Первая запись иерусалимского устава вышла из рук Саввы Освященого и была передана им его преемнику. Об этой записи, со слов Кирилла Скифопольского , сказано нами выше, абзац сноски Иоанн Дамаскин упоминает об уставе иерусалимском в трактате De sacris jejuniis. Patr. т. 95, col. 72. Патриарх Александрийский Евтихий в своей хронике называет «Typicum sancti mar. Sabae и typicum ecclesiae» (Patr. т. III, col. 1090 cp. Aliat. De libr. graecor. p. 3 not. f). Никон Черногорец ссылается на древний список иерусалимского устава, переписанный и изложенный в исправленном виде Никодимом, настоятелем Саввиной лавры, для Лаодикийского митрополита (см. выше, абзац, следующий за абзацем сноски Самый древний иерусалимский типик, с годом, находится в библиотеке Синайского монастыря и, как видно из надписи, написан в 1214 году – для монастыря Богородицы на Синае. Подлинный текст этой записи сообщён преосвященным Порфирием (см. 2-е путешествие в Синайский монастырь 357–358) и в русском переводе гласит следующее: «устав по чину лавры преподобного отца нашего Саввы, находящейся близь Иерусалима, жертвуем и посвящаем всечестному и святому монастырю Богородицы, сооружённому на святой горе, где чествуется и боговидец великий пророк Моисей. Приобретён по повелению святительствующего здесь всесвятейшего и преподобнейшего отца нашего монаха кира Симеона, месяца февр. индикта 2 лета 6722 (1214)» 300 . О нескольких экземплярах типика в синайской и святогробской библиотеках упоминает преосвященный Порфирий, и два из них относит к XIII веку. В библиотеке архимандрита Антонина – типик иерусалимский 6900 – 1392 г. В Синайской библиотеке – типик, писанный в 6973 – 1465 г. иереем Георгием Цангоропулом. В Коаленевой библиотеке: типик 6868 – 1360 г. написан Иоанном Алеки. Montfauc. Bibl. Coisliana f. 24. Gardtb. S. 355 и 326. Пергаментный типик XIV b. Писан иеромонахом Софронием «συντεθν κα συγγραφν παρ το γιωττου πατρς κα ερομονχου κυρο Σωφρωνου». Филарет Черниговский видит здесь указание на Софрония патриарха, как на составителя иерусалимского устава (О песнописцах стр. 178 изд. 1860 г.) Gardthaus. S. 338.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

6 . Св. Мины, неизвестно кем построенный. О нём не совсем определённо и именно – не давая прямо знать, что находился в Киеве, говорит Нестор в житии преподобного Феодосия (Никон Печерский ушёл от Феодосия в Тмутаракань с одним чернцом-болярином монастыря св. Мины,– по изданию Бодянского л. 8 оборот fin). 7 . Михайловский Выдубицкий, построенный Всеволодом Ярославичем. 8 . Андреевский Янчин, женский, построенный тем же Всеволодом. 9 . Михайловский Златоверхий, построенный Святополком Изяславичем 1459 . 10 . Кловский или Влахернский, построенный бывшим игуменом Печерским Стефаном (от строителя Стефанеч. абзац выше сноски 1045 ). 11 . Спасский Берестовский, построенный, вероятно, игуменом Германом, который упоминается под 1072г., и, вероятно, от него называемый Германеч ( второй абзац ниже сноски 1044 .). 12 . Федоровский (Вотчь), построенный Мстиславом Владимировичем в 1128г. 13 . Кирилловский, построенный Всеволодом Ольговичем († 1146). 14 . Лазарев, женский, названный так по имени своего неизвестного строителя или в честь своего святого – не видно, упоминаемый под 1113г. (Ипатская летопись, 2 издание, стр. 199 начало). 15 . Космо-Дамианский, построенный неизвестно кем и когда, упоминаемый в Патерике у Симона (в самом письме к Поликарпу, который некоторое время был игуменом этого монастыря). 16 . Васильевский, упоминаемый под 1231г. В списке каменных церквей см. о церквах Васильевских и 20). 17 . Воскресенский, упоминаемый под тем же 1231г. (Лаврентьевская летопись). (В области Киевской позднейшим преданием относится к периоду до-монгольскому и к самому первому времени у нас христианства построение монастыря Спасского, полагаемого на горе «Белый Спас» или «Спасщина», находящейся недалеко от Вышгорода, с которой монастырь, после нашествия монголов, по тому же преданию, перенесён на новое, недалёкое, место, получив от последнего,– лощины, окружённой с трёх сторон горами,– название Межигорского. Основание монастыря, существовавшего на втором месте и под вторым именем, неизвестно с какого времени по 1786г., предание усвояет греческим монахам, пришедшим в Россию с первым митрополитом Киевским Михаилом. См. Истории Иерархии II, 624).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Слава есть то, что кажется нам таким или иным», по определению Григория Назианзина (Δξαν, του τοον μν, τοον δοκεν. ροι πχυμερ. v. 98. Μ. XXXVII, 952). Но истинную славу человека составляет «искание славы у Господа славы» ( Василий Великий , Hom. De humilit. с. 5. Μ. XXXI, 529 С.) через делание всего во славу Божию, по заповеди Божьей, без обращения внимания на похвалы человеческие (...τος παρ τν νϑρπων πανους... Василий Великий , ροι κατ’ πιτομν ρτ. κα πκρ. 195. Μ. 1. с. p. 1212. De humilit. с. 5. Μ. XXXI, 529 С.: τοτο δξα κα μεγαλειτης... δξαν τν παρ το Κυρου τς δξης πιζητεν). Следовательно, всякая иная слава есть уже не истинная слава, но суетная, тщетная. Эта именно слава и есть κενοδοξα, т. е. κεν δξα, по объяснению И. Кассиана (De coenobior. instit. lib. V, с. I Μ. ΧLIΧ, 203 Α.: ...septimum cenodoxiae, quod sonat vana seu inanis gloria, ibid. lib. XI, с. 1, p. 397–399: Septimum nobis certamen est contra spiritum cenodoxiae, quam nos vanam sive inanem gloriam possumus appellare). В этом же смысле определяется бл. Диадохом и истинная слава и ложная. Во многих местах своего аскетического трактата он превосходнейшим образом изъясняет понятия об этих предметах; даже целые главы (гл. 11, 12, 13) посвящены учению об истинной славе и направлены против тщеславия. По учению бл. Диадоха, как и по Василию Великому , истинная слава человека состоит в том, чтобы «искать славы Божией». Это понятие о ней утверждается автором на следующих внешних основаниях: а) одному Богу принадлежит слава вследствие Его величия (гл. 13, абзац сноски в) сам Бог призывает душу к любви славы своей (гл. 59). Внутренними же причинами, побуждающими человека искать славы Божией, автор считает 1) чистоту души, ибо «чистой душе» свойственна непрестанная любовь к славе Господа» (гл. 19, начало); 2) любовь к самому Богу: «любящий себя самого ищет своей славы (τν αυτο δξαν ζητε); любящий же Бога любит славу создавшего его; ибо душе чувствительной и боголюбивой свойственно всегда искать славы Божией (τν μν δξαν ε ζητεν το Θεο) во всех заповедях, которые она исполняет (абзац сноски Ради славы Евангелия производится отречение от имущества (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

782  Ср. Frietssch. De Theodori vita et scriptis. Halle 1836, p. 11. Nau. Not. Hist. Eccl. Barhadbešabba II, 19. PO. IX, 507. 783  Ср. Barhadbešabba. Hist. Eccl. II, 19 . PO. IX, 507. П. Гурьев. Феодор Мопсуэстский. М. 1890. Стр. 36 (нестор. история Barhadbešabba г. Гурьеву ещё не была известна). К сожалению не останавливается на епископстве Феодора и пребывании его в Тарсе позднейший исследователь его жизни и экзегетических творений Louis Pirot в своём труде L’oeuvre exégétique de Théodore de Mopsueste. Romae, 1913. Barhadbešabba тоже едва ли Pirot был известен. 786  Grützmacher G. Hieronymus. Eine biographische Studie zur alten Kirchengeschichte. Leipzig, 1901. I, 101 S. 789  Обычно год смерти Диодора указывают неопределённо перед 394 г. или около 394 г. (например, Е. Chastel cit. op. II, 349, Gieseler. cit op. II, 85, Guericke 1, 294. Niedner – S. 303, Kihn – Patrologie cit. ed. 212 ср. Bedeutung d. Antioch. Schule. Cit. ed. 56 S. Godet. DTC. IV, 1364. Venables. DChB IV, 838. Semisch RE 3 IV, 673. Ermoni. Le Muséon, 427 и др. Гурьев П. Феодор Мопсуэстский – 37 стр.); в 391–392 г. – Тильмону, Сейлье следуют Bardenhewer (Geschichte d. altkirch. Lit. 305 S. Patrologie S. 292), Pirot (L’oeuvre exégétique de Théodore de Mops. cit. ed. 30 p.). Kruck. (Lehrbuch der Kirchengesch. II, 147) указывает год смерти Диодора – 390 г. Nirschl (Lehrbuch der Patrologie und Patristik 3 B. Mainz, 1885. 1 S.) – 392–394. 790  Hist. Nestorienne I, 49. PO. V, 278. Эти три похвальные слова Иоаниа Златоуста Диодору до нас не сохранились. 795  Например, абзац сноски и далее, абзац сноски и далее и мн. др. стр. нашей работы. 812  Например, Иоанн Руф еп. Майюмский. – Plérophories 45, ср. Appendix. PO. VIII, 97, 163 pp. (Ed. Nau) Север Антиохийский. – Les homiliae cathedrales. Trad. M. Brière. PP. VIII, 222 p. 814  Можно бы представить длиннейший список научно-литературных исследований и курсов, в коих подчёркивается связь Диодора с Несторием, но мы считаем лишним такую демонстрацию. Скажем лишь, что нельзя указать такого труда, в котором бы эта связь подвергалась подробному, специально-критическому рассмотрению (приятная попытка дать тон в этом направлении Баснагием не нашла продолжателей – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

          Афанасий Кириллов, Москва 08 сентября 2012г. 15:41 Введение 1-й абзац.Намисано  Все человечество несет ответственность за состояние природы – творения Божия. Все человечество несет ответственность за состояние природы – творения Божия. Предлагаю Данное нам от Бога состояние природы есть внешние условия нормальной жизни человека, необходимые условия достижения человеком счастья (в мере возможной на земле), эти внешние условия способствуют правильной духовной жизни людей. /далее по тексту/ Введение Конец 3-его абзаца.Намисано  … в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды. … Предлагаю в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды ради сохранения здоровья и нормальной жизни людей. Параграф 1. 2-й абзац. Намисано … Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим. (Быт.1,8-25). …  Предлагаю …Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все в нем хорошим. (Быт.1,8-25). Это значит: соответствующим человеку и достаточным для всех людей. /далее по тексту/ Параграф 1. 4-й абзац.Намисано  Святой апостол Павел говорит, что такие усилия непосредственно влияют на судьбу творения Божия: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 19-20)  Предлагаю /ап. Павел явно имел ввиду другое, см. предыдущюю фразу: «…с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться…» (Рим. 8, 17-18)/- это надо исключать, ложное цитирование. Параграф 1. 5-й абзац.Намисано  Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах. Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалогах. Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение.

http://bogoslov.ru/article/2603331

(Паремия, греческое παροιμα, значит притча, нравоучительное изречение, нравоучение. Так названы положенные на дни праздничные чтения из Ветхого и отчасти из Нового Завета потому, что в чтениях предлагаются нравоучения из Священного Писания , соответствующие праздникам). Служебники и Требники. От периода до-монгольского известны два служебника: один, усвояемый преданием преподобному Антонию Римлянину, и другой, усвояемый тем же преданием преподобному Варлааму Хутынскому. См. выше сноска 713. Вместе со служебниками были у нас в период до-монгольский и требники, см. выше первый абзац под сноской 833 . Но последних в настоящее время не известно ни одного. [ " Евхолой» упоминается в уставе патриарха Алексея,– л. 198. В заметке, напечатанной в Московских Ведомостях настоящего 1880г. сообщается, что чешский учёный Гейтлер открыл на Синае (в тамошнем монастыре) глаголический Требник (будто бы) X века.] Устав церковный . Из церковных уставов, бывших у нас в употреблении в период до-монгольский ( первый абзац за сноской 731 ) сохранились от нашего периода два списка Студийского устава патриарха Алексея (о котором выше абзац перед сноской 732 ): 1 . Типографский, находящийся в Московской Синодально-Типографской библиотеке, (1206), XI-XII века. Описание у архимандрита Сергия в Полном Месяцеслове Востока, т. I, стр. 120 и приложения стр. 35. 2 . Синодальный, находящийся в Московской Синодальной библиотеке, конца XI – начала XIII века. Описание у Горского и Невоструева под В бывшей Новгородской Софийской библиотеке, по свидетельству И. И. Срезневского в Древних памятниках Русского письма и языка, стр. 38, находится «монастырский устав церковного служения». Но, к сожалению, этот устав, как можно подозревать – очень важный по отношению к вопросу об уставах, у нас в период до-монгольский (см. выше) пока не описан и остаётся вовсе нам неизвестным. Минеи месячные и праздничные . Месячных Миней, сохранившихся от периода до-монгольского, известно: За месяц Сентябрь четыре списка: два Типографские, конца XI и XII – XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Все перечисленные дела объединить, и числить за 36033. Копию сего постановления послать в учетно-регистр[ационный] отдел ОГПУ для приведения в исполнение. Уполномоченный 6-го отд[еления] СООГПУ Казанский Согласен: Нач[альник] 6-го отд[еления] СООГПУ Тучков ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 2. Л. 259. Подлинник. Машинопись. 16–17. Протокол допроса митрополита Петра 1 февраля 1926 г. 1/II–1926 года Декларацию мою в Совнарком я составлял не сам; как я уже выше показывал – я поручил епископу Иосафу Удалову составить ее по данным мною тезисам; показания Иосафа о том, что он только поправлял у меня на квартире уже готовую декларацию – не соответствуют действительности: я дал ему тезисы, изложенные в письменной форме; тезисы эти – следующие: 1) проверить собранные справки юридического характера, помещенные в моей декларации на первом плане. Указание на бесправность и просьбы о легализации положения церкви. Просьба собраний (свободы их), церковной печати (журналов и т. д.), пастырских школ, и т. д. Организации ВЦУ для подготовки к собору. По этим тезисам Иосафом и даниловцами декларация и составлялась. Что касается даниловцев, то я разделял с ними только их чисто церковные взгляды и убеждения, свойственных же им политических устроений черносотенного характера – я был совершенно чужд. Показание мне прочтано и с моих слов записано правильно, [под] чем и подписываюсь. Подпись: П[етр] Полянский Продолжение допроса Полянский Петр Эта декларация – была только проектом. Я предполагал ее лично сократить и откорректировать, но не спешил с этим, так как Алексей Иванович Рыков еще не давал мне разрешения на аудиенцию. Такое сокращение и корректирование – необходимо было потому , что составителями был допущен ряд моментов, неудобных с политической точки зрения. Таковыми моментами я считаю: 1) отрывок (абзац) о разрушении правительством церквей, так как указания правительству по поводу его деятельности делать не наше дело и неудобно. 2) абзац о парадоксальности отношения правительства к массе населения, как к политически неблагонадежным: этот абзац, по-моему, неуместен, так как обличение правительства с нашей стороны не должно иметь места.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Подлинно, сказав, между прочим, немного, божественный прибавляет: был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир 1632 вместо: путеводит и животворит. В мире был, и мир произошёл через Него, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими 1633 . Мудрейший же Павел, объясняя «не объял», говорит: не потому, что я уже принял или уже усовершился; но догоняю, не приму ли и я, как и я объят Христом Иисусом 1634 . Итак, евангелист не говорит, что сатана не объял света истинного: ибо он от начала чужд его, потому что и не светит в нём; но он словом достойно бесчестит людей, слышащих о могуществе и чудесах Сына Божия, но по омрачённому сердцу своему не хотящих приблизиться к свету знания Его. Исследования К сноске Τ δο πρσωπα . Выше замечено (Исследования. К сноске абзац начало: «Такова система воззрений Евхитов»), что в творениях некоторых подвижников встречаются выражения, которыми пользовались и евхиты. Примеры подобного слово-выражения можно находить в гомилиях Макария Египетского . В Hom. XVII, с. 6 он говорит: никто… не осмелится сказать, что «так как во мне пребывает благодать, то я свободен от греха; однако в уме действуют два лица» (р. 628 В.: τ δο πρσωπα ν τ ν νεργεται). Но пр. Макарий говорит не об одновременном сопребывании Святого Духа и сатаны в уме крестившегося, а раскрывает мысль о воздействовании их на ум; сатана возбуждает в нём худые помыслы. Такую же мысль защищает и бл. Диадох (см. Исследования. К сноске абзац начало: «Но с особенной силой»; Макарий Египетский Homil. XVII, с. 5, р. 625 D., 628 А.). К сноске ϑεολγος. Уже замечено было (Исследования. К сноске абзац начало: «1) учение апостолов и пророков»), что древние церковные отцы называют пророков и апостолов святыми и божественными богословами (γοι, ϑεοι). Бл. Диадох в гл. 80 именует евангелиста Иоанна Богословом; но в гл. 68 (сноска по рукописи с. читается ϑεων вместо γιων, а по рукописи b.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Параграф 4.Конец 3-его абзаца. Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы.  Предлагаю - исключить./Ретивые царедворцы нагрузят все храмы еще одной стопкой отчетов./   Параграф 4. 4-й абзац. Тема экологии должна стать компонентом миссии и пастырских трудов.  Предлагаю Тема экологии должна рассматриваться как компонент миссии и пастырских трудов. Параграф 4. 5-й абзац. Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств. Предлагаю  Монастыри и приходы в своей деятельности должны стараться быть примером православного отношения к окружающему нас миру, примером рационального природопользования, должны избегать использования экологически небезопасных технологий. Параграф 4. 6-й абзац. Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными структурами, деятельность, которых направлена на сохранение окружающей среды  Предлагаю Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения с региональными и местными структурами о сотрудничестве в целях сохранения окружающей среды. Афанасий Кириллов, Москва 08 сентября 2012г. 16:05 Параграф 5.1-й абзац В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в конкурентной борьбе или как способ удовлетворения страстей и корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, общественных организаций и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на здоровье человека и природу.

http://bogoslov.ru/article/2603331

Приведем ещё ряд характерных цитат из Пособия, свидетельствующих об установке авторов на принудительное иудаистское религиозное просвещение школьников в рамках предмета «Основы православной культуры»: « Что такое синагога и как молятся иудеи » (с. 19, л.ст., первый абзац, пункт плана урока 10); « Основные понятия: Синагога . Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. Для чего нужны священные сооружения?... Священные здания иудаизма. Когда древние иудеи поверили в Единого Бога, они построили знаменитый Иерусалимский храм. Вокруг Храма, который для них был единственным, концентрировалась вся их жизнь. Его разрушение иудеи воспринимали как страшную трагедию. Но их совместные молитвы не прекратились. Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» - синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня » (с. 19, л.ст.); « Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено определенным правилам. У одной из стен зала для молитвы ставят специальный ларец, в котором хранится свиток Торы. В соответствии с традицией, текст Торы, предназначенный для чтения во время богослужения, должен быть рукописным. В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Над шкафом располагается светильник - менора, в котором всегда должно быть семь фитилей. Рядом со светильником обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею » (с. 19, л.ст., 8-й абзац снизу); « Мужчины и женщины, присутствующие на богослужении в синагоге, должны сидеть отдельно , для этого для них устроены раздельные помещения. Во время молитвы мужчины надевают тфилин - специальные коробочки, которые крепятся к голове и правой руке ремнями. В них находятся определенные фрагменты из Торы, написанные вручную на пергаменте. Голова мужчины, в знак смирения перед Богом, всегда должна быть покрыта - это может быть маленькая круглая шапочка на затылке - кипа, широкополая шляпа или меховая шапка. Во время молитвы мужчины покрывают голову еще и талитом - молитвенным покрывалом » (с. 19, л.ст., третий абзац снизу);

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/23/a...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010