Но материализм Маркса есть крайняя форма объективации. 71 См. Amiel. Fragments d’un journal intime. 72 См. Chevalier. Bergson. 73 См. «Journal intime de Maine de Biran». 74 См. La Lavelle. La conscience de soi. 75 См. Henri Bremond. Prière et poésie. 76 См. его «Fragments d’un journal intime». 77 См. цитированную книгу Зиммеля. 78 См. Martin Buber. Ich und Du. 79 См. мою книгу «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы». 80 См. Bernoulli. Die Psychologie von Karl Gustav Carus. 81 См. N. Evreinoff. Le théâtre dans la vie. 82 Карлейль в «Sartor Resartus» дает замечательную философию одежды. 83 См. G. Tarde. Les lois de l’iminitation. 84 См. Martin Buber. Ich und Du. 85 См. Freud Essais de psychanalyse. III. Le Moi et Soi. 86 См. цитированную книгу Гейдеггера. 87 См. цитированную книгу Ясперса «Philosophie». 88 См. книгу С. Франка «Духовные основы общества». 89 См. интересную книгу Max Picard. Das Menschengesicht. 90 Эту проблему ставит Ясперс во II т. «Existenzerhellung» своей «Philosophie». 91 См. выше цитированный том Ясперса «Existenzerhellung». 92 См. цитированную книгу Фрейда. 93 Много верного об этом можно найти у социологов, у Дюркгейма и Леви-Брюля. 94 Гундольф очень хорошо говорит о магии, заключенной в имени Цезаря. См. его книгу «Caesar». 95 Гениальное определение Бога у Николая Кузанского. 96 Это видит К. Барт, и это положительное у него. Особенно ценно его «Der Römerbrief», а не его догматика. 97 См. цитированную книгу Бергсона, в которой высказывается мысль, близкая к главной мысли моей книги «О назначении человека». 98 См. мою книгу «Философия свободного духа». 99 См. Bergson. Essais sur les données immédiates de la conscience; и Heidegger. Sein und Zeit. 100 См. Bertrand Russell. Introduction à la philosophie des mathématique; и Brunschvicg. Les étapes de la philosophie mathématique. 101 См. мою книгу «Смысл истории». 102 См. «Les Confessions» de Saint Augustin. Livre onzième. 103 См. книгу Eberhard Grisebach. Gegenwart. Eine kritische Ethik. Гризбах, находящийся под влиянием Киркегарда и диалектической теологии, ставит проблему о «настоящем», но иначе, чем я.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Chrysostomus, 49, 363–72; 50, 801–6, 805–8; 61, 725–8 (In Jordanem), 761–4; 64, 43–6. Severianus, 65, 15–26. Proclus, 65, 757–64. Erechteius, 86, II, 3321–2. Gregorius Antiochenus, 88, 1865–72, 1871–84. Sophronius, 87, III, 4001–4; , 3755–60. Joannes Damascenus. Canon, , 96, 825–32. Cosmas Hier. Canon, , 98. 465–72; (Odæ 9) 519–22. Pantaleo diaconus, 98, 1243–8. Theodorus Studita, 99, 699–708. Joannes Mauropus, , 120, 1125–7. Chrysostomus. De tentatione Christi, 61, 683–8. In Transfigurationem. Chrysostomus, 61, 713–6; 721–4; 64, 33–8. Proclus, 65, 763–72. Cyrillus Alex., 77, 1009–16. Basilius Seleuciensis, 85, 451–62. Timotheus Ant., 86, I, 253–66. Anastasius Ant., 89, 1361–76. Andreas Cretensis, 97, 931–58. Joannes Damascenus, 96, 545–76. Сапоп, , 847–54. Cosmas Hier. Canon, , 98, 491–8; (Odæ 11) 521–24. Pantaleo diaconus, 98, 1247–54; 1253–60. Joannes Mauropus, , 130, 1127–8. Theophanes Cerameus, 132, 1019–48. Gregorius Palamas, 151, 423–36, 437–50. In Ramos Palmarum. Methodius, 18, 383–98. Athanasius, 26, 1309–14, 28, 169–86; 1023–34; 1033–48. Titus Bostrensis, 18, 1263–78. Epiphanius, 43, 427–38, 501–6. Chrysostomus, 59, 703–8; 61. 715–20. Proclus, 65, 771–8. Cyrillus Alex., 77, 1049–72. Eulogius Alex., 86, II, 2913–38. Sophronius Hier., , 87, III, 3765–72. Andreas Cretensis, 97, 985–1018. Cosmas Hier. Canon, , 98, 497–502. Leo, imperator, 107, 61–76. Joannes Mauropus, , 130. 1128–9. Michael Acominatus, 140, 323–30. Theophanes Cerameus, 132, 541–50. Gregorius Palamas, 151, 177–88. In PASSIONEM Christi. A) In mysticam cenam. Cyrillus Alex., 77, 1015–30. Sophronius Hier., . 87, III, 3771–6.   В) In proditionem Judæ. Athanasius, 28, 1047–54. Eusebius Emesenus, 86, I, 525–36. Chrysostomus, 49, 373–82, 381–92, 50. 715–20; 59, 525–8, 713–20, 719–22, 61, 687–90. C) In passionem (et Parasceven). Melito, fg. 5, 1221–2. Alexander Alex,, 18, 595–607. Athanasius, 28,185–250 et PGLT., 80, 713–8; 28, 1053–62. Chrysostomus, 50, 811–6 et 96, 589–600 (Joannes Dam.), 51, 31–40, 61, 751–6, 62, 721–4 [Eusebius Alex.]; 59, 719–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Proclus, 65, 777–82, 781–8. Cyrillus Alex., 77, 1015–30. Basilius Seleuciensis, 85, 349–60. Hesychius, 93, 1449–52. Leontius Byzantinus, 86, II, 1993–2004. Andreas Cretensis. Triodia majoris hebdomadæ, , 97, 1399–1420. Joannes Damascenus, 96, 589–600. Cosmas Hier. Canones 3–6 in feriam 2–5, , 98. In Parasceven, , 483–86. Theophanes Cerameus, 13g, 549–606. Gregorius Nazianzenus. Christus patiens, , 38, 133–338 D) In sanctam Сгисет (Adoratio ­ A; Exaltatio ­ E). Cyrillus Hier. Epistola de visione crucis, 33, 1165–76. Alexander mon. De crucis inventione, 87, III, 4015–76, 4075–88. Methodius, 18, 397–404 (Methodius СР.). Athanasius, 28, 185–250, PGLT, 80, 713–8. Hieronymus græcus, 40, 865–6. Chrysostomus, 49, 393–8, 399–408, 407–18; 50, 815–20: 52, 835–40 a, 841–44 et 63, 489–54; 59, 675–8 (Josephus Thessalonicensis), 679–82E, 62, 747–54A. Antipater Bostrensis, 85, 1395–6. Timotheus Antiochenus, 86, I, 253–66. Sophronius Hier., 87, III, 3301–10e; 3309–16ä , 3805–12 Andreas Cretensis, 1017–36e; 1035–46E. Idiomelon, , 1435–6Е. Cosmas Hier. Canon, , 98, 501–10E. Germanus I СР., 98, 221–44A. Pantaleo diaconus, 98, 1265–70E. Theodorus Studita, 99, 691–700a. Iambi, , 1795–8. Canon, , 1757–68A. Georgius Nicomediensis. Vide s. v. Maria. Nicetas David, 106, 27–38e. Leo, imperator, 107, 87–96E. Joannes Mauropus, , 120, 1129–30. Joannes Xiphilinus, 180, 1259–88A. Theophylactus, 126, 105–30a. Theophanes Cerameus, 132, 173–84e; 183–204E. Germanus II, 140, 621–44e; 643–58A. Gr. Palamas, 151, I23–46a. Macarius Chrysocephalus, 150, 173–232E. Joan. Calecas, 150, 253–62e; 263–80A. Philotheus СР., 154, 719–30е. E) In diem Sabbati Sancti. Amphilochius, 39, 89–94. Epiphanius, 43, 439–64. Joan. Damascenus, 96, 601–44. Cosmas. Canon, , 98, 485–8. Germanus I, 98, 243–90. Leo, imperator, 107, 75–88. Max. Planudes, 147, 985–1016. In Sanctum Pascha. Hippolytus, 10, 861–2. Eusebius Cæs. De solemnitate paschali, 24, 693–706. Athanasius, 28, 1073–82, 1081–92. Gregorius Nazianzenus, 35, 395–402, 36, 623–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Для лит-ры IX в., монашеской по своим социальным корням, было характерно возвращение к историчности. Возродились хронография и эпистолография. Во 2-м томе «Истории византийской литературы» рассмотрены произведения сер. IX-X в., т. н. македонский ренессанс, или эпоха визант. энциклопедизма. В нем анализируется творчество таких крупных визант. авторов, как свт. Фотий I , патриарх К-польский, Георгий Амартол , имп. Константин VII Багрянородный, прп. Симеон Метафраст , Иоанн Геометр , Лев Диакон и др. К. скоропостижно скончался в Вашингтоне 29 мая (в день падения К-поля) 1997 г. Ему принадлежит более 2800 опубликованных работ, а также обширное эпистолярное наследие. Полный список трудов К. см.: Курышева М. А. Опыт библиографии печатных трудов А. П. Каждана//Мир Александра Каждана. СПб., 2003. С. 541-617. Изд.: Псамафийская хроника//Две византийские хроники Х в. М., 1959. С. 7-139. Соч.: Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. M., 1952; Крестьянские движения в Византии X в. и аграрная политика императоров Македонской династии//ВВ. 1952. Т. 5. С. 73-98; Цехи и государственные мастерские в К-поле IX-X вв.//Там же. 1953. Т. 6. С. 132-155; Византийские города в VII-XI вв.//Сов. Арх. 1954. T. 21. С. 164-188; Основные проблемы истории Византии//Вестн. истории мировой культуры. 1957. 3. С. 64-80; Очерки истории Византии и южных славян. М., 1958 (соавт.: Г. Г. Литаврин); Хроника Симеона Логофета//ВВ. 1959. Т. 15. С. 125-143; Деревня и город в Византии IX-X вв.: Очерки по истории визант. феодализма. М., 1960; В поисках минувших столетий. М., 1963; Загадка Комнинов: (Опыт историографии)//ВВ. 1964. Т. 25. С. 53-98; От Христа к Константину. М., 1965; Византийский публицист XII в. Евстафий Солунский//ВВ. 1967. Т. 27. С. 87-106; 1968. T. 28. C. 60-84; 1969. Т. 29. C. 117-195; Отношения Др. Руси и Византии в XI - 1-й пол. XIII вв.//Proc. of the XIII Intern. Congr. of Byzantine Studies. L., 1967. P. 69-91 (соавт.: Г. Г. Литаврин, З. В. Удальцова); Византийская культура (X-XII вв.). М., 1968; Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975; Социальные воззрения Михаила Атталиата//ЗРВИ. 1976. 17. С. 1-53; Authors and Texts in Byzantium. Aldershot, 1993; A History of Byzantine Literature. Athens, 1999. [Vol. 1]: 650-850; 2006. [Vol. 2]: 850-1000 (in collab. with L. F. Sherry, Ch. Angelidi) (рус. пер.: История византийской литературы. СПб., 2002. [Т. 1:] 650-850 гг.; 2012. [Т. 2:] 850-1000 гг.); Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002; Никита Хониат и его время. М., 2005.

http://pravenc.ru/text/1319788.html

14; 235, примеч. 54. См также примеч. 12а). ТАКЖЕ И ЕВХАРИСТИЯ МОЖЕТ «ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ» У НИХ ВО ВСЕЙ НЕОБХОДИМОЙ «ПОЛНОТЕ» И СПАСИТЕЛЬНОСТИ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПРЕЛОМЛЯЕТСЯ по вере их ТОЛЬКО ХЛЕБ И ПРЕПОДАЕТСЯ только ВИНО (ВВ, 235, примеч. 54). ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕНСТВО НЕ ТОЛЬКО ВОЗМОЖНО, НО И ПРОЗРЕВАЕТСЯ СВЯЩ. ГЕОРГИЕМ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ (ВВ, 133; 1,27; ВВ, 175; 5,21). СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ И ТАИНСТВА МОГУТ СОВЕРШАТЬСЯ В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ МИРЯНАМИ И ДАЖЕ ЖЕНЩИНАМИ (ВВ, 174; 5,19). В ЧАСТНОСТИ, ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ МОЖНО СОВЕРШАТЬ МИРЯНИНУ ИЛИ МИРЯНКЕ ПО ТРЕБНИКУ ДО МОМЕНТА МИРОПОМАЗАНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ: ДАЛЕЕ УЖЕ НЕОБХОДИМ ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ИЛИ ГЛАВА МЕСТНОЙ ЦЕРКВИ, Т. Е. СВЯЩ. ГЕОРГИЙ КОЧЕТКОВ ИЛИ ГЛАВА ОБЩИНЫ, ПОЛУЧИВШЕЙ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТ СВЯЩ. ГЕОРГИЯ КОЧЕТКОВА (ВВ, 176; 4.5,23). ТАИНСТВА, СОВЕРШЕННЫЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМИ (РУССКОЙ) ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ТРЕБУЮТ ДОПОЛНЕНИЯ: КРЕЩЕНИЕ - ОГЛАШЕНИЕМ И, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО, НОВЫМ КРЕЩЕНИЕМ, СОВЕРШЕННЫМ СВЯЩЕННИКОМ КОЧЕТКОВСКОЙ ВЕРЫ (Т. Е . ФАКТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ) (ВВ, 177-180; 4.5, 25-29; ВВ, 198, 5.25-26), А МИРОПОМАЗАНИЕ СОВЕРШАЕТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ХАРИЗМАТИКИ НЕ УБЕДЯТСЯ, ЧТО ПОМАЗАННЫЙ ПОЛУЧИЛ БЛАГОДАТЬ «СВЯТАГО ДУХА», ВЫРАЖАЮЩУЮСЯ В ВИДИМЫХ И ОСЯЗАЕМЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ (ВВ, 50; 2, 37; ВВ, 170-171; 5.11 и 5.13). МИРОПОМАЗАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДУХОВНЫМ, КАК В НЕКОТОРЫХ ПРОТЕСТАНТСКИХ ДЕНОМИНАЦИЯХ (ВВ, 170; 4. 5, 10) И ЕВХАРИСТИЯ МОЖЕТ СОВЕРШАТЬСЯ «ДУХОВНО», МОЖНО «ДУХОВНО ПРИЧАСТИТЬСЯ». Так свящ. Георгий пишет: «Здесь (в «духовном» Крещении, без воды, Крещении в воздухе. - комиссия ) есть прямое сходство с так называемым «духовным Причастием», которое тоже бывает истинным, но которое никогда не в состоянии целиком заменить собою причастия освящённым в Церкви Хлебом и Вином» (ВВ, 13; 2.5) Именно так: ПРИЧАСТИЕ В ЦЕРКВИ ПРОИСХОДИТ ОСВЯЩЕННЫМ ХЛЕБОМ И ВИНОМ, А НЕ ПРЕЧИСТЫМ ТЕЛОМ И ЧЕСТНОЮ КРОВИЮ ГОСПОДА И БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О практике «духовного» или «мистического» причащения поведал сам свящ. Георгий Кочетков в своей проповеди в Великий четверг 27.04.2000: «Сегодня вечером мы с вами будем совершать вечерню Великого четверга, но мы опять не сможем совершать Евхаристию, как это делалось нами еще три года назад.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Поэтому Русский человек без иконы, без креста — это живой манекен. Ему ничего не надо. Поэтому нам так и хотели сделать человекообожение. Нам вешали туда «ангелочка-октябренка», нам говорили: «идите посмотрите Ильича в мавзолее» и мне говорила, что «я занимала с трёх часов ночи очередь помолиться, видела Ленина». А ей, что тебе Ленин дал? А я вот молюсь иконе. Что мне икона дала? Радость, утешение и Бога заступничество. И даже вспоминая войну, вспоминая свое пребывание в лагере под Таллиным, во всех семьях были иконы, особенно Тихвинской, Казанской. У нас с собой была Тихвинская избавительница. Для нас икона это всё. Мы в них черпаем силу. Вы поймите, живое слово, оно живо доходит до сердца молящихся, тех, кто уже вмолился, воцерковился, кто пришел, кто посмотрел. Почему же у нас сегодня возмущаются, когда поют под «фанеру-то». Так, опять «фанерщик» приехал. Т.е. не надо народ обманывать, а дайте живое слово песнопений. Как в эстраде артистам, вот под фанеру выступали бы кто-нибудь, например наши певцы Вадим Козин, Печковский, чтобы им сказали: «да пошел ты вон». А как же я могу Бога славить, механически? Это нельзя России, надо дать живое слово. Вы сами сегодня слышали как мощно, от души исполняет хор, и почему всегда все композиторы от души всегда писали музыку для хора, а не для оркестра. Мы можем послушать, так бывает Чайковского Литургию с оркестром, и то всё время просим: «дайте живое слово». Это необходимо. Очень плодотворно, очень благодатно, она влияет на душу человека. Повторяю, тем, кто пришел, мы ходили на хоратор Свешникова, то же хор и он пел живое слово, по «фанеру то пели они»? Это при моей памяти. А это так сказать Игорь Моисеев танцует не под «фанеру» нет тоже живое слово, а хор Пятницкого не под «фанеру» поют. Живое слово надо и тогда дело пойдет во всех отношениях. В этом году приближается столетие прославления великого молитвенника печальника Русской земли Преподобного Отца Серафима Саровского. Это великое торжество, великая радость того, что Русские люди могут к нему обратиться.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

250 Опись 1626 г. Ч. 1. С. 58, 59, 60; Шумилов 1971. С. 89. 169, 171; С. 90. 172, 173; С. 92. 180; С. 94. 185, 186; Духовные и договорные грамоты. С. 473. 265 ПСРЛ. Т. 43. С. 227. Об авторе см.: Макарий, архим. Старец Мисаил (Сукин)//Макарий, архимандрит 2006. С. 407–412. 266 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 76; Ч. 2 С. 418. См. также: ПСРЛ. Т. 8. С. 285–286; ПСРЛ. Т. 29. С. 20; ПСРЛ. Т. 34. С. 23. 267 ПСРЛ. Т. 43. С. 232. Прориси миниатюр из Лицевого летописного свода, на которых изображено погребение Великого князя Василия III, см.: Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI–XVI вв. М., 2004. С. 38, 42. 276 Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 423. 279 Антонов A.B. Вотчинный архив Саввина Сторожевского монастыря к. XIV – нач. XVII вв.//Русский дипломатарий. М., 2003. Вып. 9. С. 430. 305 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 28; РИБ. Т. 31. С. 58; Послания Ивана Грозного. СПБ., 2005. С. 33. 318 Зимин A.A. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (к. XV–XVI вв.). М., 1977. С. 316. 320 Хрестоматия по древнерусской литературе/Составитель Н.К. Гудзий. М., 1973. С. 265–267; Пламенное слово. Проза и поэзия Древней Руси. М., 1978. С. 225–227; О, Русская земля! М., 1982. С. 318–319; ПЛДР: К. XV – 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 520–533; Сатира XI–XVII вв. М., 1987. С. 268–270; Красноречие Древней Руси (XI–XVII вв.). М., 1987. С. 269–279; Сказания православные. Древнерусская духовная литература. Т. 3: XVI–XVII вв. М., 2004. С. 58–569; БЛДР. Т. 9: К. XV – 1-я пол. XVI в. С. 360–371. 322 Клосс Б.М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись//ТОДРЛ. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л., 1974. С. 201. 334 Калайдович К., Строев П. Описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке графа Ф.А. Толстого. М., 1825. С. 310. 149. 338 РГБ, Волоколамское собр. 490; Гаврюшин Н.К. Митрополит Даниил – редактор «Диалектики»//ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 357–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1120 . Вин Ю. Я. Сельское ремесло и промыслы в поздней Византии (XIII-XV вв.)//ВВ.1987. – Т 48. – С. 84–94. 1121 . Вин Ю. Я. Социально-экономическое содержание термина kathedra в византийских документах//ВВ. – 1983. – Т 44. – С. 202–211. 1122 . Вин Ю. Я. Эволюция органов самоуправления сельской общины и формирование вотчинной администрации в поздней Византии//ВВ. – 1982. – Т 43. – С. 201–218. 1123 . Вишнякова А. Хозяйственная организация монастыря Лемвиотиссы//ВВ. – 1928. – Т 25 (1927). – С. 33–52. 1124 . Власов С. Константин Великий . – М., 2001. 1125 . Военная одежда Рима от Гонория до Ираклия 400–650 гг н. э.//Новый солдат. – Артемовск: Книга, 2002. – 78. – С. 30–32. 1126 . Войтенко А. А. Эволюция египетского монашества в IV – начале V вв.: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук/Институт всеобщей истории Российской АН. – М., 2002. – 18 с. 1127 . Волфрам Х. Готы/Пер. с нем. – М., 2003. 1128 . Восточнохристианские реликвии/Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Прогресс – Традиция, 2003. – 656 с. 1129 . Восточнохристианский храм: литургия и искусство. Сб. ст./Под ред. А. М. Лидова. – СПб., 1994. 1130 . Вус О. В. Оборонна доктрина Buзahmiï у Пивничному Причорномор’ï Инженерний захист Таварики та Боспора в кинци IV – на початку VII ст.). – Львив: Триада Плюс, 2010. – 304 с. 1131 . Высоцкий А. М. Церковь Богоматери Влахернской в Константинополе, ее отражения на Руси и византийско-русские архитектурные связи в домонгольскую эпоху//ВВ. – 2005. – Т 64 (89). – С. 211–224. 1132 . Высоцкий А. М., Осминская Н. А., Шелов-Коведяев Ф. В. К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников//ВВ. – 2000. – Т 59 (84). – С. 198–221. 1133 . Высоцкий С. А. О дате поездки посольства Ольги в Константинополь//Древние славяне и Киевская Русь – К., 1989. – С. 154–161. 1134 . Гаврилов А. К. Языкознание византийцев//История лингвистических учений: Средневековая Европа. – Л., 1985. – С. 109–156. 1135 . Гаврюшин Н. К. Византийская космология в XI веке//Историко-астрономические исследования. – М., 1983. – Вып. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в арм. переводе, отмечены особые собрания и чтения на протяжении 8 дней праздника Богоявления, от 6 до 13 янв. ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 223). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, относящемся к VI-VIII вв., особо выделено богослужение 8-го дня после Богоявления и Обновления (соответственно 13 янв. и 20 сент.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. Pt. P. 26; Pt. 2. P. 27 (N 136); T. 2. Pt. 1. P. 47; Pt. 2. P. 39 (N 1254)). В древнейшем Иадгари (Тропологии) VII-VIII вв. (гимнографическом приложении к иерусалимскому Лекционарию, сохранившемся только в груз. переводе) помещены песнопения на 8 дней после праздника Богоявления и перечень прокимнов на тот же период после Обновления ( Метревели. Иадгари. С. 67-73, 314). В новой редакции Тропология IX-X вв. (новом Иадгари) последний день празднования Богоявления и Обновления обозначается термином / (мсгепси/мзгепси - груз. «седмица») и ставится на 13 янв. и 19 сент. соответственно. Кроме того, в этих груз. сборниках отмечается празднование в честь прп. Саввы Освященного 8 и 12 дек., т. е. на 4-й и 8-й день после 5 дек., основного дня его памяти (см.: Sinait. iber. 1, 65 и др.; Описание груз. рукописей: Синайская колл. Тб., 1978. Т. 1. С. 17, 214, 223 и др. (на груз. яз.)). В греч. Тропологии 8-й день Богоявления обозначается как «день восьмой св. Богоявлений. Исполнение (πλρομα) праздника» ( Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии. М., 2012. С. 201). Согласно указаниям Тропология, на каждый день празднования Богоявления, включая 8-й день, полагался особый канон праздника, глас которого обычно совпадал с номером дня (Sinait. gr. ΝΕ. ΜΓ. 5, VIII-IX вв.; Никифорова А. Ю. Из истории Минеи. М., 2012. С. 198-201). Такая практика иногда проявляется и в более поздний период господства Студийского и Иерусалимского уставов: в нек-рых Минеях расширенного состава помещаются особые каноны на каждый день попразднства (Там же. С. 142; см. также: под 7-14 янв. в Минее 1049 г.- Sinait. gr. 595. Fol. 18-38; под 16-23 авг. в Минее XI в.- Sinait. gr. 631. Fol. 52-98).

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

Общий характер композиций на темы Евангелия в стенописях тот же, что и в других памятниках; наиболее крупную особенность, свойственную именно стенописям XVI-XVIII вв., составляет сложное изображение литургии, развившееся в храмах на основе древнего изображения Евхаристии; здесь же находили широкое применение изображения, относящиеся к акафисту в честь Богоматери, равно как и апокалипсические, – последние преимущественно XVII-XVIII вв. Важнейшие памятники: мозаики римские (Марии Великой V в.), равеннские V-VI вв. (два ваптистерия, церкви Галлы Плакиды, Аполлинария Нового и Св. Виталия), солунские ок. VI-VII вв., константинопольские VI-XIII вв. (София, Кахрие-Джами), венецианские XI в. ( церковь Св. Марка), сицилийские XII в. (Палатинская капелла, Монреале), Св. Луки в Фокиде XI в., в Дафни близ Афин ΧΙΙ– ΧΙΙΙ вв., в Киеве XI-XII вв. (Софийский собор, Михаил. монастырь). Стенописи новгородские (Спаса в Нередицах XII-XIII вв., Успения Пресв. Богородицы в селе Волотове XIV u XVII вв.); псковские (Мирожский монастырь XII в.) и владимиро-суздальские (Дмитр. и Успенский соб. XV в.). Греческие стенописи XVI-XVIII вв. (на Афоне-Протат, Лавра Св. Афанасия, Кутлумуш, Дохиар, Ксеноф, Ивер, Ватопед, Каракалл, Хиландарь, монастырь Филофеев); русские XVI-XVII вв. (моск. соборы; ярославские храмы: Спасопреобр. монастырь XVI в., Успенский собор, церкви Ильинская, Иоанна Предтечи в Толчкове, Николонадеинская, Николомокринская, Златоустовская, Феодоровская XVII в.; другие памятники показаны будут в своем месте) 171 . Д) Самый многочисленный класс источников русской иконографии – иконы. Они сохранились почти во всех старинных церквах, особенно в иконостасах, также в частных домах. Значительные собрания их находятся в киевском церковно-археологическом музее, императорской Академии художеств, в церковно-археологической коллекции при С.-Петербургской Духовной Академии, в Троице-Сергиевой лавре, в Спасском монастыре в Ярославле, в костромском Ипатьевском монастыре, в Рождественском монастыре во Владимире на Клязьме, во всех главнейших монастырях Афона, во многих коллекциях частных собирателей старины, в ватиканском музее в Риме 172  и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010