Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Смоленские свв. - житие Прославленные святые Св. мчч. блгвв. кнн. Борис и Глеб (в крещении Давид и Ростислав, +1015) Прп. Ефрем Новоторжский (+1053), архим. и братья его мч. Георгий (+1015) и прп. Моисей Угрины Прп. Аркадий Вяземский (+1077), ученик прп. Ефрема Новоторжского Прп. Исаакий (Киевопечерский, +1090) Прп. Прохор Лебедник (Киевопечерский, +1107) Святой благоверный Мстислав Владимирович Великий (+1132) Св. блгв. Ростислав-Михаил Набожный, кн. Смоленский, Вел. кн. Киевский (+ 1167) Свт. Игнатий, епископ Смоленский чудотворец (+1210) Прп. Авраамий, архим. Смоленский (+ до 1224) Прп. Ефрем Смоленский, ученик прп. Авраамия (+ после 1238) Свмч. Меркурий Смоленский, Печерский, в ближних пещерах (+1239) Св. мч. Меркурий Смоленский, воин (+1239) Св. кн. Михаил Феодорович Ярославский (+1290) Св. кн. Феодор Смоленский (+ 1299) и чада его Давид и Константин Ярославские Св. кн. Андрей Смоленский, Переяславский чудотворец (+ после 1390) Прп. Симон Радонежский, Смоленский, архимандрит, ученик прп. Сергия Радонежского (+ 1392) Св. кн. Глеб Всеволодович (Святославич, + кон. 14 – нач. 15 в.) Свт. Михаил еп. Смоленский (+ 1402) Св. мчч. Иулиания, кн. Вяземская, Новоторжская и Симеон Мстиславич, кн. Вяземский (+ 1406) Св. Георгий (Юрий) Смоленский, Веневский (+ 1408) Прп. Герасим Болдинский (+ 1554) Прп. Аркадий Дорогобужский, ученик Герасима Болдинского (+ 16 в.) Свт. Антоний Вологодский, Великопермский еп. (26 октября/8 ноября + 1588) Священномученик Феоктист, архиепископ Тверской (+ ок.1610) Свт. Питирим, еп. Тамбовский (+ 1698) Преподобный Мартирий Зеленецкий (+ 1698) Свт. Симеон (Молюков), митрополит Смоленский (+ 1699) Прп. Зосима Верховский (+ 24 октября 1833) Прп. Макарий Алтайский (Глухарев), архим., миссионер (+ 1847) Св. равноап. Николай, архиеп. Японский (+ 1912) Сщмч. Макрий (Гневушев), еп. Вяземский, Орловский (+ осень 1918) Прп. Рахиль Бородинская (Короткова, + 1928) Священномученик протоиерей Владимир Хираско (+1933, г. Гжатск)

http://pravicon.com/info-3410

То была лавра прп. Евфимия Великого († 473 г.). Родом армянин, широко образованный, прп. Евфимий уже на родине своей в сане пресвитера имел попечение над несколькими монастырями, но от связанных с этим забот ушел на 29 г. жизни в 406 г. в Палестину и поступил сначала в Фаросскую лавру. Обычно удаляясь с подобным ему подвижником прп. Феоктистом с 14 янв. до недели ваий в пустыню для подвигов уединения, прп. Евфимий из одной такой отлучки уже не вернулся в Фарос, а основал с прп. Феоктистом между Иерихоном и Иерусалимом в местности с мягким климатом свой монастырь, точнее два их: прп. Феоктист «нижнюю киновию», и прп. Евфимий лавру, освященную в 429 г. Иерусалимским патриархом Ювеналием; лавра, имевшая такое же устройство, как Харитонова, благодаря пожертвованиям имп. Евдокии и вниманию, которое обратил прп. Евфимий на труд иноков, скоро достигла благосостояния и вместе стала высшей школой подвижничества для тогдашнего палестинского иночества: в нее поступали из Нижней киновии и других монастырей киновиального устройства, получивших значительное к тому времени распространение в городах и пустынях Палестины. Своей лавре прп. Евфимий дал правила, касавшиеся, подобно правилам прп. Пахомия, и разных мелочей жизни (например о соблюдении тишины за богослужением и трапезой), но, по-видимому, не имевшие епитимьи. Отступления от них, по преданию, наказывались самим Богом чрез болезни, от которых исцелял прп. Евфимий [ 532 ]. Во взглядах на иночество прп. Евфимий должен был примыкать к египетским отшельникам: известно, что он старался подражать в жизни прп. Арсению скитскому, с удовольствием слушал рассказы об египетских отцах от иноков своих, поступивших к нему из тамошних монастырей, например Мартирия и Илии [ 533 ]. Следовательно, и в устройстве монастырской жизни прп. Евфимий должен был склоняться к анахоретскому типу. Но пред смертью он предсказал, что лавра его скоро обратится в киновию, и дал преемнику своему Илье наставления о месте и плане для этой киновии, равно как и правила для нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Прозвание Студит предполагает его принадлежность к братии константинопольского Студийского монастыря. Все произведения Феоктиста также были написаны в столице, на что имеются указания в самих текстах. Стихи в честь свт. Григория Паламы , где Феоктист хвалит его как «хранителя догматов», могут указывать на то, что он являлся активным сторонником свт. Григория и жил в Константинополе в период исихастских споров (1337–1351). Иосиф Калофет 22 , известный приверженец Паламы, в своём варианте жития свт. Афанасия называет Феоктиста «святым и мудрым человеком» и хвалит его труд 23 . Первое житие святого было составлено Феоктистом около 1326 г. Исследование текста показало высокую достоверность излагаемого материала и осведомлённость Феоктиста, который, являясь учеником святого, составляет его житие нередко в качестве свидетеля описываемых событий 24 . Он неоднократно говорит о том, что сам патриарх рассказывал ему нечто из своей жизни. Несомненно, существовало и устное предание о жизни святителя; оно сохранялось в первую очередь учениками святого, проживавшими в Ксиролофском монастыре и в других местах. Некоторых из своих информантов Феоктист называет поимённо. С литературной точки зрения житие является одним из наиболее выдающихся памятников поздневизантийской агиографии, благодаря стилю и языку, а также кругу привлекаемых источников. В житии, помимо точного фактического материала, присутствуют агиографические топосы и большие литературные заимствования, выявить которые в полном объёме оказывается непростой задачей. Феоктист нередко прибегает к цитированию классических авторов, но текст жития свт. Афанасия свидетельствует, что почти все ссылки на классиков находятся в отрывках, заимствованных Феоктистом у таких известных византийских риторов и писателей, как Никита Хониат 25 и Михаил Пселл 26 . Таким образом, ссылки на античных авторов в тексте обычно являются указанием на то, что данный фрагмент не принадлежит перу Феоктиста. Если говорить о всех сочинениях Феоктиста, то круг цитируемых им авторов, по преимуществу христианских, весьма широк. Его излюбленные авторы: свт. Григорий Богослов , Никита Хониат и Михаил Пселл , также он обращается к Плутарху (цитируемому им как Платон), Галену, Ливанию, свт. Григорию Нисскому , блж. Феодориту Кирскому , Фемистию, прп. Иоанну Дамаскину , прп. Феодору Студиту , свт. Фотию, Иоанну Апокавку. Он цитирует источники канонического права и комментарии на них, синаксари, часто обращается к агиографической литературе, в том числе к житиям свв. Стефана Нового, Луки Стириота, Павла Латрского и Лазаря Галисийского 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

13 октября – мц. Хриса, пострадала в 1795 г. в деревне носящей такое же имя, в епархии Альмопии Пелльской. 14 октября - прп. Параскева, чудотворица Хиосская (XI век). По ее молитве был спасен город Хиос от морского потопления. Свт. Игнатий Агаллианский, архиепископ Мифимнский, чудотворец (1492-1567гг.). Родом из Франги Каллонской. В 1531 г. стал архиепископом Мифимнским. Основатель и игумен Лимонского и Мирсиниотисского монастырей. 18 октября - прпп. Симеон и Феодор Фессалоникийские (IV в.) 20 октября - прп. Герасим Нотара, новый подвижник. Родился в Трикалах Коринфских в 1509 г. (+1579 в Омале Кефаллинийской). 31 октября - мч. Николай Хиосский (+ 1754). 1 ноября - прмч. Иаков Новый. Родом из Кастории. Подвизался в скиту Иоанна Предтечи в Дервекисте Апокорской (сейчас обитель Вознесения в Этолии). Пострадал 1 ноября 1520 г. в Адрианополе вместе со своими учениками - свщм. Иаковом и прмч. Дионисием. Прп. Давид, на Эвбее подвизавшийся (XVI в.). Родом из селения Гардиница. В окрестностях Лимны основал обитель, в которой ныне почивают его святые мощи. 9 ноября - прп. Феоктиста Лесбийская или Паросская. Подвизалась на острове Паросе (+ 872). C юных лет Фектиста была отдана родными в девичий монастырь. В числе других пленников была захвачена пиратами-арабами и увезена на остров Парос. Бежала из плена и подвизалась в полном одиночестве в течение 35 лет. Незадолго до своей прп. Феоктиста кончины была обнаружена одним богобоязненным охотником. Прп. Феоктиста Икарийская. Святые мощи ее хранятся в носящей ее имя обители во Франдате Икарийском. Свт. Нектарий, митрополит Пентапольский (Пятиградский). Родился в Силиврии Фракийской в 1846 г. В 1889 г. Патриархом Александрийским Софронием был интронизован в митрополита Пятиградия Ливийского. Проповедовал Евангелие на Эвбее. С 1 марта 1894 г. по 16 апреля 1908 г. возглавлял Ризариевскую духовную академию в Афинах. После этого подвизался в основанной им же Свято-Троицкой обители на Эгине. Скончался 9 ноября 1920 г. в Афинах. Его честные мощи почивают в Троицком эгинском монастыре. По молитвам свт. Нектария совершены неисчислимые знамения Божия милости. Сохранилась народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». 20 апреля 1961 г. Патриаршим и Синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых. Перенесение его мощей празднуется 3 сентября.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Третье воскресенье по Пятидесятнице – прп. Феодора Артская. Вторично день ее памяти совершается 11 марта. Святые, дни памяти которых не определены Прп. Александр, архиепископ Фессалоникийский. Прп. Ахолий, архиепископ Фессалоникийский (IV в.). Св. Гедеон Велестинский. Прп. Даниил Столпник (XII в.), подвизался в эвбейском Каливитском монастыре, не сохранившемся до наших дней. Прп. Евфимий (XII в.). Просиял своими подвигами в Эвбее. Мч. Иоанн Монемвасийский. Родом из Гув Монемвасийских. Пострадал в Лариссе в 1773 г. Во имя его воздвигнут самый большой в Гувах храм. Прп. Климент. Родился в Афинах в середине XI в. Подвизался в обители прп. Мелетия, находившейся в окрестностях Киферона, затем - в окрестностях горы Сираз, около Фив. Скончался в мире в 1111 г. Свт. Климатий, епископ Афинский, известный по могильной надписи на плите, с давних пор находящейся в Афинах. Жил в период между IV и VI вв. Прп. Леонтий Мироточивый. Подвизался в обители св. Дионисия на Афоне. Родом из Аргоса. Мирно отошел ко Господу в 1600 г. Свт. Матфей, епископ Дриинопольский (+ 1611), выдающийся деятель антитурецкого восстания Дионисия Скиллософоса. Мч. Николай. Год его мученической кончины неизвестен. Фреска с изображением святого находится в часовне Рождества Пресвятой Богородицы на островке среди болота Агра. На этой фреске Мч. Николай изображен совершенно юным и безбородым. Свт. Софиан, епископ Дриинопольский (+ ок. 1670). Ему удалось остановить поток обращений в мусульманство. Прп. Софроний (1770-1803), игумен монастыря Двадцати финикиянок. Он был весьма образованным человеком своего времени, проявил по отношению к находившимся в окрестности обители туркам благоразумие и мужество, свидетельствуя пред ними о своей вере праведной жизнью. Прп. Феодосии Новый. Родом из Афин ( + ок. 935). Служба прп. Феодосию, составленная по имеющимся жизнеописаниям его и по историческим свидетельствам о его монастыре, опубликована в недавнее время попечением митрополита Арголидского Хризостома. Прп. Феоктиста Мифимнская. Родилась в Мифимне около 819 г., подвизалась в монастыре «Мна» в Мифимне. Затем восемнадцать лет была в рабстве у сарацин. После избавления из плена поселилась на Паросе, где и скончалась в 879 г. Храмы, построенные в ее честь, есть на Паросе, в Икарии и в Мифимне. В Мифимне сохраняются ее честные мощи. Служба прп. Феоктисте составлена митрополитом Мифимнским Иаковом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

1998. С. 5); это остается только предположением, не имеющим фактических доказательств. Согласно летописной статье 6616 г. Лаврентьевского свода, инициатором общецерковной К. явился игумен Киево-Печерского монастыря Феоктист. В 1108 г. он начал просить кн. Святополка (Михаила) Изяславича, чтобы тот повелел вписать имя прп. Феодосия в синодик, т. е. список святых. Князь охотно исполнил просьбу игумена и повелел митр. Никифору и всем епископам вписать имя прп. Феодосия и поминать его «на всех зборех», т. е. во время торжественных богослужений, отправляемых архиереем и причтом соборного духовенства (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283). Сам факт вписания в синодик с церковной т. зр. означал введение более широкого почитания уже признанного святым (местночтимого) подвижника. С т. зр. церковного права митрополит никак не мог приказать другим епископам Церкви - он мог лишь выразить пожелание, рекомендовать вписать прп. Феодосия в синодик. Поскольку к тому времени среди епископов русской митрополии преобладали выходцы из Печерского монастыря, утверждение летописца, что епископы приняли выраженное митрополитом пожелание, с радостью вписывая св. Феодосия в свои епархиальные синодики, вполне достоверно. То, что игум. Феоктист обращается не прямо к митрополиту, а к князю, объясняется тем, что Печерский монастырь относился к числу самоуправляемых монастырей, не подчиненных местному архиерею, а также светской власти, но пользовавшихся покровительством последней ( Поппэ. 2011. С. 48). Чтобы вывести почитание прп. Феодосия за стены его монастыря и распространить по всей Руси, необходимо было содействие местного епископа. Однако непосредственное обращение к Киевскому митрополиту ставило под вопрос автономию Печерского монастыря. Выступление князя от имени обители позволяло избежать «опасности» лишения ее самоуправляемости. Княжье «повеление» следует понимать как побуждение и убеждение митрополита учесть желание как князя, так и монастыря. Поппе высказал предположение, что синодик, в который вписали имя прп. Феодосия,- это не просто синодик-помянник, а синодик из чина Торжества Православия (Там же. С. 51-52). В синодик-помянник могло быть внесено имя любого усопшего христианина, тогда как в синодике в Неделю Православия существовал особый раздел прославления борцов за правую веру, в который и было внесено имя прп. Феодосия. Это предположение подтверждается южнославянской редакцией синодика ( Мошин В. А. Сербская редакция Синодика в Неделю Православия//ВВ. 1959. T. 16. С. 347). В месяцесловах память прп. Феодосия Печерского появляется намного позднее, чем в других видах богослужебных книг,- только в XIII в. Причем болг. и серб. месяцесловы XIII - нач. XIV в. упоминают прп. Феодосия чаще, чем совр. им рус. месяцесловы ( Лосева. 2001. С. 101).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Житие прп. Феоктисты Лесбосской считается одним из самых ярких агиографических памятников X в. Текст Жития был опубликован И. Делеэ на основании 9 рукописей XI-XVI вв., содержащих оригинальную версию, и более 20 рукописей Метафрастовского корпуса. Текст метафразы незначительно отличается от первоначального варианта и помещен Делеэ в критический аппарат. Количество списков свидетельствует о популярности текста. Михаил Пселл , ошибочно полагая, что автором Жития был прп. Симеон Метафраст, воздавал похвалы последнему за создание прекрасного произведения ( Michaelis Pselli Poemata/Ed. L. G. Westerink. Stuttg.; Lpz., 1992. P. 277-285). Представляя жизнеописание Феоктисты, Н. М. использует сложную тройную композицию рассказа в рассказе. После вступления автор повествует о своем участии в военной экспедиции под началом адмирала Гимерия, в ходе которой он случайно оказался на о-ве Парос и отправился его исследовать. Осматривая старинный храм, автор встретил отшельника Симеона, который и сообщил ему историю прп. Феоктисты, некогда услышанную им самим от охотника, повстречавшего отшельницу на острове. В завершение рассказа Симеон просит Н. М. записать эту историю, чтобы увековечить память о святой, к-рая, спасаясь от арабов, оказалась на острове и в одиночестве прожила там всю жизнь. Уже первые исследователи памятника отметили теснейшую связь повествования Н. М. с ранневизантийским жизнеописанием прп. Марии Египетской (BHG, N 1042) и сделали вывод о легендарном характере Жития, представляющего собой скорее литературную фикцию, нежели биографию реального исторического персонажа ( Delehaye. 1924). Тем не менее произведение Н. М. не является простым подражанием известному агиографическому памятнику, а представляет собой изысканную литературную игру с ранневизантийским наследием, в которой ярко отразилась авторская индивидуальность. Также в тексте Жития представлены интересные исторические детали: состояние островов Эгейского м. после захвата Крита арабами (между 824 и 827/8), подробное и единственное сохранившееся от визант. эпохи описание древнего храма на Паросе.

http://pravenc.ru/text/2565408.html

XIII в. Прп. Панкратий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (9 февраля). XIII в. Прп. Евлогий старец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (5 марта). XIII-XIV вв. Прп. Моисей чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (28 июля). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Григорий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (8 января). XIII-XIV вв. Прп. Макарий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (19 января). XIII-XIV вв. Прп. Захария постник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (24 марта). XIII-XIV вв. Прп. Силуан схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (10 июня). XIII-XIV вв. Прп. Агафон чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (20 февраля). XIII-XIV вв. Прп. Лонгин вратарь, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (16 октября). XIV век † 1303, 4 марта Св. блгв. кн. московский Даниил (30 августа). † 1303, 8 июля Св. блж. Прокопий, Христа ради юродивый. Устюжский. † 1305, 6 декабря Свт. Максим, митр. Киевский и всея Руси, Владимирский (13 августа). † 1310, 23 декабря Свт. Феоктист, архиеп. Новгородский (23 января). Нач. XIV в. Прп. София (кнж. Тверская). Св. блгв. кнг. тверская Ксения (в иночестве Мария) (24 января; в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1316 (1317), 6 ноября Св. блгв. кнг. псковская Мария (в иночестве Марфа). † 1318, 22 ноября Св. блгв. вел. кн. тверской Михаил, мученик. † после 1320 г. Прп. Макарий пустынник. Новгородский (19 января; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † до 1321 г. Св. блгв. кн. ярославский Константин (19 сентября; 5 марта). Св. блгв. кн. ярославский Давид (19 сентября; 5 марта). Сб. блгв. кн. новгородский Афанасий (18 января). † 1132, 23 апреля Св. мч. Феодор философ. Камский. † 1325, 15 сентября Св. блгв. вел. кн. тверской Димитрий Грозные Очи, мученик (в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Прп. Савва († 532 г.) — представитель того нового типа подвижничества и иночества, который деятельную жизнь предпочитал созерцательной («деяние обрел в видения восход», по выражению церковной песни): распространение сети монастырей и благоустроение их, материальное, правовое (чрез исходатайствование у власти привилегий для них) и внутреннее (дисциплина и преимущественно богослужебная) были делом всей его жизни. Жизнь св. Саввы описана учеником, его, палестинским иноком VI b. Кириллом Скифопольским [ 2 ]. Родом богатый каппадокиец, прп. Савва начал иноческую жизнь в малоазийском монастыре, где «изучил псалтирь и строй киновиального устава», но 18-ти уже лет, посетив Палестину, стал учеником прп. Евфимия, который по обычаю своему отдал его на первоначальное воспитание в киновию прп. Феоктиста; по смерти последнего, он (30-ти лет) с благословения прп. Евфимия начал отшельническую жизнь (не покидая киновии прп. Феоктиста), проводя по 5 дней без пищи в полном уединении; а по смерти Евфимия избрал себе руководителем прп. Герасима, который принял его сразу келиотом в свою лавру. Когда св. Савва проводил одну Четыредесятницу по примеру прп. Феоктиста и Евфимия в пустыне, видением ему было указано место для подвигов и будущей знаменитой лавры; — это была пещера, расположенная в крутом отвесе скалы так, что в нее нужно было подниматься по веревке. После 5-ти лет уединенной жизни здесь, к прп. Савве стали стекаться отшельники и когда их набралось до 70, он устроил башню и небольшую церковь (εκτριον) с освященным жертвенником, в которой служил приглашаемый пресвитер. Но скоро видением св. Савве была указана неподалеку от лавры «великая и удивительная пещера, имевшая внутри вид Божией церкви, ибо с восточной стороны там находится богозданный абсид (κγχη θεκτιστος — для алтаря), а с северной стороны большое помещение в виде диаконника, с юга же широкий и пропускающий достаточно света вход; украсив при Божием содействии эту пещеру, он завел в ней богослужение (τν καννα) по субботам и воскресеньям».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Изображение иконы Феоктист Палестинский, прп. #19017 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Феоктист Палестинский, прп. #19017 Эта страничка относится к разделу   Феоктист Палестинский, прп. Скачать или распечатать изображение 19017.jpg 1657x2241, 3.71 MPix, 627 Kb. 14x19cm @ 300DPI (21x28.5cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (162) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2012-08-13) Происхождение изображения: Загружено 2012-08-13, анонимно. Описание: Святой Феоктист Палестинский, прп. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Феоктист Палестинский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-19017

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010