V. Конец Оный есть: 1) живой веры, ничего, как только одного Бога за велико почитающей, и не только всю мира славу, но и самую жизнь из любви Божией за ничто вменяющей примеры, и как бы живое понятие нам представить. – 2) Ясными примерами доказать благость и промысл Божий особливо о благочестивых и тогда, когда они различными искушаются бедствиями. – 3) Показать частью историю, частью пророчество о царствах, как своего времени, между коими было Иудейское, так и в будущие времена имеющих возникнуть, и в них назнаменовать состояние Царства Христова и антихристова. – 4) Народов привести в познание Бога и Мессии. – 5) Церковь уведомить о времени пришествия Христова, и о бедностях, обещанное Царство Христово предварить имущих, и оную в вере живой утвердить. – 6) Изъявить как тесноты и бедности, коими Церковь имеет быть угнетаема, так и избавление, оной от Бога быть имеющее, и притом показать, что Церковь Божия хотя утесняется, но не утеснится и не истребится в конец, но печаль ее от Бога на радость и претерпение в славу обратится. VI. Пророчества о Иисусе Христе Дан.2:44; 7:13,14,27; 9:4 –27. VII. Разделение На две части сие пророчество разделяется. В первой части содержится история Даниила и сверстников его, при трех царях, Навуходоносоре, Валтасаре и Дарии, – гл. 1 до гл. 7 ( Дан.1–6 ), где: 1) Даниил и сверстники его, отведенные в Вавилон, воспитываются, обучаются и представляются царю. Дан.1 . 2) История тех же при Навуходоносоре последнем, – гл. 2 до гл. 5 ( Дан.2–4 ), где: а. Первый Навуходоносоров сон, которого Халдеи истолковать не могли, Даниил толкует и от царя почитается. Дан.2 . б. Ввержение в пещь огненную сверстников Данииловых за непоклонение кумиру. Дан.3 . в. Сон другой Навуходоносоров о древе великом, Даниилом истолкованный и вскоре исполнившийся. Дан.4 . 3) История Даниилова при Валтасаре, который во время пира видел руку, пишущую на стене; Даниил призванный толкует писание, почитается от царя; царь умерщвляется. Дан.5 . 4) История того же, при Дарии в ров левский вверженного и избавленного. Дан.6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тело едино, велие… глава его от злата чиста (Дан. 2:31–32). Златая глава есть царство Вавилонское. Это согласно со сказанным: Чаша златая Вавилон в руце Господни (Иер. 51:7). Перси и мышцы его сребряны  — это царство Мидян. Чрево и стегна медяна  — это царство Персидское. Голени железны  — это царство Александра. Нозе, часть убо некая железна и часть некая скудельна (Дан. 2:33), — это суть десять царей, восставших после Александра. Ты еси глава златая . Так Даниил, начиная истолкование сна, говорит Вавилонскому царю: ты еси глава златая (Дан. 2:38). Поскольку Навуходоносор думал, что ни один из самых могущественных царей не может ниспровергнуть царство Вавилонское, то пророк говорит: царство другое меншее , то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит ваше царство. Царство же третие… соодолеет всей земли (Дан. 2:39). Всей землей возобладает царство Кира, царя Персидского. И царство четвертое, еже будет крепко аки железо: якоже железо стончевает и умягчает вся (Дан. 2:40). Это — Александр, победитель всех народов. Как железо проникает во всякое тело, так он попрал и покорил всех властителей, князей и царей. И персты ножнии, часть убо некая железна, часть же некая глиняна (Дан. 2:42). Это — десять царей, восставших в царстве Греческом, из которых одни крепкие и сильные, как железо, а другие — малые и бессильные. Хотя они вступят между собой в союзы, но, поскольку не будет у них единодушия и любви, то пророк говорит о них: смешены будут в племени человечи, и не будут прилепляющеся сей к сему, якоже железо не смешается со глиною (Дан. 2:43). Возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется (Дан. 2:44). Царство это не народу Иудейскому дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков, но в действительности исполнилось это пророчество на Господе нашем. Отсечеся… камень без рук (Дан. 2:45), то есть Господь наш, Который родился в уничижении и, подобно камню, отсечен от горы, так как произошел от племени Авраамова. Гора знаменует и Святую Деву, от Которой отсечен камень без рук, то есть неискусобрачно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вот почему насколько с внешней стороны царство римское было «всесокрушающим», всемирным, «крепким, как железо», настолько же с внутренней стороны оно было «хрупко, как глава»: при малейшем ослаблении державной руки «железного» Рима отдельные части громадной империи могли распасться, что и случилось, действительно, в последующей истории римского царства. Камень, оторвавшийся от горы, ударивший в ноги истукана и разбивший его, а сам сделавшийся великою горою и наполнивший всю землю, означает, по словам пророка Даниила, последнее царство, совершенно отличное от предыдущих. Существенные признаки его состоят в следующем: четыре других царства «восстают» преемственно как бы сами собою, по естественному порядку исторической жизни ( Дан. 2:39 ), – последнее же царство «воздвигнет» Сам «Бог Небесный» ( Дан. 2:44 ); предыдущие царства постепенно сменяют одно другое, полагая конец предыдущему и уступая в свое время место последующему ( Дан. 2:39 ), а последнее царство «сокрушит и разрушит все царства в лице последнего из них» ( Дан. 2:34, 44 ), но само «не будет» уже «передано другому народу» ( Дан. 2:44 ); другие царства временны, скоропреходящи и исчезают без следа ( Дан. 2:35 ), а последнее из них «будет стоять вечно» и «во веки не разрушится» ( Дан. 2:44 ); оно будет расти постепенно и наполнить собою «всю землю» ( Дан. 2:35 ). Такие признаки указывают только на царство мессианское, царство основанное «Богом Небесным», явившееся «во дни» римского царства ( Дан. 2:44 ), грубую, военную силу которого (да и вообще древнего мира – всех мировых царств) оно «сокрушило» высшею, духовно-нравственною силою, – по существу неизменное и вечное, – наконец, постепенно распространяющееся и наполняющее собою «всю землю». Замечателен и символический образ этого царства – камень, образ, указывающий в устах Господа и апостолов на Основателя мессианского царства ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:4 ; Рим. 9:32 ). 1047 Твор. св. отцов. Т. XXIX. Твор. бл. Феодорита, ч. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Если закон, говорит, дарует благословение и делает наследниками жизни и правды, то обетование, данное Аврааму, следовательно, отменено и уничтожено. Но это не имело бы смысла: закон ведь явился позднее, как же он может отменить завет, который был прежде его? Но не спеши весь этот пример строго проводить. Посему он и сказал: говорю по рассуждению человеческому, то есть человеческий пример привожу. Поэтому неудивительно, если он не может быть вполне применен к божественному. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений. Так как он возвысил веру и указал, что она древнее закона, возникало возражение: для чего же был дан закон, если вера была древнее и сама сообщила благословение? Не напрасно, говорит он, дан закон, но ради преступлений, чтобы быть вместо узды для иудеев, препятствуя нарушению если не всех, то, по крайней мере, некоторых заповедей. Прекрасно также сказано: дан после, чтобы показать, что закон дан не в качестве первообразного установления, как обетования, но как бы дан в добавление, по причине многих преступлений, дабы воспрепятствовать хоть немногим. До времени пришествия семени, к которому относится обетование. Однако не навсегда был дан закон, но до времени пришествия Христа, к Которому относилось обетование, что о Нем благословятся народы. Если же до явления Христова дан закон, зачем же ты далее простираешь его значение? И преподан через Ангелов, рукою посредника. Закон, говорит он, дан чрез посредство ангелов — или священников, или действительных ангелов, потому что ведь ангелы производили оные трубные звуки, громы и знамения. Рукою посредника, то есть Христа. Показывает, что и закон дал Христос, а потому Он волен и отменить его. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Так и Христос служит посредником между двоими, а именно, между Богом и людьми. Ибо Он примирил обоих, дав мир и уничтожив вражду, которая была у людей с Богом. С тех пор как соединил с Собой человеческое естество, Он дал мир, чудесным образом соединив с Божественной природой враждебную ей вследствие греха плоть. Итак, если Он ходатай и примиритель, то ясно, Он спасает, а не закон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

5) пятница была 14 нисана, четверг 13-м, среда 12-м и т. д., а 15-м была суббота, совпавшая с законно-библейским «первым днём опресночным» и тем ставшая «великим днём» ( Ин.19:31 ). Чтобы приготовлением и закланием агнца не нарушить наступавшего в пятницу 14 нисана субботнего покоя, агнца закалали и приготовляли 13-го, и Иисус, ввиду того, что «время Его близко» ( Мф.26:18 ), вечером этого же дня вкушал со Своими учениками приготовленного и закланного агнца, не незаконно, но и не одновременно с большинством и с руководителями религиозного народного сознания, членами синедреона, которые ели агнца в следующий вечер, в вечер пятницы, накануне субботы, в законное 14 нисана. Теперь все эти числа, приноровлённые и вложенные в однообразно называемые всеми Евангелистами дни, являются пред нами не произвольными, а необходимо вытекающими из прежде данных указаний и положений и строго с ними согласующимися. Теперь весь ход этих дней и событий ясен; ясно и значение своеобразного и необычного синоптического термина, но темны историческое происхождение и историческая преемственность его, неуловима и недоведома связь его с буквально-сходным с ним библейским термином, что открыт в еврейской послебиблейской литературе принадлежит сильным в этом деле людям. 2 См. в соч. Иос. Флавия «Древности иуд.», в рус. переводе М. Самуйлова,=кн. 2, гл. 15, стр. 100 и кн. 3, гл. 10, стр. 142, а также и стр. 31 в отдельном оттиске статьи Хвольсона. 3 См. его соч. «О войне иуд.», кн. 2, гл. 1, § 3 ср. кн. 6, конец 9 гл., стр. 237–238=Древн. иуд. кн. 9, конец 13-й гл., стр. 121; кн. 10, конец 4-й гл., стр. 140 и кн. 17, нач. 9-й гл. 4 За последнее на предсмертной пасхальной вечери И. Христа все выражения синоптиков и Иоанна касательно хлеба: ρτος’а не ξυμα. 5 Это соображение покоится, впрочем, на укоренённой в нас нашем, – не лунном, как у евреев, – счислением привычке ждать на следующий год того же самого праздника (непереходящего) в следующий за прошлогодним день. Если это неприложимо к лунному счислению, о чём судить неспособны, то, по крайней мере, считаем не бесполезным данное по этому поводу разъяснение сложного термина «второпервая суббота», истинное помимо указанного соображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

1862. См.: Песн.8:2. и след. 1863. См.: Быт.3:17. 1864. См.: 1Кор.3:2. 1865. См.: Ин.1:18. 1866. См.: Пс.18:6. 1867. Свт. Амвросий имеет в виду, что, для того чтобы прийти к человеку, Господь должен умалить Себя. 1868. См.: Ин.1:26. 1869. См.: Ин.1:14; см. также: Кол.3:16. 1870. См.: Откр.3:20. 1871. См.: Ин.13:23. 1872. См.: Ин.1:47. 1873. Частично приведен Синодальный перевод с правкой в соответствии с текстом свт. Амвросия и греческим текстом Послания к галатам. 1874. См.: Исх.3:2–4. 1875. См.: Деян.9:3. и след. 1876. См.: Быт.5:24. 1877. См.: 4Цар.2:11. 1878. См.: Исх.13:21. 1879. См.: Ис.6:6–7. 1880. См.: Мал.3:3. 1881. Renes — почки, чресла. 1882. См.: Пс.25:2. 1883. См.: Дан.3:50. 1884. Свт. Амвросий указывает на евангельское чтение, которое предшествовало его проповеди. 1885. См.: Мк.9:5; Лк.9:33. 1886. Выражение lux inaccessibilis встречается в новозаветных текстах лишь в 1 Тим.6:16, но мысль о неприступности божественного света для человеческого, телесного взора выражена в рассказе о Преображении Спасителя на горе, когда вид Его и одежды сделались блистающими. Светом (lux) Христос назван и в Ин.1:4–5, 7, 9. 1887. См.: Гал.4:26. Свт. Амвросий имеет в виду небесный Иерусалим, описанный в Откровении ап. Иоанна (Откр.3:12, 21:2, 10–27). 1888. В своей речи на Ареопаге ап. Павел, цитируя слова из поэмы Арата «Явления», показывает, что не только весь человеческий род от одной крови, но и языческие философы говорили о Боге. Климент Александрийский (strom. 1. 19) объясняет эту строку из Деяний другой: к язычникам Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету (Деян.26:18) 1889. См. также: Лк.18:19. 1890. В синодальном переводе: ваша… вы явитесь. 1891. См.: Мф.10:28. 1892. См.: Быт.46:27. См. также выше 2. 3. 1893. Источник: Св. Амвросий Медиоланский. Изложение Евангелия от Луки,1. 2, 85–89 (P.L. 15,1584–1586). Пер. о. Мерша. — Le Corps mystique da Christ, t. 11 , p. 402–403. Текст воспроизводится по след. изданию: Анри де Любак. «Католичество. Социальные аспекты догмата». Пер. с фр. Владимира Зелинского. Изд. Христианская Россия. Милан, 1992, с. 356–357.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

И Ангел прикоснулся ко мне, и отверзох уста моя и глаголах, и рех ко Ангелу страшному, стоящему предо мною: Господи, в видении твоем обратная утроба моя во мне… и дыхание не оста во мне . От этого видения повернулись во мне внутренности мои и не в силах я стоять перед тобой, от трепета расслабли колени мои, поэтому како возмогу ныне глаголати к тебе (Дан. 10:15–17). И приложи, и прикоснуся мне яко зрак человечь (Дан. 10:18). Смотри, три раза подается помощь Даниилу, чем знаменуется тайна Троицы: в первый раз воздвигает его Ангел, во второй раз отверзает уста его, и в третий раз — дает ему силу говорить. Укрепленный силой этой тайны Даниил говорит: да глаголет Господь мой рабу Своему, яко укрепил мя еси. И рече: веси ли, почто приидох к тебе? Да возвещу тебе, и ныне возвращуся, еже братися со князем Персским . Ангел извещает об этом Даниила, чтобы Иудеи бодрствовали в молитве, и не вознерадели о своем избавлении. Князь же Еллинский грядяше (Дан. 10:19–20), то есть и он радовался, что праведники выйдут из плена и спасутся в народе, который под его начальством. Но да возвещу ти вчиненое в писании (Дан. 10:21), а именно, что выйдут полчища из земли Китиейской, как предвозвестил Валаам: и изыдут из земли Китиейской (Числ. 24:24). И несть ни единаго помогающаго со мною о сих, но точию Михаил князь ваш (Дан. 10:21). Так говорит Ангел пророку, чтобы или побудить Евреев молиться, или вразумить самого Даниила, что непохвально его желание делать принуждение свободе.   Глава 11 Истолкование видения Даниила (Дан. 11:1–45) В первое лето Дария Мидянина восстал Михаил, князь ваш, на помощь мою, в то самое время, когда и ты ободрял себя тем, что предопределенный срок семидесяти лет приходит к концу (Дан. 11:1). И ныне истину возвещу тебе о том, что будет еще. Се, еще трие царие востанут в Персиде , четвертый же, то есть Дарий… воставит на себя царство Еллинское, то есть дом Александра (Дан. 11:2). И востанет царь силен, и обладает властию многою . Это — Александр. И егда станет царство его, сокрушится и разделится на четыри ветры небесныя, и не в последняя своя, ниже по власти своей .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Тысяча лет отделяет один аспект последнего Суда (20. 4) от последнего Суда как такового (20. 11-13). Сравнивая гл. 20 с одним из основных источников символизма тайновидца Иоанна - пророчеством Даниила, можно заметить параллели в изображениях Суда Божия. Престолы в Откр 20. 4 повторяют престолы Дан 7. 9, а раскрытые книги в Откр 20. 12 - книги судей из Дан 7. 10. Дан 7 описывает уничтожение зверя, к-рый преследовал народ Божий (Дан 7. 11), и переход царства от зверя к Сыну Человеческому и Его народу (Дан 7. 14). Эта последовательность повторяется в Откр 19. 11-21 (уничтожение зверя) и в 20. 4-6 (переход царства ко Христу и Его святым). Последний Суд восстанавливает справедливость. Он праведно воздает и святым мученикам, и их врагам. В войне против свидетелей Иисуса зверь, казалось, восторжествовал, одержав победу, а св. мученики потерпели поражение (11. 7; 13. 15). Но после парусии, когда с неба снизойдет Истина Божия, мученики восторжествуют, а зверь потерпит поражение. Потерпят поражение и цари земные (19. 19-21). Они разделяли царство со зверем (17. 12). Теперь новое Царство будут разделять со Христом Его святые (20. 4; ср.: Дан 7. 18, 27). Зверь будет брошен «в озеро огненное, горящее серою» (Откр 19. 20), точно так же «смерть и ад», и это есть «смерть вторая» (20. 14). Убитые же зверем мученики, напротив, оживут, и «над ними смерть вторая не имеет власти» (20. 4-6). Т. о., все это показывает, что богословский смысл Тысячелетнего царства состоит в том, чтобы продемонстрировать конечное торжество правды и истины. Те, кого убил зверь, будут воистину живы. Те, кто оспаривали царство зверя и пострадали от него, будут царствовать над всем миром, как некогда царствовал он, но и много дольше: тысячу лет! Наконец, задача Откр 20 - уверить в том, что триумф святых в Царстве Христа больше не будет поколеблен злом. Правда, диаволу будет дан последний шанс обольщать народы (20. 7-8). Но царство зверя уже не вернется никогда, ибо «стан святых и город возлюбленный» окажутся неприступными (20. 8-9).

http://pravenc.ru/text/471605.html

В александрийском кодексе и московском издании перевода LXX дополнение помещается после Псалтири в «Песнях» (9-я и 10-я песни). В ватиканском кодексе и других греческих рукописях оно находится в 3-й главе книги пророка Даниила, что, без сомнения, более естественно. Ссылок на молитву и песнь нет у Иосифа Флавия, в кумранских рукописях и в переводе Акилы. Ориген , свт. Афанасий Александрийский и свт. Кирилл Иерусалимский отстаивали подлинность дополнения. Блж. Иероним включил молитву и песнь в свой перевод Библии, но отметил, что они отсутствуют в еврейском тексте. Многие святые отцы толковали этот раздел и ставили отроков как пример мученичества и молитвы. На русском языке отдельного исследования молитвы нет. Краткие обзоры есть в общих трудах на книгу пророка Даниила 189 . 2.5.1.6. Использование в богослужении . На основании Песни трёх отроков составлены 7-я и 8-я песни канона. В великом посту, когда в соответствии с триодью библейские песни читаются полностью, она произносится на каноне. На вечерне великой субботы, соединенной с литургией Василия Великого , история трёх отроков читается в качестве заключительной (пятнадцатой) паремии, а их песнь читается с припевами чтецом и молящимися (или хором от их лица) 190 . 2.5.2. Сусанна ( Σουσννα ). Эта история также называется «Суд Даниила» (Δικρισις Δανιλ). В древнегреческих переводах она является своеобразным прологом и находится перед Дан.1:1 . В церковнославянском и русском переводах это 13-я глава, и расположена она после канонической части. Этот эпизод, наряду с историей о Ваале и драконе, можно назвать «двумя самыми ранними детективами» 191 . 2.5.2.1. Содержание . Сусанна ( [Шошанна] «Лилия») была красивой и благочестивой женой Иоакима, который жил в Вавилоне в первые годы вавилонского плена. У него был прекрасный сад, в котором собирались изгнанники ( Дан.13:1–4 ). Среди них было два старца-судьи, которые, хотя и пользовались большим уважением, но испытывали похотливые желания к Сусанне. Однажды, встретившись в парке, они поделились друг с другом своей нечистой страстью к этой женщине и решили воспользоваться первой же возможностью подстеречь её одну в парке и овладеть ( Дан.13:5–15 ). У них почти всё получилось, но Сусанна сопротивлялась, несмотря на угрозы ( Дан.13:22–26 ). Сусанна отвечала им: «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан.13:23 ). Тогда старейшины обвинили её в прелюбодеянии, и Сусанна была приговорена к смерти ( Дан.13:27–41 ). По дороге на казнь Даниил («Судья Божий») останавливает расправу и с помощью перекрестного допроса двух старейшин показывает, что Сусанна невиновна ( Дан.13:45–60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010