-52. (на заставке – «Адам и Ева в раю». Графика Елены Черкасовой)   Мир Библии: Мужчина и женщина: Ошибка Бога или полнота счастья? /Автор – Игорь Петровский . Фото Юлии Кузенковой//Фома. - – май 2008. – С.37-39. – (рубрика « Мир Библии »).   Реклама : С.40.     Читаем Писание: Марина Журинская . Оставьте до жатвы … Фото Владимира Ештокина; «Леушский монастырь», 1909 – фото Сергея Прокудина-Горского//Фома. - – май 2008. – С.41. – (рубрика « Читаем Писание »).   Начистоту: Шоу должно продолжаться? //Фома. - – май 2008. – С.42-48. – (рубрика « Начистоту »). Подборка включает беседы с двумя известными радиоведущими (на непростую тему: «Можно ли быть верующим и шоуменом одновременно?») и комментарий священника: Андрей Чижов « Уйти с работы – самый простой выход »/Подготовила Алла Митрофанова. Фото Яниса Чилова. – Имеется биографическая справка « Андрей Чижов …» (С.42). на радио с 1995 года, награжден двумя премиями «Золотой граммофон», в 2007 году создал и ведет утреннее «Апельсин-шоу», с 1-го января 2008-го – главный продюсер молодежного радиовещания «ВГТРК», радио «Юность».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-61-m...

[Регельсон. С. 203, 312, 330, 347, 355.] Родился 01/IV-1869 г. во Владимирской губернии в семье псаломщика. В 1894 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество. 21/VII-1894 г. рукоположен во иеромонаха и 01/VIII-1894 г. назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии, с 1896 г. – её инспектор. С 1898 г. – магистр богословия, инспектор Московской духовной академии в сане архимандрита и сверхштатный экстраординарный профессор, в 1902 г. принят в штат. С 1903 г. – ректор Московской духовной академии. 04/I-1904 г. хиротонисан во еп. Волоколамского. С 1907 г. издавал журнал «Христианин». С 01/VIII-1909 г. – еп. Каширский, с 29/VII-1914 г. – архиеп. Алеутский и Северо-Американский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. С 1918 г. – архиеп. Нижегородский. I6/VII-1922 г. уклонился в обновленчество, с 02/XI-1922 г. – митр. Одесский. 26/VI-1923 г. назначен председателем Высшего Церковного Совета, с 08/VIII-1923 г. формально до февраля 1925 г. председатель Священного Синода. В 1923–1924 гг. – профессор Московской Богословской обновленческой академии. С сентября 1924 г. фактически на покое, жил в Гаграх. С 1927 г. постоянный член Священного Синода, в 1934 г. уволен на покой. Скончался 22/Х-1935 в Москве, не соединившись с Православной Церковью. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 33, 36, 38, 74, 92, 95, 96.] [Голубцов. С. 40–42.] ЕВСТАФИЙ (Сафран [Георгий Федорович]) Архиепископ Московский Родился 23/II-1894 года. В 1916 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1917 г. окончил Археологический институт в Москве. В 1916 г. – ректор духовной семинарии. В этом же году пострижен в монашество епископом Федором [Поздеевским] Волоколамским. В 1917 г. состоял законоучителем Стародубской гимназии. С 1918 г. заведывал Сумским архиерейским домом. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и женился. С 1925 года был настоятелем церкви в г. Стародубе и других московских церквей. 25/III-1934 г. хиротонисан во еп. Можайского и Коломенского. С 5/XII-1935 г. – архиепископ Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Судя по данным этого документа, не в апреле, а в июне под 14 зарегистрировано, что «у приходского диакона Леонтия Максимова родился сын Иоанн 26 июня, молитствован и крещен приходским священником Симеоном Силиным 29 июня 1826 года» (там же, л. 568-об.). Известно, что «восприемниками были тарусский купец Филипп Васильев и сельца Рослякова из дворян девица Елизавета Егорова, при крещении был причетник» (там же, л. 568-об.). Запись подписана по всем требованиям того времени священником Симеоном Силиным и диаконом: «Диакон Леонтий Максимов руку приложил» (там же, л. 580-об.). Каким образом закралась в документы ошибка, повторяемая во всех публикациях – можно только предполагать... Детство Иоанна, сына диакона Леонтия, прошло в с. Опочне при указанной Владимирской церкви. Как вспоминали современники, «ему еще пятилетнему мальчику за его любовь к церковности, местные крестьяне предсказывали, что будет он «большим попом». Этот рассказ в свое время был помещен и в словаре Родосского, как указывалось – со слов самого Янышева (КЦОВ, 1909, 4, стр. 4). В семье дьякона Леонтия было три сына: Максим, Иоанн, Димитрий, дочь Надежда. Все братья Янышевы учились в Калужском Духовном училище, а потом в семинарии. Но позже, в 1852 году, как указывается в архивных документах, младший брат Димитрий уже носил фамилию Вишняков в силу бытовавших тогда традиций разнофамильности в духовенстве (ГАКО, ф. 33, оп. 3, ед. хр. 232, л. 20-об.). В дореволюционных публикациях значится, что отец Иоанна Янышева перешел в черное духовенство. Материалами ГАКО подтверждается этот факт: в 1842 году, овдовев, дьякон Леонтий ушел в монастырь, оставив детей своих на попечение приемника по службе и мужа дочери Надежды – диакона Павла Петровича Олерова: «Отношение...Консистории, от 17 июня 1842 г. 3052, коим уведомляется, что новорукоположенный с. Опочни диакон Павел Олеров обязался содержать детей тестя своего, уволенного от должности того же села диакона Леонтия Максимова, а своих шурьев учеников: среднего отделения семинарии Максима, низшего отделения Ивана и первого приходского класса Димитрия Янышевых (ГАКО, ф. 65, оп. 5, ед хр. 57. Журнал КДС за 1842 г., тетрадь 38, л. 129). Иоанну было в ту пору 16 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

73 . Иностранцев К.А. Сасанидские этюды, СПб., 1909. 74 . Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания. Пер. с греч. А. Бронзова , СПб., 2001. 75 . Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники//Две византийские хроники Х века. М., 1959. 76 . Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180)//Византийские историки, переведенные с греческого при С. Петербургской духовной Академии. СПб., 1859. 77 . Иоанн Мейендорф прот. Время Великой субботы.//Журнал Московской Патриархии 4, 1992. С. 33–34. 78 . Иституции Юстиниана./пер. Д. Расснера; под ред. Л.Л. Кофманова, В.А. Томсинова. М., 1998. 79 . К источнику воды живой. Письма паломницы IV века, пер. и ред. Н.С. Марковой-Помазанской. М., 1994. 80 . Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI–XII вв./А. П. Каждан. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1975. 81 . Каждан А. П. Византийская деревня VII–XV вв. в освещении западноевропейской и американской историографии (1917–1960)/А. П. Каждан//ВВ. 1963. T. 22. С. 127–198. 82 . Каждан А. П. Византийская культура (X-XII вв.). СПб.: Алетейя, 2006. 83 . Каждан А. П. Еще раз об аграрных отношениях в Византии IV–XI вв. (По поводу новой работы П. Лемерля)/А. П. Каждан//ВВ. 1959. Т. 16. С. 92–113. 84 . Каждан А.П. История византийской литературы (850–1000 гг.). Эпоха византийского энциклопедизма, СПб., 2012. 85 . Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии XI–XII вв. М., 1974. 86 . Каптен Г.Ю. Влияние концепции Третьего Рима на представления о священной войне и устройстве государства в России ΧVI века//Сборник материалов всероссийской конференция « Церковь и война» СПб., 2015, с. 79–85. 87 . Каптен Г.Ю. К вопросу о религиозном характере восточного похода Uoahha I Цимисхия//Вестник РХГА. Вып. 13 (4). 2012. С. 43–50. 88 . Каптен Г.Ю. Проблема «борьбы за веру» в византийской традиции 89 . Каптен Г.Ю. Специфика сакрализации войны в древнерусской историографии//Бюллетень Центра этнорелигиозных Исследований 4, С-Пб., 2016, с. 120–136.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 марта 1999 г. Прокуратура г. Москвы посмертно реабилитировала Н. Все муз. произведения Н. можно условно разделить на богослужебные и внебогослужебные. Среди первых - неизменяемые песнопения всенощного бдения, литургии, молебна, заупокойных служб, песнопения Постной Триоди и Страстной седмицы. Ко вторым относятся более 20 «сочинений для музыки и пения», охватывающих все возрастные категории: для детей, для молодежи и для взрослых; к этой же группе относятся гимны и кантаты. Согласно анализу Н. Ю. Плотниковой, песнопения Н. отличает мелодика плавного волнообразного характера в небольшом диапазоне, с характерными опеваниями; в некоторых оборотах заметна интонационная связь с мелодикой рус. церковных распевов позднего происхождения - киевского , греческого , болгарского . Гармония и фактура мн. сочинений и переложений Н. типична для обиходного многоголосия 2-й пол. XIX - нач. XX в.: использование параллельно-переменного лада, «умилительного» гармонического минора, удвоение напева параллельными терциями в верхних голосах, тогда как нижние выполняют функцию гармонической поддержки. В сочинениях для муж. хора особая выразительная роль нередко отводится теноровой партии, в этом случае цитируемый напев у теноров удваивается первыми басами в сексту (напр., в стихире на Пятидесятницу «Преславная днесь» знаменного распева). Точный объем муз. наследия Н. неизвестен. Изданы только произведения, написанные в 1898-1914 гг., хотя как минимум еще 16 лет он занимался муз. творчеством. Ведется работа по сбору и переизданию произведений Н., изданных до революции. Из устного свидетельства проф. архим. Матфея (Мормыля) известно, что существуют муз. рукописи Н., датированные 1929 г., в частности хранившийся у архим. Матфея рукописный оригинал 33-го псалма. Арх.: Соч.: РГБ ОР. Ф. 303. II. Картон 13. Ед. хр. 2: Кое-что о чудотворной иконе прп. Сергия; О вреде сквернословия. Ист.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. П-49467 [уголовное дело 1930 г.]; РГБ ОР. Ф. 303. II. Картон 15. Ед. хр. 30: Письмо свящ. Алексия Белинского иером. Нафанаилу; РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1, ч. 9. 16458. 1904 г.; 16527. 1904 г.; 17003. 1907 г.; 17281. 1908 г.; 17848. 1911 г.; 18020. 1912 г.; 18035. 1912 г.; 18051. 1912 г.; 18299. 1913-1914 гг.; Оп. 1, ч. 10. 19138. 1918 г.; 19173. 1919 г.; Оп. 1, ч. 12. 22860, 22920, 22922 (журналы исходящих бумаг за 1904-1905, 1918 и 1919-1922 гг.); 22918: Журнал Духовного собора за 1917 г.; Оп. 1, ч. 15. 24923, 24934, 24935, 25009, 25060, 25123, 25144 [послужные списки братии ТСЛ за 1895, 1896, 1902, 1905, 1908, 1909 гг.].

http://pravenc.ru/text/2564770.html

860 Иванов Анатолий. «Нюрнбергские лавки» … на Невском//Санкт-Петербургские ведомости, 33, 24. 02. 2012. С. 6. 861 Донесение М. де Гальвеса X. де Флоридабланке от 24 марта (4 апреля) 1790 г.//Россия и Испания. т. 1. М. 1991. С. 385–386. 865 Кравчун П. Н. Органы немецких мастеров//Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. Спб. 2005. С. 205. 866 Боравский Александр. Переносной алтарь Иоанна Андрея Тэлота//Старые годы, 1909, ноябрь. С. 625. (Фотография алтаря: там же, между стр. 626 и 627). 867 Там же. С. 625. (Этот алтарь являлся собственностью собора св. Екатерины и находился в квартире настоятеля вплоть до 1917 г.) 871 Дневник Этьена Дюмона об его приезде в Россию в 1803 году//Голос минувшего, 1913, февраль. С. 160–161. 872 В бреве папы Пия VII от 7 марта 1801 г. иезуитам позволялось объединиться в «Общество Иисуса», «но только в России, а не вне пределов этой империи» (Толстой Д.А. Римский католицизм в России. т. II. Спб. 1877. С. 142–143). 877 Там же, С. 410. 26033. 20 декабря 1815 г. Об определении к санкт-петербургской римско-католической церкви на место иезуитов, монахов из других орденов. 897 Леусская Л. Капелла вновь освящена//Санкт-Петербургские ведомости, 193, 14 октября 1998. (Незадолго до своей кончины Ромуальда Ханковска издала книгу «Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге. Спб. 2001). 906 Грот Я.К. Известия о Петербургском крае до завоевания его Петром Великим//Журнал министерства народного просвещения, 1853, ч. 77, отд. II, С. 13. 907 Старчевский Н. Обозрение лютеранских и реформатских обществ в России с половины XVI до начала XVIII столетия//Христианское чтение, 1857, кн. I, С. 380–381. 910 Седерберг Генрих. Заметки о религии и нравах русского народа//Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1873, кн. 2, апрель-июнь, С. 38. 914 Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлёцера, им самим описанная (Пребывание и служба в России от 1761-го до 1765 год)//Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1875. Т. 13. С. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 33 от 14 августа 1911 г. СПМ, за две недели до отъезда епископа Андрея из Казани к новому месту служения в Сухум, было опубликовано датированное 26 сентября 1907 г. письмо к нему о. Иоанна Кронштадтского , в котором тот развевал его сомнения в связи с предложением принять епископский сан. Содержание этого письма напрямую свидетельствует о высокой оценке «всероссийским батюшкой» личности и церковных трудов своего духовного ученика. «Вам, – писал, в частности, о. Иоанн Кронштадтский , – назначено волею Божиею быть епископом и главным апостолом миссионерского дела. И не отрицайтесь, как Моисей, препираясь с Богом: избери иного. Нет, именно вас хочет Господь, – Он и укрепит в многотрудном и ответственном служении, и даст вам всю благодать и силу, потребные вам в великом служении. Сила Божия в немощи совершается: сознавайте свои немощи, вопите, взывайте к Богу, посылающему вас на апостольское служение: – Господи, Сам действуй во мне, Сам говори, Сам просвещай ум мой и воспламеняй сердце моё, во вся дни будущего служения моего, и буди неотступен от меня. Чего вам очень смущаться? Вы имеете и будете иметь такого сильного Помощника, Который был и жил в апостолах, мучениках, святителях, преподобных, Который готовит вам венец бессмертия за краткий подвиг. Смело и с упованием беритесь за плуг и взорите окаменевшую ниву, направляйте других, возбуждайте, укрепляйте их упованием на воздаяние от Мздовоздателя». Несомненно, о. Иоанн Кронштадтский являлся непререкаемым авторитетом для епископа Андрея, поэтому и всякие еретические поползновения и инсинуации вокруг его имени воспринимались владыкой крайне болезненно. Из газеты «Казанский Телеграф» известно, в частности, об увещевании им в 1911 г. одного из местных «иоаннитов» – Акима Скулкина. 48 Весьма показательно также, что, согласно некоторым свидетельствам, именно крайне непочтительный, «шутливый», отзыв Г.Е.Распутина об о. Иоанне Кронштадтском явился причиной резкого разрыва с ним епископа Андрея, предопределившего в дальнейшем крайне негативное отношение владыки к Григорию Ефимовичу и знаменитые обличительные выпады в его адрес. 49

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Комиссию по делам молодежи при Епархиальном совете города Москвы. Говорит о сегодняшнем отношении Церкви «к молодежной работе» и ее конкретных задачах. ВЕРА (раздел). – С.30-41. Сергей Худиев . Иллюзия научности. Ортодоксальный атеист – против равнодушия . Фото с сайта http://apod.nasa.gov , из архива ИТАР-ТАСС//Фома. - – апрель 2009. – С.30-33. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Вторая Родина. Памяти преподобноисповедника Севастиана (Фомина). – 19 апреля . Фото из архива автора//Фома. - – апрель 2009. – С.34-35. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). На врезке к статье: Цитата. Преподобномученик Севастиан («Что дороже всего на свете? Время! И что теряем без сожаления и бесполезно? Время!..»). – С.35. Родился в 1884 году в благочестивой семье крестьян Орловской губернии. С 1909 года стал келейником преподобного Иосифа (Литовкина), а после его кончины в 1911 году – келейником Нектария (Тихонова). С закрытием монастыря стал служить в Ильинском храме в городе Козлове Тамбовской области. В феврале 1933 года арестован и приговорен к 7 годам заключения, отправлен в лагерь в Караганду. В тюрьме и в лагере отца Севастиана неоднократно подвергали   пыткам, били, истязали, требуя, чтобы он отрекся от Бога. Освободившись из заключения в 1939 году, отец Севастиан поселился в поселке Михайловка неподалеку от лагеря. Он считал, что его место (Вторая Родина) здесь – среди наиболее страдающей части народа, среди сосланных в казахскую степь, беззащитных, обреченных на вымирание людей. Он стал их духовным отцом и служителем, тайно совершал Литургию, причем, несмотря на большую опасность и преследования властей, «в этой юдоли страданий предателя не оказалось». В 1957 году возведен в сан архимандрита. Умер 19 апреля 1966 года. 22 октября 1997 года были обретены его мощи, которые находятся ныне в Свято-Введенском соборе города Караганды.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-72-a...

Одним из главных недостатков тогдашнего общества была его малопросвещенность. Все просвещение народа было сосредоточено только в Церкви и около Церкви. Но как только крестьянин отходил от Церкви, переставал посещать храм, интересоваться духовным, он тут же оказывался окруженным беспросветной тьмой. Если он был грамотен, то оказывался перед морем литературы, обучающей страстям и имеющей разрушительный характер как по отношению к человеческой личности, так по отношению к государству и социальным институтам. Чтобы хоть как-то содействовать просвещению народа, и в особенности крестьян, отец Николай основал в 1909 году журнал «К Свету», который издавался им до революции 1917 года, прекратившей всякую церковную и культурную деятельность в издательском деле. 15 декабря 1913 года, в значительной степени усилиями отца Николая, в Тверской епархии состоялось открытие Епархиального Общества борьбы с народным пьянством. Понимая, насколько зависит материальное положение крестьян от природных условий, отец Николай часто устраивал беседы с ними на сельскохозяйственные темы, он убеждал крестьян улучшать обработку земли, а также следить за тем, чтобы почва не истощалась, убеждал приобретать современные сельско-хозяйственные машины и инвентарь, с помощью которых можно свой труд сделать и производительней и легче. Для практического осуществления этих задач священник учредил Власьевское Кредитное товарищество, которое своей деятельностью охватывало 33 селения с 800 жителями. Товарищество проработало одиннадцать лет, все это время снабжая бедняков деньгами, приобретая для крестьян лучшие сорта посевных материалов, сельскохозяйственные машины, выписывая из питомников плодовые культуры. Все это Товарищество распространяло среди крестьян по недорогим ценам. В 1914 году для Товарищества был выстроен отдельный каменный дом. Когда начались гонения от безбожной власти на Русскую Православную Церковь, отец Николай ни в чем не изменил своим принципам, не изменил и своей ревности о спасении душ вверенных ему Богом православных. Вот как описывает он свою жизнь после большевистского переворота во время ареста и допросов в 1929 году.

http://pravicon.com/info-3042

7 . Торжественные дни в Ростове Великом в память 200-летия со дня блаженной кончины святителя Димитрия Ростовского , чудотворца. – Д.Чт., 1909, 12, с. с. 569–580. 8 . Христианство и социализм (На современные темы). Хр. Чт. 1910, 1, с. 69. 9 . Новый учебник по церковной истории. (Рец. на: П.И.Малицкий. История христианской Церкви. Выпп. 1, 2. Тула, 1909, 1910) –– В и Р, 1910, 24, (Хр. 1911, 1). 10 . Христианство и Церковь . – Хр., 1911, 1, 2. (Рец.: Рус. Паломник. 1911, 33). 11 . Из академической жизни. Посещение Академии Обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером. – БВ, 1911, май, с. с. 252–257. 12 . Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету (Пробная лекция по Священному Писанию Нового Завета). – Б.В, 1911, июль–август, с. с. 493–526. 13 . Хомяков А.С. и древнецерковные полемисты. – В и Р, 1911, 18, с. с. 731–748. 14 . Об увеселительной благотворительности (Несколько чужих слов). – Хр. 1911, II, с. 634. 15 . Священное Писание, Церковь и наука. (Из лекций на жен. богословских курсах) – МЦВед., 1911, 50, с. с. 1165–1169. 16 . «Духовный» журнал«Церковном Вестнике»). – Колокол. 1911, 1682 (11 ноября). —150— 17 . Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют. – Хр. 1911, 12, с. 710. 18 . Духовная школа должна быть церковной! – Хр. 1911, 12, с. 752. 19 . Христианство или Церковь ? С.П., 1912 (2-е исправл. и дополн. изд., 64 стр.); перепеч: Православная Подолия (Каменец-Подольский). 1912, 50. (Рец.: Церк. вед. 1912, 49.) 20 . История Плащаницы. – БВ. 1912, февраль-март. (Рец.: В.Пестряков. – ББЛ. 1913, 6–7, с. 138). 21 . Новозаветное учение о Церкви. – Г. 1912, март, май, июнь, с. с. 116–144. 22 . Понятие о Церкви в противоиудейской полемике с донатизмом. – БВ. 1912, май, с с. 1–29, июнь, с. с. 241–255. 23 . Ходячие заблуждения. – Новгород. ЕВ., 1912, 24. 24 . Вопрос о Церкви в догматической полемике с донатизмом. Оптат Милевийский. – БВ. 1912, сентябрь, с. с. 247–271. 25 . Вопрос о Церкви в полемике блж. Августина против донатистов. БВ. 1912, октябрь, с. с. 297–327.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010