Николай Лисовой , старший научный сотрудник Института российской истории РАН, вице-председатель Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат философских наук. Pro: Вземляй грех мира. Ил.: Кадры из фильма. Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2004. – С.30-33. – (рубрика « Тема номера: Христос в кино »). Владимир Легойда , главный редактор журнала «Фома», доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, кандидат политических наук. Contra: Человеческое. Слишком человеческое? Фото Вячеслава Лагуткина. Ил.: Христос Пантократор. VI век. Монастырь Св. Екатерины (Синай).//Фома. - – 2004. – С.34-37. – (рубрика « Тема номера: Христос в кино »). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.38-51. (на заставке – фото Алексея Толчинского) Хронос: «Крестоносцы»: Когда христиане взяли свой крест? На вопрос читателя отвечает В.Л . Ил.: Добрый пастырь. Около 440 г. Мозаика мавзолея Галлы Пладиции. Равенна; и - – 2004. – С.40-41. – (рубрика « Хронос »). подготовке иллюстраций и подписей использована статья Елены Луковниковой «Древнехристианская изобразительная символика», журнал «Альфа и Омега», 1995. Ортодоксия: Митрополит Сурожский Антоний . Во что верит Бог? Фото священника Сергия Новожилова//Фома. - – 2004. – С.42-44. – (рубрика « Ортодоксия »). название предложено редакцией «Фомы». Текст телебеседы «О христианстве» взят из сборника «Быть христианином…». – Электросталь: Молва, 2000. Лики и лица: Священноисповедник Николай Лебедев (1869-1933 ). Фото – Тверская тюрьма. 1929//Фома. - – 2004. – С.45. – (рубрика « Лики и лица »). После окончания семинарии в 1894 году рукоположен в сан священника села Власьево Тверской губернии. Организовал строительство двух земских школ, добился закрытия кабаков и пивных в селе. В 1897 году основал общество трезвости, численность которого достигла 17 тысяч человек, в 1901 устроил приют для алкоголиков с мастерскими, в 1907 – приют для беспризорных детей и школу, в 1909 – просветительский журнал «К свету», кредитное товарищество, помогавшее бедным крестьянам деньгами, семенами, сельхозтехникой. С 1918 года неоднократно арестовывался, с 1929 по 1931 гг. заключен в Соловецкий лагерь, откуда сослан в Архангельскую область, а затем в Коми, где в 1933 году скончался.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-21-a...

537 Клингер А. Соловецкая каторга. Записки бежавшего.//Архив русских революций. Берлин: Изд-во Г.В.Гессена. XIX. 1928. Цит. по www.solovki.ca/monastery/monastery1920.htm 539 Священномученик Прокопий (Титов), Архиепископ Херсонский. Соловки//www.solovki.ca/new_saints_12/12_09.htm 546 Там же. Ф. Р-5069, оп. 3, д. 559, л. 6; письменное свидетельство Евгении Валерьевны Нориной ( 16 июля 1999 г.). 562 Там же, л. 175–175 об. По этому делу прокуратурой Архангельской области 16 сентября 1989 года Остальский Аркадий Иосифович был реабилитирован (Архив УФСБ по Архангельской области. Д. П-15353, л. 183). 564 Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 72, д. 2. Эти документы мы планируем напечатать во втором томе творений священномученика. 568 Архив типографии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк, США. Леонтий (Филиппович), Архиепископ. Контроль над Православною Церковью в Советском Союзе (Или методы коммунистической борьбы с Православной Церковью от начала прихода большевиков к власти в Россию до начала Второй мировой войны). Машинопись. 1954. Стр. 101. 574 Куликова Людмила. Верный присяге. К истории мученичества Архиепископа Петра 587 Там же, л. 33 и По этому делу прокуратурой Житомирской области 2 июля 1989 года Остальский Аркадий Иосифович был реабилитирован (ГАЖО. Ф. Р-5013, д.25517-п, л. 36). 590 ГАЖО. Ф. 1, оп. 73, д. 125, л. 705 об.–708 – Клировая ведомость Свято-Покровской церкви с. Янковцы Житомирского уезда за 1906 год; О смерти священников и псаломщика//ВЕВ, 1907, 11 июня, 17, часть оф., л. 365. 592 Журнал 3 Волынского Миссионерского Съезда, происходившего в Почаеве в сентябре 1909 года//ВЕВ, 1909, 49, оф. ч., стр. 611–613. 595 Светлое церковное торжество (Хиротония во Епископа г. Сум Архимандрита Митрофана 1916 г. 4 и 5 июня)//ВЕВ, 1916, 23 июня, 26, стр. 249–252. Читать далее Источник: " Мы не должны бояться никаких страданий... " : творения : в 2 т./священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии ; [сост. диакон Игорь Кучерук]. - Житомир : издание Житомирской епархии Украинской Православной Церкви, 2007-2011. - (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви)/Т. 1. - 2007. - 543 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

…Бердяев… редактировал религиозно-философский журнал «Путь».  – Журнал «Путь» издавался в Париже с сентября 1925 по март 1940 г. под редакцией философа и публициста Николая Александровича Бердяева (1874–1948). Бердяев в августе 1922 г. был арестован и выслан из России. Автор острополемических трудов: «Крушение кумиров» (1924), «Философия свободного духа» (1927), «Судьба человека в современном мире» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Непостижимое» (1939), «Русская идея» (1934), «Самопознание» (1990), «Духовные основы общества» (1992) и др. Франк Семен Людвигович (1877–1950) – религиозный философ и психолог; соавтор известных сборников «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909). Шестов Лев (наст, имя Лев Исаакович Шварцман; 1866–1938) – философ, литературовед, критик. С января 1920 г. в эмиграции. Иоанн (Шаховской) архиеп. Сан-Францисский и Западной Америки – Дмитрий Алексеевич Шаховской (в священстве Иоанн; 1902–1989) – видный церковный и общественный деятель, духовный писатель, поэт (печатался под псевдонимом Странник). В эмиграции с 1920 г. Монашеский постриг принял на Афоне в 1926 г. В Приложениях публикуется его переписка с семьей Зайцева. Афон ( 33 ) Русская мысль. 1969. 9 янв. Печ. по этому изд. Отвечает великими словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» – Из Евангелия от Луки, гл. 2, ст. 14. Из переписки с архиепископом Иоанном ( 34 ) Русский альманах. Париж: изд. 3. Шаховской, Р. Гсрра, Е. Тсриов-ского, 1981. Печ. по этому изд. Б. К.  – Борис Константинович Зайцев. …помогите Жуковскому сказать свое бодрое и мягкое слово людям нашего времени.  – Слова ободрения Зайцеву, работавшему в это время над романом-биографией о В. А. Жуковском (публикация в «Новом журнале» началась в 1947 г., а книга вышла в 1951 г.). …А с Буниными, к сожалению, все оборвалось.  – См. об этом в предисловии к т. 2 нашего собрания. …от Струве, мы с сыном П. Б., доктором, заехали; и – посидел я последний раз с Иваном Алексеевичем…  – Из пятерых сыновей П. Б. (Петра Бернгардовича) Струве(1879–1944) – Глеба(1898–1985), Алексея (1899–1976), Льва (1902–1929), Константина (иеромонаха) и Аркадия о. Иоанн мог навестить И. А. Бунина, предположительно. с Алексеем Петровичем, который многие годы «оставался единственным из всей семьи Струве парижским посредником в ее отношениях с Буниным» (Колеров М. А. Русские писатели и «Русская мысль»//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 19. М.; СПб., 1996. С. 242).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Никанор, епископ уфимский. Поучение в день преставления преподобного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца 25 сентября//Странник. 1883. Сентябрь. С. 23–31. Никифорова М. Е. Преподобный в сонме святителей//Наука и религия. 2004. 9. С. 33. Никифорова М. Е. Преподобный Сергий Радонежский и его традиция в русской истории XIV – первой половины XVI в. Русский исихазм и его место в процессе становления централизованного государства в России XIV–XVI вв. М., 2004. Николай, митрополит. Наша слава. Слово, сказанное в день святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре при патриаршем служении//Журнал Московской патриархии. 1946. 7. С. 11–13. Никон (Рождественский Н.), [иеромонах, затем архимандрит, потом архиепископ]. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. М., 1885. – 3-е изд. испр. и доп.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898. – 5-е испр. и доп. изд.: Сергиев посад, 1904. Послед, издания: Житие преподобного Сергия [М., 1989]; Житие преподобного Сергия Радонежского [М., 1991]; Никон (Рождественский Н.), архиепископ. Житие, чудеса и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. М., 1998; Преподобный Сергий Радонежский. Житие, чудотворения, молитвы. М., 2002. С. 21–106 (в сокращении). Никон, епископ вологодский и тотемский. Чем жива наша русская православная душа. СПб., 1995 (Перепеч. изд. 1909 г.). Никонов В. У истоков обители преподобного Сергия (1354–1954)//Журнал Московской патриархии. 1954. 4. С. 35–45. Новак А. Община Сергия Радонежского//Основа мира. Научно-философские аспекты общины. Материалы I научной сессии Института человекознания. Томск, 1996. С. 97–101. Новохатский С. К розмирью. Историческая повесть//Отчий край. [Волгоград]. 1994. 4. С. 6–56. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Крещение Руси: язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии . Сергий Радонежский – изобретатель огнестрельного оружия. Датировка ковра из Байе. М., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гаспринского – один из влиятельных органов панисламизма и некоторые др. Наконец о заграничном литературно-политическом воздействии на некрещёных инородцев России (особенно в Крыму и на Кавказе), мы можем сообщить следующие сведения: на Кавказе, особенно в Закавказье, с давних пор из Турции привозятся тайно, а иногда и явно, Константинопольские издания печати, газеты разного наименования, Кораны, прописи и разные духовные книги, а в смутное время, когда заинтересованы мусульмане России, например во время войны с Турцией или Персией, заносятся и воззвания политического характера. В последнее время, именно с 15 июля 1908 года, во Франции, в Париже издаётся панисламистический журнал „Мусульманин» (орган кавказских горцев). Как видно из объявления редакции этого журнала, помещённого в 12 1908 г. Петербургского русского журнала „Домашний Доктор», „Мусульманин» есть единственный в России еженедельный народно-популярный, научно-литературный и общественный журнал и он имеет всемирно-мусульманское объединяющее и патриотическое значение. Влияние этого журнала будет сильно на мусульман России. Не замедлят показаться и плоды сего влияния. За сим следовало бы учредить бдительный надзор. Прот. Т. Иваницкий. Объявление Книги на чувашском языке, для употребления при богослужении: 1) Часослов 50 к., 2) октоих 1 р. 20 к., 3) хоровые церковные песнопения 70 к., 4) всенощное бдение и литургия 50 к., 5) сборник молитвословий и песнопений из минеи месячной 1 р. 20 к., 6) сборник молитв и песнопений из триоди постной ц. 70 к., 7) служба во св. и вел. неделю пасхи 15 к., 8) евангелие 35 к., 9) литургия Василия В. Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова 50 к., 10) требник ч. 1-я 1 р. 30 к. ч. 70 коп. 34 31 Ignóti nulla cupído – К неизвестному нет влечения; о чём не знают – того не желают. Овидий, Наука любви, III, 397. – прим. эл. ред. 33 Из доклада протоиерея Т. Иваницкого Всероссийскому Миссионерскому Съезду г. Казани в 1909 году. См „Сотрудник» 8. 34 Требования и деньги адресовать так: Казань. Крепость. Книжная лавка Спасо-Преображенского монастыря . (Полный каталог высылается по требованию бесплатно). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из самых заметных в этом отношении стала произнесённая 13 июня 1910 г. на его открытии речь епископа Андрея «О задачах Казанского миссионерского съезда 1910 года» 33 от 17 июня 1910 г.), в которой, он, в частности, отметил, что «первая и главнейшая задача нашего собора церковного: молиться вкупе Господу, да изведет деятели на жатву свою, ибо жатва всё умножается, а деятелей мало: и ныне нас окружают народы смятении, яко овцы не имущыя пастыря ( Мф. 9, 36 )». В своей речи владыка также указывал на то, что православная миссия «должна несколько переменить характер своей деятельности и много сократить круг своих ближайших задач». «Цели миссии, – говорил епископ Андрей, – должны остаться неизменными, ибо вечны истины, которым миссия служит, но ближайшие задачи наших миссионеров должны быть более скромно определены и более строго очерчены». Прежде всего, как считал он, «нужно научение самих православных в истинах православия, чтобы не мыслимы были дальнейшие отпадения от церкви православной; эта общая цель всех деятелей Церкви и, наиболее, миссии». Причём, главнейшей задачей миссии в этом отношении епископ Андрей предлагал «считать устроение приходской жизни, чтобы эта приходская жизнь могла сама себя охранять и существовать без помощи извне». В журнале были также опубликованы: «Пожелания Казанскому миссионерскому съезду 1910 года» епископа Андрея, заметка священника В.Каменского «Вниманию Миссионерского съезда г. Казани» и «Проект организации Епархиальной Миссии» (отрывок из «Уфимского доклада») 33 от 17 июня 1910 г.), «Мысли о противомусульманской миссии. (К Миссионерскому Съезду в г. Казани)» священника В.Каменского и «Пожелания приходского батюшки миссионерскому съезду» – за подписью «М.А-ий» 34 от 24 июня 1910 г.), доклад О.Ермолаевой «О призвании женщины на служение Миссии» 35 от 3 июля 1910 г.), «Об открытии в Туркестанской епархии среднего духовно-учебного заведения (в связи с общим положением русского дела в Туркестане» 36 от 10 июля 1910 г.) И.Брызгалова, «Как можно расширить и организовать круг деятелей по инородческому просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возбранный России воеводо. М., 1994. Волков В. М. Свято-Троицкая Сергиева лавра и Московская духовная академия (историко-библиографический очерк)//Журнал Московской патриархии. 1972. 9. С. 70–75. Волкова Т. Ф. Комментарий к одному фрагменту «Казанской истории» (сюжет «Сергиева видения» в сочинениях XVI в. о взятии Казани)//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXXVIII. Л., 1985. С. 179–184. Волнянский Н. Великая общерусская святыня (Троице-Сергиева лавра в прошлом и настоящем)//Журнал Московской патриархии. 1946. 5. С. 28–36, 6. С. 33–39. Воронин Н. Н. Лицевое житие Сергия как источник для оценки строительной деятельности Ермолиных//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XIV. М.; Л., 1958. С. 573–575. Воронцова Л. М. Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV–XIX вв. Каталог выставки из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея- заповедника. М., 1992. Гаврюшина Л. К. Жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Саввы Сербского в русской агиографии XVI в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II международной конференции. 4–6 октября 2000 г. Сергиев посад, 2002. С. 208–222. Гаганова М. А. Судьба мощей преподобного Сергия (события 1919–1921 гг.)//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III международной конференции. 25 сентября 2002 г. Сергиев Посад, 2004. С. 84–94. Ганичев В. Пророк и вождь//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 510–512. Георгиевский Г. П. Завет преподобного Сергия//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1892. Ноябрь. С. 499–515. – Отд. изд.: М., 1893. Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 321–335. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. Сергиев посад, 1892. – 2-е изд., испр. и доп.: М., 1909. Перепеч.: Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. С. 149–191. Голубинский Е. Е. Речь о значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской духовной академии, бывшем 26 сентября 1892 г.//Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией. 1892. Ноябрь. С. 173–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексей Константинович Лебедев (14.05.1856-1918) окончил Вологодскую духовную семинарию (1878), Московскую духовную академию (1882). С 27.07.1882 преподаватель русского и церковно-славянского языка в Вологодском духовном училище, с 08.10.1887 преподаватель латинского языка в Вологодской семинарии. С 03.09.1888 преподаватель церковно-славянского и русского языка в Вологодском епархиальном училище. С 25.03.1900 священник Вологодского Успенского женского монастыря. С 16.03.1901 инспектор Вологодской семинарии. «С 1906 по 1918 г. служил в Риге, сначала в должности смотрителя духовного училища, а потом Ректора духовной семинарии (которая во время войны была эвакуирована в Нижний Новгород). В 1918 г. он скончался в Вологодской губернии; после него осталась жена и душевнобольная дочь…». Брат В.К. Лебедева. См. далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского, а также: ВЕВ. 1905. 21. С. 309; В.К. Лебедев. Письмо епископу Иоанну (Поммеру)//История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Тверь, 2015. С. 96-97. Журнал, издававшийся при Харьковской духовной семинарии. Возможно, это был тот Соколов, который считался одним из организаторов беспорядков, произошедших в Вологодской семинарии в ноябре 1901 г. «Во главе беспорядков стояли три воспитанника 6 класса: Цветков, Свободин и Соколов Александр. Первые два иносословные, Соколов – сын священника» (По отчету действительного статского советника Нечаева о ревизии Вологодской духовной семинарии//РГИА. Ф. 802. Оп. 10.(1902). Д. 33. Л. 3 об.). Корёпистый – сучковатый, кривой, с изъянами. См. Словарь говоров русского Севера. Т. 6. Екатеринбург, 2014. С. 33. Архангельским. Сверху подписано 84. Афанасий Михайлович Ванчаков (25.11.1858 – после 1917) – сын инспектора Кашинского духовного училища; окончил Тверскую духовную семинарию (1880), Московскую духовную академию (1884). С 13.12.1884 преподаватель Священного Писания Киевской духовной семинарии, с 04.09.1891 член Училищного совета и с 06.11.1892 Учебного комитета при Св. Синоде. Первый редактор (31.12.1895-01.01.1897) журнала «Народное образование». С 27.12.1896 младший, а с 28.08.1903 старший помощник наблюдателя церковно-приходских школ. С 09.04.1907 по 11.09.1917 наблюдатель церковно-приходских школ. Автор сочинений: Записки о начальной церковной школе. СПб., 1908; Краткий историко-статистический обзор развития церковной школы с 1884 до настоящего времени. СПб., 1909. См. Прот. В. Сорокин. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительская деятельность//Богословские труды. 1989. 29. С. 165.

http://bogoslov.ru/article/6175833

Предложения по совершенствованию православной миссии (иногда весьма неожиданные) и анализ опыта её деятельности содержались также в таких публикациях, как: «Об организации миссии при монастырях» 33 от 17 июня 1910 г.) «Е.А.» (епископа Андрея), «Необходимость порайонных совещаний» 34 от 24 июня 1910 г.) – за подписью «Братчик», «Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского Края» 48 от 2 октября 1910 г., 49 от 9 октября 1910 г., 50 от 16 октября 1910 г.) священника Д.Филимонова, «Нужны ли специальные миссионеры против магометанства?» 2 от 9 января 1911 г., 3 от 16 января 1911 г., 7 от 12 февраля 1911 г., 10 от 6 марта 1911 г.) и «Нужна ли миссия против язычества?» 37 от 11 сентября 1911 г., 38 от 18 сентября 1911 г.) – за подписью «И.Б.Вятский» 60 , «Причины отпадения инородцев и меры удержания их в Православии» 36 от 4 сентября 1911 г.) священника П.Гаврилова. В статье священника Д.Филимонова «Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского Края», помимо прочего, делался неутешительный вывод о том, что «монастыри наши в том виде, в каком они устроились и существуют в настоящее время, не могут удовлетворять задачам и целям миссионерского служения среди инородцев», и предлагался целый комплекс мер (из одиннадцати пунктов) для того, чтобы сделать их «полезными учреждениями в миссионерском деле». При этом, как отмечал сам епископ Андрей, на страницах СБСГ не раз высказывалась мысль, «что инородческая миссия, как и вся наша православная миссия, будет лишь тогда успешна, когда в самой Церкви всё будет благополучно, когда уничтожится та религиозная апатия, которая ныне наблюдается в церковной жизни, когда произойдёт в Церкви спасительная реформа духа, которая упорядочит нашу церковную дисциплину». При этом владыка справедливо отмечал ключевую роль Казани в развитии православной миссии во всём Поволжье, указывая на то, что «ныне Казань стоит в центре приволжской миссии и невольно все епархии Приволжья следят за тем, что делается в Казани, как в Казани смотрят на те или другие вопросы церковной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

33. Открытие Высших Женских Богословских педагогических курсов при Скорбященском монастыре в Москве//Московские церковные ведомости. — 1916. — 47/48, 16 ноября. 34. Положение о Миссионерском совете при Святейшем Синоде (Высочайше утверждено 21 марта 1913 г.)//Церковные ведомости. — 1913. — 17. 35. Предсоборное присутствие. Журнал заседаний VI отдела 4 за 16 марта 1906 г.//Прибавления к Церковным ведомостям. — 1906. — 17. — С. 999. 36. Проповедническая, просветительная и благотворительная деятельность обителей Курской епархии в 1913 году//Курские епархиальные ведомости. — 1914. — 20. 37. Просветительная деятельность монастырей//Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. — Пг., 1916. 38. Состояние отечественной Церкви за 1908—1909 гг.//Миссионерское обозрение. — 1912. — 3. 39. Церковные ведомости. — 1906. — 20. — С. 1154. 40.  Шавельский Г., прот.  Русская Церковь перед революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. Глава 21. Социальное служение преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны и ее обители В России к концу XIX — началу XX в. благотворительность развилась в мощное общественное движение. Появились разнообразные типы богоугодных заведений, которые обеспечивали не только приют бездомным, но и давали им возможность получить образование и профессиональную подготовку, а в дальнейшем работу. К концу XIX в. в Российской империи действовало 14 854 благотворительных учреждений, из них благотворительных обществ было 7349 и благотворительных заведений — 7505 С. 30]. Немалый вклад в их создание внесла вел. кнг. Елизавета Феодоровна. Вся жизнь этой удивительной женщины прошла в заботе о бедных и больных. Одно ее присутствие исцеляло несчастных и обращало окаменевшие сердца к Богу. Исследователи продолжают находить все новые данные о ее деятельности: количество созданных ею учреждений и тех, где она состояла почетной попечительницей, известных на сегодняшний день, около 80, не только по всей территории бывшей империи, но и за границей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010