N. S. 1974. Vol. 25. P. 55-56). Вероятно, еще во времена прп. Евфимия каждый монах мог свободно выбирать образ жизни, в киновии или Л., что было характерно для егип. Нитрийской пустыни нач. V в. Управление Фаранской Л., вполне возможно, находилось в руках не одного человека, а собора старцев, во главе к-рого стоял старейший или наиболее авторитетный, как это имело место в Нитрии ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 15; ср.: Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 7). Выходец из Фаранской Л. прп. Евфимий Великий основал в 428 г. собственную Л. «по типу Фаранской» ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 26). Сходство обеих Л. заключалось прежде всего в уставе. Прп. Евфимий поселился с учеником в пещере на ровном участке пустыни в Вади-Мукеллик, в окрестностях Текоа, примерно в 3 км от киновии прп. Феоктиста (т. н. Нижнего мон-ря). Вскоре здесь был устроен большой водоем, построены пекарня и 3 кельи, одна из них являлась молельней или церковью. Сначала прп. Евфимий не имел желания обращать новое пристанище в киновию или в Л. Всех приходивших к нему монахов он отсылал к прп. Феоктисту. Однако в видении ему было повелено не отказывать приходящим, после чего рядом с ним поселились 12 иноков,- это стало началом Л. 7 мая 428 г. свт. Иувеналий , архиеп. Иерусалимский, освятил лаврскую церковь (Ibidem). Л. прп. Евфимия поддерживала тесные связи с киновией прп. Феоктиста. Эта обитель выполняла роль мон-ря для начинающих, из к-рой монахи со временем должны были переходить в Л. прп. Евфимия с ее более строгим отшельническим уставом. В этой системе отношений Л. и общежительного мон-ря, окончательно принятой в следующем поколении прп. Саввой Освященным, пребывание в киновии было обязательной подготовительной ступенью, но в отличие от Устава прп. Герасима жизнь Л. была изолирована от жизни общежития. Прп. Евфимий понимал, что место, избранное им для Л., больше подходит для киновии, и оставил указания по соответствующему преобразованию обители после его смерти. Уже при преемнике прп. Евфимия Фиде мон-рь был преобразован в киновию: кельи перестроены, мон-рь окружен стеной, возведена башня, к-рая, возможно, находилась над монастырской усыпальницей. Освящение новой киновии произошло 7 мая 482 г. (Ibid. 70). Лавра прп. Герасима Иорданского Лавра прп. Герасима Иорданского Ок. 425 г., после основания киновии прп. Феоктиста, прп. Евфимий неск. месяцев жил вместе с учеником Дамианом на склоне горы Марда в Иудейской пустыне и устроил здесь Л. недалеко от развалин крепости Масада (Ibid. 20). Судя по остаткам келий, в Л. Марда обитали 15-20 монахов.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Таким образом взгляды Феоктисты и ее сына на незыблемость церковных установлений, на примере понимания святости брака, вполне совпадают. Сопоставим их деятельную любовь к ближним: активную помощь нуждающимся от Феоктисты, о чем прп. Феодор пишет: «Ведь она соизмеряла милость, особенно для наиболее нуждающихся. Свидетелями истины являются безусловно многие и притом – много раз, сироты и вдовы, больные и старцы, врачуемые рукою этой питательницы нищих» 159 , – таким образом мать прп. Феодора вполне следовала евангельской заповеди о любви к ближним 160 ; также отметим активную благотворительную деятельность Студийского игумена: например, участие в обществе служащих умершим без призрения, о чем прп. Феодор пишет в своем письме: «…мы, смиренные и ничтожнейшие, благоговейно обращая взоры к Божеству и питая чувство любви к единоплеменникам, присоединяемся к этому благочестивому обществу, как оно учреждено для заботы об оставленных без призрения вместилищах душ, т. е. об умерших, которые, по бедности или по причине странствия, остаются без выноса и погребения в этом царствующем городе» 161 , – здесь тоже виден евангельский принцип служения Богу («обращая взоры к Божеству») и людям («питая чувство любви к единоплеменникам») 162 . Очевидно, что в деятельной любви к ближним прп. Феодор полностью разделяет евангельские идеалы своей матери. Так же стоит отметить корреспонденцию прп. Феодора, где не малое число адресатов составляют женщины 163 . Возможно, такое внимание продиктовано памятным примером своей матери (жены чиновника, находящегося на службе у императора иконоборца). Таким образом, можно заключить, что влияние Феоктисты на формирование сотериологических взглядов прп. Феодора было самым прямым: оно выразилось в горячем стремлении святого к исполнению евангельских идеалов. Что, в свою очередь, стало важным ценностным ориентиром в аскетической жизни преподобного. Из всего вышеизложенного, полагаем, допустимо сделать следующие выводы: семья оказала на сотериологические взгляды прп. Феодора самое непосредственное влияние, при этом родители способствовали формированию несколько различных картин мира, где бы эти взгляды могли воплотиться. Если от Фотина этот мир – Византийская империя с ее институтами (семьей, двором), где религия важна, но соотносима с мирскими интересами, то от Феоктисты этот мир – суета, а истинен, лишь мир аскетического подвига, где все подчинено единой цели – спасению души. И последняя точка зрения у прп. Феодора нашла самое горячее сочувствие, переживание 164 . Однако для преподобного обретение истинного мира предполагает не бегство от внешнего, а работу по его преображению. Отсюда радикального разрыва с миром Фотина у прп. Феодора нет (скорее гармоничное сосуществование), где ценностные приоритеты всецело подчинены сотериологии. 1.2 Отношения с духовником

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Феодор Сикеот , Анастасиупольский, еп. (22 апреля/5 мая; 15/28 июня) Феодор Стародубский , блгв. князь (21 июня/4 июля) Феодор Стратилат , Гераклийский, вмч. (8/21 февраля; 8/21 июня) Феодор Студит , игумен, исповедник (26 января/8 февраля; 11/24 ноября) Феодор Тирон , вмч. (17 февраля/2 марта; в субботу 1-й седмицы Великого поста) Феодор Трихина («власяничный»), прп. (20 апреля/3 мая) Феодор Черниговский , мч., чудотворец, боярин мч. Михаила Черниговского (14/27 февраля; 20 сентября/3 октября) Феодор Ярославич Новгородский , блгв. князь, брат св. Александра Невского (5/18 июня) Феодор , архиеп. Ростовский (28 ноября/11 декабря) Феодора Александрийская , прп. (11/24 сентября) Феодорит Рязанский , архиеп. (10/23 сентября) Феодосий Великий , Киновиарх, прп., общих житий начальник (11/24 января) Феодосий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Феодосий Едесский , столпник (9/22 июня) Феодосий Печерский , прп., общих житий начальник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 мая; 14/27 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 сентября) Феодосий Сийский , прп. (29 октября/11 ноября) Феодор Терновский , прп. (27 ноября/10 декабря) Феодосий Тотемский Суморин , прп., игумен (28 января/10 февраля) Феодосий Угличский , Черниговский, архиеп. (5/18 февраля; 9/22 сентября) Феодосий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Феодосия Константинопольская , дева, прмц. (29 мая/11 июня) Феодот Анкирский , корчемник, мч. (18/31 мая; 7/20 июня; 7/20 ноября) Феодот Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Феодот Киринейский , еп., исповедник, сщмч. (2/15 марта) Феодотия Асийская , прп., мать бессребреников Космы и Дамиана (1/14 ноября) Феодул Критский , мч. (23 декабря/5 января) Феодул Цареградский , прп. (3/16 декабря) Феоктист Новгородский , архиеп. (23 января/5 февраля; 23 декабря/5 января) Феоктист Палестинский , прп., игумен, спостник Евфимия Великого (3/16 сентября) Феоктист Сербский , бывший Драгутин, прп. (12/25 марта) Феостих Кизический , мч. (29 апреля/12 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Епископи на о-ве Санторин, Греция. Ок. 1181 г. Широкое распространение М. в Иудейской пустыне началось в первые десятилетия V в. благодаря деятельности прп. Евфимия Великого (377-473), к-рый, как и прп. Харитон, был родом из Анатолии (г. Мелитина на Евфрате). Ок. 5 лет он подвизался в Фаранской лавре, затем жил как отшельник вместе со своим учеником прп. Феоктистом в пещере в Вади-Мукеллик, в окрестностях Текоа, между Иерусалимом и Иерихоном ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 12). Вскоре в 3 км от пещеры была устроена киновия (т. н. Нижний мон-рь), к-рой управлял прп. Феоктист. Сначала прп. Евфимий отправлял всех приходивших к нему монахов в киновию, однако в видении ему было повелено принимать нек-рых иноков в ученики. Вскоре рядом с его пещерой поселились 12 монахов, и в 428 г. прп. Евфимий основал на этом месте собственную лавру «по типу Фаранской», в к-рой действовал устав лавры прп. Харитона (Ibid . 26). Лавра прп. Евфимия поддерживала тесные связи с соседней киновией прп. Феоктиста, в которой жили новоначальные монахи и из к-рой они со временем должны были переходить в лавру с более строгим, отшельническим уставом. После смерти прп. Евфимия его лавра по завещанию была преобразована в киновию, т. к. местность, в к-рой она находилась, не была приспособлена для отшельнической жизни. Лавра прп. Саввы Освященного Лавра прп. Саввы Освященного Ок. 455 г. ученик прп. Евфимия Великого, прп. Герасим Иорданский, основал лавру в 1,5 км от Иордана. Согласно уставу прп. Герасима, новоначальные монахи первое время (до 10 лет) жили в общежитии, устроенном в самом центре лавры. Духовно опытные иноки жили обособленно в кельях. Каждый лавриот должен был пребывать в своей келье 5 дней из недели, вкушая только хлеб, воду и финики. В субботу и воскресенье все лавриоты и насельники киновии должны были приходить в церковь общежития, чтобы принять участие в богослужении, причаститься Св. Таин и присутствовать на общей трапезе. В отличие от устава прп. Харитона насельники лавры прп. Герасима в материальном отношении всецело зависели от киновии.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

• 8 раз свт. Василия Великого ; • 7 раз прп. Иоанна Лествичника ; • по 6 раз блж. Исихия, пресвитера Иерусалимского и прп. Григория Синаита ; • по 4 раза свт. Иоанна Златоуста и прп. Максима Исповедника ; • 3 раза преподобных Варсонофия и Иоанна , • 2 раза преподобных Игнатия и Каллиста Ксанфопулов; • по 1 разу прп. Петра Дамаскина , блж. Феодорита, блж. Августина , Иова из «Библиотеки» свт. Фотия, Диадоха, свт. Григория Богослова , прп. Иоанна Кассиана Римлянина , Иоанникия, прп. Ефрема Сирина , прп. Симеона Нового Богослова , Никифора монаха, прп. Макария Египетского , прп. Иоанна Колова, св. Дионисия Ареопагита , прп. Нила, прп. Арсения Великого . Если прп. Никодим, как было указано выше, оставляет в своей работе некоторые католические выражения, то свт. Феофан подходит к этому вопросу более тщательно и не оставляет для них места: • опускает все выражения, сохранённые прп. Никодимом, в которых упоминается учение о «достаточной благодати»; • вместо удовлетворения за грехи свт. Феофан пишет об очищении покаянием; • удаляет упоминание о заслугах Христа и святых; • удаляет все, кроме одной (блж. Августина), цитаты из латинских отцов. Следующие главы полностью переписаны свт. Феофаном, но, несмотря на это в них нет чего-либо противоречащего тому учению, которое предлагает нам прп. Никодим 76 : • глава 13 (первой части) «О том, как надлежит воевать против бессловесной воли чувственной, и о деланиях, какие должна проходить воля, чтобы стяжать навык в добродетелях»; • глава 14 (первой части) «Как быть, когда высшая разумная воля кажется совсем будто побеждаемою волей низшею и врагами»; • глава 27 (первой части) «Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных, если желает добре препобеждать врагов своих» и глава 28 «Что делать, когда бываем уранены на брани»; • главу 32 «О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь» и главу 33 «Как враг отклоняет от добрых дел и портит их» свт. Феофан, переписывает обращая особое внимание на те искушения, с которыми сталкиваются монахи и отшельники, тогда как оригинал, оставленный без изменений прп. Никодимом, ничего не говорит о специфических монашеских искушениях;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

• 10 цитат из Евангелия от Матфея; • 8 из Первого послания к Коринфянам; • 6 из Послания к Римлянам; • по 3 из Евангелия от Иоанна и из Первого послания Иоанна; • по 2 из Евангелия от Луки, Второго послания к Коринфянам и Послания апостола Иакова; • по одной цитате из Деяний, Посланий к Филиппийцам, Колоссянам, Евреям, Первого и Второго послания к Тимофею, Первого послания ап. Петра, Второго и Третьего посланий Иоанна; 109 раз – к святоотеческим творениям: • 18 цитат из прп. Исаака Сирина ; • 15 из свт. Василия Великого ; • 11 из свт. Григория Паламы ; • 8 из свт. Иоанна Златоуста ; • 7 из прп. Максима Исповедника ; • 6 из свт. Феофилакта Болгарского ; • 5 из свт. Григория Богослова ; • 4 из блж. Августина ; • по 3 из прп. Петра Дамаскина , прп. Иоанна Дамаскина и прп. Иоанна Лествичника ; • по 2 из сщмч. Дионисия Ареопагита , преподобных Варсонофия Великого, Епифания, Нила, Григория Синаита и Симеона Нового Богослова ; • по одной цитате из свт. Григория Нисского , свт. Кирилла Иерусалимского , прп. Арсения Великого , прп. Мелетия Исповедника, аввы Макария, прп. Марка Подвижника , прп. Иоанна ученика прп. Варсонофия, Иова из «Библиотеки» свт. Фотия, Фалассия, Никиты Стифата , Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, Марка Эфесского и блж. Иеронима . Часть внесённых прп. Никодимом изменений предназначения для адаптации католического текста к православному восприятию. Так, прп. Никодим убирает все места, в которых встречается упоминание Чистилища или культ Святого Сердца; заменяет «изображения» на «иконы». Но при этом он несколько раз ссылается на блж. Августина и других западных Отцов, сохраняет католический термин « κοντιστικα κα σαιτευτικα " 41 , говорит о заслугах Христа. Прп. Никодим оставляет без изменения место, в котором Скуполи излагает доктрину о достаточной благодати. Когда Скуполи призывает читателя обратить особое внимание на молитву Angelus Domini 42 , прп. Никодим повторяет его почти буквально, удаляя лишь упоминание о трёх строках приветствия этой молитвы. С другой стороны, в одной из глав прп. Никодим находит возможность добавить два кратких упоминания о молитве Иисусовой, которых, конечно, нет в оригинале.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феоктист, епископ Черниговский (+ 1123) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 авг. накануне дня преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Феоктист принял иночество в киевском Печерском монастыре при прп. Феодосии (память его 3 мая) и по кончине его был одним из начальных монахов и вразумлял прельщенного инока Никиту (память его 31 янв.). В 1103 г. он стал игуменом. Он соорудил трапезную, воздвиг в Вышгороде церковь во имя свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба и перенес в нее их мощи; по его настоянию имя его наставника — прп. Феодосия было внесено в литийные списки во всех церквах, и тот был причислен к лику святых при митрополите Никифоре (1103— 1121), а вскоре после этого Феоктист был возведен тем же святителем во епископа Черниговского, к великой радости благочестивого Черниговского княжеского дома и всего города. Он был духовным отцом черниговского князя Давида Святославича — сына вел. князя Святослава Ярославича, покровителя печерских иноков и друга прп. Феодосия, и супруги его княгини Феодосии. Сын их, князь Святослав-Панкратий, в иночестве Никола, был первым из русских князей, принявших постриг. Сестра князя Давида — дочь вел. князя Святослава — именуется в Летописи «черницей». Многих черниговских князей похоронил святитель. Он был свидетелем чудес, бывших при кончине благочестивого князя Давида Святославича и его погребении. Так, в храмину, где лежал умиравший князь, влетела голубица, села на его грудь и стала невидима. Князь скончался вечером и, по обычаю, должен был быть погребен в тот же день, но гроб не был готов. Святитель хотел отложить погребение на другой день, но солнце остановилось на небе и не заходило, пока князь не был погребен. • Свт. Феоктист посвящен во епископа Черниговского в 1113 г. • В 1115 г. святитель участвовал в перенесении мощей сев. князей страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгороде. Современником свт, Феоктиста был свщм. Кукша (память его 27 авг.), просвещавший вятичей, земли которых входили в Черниговскую епархию. • Преставился святитель 6 авг., в праздник Преображения Господня. В одном из списков святых сказано, что погребен он в Печерском монастыре. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437546/

Четверостишие в честь свт. Григория Паламы Это четверостишие Феоктист мог написать для жития святого . В стихах он хвалит святого за его православие. Стихи просодические, в отличие от ямбических канонов и акростихов в двух канонах свт. Афанасию. Стихотворение сохранилось в двух рукописях XV в. в конце трактата Περ θεοποιομεθξεως свт. Григория Паламы . Канон Иисусу Сладчайшему (Κανν ες τν γλυκτατον ησον) Как правило, этот канон приписывается Феоктисту Студиту . Надписание его варьируется от рукописи к рукописи, различаясь степенью развернутости. Inc. ησο γλυκτατε Χριστ, ησο μακρθυμε. Особенностью этого канона является повторение имени Иисуса – в наиболее полном варианте оно повторяется 88 раз. Этот канон широко распространен, имеется славянский перевод. Содержание канона заставляет предположить, что он был написан в исихастской среде; во всяком случае именно в ней он быстро распространился. Повторение имени Иисуса было важной составляющей молитвы исихастов. Что касается автора, то его нельзя с уверенностью отождествить с автором сочинений в честь свт. Афанасия Константинопольского. Имя Феоктист не было редкостью среди византийских монахов. Единственные лица с таким именем, известные нам, – это Феоктист Студит, ученик прп. Феодора Студита, и Феоктист Студит – почитатель свт. Афанасия; но можно предположить, что были и другие лица с таким именем. Поэтому не следует с поспешностью приписывать сочинения с именем Феоктиста Студита одному из этих лиц . Канон Иоанну Предтече Канон Иоанну Предтече содержится в рукописи Codex Athon. Batopediu 1001, ff. 1r–4r, датируемой 1-й половиной XIV в., и приписывается в ней Феоктисту Студиту. Inc. Τρικυμας, Πρδρομε Χριστο. Хронологическая близость рукописи ко времени жизни Феоктиста Студита может говорить в пользу достоверности авторства Феоктиста. Канон пелся в церкви, посвященной св. Иоанну Предтече, возможно, в Студийском монастыре . Молитва Господу Иисусу Христу Надписывается Θεοκτστου μονχου το Στουδτου в Athon. Xeropotamu 204 (XVI в.), ff. 307r–321r и Athon. Xeropotamu 252 (XVIII в.), ff. 69r–73r. Inc. Κριε, νοξας τος φθαλμος τν τυφλν. Рукописи довольно поздние. Предположительно, канон был написан анонимно, а позже приписан Феоктисту под влиянием имени автора канона Иисусу Сладчайшему .

http://bogoslov.ru/article/4288603

Другой ученик прп. Евфимия, прп. Савва Освященный (439-532), каппадокиец по происхождению, внес большой вклад в дело распространения и организации М. в Палестине. Он и его ученики основали 13 мон-рей, 7 из к-рых были лаврами и 6 - общежитиями. Кроме того, прп. Савва духовно окормлял мн. мон-ри, основанные прежними поколениями палестинских иноков: бывшую лавру прп. Евфимия, преобразованную в киновию; общежитие прп. Феоктиста; Старую лавру ( Idem. Vita Sabae. 10, 36, 90) и др. Благодаря его деятельности численность палестинских монахов увеличилась с неск. сот в 1-й пол. V в. примерно до 3 тыс. в VI в. В мон-рях прп. Саввы модель отношений между лаврой и киновией отличалась от устава прп. Герасима. В его системе послушники не должны были смешиваться с «совершенными», т. е. монахами лавры, даже в дни совместной молитвы и трапезы по субботам и воскресеньям. Только пробыв длительное время в киновии, монах мог быть допущен в лавру, община которой должна жить изолированно от общежития и состоять только из духовно опытных монахов. Как и в уставе прп. Герасима, отшельники лавр прп. Саввы были полностью зависимы в экономическом отношении от общежитий. Мон-ри, управлявшиеся прп. Саввой, были объединены в конфедерацию и подчинялись Великой лавре (основана ок. 483 в долине Кедрона), к-рой управляли игумен и эконом, избиравшиеся на срок до 3 лет. Во главе подчиненных мон-рей стояли администраторы (διοικται), а не игумены. Прп. Савва Освященный был первым палестинским подвижником, к-рый сформулировал монастырский устав в письменном виде. Изначальный вариант этого устава (παραδσεις) не сохранился, но нек-рые его правила можно реконструировать из сочинений Кирилла Скифопольского и др. источников. В уставе было 2 набора правил, для лавриотов и для насельников общежительных мон-рей. Через нек-рое время после смерти прп. Саввы, когда Великая лавра была преобразована в киновию, на практике применялись только общежительные правила ( Patrich. Sabas. 1995. P. 255-275). В 508 г. в Иорданской пустыне (рядом с источником Хаджала, в 2,5 км на юг от Текоа) монахами, изгнанными прп. Саввой из Великой лавры, была основана т. н. Новая лавра. Спустя нек-рое время ее монахи подчинились прп. Савве и признали авторитет назначенного им игумена. В период с 521 по 555 г. мон-рь был центром монахов-оригенистов, после изгнания к-рых в Новую лавру переселились 120 правосл. монахов (в т. ч. Кирилл Скифопольский), духовное руководство к-рыми принял на себя прп. Иоанн Схоларий.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Платон начинает свою подвижническую жизнь с отречения от мира: распродает унаследованное от отца имение и раздает его бедным 168 . Семья прп. Феодора поступает аналогично. В Надгробном Слове, посвященном своей матери, прп. Феодор, вспоминает: «...один вышел из дома, а другая немного подождала и потом отправилась к месту подвижничества, причем и самый дом свои раздала и разделила нуждающимся» 169 , – отсюда понятно, что добродетель отречения от мира освящена (от Платона, через его влияние на семью Феоктисты), для прп. Феодора, авторитетом самых близких людей. Кроме того, эта добродетель, для Студийского игумена, связана с отречением своей воли и есть ничто иное как актуализация Св. Писания. В Надгробном Слове в честь Платона прп. Феодор пишет: «...он [прп. Платон – К. В.] предложил послушание, наилучшим образом рассудив, не так, как делают это ныне многие, лицемерно или, лучше сказать, вовсе не отказываясь от мира, но как того требует истинное Слово. Ибо те, не знаю почему, забывают о том, что говорит Господь: Тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик ( Лк.14:33 ) ...вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим, и гряди во след Мене ( Лк.18:22 )» 170 , – таким образом отречение от мира для прп. Платона было послушанием Слову Божию. Значимость последнего прп. Феодор подчеркивает обличением состояния современного ему монашества («как делают это ныне многие») 171 . То, что степень отречения от мира прп. Платона у Студийского игумена вызывает восторженное удивление, говорит не только о желании подчеркнуть святость своего духовного отца (приводит сравнение с прп. Антонием 172 ), но и о том важном значении, которое эта добродетель занимает в его, прп. Феодора, сотериологии. Так в письме, адресованному желающему принять постриг, прп. Феодор пишет: «Но, во-первых, вам надобно знать, что такое монашеский обет и как высока эта жизнь… Отречение (от мира) есть не что иное, как обет на крест и смерть. Что это значит? По слову Господа, желающему этого нужно отречься от всего своего имущества и, взяв крест, последовать Ему ( Лк.9:23 )» 173 , – из этих слов ясно, что монашеский обет, в глазах прп. Феодора, прежде всего, ассоциируется с отречением от мира, которое, в свою очередь, есть последовательное исполнение евангельской заповеди. Этот взгляд игумена на высоту монашеского обета нашел отражение и в порядках Студийского монастыря, где общение с миром строго регламентируется 174 . Так прп. Феодором предписывается: «Если кто выйдет из монастыря без разрешения игумена, тот должен оставаться без Причастия одну неделю, делая сорок поклонов в день» 175 , – т. е. здесь даже не столько сам факт выхода из монастыря подлежит порицанию, сколько самоволие, что в свою очередь подчеркивает цель отречения от мира – отречение от своей воли. При этом, если преслушание в общине, подобно проступку первых людей, влечет отлучение от Древа Жизни, то крестоносное послушание, напротив – приобщение ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010