Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДЫ ПОСЛАНИЕ в составе НЗ одно из Соборных Посланий, автором к-рого традиционно считается Иуда , брат Господень. Текст Древнейшим свидетельством (вероятно, доникейского периода) текста И. п. является папирус ¸ 72 (III/IV в.), содержащий фрагменты 1-го и 2-го Посланий Петра и полный текст И. п., а также папирус ¸ 78 (P. Oxy. 2684; III/IV в.) (содержит только Иуд 4-5, 7-8). Огромное значение имеют свидетельства 3 великих кодексов IV в.: Синайского, Александрийского и Ватиканского. К числу важнейших памятников текста И. п. относятся также кодексы Paris. BNF. 9 (V в.) (отсутствует Иуд 17); РНБ. Греч. 225 (IX в.) (содержит Иуд 4-15); Ath. Laur. Β 52 (VIII/IX в.) (полный текст И. п.) и фрагментарная рукописи Louvre. S. N. 121 (содержит Иуд 3-5). Рукописи не имеют разночтений принципиального характера, за исключением 2 вставок в папирусе ¸ 72: в Иуд 5 слово «Господь» заменено на «Бог Христос», что помимо сильного догматического акцента предполагает экзегетическую установку, ибо в тексте речь идет о ветхозаветном событии - исходе евреев из Египта; в Иуд 24 изменено заключительное славословие. Место в каноне В ранней Церкви вопрос о каноническом статусе И. п. осложнялся проблемой лит. источников текста. Автор Послания придает большое значение апокрифической книге Еноха, не только давая аллюзии на эту книгу (напр., Иуд 6) или приводя непрямые, но узнаваемые цитаты (повествование о споре арх. Михаила с диаволом - Иуд 9), но и цитируя текст с указанием авторства и придавая этому тексту значение авторитетного и достоверного пророчества (Иуд 14-15). Ап. Иуда. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Ап. Иуда. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Вероятно, именно с этим обстоятельством связаны сомнения, о которых упоминают Ориген, Евсевий Кесарийский и Дидим Слепец. В каноне Муратори И. п. (как и Соборные Послания Иоанна) названо после маркионитских текстов, приписанных ап.

http://pravenc.ru/text/1237785.html

I: 286,23. Женщина в классич. др., иуд., хр-стве и стоицизме II: 1103 сл. Жертва Голгофская I: 385–7. Жертвы кровавыя и иныя II: 764,1053. Заветы XII патриархов I: 596,377. 766,293. 802,379. 853,530. II: 787,1167. 955,882. 1278,310. Завещание I: 212. Закон ветхозаветный, как наивысшее выражение воли Божией по иуд. и норма для пророчества (I: 48,98), а потому он неотменяемый и вечный, его отношение к Мессии (I: 249. 400. 461,33. 563,267. 866,542); его спасительность или искупительное действие по иуд. (II: 396,1161); он ипостазируется в иуд. (II: 326); его нравственное значение в истории человечества (I: 66 сл. 105–6. 220–1. 222. 226. 227. 312. 315–316. 475–6. II: 9. 14. 569); яко бы у Ап. Павла он от Ангелов а не от Бога (I: XXXVII. И: 86); закон писаный и устный (I; 231,1589. 821). Заслуги в иуд.: здесь они дают только плоды, а главное вознаграждение в будущем веке (I: 36,74. 473,69); заслуги сверх-должныя в иуд., переходящия на других лиц (1:383.853–4). Захарии пр. книга VI, 16 (II: 163,335). VI, 12 (I: 226). VIII, 23 (I: 300). IX, 9 (I: 401). XII, 10–12 (I: 391,328). Зачатие безсеменное и рождение сверхъестественное Христа Спасителя II: 245. 291,776. 305. 306,824–5. 356,998. 766,1055 820. 996,116. 999,116. 1120. Зера рав. 40 I: 716 41 . I: 210. Зерно: аналогия тела воскресения с посеянным зерном I: XLV,341. 617,484. 632,518. 817,45. 1127. Зерно и шелуха (скорлупа) в христ. учении I: L,383 LXIV,510. LXV,522. II: 1306. ζλος I: 175. Зилоты I: 831,454. 857,536. 883. Злые духи I: 789. Зогар I: 268,166, 401,371. II: 414,1247. Золотой телец I: 343. Зороастро-персидские влияния (маздеизма) на иуд. (I: 656 сл. 699. 791. 884. II: 213) и на хр-ство у Ап. Павла (I: 791. 798. II: 568,497); персидский дуализм (I: 757). Зоровавель I: 855,532. II: 373,1061. Звезды–якобы одушевленные (I: 686. 697 сл. 713 сл. 782,332) и даже ангелически-божественные (II:, 1003,117) или жилища Ангелов (I: 686). Израиль (I: 285,19. 566,276) весь спасется по иуд. и получит господство (I: 31,76. 285 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Равным образом и встречающиеся в книге пророка Даниила случаи похвалы по его адресу нисколько не говорят против авторства пророка. И действительно, в указаниях Даниила на свои достоинства ( Дан.1:17, 19–20 ; Дан.6:4 ) нет и тени самохвальства. Он считает их делом милости Божией, а не плодом личных усилий. Милость Божия сделала то, что пророк понравился начальнику евнухов ( Дан.1:9 ); Бог , а не собственная мудрость открывает ему высшие тайны ( Дан.2:18–23, 28, 30 ); Он даровал ему разумение «видений и снов» ( Дан.1:17 ); дух Божий возвысил Даниила при Дарии Мидянине ( Дан.6:3 ). Скромность и смирение пророка не ослабляется похвалами себе, так как наряду с ними он говорит о своих грехах, в которых каялся ( Дан.9:20 ), о своих умственных и нравственных слабостях ( Дан.10:8 ; Дан.12:8 ). Еще менее свидетельствуют о самохвальстве Даниила те места его книги, в которых он приводит отзывы о себе посторонних лиц ( Дан.5:11–12 ; Дан.9:23 ; Дан.10:11 ). Не довольствуясь попытками ослабить силу внешних и внутренних доказательств подлинности книги пророка Даниила, представители отрицательного направления приводят в подтверждение мысли о ее подложности целый ряд положительных данных. По мнению одних из них, книга пророка Даниила не составляет произведения одного писателя, а является сборником отдельных отрывков, составленных в разное время разными авторами и затем объединенных неизвестным редактором. Так, Михаэлис насчитывает 8 подобных отрывков и, следовательно, восемь первоначальных писателей, Бертольд – 9, а Эйхгорн – даже 10. Как на сборник отдельных рассказов о Данииле, смотрит на книгу его имени Ганеберг и в самое последнее время Делич (Библия и Вавилон. 4-ое изд., с. 51, 1907 г.). Другие ученые, – Закк, Гербст, Келер, – различают в книге Даниила две части, историческую и пророческую (1–6 гл. и 7–12), как два самостоятельных литературных произведения. Основанием для отрицания единства книги пророка Даниила, а следовательно, и подлинности служат употребление в ней двух наречий – еврейского ( Дан.1:1–2:3Дан.8–12 гл.) и арамейского ( Дан.2:5–7:28 гл.), название пророка то в первом лице (7–12 гл.), то в третьем (1–6 гл.) и, наконец, некоторые якобы противоречия ( Дан.1:21 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

обращается к Богу с покаянной молитвой (стихи 4-19) о грехах иудеев («согрешили мы, поступали беззаконно», «у нас на лицах стыд», «это бедствие постигло нас»). Д. говорит о поругании Иерусалима и просит Бога призреть на Свой св. город. В ответ на молитву Бог посылает к Д., как и в 8-й гл., «мужа Гавриила» (Дан 9. 21) для толкования пророчества Иеремии. Арх. Гавриил говорит, что для народа и для св. города определено «семьдесят седмин», чтобы были «заглажены беззакония» и «помазан был Святой святых» (Дан 9. 24). Указан точный срок - «семь седмин и шестьдесят две седмины» от повеления «о восстановлении Иерусалима до Христа [букв.- Помазанника] Владыки» (Дан 9. 25). Далее следует пророчество о том, что Христос «предан будет смерти», «город и святилище» будут разрушены, затем наступит «мерзость запустения» (Дан 9. 26-27). Главы 10-12 рассматриваются обычно как одно видение. После 3 седмиц поста Д. был на берегу Тигра, где ему явился некий «муж, облеченный в льняную одежду» с лицом «как вид молнии» (Дан 10. 5-6). Этот муж сообщил, что послан к Д., чтобы рассказать ему, что будет с его народом «в последние времена» (Дан 10. 14). Далее следует пророчество (Дан 11. 2-45) о правлении различных царей, о войнах между царями и о приходе к власти некоего «презренного» царя, к-рый «лестью овладеет царством» (Дан 11. 21) и получит большую власть. Далее говорится о «тяжком» времени, к-рое наступит для народа Божия, о заступничестве «Михаила, князя великого» (Дан 12. 1) и о пробуждении многих «из спящих в прахе земли» (Дан 12. 2; это место понимается обычно как пророчество о всеобщем воскресении). Д. видит еще 2 мужей, стоящих на разных берегах реки. На вопрос одного из них о времени конца «этих чудных происшествий» (Дан 12. 6) муж в льняной одежде поклялся, что все это совершится «к концу времени, времен и полувремени» (Дан 12. 7), а специально для Д. назвал срок - 1335 дней (Дан 12. 12). Д. получил указание скрыть услышанные слова и запечатать книгу (Дан 12. 4), поскольку все слышанное им должно быть сокрыто «до последнего времени» (Дан 12.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Товита книга (I: 853,530) V, 4 сл. (I: 714,206). X, 4 (II: 285,764). XII, 15 сл. (I: 714,206)· Толстой гр. Л. Η. I: XLIX,382. Тора–непреходяща (I: 48. 49,99. 821. 822,427. 829. 860. 864,238), и в ней единственное спасение (I: 292,56. 400,367). Траян имп. II: 849,120. или нижняя косточка позвоночного столба, сохраняющаяся по истлении человеческого организма для тела воскресения I: 634. II: 1156. См. и выше стр. 46. Тримфон иудей I: 796,364. Трихотомия I: 368 сл. II: 1032. 1123. Троичность II: 222. 632. 640,801. 644,810. 652. 653,820. 690. 823,104. 849,119.852,138.991.1120,1081.1172.1270.1274. V Труд по воззрению древнего мира II: 1085. 1157. 1232. tutor–tutela II: 1211–2. τουτ’ στι I: 225,132. . Телец золотой II: 841. Тело по иуд. нечисто и есть темница души II: 1000,117. Тело Христово II: 307,826. Тело Христово и Церковь I: 444. Тело воскресения по соотношению с нынешним (I. 615 сл. 626 сл. 630. 641) в иуд. (I: 631 сл. II: 765,1055) и у Ап. Павла якобы сходно с иуд. (I: 634. 638 сл.). Тело промежуточное–по смерти до воскресения I: 495 сл. 507–9. 513. 515–6. 518–9. Улла рав. 89 I: 3.95. Универсализм и любовь к ближним в христианстве якобы из иуд. II: 1086. 1231. Уничтожение посмертное умерших II: 610,619. Уриил Архангел I: 844. 869,548. Условное (факультативное) бессмертие (I: 306,119. 571 сл. 579–81) в иуд. (I: 306,119. 576–8) и оттуда якобы у Ап. Павла по-иудейски (I: 574–6). Усыновление (adoptio, υοθεσα) в оправдании I: 439–441. Усыпление посмертное I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Учение XII Апостолов XI, 4 (I: 442,487)· Учение–обучение–в иуд. II: 860 сл. Учение и дело в иуд. по взаимному отношению I: 33. 379,294. II: 1097–8. Ученые иудейские–раввины–заменяют, исправляют, или вытесняют Тору (I: 187,24. 188,37. 231,159. 466,51); они выше родителей (I: 187. 230,156. 820–1) и пророков (I: 820,417–8. II: 10,40); уменьшение их при «сыне Давидовом» (I: 396). φαι(β)λνη–φαι(ε)νλη (paenula) II: 939. Фараоны и почитание их гения II: 1274. Фарисеи I: 287,26. 462. 823,429. 823 сл. 831,454. 852,528. 853,530. 856,533. 857,536. 857–8. 865,541–2. 882,574. 882–3. 884,577. II: 5,18. 9,40. 14. 20. 858.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Примеры суда Божия ( Иуд.1:5–8 ). Архангел Михаил и дальнейшее изображение лжеучителей ( Иуд.1:9–13 ). Грядущий на них суд Божий ( Иуд.1:14–15 ). При виде лжеучителей читатели, по наставлению апостольскому, сами должны стоять в вере и любви ( Иуд.1:16–20 ) и увлеченных лжеучителями возвращать к вере ( Иуд.1:21–23 ). Славословие Богу Спасителю ( Иуд.1:24–25 ). Иуд.1:1–3Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. По глубокому смирению, св. Иуда называет себя не братом или сродником Господа по плоти, но рабом Его. Вместе с тем, именует себя братом Иакова-Праведного, первого епископа Иерусалимского, пользовавшегося высоким уважением в Церкви Христовой и даже у неверующих иудеев. «По моему мнению, – замечает блаж. Феофилакт, – для настоящего Апостола достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как он назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое доверие от слушателей слова». Читателей послания Апостол именует «освященными» ( ηγιασμνος) или, по более заверенному (в код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтению, «возлюбленными» ( ηγαπημνοις), «званными» ( κλητος), т. е. обычным апостольским приветствием в обращении к общинам, христианам (ср. Иак.1:1 ; 1Пет.1:1 ; 1Кор.1:2 ). «Говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, и мир, и любовь: «милость» потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; «мир» потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец: примирив с Собою нас, оскорбивших Его, через Сына Своего Иисуса Христа; «любовь» потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В глазах читателей Послания Иуды апостол Иаков и после своей смерти мог почитаться очень важным авторитетом, и его Послание, всегда читаемое в церковных или домашних собраниях, было постоянным напоминанием о нём. И потому апостол Иуда, зная такое уважение их к своему брату, упомянул в начале своего Послания его имя в доказательство своего единомыслия с ним. Так как апостол Пётр в своём втором Послании к тем же лицам, к которым писал и Иуда, почти буквально повторяет большую часть Послания Иуды, а 2-е Послание апостола Петра написано им незадолго до своей смерти, в 65-м или 66-м году, то можно полагать, что Послание Иуды появилось между 63-м годом – после смерти апостол Иакова – и 65-м годом, прежде написания 2-го Послания апостола Петра. Общий очерк содержания. Послание Иуды, как он сам объявляет, есть не что иное, как увещание подвизаться за веру. Приветствуя христиан, как раб Иисуса Христа и как брат Иакова, апостол говорит, что он, заботясь об общем спасении, почёл нужным написать это увещание, потому что вкрались лжеучители, обращающие благодать Божию в повод к распутству ( Иуд.1:1–4 ). Угрожая им судом Божиим, апостол указывает на евреев , избавленных из Египта, но за неверие истреблённых в пустыне; на ангелов , не сохранивших своего начальства и соблюдаемых в вечных узах; на Содом и Гоморру , за блуд подвергшихся вечному огню. С этими мечтателями будет то же за их плотскую нечистоту, за отвержение властей и злословие ( Иуд.1:5–8 ). Как они дерзки, можно видеть из сравнения с тем, что Архангел Михаил, споря о теле Моисеевом с диаволом, не укорял его, а только остановил его именем Господним; они же злословят всех и хуже животных растлевают себя. Их ждёт горе Каина, Валаама, Корея ( Иуд.1:9–11 ). Служа соблазном для других, они подобны безводным облакам, бесплодным деревьям, лишённым даже листьев, пенящимся волнам и блуждающим звездам. Енох предсказывал им суд, и Господь совершит оный над ними во всех делах и словах их ( Иуд.1:12–15 ). При виде этих людей, ничем не довольных и поступающих по своим похотям, верующие должны припомнить предсказанное апостолами о появлении их и, зная, что они удаляются единства веры, сами должны стоять в вере и сохранять себя в любви Божией ( Иуд.1:16–20 ); а тех, которые увлечены лжеучителями, возвращать к вере духом милости ( Иуд.1:21–23 ). В завершение апостол воссылает славу Богу, Который один может соблюсти их от падения и сохранить непорочными ( Иуд.1:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

к) В чем состоят наставления пастырям и пасомым ( 1Пет. 5:1–9 )? л) Как выражены заключительные благожелания Апостола и приветствия от посторонних лиц? Вопросы к объяснениям некоторых отдельных мест 1Пет. 1:1, 2 . С какой целью Св. Ап. Петр выставляет свое апостольское достоинство в надписании послания? 1Пет. 2:9 . Откуда заимствует Св. Ап. Петр высокие наименования последователей Христовых, дабы расположить их к святой жизни? В чем состоит неосновательность выводов, которые делают из слов Апостола отвергающие иерархию сектанты? 1Пет. 3:18, 19 . Что разуметь под темницей, в которую сходил Христос душою своей? Зачем Господь сходил во ад? Каким духам, сошедши во ад, Христос проповедовал? 1Пет. 5:2 . Какие три положительные и отрицательные черты доброго пастырства? Что значит выражение «вси друг другу повинующеся»? Послание Святого Апостола Иуды Во вступлении к своему посланию как называет себя Апостол Иуда, как приветствует читателей и как излагает повод к написанию послания ( Иуд. 1–4 )? Какие примеры приводит он для изображения гнева и правосудия Божия над нечестивыми ( Иуд. 5–7 )? С кем сближает Апостол по направлению и характеру жизни обличаемых еретиков ( Иуд. 8–11 )? Какими подобиями и сравнениями предостерегает от них своих учеников ( Иуд. 12, 13 )? Какое пророчество приводит Апостол о горькой участи лжеучителей, и какими чертами рисует их нравственное направление ( Иуд. 14–19 )? Какое благожелание своим ученикам выражает Апостол в заключении своего послания, и какое наставление делает насчет оберегания ближних от заразы лжеучителей ( Иуд. 20–23 )? Каким славословием заканчивает Апостол свое послание ( Иуд. 24, 25 )? Послания Святого Апостола Павла Вопросы для повторения содержания прочитанного и объяснения в послании к Римлянам На сколько частей разделяется послание к Римлянам? Вопросы к содержанию Предисловия а) С каким надписанием сходно надписание послания к Римлянам ( Рим. 1:1–4 )? б) В силу какого права Апостол берет Римлян в свое попечение ( Рим. 1:5–7 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Временные планы замыкаются в эсхатологической перспективе, в переживании «последнего времени» (Иуд 18) и ожидании скорого пришествия Господа Иисуса Христа (переосмысленное пророчество из книги Еноха: «...се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми…» (Иуд 14-15)). События эсхатологического плана соответствуют изначальному замыслу Божию (о лжеучителях последнего времени говорится, что они «издревле предназначены к сему осуждению» - ст. 4). Возможно, именно желанием выразить мысль о божественном достоинстве Христа объясняется то обстоятельство, что автор не называет себя «братом Иисуса Христа», хотя это именование должно было иметь большое значение для членов палестинской раннехрист. общины. Второй основной богословской проблемой, поднимаемой в И. п., является учение о благодати. Противников автор И. п. упрекает в том, что они обращают «благодать Бога нашего в [повод к] распутству» (Иуд 4). Т. о., речь идет об антиномистах, полагавших, что благодать, явленная в новозаветную эпоху, отменяет любой закон - как ветхозаветные предписания, так и общечеловеческие нравственные ограничения. Против этой позиции направлены многочисленные обличительные метафоры в тексте И. п. В увещании к верным, представляющем собой основную часть И. п., выражается мысль о том, что христиане действительно обладают свободой, но это свобода от греха. Поэтому, говоря о благодати и милости, к-рых удостоены верные, автор И. п. обращается к «могущему… соблюсти… от падения и поставить пред славою Своею непорочными…» (Иуд 24). «Милость от Господа нашего Иисуса Христа» дается тем, кто сохраняют себя в любви Божией (Иуд 21), т. е. действие благодати предполагает целенаправленное волевое усилие человека. Согласно Фраю, почитание ангелов вообще является основной богословской проблемой И. п.: Иуд 6-10 рассматривается как пассаж, связанный единой мыслью - недопустимостью нарушения границ между человеческим и ангельским миром. Эту границу переступили «ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище» (Иуд 6; Климент Александрийский усматривал в этих словах аллюзию на Быт 6.

http://pravenc.ru/text/1237785.html

В данных словах Иисус Христос утверждает не только существование самого пророка Даниила, но и принадлежность ему пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ). Оно «речено» Даниилом в том смысле, что записано и предано церкви им самим 1 . В позднейшее время подлинность книги Даниила признавали и защищали против нападок неоплатоника Порфирия Евсевий Кесарийский , Мефодий Тирский, Аполлинарий Лаодикийский и блаженный Иероним . И подобный взгляд на нее находит прочное основание в самосвидетельстве писателя. Очень часто он называет себя своим собственным именем: «я Даниил» ( Дан.7:2, 15, 28 ; Дан.8:1, 15, 27 ; Дан.9:2 ; Дан.10:2 ; Дан.12:5 ), говорит, что и другие называли его так же ( Дан.9:22 ; Дан.10:11–12 ; Дан.12:4, 9 ), неоднократно замечает, что получал от Ангела повеление записать свои видения, даже запечатать их ( Дан.10:11 ), и, действительно, записывал ( Дан.7:1 ). Пророк Даниил выдает себя за современника Вавилонского плена. В соответствие с этим его книга носит следы вавилонского происхождения: на ней, как на подлинном произведении современника плена, лежит отпечаток данной эпохи. Показателем его является прежде всего язык книги, – еврейский ( Дан.1–2:3 и Дан.8–12 глав) и арамейский ( Дан.2:4–7:28 глав). Как иудей по происхождению, автор знает свой родной язык, а как вавилонянин по местожительству, – общенародный в Вавилоне арамейский. Такое же точно знакомство с обоими наречиями он предполагает и в читателях своей книги – иудеях. Народной же массе арамейский язык сделался доступным лишь в период плена; до тех пор он был достоянием одних образованных ( 4Цар.18:26 ; Ис.36:11 ). Но употребляя в период плена арамейское наречие, народ не забыл и свой родной язык (Ездра пишет по-еврейски), как то видим впоследствии, – при Маккавеях. Вавилонский плен был действительно временем совмещения у евреев обоих наречий книги пророка Даниила. Не менее ясно говорят о ее вавилонском происхождении и особенности языка. По отзыву библеистов, еврейское наречие книги Даниила сходно с языком современной плену книги пророка Иезекииля, а арамейское – с языком послепленных книг Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010