Все они имеют помету –Примеч. автора. Редакторские примечания даются без оговорок. – сноски фактологического характера, описание храмов и мона­стырей и краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в Дневнике, даны в комментариях и примечаниях с указанием номе­ра архивного листа основного текста Дневника и комментируемого текста (например: Л. 1. Отец инспектор – ...). В комментариях даны краткие исторические справки о храмах и монастырях, в которых епископ Арсений служил или которые посещал. На храмы и монастыри, описанные в первом томе, дается соответствующая ссылка. Биогра­фические сведения о лицах, упоминаемых в первом томе изданного Дневника, во втором томе даются в виде кратких справок на период 1902–1903 годов со ссылкой на первый том. ... а , ... б , ... в – сноски, используемые в комментариях, при публика­ции некоторых документов, писем. При составлении кратких биографических сведений о лицах, упоминаемых во втором томе, были использованы следующие издания: Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в начале XX века: Профессура и сотрудники. М., 1999; Он же. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной академии первой половины XX века: Жизнь, труды и крестный путь. М., 1999; Именной список ректорам и инспекторам Императорских Духовных академий и семинарий... на год. СПб.-Пг., 1900–1917; История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г.(с приложениями). М., 2006; За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь , 1917–1956: Биогр. справ. Кн. 1: А-К. М., 1997; Кузьмин Ю.А. Российская Императорская фамилия: 1797–1917: Биобиблиоф. справ. СПб., 2005; Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1963 г. (включительно): В 6 т. Erlangen, 1977–1989; Он же. Русские православные иерархи 992–1892: В 3 т. М., 2002–2004; Памяти почивших наставников: Издание Московской Духовной академии ко дню ее 100-летнего юбилея (1814–1914).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вы прекрасно должны понимать, что нельзя отождествлять анимизм , о котором здесь идет речь (убеждение во всеобщей одухотворенности природы) и оккультизм (магический операционализм в Вашем истолковании), хотя между ними есть очевидная связь. Анимизм в воззрениях на природу присущ религии как таковой (см. работы Дж. Лебока, Э. Б. Тейлора, С. А. Токарева). Христианский священник Томас Шипфлингер, вслед за отцом Тейяром де Шарденом, видит " всю природу, весь универсум живым и взаимосвязанным единением бытия " (цит. соч., там же), - как об этом сказал гениальный поэт: " Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... " Вырвав цитату из контекста (излюбленный прием обличителей). Вы игнорируете последующие дефиниции отца Томаса и четкое осуждение им магии как злоупотребления - именно с позиций христианского Богомыслия, которое не отрицает существования в мире оккультных явлений, но стремится христианизировать их понимание. Ничего не говорите Вы и о сугубо экологическом аспекте рассматриваемой проблемы, что делает апелляцию к анимизму (или даже пантеизму) для пастыря Церкви вполне допустимой: " Никакого природовредительства, - продолжает отец Томас Шипфлингер, - никакого загрязнения окружающей среды, сохранение жизненного пространства животных и растений, подлинная охрана природы и всего живого " . И это отнюдь не " языческий пассаж " , как вы клеймите. " Язычниками " в таком случае оказываются Иоанн Скотт Эригена, Барух Спиноза (с его " Deus sive natura " ), Г.-В. Лейбниц, Ф.-В. Шеллинг, М. В. Ломоносов - и целый ряд выдающихся христианских и нехристианских, глубоко религиозных мыслителей. Не смыкается ли Ваша трактовка с позицией советских доперестроечных марксистов, объявлявших Ломоносова материалистом? Для меня здесь все ясно, и одной сноски ( " Подобное учение о стихиалях развивает Даниил Андреев в своей " Розе мира " . - Ред " .) к тексту отца Томаса, кажется, более чем достаточно. Отсутствие же еще одной (якобы необходимой) сноски (то есть примечания к примечанию!), обличающей поэта-мистика Даниила Андреева (1906-1959), Вы используете как повод, чтобы инкриминировать мне вероотступничество. Помилуй Бог, разве это не попытка с негодными средствами?!.

http://predanie.ru/book/71840-okkultizm-...

Наконец, сноски и атрибуции, принадлежащие русскому переводчику, отмечены астериском у номера сноски в примечаниях или сокращением «Пер.». Перевод выполнен по изданию Х. Г. Сотиропулоса 588 с привлечением публикации Фикары 2008 года 589 . Дионисия монаха пятьдесят познавательных 590 глав о превосходстве 591 божественных гимнов Как среди купцов можно видеть иных, мало трудящихся с небольшим товаром, но выручающих много денег за свою торговлю, так и произносящие божественные гимны не лениво, но охотно за малый и немногий труд получают великую выгоду – богатство благодати, поскольку [гимны] являются соцветиями божественного Писания, а убедит нас [в том] пусть угодная [Богу] жертва Авеля 592 . «Великий Златоуст говорит: «Бог дал нам вместо дощечки мир» 593 , – через который Он восхотел быть познаваемым, чтобы, соответственно, Им восхищались благодаря зримым [вещам] 594 . «Итак, когда человек уразумеет знание сущих», – говорит он же 595 , – и удивится [заключённой] в них премудрости и силе Божией, душа его освящается и получает мзду от Бога». Если только разумением сущего и восхищением человек угоден Богу, и освящается, и мзду приемлет, то сколь [больше] он благоугождает, освящается и вознаграждается, когда из-за самих сущих славословит и восхваляет Бога, благодарит и благословляет, как подобает. По этой причине [сложены и] настоящие гимны. « " Бог есть свет», – говорит великий Григорий, – несказанный, неприступный» 600 «и непостижимый, показывающийся ( φανταζ μενον) [нам], насколько мы очистимся. Он вызывает удивление у могущих видеть [Своей] непостижимостью, вызывая же удивление, становится вожделенным, вожделеваемый же соделывает [нас] боговидными» 601 . Итак, если из-за одного удивления божественное вожделевается, а вожделеваемое соделывает боговидными, сколь более – славословимое, благодаримое и благословляемое? И если произносящие божественные гимны, будучи несовершенными, не могут вообразить славу ( μ φαντζωνται τς δ ξας) Святого Духа, как говорят достойные видеть, однако удостаиваются блаженства: «Блаженны не видевшие и уверовавшие« 602 , то есть вообразившие и вожделевшие 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Нач.: «Благо есть исповедатися Господеви…» л. 225 об. (26 об.). Преподобнаго отца нашего аввы Кассиана Римлянина о злобных осми помыслех. О чревообъядении». Нач.: «Прежде о воображении общым житиям сочинивше слово…»   С 9. Сборник аскетический 1817 г. 4о. 22х17, 80 л. В начале и в конце рукописи по одному припереплетному листу вне нумерации без текста. Полуустав двух почерков I – (л. 1-77 об.) – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Без переплета. Без украшений. Записи По нижнему колонтитулу на л. 1-5 запись писца: «Сию книгу писал монах Платон». На л. 77 об. запись писца внизу листа: «Богу да будет слава во веки. Аминь. Писал многогрешный монах Платон: окончив 1817 года июня 2». Содержание л. 1. Прп. Макария Египетского беседы (1-150). «Преложение святаго Симеона Метафраста от пятидесяти бесед Макария Египетскаго, воистинну блаженнаго, во сто и пятидесяти главах слово написано о духовном совершенстве». Нач.: «Благодатию убо и даром Духа Божественным кождо нас спасение приемлет верою же и любовию...» л. 78. Слово о кресте свт. Софрония Иерусалимского (отрывок). «От слова святаго Софрония патриарха Иерусалимскаго». Нач.: «Во всей сей жизни своей во всяких делех своих всякий христианин ничим же да хвалится…»   С 10. Исаак Сирин слова подвижнические. (2-й перевод прп. Паисия) Нач 19 в. 4о. 23х17, 25+370 л. Первый припереплетный лист в начале вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Писец – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. На полях многочисленные сноски, иногда слова на древнегреческом языке. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже зеленого цвета. На корешке название рукописи. Без украшений. Содержание л. 1. Предисловие о переводе прп. Паисия (Величковского). л. 2. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии и житии тихом составлятися могущем, прежде всякаго дела, от удержания языка и кротка сердца...»

http://bogoslov.ru/article/6192784

г) анакреонтическим – 5. По количеству строф, составляющих в общей сложности 17 531 (без трагедии), метрические цифровые группы распределяются таким образом: а) гекзаметрических строф – 5284; б) элегических – 3924; в) ямбических – 8147; г) анакреонтических – 176. Трагедия " Χριστς Πσχων«, составляющая 409-е стихотворение и состоящая из 2151 строфы, написана размером ямбического триметра, и, таким образом, со включением ее общее число ямбических строф у Григория Назианзина возрастает до 10 298. Изд. по: Святой Григорий Богослов как христианский поэт/Сочинение А. Говорова//Отдельный оттиск из приложения к журналу «Православный собеседник» за 1886 г. – Казань: Тип. Имп. Университета. – 1886. – 319 с. Говоров Алексей Васильевич – писатель, профессор Казанской Духовной Академии но кафедре гомилетики и истории проповедничества. Главные труды: магистерская диссертация «Святой Григорий Богослов как христианский поэт» (Казань, 1886); «Основной принцип церковной проповеди и вытекающие из него предметы и задачи церковного красноречия» (Казань, 1895); «Ораторское искусство в древнее и новое время» (Казань, 1897). Для разбора стихотворений святителя Григория Богослова А. В. Говоров делал переводы но изданию французского аббата Кайльо (Cailau), выпущенному в Париже в 1840 году. В 1862-м это издание, с сохранением всех его отличительных особенностей, нумерации, предисловия Кайльо и примечаний, было перепечатано Минем в «Cursus compeltus». Поскольку последовательность произведений в настоящем издании соответствует нумерации Патрологии Миня (и, следовательно, изданию Кайльо), мы позволили себе переработать некоторые сноски А. В. Говорова, касающиеся корпуса стихотворений святителя. В частности: римские цифры при нумерации стихотворений заменены на арабские, удалены отсылки на русский перевод Московской Духовной Академии 1843–1848 годов, а также указаны название произведения, номер страницы и строф (сокращение – ст.) – по настоящему изданию. При отсылке на стихотворные произведения номер тома не указывается, т. к. все стихотворения святителя вошли во 2-й том настоящего издания. Сноски на другие произведения свт. Григория выверены но 1-му и 2-му томам настоящего издания; а на произведения других авторов даны без изменений, с пояснениями издателей в квадратных скобках. Квадратные скобки в тексте указывают на пояснения редакции. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

– Если тебе какой святой пригляделся, то ты им занимайся. Но только серьезно. Ищи источники, наставления, копайся. В прошлом году я занималась преподобным Иосифом Песнописцем, который написал в IX веке более 400 канонов и служб, – то есть практически на каждый день года. Собственно, это во многом его заслуга, что мы стали богослужебно почитать святых. Именно он сделал так, чтобы это стало возможно. Когда я об этом рассказала владыке Агапиту, он был в полном восторге: ему очень важно было узнать, как этот опыт богослужебного почитания наших Небесных заступников исторически сложился в Церкви. Я обещала ему написать об этом статью, но что-то затянула. Говорила: – Могу и сейчас как есть прислать, но надо сноски еще проставить. – Нет-нет, ты уж сноски проставь, и потом пришли, – подстегивал он. К сожалению, я так и не успела показать владыке последний вариант статьи. Дописала уже после его кончины и положила ему ее уже в гроб. Когда накануне владыкиной кончины мне сообщили о том, что он в реанимации и в очень критическом состоянии, я стала молиться тому же преподобному Иосифу. В его житии есть рассказ о том, что все святые, которым он при жизни составил каноны, в день его кончины провожали его на небо. Думаю, что их было много и вокруг моего владыки, когда он на Вознесение решил сопроводить самого Христа на Небо. (Продолжение следует.) Рейтинг: 9.8 Голосов: 126 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.Б Любовь 16 июля 2020, 15:26 Анастасия, с Праздником! Спаси Господи! Узнала об Владыке Агапите. Пусть Господь упокоит Владыку Агапита во царствии своем со всеми Святыми!+ Великое счастье вам и всем,кто его знал.Он будет молиться на небесах за вас и паству. Жду продолжения рассказа. Елена 15 июля 2020, 19:36 Спаси Господи Настенька! хочется ещё и ещё читать ,и продолжения ещё, очень интересно, и такие важные и простые советы от владыки Агапита рБ Марина 6 июля 2020, 18:05 ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВЛАДЫКЕ АГАПИТУ!!!СПАСИ ГОСПОДИ ОЛЬГА АНАСТАСИЯ за статью!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!

http://pravoslavie.ru/132360.html

149 Ср.: «Если диавол не дерзает проникнуть в тот дом, где есть Евангелие, тем более души, усвоившей себе мысли Писания, не коснется и не нападет ни бес, ни грех» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие святого апостола и евангелиста Иоанна, переведенные с греческого. СПб, 1854. Ч. I. С. 392). Однако наличие церковнославянизма «храмина» в цитате из II рассказа указывает на ее зависимость от церковнославянского перевода XXXII беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна. См., напр.: «Аще бо в храмине, идеже Евангелие будет лежаще, не дерзнет приступита диавол, много паче души разумения такова обносящей не коснется когда, ниже наступит демон, ни естество греха» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на евангелие св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. М., 1665. Л. 242 об.). Следует отметить, что в составленных AT в 1843–1852 гг. «Записках при чтении Слова Божия» (Муз-10953. Л. 5–11,14–15,22–29, 37–37 об.) содержится не только рассматриваемая цитата с указанием источника, но и ее интерпретация: «Чтобы еще далее следить самосущную, непосредственную силу Слова Божия, следует раскрыть влияние Его на мир греховный. В Деяниях Апостолов повествуется, что Имя Божие, произносимое устами неверующих, устрашало и изгоняло злых духов (на нижнем поле под знаком сноски: Деян.). Святый Иоанн Златоустый утвердительно говорит, что даже и в храмину, где лежит Святое Евангелие, робеют входить злые духи (на нижнем поле под знаком сноски: Бесед, на Ев. Иоан. Нрав. 32). Все сказанное как живо выражает самодействующую, непосредственную, магическую силу Слова Божия, сокрытаго в Евангелии!..» (Л. 9 об. – 10). 153 Составленное AT в 1835 г. «Расположение подробного трактата о молитве, разделенного на четыре части» (Муз-9265. Л. 330–343), на основании которого в 1840 г. были составлены «Четыре книге о молитве», содержит мнение о том, что первая часть полной Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе Сыне Божий») сопоставима с евангельским повествованием о жизни Спасителя: «Восточное обыкновение выражает внутреннюю молитву таковыми словами: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного!». Дух сего выражения дает вниманию в первом члене историю жизни Иисуса Христа, а во втором – историю собственного смирения» (Л. 333). В «Наставлении как внутренно молиться Богу, предложенном в чистосердечном разговоре» (январь 1846 г.) AT тоже указывал, что «первая часть (Иисусовой молитвы – A. П.) дает уму всю историю жизни Иисуса Христа, вторая же – историю нашего смирения и греховности» (Муз-10948. Л. 283).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Это признание писателя знаменательно во многих отношениях, и прежде всего в оценке «Записок на манжетах», о которых он и впоследствии говорил, что в этом сочинении ему удалось «развернуть свои мысли». Будем надеяться, что поиски полного текста «Записок на манжетах» (в настоящее время ведутся поиски архива газеты и издательства «Накануне», где и должен сохраниться текст «Записок») увенчаются успехом и читатель в ближайшие годы сможет познакомиться с этим замечательным произведением в его полном виде. Сноски автора Комедия окончена! (ит.). Мадам Мари. Моды и платья (фр.). Липкая бумага (англ.). По нарастающей (ит.). Свет небес. Святая роза (лат.). Это последняя битва! С Интернационалом!! (фр.). Все (фр.). Сноски составителя Сотрудник покойного «Русского слова»… — Исследователи предполагают, что Булгаков в данном случае имел в виду Н. Н. Покровского (дипломата и журналиста, сотрудничавшего в «Русском слове»), редактировавшего в то время владикавказские газеты «Кавказ» и «Кавказская жизнь» (Булгаков входил в состав сотрудников этих газет), но активнейшим (даже ведущим) сотрудником «Русского слова» был и А. В. Амфитеатров , также участвовавший в издании владикавказских газет (попутно заметим, что А. В. Амфитеатров , находясь в эмиграции, выступал с самыми жесткими статьями в адрес «вождей пролетариата»; в самый острый момент схватки между Сталиным и Троцким Амфитеатров так характеризовал их борьбу: «Ибо для нас, опытных, дело сводится к тому, что, как говорит Иван Федорович Карамазов: — Гад жрет другую гадину» (Возрождение. 1927. 10 декабря). Представляет интерес вообще весь состав сотрудников владикавказских газет. Для этого мы приведем выдержку из газеты «Кавказ» (1920. 16 февраля): «Газета выходит при ближайшем участии Григория Петрова, Юрия Слезкина, Евгения Венского, Н. Покровского. Сотрудники газеты: А. В. Амфитеатров , Евгений Венский, Евграф Дольский, Александр Дроздов, Григорий Петров, Н. Покровский, Юрий Слезкин, Дмитрий Цензор, Михаил Булгаков… и др. Редактор Н. Покровский».

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-na-manz...

Речи о Стоглавом соборе должны быть закончены вопросом: насколько в действительности совершилось это обновление церкви, составлявшее великую цель и задачу митрополита Макария при его созвании? Увы! грустный ответ на вопрос есть тот, что обновление не совершилось почти нисколько. Макарий ввёл было в действие постановления собора, но тотчас же после него почти всё узаконенное им было забыто и всё пошло по-старому, как бы совсем и не бывало собора, деяния которого превратились в простой исторический памятник. После Макария нужен был бы ряд таких же Макариев, чтобы старое не успело снова ожить, а этого не случилось... В результате только то, что знаменитый деятель, трудившийся бесплодно, всё-таки остаётся знаменитыми деятелем, а утешением служит то, что истории и других стран и церквей полны примерами подобных деятелей... Тотчас после того, как Стоглавый собор окончил свои деяния, царь с митрополитом и епископами постановили соборный приговор об архиерейских и монастырских вотчинах. Поэтому, мы скажем теперь обо всех узаконениях царя Ивана Васильевича относительно церковных недвижимых имений за время правления митрополита Макария. Начиная с собора 1503 года противники вотчиновладения монастырей из среды самих монашествующих вели проповедь о том, что посягательство на право этого вотчиновладения есть нечто допустимое с точки зрения нравственной и с точки зрения церковного права. Проповедь имела своим следствием то, что государи, быв возбуждаемы ею, решились на посягательство в интересах государственных. Когда мысль о прямом отобрании вотчин у монастырей встретила на соборе 1503 года решительный отпор со стороны духовенства, государям осталось обратиться к мерам ограничения права вотчиновладения. Это они и сделали, причём меры эти простёрли вместе с вотчинами монастырскими и на вотчины архиерейские. Иван Васильевич III постановили некоторые меры к ограничению права приобретения архиереями и монастырями вотчин; после Василия Ивановича, не постановившая никаких новых мер ограничения и только сохранявшего и охранявшего меры отца, великая княгиня Елена с боярами постановила эти новые меры (выше стр. 735, электронная версия – абзац сноски прим. корр.). Наконец, Иван Васильевич IV постановил и ещё новые и весьма решительные меры. Однако принятие этих новых и решительных мер относится уже ко времени после смерти Макария и к концу собственного правления государя. Что же касается до времени Макария, то отчасти были приняты новые меры не особенной важности, отчасти подтверждены были прежние меры, а отчасти устранены были злоупотребления, допущенные при боярском правлении детских лет государевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По окончании же евангелия еще мнихом умыемом, начинают пети трепарь на умовение, иже в триоди писано. По умовении всех отрешит точию поняву и възложит на ся епитрахиль и облечется в фелонь и станет пред стольцем. Посем диакону покадившу им же образом первое евангелие и посем рекшу: и о сподобитися нам, игумен речет мир всем и чтет евангелие от Иоанна: егда умы нозе. Преже чтении такового евангелия от игумена и ещё трепарем поемым поп, иже первее чтет евангелие, пред стольцем стоя глаголет молитву другую 295 умывания отай. По скончании реченного евангелия от игумена абие творит ектению, игумен по скончании возгласит: яко милостив и человеколюбец, посем рекшу диакону премудрость, бывает отпущение умыванию. За умыванием следует вечерня и литургия Василия Великого с пением вечери твоея тайныя вместо херувимской песни. По окончании литургии «идут на обед». Лист 7 оборот. В великую пятницу «на первом часе поет певец на глас 2-й: кто не плачется Июды кто не жалует ученика яко и внуши сгреши и пребыв разумем неуправлен аще бо быв следовал слову разума не бы навел нечаяния темьже подажь нам Хе Бе глаголати и творити спасьная яко человеколюбец. Таже певца, посем тъже трепарь, и певец приречет конец того трепаря (припевает последние слова тропаря). Так назначается петь соответствующие тропари на каждом часе. Лист 8. В Великий пяток «вечерня поется в церкви помовения ради церкви; псалтирь же не поется. После указания апостола и евангелия на вечерне в великий пяток замечено: «а литургия постная». Лист 8 оборот и лист 9. Служба в Великую субботу. На утрене воскресение Христово «не молвится». На хвалитных на и ныне полагается: преблагословенна еси Богородице «якоже великая церкы поет». Слава в вышних Богу «певчески». На слава же такового пения входит поп с диаконом имуща евангелие и свещы предыдущи и входят на стол и, дав мир, сядет и речет прокимен глас 4-й «воскресни Господи помози нам», затем апостол и евангелие: чтетьже ся от полу в олтари (объяснение и перевод см. выше, третий абзац после сноски К вечерне и литургии в Великую субботу клеплют в 11-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010