906  См. Дмитриевский. Богослужение за первые пять веков. С. 372 и его же. Богослужение в XVI b. С. 126–127. По чину литургии в рук. РНБ Соф. 858 (XVI в.) читаются девять молитв; чин причащения священнослужителей по этой рукописи приведён в: Дмитриевский. Отзыв: Орлов. С. 214–215. 914  Стихира на «Господи воззвах» вечерни под Пятидесятницу. Предыдущие «Иератиконы» добавляли: «Или, в праздник Господский и во отдание его, тропарь. От недели же Пасхи до отдания праздника, Христос воскресе... В субботу же душ [родительскую], Помяни, Владыко, и нас, яко помянух разбойника, в Царствии небеснем» (см., например, ИЕР 2000. С. 136). В тексте В упоминаются следующие случаи замены «Видехом свет истинный»: «Ианнуария 1, Образ непреложно... В Великий четверток, Вечери Твоея тайныя...». Для Великой субботы предписывается тот же тропарь, что и для «родительской субботы» (по-видимому, имеются в виду все такие субботы) в И (см., например, ИЕР 2000. С. 191). (Эти указания отличаются от соответствующих предписаний греческого Типикона: ср. Τυπικν М. Εκκλησας. Προθεωρα, 47. Σ. 40.) Наш Устав, как известно, предусматривает ту же замену «Видехом свет истинный» в пасхальный период. В Господские праздники, однако, это песнопение не заменяется, за исключением Вознесения, когда до отдания этого праздника включительно вместо «Видехом свет истинный» поётся тропарь «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш...» (см. Георгиевский. Чинопоследование литургии. С. 111). 916   Пс.56:6 . В предыдущих «Иератиконах» 2–2.Б.а-2.б была сформулирована так: «Священник же кадит трижды Святая, глаголя тихим гласом: Вознесися на небеса, Боже... (трижды)» (см., например, ИЕР 2000. С. 136, 191). В практике происходит то же, что и по русскому чину: священник кадит три раза, а стих 56 псалма произносит однажды. 917  Служебник предписывает священнику читать «тайно» Блгословенъ бгъ нашъ, уже повернувшись лицом к народу, а затем «возгласно» Всегда, нын и присн: (С 2004. С. 172). В практике первая часть фразы читается ещё до поворота к народу, как и в современном греческом чине (см. Георгиевский. Чинопоследование литургии. Там же; ИЕР 2004. С. 144, 181).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Владыко Вседержителю, — взывает она устами служителя своего, — Врачу душ и телес наших, брата нашего (такого-то) немощствующаго посети милостию Твоею, исцели его, остави (удали) от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу (горячку и лихорадку)». Он согрешил и оттого заболел? Ах, «если есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости Твоего ради человеколюбия. Ей, Господи, пощади создание Твое!..». Молитва на неспящего У вас нет спокойного сна, или вы страдаете бессонницею. Не думайте, чтоб и в этом по-видимому до Церкви не касающемся положении, Церковь оставила вас без призрения; нет, она готова, так сказать, просидеть у изголовья вашего подобно тому, как обыкновенные матери сидят у колыбели немощных детей своих; она знает, что истинно полезный сон есть один из лучших даров Божиих и что Бог дает оный только возлюбленным Своим (см.: Пс.126:2 ); что, напротив, сон беспокойный или совершенная бессонница есть мучительное состояние для человека. Потому-то она, кроме многих других молитв, ежедневно совершаемых (повечерия, на сон грядущим), положила еще особую молитву на неспящего. В сей умилительной молитве она призывает всех святых к ходатайству; указует на целый лик самых святых великих угодников Божиих; воспоминает древние чудеса в рассуждении сна, совершившиеся над Авимелехом, над святыми семью отроками; и, подкрепляемая столь великими опорами, сама вопиет к Господу, чтоб Он даровал страждущему бессоницею «сон успокоительный, сон здравый и спасительный, сон животворный, укрепляющий душу и тело». Молитва на студные помыслы Праведник (см.: Мф.14:10 ). Вспомните безрассудную клятву Саула, едва не погубившую все войско израильское и наилучшего из сыновей его, Ионафана (см.:1 Цар. гл. 19–31). Вспомните еще об этих четыредесяти с лишком безумцах, которые клятвою прокляли себя ни пить, ни есть, пока не убиют святого апостола Павла (см.: Деян.23:12-13 ). И мало ли бывает подобных случаев? Даже: есть ли хотя один человек, который бы если не многократно, то по крайней мере однажды в жизни, в минуты исступления, не связывал себя безрассудными клятвами, не налагал на себя нелепых запрещений? Один клянется тогда, как голоден, другой тогда, как пресыщен; один произносит неудобоисполнимый обет потому, что находится в несчастии; другой потому, что неожиданно получил какой-либо успех и от радости возблажило сердце его.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ob-otn...

Акиндин, полемизируя с Варлаамом, называл божественный свет нетварным, а полемизируя с Паламой, — тварным. При этом он пояснял, что таинственным и нетварным был только Фаворский свет, виденный тремя апостолами, а всякий иной свет — пусть и являющийся созерцателям — отличен от него и есть тварный. См.: Επστολ προς Αθανσιον Κυζκου, 8, Π. Χρστου, σ. 418–419 ( прим. изд.). 106 См.: Συνοδικς Τμος A, PG 151, 691D–692A. 107 Там же, PG 151, 692А. 108 Там же, PG 151, 691D. 109 Там же, 3, PG 151, 680В. 110 Там же, 51, PG 151, 691С. 111 Там же, 52, PG 151, 691D–692A. 112 1 Тим. 3:15. 113 Мф. 16:18. 114 Варух. 4:2. 115 Мал. 4:2. 116 Мф. 13:9, 43; Мк. 4:9, 23. 117 2 Ин. 10:11. 118 Еф. 5:11. 119 Рим. 3:23. 120 Откр. 3:15–16. 121 Иак. 4:7. 122 Цитата не идентифицируется. 123 Цитата не идентифицируется. 124 Числ. 1:3; 3:15; 4:23, 27, 29, 32; Сирах. 7:24. 125 Имеется в виду трактат «О божественном соединении и разделении». 126 О понимании термина «разделение» применительно к Богу см. прим. 1 к вышеуказанному трактату. 127 Ин. 10:30. 128 Ин. 14: 28. 129 Евр. 10: 29. 130 Ис. 10:1–3. 131 с. 93:1. 132 Григорий Богослов, Письмо 101, PG 37,181 AB. 133 Ср.: Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени 134 Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 135 Мф. 25: 31. 136 Палама говорит здесь о третьей «Триаде в защиту священнобезмолвствующих». 137 Иер. 23:18. В славянской Библии «ν ποστματι» переводится как «в совете», следуя Вульгате, где эти слова переведены как «in consilio», но словарь Lampe дает следующее значение: «πστημα=πστασις in sense of substance», что более соответствует настоящему контексту. 138 Григорий Богослов, Слово 28,19, PG 36, 52В. 139 Ис. 28:15. 140 Пс. 139:3 141 Дан. 13:42. 142 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5,1, с. 402. 143 Мф. 13:43. 144 Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа). 145

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1133. Гал. 4. 6. 1134. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1135.  …Господу действовать (Пс. 118. 126). 1136.  …терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21. 19). 1137. Patrolog. Tom XI, pag. 1039. 1138. Pag. 1018. 1139. Pag. 1019. 1140.  …диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5. 8). 1141. Алфавитный патерик. 1142. Patrolog. pag. 1028. 1143. Алфавитный патерик. 1144. Алфавитный патерик. 1145. Patgolog. Pag. 786 и 909. 1146.  …время всякой вещи под небом (Еккл. 3. 1). 1147. Алфавитный патерик. 1148. Слово 2. 1149. Слово 2. 1150. Слово 2. 1151.  …еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них (Пс. 77. 30, 31). Слово 5. 1152. Слово 5. 1153.  А молясь, не говорите лишнего, как язычники (Мф. 6. 7). 1154.  …этого ищут язычники… не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6. 25, 26, 32). 1155.  Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 33). Слово 5. 1156. Слово 5. 1157. Слово 5. 1158. Умом, безвидно. 1159.  Поучением, или понятию Божиею, называют святые аскетические писатели какую-либо краткую молитву, или краткую мысль, в которой духовные подвижники стараются постоянно содержать свой ум. См. «Слово о пучении, или памяти Божией», «Аскетические опыты», т. 2. 1160.  Парением называют святые аскетические писатели рассеянность ума. 1161. Слово 8. 1162. Слово 8. 1163. Слово 8. 1164. Слово 8. 1165. Слово 8. 1166. Прилоги врага состоят из помыслов, мечтаний и ощущений греховных. 1167. Слово 8. 1168. Лк. 17. 21. 1169. Лк. 9. 34. Слово 8. 1170. Слово 8. 1171. Слово 8. 1172. 2 Кор. 3. 18. Слово 8. 1173. Святого Симеона Нового Богослова Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 1174. Ин. 11. 44. 1175. Слово 8. 1176. Слово 8. 1177. Слово 11. 1178. Слово 12. 1179. Слово 12. 1180. Слово 13. 1180а. Слово 14. 1181. «…земные члены» (Кол 3.5.) 1181а. Слово 14. 1182. Слово 13. 1182a.  …отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22. 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1. О как божественно, как отрадно, как радостно слово Твое, Христе! Ты обещался неложно с нами быть до кончины века. Мы, верные, будем торжествовать, имея Его основой (опорой) своих надежд ( Мф. 28:20 ). – О пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего. 2. Христе – пасха великая и священнейшая! Ум, слово и могущество Божественное! Удостой нас на самом деле быть общниками в безвечерний (нескончаемый) день Твоего царства. После каждой песни канона – малая ектенья. Экзапостиларий, гл. 3. Плотию уснув яко мертв Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвигл от тли, и упразднив смерть. Пасха нетления мира спасение (3-жды). – Царь и Господь! Уснув плотию, как мертвец, Ты воскрес тридневный (на третий день), воздвигши от погибели Адама и уничтожив смерть (сделав её бессильной); Ты – пасха бессмертия, спасение мира! Хвалитные псалмы «Всякое дыхание да хвалит Господа» со стихирами на хвалитех (см. л. 33). Стихиры Пасхи. Гл. 5. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. 1. Да восстанет Бог и расточатся враги Его ( Пс. 67, 2 ). – Пасха священная нам днесь показася; Пасха нова, святая: Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райские нам отверзающая; Пасха всех освящающая верных. 121 – Сегодня для нас открылась священная Пасха. 122 Пасха новая (в сравнении с ветхозаветной), святая; Пасха таинственная; 123 Пасха всепочитаемая; 124 Пасха – Христос Избавитель; 125 Пасха непорочная; 126 Пасха великая 127 Пасха для верующих (в Господа); Пасха, отверзающая нам двери рая; Пасха, освящающая всех верующих (в таинстве Причащения). Яко исчезает дым, да исчезнут. 2. Как рассеивается дым, Ты рассей их ( Пс. 67:3 ). – Приидите, от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 11. Кн. 1. 117 Святитель Иоанн Златоуст. Слово 23, О милостыни и страннолюбии, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 12. Кн. 2. 118 Святитель Василий Великий. Беседа 7, К обогащающимся, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1945. С. 108. 119 Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные слова 2.4, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 2. Кн. 1. 120 Святитель Григорий Богослов. О смиренномудрии, целомудрии и воздержании, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 5. 121 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.9 122 Там же 1.3.5, 1.3.18. 123 Там же 1.3.17–18. 124 Там же 1.3.34, 42. 125 Григорий Палама. Слово на житие прп. Петра Афонского 18. 126 Святитель Григорий Палама. О Божественных энергиях и их причаствуемости 37, 39:. 127 Святитель Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре: 344–345. 128 Святитель Григорий Палама. О Божественной и обоживающей причаствуемости 151. 129 Преподобный Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божиего 49, цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I–LV. Перевод и комментарии С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. М., 1994. С. 253. 130 См.: Мф.17:2 ; Мк.9:2 . 131 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.10. 132 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.33. 133 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. М., 2003. С. 63. 134 Святитель Григорий Палама. Триады 1.1.23, цит. по изд.: Там же, с. 37–38. 135 То есть Иисуса Христа. 136 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Там же, с. 63–64. 137 Пс.89:17 . 138 Святитель Григорий Палама.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Человек нередко в гордости своей, подобно царю вавилонскому, помышляет: Несть ли сей Вавилон великий, егоже аз соградих в дом царства в державе крепости моея в честь славы моея ? ( Дан.4:27 ). Но Церковь лучше других ведает, что сами собою мы ничего не можем соградить , построить, и что, если не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии ( Пс.126:1 ). Посему она обращается с пламенными молениями к Зиждителю всяческих о помощи хотящим созидать оный дом. Она заповедует служителям своим идти на место основания дома с освященною водою или освятить ее на самом месте основания. Гласом Царя-пророка она каждого из присутствующих приглашает взывать ко Господу: Боже, в помощь мою вонми! Господи, помощи ми потщися!.. Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни ( Пс.69:2, 6 ). Она, в некотором отношении, сравнивает построение дома с сотворением мира и умоляет Господа, чтобы Он как при созидании неба и земли явил неизреченное могущество и премудрость, так и здесь показал свою благость и силу в пособие начинающегося дела. «Дело рук наших, к славе Твоей начинаемое, — говорит, — Твоим благословением спешно исправи, силою Твоею в совершение скоро приведи» (тропарь чина основания дома). «Боже Вседержителю, сотворивый небеса разумом и основавый землю на тверди ея, Создателю и Содетелю всех, призри на раба Твоего (имя строителя), изволившаго в державе крепости Твоея, воздвигнути дом в жилище себе» (молитва чина). Она хочет, чтоб имеющее воздвигнуться здание было твердо и непоколебимо, как храмина Евангельская (см.: Мф.7:24-25 ). «Утверди его, — взывает она, — на твердом камени и основай по Твоему Божественному Евангельскому гласу, егоже ни ветр, ни вода, ни ино что повредити возможет». Она повелевает, чтобы первое основание дому полагал ее священнослужитель со знамением Креста Господня и с призыванием всемощного имени Святой Живоначальной Троицы: «Основается дом сей во имя Отца и Сына, и Святаго Духа». Место, вещество, работающих — все относящееся к новосозидаемому дому заповедует она окроплять святою водою, дабы Господь все сохранил «от всякаго навета сопротивна», без вреда. Ах, братие, если у нас есть сколько-нибудь веры и духа христианского, можем ли здесь не воскликнуть с патриархом Иаковом: страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная ( Быт.28:17 ). Чин благословения нового дома

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ob-otn...

59 См., напр., рубрику перед заупокойными ектенией и молитвой в Служебнике РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 216, XV в.: аще ди же соубота мсопоуста, или соубота. з по пасц. глеть сна, въмсто вышеписаны [т. е. вместо сугубой ектении. – Диак. М. Ж.] (л. 16). 65 Исследователь пишет: «Если бы мы занимались исследованием византийской литургии св. Василия, эта проблема (типологизация на основе особенностей состава формуляра. – Диак. М. Ж.) не могла бы быть поставлена, поскольку формуляр этой литургии всегда основывается, за исключением некоторых деталей, на том, который нам известен по Евхологию Барберини. Совсем не так обстоит дело с литургией св. Иоанна Златоуста , формуляр которой, в наши дни используемый Церквами византийского обряда, вполне сложился лишь в 1-й половине XI в. На наш взгляд, именно анализ различий в формуляре согласно древнейшим рукописям – между VIII и XI вв. – и дает решение тем вопросам, которые ставит рукописная традиция литургии св. Иоанна Златоуста » (Jacob, 1970. P. 111). 67 Ср.: Jacob, 1970. P. 126: «Первая группа рукописей, которую мы проанализировали, характеризуется наличием трех молитв восточного происхождения». См. также: ibid. P. 116–121, 135. 69 Именно здесь в рукописях первой группы и расположены три молитвы ориентального происхождения. 70 По рукописи Vat. Barberini gr. 336, кон. VIII в., известна еще и дополнительная молитва, читаемая на горнем месте перед литургийными Апостолом и Евангелием (см.: Jacob, 1968 a . P. 104–106). 71 Замечу, что, помимо константинопольской и южноитальянских, другие местные традиции Жакоб специально не рассматривал; вполне вероятно, что работа с греческими рукописями других локализаций, даже сравнительно поздними, может дать новые важные результаты. 72 Датировки славянских рукописей приводятся однократно и далее в тексте статьи, как правило, не повторяются. 73 Для каждой рукописи приведена следующая информация: 1) дан ее номер по ПС и СК XI–XIII или иным сводным каталогам (ссылки на описания отдельных собраний приводятся только в тех случаях, когда в этих описаниях содержатся публикации каких-либо текстов из Служебников, или тогда, когда в сводных каталогах и инвентарях рукопись отсутствует); 2) отмечено, какие из двух формуляров полных литургий (ЛВВ и ЛИЗ) в ней содержатся (NB: информация о формуляре литургии Преждеосвященных Даров и других текстах опущена); 3) когда возможно, указаны публикации текстов формуляров ЛВВ и ЛИЗ по данной рукописи. Кроме того, прокомментированы все случаи, когда датировка рукописи уточнена в сравнении с приведенной в печатных каталогах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

141 . Беседа 9 на книгу Бытия. 142. Слово 1. Гл. 10. 143. Сто весьма душеспасительных глав Феодора, епископа Едесского. Христианское чтение. Ч. 17.С. 136. 144 . Лествица. Слово 25. 145. Сказание о подвижничестве Святых Отцов. С. 293, 6. 146 . Слово о любви. Гл. 16. 147. Беседа 15. П. 25. С. 163. 148 . Беседа на евангелиста Матфея. С. 25. 149. См. Правило исповеди. 150. Лествица. 151. Четьи-Минеи. Май. 152. Т. III. С. 188 и далее. Слова и речи. Т. 153 . Слова и речи. IV. С. 342-343. 154. См. Добротолюбие. Т. II. С. 449. 155. См. Лествица. " Историческое учение об Отцах Церкви " архиепископа Черниговского и Нежинского Филарета. Т. III. С-Пб. 1882. С. 125-126. Вторая заповедь блаженства Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Если случилось тебе согрешить мыслью, или словом, или делом, то сожалел ли ты об этом? Скорбишь ли сердцем, что нарушил волю Бога, твоего Творца, Промыслителя и Спасителя? Оплакиваешь ли свои грехи? Помни, что от греха человек терпит бедствия на земле, из-за грехов он лишается после смерти и вечного блаженства. Грешным, неверующим, непослушным Святой Матери Церкви, ворам, делателям неправды, лжецам, убийцам, бессердечным, жестоким, немилостивым Господь на Страшном Суде в гневе скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Пока Господь не призвал тебя на Суд, ты, согрешив, со многими слезами умоляй Бога простить тебе грехи твои. Сожалей о своих нарушениях заповедей Божиих, скорби, стенай, сокрушайся, плачь. Знай, что сожаление о грехах, покаянные слезы угодны Господу, Который дарует тебе за них прощение и спасение. Все святые глубоко скорбели, когда совершали какие-то прегрешения. Святой Царь и пророк Давид часто и сильно сокрушался о своих грехах: Утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою (Пс. 6, 7). Святой апостол Петр, как говорит о нем церковное предание, каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвержение от Христа, вставал с ложа и повергался на землю в горьком плаче. Так поступал он в продолжение всей своей жизни!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

120 Ин. 10, 1. 121 Игра слов:  — аскет, подвижник; — тот, у кого нет крова. 122 Обычно «Великой Панагией»  называются храмы и обители, посвященные Успению Пресвятой Богородицы, « Малая Панагия» (или «Панагица», «Панагуда» (на севере Греции) — уменьшительно-ласкательная форма от слова «Панагия») — храмы и обители, посвя­щенные Ее Рождеству. 123 Ис. 40, 1. 124 Один человек слышал от Старца, что он видел там Свет. 125 Произнесено 21 февраля 1985 года. 126 Старец сказал так, вероятно, потому, что иногда выбрасывал на это место очистки от фруктов. 127 Отсылаем читателя к посланию Старца, вышедшему в «самиз­дате», а также к листовке, содержащей отрывки магнитофонной за­писи беседы со Старцем на данную тему (Издание Воскресенской кельи. Капсала, 1995). 128 Мф. 24, 24. 129 См.: Апок. 13, 18. 130 Лк. 20, 25. 131 См.: Иер. 15, 19. 132 В святогорских монастырях новоначальные послушники но­сят одну скуфью (без подрясника). 133 1 Кор. 11, 14. 134 У Старца игра слов: — отвлеченные, рассеянные, невни­мательные). 135 Вывод устья толстой кишки на отверстие на животе. 136 Пс. 89, 10. 137 В свободном переводе на русский язык. 138 Кирилл Скифополит.  Житие Евфимия Великого. 139 Достойно замечания то, что и похлопывание по спине, и эти слова были обычными для Старца, но свидетель этого не знал. 140 Смотри выше — стр. 359-360. 141 Ср.: 1 Кор. 2, 14. 142 Вообще о своих родных Старец не молился. Только узнавая о кончине кого-то из них, он один раз читал «Непорочны…»,  совер­шал об их упокоении одни четки и из заздравного помянника пере­писывал их имена в заупокойный. 143 Преподобный Феогност.  О деятельной и созерцательной жиз­ни. Добротолюбие. Т. III. 144 Творения преподобного Петра Дамаскина. 145 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица в русском переводе. 146 Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. 147 Святой Исаак Сирин.  Слово 20. 148 «Иное есть смирение кающихся, исполненное сетования, иное зазрение совести еще согрешающих и иное — блаженное и богатое смирение, которое особенным Божиим действием вселяется в со­вершенных». Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайс­кой горы, Лествица, в русском переводе.

http://pravmir.ru/249925/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010