93 Кол.3:23 . 94 Гал.3:28 . 95 Лк.12:42 . 96 Иак.5:4 . 97 2Фес.3:10 . 98 1Кор.9:7 . 99 1Кор.9:14 . 100 Лк.3:14 . 101 Мф.10:9-10 . 102 Лк.10:7 . 103 Мф.20:1–16 104 В переводе, выполненном под редакцией епископа Кассиана (Безобразова) : «Идите и вы в виноградник мой, и что будет справедливо, дам вам» ( Мф.20:4 ) 105 Мф.20:15 . В переводе под редакцией епископа Кассиана: «Разве нельзя мне, как хочу, поступить с моим имуществом?» 106 Из всей многочисленной литературы по календарному вопросу хотелось бы выделить брошюру А.Н. Зелинского Конструктивные принципы древнерусского календаря.- М. 1996., в которой показаны преимущества и совершенство церковного Юлианского календаря. 107 Дан.4:16 . 108 Ин.11:9 . 109 Деян.3:1 . 110 Быт.2:3 . По словам св. Иоанна Златоуста «Почил, значит перестал творить и производить из небытия в бытие», не оставляя промыслительной деятельности о мире и человеке 111 Исх.20:8-11 . 112 Мк.2:23, 3:2 . 113 Лк.14:5 . 114 Подробно об этом см. Болотов В.В. День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. Христианское чтение. 1893. Вып. IV (июль – август) С. 156–167. 115 Подробнее о смысле использования метоновского цикла см. указ. соч. А.Н. Зелинского. 116 Никитина С.К. История российского предпринимательства. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001 117 В Законах царя Хаммурапи, например, запрещалось взымать более 20% по денежной и 33% по натуральной ссуде. 118 Исх.22:25 . 119 Вт.23:9–20. 120 Лев.25:35–37 . 121 Ис.24:2 . 122 Под лихвой, по-видимому, разумеется превышение количество возвращенного должником, над количеством взятого в долг им, особенно при ссуде в натуральной форме. 123 Иез.18:8,17 . 124 Пс.14:1–2, 5 . 125 Иез.18:8,13,17; 22:12 . 126 Неем.5:1-6 . 127 Неем.5:7–11 . 128 Флавий Иосиф. Иудейские древности: В 2т. Т. 2. Приложение. — Мн.: Беларусь, 1994. — С. 605. 129 Иез.45:11–12 . 130 Иез.45:9 . 131 Мф.25:14–30 . 132 Лк.19:12–27 . 133 Лк.6:34–35 . 134 Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). Избранное. Образ общества.: Пер.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

И вот Святая Церковь и Христовой притчей о блудном сыне, и словами святого апостола Павла желает предостеречь нас и научить правильному пользованию удовольствиями и правильному употреблению свободы. К свободе призваны вы, братия, но да не будет у вас места своеволию и произволу. Помните, что свобода ваша не должна быть поводом к угождению себе, но любовью служите друг другу (Гал. 5: 13). Пользуюсь также настоящим нашим молитвенным собранием, для того чтобы сказать вам и прощальное слово свое. Вам, конечно, ведомо, что я отхожу от вас и со многими вижусь в последний раз. При таких обстоятельствах приходит мне на мысль трогательная первосвященническая молитва Христа Спасителя к Небесному Отцу… И вот настоящая, при отшествии моем от вас, молитва моя к Небесному Отцу та, чтобы Он соблюл вас в истинной вере и уберег от неприязни вражьей. Как нам не опасаться за малое стадо наше?! Мы сильны здесь только истиною, правою верой, но и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2: 8), об умножении которого в нас и надлежит просить Господа. Послания, слова и обращения Новогоднее слово 1 января 1918 года Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город, и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь… сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле (Быт. 11: 1, 4–5, 7–8)… Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его, напрасно рано встают и поздно просиживают (см. Пс. 126: 1–2). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочею нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (см. Откр. 3: 17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плачь Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

120 Пресвятая Дева названа начальницей или примером мысленного или умственного назидания или научения (образования). 121 Благость – синоним милости и любви Божией (см. Прем.7:26, 12:22 ), которую в изобилии Господь дает, приходя в мир через Пресвятую Деву. 122 «Обновила» – букв, «родила заново», «возродила». Под зачатыми студно, очевидно, понимаются все люди в смысле греховности всего рода человеческого. Здесь можно явственно слышать отзвук выражения из 50-го псалма: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ), на чем, в том числе, основывается церковное учение о первородном грехе. Став человеком, Господь смывает скверну греха, и это обновление, возрождение человек получает, принимая крещение в Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия (см. 1Пет.1:3, 23 ). 123 «Наказала» – одно из тех слов, значение которых по-славянски резко отлично от значения по-русски. «Наказать» – по-слав. значит «научить», «вразумить». Богородица, как Та, через Которую явился истинный Бог, тем самым вразумила окраденных умом. «Зачатые» и «окраденные» по-гречески созвучны: «сюллефтентас» и «сюлетентас». 124 Тлителем, т. е. истребителем, растлителем смыслов или, иначе говоря, всякого порядка, красоты, осмысленности называется сатана, враг Бога, желающий все разрушить, растлить. Христос, родившийся от Девы, изгоняет его из мира сего (ср. Лк.10:18 ; Ин.12:31, 16, 11 ), упраздняет (упраждняет) его власть (ср. пятый хайретизм 5го икоса). 125 Если сатана – тлитель смыслов (образ тления взят из области живой природы), то Христос – сеятель (также образ из растительного мира) чистоты, т. е. порядка и нравственной правды. «Тлителя» и «Сеятеля» по-гречески созвучны: «фтореа» и «спореа». 126 Под чертогом в Библии часто подразумевается место свадебного пира или встречи жениха и невесты ( Песн.1:3 ; Мф.9:15 ; ср. Еф.5:25–27, 32 ). Это образ Царствия Божия, где жених – Христос, а невеста – Церковь, т. е. люди, уверовавшие в пришествие Христово, в Его Новый Завет, как брак с человеком. Первой, Кто принял Христа в Его пришествии, была Его Матерь по человечеству – Дева Мария. В Ней, как в брачном чертоге, Бог соединился с человеком, и вся Церковь, как, прежде всего, Сама Богородица, стала невестой Христовой (отсюда – «уневещение»), однако произошло это не по плотским законам зачатия, а «бессеменно», чудесно.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

120. Пресвятая Дева названа начальницей или примером мысленного или умственного назидания или научения (образования). 121. Благость — синоним милости и любви Божией (см. Прем.7:26, 12:22), которую в изобилии Господь дает, приходя в мир через Пресвятую Деву. 122. «Обновила» — букв, «родила заново», «возродила». Под зачатыми студно, очевидно, понимаются все люди в смысле греховности всего рода человеческого. Здесь можно явственно слышать отзвук выражения из 50–го псалма: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7), на чем, в том числе, основывается церковное учение о первородном грехе. Став человеком, Господь смывает скверну греха, и это обновление, возрождение человек получает, принимая крещение в Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия (см. 1 Пет.1:3, 23). 123. «Наказала» — одно из тех слов, значение которых по–славянски резко отлично от значения по–русски. «Наказать» — по–слав. значит «научить», «вразумить». Богородица, как Та, через Которую явился истинный Бог, тем самым вразумила окраденных умом. «Зачатые» и «окраденные» по–гречески созвучны: «сюллефтентас» и «сюлетентас». 124. Тлителем, т. е. истребителем, растлителем смыслов или, иначе говоря, всякого порядка, красоты, осмысленности называется сатана, враг Бога, желающий все разрушить, растлить. Христос, родившийся от Девы, изгоняет его из мира сего (ср. Лк.10:18; Ин.12:31, 16, 11), упраздняет (упраждняет) его власть (ср. пятый хайретизм 5–го икоса). 125. Если сатана — тлитель смыслов (образ тления взят из области живой природы), то Христос — сеятель (также образ из растительного мира) чистоты, т. е. порядка и нравственной правды. «Тлителя» и «Сеятеля» по–гречески созвучны: «фтореа» и «спореа». 126. Под чертогом в Библии часто подразумевается место свадебного пира или встречи жениха и невесты (Песн.1:3; Мф.9:15; ср. Еф.5:25–27, 32). Это образ Царствия Божия, где жених — Христос, а невеста — Церковь, т. е. люди, уверовавшие в пришествие Христово, в Его Новый Завет, как брак с человеком. Первой, Кто принял Христа в Его пришествии, была Его Матерь по человечеству — Дева Мария. В Ней, как в брачном чертоге, Бог соединился с человеком, и вся Церковь, как, прежде всего, Сама Богородица, стала невестой Христовой (отсюда — «уневещение»), однако произошло это не по плотским законам зачатия, а «бессеменно», чудесно.

http://predanie.ru/book/216891-akafist-p...

«Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел» (Правило 38-е VI Вселенского Собора//Там же. С.98). 108 Не вполне ясно, программу какой именно обновленческой группы (см. прим. I,1) имеет в виду Новоселов; несколько таких программ приводятся в книге А. Левитина, В. Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты» (Т.2. Kusnacht, 1978. С.27–30, 34–38, 41–45). 109 «К вящей славе новой церкви» (лат.); формула «к вящей славе (Божией)» – девиз иезуитов, которым они прикрывали многие преступления, направленные к укреплению власти папы; этот же девиз занимает одно из центральных мест в кальвинизме (см.: М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма). 110 В п.10 «Положения» о созыве собора говорится: «При выборах на Собор монашествующие священнослужители пользуются правами, равными с белым духовенством, а монахи, не имеющие священного сана, наравне с мирянами» (Поместный Собор. Симбирск, 1923. С.4). 111 «Рукополагаемым в Епископа, или в степени причта, рукополагающие предварительно да влагают во уши постановления Соборов, дабы не поступали вопреки определениям Собора и не раскаявались» (Правило 25-е Карфагенского Собора//Книга правил. М., 1901. С.198). 112 «Такожде, аще кто речет, яко та же благодать Божия, яже о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам, к тому токмо, чтобы не согрешати, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искати, и от чего уклонятися, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творити: таковый да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум кичит, а любы созидает ( 1Кор.8:1 ): то весьма нечестиво было бы верити, яко к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем: тогда как и то и другое есть дар Божий, и знание, что подобает творити, и любовь к добру, которое подобает творити, дабы при созидающей любви не мог кичити разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму ( Пс.93:10 ): такожде написано и сие: любы от Бога есть ( 1Ин.4:7 )» (Правило 126-е Карфагенского Собора//Там же. С.239).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Потом стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог», и целование покойному, во время коего продолжается пение: «Христос воскресе из мертвых». По окончании целования ектения: «Помилуй нас, Боже», молитва: «Боже духов» и возглас. Диакон: « Премудрость». Певчие поют: «Христос воскресе из мертвых», трижды, и отпуст пасхальный, и после: «Во блаженном успении вечный покой» и «Вечная память». Сопровождается гроб до могилы с пением: «Христос воскресе из мертвых». У могилы лития, и, после «Вечной памяти», певчие или диаконы поют три стиха: «Земле, зинувши, приими от Тебя созданнаго»; «Яко же рекл еси. Господи, Марфе», и «Духовнии мои братии и спостници». По возвращении в церковь лития и отпуст. Богослужение при основании храма Св. Православная Церковь , зная, что «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» ( Пс.126:1 ), положила, при начати строения обыкновенного дома для жилища, воссылать прошения Господу, чтобы Он благословил благополучно совершиться строению. Она имеет особые молитвы «на основание дому» (Требн. Большой и Малый. См. далее в примеч. о Молебн. пениях). Тем более неотменно Св. Церковь назначила священнодействия при начале созидания дома Божия, где имеет воздвигнуться престол Божий. По заложении основания для храма, совершается «Чин на основание храма» (Большой Требн., «Чин, бываемый на основание храма» и Дополнит. Требн., изд. в Киеве, 1863 г., л. 1), что именуется обыкновенно закладкой церкви. При этом бывает и водружение креста (Больш. Требн., оглавл., см. гл. 105) – ò σταυροπγιον ставропигия. Основание же церкви приготовляется таким образом: «аще каменная созидатися имать церковь , выкапываются рвы на том месте, идеже основание имать быти, уготовляются же камни и мел, и на едином четыреугольном камне изображается или изсекается крест, под крестом же (аще епископ, или его наместник изволит) изготовляется место для вложения святых мощей и полагается надписание сицевое: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память (именуется имя праздника или святого храма) при державе Благочестивейшого, Самодержавнейшаго Великого Государя нашего Императора (имя его), при святительстве же преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя его), в лето от сотворения мира такое-то, от рождества же по плоти Бога Слова (число года, месяца и дня).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Синонимами могут служить выражения: “природа человеческая”, иногда “греховная природа”, или “греховное естество”» (77: 249). 121 Для сведения: слово «страсть» в различных производных формах встречается в Синодальном издании канонической части Библии 17 раз: Ис. 13: 7 ; Иер. 2: 24 ; Иез. 23: 5, 9, 12, 20 ; Иак. 3: 17 ; 2Петр. 2: 14 ; Рим. 1: 26; 13: 13; 7: 5 ; Гал. 5: 24 ; Кол. 3: 5 ; 1Фес. 4: 5 ; 1Тим. 3: 8; 5: 21; 6: 4 . 122 «Не удовлетворить своему удовольствию в чем бы то ни было становится для бессловесных скорбью. Все это и тому подобное через скотское рождение вошло также и в устроение человека» (133: 60). 123 «… подобие составляет задачу или цель человеческой жизни, которая может быть достигаема путем упражнения и совершенствования природных способностей человека по заповеди Спасителя: итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (протоиерей Николай Малиновский) (65: 248. Кн. 1). 124 Прп. Антоний Великий говорит: «Кто увлечен нечистыми похотями, тот пред Богом подобен скотам, лишенным всякого смысла, по слову Псалмопевца, святого пророка Давида (см. Пс. 48: 13 )» (цит. по 117: 55 со ссылкой на: Слово 6). 125 О понятии «грех» см. 51: 171–199; 33: 316–359. 126 «Человек оказался в ситуации дурного выбора: выбор зла стал для него “естественным”, тогда как по существу такой выбор является противоестественным для существа, созданного по образу Божию. В свою очередь, выбор добра перестал быть “естественным”: такой выбор (об этом выборе св. Иоанн Кронштадтский пишет: “Вера говорит мне: твоя жизнь — вера, надежда и любовь; а плоть и диавол говорят: нет, твоя жизнь — богатство мира сего”. 134: 307 — П. В. ) невозможен без особого усилия, а для его реализации требуется особая настойчивость и твердость» (7: 11). «Разум падшего человека потерял силу нравственного руководства над неразумными, страстными силами души, подчинился их беспорядочным движениям. Человек стал стремиться только к удовольствиям и избегать страданий и таким образом впал во власть плотского самолюбия, страсти плотоугодия и страсти насильничества, побуждавшей к борьбе за мирские блага, за средства услаждения и выражающейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание.

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

   Многопопечительность о делах мирских есть пагубное самообольщение. Слово Божие ходит за нами всюду и внушает одно: знай, что «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1Цар. 2:7). Боговдохновенный псалмопевец с печалью говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Куда ни посмотрите, человек при всех заботах ничего не может прибавить к своему счастью, ни одного часа к своему благоденствию вопреки судьбе, т. е. Божией воле (см. Мф. 6:27).    Божественный Учитель указывает на то, чего мы должны искать постоянно и усердно. «Ищите, — говорит Он, — прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Он хочет, чтобы мы искали и просили Его благ, хочет, чтобы мы стучались в двери Его милосердия и царствия. Если мы будем поступать так, Он нас напитает не только хлебом земным, но и небесным, напоит водой живой, облечет нас сокровищами Своей святости, Своей праведности, Своей славы.    Где и как надобно искать царствия Божия? «Царствие Божие внутри вас», — говорит Спаситель (Лк. 17:21). Здесь, внутри, в собственном сердце оно. Здесь, в сердце и совести сокрыто «сокровище, которое найдя, человек» больше ничего не желает, кроме Христа (см. Мф. 13:44). «Царство Божие, — учит св. Павел, — не пища, не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).    Будем искать духовной пищи, а Бог даст нам и телесную, облечет нас, наше тело не в серебро и драгоценные жемчуга, а в ризы оправдания и спасения. Тогда Он придет к нам. Он грядет к нам с Престола славы, чтобы обитель сотворить в нашем сердце. Он принял нашу плоть, и мы должны принять Его Пресвятую Плоть и Всесвятый Дух Его, принять и сохранить навсегда. Тогда «все приложится нам».    Готовься, духовный Израиль, встретить Господа твоего! Господь приближается... Звезда над головой! Волхвы в пути! Приготовься к воспоминанию Рождества Христова; прочти со вниманием или прослушай повествование Евангелия о Рождении Спасителя и размысли обо всех обстоятельствах преславного события. И тогда твоя душа обратится в Вифлеемскую храмину! Ожидай гостей — Приснодеву Марию и Иосифа. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4034...

104 Св. Максим, в своих замечаниях о св. Дионисие, указывает на сходство, которое находится между этим местом De divinis nominibus и тем, что говорит св. Василий Великий в Шестодневе. Migne, Patr. gr., t. V, col. 249. 106 Прокопий допускал некоторые идеи сирийской школы; он отрицает кругообразность земли и смотрит на «Дух над водами» как на естественную силу. 109 Ioannis Philoponis, De mundi creatione libri seprem, cura B. Corderii, в Gallandi Bibliotheca veterum Patrum, t. XII, 1. I, c. 1, 3, ct passim, pp. 473, 476, etc. Cp. Photius, Codex XLIII. Patr. gr., t. CIII, col. 76. 110 De mundi creatione, 1. I, c. IV. p. 477. Иоанн Филопон придает тот же смысл, как и каппадокийские отцы, первому слову книги Бытия, переведенному Аквилой – in capite. 113 Ibid., 1. III, c. XIV и сл., p. 538 и сл. Георгий Нисидийский, диакон и архивариус церкви константинопольской около 830 г., опровергал Филопона в поэме под заглавием: Шестоднев или Миротворение (Migne. Patr. gr., t. XCII, col. 1425–1578), которая, до нас дошла лишь в сокращении. Автор много пользовался Шестодневом св. Василия Великого . 114 Оно издано было в первый раз Леном Аллацием, в Лионе в 1629 г. Несомненно, оно не принадлежит Евстафию. Шестоднев Василия Великого был рано переведен на латинский язык переводчиком, который называл себя Евстафием. См. Migne, Patr. gr., t. XVIII, col. 795. 124 S. Hilaire, Tract. in Psalm. LI , n о 5, t. IX, col. 311. В толковании на 55 пс. он также говорит: «Мы знаем, что день часто означает век, так что где говорится о целом дне, там подразумевается все время жизни». 125 Шестоднев св. Амвросия содержит в себе великолепные описания, где автор обнаруживает глубокое чувство к красотам природы. Писатели, особенно, восторгаются его описанием моря. Нехаетегоп, 1. III, с. V., n о 21 и сл. Migne, Patr. lat., t. XIV, col. 164 и сл. 126 Говоря о небе и земле, он выражается: «Сит simul utrumque sit factum», 1. I, с. VI, n о 24, col. 135. В прим. 20, столб. 132, он говорит, что Бог сотворил землю, «in qua esset generationis substantia», и прибавляет, говоря о небе и земле: «In his enim quatuor illa elementa creata sunt, ех quibus generantur omnia istaquae mundi sunt. Elementa autem quator, aer, ignis, aqua et terra, quae in omnibus sibi mixta sunt».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Церковь - невеста Христа, жена Его и помощница. Соединившись с ней, Христос возрождает ее членов. Она принимает семя учения Христа для спасения других. В ее материнском чреве еще несовершенные возрастают и совершенствуются, а достигнув зрелости, они, в свою очередь, содействуют рождению и воспитанию др. детей ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 3. 8). Через крещение во Христа и причастие Духа каждый из святых рождается помазанником, а «Церковь содействует изображению в них Слова и преображению их» (Ibid. 8. 8). Церковь возвещает о домостроительстве Божием: «А я думаю, что в [словах псалма] - «И о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18. 2) - твердью названа Церковь, ибо она утверждается нетлением... Если же славу Божию проповедуют «небеса», эти высшие силы, возвещающие славу Божию, то есть благоволение [Божие] к нам, [бывшее] прежде спасительного [Христова] пришествия, то под «твердью» необходимо подразумевать Церковь, возвещающую о делах рук Его. Таким образом мы [утверждаем], что о пришествии [Христа] с небес в [человеческое] тело возвещают ангелы, а о человеческих путях Его и о всех делах говорит Церковь» ( Method. Olymp. De sanguis. 7. 9-10). Наибольшей красотой Церкви являются девственники. «Хотя много есть дщерей Церкви, но только одна - избранная и ценнейшая в очах Его больше всех; это - сонм девственниц» (Conv. decem virg. 7. 3). Впрочем, М. отдает должное и деторождению, хотя не забывает упомянуть о воздержании от удовольствий: «И в пророческом слове Церковь уподобляется цветущему и разнообразнейшему лугу, как украшенная и увенчанная не только цветами девства, но и цветами деторождения и воздержания» (Ibid. 2. 7). «Церковь (κκλησα)... называется так потому, что избегает (κκεκλικναι от κκλνω - без разночтений, рус. пер. Ловягина «вызвала на бой» от κκαλω -неверный) удовольствий (δονς)» (De creat. 8). Священное Писание и экзегеза М. цитирует ВЗ по Септуагинте почти полностью. НЗ известен ему в том же объеме, что и Евсевию Кесарийскому ( Михаил (Чуб). К вопросу об источниках богословия. 1975. С. 174-175. Примеч. 1). М. обширно использует аграфы (подробнее см.: Он же. 1954; Он же. Предание Церкви. 1975. С. 126-127). Свящ. Писание для него является сокровищницей знаний о видимом и невидимом мирах ( Method. Olymp. De resurrect. II 10). Оно направляет душу на истинном пути, помогает очиститься от страстей (Conv. decem virg. 9. 4); бесы же, стремящиеся разлучить людей с их Творцом, «завидуют тем, кто изучает смысл Писаний» (De cibis. 1. 5). Исследование Писаний, заповеданное Господом (De sanguis. 1. 2), трудно, но возможно при помощи Божией (Ibid. 1. 5). В Писании наблюдается чудесная гармония между пророками и апостолами (De lib. arbitr. 1. 5), возможность противоречий в разных книгах Библии исключается (De resurrect. II 16-17; De cibis. 8. 5).

http://pravenc.ru/text/2633849.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010