Церковь также занимается образованием. Ну, опять же, глобально образованием все-таки должна заниматься школа. А Церковь может делать то, что не могут ни  государство, ни школа. То есть, брать на себя именно духовную деятельность: проповедь Евангелия, научение людей заповедям Христовым, богослужение. И, конечно, все-таки это должно быть главным. Хотя, повторяю, без социальной деятельности Церковь трудно себе представить. Иконостас или помощь другим Когда сельский священник заходит в храм большого города, он удивляется, видя золоченые иконостасы, оклады – он же знает, сколько все стоит. Нет, безусловно, благоукрашение храма необходимо. Но иногда мы слишком много тратим на него. Мне кажется,  что больше надо расходовать финансов — приходских, и епархиальных,  — на благотворительные,  социальные проекты. И пользы от этого будет,  мне кажется, больше. И Богу это угодно, и как проповедь – эффективно. Многие  люди что-то на Церковь жертвуют, и если все средства  будут идти только на золочение иконостасов, то, в конце концов, никто и жертвовать не захочет. А если люди видят, что деньги идут на какую-то помощь, на социальную работу, то, думаю, средств будет даже больше. Но, повторяю, социальной работой так или иначе занимаются в любом храме, и всем очевидно, что если только молиться,  не помогая никому, то эта будет лишь внешняя оболочка… Читайте также: В храм по дороге к шаману Протоиерей Димитрий Климов: Почему мы ответственны за теракты Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 мая, 2023 9 января, 2023 3 сентября, 2015 18 марта, 2016 2 августа, 2016 23 февраля, 2024 7 декабря, 2023 20 ноября, 2023 31 июля, 2023 30 мая, 2023 9 января, 2023

http://pravmir.ru/sotsialnaya-rabota-tse...

1275 Стоглав. изд. Кожанчикова. 46–47. Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII в. 117. Курбский, Прав. Соб. 1863 г. ч. II, 558–569. Древнерусскому Государственному строю неизвестна была забота об общественном благе. Оршанский. Наследования по русскому праву семейному и наследственному. Спб. 1877. 363. 1283 Максим Грек сообщает, что некоторые из зазнавшихся богачей его времени «нищих и сирот, мразом и гладом тающих и вне врат стоящих и горько плачущих своея скудости ради, и реже обложивше горкими лайбами (ругательствами), отгоняли кинувше кусок хлеба гнилаго». Сочинения Максима Грека ч. II, 175. В слове «о двудесяти мытарстве» последним мытарством выставляется скупость... или нища изгнали из дому своего не даяще милостыня или грызанием на ня». Рук. Соф. библ. 1444. л. 124–138. 1284 Рукоп. Моск. Духовн. Акад. 199, л. 455. Это наставление хотя и в более сжатом виде находится и в Домострое: «аще ли неимееши что подати (нищему) и ты рцы слово утешно». Домострой М. 1844. 36. 1288 Против безнравственного употребления клятвы писал еще митроп. Фотий. Акты Ист. т. I, 34, 66. Послание Фотия в Псков. – В древнерусских поучениях встречаются осуждения неуместного употребления клятвы. Прав. Собес. 1839. ч. I. Два поучения о праздновании воскресного дня и о житии христианском 471–472. Статья о церковных неисправностях в Рук. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво), л. 218–219. 1294 л. 419. Здесь Даниил привел краткое изречение из 83 слова св. Исаака, которое вполне верно передает, мысль св. отца. Творен. св. Отцев, т. XXIII. Св. Исаака Сириянина слова подвижнические, 490. 1301 л. 327–328. Снес. св. отца нашего Иоанна Златоумта беседы на послание ап. Павла к Титу, перев. при С-ПБ. Дух. Акад. С-ПБ. 1850. 67–68. 1302 л. 285–28… (не разборчиво) Цитата взята из толкового апостола по переводу Максима Грека . Сравн. Рукоп. Кирил. библ. (не разборчиво) л. 22–23. Счет листов идет с начала послания, а не с начала книги Деян. Апостольских. Подлинник у Миня Patrol. Curs. Complet, Ser. graec. tom. LXXXIV pag. 1009–1010. Cramer, Cotenae graecorum patrum in novum testamentum tom. VIII pag. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Инока пустынника Висьяна на Иосифа игумена Волоцкого, собрание от святых правил. Православн. Собес. 1863 г., ч. III, ст. 206, 11. 1309 В предсмертном завещании преп. Нил просит передать в Кириллов м-рь книги, взятые из б-ки последнего. Ркп. Троицко-Сергиев. Лавр. 188, л. 18 об. – 19. 1312 «Послание великого старца ко Брату, просившу от него написати ему еже на пользу души», ibid., л. 105. 1317 «Истиннаго бо заповедем божественным делателя рекошя отцы не точию еже деанием хранити их, но и умне съблюдатися от преступлениа заповеднаго», ibid., л. 22 об. 1319 «Вси святии обретошя благодать Духа деланием заповедей преже чювьствене, таже умне», ibid., л. 22. 1320 «О сущих в предъспеании и доспевших в просвещение рече: сии не требуют глаголати псалмы, но молчание и неоскудну молитву, и видение. Сии бо с Богом съвъкуплени суть и несть им требе отторгнути ум от Него и вложити в смущение; прелюбы бо деет ум таковых, аще отступит от памяти Божиа и в худейших вещех рачителне емлется», ibid., л. 35. 1326 «Аще… не удовлимся в потребах наших от деланиа своего за немощь нашю или за иную некую вину благословну, то взимати мало милостыня от христолюбцев, нужнаа, а не излишняа», ibid., л. 14 – и об. 1328 «Егда… утишится ум от помысл,… сердцу внемли и молитву душевне или умне дей», ibid., л. 31 об. 1329 «Нам сосуди злати и сребряны и самыа священныа не подобает имети; такоже и прочяа украшениа излишня, но точию потребнаа церкви приносити. Великий же Пахомие и самое здание церковное украшено быти не хотяше…. Колми паче нам подобает от таковых вещей (т. е. украшения церковного) съхравятися», ibid., л. 16 об. – 17. 1330 Заметив, что инокам следует избегать украшений храма, преп. Нил так объясняет причину этого: «понеже немощни и страстни есмы и умом и поползновени», ibid., л. 17. 1334 «Аще кто поврежается от котораго брашна или немощи коея ради или от естества да не понужает себе на приатие того, но приемлет ползующее того. Глаголет бо великий Василие, яко не подобает, имижь – брашны съставляти тело, симижь – ратовати е».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

219 Житие Димитрия Прилуцкого по рук. Моск. Дух. Акад. 640, л. 48: то же в житии Авраамия Смоленского, изд. Правосл. Собес. 1858 г., том III, стр. 140, в житии, Макария Калязинского, рук М. Д. А. 632, л, 138 Григория Вологодского. Слав. Русск. Прол. изд. Пономарева, стр. 28. 221 Житие Авраамия Смоленского. Правосл. Соб., стр. 141. Так же житие Евфимия Суздальского по рук. Московск. Дух. Ак. 490, л. 250. 225 Житие Макария Калязинского по рук. Моск. Дух. Акад. 340, л. 20. В житии Кирилла Белозерского: „устрабившу же отроку и божественному писанию извыкшу и прочее растящу ему во всяком благоговейистве и чистоте и просвещенном разуме. И сего ради от всех любим бывает и почитаем Рук. Моск. Дух. Акад. 208, л. 381. 226 Житие преп. отца нашего Феодосия, игумена Печерского, но харатейному списку Моск. Усп. Собора. Чтения в Общ. Люб. Истор. и Древн. Российск. 1879 г. Январь – Март. Книга первая, стр. 33. 229 Александр Свирский молится о даровании ему разума книжного: „да просветит (Господь) мне ум и очи сердечнии светом Божества своего, да подаст ми разумети учение Божественного писания, еже учитель ми написоваше. Житие по рук. Моск. Дух. Акад. 632, л. 4 и об. 232 Житие изд. Общ. Люб. Древн. Письмен. 1877–8. СПБ., стр. 18 л. 31–2, Листы здесь перепутаны, л. 18 должен бы быть помещенным после 28-го. 233 «Родители же его, видящее его почитающа книги и сим внимающа, на игры же и на пустошные беседы никакоже уклоняшеся, и начаша увещати его словесы ко совокуплению брака» Рук. М.Д.А. л. 138 248 Киево-Печерский Патерик. Изд. Яковлева в Памятн. Русск. Лит. XII и XIII вв. 1872 г., стр. CXXIII. 264 Житие, изд. Св. Синодом, СПБ. 1818. Это же житие мы читали и по рук. Моск. Дух. Ак. 632, но там в соответствующем месте на л. 311 об. фразы „или книги прочитаща“ нет. 291 «И паки на многа дни совокупльшеся ко оному иерею ради поучения мног народ». Там же, стр. 53. 297 Сведения об учительной деятельности древнерусских подвижников и монастырей собраны в книге проф. С. И. Смирнова «Как служили миру подвижники древней Руси». Св. -Тр. Сергиева Лавра. 1903. Мы указываем преимущественно те черты и факты, которые в названной книге или совсем не указаны или же представлены менее документально.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Митрофан (Невский Матвей Павлович), еп. Смоленский и Дорогобужский Сын священника Орловской епархии. Среднее образование получил в Воронежской духовной семинарии. В 1861 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и 19 сент. назначен преподавателем учительской Воронежской духовной семинарии. 24 февр. 1863 года возведен в сан иерея. 16 окт. 1665 года – законоучитель Воронежской гимназии. II дек.1868 года – ректор Курской духовной семинарии. 19 янв.1869 года возведен в сан протоиерея. 7 янв.1888 года пострижен в монашество, а 8 янв. возведен в сан архимандрита. 14 февр.1888 года хиротонисан во епископа Ладожского, вик. С.-Петербургской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге. С 12 июля 1890 года – епископ Пензенский и Саранский. С 13 нояб.1893 года – епископ Астраханский и Енотаевский. С 10 авг.1896 года – епископ Орловский и Севский. С 2 янв. 1899 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. Скончался 23 мая 1899 года. Труды: Речь при наречении его во епископа Ладожского. «Приб. к «ЦВ» 1888, 8, стр.197. «Поучение во вторую неделю Святыя Четыредесятницы«· «Приб. к «ЦВ» 1890, II, стр.357. «Речь после молебна пред возобновлением духовно-нравственных бесед в церковно-приходском доме в Галерной Гавани». «Приб. к «ЦВ» 1888, 42, стр.1172. Литература: «Церк. Вед.» 1888, 4, стр.23. -»- 1890, 31, стр.351. -«- 1893, 47, стр.353. -»- 1896, 33, стр.319. -«- 1899, 3, стр.17. «Приб. к «ЦВ» 1888 , 8, стр.197. -»- 1891, 41, стр.1433. -«- 1899, 24, стр.907–908 (957–958). «Русск. Паломн” 1886, 9, стр.10. «Прав. Собес.» 1897, октяб., стр.560. -»- 1908, май, стр.613. «Труды К.Д.А.» 1888, сент.-дек., стр.8, 86–90, «Церк. Вестн.» 1895, I, стр.23. -«- 1891, 27, стр.427. -»- 1891, 38, стр.604. Булгаков, стр.1395, 1408, 1413. БЭС т.1, стб.258–259. БЭС m.II, стб.1708, 1709, 1790–1791, 2081–2082. БЭЛ m.II, стб.10. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1899 год», стр.68–69. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 506, стр.76. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евсевий (Гроздов) Евсевий (Гроздов Евстафий), архп. Нарвский и Изборский. Родился 17 марта 1866 года. В 1890 году окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 6 авг. 1890 года рукоположен во священника к Виленскому кафедральному собору и назначен законоучителем образцовой при духовной семинарии школы. 1895 г. – сверхштатный член Литовской духовной консистории. 1899 г. – инспектор Литовской духовной семинарии. 6 апр. 1902 г. пострижен в монашество. В 1903 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Ярославской духовной семинарии. 28 мая 1906 года хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии. С 27 февраля 1909 года – епископ Рыбинский, вик. Ярославской епархии. С 18 марта 1910 года – епископ Тобольский и Сибирский. Участвовал в прославлении св. Иоанна митрополита Тобольского. С 17 апр. 1912 года – епископ Псковский и Порховский. 12/25 апр. 1918 года возведён в сан архиепископа. Упоминается, как проживавший в Гугенбурге и Таллине до 1928 года. По прибытии в Эстонию возглавлял автономную Нарвскую русскую епархию в Эстонии с 1924 года. Скончался после 1930 года, по другим сведениям скончался в 1929 году. Погребён в Нарве. Жил около 70 лет. Литература «Церк. Вед.» 1899, 47, стр. 349. 1906, 21, стр. 303. 1909, 11, стр. 78. 1910, 14, стр. 77. 1912, 17, стр. 101. 1918, 17–18, стр. 104 «Русск. Паломн.» 1916, 31, стр. 441. 1916, 37, стр. 515 «Прав. Собес.» 1913, февр., стр. 105–106. 1914, июль-август. Алфавитно-предметный указатель, стр. 22 «Изв. Каз. Еп.» 1912, 17, стр. 558. 1914, 46, стр. 1464 «Мисс. Календарь» 1907, стр. 132 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 238–239 Булгаков стр. 1415, 1418 т. II, стр. 1936, 2168 ФИС III W. Kahle Die Orthodoxie im baltischen Raum, Ein Oberblick, in: KiO 21/22 (1978/1979) 92 Irénikon 14 (1936) 438 Nach M. Poskij Materialy po istorii Russkoj Zarubenoj Cerkvi, ist er am 12.08.1929 gestorben Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанникий (Ефремов) Иоанникий (Ефремов Иоанн), еп. Белгородский, вик. Курской епархии. Родился 17 июля 1863 года в семье священника Киевской епархии. В 1885 году окончил Киевскую духовную семинарию и определён законоучителем и воспитателем приёмного воспитанника княгини Александра Петровны в Киеве. В 1886 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1891 году со степенью кандидата богословия. В 1886 году 22 июня пострижен в монашество. 30 июня 1886 года рукоположен в иеромонаха, а 12 сентября 1886 года назначен преподавателем Киевской духовной семинарии, 1893 г. – инспектор Тифлисской семинарии и затем ректор Киевской Семинарии в сане архимандрита. 1899 год – ректор Тверской семинарии. С 17 ноября 1900 г. – настоятель церкви при русской дипломатической миссии в Афинах. 3 июля 1905 года хиротонисан в г. Курске в Знаменском соборе во епископа Белгородского, вик. Курской епархии. Много трудился в деле прославления свят. Иоасафа Белгородского чудотворца. 15 ноября 1913 года уволен на покой, согласно прошению, в связи с болезнью (острой формой неврастении). Скончался в начале 1914 года на покое в Молченском монастыре в г. Путивле. Есть сведения, что кончил жизнь самоубийством. Профессор Харьковского университета по кафедре душевных болезней Анфимов, лечивший епископа Иоанникия, полагает, что он погиб в припадке бурной предсердечиой тоски, свойственной меланхолии. Труды Поучения и речи, два выпуска Белгород 1911 Литература «Церк. Вед.» 1900, 48, стр. 368. 1905, 10, стр. 69. 1913, 48, стр. 527 «Приб. к „ЦВ“» 1905, 10, стр. 435–436. 1905, 31, стр. 1285–1290. 1913, 11, стр. 507 «Русск. Паломн.» 1905, 18, стр. 277. 1911, 46, стр. 636, 733 «Мисс. Календ.» 1907 стр. 134 «Прав. Собес.» 1905 март, стр. 512б «Русск. Инок» 1911 июль, стр. 76, вып. 14. 1911 октяб., стр. 54, вып. 44 «Изв. Каз. Еп.» 1914 5, стр. 155. 1914 6, стр. 178 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на 1906 г., стр. 130. 1908 г., стр. 144–145. 1910 г., стр. 122–123 Булгаков стр. 1404 Заметки и дополнения Е.М. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Зосима (Сидоровский) Зосима (Сидоровский Александр Александрович), б. архп. Енисейский. Родился в 1876 году в Архангельской губернии. В 1898 году поступил в Казанскую духовную академию. 20 ноября 1899 года пострижен в монашество. В академии рукоположен в иеромонаха. В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определён преподавателем греческого языка Житомирского духовного училища. Был членом консистории. С 1905 года – инспектор Волынской духовной семинарии. С 19O8 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Князе-Владимирского монастыря. В 1913 году – ректор Иркутской духовной семинарии. 10 авг. 1914 года хиротонисан во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. С 7 дек. 1918 года – правящий Иркутской епархией. С сентября 1922 года по апрель 1923 года – архиепископ Енисейский и Красноярский. С 11 по 24 сент. 1923 года состоялась сессия Св. Синода под председательством Св. Патриарха Тихона, на которой было заслушано заявление архп. Зосимы о добровольном снятии им сана и монашества ввиду вступления его в брак. Докладчиком на сессии был Иларион (Троицкий) , архп. Верейский. Св. Синод в числе двадцати одного святителя присутствующих архиереев (среди них были: Тихон, митр. Уральский; Борис архп. Рязанский; Мануил, еп. Лужский и др.) единогласно постановил снять с архиепископа Зосимы архиерейский сан и монашество и оставить его в мирском звании. Вскоре после этого печального события он уклонился в обновленческий раскол и там, в 1925 году, был восстановлен в епископском сане и назначен на Архангельскую кафедру, откуда верующими был изгнан с позором. Скончался неизвестно в каком году. Труды «Мнения по миссионерскому инородческому вопросу выдающихся духовных писателей XIX столетия» «Изв. Каз. Епарх.» 1903, 3, стр. 20 Речь при наречении его во епископа Киренского в Иркутском Богоявленском кафедральном соборе 9 августа 1914 года «Приб. к „ЦВ“» 1914, 36, стр. 1589 Литература «Церк. Вед.» 1913, 5, стр. 22. 1913, 20, стр. 295. 1914, 29, стр. 340 «Приб. к „ЦВ“» 1914, 29, стр. 1308 «Русс. Палом.» 1914, 42, стр. 679 «Прав. Собес.» 1900, апрель, стр. 477. 1902, апрель, стр. 610. 1902, декабрь, стр. 889. 1910, декабрь, стр. 786 «Вестн. Св. Син. и Пр.Р.Ц.» 1926, 12–13, стр. 14 «Изв. Каз. Епарх.» 1914, 30, стр. 913 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 160–161 Прот. зас. сов. Каз. Д.А. за 1902 г. стр. 81, 83, 105 дело 31 2, стр. 9 стр. 58 Кат-АМ Кат-ЯВ 114, стр. 56 Кат-ЕС 3, стр. 21, 8 M. Pol’skij Novye mueniki I, 182 A. Levitin – V. Šavrov Oerki po istorii I, 266, 296 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Ну, теперь достаточно», произнес владыка свои последние слова, благословил этого иеромонаха и перенес свой взор с образа Спасителя на свой крест, полученный им при пострижении. На этом кресте и замер взор святителя навеки... С вечера 31 августа до самого времени кончины лишь средства медицины поддерживали биение сердца больного, но сам он уже как бы покинул мир. Наступило 2-е сентября; дыхание умирающего становилось реже, а с полудня и вовсе редко. Смерть очевидно уже была близко. 3 часа 45 минут. Вдруг со стороны города послышались удары больших колоколов городских церквей; это зазвонили, не расслышав в телефон слов о состоянии больного, который еще дышал, и, подумав, что он не «кончается», а уже «скончался». 4 часа 30 минут. – Дыхание владыки стало уже едва заметным. Все и неотступно бывшие при нем все последнее время и случайные посетители из города в благоговении опустились на колена и в таком положении и проводили своего незабвенного архипастыря в места вечной жизни. Архимандрит Андрей. Труды: Переведены и изданы на алтайском языке: Воскресные литургийные Евангельские чтения. Чин св. крещения. Чин венчания. Чин погребения. Евангелие от Матфея. Евангелие от Луки. Всенощное бдение. Последование Светлой Седмицы. Избранные Жития Святых. Два выпуска. Различные поучительные статьи в прозе. Различные поучительные статьи в стихах. Алтайско-русский словарь. Русско-алтайский словарь. Грамматика. Книга для чтения. Историко-статистическое описание Орловской епархии (в котором принимал участие). «Прав. Собес.” 1898, декабрь, стр.622. Улалинская женская община новокрещенных на Алтае. «Христ. Чтение» 1863. Отчеты Алтайской Духовной Миссии. TOC o «1–5» h z за 1870 г. 1874 г. 1878 г. 1881 г. 1871 г. 1875 г. 1879 г. 1882 г. 1872 г. 1876 г. 1880 г. Миссионерская поездка Туруханского игумена Мисаила в 1788­1789 гг. «Христ. Чтение» 1864. Речь при открытии миссионерского общества. «Духовная Беседа» 1865, 50. Отчет миссионерского общества за 1867 год. Объяснительная записка, представленная Миссионерскому Обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2) О таинственном причащении тела и крови также ясно говорил Христос Спаситель: Хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Ин.6:51 ); а на тайной вечери Он причастил телом и кровью св. апостолов. Молокане, подставляя слова, что «плоть не пользует ни мало» ( Ин.6:63 ), толкуют, что плоть есть учение Христово, а причащение есть вера в Его учение. Причащение же на тайной вечери имело только символический смысл единения апостолов с Христом посредством учения. 3) Спаситель предоставил право апостолам отпускать грехи ( Ин.20:22–23 ). На этом праве основывается таинство покаяния. Молокане, без всяких объяснений, учат, что покаяние есть отвержение греха. Как может, рассуждают они, человек разрешать грехи, когда он сам грешит, быть может, ещё более?.. 4) Помазание миром и елеем, по учению молокан, суть символы духовного помазания. При елеопомазании, толкуют они, болящего спасает не помазание, но молитва веры. Но молитва и вера нужны при каждом таинстве; между тем апостол заповедал ещё помазание елеем ( Иак.5 ). 5) Брак, говорят молокане, не есть церковное таинство, а таинством апостол назвал таинственный союз Христа с церковью; между тем как выражение «тайна сия» относится к соединению мужа и жены ( Еф.5:31–32 ). О поклонении иконам, о посте и прочем молокане не различествуют с духоборцами. В изложенном учении молокан видны протестантские, рационалистические мысли. А приёмы доказывать эти мысли совершенно произвольны. Богослужение духоборцев и молокан Ливанов, т. I, ст. XVI и XXIII; т. II, ст. VII, XI, XIV и XXVI. Прав. Собес. 1858 г. Характер богослужения у духоборцев и молокан, в общем, одинаков; отличается же он некоторыми частностями, соответствующими духу учения той и другой секты. Проповедуя служение Богу духом, сектанты не должны бы собственно иметь никакого богослужебного чина. Но на самом деле для человека невозможно довольствоваться одним духовным служением Богу, умной молитвой, созерцанием; духовное должно проявляться вовне и выражаться в каких-нибудь внешних действиях. С другой стороны, невозможно эти внешние действия оставить на произвол каждого; нужен какой-нибудь общепринятый порядок богослужения; нельзя обойтись при этом, и без установленных обрядов, хотя бы то самых упрощённых. Действительно, духовность богослужебного культа духоборцев и молокан в том и заключается, что они стремятся уничтожить символическую обрядность православной церкви: каждение, свечи, лампады, самое построение отдельных храмов с их отличительными признаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010