711  Маран (col. 747) обращает внимание на то, что здесь Ориген полагает, что различие между Отцом и Сыном больше, чем между Сыном и тварью, между тем как в in Matth. t. 15, 10 (место будет рассмотрено ниже) он утверждает противное, – что между благостью Отца и Спасителя меньше различия, чем между благостью Спасителя и доброго человека. Это делает более чем вероятным предположение, что Ориген не стал бы настаивать на резких словах, сказанных против Гераклеона. 713  Можно указать ещё на то, что в in Joh. t. 19, 1 p. 282; 525 Сын называется θειοτρα φσις κα νωμνη τ γενντ το Πατρς φσει. Глаголом νω обозначают отношение Отца и Сына и другие писатели, например Дионисий римский (ар. Athan. de deer. nic. syn. n. 26. νσθαι γρ νγκη τ θε τν λων τν θεον Λγον) и Василий Великий (ер. 189 n. 6 р. 280. τ νωμνον τς φσεως); но сам по себе этот глагол не настолько определён, чтобы от единения можно было заключить к единству природы: и Ориген прилагает его и к отношению двух естеств во Христе, с. Cels. 6, 47 р. 669. τ τηλικοτ Y το Θεο νσθαι τ κρ μετοχ κενου τν το ησο ψυχν. – Затем единосущие Сына полагают (Маран, сноска данным в тех образах, которыми Ориген старается уяснить Его отношение к Отцу. Таковы все сравнения из Прем. Сол. 7:25–26 (абзац до сноски и далее) и в особенности in Num. h. 12, 1 (сноска где отношение Лиц Троицы к единству Божества уподобляется трём колодезям, выходящим из одного родника (при этом не имеется в виду безусловно ясный вывод в смысле единосущия, принадлежащий, вероятно, Руфину). Но известно, что всякая аналогия имеет такую сторону, которая ни к чему не обязывает того, кто, в общем, эту аналогию допускает; и самый вопрос о единосущии Сына никогда не был бы и вопросом, если бы принимающие учение о рождении Сына не ставили известных ограничений по отношению к возможным отсюда выводам: положение «Сын единосущен Отцу» есть принудительно необходимый логический вывод из всех действительно представимых видов рождения (cfr. s. Iren. adv. h. 2, 17, 2–7; стр. 67, 68); сын неединосущный отцу, если и мыслим, то не дан опытно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

761  Всего яснее это видно из того, что человеческой природе во Христе приписывается « κρα μετοχ το Ατολγου». с. Cels. 5, 39 p. 608; 1244. Ibid. 6. 47 p. 669; 1372. 762  Sel. in Ps. 135, 2 p. 833; 1656. φησ δ κα πστολος Επερ εσ θεο πολλο... ( 1Cor. 8:5 ) λλ τος λεγομνους μετ τν Τριδα θεος μετουσ θετητος ε ναι τοιοτους δ Σωτρ ο κατ μετουσαν, λλ κατ οσαν στ Θε ς. Это место – ex catena Corderii (ср. абзац сноски и далее). Томазиус (S. 127, nn.) приводит его как подлинное, Редепеннинг, очевидно, (II, 313. сноска считает его сомнительным (слово Τρις). 764  Plotin. 6. 3. 9; 2, 258. τδε τ πρ κα πρ, λλως μν χειν διαφορν, τι τ μν καθκαστον, τ δ καθλου, ο μντοι οσας διαφορν. 766  Cfr. Plot. 6. 3. 5; 2, 253. ταν γρ τν νθρωπον κατηγορ το Σωκρτους. ο τως λγω, οχ ς τ ξλον λευκν, λλ ς τ λευκν λευκν. 768  Ib. οδ τ τ προτιθναι ατο, δηλον δ ο δυνμενοι, ε τις ατ παντπασιν φλοι, να μ κ. τ. λ. 770  Cfr. Plotin. 5. 7. 1; 145. ε μν ε Σωκρτης κα ψυχ Σωκρτους, σται ατοσωκρτης καθ’ ψυχ καθκαστα... ε οκ ε, λλ λλοτε λλη γνεται πρτερον Σωκρτης ο ον Πυθαγρας, οκτι καθκαστα ο τος. 774  Сноска Ср. с. Cels. 1, 24 р. 342; 705... μποτε μοιον πθ τος τ Θες νομα σφαλμνως φρουσιν π λην ψυχον τν το γαθο προσηγοραν κατασπσιν π το πρτου ατου, π τς ρετς κα το καλο, π τν τυφλν πλοτον. 775   Τ με λγεις γαθν; οδες γαθς, ε μ ε ς Θες Πατ ρ (Marc. 10:18). Так Ориген цитует это место в de orat. 15 p. 223; 468, exhort, ad mart. 7 p. 279; 573, c. Cels. 5, 11 p. 586; 1197, in Joh. t. 1, 40 p. 41; 93 и de princ. 1, 2, 13 p. 59; 144. О происхождении этого чтения – Epiphan. haer. 42, 11 p. 315; 717 ( Μαρκων) προσθηκε τ, τι Πατ ρ. 776  Ср. Georg. Bull, Def. fid. nic. c. 9 n. 13 (Migne, s. gr. t. 17 col. 1311). Sed supra etiam Adamantium audivimus dicentem, Filium Dei esse τν ατολγον, κα τν ατοσοφαν...Quidni igitur Filius dicatur ipsa sive absolutissima bonitas?... Scilicet omnium attributorum divinorum par est ratio.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

ξιομεν τονυν, πε μηδν χωρς Θεο καλν ε ναι δναται, κα μλιστα νησις γραφν θεοπνεστων, πως τ Πατρ τν λων Θε δι το Σωτρος μν κα ρχιερως γενητο Θεο προσιναι, ατσεις δοθναι μν πρτον καλς ζητεν). 819  c. Cels. 5, 5 p. 580; 1185. α τη πιστμη ( περ γγλων) οκ σει λλ θα εν ε χεσθαι τ πρς πντα διαρκε π π σι Θε δι το Σωτρος μν Yο το Θεο, ς στι Λ γος... ibid. 5, 4. Π σαν μν γρ δησιν κα προσευχν κα ντευξιν κα εχαρισταν ναπεμπτον τ π π σι Θε δι το π πντων γγλων ρχιερως μψχου Λγου κα Θεο δεησμεθα δ κα ατο το Λγου, κα ντευξμεθα ατ, κα εχαριστσομεν, κα προσευξμεθα δ, ν δυνμεθα κατακοειν τς περ προσευχς κυριολεξας κα καταχρσεως. ibid. 8, 26, p. 761; 1556. μν γρ προσευκτον τ π π σι Θε, κα προσευκτον γε τ Μονογενε κα πρωτοτκ πσης κτσεως, Λγ Θεο, κα ξιωτον ατν, ς ρχιερα τν π’ ατν φθσασαν μν εχν ναφρειν π τν Θεν ατο κα Θεν μν, κα Πατρα ατο... 820  c. Cels. 5, 11 p. 586; 1197. τοιοτος εχσθω τ Λγ το Θεο δυναμν ατν σασθαι κα πολλ πλον τ Πατρ ατο, ς κα τος πρτερον δικαοις ξαπστειλε τν Λγον ατο κα σατο ατος ( Ps. 106:20 ). Cfr. in Rom. 8, 5 p. 624; 1166. sicut oratur Deus, ita et orandus est Christus; et sicut offerimus Deo Patri primo omnium orationes, ita et Domino Jesu Christo... Unum namque utrique honorem deferendum, id est Patri et Filio, divinus edocet sermo (Joh. 5:23). Но см. абзац сноски и далее. 821  in Joh. t. 13, 1 p. 213; 400. Joh. с. 4, 10 τχα γρ δγμα τ στι, μηδνα λαμβνειν θεαν δωρεν τν μ ατοντων ατν. Κα ατν γον τν Σωτρα δι το ψαλμο (2, 7. 8) προτρπει ατεν Πατ ρ, να ατ δωρσηται ς ατς μ ς διδσκει Yς λγων " Κριος ε πε» κ. τ. λ. 822  in Matth. t. 16, 5 p. 717; 1380. Mth. с. 20, 22. 23. πιστσει δ δυνμενος τνα μν π το Σωτρος δδοται, τνα π το Πατρ ς, ρν, τι στι τιν ο δ η ν Y ς, λλ’ ατς Πατ ρ. Ε δ τοιοτν τι παρστησι κα τ εαγγλια, που μν εσγοντα τν Σωτρα εχμενον περ τινων δυνμεων, να ατ παρχθ τ ατματα π το Πατρ ς που δ χωρς εχς ποιοντα, ς δη χοντα κενα, περ ν ξωτο, τολμηρν μν ζητσαι, μως δ δυνμενος μετ ελαβεας κα τατα ξεταζτω.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Если, после сказанного, обратимся к аскетическому творению бл. Диадоха, то в этом сочинении найдём медицинские сведения, своим объёмом и содержанием не превышающие того, что сообщено нами выше. Они могут свидетельствовать о некотором знакомстве автора с медициной; но они могли быть заимствованы им даже из сочинений церковных писателей; по крайней мере его суждение о происхождении врачебной науки и лекарств образованы, по-видимому, под влиянием Василия Великого , как показано будет ниже. Во всяком случае, в своём аскетическом сочинении он не проявил таких признаков своего специального знакомства с медициной, какие находим, например, в творениях Григория Нисского . Медицину он называет τχνη (гл. 53) без прибавления слова ατρικ; оно опущено вследствие того, что изложенные в гл. 53 рассуждения автора о врачах, лекарствах и врачевании болезней ясно указывают читателю, о каком искусстве говорит автор. Подобное словоупотребление встречается и у Василия Великого , (ibid. с. 5, р. 1052 В.: μο δ κα πρς γκρτειαν ο μικρν συντελεν τχνη φανεται). Знатоков врачебного искусства он именует врачами – ατρο (гл. 17, абзац сноски гл. 53); но истинным Врачом и Спасителем нашим он признаёт только Иисуса Христа (гл. 53); таковым именуют Его и другие церковные писатели ( Климент Александрийский , Григорий Нисский , Макарий Египетский , цитаты см. выше). Медицинские термины ατρεα, ϑεραπεα не употребляются в аскетике бл. Диадоха. Но он, подобно другим церковным писателям, различает двоякого рода врачебное искусство – лечение тела и врачевание души. – Мысль о сих врачеваниях автор раскрывает в гл. 17 своего аскетического творения. Для надлежащего уразумении этой мысли необходимо принять во внимание встречающееся у церковных писателей (особенно у Василия Великого ) суждение, что врачебное искусство, поскольку оно есть попечение о плоти ( τς σαρκς πιμλεια, Василий Великий, ροι κατ πλτος. 55, с. 2. М. I. с. p. 1045 В.), дано людям во образ врачевания души и попечения о ней (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Изложенное учение о главных страстях даёт нам возможность не только опознать в аскетическом творении бл. Диадоха теорию восьми главных пороков и соответствующих им демонов, но и расположить их в надлежащем порядке. В названном сочинении находится главное, извлекаемое из Евангелия Луки, экзегетическое доказательство существования главных восьми пороков и демонов их. В гл. 82 бл. Диадох говорит: «Господь в Евангелиях научает нас, что сатана, когда, возвратившись, найдёт дом свой подметённым ( Лк. 11:25–26 ) и праздным, т. е. сердце бесплодным, то тогда берёт других семь духов (πτ πνεματα) и входит в него и гнездится, делая последнее для человека горшим прежнего. Эти слова бл. Диадох рассматривает в отношении к подвижническому знанию. В сочинении сего епископа имеются в виду все восемь главных страстей и демонов, хотя они не с одинаковой точностью обозначаются и тем более с неодинаковой подробностью обсуждаются. В гл. 42 прямо упоминается γαστριμαργα; πορνεα не встречается в аскетике бл. Диадоха, но в ней есть выражение, заменяющее τν πορνεαν, и даже лучше обозначающее мысль, чем это последнее слово, – разумеется нами πιϑυμα τς συνουσας; И. Дамаскин, как показано было, также пользовался подобным выражением (См. Аскетическое Слово бл. Диадоха гл. 99; сравнить также μοιχεαι, μοιχεεσϑαι, μεμοιχευται в гл. 88, 33 и 42). Против третьего порока – τς φιλαργυρας направлено определение несребролюбия (ρος τς φιλαργυρας; см. абзац сноски сравнить гл. 63–64). О гневе автор говорит немало в своей аскетике; но в гл. 96 этот порок упоминается в выражении (τος τς ργς παραδδωσι δαμοσι), не оставляющем никакого сомнения в том, что автор имеет в виду теорию главных страстей; против гнева направлено 7-е определение (ρος τς οργησας, Определения . 7). В упомянутой же гл. 96 отмечаются печаль (λπη) и уныние (χηδα). В гл. 46 имеется в виду тщеславие (κενοδοξα). Другие места, в которых упоминается эта страсть, указываются ниже). Но слово περηφανα совсем не упоминается бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое...» И когда они ели, Господь взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». И воспев духовную песнь, пошли они на гору Елеонскую. Священное Писание на Страстной седмице Заполните клеточки краткими заметками о темах, событиях и действиях в Страстную седмицу, в том числе укажите важнейшие сноски. Темы из Священного Писания и события Сноски Особые богослужебные песнопения Особые богослужебные действия Великий и святой понедельник Великий и святой вторник Великая и святая среда Великий и святой четверток Начало Тридневной Пасхи Великий и святой пяток Великая и святая суббота Пасха: Светлое Христово Воскресение Дела нашей веры 28 – Христианское поведение 1 . Напишите на маленьких карточках или листочках бумаги каждое из этих слов по отдельности: верный, испуганный, уверенный в себе, трусливый, любящий, смелый, кающийся, слишком гордый, сильный, слабый, храбрый, непонимающий, пылкий. 2 . Соберите своих ближних и положите карточки со словами посередине стола, так, чтобы каждый мог их видеть. Посмотрите на эти слова вместе и подумайте какие из них подходят доброму христианину, а какие определенно не подходят. Некоторые слова могут показаться «нейтральными», относительно других могут возникнуть разногласия, но так и должно быть. Обсудите между собой свои утверждения и постарайтесь поразмыслить какого рода поведение согласуется с этими словами. 3 . Прочтите вместе места из Священного Писания, посвященные апостолу Петру, Ин.1:40–42 ; Мф.16:21–23 ; Мк.14:32–37 ; Лк.22:31–34 ; Ин.18:3–11 ; Лк. 22:54–62 . Решите, можно ли какое-либо из слов, написанных на ваших карточках, применить к событиям, о которых вы прочли. Какие из слов, которые, по вашему мнению, не могут описывать христианина, тем не менее приложимы к поступкам апостола Петра?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано: «любит правду и суд», хотя «милости Господней полна земля» ( Пс.32:5 ); посему и говорит Пророк: «Милость и суд буду петь Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Видишь, как премудро оказывает Господь милость, не без суда милуя и не без милости судя, ибо «милостив Господь и праведен» ( Пс.114:5 ). Поэтому не станем обращать Его человеколюбие в предлог к нашей лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была пренебрегаема благость. Воссиявающий солнце наказывает и слепотою; Дающий дождь изливает и огонь. Одно свидетельствует о благости, другое о строгости. Проникнемся же или любовью, ради первой, или страхом, ради второй, чтобы нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева» ( Рим.2:4–5 ). Итак, невозможно спастись, не творя дел по заповеди Божией, и небезопасно пренебрегать чем бы то ни было из заповеданного (ибо страшное превозношение – поставлять себя судией Законодателя и одни Его законы избирать, а другие отвергать). Посему позаботимся, чтобы ничего из предписанного в законе Божием не осталось у нас без исполнения. Ибо если должен быть «совершен Божий человек», как сказано в Писании ( 2Тим.3:17 ), то совершенно необходимо через каждую заповедь быть уготованным «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ), потому что, по глаголу Божию, хотя и чистое, но поврежденное не принимается в жертву Богу 743 . Сноски к статье 8 635 См.: Свт. Василий Великий . Правила, пространно изложенные, 3//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 160; Правила, кратко изложенные, 162//Там же. Т. 2. С. 269; Правила, кратко изложенные, 163//Там же. С. 270; Правила, кратко изложенные, 175//Там же. С. 274; Правила, кратко изложенные, 176//Там же. С. 274. 670 В шестом псалме содержится молитва о помиловании: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«Дети любезные, вы поединок закончите этим. Зевсу, гонителю туч, вы милы в равной степени оба; Оба храбры и сильны: в этом все убедились сегодня. Но приближается ночь; покориться ей очень приятно». (7:280-,+ Сальников.) Герои обмениваются подарками, что является полной заменой (е. ) трофеев, а вдохновенный разгром – пиршествами (ё. ). На главный поединок «Илиады» – бой Ахиллеса и Гектора – мы взглянем позже. (Продолжение следует). СНОСКИ В доинтернетную эпоху совершенно обоснованным было требование: детально указывая источник цитирования, указывать номера стихов или страниц. Дабы не утяжелять здесь массив текста, даю единую электронную ссылку на рассматриваемые события по Синодальному переводу http://algart.net/bible/synodal/bible.html . … ростом он — шести локтей и пяди (ок. 2.80 м). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди (60 кг ); медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей (d > 5 см); а самое копье его в шестьсот сиклей железа (7.2 кг, наконечник), и пред ним шел оруженосец. (1Цар 17:4-7). Меч здесь не упомянут, но был и меч. Параллельно сравним описание особого роста Саула ( 1Цар 9:1, 1Цар 10:23 ) с описанием в «Илиаде» роста царя ахейцев Агамемноном: … Так же, как бык выдается меж всех в многочисленном стаде, - Мощный бугай, средь коров замечаемый с первого взгляда… (Ил.2:475+) Форминга – инструмент с четырьмя струнами (лира – с семью), считается древнейшим струнным инструментом из семейства греческих лирообразных. Все события «Илиады» укладываются в 51 день десятого года Троянской войны. Вне рамок поэмы – причины войны, девять лет сражений и её финал. О знаменитом деревянном коне и уничтожении Трои мы узнаём из «Одиссеи». В эпоху Гомера и в столетия близкие к его жизни все подробности жизни богов и героев цивилизованному миру были известны, как и предыстория добровольного похищения Елены, связанная с яблоком раздора, и не нуждались в напоминании.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/31/...

И всё-таки, как сын своей погибшей родины, я хотел бы ее воскресения в грядущих поколениях. Верю, твердо верю, что в них коммунизм возбудит инстинктивно физиологическую ненависть, и они подымутся на освобождение от его дикого ига, во славу страждущего Христа. Из своей иноческой кельи молюсь о скорейшем наступлении этих дней. Из могилы буду радоваться бодрящему топоту контркоммунистических колонн. Воскреснешь ли, Родина? Пророк Иезекииль в 37 главе своей апокалиптической книги писал: Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие слушайте слово Господне!». Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь ( Иез. 37:1-6 ). Оживут ли? Вместе со святым ап. Павлом я скажу: только остаток спасется ( Рим. 9:27 ). Архимандрит Феодосий Алмазов. Сноски автора архим. Феодосия Просишь весной 1930 г. продать молока, творогу, а хозяйка отвечает: «Нет, самим есть нечего, да и собак кормить нужно». Собак кормят молоком и рыбой, а ссыльному ничего не продают. Приказы эти изданы самообразовавшейся социалистической властью — Советом солдатских и рабочих депутатов, которых, впрочем, никто не выбирал. Оно погибло от провокации Керенского. Сидевший со мной в Дерябинской тюрьме помощник военного министра Алексей Иванович Поливанов тоже осуждал Царя и Царицу. Десятилетник, уже умерший. Это бывает там по рассказу старожилов раз в 20 лет. Реболда-Кеньга — пролив в четыре с половиной версты. У меня здесь украли было медный прекрасный чайник, подаренный мне еп. Мануилом из Петрограда, но я сумел его разыскать. Ни имени, ни фамилии ее назвать нельзя.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

П.В. Добросельский Скачать epub pdf Послесловие В результате грехопадения прародителей в раю гармония душевных сил человека и его гармония с окружающим миром были нарушены. Протоиерей Владислав Свешников говорит: «Чем острее и внимательнее сознание всматривается в жизнь человека, стремясь раскрыть ее нравственные смыслы и содержание, чем обширнее становится опыт общения с людьми и с миром, тем трагичнее раскрывается эта описанная в Библии онтологическая и нравственная катастрофа, случившаяся с человеком. Начала всех человеческих катастроф как общего и исторического характера, так и совсем личных, известных только мокрой от ночных слез подушке, – берут начало в этом, по-видимому, простом событии» (84: 58). Возможность греха, заложенная в природе первозданного человека, превратилась в склонность (приверженность) ко греху 179 . Священное Писание прямо говорит о всеобщности человеческого греха: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» ( Быт. 6:12 ); «... Нет человека, который не грешил бы...» ( 3Цар. 8:46 ); «…Нет правдивых между людьми…» ( Мих. 7:2 ); «... Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ); «... Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ). (См. также сноски 100, 124, 130, 133 и приложения 5, 8). Это нравственное состояние мира святой Иоанн Предтеча характеризует как грех мира 180 . В результате процветания зла на земле, когда увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время ( Быт. 6:5 ), Он навел на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни( Быт. 6:17 ) и все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло ( Быт. 7:22 ). В дальнейшем, за грехи людей Богом были уничтожены города Содом и Гоморра: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли» ( Быт. 19:24,25 ). Впоследствии Бог, наставляя людей к правде, неоднократно наказывал их за грехи. При этом Он заранее предупреждал людей о наказании (проклятии) за невыполнение Его повелений и о благословении – за послушание (см., например, Втор. 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010