126 Штраус (в Glanbenslehre.B.I. 625. 626) старается доказать, что выражение в книге Макковейской от несущих тождественно с платоническим μ ντα 128 Уже в позднейших по времени священных книгах встречаются особые слова для обозначения мира или вселенной: (Пс. XLXXII: 3) и ( Ек. 3:11 ). В книге Премудрости употребляется уже греческое χσμος (14:6). Слова с общим значением мира, вселенной и у других народов естественно являлись позднее. Еврейские слова и собственно означает понятие времени или продолжение бытия ( – от скрывать – значит tempus occultum, cujus terminus incertus est. Gesen. Thesaur. Ling. Hebr. t II. p. 1035) и употребляются о мире метонимически (Stock. Clav. Ling. Sanctae). На греческом языке в Новом Завете они заменяются выражением ο ινeς – века (Εвρ. 1:2; 11:3). Писатель книги Премудрости вместе с греческим χσμος употребляет также в духе еврейского языка слово ιν в смысле мира или вселенной (13:9). Еврейское очевидно одного корня с финикийским σλωμος, что значит и время, и пространство, жизнь материи в ее действительности, обусловленную протяжением и изменениями. См. т. 2 стр. 291 131 Не можем при этом, следуя Эвальду (В. II. s. 175), не сопоставить песни Вед, обращенные к небу, с библейским воззрением на небо. Какая поразительная разность! 141 Слова Псалмопевца: Ты творишь ангелами своими духов (ветры), служителями своими огонь пылающий (103:4) свидетельствую только о том, что на ряду с ангелами и в отличие от них Библия допускает и олицетворение сил природы, как орудий божественного всемогущества. 146 Над головами их свод из кристалла, а над ним уже престол (Божий) из сапфира и на нем подобие человека, окруженного сиянием (1: 22,23,26–28). 147 Shults. Alttest. Theolog. B.I. s. 342–344. Некоторые остроумно предполагают даже, что херувимы первоначально были олицетворением облака: облако покрывало скинию; в облаке явился Иегова на Синае; в облаке представляется Он нисходящим на землю. В последствие же они стали значить вообще покров славы Божией и орудие ее обнаружений. Вот почему они носят на себе Иегову. Предполагается при этом, что во времена пророка Иезекииля понятие о херувимах сложилось и ими стали обозначаться и идеальные типы природы. Ibid.s.341.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

89. Прп. Иоанн Дамаскин. О драконах и привидениях//Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. – М., 1997, с. 224. 90. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. – М., 1993, кн. 1, с. 318. 91. Ильинская А. Матушки земли Российской. – М., 1994, с. 188. 92. Там же, с. 126. 93. Единственный древнехристианский автор, признающий реальность магии, – это Ориген (о его отношении к магии см. главу “Магия и экзорцизмы” в книге: M. Fedou. Christianisme ет religion paiennes dans le Contre Celse d " Origene. – Paris,1988). Но и он настаивает: “Мы утверждаем со всею силою и опытно знаем, что те, кто, следуя высшему учению, служат Богу Всяческих чрез Иисуса, и живут по Его Евангелию, постоянно исполняя предписанные молитвы, не обольщаемы ни демонами, ни магией, как нам и говорит Писание: “Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их” (Пс. 33, 8) от всякого зла” (Против Цельса VI, 41). 94. Свт. Иоанн Златоуст. 12-я Беседа на Послание к Ефесянам, 3 (92-94).//Творения, – СПб., 1905, т. 11, кн.1, с. 108. 95. Свт. Серапион, митр. Владимир ский. Поучение//Памятники литературы Древней Руси. XIII в. – М., 1981, с. 451. 96. Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. – СПб., Сатис, 1996, с. 98. 97. Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). – Оптина пустынь, 1994, сс. 260-261. 98. О суевериях. – М., Сретенский монастырь, 1995, сс. 37-38. 99. Сочинения преосвященного Тихон а, епископа Воронежского и Елецкаго. – М., 1837, т. 14, сс. 121-123. 100. Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. – СПб., Сатис, 1996, с. 174. 101. Татьяна Горичева. Взыскание погибших//Логос. – Брюссель-Москва. 1984. 41-44, с.78. 102. Свящ. Георгий Вахромеев. Оружие на диавола или как защититься от чародеев. М., 1998, сс. 55-56. 103. Архим. Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. – Псково-Печерский монастырь, 1993, с. 107. 104. Книга «Духовная брань». Цит. по: Православный календарь для семейного чтения 1997 г. Спб., Сатис, 1996, с. 100. На стр. 173 в этом же календаре написано: «Народное поверие, будто колдуны портят людей, т.е. поселяют дьявола в каких им угодно людей, – нелепое и совершенно неосновательное. Не следует поэтому приписывать им какой-то особенной силы и бояться их».

http://predanie.ru/book/71850-vtoroe-pri...

— Священник Илия Гумилевский. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Сергиев Посад, 1913. С. 125–126. 10 Данным выражением ( тХ must»rion mБj metal»yewj обозначается в конкретном случае скорее всего Евхаристия. По поводу неё преподобный Максим говорит: “Святым причастием пречистых и животворящих таин [показы­вает­ся] общность и тождество с Богом по сопричастности, воспринимаемые через наше подобие [Ему]; посредством причащения человек удостаивается стать из человека богом”. — Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004. С. 241. 11 Изъясняя это место Евангелия, блаженный Феофилакт говорит: «Добрых рабов Он полагает на ложе, то есть всех во всём успокаивает. Ибо как лежащий на ложе всё тело успокаивает, так и в будущее пришествие все святые будут успокоены во всех отношениях. Здесь они не находят отдохновения для тела, а там вместе с душами и тела их, духовные и божественные, наследовав нетление, будут наслаждаться совершенным покоем, и Бог будет все во всех (1 Кор 15:28). Господь “станет служить” достойным (рабам), — воздавая им равное. Как они служили Ему, так и Он послужит им, предлагая им изобильную трапезу и подавая наслаждение духовными дарованиями». — Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие. Т. II. М., 1993. С. 123–124. 12 Данным высказыванием ( „diTceiron аЩтоа преподобного Анастасия указывается на высокое и исключительное положение человека в тварном мире — представление, обычное для всей христианской письменности, см. Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912. С. 286–301. В частности, блаженный Феодорит, толкуя создание человека (Быт 1:26; 2:7; Пс 118:73), говорит: “все прочее Бог всяческих сотворил Словом, а человека создал руками. Как в рассуждении прочих тварей под велением Божиим разумеем не словесное приказание, а изволение и хотение, так и в рассуждении человека в создании тела уразумеваем не делание руками, но особенное расположение Божие к сей твари”.

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

6 Святитель Московский Филарет признает проблему о взаимном отношении правды и любви неразрешимой для естественного разума: „Что грешник подлежит правосудию Божию, то очевидно; в каком он отношении к милосердию Божию, то по разуму неопределимо; а каким образом милосердие Божие может переизбыточествовать для грешника без нарушения прав Божия правосудия, сие, без особенного откровения свыше, совершенно непостижимо» (II, 254). Некоторое разрешение ее, и притом только для сердца, дается в христианской тайне искупления, удостоверяющего нас в любви Божьей (Ibid). 8 Dr. Anton Wappler, „Lehrbuch der Katholischen Religion fur die oberen Klassen der Gymnasien», Wien 1869. Th. 3, S. 126. 13 Т. е. „показывается строгость Бога, Который не захотел простить грех без наказания». (Где возможно, и в др. местах книги, в видах ее большей общедоступности, иностранные цит. основного текста будут объясняться в примеч.). 14 Это была жизнь Богочеловека, а потому страдание Христа являлось не только достаточным, но и переизбыточествующим удовлетворением за грехи рода человеческого. 17 Kreibig. „Die Versohnungslehre auf Grund des christlichen Bewusstseins. Berlin. 1878. s. 179–180. 18 Thomasius, s. 276–277. том же см. у Philippi. Glaubenslehre». Stuttgart. 1863. §.103 и др. 21 В протестантском библейском словаре Целлера (Zeller. Worterbuch fur das christliche Volk». 1866. Artcl. Versohnung) мы читаем, что der heilige Zorn Gottes не есть etwa nur eine orientalische Redensart, sondern eine sehr eruste Realität». В качестве образчика патристического воззрения на гнев Божий приведем учение о сем св. Василия Великого . В объяснении на Пс. 29:6 , он говорит: „Неспособным доходить до точности значений, кажется тождесловием сказанное у Пророка, яко гнев в ярости Божьей; потому что гнев и ярость по их мнению одно и то же; но в сих словах весьма большое различие. Ярость (ϑυμος) означает определение наложить известное наказание на достойного; а гнев (ργη) означает уже труд и наказание, наложенное Праведным Судьей по мере неправды. Но из примера яснее будет, что разумею. Врач, приметив воспаление и опухоль в члене, признал необходимым для больного отнять сей член. Писание называет это яростью. За суждением врача о помощи больному следует уже само действие, которым приводится в исполнение, что врач присудил; приносится острое орудие, отъемлющее член, и причиняющее боль тому, у кого он отъемлется. Это называется гневом Божьим» (Тв-й, ч. 1, изд. 3-е Москва. 1891, стр. 209–210.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб.,1911, т.3. с. 284. 190 Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. – М., 1993, кн. 1, с. 318. 191 Прп. Иоанн Дамаскин. О драконах и привидениях//Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. – М., 1997, с. 224. 192 Там же, с. 126. 193 Единственный древнехристианский автор, признающий реальность магии, – это Ориген (о его отношении к магии см. главу «Магия и экзорцизмы» в книге: M. Fedou.Christianisme ет religion paiennes dans le Contre Celse d " Origene. – Paris,1988). Но и он настаивает: «Мы утверждаем со всею силою и опытно знаем, что те, кто, следуя высшему учению, служат Богу Всяческих чрез Иисуса, и живут по Его Евангелию, постоянно исполняя предписанные молитвы, не обольщаемы ни демонами, ни магией, как нам и говорит Писание: „Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их“ (Пс. 33, 8) от всякого зла» (Против Цельса VI, 41). 194 Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. Об образе и подобии Божии. М., 1855, сс. 271-274: «Священник Иосиф, обличая раскольщиков о чаровавших их, приведе сотворившееся иногда от жидов в королевстве Польском дивное волшебное дело, выписаное из книги глаголемой Зерцало Короны Польския, из артикула пятаго, яко жиды некоей от жен христианских великую цену дали, дабы продала им млека христианскаго; жена же оная возвести о сем мужу своему, и по его научению продаде им млека кравияго вместо человеческаго христианскаго. Жиды же с радостию то млеко прияше, напоиша некоего человека, и идоша с ним к висильнице, на нейже злодей повешен бысть, и совершивше там своя над млеком волшебная чарования, повелеша наятому человеку, да млеко то обволхвованное ими влиет в ухо висящему злодею, и приклонит свое ухо к уху мертваго злодея. Он же егда то сотвори, вопросиша его жидове, что слышит? Тойже отвеща: рычание скотов слышу. Жиды же опечалившеся, идоша к жене оной христианстей, и лаяша ю яко обманувшую их. Потом бысть во всем королевстве Польском велий мор на скот; имел же бы той мор быти на христиан, аще бы жена оная христианская человеческого христианского млека продала им». 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Думаю, что такая смена позиции объясняется политическим давлением извне. Уверен, что он не мог не понимать последствий признания раскола. Благодарны Богу, что ни одна Поместная Церковь не признала совершенные им на Украине раскольнические действия. И как после этого он может именоваться главой 300-миллионного православного населения планеты? Скажем прямо: сегодня его авторитет в мировом Православии существенно подорван. А ведь именно на согласии Православных Церквей зиждилась координирующая роль, которая была усвоена Константинопольскому Патриарху в последние десятилетия, в период подготовки к Всеправославному Собору. – В каком положении сегодня Украинская Православная Церковь, находящаяся под эгидой Русской Православной Церкви? Как живут епископы, священнослужители, верующие? Какое у них будущее? – На Украине сейчас – пора президентских выборов, и властям необходимо было продемонстрировать обещанное " объединение Православия " . На каноническую Церковь оказывается сильнейшее давление. При поддержке властей и полиции захватывают ее храмы. Служба безопасности возбуждает уголовные дела против ее духовенства. Приняты законы, цель которых – легализовать захваты храмов и даже лишить Украинскую Православную Церковь своего имени, заставить ее называться " Российской церковью " . Это время испытаний для Церкви, но и время ярких примеров христианского мужества. Акты вандализма против наших церквей, поджоги храмов исчисляются десятками по всей Украине. Мне показывали видеосъемку захватов храмов: как избивают и выбрасывают из церкви стариков и женщин; как бьют наших священников; как люди служат литургию на морозе, потому что их не пускают в храм, который они своими руками построили. При этом в захваченных храмах некому служить: каноническое духовенство не желает идти в новую структуру. Уже сейчас лжеепископы раскольников заявляют о том, что у них нет духовенства для новых храмов. Эти храмы будет некому содержать, потому что те, кто эти храмы захватывал, – люди нецерковные, и ни молиться, ни жертвовать не будут. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1). А наши верующие построят себе новые храмы. Потому что Церковь на Украине – это сердца верующих, а не каменные стены. Можно украсть имя у Церкви, можно украсть здания, но веру у народа нельзя уничтожить или украсть, ее нельзя искусственно " скорректировать " в зависимости от политической ситуации. Кто пытается сейчас это сделать на Украине – жалкие люди, они не представляют себе истинную силу и красоту Православной веры и Православной Церкви. Украинская Православная Церковь во главе с митрополитом Онуфрием – это единственная каноническая Церковь Украины. Она духовно крепка, и я верю, что она милостью Божией устоит в искушениях. СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/2_117696.html

Именно на монастырское начальство возложена обязанность должным образом испытать приходящего, прежде чем принять его в число послушников. Многих нестроений и соблазнов в обители можно избежать, трезво и ответственно подходя к вопросу приема в монастырь. В самом деле, лучше малое стадо, но верное. И не может быть оправданием нередко слышимое: кто же будет трудиться в монастыре, с кем возрождать обитель? “Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии”, – воспевает псалмопевец Давид (Пс. 126, 1). “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал”, – говорит Спаситель (Ин. 15, 16). Обитель составляют не случайно пришедшие или, точнее сказать, зашедшие, но те, которых Господь призвал служить на этом месте и созидать обитель Богу в своем сердце и вокруг себя. И горе званным, если они оказываются не достойными избрания (см. Мф. 22, 2-14). В этом смысле не только и не столько послушник выбирает себе обитель, сколько монастырь обретает в нем свое чадо и своего послушника. Вот почему Правила святых отец и древние уставы предписывали иноку пребывать на месте своего пострижения и не переходить в другие монастыри. Древняя монастырская традиция – вручать новоначального старцу. Прежде уставами и, позднее, даже нормативными документами предписывалось каждой обители иметь своего старца, а также и духовника. В упоминавшемся выше Соборном Определении сказано: “В каждой обители для духовного окормления насельников ее желательно иметь старца (старицу)” и дана следующая характеристика: “Старцы (старицы) суть иноки (инокини), преуспевшие в духовной жизни, знакомые со словом Божиим, отеческими творениями и правилами святых отец и способные к руководительству в духовной жизни, коим поручается назидание братии” . Ясно, что сегодня обеспечить выполнение этого требования невозможно не то что во всех современных 655-ти монастырях, но хотя бы даже в половине их числа. Потребуются десятилетия внешне нестесненного развития монастырей, чтобы в них родились духовно опытные старцы и старицы, способные к руководству в духовной жизни и наставлению монашествующих.

http://sedmitza.ru/lib/text/429574/

Именно на монастырское начальство возложена обязанность должным образом испытать приходящего, прежде чем принять его в число послушников. Многих нестроений и соблазнов в обители можно избежать, трезво и ответственно подходя к вопросу приема в монастырь. В самом деле, лучше малое стадо, но верное. И не может быть оправданием нередко слышимое: кто же будет трудиться в монастыре, с кем возрождать обитель? «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии», — воспевает псалмопевец Давид (Пс. 126:1). «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал», — говорит Спаситель (Ин. 15:16). Обитель составляют не случайно пришедшие или, точнее сказать, зашедшие, но те, которых Господь призвал служить на этом месте и созидать обитель Богу в своем сердце и вокруг себя. И горе званным, если они оказываются не достойными избрания (см. Мф. 22:2-14). В этом смысле не только и не столько послушник выбирает себе обитель, сколько монастырь обретает в нем свое чадо и своего послушника. Вот почему Правила святых отец и древние уставы предписывали иноку пребывать на месте своего пострижения и не переходить в другие монастыри. Древняя монастырская традиция — вручать новоначального старцу. Прежде уставами и, позднее, даже нормативными документами предписывалось каждой обители иметь своего старца, а также и духовника. В упоминавшемся выше Соборном Определении сказано: «В каждой обители для духовного окормления насельников ее желательно иметь старца (старицу)» и дана следующая характеристика: «Старцы (старицы) суть иноки (инокини), преуспевшие в духовной жизни, знакомые со словом Божиим, отеческими творениями и правилами святых отец и способные к руководительству в духовной жизни, коим поручается назидание братии» Ясно, что сегодня обеспечить выполнение этого требования невозможно не то, что во всех современных 655-ти монастырях, но хотя бы даже в половине их числа. Потребуются десятилетия внешне нестесненного развития монастырей, чтобы в них родились духовно опытные старцы и старицы, способные к руководству в духовной жизни и наставлению монашествующих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762766...

Отсюда вывод: «старческие» окормления женщин молодым монахам (ученым, главным образом, потому что прочим это и малоспособно) нужно оставить 39 , а общение с архиереями, чего нельзя никак избежать, поставить под строгий контроль совести и страха Божьего и крайне внимательно следить за сердцем, чтобы оно не уклонялось в вольное обращение («панибратство», см. § 6. Дерзость) с епископом, не тщеславилось близостью положения, благосклонностью архиерея, личными качествами, вызвавшими это доверие, и тому подобным. • Не дозволим себе ничего делать с тщеславными намерениями для получения суетной славы. • То, что сделано нами вначале хорошего, должны всячески стараться охранять с должным вниманием, чтобы после подкравшаяся страсть тщеславия не сделала напрасными всех трудов наших и тем не уничтожила плоды их. Для этого после каждого совершенного дела (да и в начале его) должно внутренне помолиться, а то и перекреститься, прося Бога, чтобы Он покрыл нас Своею благодатию от козней диавола. Ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати и прочее, говорит пророк Давид (Пс. 126, 1–2). • Если что не принято делать там, где мы живем, того со всем старанием должны избегать, чтобы не отдать дани демону тщеславия. Также избегать и того, что может отличать нас между другими и приобрести у людей похвалу за то, что будто мы одни это делаем 40 . Ибо этими особенными признаками докажется, что бес на нас уже сел и поехал 41 . Но если мы вовремя не предупредили пожар страсти, то достаточною водою для его потушения являются для нас: •  Слезы покаяния и страх Божий. Память смертная. Последние три одно пропущено — молчание (Мф. 6, 2: «не воструби пред собою»). Путь Божий — путь в тайне сокровенный. Тавениотские монахи (у Иоанна Лествичника) всякую свою добродетель, о которой узнавали люди, не считали добродетелью. Пропал, значит, труд, время и все остальное.) доброго устроения души предполагаются, впрочем, уже приобретенными человеком, ибо ими начинается созидание самого спасения. А если не так, то, несомненно, случится с нами то, что бывает и на истинном пожаре у беспечных жителей: «Горим, горим!» — кричат, а хвать — или воды нет, или бочки рассохлись, или рукава худые, или насос не действует…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Поэтому я преисполнен яростью Господнею, не могу держать ее в себе; изолью ее на детей на улице и на собрание юношей, — вскипает пророк (Иер 6:11). Для пророка нет места компромиссу с грехом. Пророческая ревность не дает ему покоя. Святой Иеремия уподобляется царю Давиду, воскликнувшему Богу: Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс 118:126). Земля, носящая пророка, стала невольной свидетельницей его довольно необычной молитвы. Иеремия, в исступлении своего ума движимый Духом Божиим, как характеризовал его Афинагор Афинянин, христианский апологет 37 , сказал Богу: Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое (Иер 11:20). Как мог любвеобильный Иеремия оставить свой благородный облик заступника, ожидая отныне смерти собратьев? Неужели пророк надломился? Святитель Григорий Нисский помогает правильно уразуметь мотивы блаженного печальника: “Одна цель в словах: она клонится к исправлению естества от вселившегося в нем порока Иеремия, имея ревность о благочестии, поскольку тогдашний царь до безумия предан был идолам, а с ним вместе увлеклись и подданные, не собственную какую-либо врачует беду, но вообще о людях приносит моление, желая, чтобы ударом, который наносится нечествующим, уцеломудрен был весь род человеческий” 38 . Таким образом, пророк выражает ту же самую любовь к согрешившей Иудее. Тем самым он распахнул всю глубину своей личности, непоколебимо следуя по своему “голгофскому пути” ради любимого народа. 2.3. Расплата за любовь и созерцание Образа Божия Поругания и оскорбления, совершенные иудеями над Иеремией, было единственным, чем они “отблагодарили” своего благодетеля. Но Иеремия был бесстрашен. Он смело мог высказывать слова обличения своим землякам: простому народу на улице, священникамв храме, царюв его царских чертогах. Бесстрашие Иеремии коренилось в его твердом уповании на Бога, обещавшего Свое покровительство (см. Иер 1:8). Тяжелым ударом для Иеремии оказалось предательство со стороны земляков.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010