Прп. Никита Стифат. Житие Симеона 59:9–11. Лествица 27:   συχα γρ στιν πθεσις νοημτων κα ρνησις ελγων φροντδων. Полный стих: «Онемех и смирихся и умолчах от благ» (κωφθην κα ταπεινθην κα σγησα ξ γαθν). Правило монашеского жительства. Из кельи св. Пантелеимона XVIII в. 206, 15) ( Κουρλας 1930 ). Σ. 110. Ср.: Феоктист Студит. Слово о перенесении мощей святого Афанасия Константинопольского 58:22–27 ( A.–M. M. Talbot. Faith Healing in Late Byzantium: the Posthumous Miracles of the Patriarch Athanasios I of Constantinople by Theoktistos the Stoudite. Brookline, 1983. TLG 4402.002) Житие 4, 14:4–5 (Σ. 531). См.: Πατπιος 2010. Σ. 222. Комментарии Всего комментариев: 2 2017/10/02, 13:28:01 Отец Дионисий, скажите немного об аскетических взглядах преподобного Порфирия Кавсокаливита. Продолжают ли придерживаться в МПДА осиповской позиции в отношении этого старца? А.Маркелл 2016/12/28, 23:01:53 Здравствуйте. Братия, прошу молитв за себя, Нику, так как кончилось терпение. За Андрея и Евгения, священниками их язык не поворачивается назвать. За Татьяну, знакомую мою, пропала в августе 2015года. Последний раз ее видели в церкви пророка Самуила в Воронеже, оттуда она домой не вернулась. Думаю, эти два мудака, под названием Андрей и Евгений, знают где она. По моему предположению, Андрей загнал ее в монастырь. Думаю, она в Шамордино (но это всего лишь предположение). Дома у нее двое малолеток с бабушкой. Если до Нового года не вернется, после праздников пойду в полицию по поводу ее исчезновения, заодно и на счет кокаина в храме расскажу. Закладки в трапезной и в ризнице. Я сначала на одного священника думала, но потом присмотрелась, поняла, что лысый - Андрей. Кстати,самые большие партии приходят в город именно в церковные праздники. Главный праздник у курьеров - Покров Богородицы. По моим наблюдениям на церковные праздники все складывается. Без осечек. Пишу, потому что мне эта ситуация не по силам. Церковь эта ближе всех к моему дому, но я лучше бы со своей семьей переехала в другое место или они чтоб пропали. Недавно эти двое читали по мне отходную, а я ведь живая! Значит, не боятся Бога, или Его нет? Последнее время в моей голове в отношении лысого только две фразы: " проститут церковный " и " макака красножопая " . Простите, пишу как есть. Рясу надели, а священниками не стали. Я лысому писала в прошлом году, чтоб катил яйца к жене, не понял. Всю семью мою замучил. Интерес конкретный - квартира.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=20&iid=2...

Примечания: 1. Написано в 808 г. от имени Иосифа, архиепископа Солунского, брата прп. Феодора, по тому же поводу, что и два предыдущих письма, и по поводу нареканий на него за принятие епископства.  Послание 24. К Феоктисту, магистру То, что твое высокопревосходительство заботится о делах наших по своему величайшему благочестию, доказали слова, переданные благоговейнейшим игуменом, а также и слова, теперь переданные братом нашим в ответ на посланные заявления и возражения. За такое доброе расположение твое к общей пользе Бог, распределяющий все мерой и весом (Прем.11:21), конечно, воздаст тебе награды и без наших прошений. Но, господин, может ли быть экономия с нашей стороны более той, какую соблюдали мы? Ибо и я, и архиепископ до настоящего времени уклонялись от речей, сохраняя молчание, так как есть время говорить и время молчать (Екк.3:7), принимая все меры к тому, чтобы это дело не обнаружилось. Но Судящий судил и не солгал Сказавший: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Мк.4:22), - так что и без нашего желания, по самому свойству своему, эти дела не могли долго казаться чем-нибудь иным по сравнению с тем, что они есть. И теперь мы, пользуясь экономией, утверждаем следующие два положения: или пусть перестанет священнодействовать низложенный, и мы тотчас войдем в общение со святым патриархом, что вообще было бы полезно, или, если это не будет принято, мы останемся такими же сдержанными, как прежде, предоставив суд об этом предмете Господу. А что больше этого, то будет, прости, уже не экономия, а вина беззакония и преступления божественных правил. Ибо предел экономии, как ты знаешь, состоит в том, чтобы и не нарушать совершенно какое-нибудь постановление, и не вдаваться в крайность, и не причинять вреда важнейшему в том случае, когда можно сделать малое послабление по времени и обстоятельствам, чтобы таким образом легче достигнуть желаемого. Этому мы научились из апостолов от св. Павла, который очистился и обрезал Тимофея (см. Деян.21:26; 16:3), а из Отцов - от свт. Василия Великого, который принял приношение Валента и до времени не провозглашал Духа Богом. Но и ап. Павел не продолжал очищаться, и Василий не продолжал принимать дары от Валента и не называть Духа Богом напротив, видно, что они оба готовы были принять смерть за истину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1113...

Лжица. Нач. XXI в. Мастерская церковной утвари, Москва В популярной правосл. лит-ре распространено мнение, что практика причащать мирян с помощью Л. была установлена свт. Иоанном Златоустом после случая с женщиной, исповедовавшей ересь Македония и обманом пытавшейся воздержаться от причащения в правосл. храме, в результате чего частица Тела Христова превратилась в камень (напр.: Вениамин. Новая скрижаль. 189916. С. 222). Это событие описано в источниках ( Sozom. Hist. eccl. VIII 5; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 7), однако в древности с появлением Л. его никто не связывал. По всей видимости, появление Л. и этот случай впервые увязал униат. свящ. Петр Аркудий († 1633) (см.: Taft. 2008. P. 271), к-рый в соч. «Семь книг о согласии Восточной и Западной Церквей в совершении семи таинств» пересказывает текст Никифора Каллиста Ксанфопула и предполагает следующее: «Возможно, из этого факта (с причащением женщины-македонианки.- Авт. ) и возник обычай греков… причащать весь народ под двумя видами, каковые смешиваются и раздаются с помощью лжицы» ( Petri Arcudii… Libri VII de concordia Ecclesiae Occidentalis et Orientalis in septem sacramentorum administratione. P., 1672. P. 386). Это сочинение получило большую известность, а в еще более знаменитом тексте «Евхология» Жака Гоара († 1653) уже прямо говорится об «изобретении» Л. свт. Иоанном Златоустом со ссылкой на предположение Аркудия и «подтверждение» близкого к униатам правосл. церковного деятеля Паисия Лигарида († 1678) ( Goar. Euchologion. P. 130). Сочинения Аркудия и Гоара оказали большое влияние на киевских и московских богословов 2-й пол. XVII в.; можно предположить, что именно на них опирался свт. Димитрий Ростовский († 1709) в комментарии к Житию прп. Феоктисты от 9 нояб., где он также увязал появление Л. с именем свт. Иоанна Златоуста и привел ту же ссылку на Никифора Каллиста Ксанфопула, что и Аркудий ( Димитрий (Туптало), свт. Книга житий святых. К., 1689. Т. 1. Л. 294 об.). Популярность Четьих-Миней свт. Димитрия обеспечила широкое распространение мнения о том, что Л. была изобретена свт. Иоанном Златоустом, это мнение еще более утвердилось в связи с тем, что его имя носит самая известная правосл. литургия.

http://pravenc.ru/text/2463633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Вознесения Господня. Нач. XIII в. (Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится при слиянии рек Косаничка и Милешевка в горной долине близ г. Приеполе (Сербия). История М. как свою задужбину основал представитель серб. династии Неманичей Владислав (с 1234 - король Сербии). Ранее возведение обители датировали периодом правления Владислава, но ряд данных и детали фресок позволяют отнести начало ее возведения к периоду с 1 сент. 1218 по 31 авг. 1219 г., когда Владислав был королевичем и управлял жупой Црна-Стена (развалины крепости Црна-Стена находятся над обителью на холме). Владислав украсил мон-рь «всеми божественными и человеческими красотами» и одарил его селами и землями. Обитель имела статус ставропигии, ее игумен занимал 2-е место среди настоятелей сербских мон-рей после главы Студеницы . В 1237 г. в монастырском соборе Владислав поместил мощи своего дяди свт. Саввы I († 1235), архиеп. Сербского, там же позже был похоронен и он. Обитель стала центром почитания 1-го Сербского святителя и часто именовалась монастырем свт. Саввы. Вероятно, вскоре после основания в М. появилась кафедра епархии, к-рая неск. раз меняла название (Милешевская, Милешевская-Дабро-Боснийская, Полимская, Герцеговинская), иногда упразднялась. После начала распада Сербского царства, вызванного смертью в 1355 г. серб. царя Стефана IV Душана , земли, на которых находился М., перешли под власть хумского кн. Воислава Войновича, после его смерти в 1363 г.- к его племяннику жупану Николе Алтомановичу, осенью 1373 г.- к боснийскому бану Твртко I Котроманичу (ум. в 1391). Правнук серб. кор. Драгутина (см. Феоктист , прп.) Твртко считал себя наследником серб. престола: его коронация состоялась 26 окт. 1377 г. в соборе возле гробницы свт. Саввы. С целью утвердить легитимность Твртко на престоле, вероятно, именно в М. был составлен 1-й серб. родослов, претерпевший впосл. множество редакций и дополнений, напр., при деспоте Стефане Лазаревиче (1402-1427), давшем обители повелью-грамоту (датируется 1413-1415) на владение 5 селами. В 1446 г. в М. воевода Стефан Вукчич Косача, бывш. противник боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, взял титул Святосаввского герцога. В 1459 г. турки сожгли мон-рь, но вскоре он был восстановлен.

http://pravenc.ru/text/2563198.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАПРАЧА [Серб. муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в с. Папрача, в 20 км от г. Зворник (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Согласно легендам, П. была основана в правление серб. кор. Драгутина (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), но в письменных источниках она впервые упоминается в XVI в.- в турецкой описи 1528/30 г. сообщается, что в с. Папрача живет правосл. свящ. Радица; в описи 1540/42 г. говорится о 2 объектах, к-рые содержатся за счет жителей церкви (т. е. монахов), выплачивающих ежегодно по 180 аспри; по описи 1547 г., мон-рь выплачивал ежегодно 250 акчи. В сер. XVI в. храм был расписан. Благовещенский мон-рь в с. Папрача. Фотография. 2012 г. Фото: Sonjabgd//ru.wikimedia.org. Благовещенский мон-рь в с. Папрача. Фотография. 2012 г. Фото: Sonjabgd//ru.wikimedia.org. Братия П. неоднократно приезжала в Россию за милостыней: из первой известной по документам поездки, состоявшейся при игум. Григории в 1551 г., монахи привезли Четвероевангелие, полученное в дар от старца Иосифа из Чудова мон-ря. По дороге в Москву в апр. 1551 г. посланцы получили от житомирского старосты кн. Димитрия Федоровича Сангушко (внука серб. деспота св. Иоанна (Бранковича) , сына его дочери Анны) роскошное Евангелие, переписанное дьяком Михаилом. В 1585 г. рус. царь Феодор Иоаннович дал грамоту игум. Захарии с разрешением представителям П. приезжать за милостыней. В 1588 г. рус. царь Феодор Иоаннович послал архим. Иоасафу 60 р. и новое разрешение на получение милостыни. Игум. Лонгин дважды приезжал подтверждать последнюю грамоту: 15 окт. 1591 г. и 3 июля 1607 г. Некоторые делегации П. получали милостыню в Путивле и возвращались обратно без посещения Москвы - в 1628 г. архим. Анания и в 1630 г. игум. Даниил с 3 священниками и диаконом. В 1645 г. в Москве побывала делегация П. в составе игум. Симеона, келаря Тодора, иером. Василия и диак. Иосифа и получила от царя Алексея Михайловича разрешение приезжать за милостыней каждый 8-й год. Но в следующий раз братия П. прибыла в Москву за милостыней только в 1683 г. В 1688 г. от П. в Москву прибыла делегация во главе с епископом Енопольским Иоанном, 25 янв. 1689 г. была получена грамота, позволявшая монахам каждый 8-й год приезжать за милостыней.

http://pravenc.ru/text/2578941.html

В последние годы жизни Стефан принял монашество и правил вместе со старшим сыном от 1-го брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела Комнина , Стефаном Радославом (1192 - после 1235), к-рый в 1228 г. стал 1-м серб. королем, коронованным своим дядей, архиеп. Сербским Саввой. Будучи сыном гречанки и зятем эпирского императора (в 1224-1230) Феодора Ангела Комнина Дуки , Радослав ориентировался на политику тестя и даже по церковным вопросам обращался к архиеп. Охридскому Димитрию II Хоматиану . После поражения тестя в битве с болгарами при Клокотнице (1230) Радослав утратил поддержку серб. вельмож и в кон. 1233 или нач. 1234 г. был свергнут с престола младшим братом, Стефаном св. Владиславом (ок. 1200 - между 1264 и 1281). Бежав из Сербии, в 1234 г. Радослав вернулся в надежде возвратить престол, но потом принял монашеский постриг с именем Иоанн в мон-ре Студеница , где скончался, так и не оставив потомства. Авторитет Владислава, женившегося на дочери болг. царя Иоанна II Асеня († в 1241), ослаб, вероятно, также по причине утраты поддержки тестя. В результате он был свергнут младшим братом, Стефаном Урошем I (20-е гг. XIII в.- 1277), сыном Стефана Первовенчанного от 2-го брака с Анной Дандоло, внучкой венецианского дожа Энрико Дандоло. Но Стефан Урош дал Владиславу в удел часть владений в Зете с сохранением королевского титула. Стефан Урош I присоединил обл. Захумье (юж. часть совр. Боснии и Герцеговины), на недолгое время занял города Скопье и Прилеп в обл. Македония . В период его правления ослабло влияние Вукановичей, получили развитие горное дело и торговля, при нем Сербское гос-во окрепло в экономическом и во внешнеполитическом плане. В 1276 г. в результате военного столкновения со старшим сыном, Стефаном Драгутином (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), воспользовавшимся поддержкой тестя, венг. кор. Стефана (Иштвана) Уроша V, Урош I был вынужден отречься от престола и принял монашеский постриг с именем Симон. Драгутин разделил страну на 3 части: одной управлял сам, 2-ю дал в удел матери, св. Елене Анжуйской , 3-ю - младшему брату, блгв. Милутину (ок. 1254-1321). При Драгутине Сербская Церковь отказалась признать Лионскую унию (1274). В 1282 г. Драгутин лишился возможности управлять государством, поэтому Собор передал власть Милутину (коронован как Стефан Урош II), при этом предполагалось, что его наследником станет сын старшего брата, Владислав (ок. 1270 - после 1326).

http://pravenc.ru/text/2564902.html

23. Понедельник. Сщмч. Климента, еп. Анкирского. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (службу зри 23 декабря) . Собор Костромских святых. Служба сщмч. Климента (и мч. Агафангела) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Времен четверищно обход, Богозванне...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангела Гавриила...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Чуднаго во священницех...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небесных чинов...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. О кондаке священномученика (глас 4-й: «Сад благоцветущ...») Типикон умалчивает. В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 263 об.) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святых, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «На Тя упование...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны Октоиха – 4 и священномученика, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь священномученика; кондак дня, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня, кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и священномученика. Апостол и Евангелие – дня и священномученика. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-05/

1 мая 1115 г., в год столетия гибели святых Бориса и Глеба , в Вышгороде собором духовенства во главе с Н. была освящена в их честь новая каменная церковь, выстроенная кн. Олегом Святославичем вместо обветшавшей деревянной. 2 мая состоялось перенесение в нее мощей св. братьев. Согласно памятнику того времени «Съказание и страсть и похвала святою мученику Бориса и Глеба», событие имело общерусское значение («и бысть сбор велик, сшедшюся народу с всих стран», «ту бе съшлося от вьсее Русьскы земле и от инех стран»). В переносе мощей участвовали вел. кн. Киевский Владимир Всеволодович Мономах, черниговский кн. Давид Святославович и его брат Олег Святославович (все с сыновьями). По «Сказанию...», «митрополит Никифор събьра вся епископы»; в действительности в торжествах участвовали помимо митрополита лишь нек-рые из них - Феоктист Черниговский, Лазарь Переяславский, Мина Полоцкий, Никита Белгородский, Даниил Юрьевский, а также ряд игуменов, в т. ч. Прохор Киево-Печерский (ПВЛ. С. 127-128; Абрамович. 1916. С. 64-66). Когда в храме среди князей возникли разногласия (Владимир Мономах хотел поставить раки с мощами посреди церкви и устроить над ними сень, а князья Давид и Олег - в специальном аркосолии («комаре») с правой стороны), Н. с епископами предложил решить вопрос жребием, после чего раки были установлены в аркосолии «на деснеи стране» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 281). Краткое описание вышгородского празднества входило в состав древних Прологов под 2 мая ( Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 358-360). Важным событием церковной жизни при Н. было также строительство кн. Владимиром Мономахом на р. Альте ц. во имя святых Бориса и Глеба (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 285; Т. 1. Стб. 294-295). Время первосвятительства Н. ознаменовано культурным подъемом на Руси. Наиболее вероятно, что именно в 1100-1110-х гг. создаются литературные произведения общерусского значения: несколько редакций «Повести временных лет» (см. Летописание ), Житие прп. Феодосия Печерского и «Сказание о чудесах святых Бориса и Глеба», Поучение Владимира Мономаха, «Хожение» игум. Даниила (вероятная датировка - 1106-1108). Ок. 1115 г. в Новгороде с использованием киево-печерского Начального свода был создан местный летописный свод, легший в основу последующего систематического новгородского владычного летописания. Вероятно, вместе с Н. на Русь прибыл старец Феодосий Грек, занимавшийся переводами с греч. языка ( Буланина Т. В. Феодосий Грек (XII в.)//СККДР. Вып. 1. С. 459-460). В этот период подвизались Киево-Печерские преподобные летописец Нестор и иконописец Алипий .

http://pravenc.ru/text/2565506.html

В кандидатской диссертации иером. Леонтия (Козлова) делается предположение, что прп. Никодим перевёл эту книгу с языка оригинала, т. е. с итальянского или (и) с французского, а потому эти языки он должен был знать очень хорошо. Считалось, что он изучил их в Смирнской школе, однако существуют свидетельства, что там не было для этого подходящих условий 24 . Следовательно: • прп. Никодим имел тесные связи с иезуитами о. Наксос, которые либо научили его европейским языкам, либо сами помогли ему перевести Combattimento spiritual на греческий; • в результате он подпал под влияние католических идей, что сказалось на тематике, приёмах и языке его книг, а также в уклонениях в свойственный Западу юридизм, интеллектуализм, морализм и т. п. 25 . Однако недавние (1993г.) открытия учёного-филолога Эммануила Франкискоса значительно прояснили вопрос о происхождении Ο Α ρατος Π λεµ ος прп. Никодима и о его отношениях с западным миром 26 . В старых каталогах Патмосской библиотеки этот учёный обнаружил упоминание о двух одноимённых с книгами прп. Никодима рукописях, которые в более поздних перечнях исчезают. Называются они Γυµ νσµ ατα πνευµ ατικ (Духовные упражнения) и Π λεµ ος πνευµ ατικ ς (Брань духовная), упоминаются в каталогах 1769 г. и 1793 г. соответственно. В каталогах 1814 г. этих книг уже нет. Быть списками соответствующих произведений прп. Никодима они не могли как по времени, так и по описанию в каталогах, но они могли быть прототипами его изданий. Вслед за этим в результате поисков в библиотеке Э. Франкискос нашёл утерянную рукопись Π λεµ ος πνευµ ατικ ς, которая в какой-то момент была заново переплетена и по ошибке занесена в каталог под названием одной из своих глав. Эта рукопись, как установило исследование почерка, принадлежала перу книжника XVIII в. Эммануила Романитиса. Он был родом с о. Крита, прекрасно владел итальянским и древнегреческим языками и в первой половине XVIII в. в течение 40 лет занимал должность секретаря городской общины о. Патмос. Помимо общественных занятий он занимался переводческой деятельностью, почти исключительно с итальянского на народный греческий язык. Десять из одиннадцати сохранившихся его рукописей это переводы произведений католических авторов. Пять из них – Наставление кающемуся, Наставление духовнику, Безответный двоевер, Манна души и Истинная мудрость принадлежат перу весьма плодовитого и известного тогда иезуитского проповедника Paolo Segneri, другие три из переведённых Романитисом сочинений – Сердце сокрушенное, Ад отверстый – предостережение христианину и Духовные упражнения написал коллега Сеньери по миссионерской и писательской деятельности иезуит Gioanni Pietro Pinamonti 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Лоренцо Скуполи родился в 1529 г. в итальянском городе Отранте в знатной семье 4 . В крещении он был наречён Франциском. О первых сорока годах его жизни не сохранилось каких-либо сведений. 4 июня 1569 г., в возрасте 39 лет, Скуполи был принят в Театинский орден. Это священнический орден, основанный Каэтаном Тиенским 5 в 1524 г. Неофициально членов ордена называли «театинцами», поскольку первым его главой был епископ Театинский Караффа 6 (1480–1559). Главными задачами ордена были борьба с ересями мирными средствами, проповедь и духовное назидание, а также уход за больными. Миссионерская активность театинцев простиралась почти на всю Европу, а позднее – на Америку, Персию и Кавказ. Театинский орден возник из общины священников, которая была широко известна в Италии под именем «Ораторий Божественной любви». Каэтан Тиенский основал этот орден для священников, не принимавших традиционные монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания; монахи же, вступившие в орден, не уходили от мира, а продолжали исполнять обязанности приходских священников. Орден театинцев известен своими строгими аскетическими идеалами, а члены ордена руководствовались в своей жизни Лествицей прп. Иаонна Лествичника 7 . Свои первые шаги в монашеской жизни Скуполи совершил под руководством Андрея Авеллино 8 . 25 января 1571 г. в Неаполе он принёс окончательные монашеские обеты с наречением имени Лоренцо. В 1574 г. на Рождество он был рукоположен во пресвитера 9 . В 1578 г. Скуполи был переведён в Милан, а затем, в 1581 г., в Геную, где свирепствовала ужасная эпидемия, во время которой он посвятил себя уходу за больными 10 . 1585 г. положил начало тяжкому и унизительному периоду в жизни Лоренцо Скуполи. Его обвинили в серьёзном проступке. Генеральный капитул театинцев, собравшийся в Венеции, в ходе процесса, возбужденного против него, приговорил Скуполи к одному году тюрьмы, запрету священнослужения и запрещению вести духовническую деятельность. Не известно, ни какое обвинение было ему предъявлено, ни то, кто был обвинителем, но Скуполи себя не защищал. По обычаю той эпохи, документы процесса были незамедлительно преданы огню 11 . «Многие авторы, изучавшие дело Скуполи, полагают, что осуждение его было плодом клеветы. Возможно, преступление Скуполи касалось “целостности веры”, иными словами, его обвинили в ереси. На процессе Скуполи явил столь великое смирение и послушание, что, даже вопреки всем унижениям, стяжал славу человека высочайших добродетелей. На все обвинения он отвечал безмолвием. И хотя находились люди, ходатайствующие за него, сам он не приложил каких-либо усилий для того, чтобы облегчить свою участь. По свидетельству братьев, живших в одном доме со Скуполи, он являл неизменную готовность исполнять любую самую простую и самую тяжёлую работу, любил уединение и тишину, многие часы отводил молитве. Он назидал своих братьев собственным спокойствием и смирением» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010