al., обличает не искусные по структуре иконоборческие ямбы и согласно сложившимся правилам пишет свои, полемические, см.: TSE. 2. S. 490 (ТФС. 2. С. 796–797). 138 В отличии от отца, о матери прп. Феодора сохранились сведения и ее жизнь более или менее освещена в исторической науке (Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. 292–298; Thomas Pratsch. Op. cit. S. 26–42), поэтому выделим лишь ключевые аспекты в характере семейной жизни этой удивительной женщины. 139 Феофан Византиец. Указ. соч. С. 367. 292–298; Thomas Pratsch. Op. cit. S. 26–42), поэтому выделим лишь ключевые аспекты в характере семейной жизни этой удивительной женщины. 140 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 805BC (ПСТСО. Т. 6. С. 433). 141 Так, именно темперамент Феоктисты, позволяет Осеру заключить, о прп. Феодоре: «...et toute sa vie temoigne en effet qúil fut l " image vivante de sa mere tant aimee», см. Irenee Hausheer. Saint Theodore Studite. L " homme et l " ascete//OC. 1926. Vol. VI-1. 22. P. 4. 143 Прп. Феодор говорит о каких-то магических обрядах (заклинаниях, повязках, ожерельях, амулетах), связанных с родами и имевших широкое распространение среди женщин, см.: Ibid., Col. 884C-885A (ПСТСО. Т.6. С. 468). 159 Theod. Stud. Oratio 13: Laudatio in matrem//PG. T. 99. Col. 889AB (ПСТСО. Т.6. С. 471). Этим словам вполне можно доверять, т.к. выше Студийский игумен обращается к слушающим: «Я знаю, что это подтвердите и все вы, кои пользовались ея гостеприимством», – см.: Ibid., 888D (ПСТСО. Т.6. С. 470). То есть, прп. Феодор произносит панегирик перед людьми, лично знавшими Феоктисту. 162 Подробнее о разнообразной благотворительной деятельности Студийского монастыря см. Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 580–586. 164 Полагаем, именно этим объясняется тот факт, что воспоминания о матери прп. Феодора бережно сохранялись его учениками и дошли до нас. 166 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 821B (ПСТСО. Т6. С. 441). 168 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Никифор I , патриарх К-польский (806-815), совершил поставление прп. Никиты во игумена Мидикийского мон-ря. В 815 г. имп. Лев V, стремившийся уменьшить влияние Церкви на политические дела и умело использовавший для этого иконоборческие настроения, к-рые были сильны в визант. обществе, отправил свт. Никифора в ссылку, а на Патриаршую кафедру возвел светского чиновника Феодота Мелиссина Касситеру (см. Феодот I ). Прп. Никита был сослан на неск. дней в крепость Массалею, после чего согласился признать нового патриарха. Впрочем, вскоре под влиянием прп. Феодора Студита Никита изменил свою т. зр. Вплоть до своей смерти в 824 г. он жил в метохии, к-рый находился на территории имения, приобретенного им в окрестностях К-поля. Впосл. его останки были перенесены в Мидикий и положены рядом с мощами прп. Никифора. Преемником прп. Никиты стал Феоктист, также подвергшийся заключению в 815 г. В период расцвета в Мидикии проживали более 100 насельников. В XI в. Мидикийский монастырь перешел во владение Михаила Пселла, а затем - Анастасия Лизика. Обитель просуществовала до XVII в. Главный храм обители был посвящен арх. Михаилу, впосл.- Всем святым. В урочище Чакалджалар сохранились фундаменты зданий и фрагменты средневизант. мраморных рельефов. IV. Мон-рь Илиу-Вомон (или Элеовомон), по всей видимости тождественный обители Элегмон. Расположен к востоку от Апамеи, в местечке Элегмы. Первые упоминания о «монастыре Вомон» относятся к 787 г. (в деяниях VII Вселенского Собора содержится подпись игумена обители), а также к нач. IX в., когда его настоятель был смещен как сторонник прп. Феодора Студита. В правление имп. Феофила сюда был сослан буд. патриарх К-польский свт. Мефодий I. В сер. IX в. настоятелем стал Николай, брат прп. Евстратия Тарсийского. В этот период обитель была тесно связана с Агаврским мон-рем или даже была его метохием. Известен игум. Иоанн, состоявший в переписке с Игнатием Никейским. Игумен мон-ря Илиу-Вомон Иоанн и эконом Василий посещали прп. Иоанникия. В нач. Х в. свт.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 17 января 2023 года 4. Вторник. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт. Евстафия, архиеп. Сербского. Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Служба Собора 70-ти апостолов и прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. Примечание. В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напечатано последование всенощного бдения в честь Собора 70-ти апостолов, однако следует помнить, что эта служба имеет бденный статус лишь в храме, посвященном Собору 70-ти апостолов (ср.: Типикон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34). На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Ясен убо мимошедший праздник…». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…». На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Сеченое сечется…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны предпразднства – по 1-м стихословии, глас 4-й: «Се приходит…», «Слава, и ныне» – «Царя всех…»; по 2-м стихословии, глас 8-й: «Великий Крестителю…», «Слава, и ныне» – «Торжество светлое…». Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостолов (1-й) на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Правители Неманичи и представители серб. знати основали много монастырей-усыпальниц ( Жича , Милешева , Сопочани и др.), многие из правителей и их близких принимали постриг: напр., кор. Стефан Урош I , его супруга Елена (см. Елена Анжуйская ), их сын кор. Драгутин (см. Феоктист , серб. король), супруга царя Душана IV Елена (см. Евгения , местночтимая прп.). Серб. мон-ри помимо духовного имели важное социальное и культурное значение и были своеобразными научными центрами того периода: в них действовали лечебницы, школы и скриптории. Помимо богатых ктиторских обителей возникали и небольшие обители отшельников, о распространении в XIII-XV вв. пустынножительства в Сербии свидетельствуют Жития преподобных Петра Коришского и Иоанникия Девичского . Южнослав. М. с кон. XIII до XV в. находилось под влиянием исихазма и учения прп. Григория Синаита. Главным центром исихазма в Болгарии считались мон-ри в обл. Парория (локализуется возле с. Воден, близ г. Болярово, в горном массиве Странджа, недалеко от черноморского побережья Болгарии). Одним из учеников прп. Григория Синаита был прп. Ромил (ок. 1385), к-рый принял постриг в Тырнове, жил в Парории, подвизался на Афоне, но, желая избежать славы, ушел в Сербию. В Сербии сложилась группа исихастов, живших уединенно либо в скитах (см. в статьях Синаиты сербские , Григорий Новый ). В этот период много мон-рей возникло в удаленных местах (напр., скальные комплексы близ г. Шумен, г. Тервел, мон-рь Аладжа и др.) и в городах. Одним из значимых мон-рей этого периода был Килифаревский мон-рь (см. Килифаревский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь), его монахи-книжники заложили основы тырновской книжной школы и воспитали ок. 400 учеников. В XIII-XIV вв. многочисленное южнославянское М. играло весьма заметную роль на Афоне. Афонские монахи славянского происхождения (в т. ч. болгары Дионисий Дивный , Закхей (Философ) и Иосиф ) осуществили т. н. афоно-тырновскую справу (редакцию) большого числа литургических и богословских текстов на славянском языке и способствовали распространению святоотеческой книжности среди всех славян. Зограф и Хиландар способствовали распространению в болг. и серб. обителях визант. духовной культуры, иногда их насельники участвовали в решении конфликтов между К-полем, властями Болгарии и Сербии. Когда Св. Гора фактически входила в Сербское царство (1345-1371), сербские монахи часто возглавляли афонский Протат, а в кон. XIV в. серб. иноки благородного происхождения Герасим и Арсений восстановили афонский Павла святого монастырь .

http://pravenc.ru/text/2564108.html

4. Среда. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт. Евстафия, архиеп. Сербского. Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Служба Собора 70-ти апостолов и прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. Примечание. В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напечатано последование всенощного бдения в честь Собора 70-ти апостолов, однако следует помнить, что эта служба имеет бденный статус лишь в храме, посвященном Собору 70-ти апостолов (ср.: Типикон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34). На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Ясен убо мимошедший праздник...». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...». На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Сеченое сечется...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...» (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны предпразднства – по 1-м стихословии, глас 4-й: «Се приходит...», «Слава, и ныне» – «Царя всех...»; по 2-м стихословии, глас 8-й: «Великий Крестителю...», «Слава, и ныне» – «Торжество светлое...». Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостолов (1-й) на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских...») и икос предпразднства, глас 4-й; седален апостолов, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же: «Иисусу рождшуся...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-17/

В 1108 г. свт. Феоктист , игумен Киево-Печерского мон-ря (впоследствии епископ Черниговский), «нача възвещати» Киевскому кн. Святополку (Михаилу) Изяславичу , чтобы он приказал вписать имя прп. Феодосия Печерского († 1074) в синодик. Князь поддержал эту инициативу и «повеле» митр. Никифору I и епископам поминать преподобного «на всех зборех» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283). Киевский архиерей в свою очередь приказал вписать в синодики имя прп. Феодосия во всех епархиях на Руси. Очевидно, что печерский постриженик М. выполнил распоряжение митрополита. Незадолго до этого кн. Глеб Всеславич Минский, вероятно по благословению М., выделил средства на постройку в Киево-Печерской обители трапезной, работа завершилась в том же 1108 г. (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259-260; см. также: Артамонов Ю. А. Князья полоцкие - «великие милосники великой лавры Печерской»//Ad fontem: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 176-182). Согласно Сказанию о св. мучениках Борисе и Глебе (1-я пол. XII в.), в мае 1115 г. М. вместе с митр. Никифором I, епископами, князьями и рус. знатью участвовал в торжественном перенесении мощей мучеников Бориса и Глеба в посвященный им новый храм в Вышгороде под Киевом. На период архиерейства М. пришлись детские годы прп. Евфросинии Полоцкой (в миру Предславы Святославичны; род. ок. 1104), дочери полоцкого кн. Святослава (Георгия) Всеславича; вполне вероятно, что святитель, выходец из крупнейшего монашеского и культурного центра Др. Руси, мог способствовать ее раннему духовному становлению. М. атрибутируют несколько булл с надписью «Дьнъслово» и изображением св. Мины ( Янин. 1970. Т. 1. С. 82, 85, 178, 186, 287, 290; Янин, Гайдуков. 1998. Т. 3. С. 40; Они же. 2001. С. 183, 194. Рис. 4; Шаланда А. [I.] Cымбoлika й геральдыка Полацкае дзяржавы X-XV стст.//Спадчына. Мн., 2003. 6(154). С. 25). Почитание Место погребения М. неизвестно; вероятнее всего, это была ц. во имя Св. Спаса в мест. Сельце, принадлежавшем Полоцкой архиерейской кафедре, которое, согласно Житию прп. Евфросинии редакции «Степенной книги» (XVI в.), в правление полоцкого кн. Бориса Всеславича († 1128) еп. Илия передал мон-рю, основанному прп. Евфросинией («есть церквица Святого Спаса в Сельцы, идеже братиа наша лежа, преже нас бывшии епископи» - ПСРЛ. Т. 21. Пол. 1. С. 210).

http://pravenc.ru/text/2563234.html

12. Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной. Поминовение усопших. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского. Сщмч. Сергия Скворцова пресвитера . Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Феофана исп., Сигрианского) – по образцу субботы 2-й седмицы Великого поста (см. 26 февраля). На великом повечерии в пятницу вечером поется служба свт. Никифора, патриарха Константинопольского (с 13 марта), а также заупокойный канон Октоиха, глас 7-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. Окончание великого повечерия см. 26 февраля. Полунощница обычная – субботняя. На утрене по 16-й кафизме седальны Октоиха, глас 7-й: «Святии Твои, Господи...», «Радуйтеся, праведнии...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих...» – «Мученицы Твои, Господи...»; стих: «Многи скорби праведным...» – «Во стране живущих...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Яко нашего воскресения...» (см. по 1-м стихословии). На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 7-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Во стране праведных...» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Моли, Дево...». Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны гласа – 6. По входе – тропари, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Помяни, Господи, яко Благ...». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище...». Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе...», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония...»; и заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих водворятся» . Апостол и Евангелие – субботы 4-й седмицы и заупокойные. Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззваша праведнии...», стих: «Многи скорби праведным...»; и заупокойный: «Блажени, яже избрал...» . Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии...», и заупокойный: «Блажени, яже избрал...». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака сщмч. Сергию Скворцову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4251309.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/341 ). 2 Постная Триодь упоминает только «прокимен Апостола мертвен» (см. в субботу 4-й седмицы Великого поста). 3 В Типиконе и Триоди Постной в субботу 4-й седмицы Великого поста есть указание: «Аллилуиа, мертвых [мертвен]». Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-25/

Прп. Иоанникий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 158) Прп. Иоанникий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 158) Прп. Симеон Метафраст для переработки Жития И. В. (BHG, N 937) использовал Житие, составленное мон. Саввой. Среди др. источников можно назвать 1) каноны, в акростихе одного из которых читается имя патриарха Мефодия («Ιωαννκ πατρ χριστοφρ πατριρχης Μεθδιος» - «Христоносному отцу Иоанникию патриарх Мефодий» (см.: Παναγιωτπουλος Ι. Α. Ο οκουμενικς πατριρχης Μεθδιος Α Ομολογητς (843-847) κα τ ργο το. Αθναι, 2003. Σ. 378-379); 2) сочинения прп. Феодора Студита 461, адресованное И. В., 490 - отшельнику Феоктисту, а также «Малое Оглашение»), дающие представление об отношениях в среде иконопочитателей в нач. 20-х гг. IX в.; 3) агиографические сочинения (Житие Михаила Синкелла, Житие Игнатия и др.); 4) источники, посвященные «великой чистке» патриарха Мефодия («Повесть о прощении Феофила» и сочинения Мефодия - см.: Афиногенов Д. Е. Патриаршество свт. Мефодия I (843-847): Борьба за преемственность в Византийской церкви//ВВ. 1997. Т. 57. С. 130-156). Житие Родовое имя И. В. Воила (Βοιλς) известно также по другим источникам и, вероятно, имеет болгарское происхождение ( Winkelmann F. Quellenstudien zur herrschenden Klasse von Byzanz im 8. und 9. Jh. B., 1987. S. 150-151, 182, 202. (BBA; 54)). И. В. род. в вифинской дер. Марикату в крестьянской семье. С детства его жизнь была наполнена чудесными событиями: напр., он мог на целый день оставить стадо свиней без присмотра, лишь запечатлев его крестным знамением, но вечером всегда находил свиней в целости и сохранности. И. В. был высокого роста и обладал огромной силой. Достигнув совершеннолетия (ок. 780/1 или ок. 772/3), он начал военную карьеру в К-поле и поступил на службу в тагму экскувитов (дворцовую стражу). По сообщению мон. Саввы, И. В. был воспитан в иконоборческой среде, однако спустя несколько лет после восстановления иконопочитания (787) он благодаря чудесной встрече с неким старцем раскаялся и обратился к Православию. Оба агиографа упоминают воинские подвиги, совершенные святым во время битвы с болгарами при Маркеллах (20 июля 792): по версии мон. Петра, он спас от вражеского аркана имп. Константина VI (об историчности эпизода см.: Sullivan. 1994; а также: Lilie R.-J. Byzanz unter Eirene und Konstantin VI. (780-802). Fr./M.; N. Y., 1996. S. 310), а по версии мон. Саввы - неизвестного вельможу (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 5; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 6). После битвы, несмотря на обещание императора отблагодарить его за подвиг, И. В. оставил военную службу и принял решение посвятить жизнь Богородице, удалившись в мон-рь на Олимпе Вифинском. Совершив паломничество в К-поль и испросив благословение у родителей, И. В. пришел в Агаврский мон-рь, настоятель к-рого отправил его в мон-рь Антидион, где святой провел 2 года, изучая Свящ. Писание.

http://pravenc.ru/text/578008.html

Глава 45 «О мысленном молении», в ней Скуполи кратко излагает своё учение по этому вопросу. Он даёт определение такой молитве: «Мысленно молиться есть возносить мысль свою к Богу, когда явно или тайно просим желаемого нами» 57 . Далее он говорит о молитве явной («когда мы просим через слова, мысль нашу изображающие» 58 ), приводит примеры коротких молитв вслух, употребляемых в разных ситуациях. После этого Скуполи пишет о тайной молитве: «Тайная молитва есть то, когда мы, дабы испросить милость, пылаем внутренне к Богу, изображая и предлагая свою скудость без всяких слов, напри- мер, когда мы мыслию своею восходим ко Богу и исповедуем пред Ним слабость свою в том, что мы сами собою не в силах избавиться от зла и благое творить, или когда мы на горняя возводим мысленные очи свои, воздыхая непрестанно, чающе оттоль помощи, то таковое желание может быть столь же сильно, как и самая молитва» 59 . В конце главы Скуполи упоминает ещё один – «кратчайший» – способ мысленного моления: «.. . оный состоит в едином возношении мыслей к Богу с тем, дабы Он ниспослал нам руку помощи. Таковая мысль не что иное будет, как тайное желание и прошение наше» 60 . Hodges 61 усматривает в таком возношении мыслей ни что иное, как µ ονολ γιςτος εχ 62 – тот «зародыш» из которого выросла теория и практика Иисусовой молитвы. Хотя такой вывод не более, чем предположение, т. к. у Скуполи нет развёрнутого учения по этому вопросу, он касается его лишь в кратком упоминании. Здесь очевидно стремление английского исследователя примирить и соединить воедино православное и католическое учение об умной молитве. Прп. Никодим использует написанное Скуполи, расширяет его и итогом его работы становится систематизированное краткое православное учение об умной молитве. Он раскрывает тему, основываясь на учении греческих исихастов. Прп. Никодим определяет умную молитву (или молитву ума и сердца) как сведение ума в сердце при произнесении слов Иисусовой молитвы и контроле дыхания. В первой сноске к этой главе прп. Никодим делает предположение, что Иисусова молитва является единственным способом, с помощью которого мы можем исполнить первую заповедь – возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостью и всем разумением (см. Лк 10:27 ). В этой молитве три части души – владычественная ( νος), разумная ( λ γος) и волительная ( θλησις, πνεµ α) – объединены в едином акте устремления к Богу. В этом месте прп. Никодим ссылается на решения Константинопольского собора 1351 г., осудившего учение Варлаама. 3.3.3 Главы о медитации

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

в день, однако мы можем оной причащаться духовно во всякое время» 73 . Прп. Никодим переводит эту главу почти буквально, несколько изменяя её название: «О духовном и умно причащении, в частности о том, как причащаться умно и духовно Христу» 74 . Преподобный добавляет, что мы можем причащаться Христа духовно и умно во всякое время путём исполнения заповедей и молитвы, прежде же всего – молитвы умной, т. к. Господь сокровен в добродетелях и Его святых заповедях и тот, кто выполняет одну добродетель или заповедь получает в свою душу Господа вместе с Его Отцом и Святым Духом, т. е. он получает в себя Всю Святую Троицу, становится Её жилищем. Прп. Никодим замечает также, что хотя добродетели и уподобляют нас Богу, делают нас готовыми для единения с Ним, но единение осуществляется не благодаря добрым делам, а благодаря умной молитве. Глава 4. Ο Αορατος Π λεµ ος и её перевод свт. Феофаном Затворником 4.1 Общие замечения Изменения, внесённые свт. Феофаном Затворником , отличаются как по степени важности, так и по своему виду. В примечании к предисловию, переведённому с греческого языка, свт. Феофан говорит, что «при переводе этой книги сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улажения течения речи, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует почитать не столько переводом, сколько свободным переложением» 75 . Эти слова святителя не совсем точно передают суть внесённых им изменений и характер работы. Его перевод в целом довольно точен и близок к оригиналу, но при этом некоторые главы попросту переписаны заново. Количество ссылок на Св. Писание увеличено свт. Феофаном более чем в два раза (см. таблицу A.3 Приложения А): 221 (110 ссылок на Ветхий Завет и 111 на Новый) против 86 (36 и 50 соответственно) у прп. Никодима. Количество упоминаний святоотеческой литературы, напротив, уменьшено (64 против 106 у прп. Никодима). Свт. Феофан ссылается и цитирует следующих Отцов:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010