12. Пятница 3-й седмицы. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского. Сщмч. Сергия Скворцова пресвитера . Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (с 11 апреля). Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 26 февраля. На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 24 февраля. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 7-й: «Яко блудный отступих…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 6-й – 4 (1-й: «Христовых Страстей...», 2-й: «Мученицы Твои, Господи...», 3-й – тот же, 4-й: «Страстотерпцы мученицы...»), и стихиры святителя, глас 1-й – 4 (с 13 марта, свт. Никифора, патриарха Константинопольского; первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас 6-й: «Начаток ми и состав...» (см. в стихирах на стиховне в пяток вечера), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Даждь нам помощь от скорби…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Услыши, Боже, моление мое…», со стихом). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака сщмч. Сергию Скворцову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4251309.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/341). ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-25/

Моск. Синод. библ. и др.; он ближе их к Иерус. уставу, но нет еще 3 святителей, Георгия Хозевита и Емилиана 8 янв., Феоктиста 4 янв., Льва Катанского 20 февраля, Василия Декаполита 28 февраля, вмч. Георгия 3 ноября; в другие числа Космы Маюмского, Андрея Критского, Павла Фивейского, прп. Малахии, ап. Архиппа; в другом порядке свв. 21 сент., 4 янв., 27 февраля. Переработку Василиева месяцеслова представляют и древнейшие славянские Прологи в ркп. XII–XIV b.; здесь уже распорядок свв. дня по важности ликов — пророки и апостолы впереди [ 191 ].   Евергетидский месяцеслов Из дальнейших редакций греческого месяцеслова нужно отметить даваемую Евергетидским уставом (см. выше, стр. 363). Она колеблется между Студийскою и Иерусалимскою (см. ниже), нередко отступая от той и другой; из нынешних памятей нет специально Иерусалимских: 1 сент. Обновления, 11 окт. Феофана исповедника, 28 окт. Стефана Савваита, 3 ноября вмч. Георгия, 8 янв. Георгия Хозевита, 7 мая Креста; нет следующих свв. и праздников Константинопольских: 30 авг., 3 патриархов, 14 июня патр. Мефодия, 19 июля прп. Дия, 30 дек. Прп. Зотика, 17 окт. Андрея Критского, 29 дек. Маркелла, 9 ноября Матроны, 4 апр. Иосифа, 1 авг. Креста, 28 окт. труса; нет ни одного Афонского святого; нет собора 70 ап., Кассиана 29 февраля, 14 марта Венедикта, 21 июля Иезекииля; в другие числа Иоанна Дам. 2 дек., Ионы прор. и Ионы пресв. 21 сентября, ап. Филимона 23 ноября.   Студийский месяцеслов Студийский месяцеслов был предпоследним шагом к установлению нынешнего. Но он представляет немалое разнообразие в разных представителях своих — в Минеях и Уставах. Древнейшие из греческих Студийских Миней — криптоферратские XI–XII b. имеют, например, 16 ноября кроме ап. Матфея мч. Варлаама, нет Павла Фивейского 15 янв.; 20 янв., а не 26 Ксенофонта, нет прп. Венедикта 14 марта; вопреки Студ. уст. имеют 13 сент. службу Обновления. Еще ближе к Иерус. уставу греч. Студ. Минеи из собр. еп. Порфирия в Спб. Имп. Публ. библ. XII b.; важнейшие разности с последним только 4 янв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

24 мая 1986 г., в день памяти прп. Симеона Столпника Дивногорца, монахи, следовавшие на ночное богослужение, заметили на аллее, ведущей от колокольни к Вознесенской ц., вздыбленные плиты. В результате раскопок 26-27 мая в присутствии митр. Молдавского Феоктиста (Арэпашу; с 1987 патриарх Румынский), викарного еп. Скарлата (Порческу) и настоятеля Н. В. м. архим. Ефрема (Кишкариу) были обретены благоухающие мощи. В янв. 1990 г. они были упокоены в раке из резного дуба и помещены в нартексе Вознесенской ц. На месте находки была установлена мраморная плита. В 1999 г. над ракой «Неизвестного святого», как именуют его в Н. В. м., был установлен дубовый резной балдахин. В нартексе Вознесенской ц. покоятся мощи прп. Паисия (Величковского) - одна из главных святынь РумПЦ. Еще одна известная святыня мон-ря - чудотворная Нямецкая икона Божией Матери (см. разд. «Иконопись» в ст. Молдавское княжество ). В Георгиевской ц. Н. В. м. хранится чудотворная икона Божией Матери в серебряном окладе - список с иконы «Троеручица» из афонского серб. мон-ря Хиландар , привезенный с Афона прп. Паисием (Величковским). Надпись на румын. языке свидетельствует о том, что икона была поновлена (кроме ликов) при настоятеле Н. В. м. архим. Тимофее зографом Агапием 10 мая 1866 г. Э. Драгнев Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс включает кафоликон в честь Вознесения Господня (1495-1497), церкви во имя ап. Иоанна Богослова (1832), вмч. Иоанна Нового Сочавского (1846); часовни в честь Успения Пресв. Богородицы (1809), Благовещения Пресв. Богородицы (1821), во имя прп. Паисия (Величковского) (1994), св. Стефана III Великого (2007); колокольню, типографию, музей и ДС. В 1997 г. в 500 м от мон-ря на недействующем монастырском кладбище был построен и освящен храм во имя прп. Иоанна (Якоба) Хозевита, крипта к-рого используется как костница, в к-рой сохраняются останки монахов, извлеченные при коммунистическом режиме, когда появилась угроза их уничтожения. Каменный кафоликон (40,5 м в длину, 23 м в высоту) сохраняет традицию церковной архитектуры времен св.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Гимнография Типикон Великой ц. (Mateos. Typicon. P. 12-14) под 3 сент. указывает пение последования А. с тропарем и чтениями на литургии. Евергетидский и Мессинский Типиконы предписывают совершать в день памяти А. аллилуйное богослужение (см. Знаки праздников месяцеслова ), причем первый указывает соединять службы А. и прп. Феоктиста , ученика Евфимия Великого. По иерусалимским уставам - ранним греч. рукописным спискам (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.), первопечатному рус. Типикону 1610 г., Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 119-120),- отправляется шестеричная служба А. и Феоктиста. Последование, помещенное в совр. печатных греч. и рус. Минеях, в целом не изменилось со времени действия Студийского устава. Канон Иосифа 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθος σε μλπω ποιμνων κα μαρτρων» (греч.-            ), вошедший в греч. печатные Минеи без 2-й песни, известен по Минеям студийского типа (напр.: ГИМ. Син. 159. Л. 22, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 4); др. канон, 8-го гласа, анонимный, без акростиха, указанный уже в Евергетидском Типиконе, вошел в печатные рус. Минеи с ошибочно помещенным акростихом канона Иосифа (Минея (СТ). Сентябрь. Л. 20 об.). Общий тропарь 4-го гласа священномученика «      », помещенный в рус. Минеях, указан уже в Типиконе Великой ц., Мессинском Типиконе и студийских Минеях, где помещены также кондак с икосом 4-го гласа (РНБ. Греч. 227-1. Л. 7, XII в.); в греч. печатной Минее имеется др. тропарь, 1-го гласа - «Τς πομνης σου θεφρον στερρς προσττης γενμενος» (Стада твоего, о богомудрый, явившись крепким предстателем), приписываемый Анфиму IV , Патриарху К-польскому (Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 44). Самогласен стиховных стихир утрени «                » Ефрема Карийского известен по рукописям богослужебных книг иерусалимской традиции (Стихирарь. БАН. РАИК. 95 и 14. Л. 8 об.- 9, XV в.). По греч. рукописям известно еще 3 канона А., не вошедшие в печатные богослужебные книги,- Феофана 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθιμον μν τν καλν μου προσττην» (Анфима пою, доброго моего предстателя), Георгия 4-го гласа и Германа 3-го гласа без акростихов (Ταμεον. Ν 4-6. Σ. 32-33). Известны и др. тексты А., не вошедшие в печатные богослужебные книги: 2 корпуса стихир на Господи воззвах 3-го (БАН. РАИК 95. и 14. Л. 8 об.- 9, XV в.) и 4-го гласов (Евергетидский Типикон), седален 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (РГБ. Сев. греч. 480. Л. 5, XII в.). Позднее последование А. составлено Д. Григориадисом (К-поль, 1840 - Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 9).

http://pravenc.ru/text/114104.html

Раннехрист. базилика в местности Халинадос. 2-я пол. VI в. Раннехрист. базилика в местности Халинадос. 2-я пол. VI в. В нач. VI в. в источниках появляются упоминания о епископии Метимны (визант. Мифимна; новогреч. Митимна). Во 2-й четв. VI в. Митилинскую кафедру занимал церковный писатель Захария Ритор . В VII в. Митилинская и Мифимнская епископии получили статус автокефальных архиепископий (т. е. они напрямую подчинялись К-польскому патриарху, а не митрополиту Родосскому). Появление в VII в. в Эгейском м. араб. флота положило конец процветанию Л. Угроза арабских нападений продолжала существовать до Х в. и нашла отражение в агиографии. Одно из наиболее известных чудес вмч. Георгия - избавление отрока из плена - связано с Л., откуда происходил похищенный арабами юноша (см. в ст. Георгий , вмч.). Жительницей Л. была и увезенная арабами на Парос прп. Феоктиста († незадолго до 910). Противниками ереси иконоборчества были 2 архиепископа, занимавшие Митилинскую кафедру,- святители Георгий I (804-813) и Георгий II (843-845 или 846). Прп. Симеон, брат Георгия II, подвизался на столпе, подражая древним святым (см. в ст. Давид, Симеон и Георгий ). Рядом с его столпом близ юж. гавани Митилины возник мон-рь Пресв. Богородицы. Во время иконоборческих гонений Симеон основал на маленьком островке в заливе Ера ц. мч. Исидора. Местное предание связывает с Л. деятельность одного из главных защитников иконопочитания - прп. Феофана Сигрианского. В IX-XI вв. Л. был местом ссылки гос. и церковных деятелей (имп. Ирина Афинянка, свт. Игнатий , патриарх К-польский, прп. Николай Студит , буд. имп. Константин IX Мономах и др.). Местные легенды связали с именем имп. Ирины, к-рая умерла на Л. в 803 г., основание ряда мон-рей: Рождества Пресв. Богородицы на Карийском холме близ Терми (Лутрополи-Термис), Пресв. Богородицы Труллоти в сел. Пирьи-Термис, ап. Иоанна Богослова (Ипсилу), к-рый, по др. версии, основан сир. монахом в VII в. В нач. Х в. (согласно Дж. Федальто, между 850 и 900) Митилинская архиепископия была возведена в ранг митрополии, а в ее пределах были образованы подчиненные ей епископии (Эресская или Эрисская, Стронгильская, Тенедосская, Вервинская, Перперинская; в 1261 впервые упом. Иерская епископия). Мифимнская архиепископия стала митрополией в XII в. (по Федальто, ок. 1080, по Й. Кодеру, в 1084 или между 1072 и 1082).

http://pravenc.ru/text/2463587.html

170 Манес, еретик, перс из Вавилона, маг, после принятия христианства пресвитер; внес в христианское учение многие воззрения из других религий, особенно из персидской – о двух вечных началах (свет и тьма); учил, что Христос – не Бог, что сам Манес есть Париклит – Утешитель, Дух святой, что Ветхий Завет есть произведение злого духа. 172 Несторий учил, что Иисус Христос родился простым человеком, а Божество соединилось с Ним после и что Божия Матерь не Богородица, а Христородица. 174 Евтихий учил, что в Иисусе Христе одно естество – Божеское. Его последователи – монофизиты и евтихиане. 176 Феодосий, как возмутитель, по распоряжению патриарха Александрийского Диоскора получил много ударов розгами и возим был на осле по городу (см.: Евагрий. Церковная история. II, 5). 179 Евдокия, супруга императора Западной Римской империи, с дочерьми Плакидией и Евдокией была взята в плен королем вандалов в 455 г. и томилась в плену семь лет. 186 См.: Леонид (Кавелин) , архим. Старый Иерусалим и его окрестности. С. 391. Современные исследователи предполагают, что лавра прп. Феоктиста находилась на месте развалин Дейр-Мукаллик, что в 15 км от Иерусалима. – Примеч. ред. 187 См.: Достопамятные сказания С. 57. Здесь говорится, что преподобный Геласий владел близ Никополя полем, которое хотел отнять у него никопольский житель. В исторических сведениях о Геласии есть указания, что киновия его находилась в Иерусалиме, как говорится у Муравьева в «Истории святого града Иерусалима» (с. 134). Может быть, это была другая обитель Геласия. Никополь лежал в 176 стадиях от Иерусалима, вправо от большой дороги, ведущей в Яффу, на месте древнего Эммауса (отличного от Эммауса евангельского, который отстоял от Святого города на 60 стадий). Никополь, ныне Амвас, – деревня по дороге из Рамле к Иерусалиму. См. также: Норов. Путешествие по Святой Земле. Ч. 2. С. 117–118. 189 189 См.: Вершинский Д.С. Месяцеслов Православно-кафолической Церкви. СПб., 1856. С. 214 (далее – Вершинский. Месяцеслов); Достопамятные сказания. С. 56–62; Histoire ecclésiastique. Liv. 10. Ch. 9; Les vies des peres des déserts dOrient, avec leur doctrine spirituelle et leur discipline monastique/Par le R.P. Michel-Ange Marin. Paris, 1869. Liv. 7. Ch. 18 (далее – Les vies des peres des déserts dOrient).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Погодин: В 2 ч. М., 1842–1863. Ч. 2). То же говорил митр. Игнатий Тобольский. 1067 Собр. л. 4, 107. 109. 144. 145. 5, 256. 6, 133. 134; Руский времянник, сиречь, Летописец, содержащий российскую историю от 6370/862 лета до 7189/1681 лета: Разделенный на две части. М., 1790. Ч. 1; Книга степенная. Ч. 1; Никон. л. 5, 8. 9. 13; Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Т. 1. Кн. Юрий погребен в Веневском монастыре (Руский времянник. Ч. 1; Полевой Н.А. История русского народа: В 6 т. М., 1829–1833. Т. V, прим. 232). 1068 Описание Румянцевского музеума. 156, по списку 1706 г. кроме повести тропарь. В ркп. святцах: «св. благоверная княгиня Иулиания, Новоторжская чудо- творица». 1071 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. Ркп. святцы: «св. Прокопий, иже Христа ради юродивый, Вятский чудотворец, преставися в л. 7136 м. дек. в 21 д.» Ркп. житие у Ундольского 361. 1074 Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1. 9, 10. В договоре 1265 г. «держати ти Новгород по пошлине, как держал отец твой» (см.: Там же. 8, 11). «Пошлина» от «пошло» – обычай. 1075 1305 г. «священа бысть церковь св. м. Бориса и Глеба и великим священием, архиеп. Новгородским Феоктистом» (Собр. л. 3, 68). Великое освящение – освящение, совершаемое самим архипастырем; а освящение совершаемое игуменом с прежде- освященным антиминсом – освящение малое, как совершаемое по краткому чину. 1077 Сами новгородцы писали (Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1. 11), что Михаил, как вел. князь, есть законный князь их. Но Юрий волновал их через купленных сторонников. 1081 Ркп. святцы б-ки общ. ист. 231 и Моск. акад. 209. В Отенских святцах 1718 г. «положен бысть в Благовещенском монастыре от Новагорода 3 поприща; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак и чудеса есть». Служба и житие свт. Феоктиста в библиотеке Юрьева монастыря ( Макарий (Миролюбов) , архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде Ч. 1). 1086 Ркп. святцы: «прп. Марко гробокопатель: и мертвии послушаху его; престав. в л. 6600». Это год перенесения мощей прп. Феодосия; а прп. Марк, как видно по словам Поликарпа, жил после того не менее 10 л. 1088 О них см.: Филарет, архиеп. Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Чернигов, 1864. § 52. Читать далее Источник: Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней, архиепископа Филарета Черниговского. В 2 кн. Июль-декабрь. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011. – 829 с. ISBN 978-5-91362-492-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феоктиста (ок. 1103) Святополк начал открыто покровительствовать печерянам: «Святополкъ же приде в Печерьскыи манастырь на заоутреню на Оуспенье святыя Богородица, и братья целоваша и с радостью великою, [глаголюще], яко врази наша побежени быша, молитвами святыя Богородица и святаго отца нашего Феодосья. Такъ бо обычаи имеяше Святополкъ: коли идяше на воину, или инамо, толи, поклонивъся оу гроба Феодосьва и молитву вземь оу игумена ту сущаго, то же идяше на путь свои» (Там же. Стб. 282). Используя благоприятный момент, игумен ходатайствовал перед князем о прославлении прп. Феодосия в масштабах всей Руси. В обители понимали, что княжеская власть может реализовать этот замысел, преодолев возможное противодействие со стороны митрополита-грека и части епископата. Согласно летописной статье 6616 (1108) г., кн. Святополк поддержал инициативу братии и отдал соответствующее распоряжение митрополиту, к-рый обязал архиереев внести имя прп. Феодосия в синодики для ежегодного поминания, что было равносильно офиц. канонизации. Период игуменства Феоктиста, продолжавшийся до янв. 1113 г., ознаменовался возведением в монастыре каменной трапезной (не сохр., известна по результатам археологических раскопок) и надвратной ц. во имя Св. Троицы. Согласно преданию, храм над главными воротами Киево-Печерского мон-ря был построен на средства кн. Святослава Давидовича, принявшего постриг 17 февр. 1107 г. (см. Николай Святоша , прп.). После того как 12 янв. 1113 г. игум. Феоктист был хиротонисан митр. Никифором I на Черниговскую кафедру, Киево-Печерский мон-рь возглавил игум. Прохор (поставлен 9 февр. 1113). Новый настоятель упоминается первым среди игуменов, 2 мая 1115 г. участвовавших в торжественном перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба. Это свидетельство дает основание полагать, что уже в нач. XII в. Киево-Печерский мон-рь занимал 1-е место среди столичных обителей. Ипатьевская летопись датирует смерть игум. Прохора 15 нояб. 1125 г. Его преемник игум. Тимофей упоминается в летописи под 1130 г.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Перу Феодосия принадлежит и 1-е серб. монашеское (анахоретское) Житие прп. Петра Коришского, написанное ок. 1310 г. Произведение создано на основе воспоминаний учеников отшельника, подвизавшегося в окрестностях Призрена (автор посетил место подвига святого и поклонился его мощам), и ранневизант. лит. образцов (в первую очередь Жития прп. Антония Великого и Патериков). В 1-й трети XIV в., при кор. Стефане Уроше II Милутине (1282-1321) и его сыне, св. Стефане Уроше III Дечанском (1321-1331), в серб. обществе и Сербской Церкви окончательно сложилось представление о святости династии Неманичей. Отражением этого явилось создание архиеп. Печским Даниилом II сб. «Жития королей и архиепископов сербских» ( Данило. 1866), дополненного позднее новыми житиями других авторов. Первоначально сборник включал Жития королей Стефана Уроша I, Драгутина (см. Феоктист , прп.), кор. Елены Анжуйской, кор. Милутина и архиепископов Арсения I , Иоанникия I и Евстафия I (помимо этого цикла Даниилу атрибутируется также Житие Милутина в форме властительской автобиографии, послужившее источником текста в сборнике). Жития, написанные Даниилом (и в особенности цикл в целом), отличаются сложностью и мозаичным характером композиции, использованием элементов мн. жанров: молитв, плачей, диалогов героя со своей душой, покаянных исповеданий и поучений. Аристократическое происхождение автора, его многолетняя близость к королевскому двору (как в светский, так и в церковный период его биографии) и личное знакомство с большинством героев делают его сочинения незаменимым источником по истории Сербии сер. XIII - 1-й четв. XIV в. Труд архиеп. Даниила был продолжен после его кончины. Безымянному «1-му продолжателю» приписывают и заслугу окончательного оформления этого агиографического свода. Во 2-й пол. 30-х гг. XIV в. он написал Жития Стефана Дечанского, кор. Стефана Душана и самого Даниила II; стиль его повествования ближе к стилю Феодосия, чем к манере письма непосредственного предшественника. После 1375 г. «2-й продолжатель» дополнил свод краткими известиями о поставлении 3 Сербских патриархов - Иоанникия, Саввы и Ефрема.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1100. Л. 80). В 1840 г. Никольский престол был переосвящен в честь Нерукотворного образа Спасителя (упразднен во время перестроек 1900-х гг.; см.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. 1907. Д. 47. Л. 118-118 об.), а придел прп. Саввы - во имя свт. Николая Чудотворца ( Круглик. 1999. С. 71-72). В 1908 г. при расширении братского корпуса храм был соединен с кельями, в 1910 г. с сев.-зап. стороны к нему был пристроен зал для хора Н. П. м. 10 июля 1912 г. «во вновь устроенной части Никольского храма архим. Макарием освящен престол Анийского мч. Петра (Авессаломита), устроенный на средства московского предпринимателя и домовладельца П. Д. Борисова. В нояб. 1910 - февр. 1911 г. в подвале храма была устроена электростанция, которая должна была обеспечивать мон-рь электроэнергией (в 1914 г. мон-рь подключен к городской электросети; см.: Там же. С. 94. См. также: Александровский М. И. Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока. М., 1917. 51. С. 32). Кельи располагались параллельно ограде как с сев. стороны, так и вдоль сев. отрезка зап. и вост. сторон (Памятники. 2000. С. 154-155). Как писал архидиак. Павел Алеппский, в мон-ре «келии… просторные и все новые, среди них есть келии царя и царицы» ( Павел Алеппский. 2005. С. 511). Вероятно, в посл. четв. XVIII в. к зап. стене мон-ря были пристроены каменные одноэтажные службы (к 2018 сохр. только крайний юж. объем напротив трапезной). Стены и башни Стены и башни, существующие в наст. время, возведены в 40-х гг. XVII в. Согласно Вологодской летописи, в 1641 г. «по указу великого государя… на Москве у Спаса на Новом зачат делати каменной город при архимандрите Ионе да при келаре старце Феоктисте Колединском, а совершен тот град в 182-м году, а по смете казны издержано 12 660 рублев денег» (ПСРЛ. Т. 37. С. 176; дата завершения дана ошибочно; по более правдоподобной версии, отразившейся в Хронографе из Музейского собрания ГИМ, окончание отнесено к 152 (1643/44) г. (Там же. С. 200); см. также: Тихомиров М. Н. Кр. заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010