Смирнов. 1873 – Смирнов Ф. Богослужение апостольского времени//ТКДА. 1873. 5, с. 77–155. Тафт. Обряд – Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк/Пер. с англ. А. А. Чекаловой. СПб., 2000. Тацит. Анналы – Тацит. Сочинения в 2-х тт. Т. I. Л., 1969. Тертулл. II – Творения Тертуллиана , христианского писателя в конце II и начале III века/Пер. Е. Карнеева. Ч. II. СПб., 1847. Типикон. 1992 – Типикон, сиесть Устав. СПб., 1992. В 2-х частях. Уайбру. Литургия – Уайбру Хью. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. Успенский. Анафора – Успенский Н. Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа)//Богословские труды. М., 1975. Сб. 13. Успенский. Вечерня – Успенский Н. Д. Православная Вечерня (Историко-литургический очерк)//БТ, 1960. Сб. 1, c. 7–52. Успенский. Бдение 18 и 19 – Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви//БТ, 1978. Сб. 18–19. Учение. 1996 – Учение Двенадцати Апостолов/Введ. В. С. Соловьева (к изд. 1886 г.); Пер. с греч., ввод. статья и коммент. игумена Иннокентия (Павлова). [М., 1996]. Федоров. 1977 – Федоров В. Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V века. Л., 1977 (машинопись, библиотека СПбДА, Д-524). Феодорит. Ист. – Феодорит Кирский . История боголюбцев, или Подвижническое житие/Пер. А. Сидорова . М., 1996. Феодор (Поздеевский) . 1914 – Феодор (Поздеевский) , еп. Церковно-богослужебная практика по «Постановлениям Апостольским». М., 1914. Шмеман. Введение – Шмеман А., протопр. Введение в литургическое богословие. М., 1996 (первое русское изд.: Париж, 1961). Arranz. 1987 – Arranz M. La Liturgia Oriental//Seminarium, 1987. 27, р. 240–250. Arranz, Parenti. 1989 – Arranz M., Parenti S. Liturgia Patristica Orientale//Quacquarelli A. Complementi interdisciplinary di Patrologia. Citta Nuova. Roma, 1989, p. 605–655. Arranz. 1993 – Arranz M. Une traduction du Tetragramme divin dans quelques textes liturgiques slaves//Jews and Slaws. Jerusalem – St.-Petersburg, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С 1991 по 2016 г. занимал пост сопредседателя Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Московской обл.). В 2007 г. избран действительным членом Российской академии естественных наук. Главными темами публикаций, докладов и публичных лекций О. являются различные вопросы христ. вероучения (о Боге, Церкви, таинствах, спасении, загробной участи человека), естественнонаучной и богословской апологетики , межхристианских и межрелигиозных отношений, а также широкий круг вопросов, касающихся духовной жизни христианина согласно аскетическому учению правосл. Церкви. О. выступает популяризатором и комментатором аскетического учения свт. Игнатия (Брянчанинова), в частности о духовном наставничестве и старчестве, молитве, послушании и др. Имеет ряд церковных и светских наград. Соч.: Христиане на пути к экумене служения и ответственности за мир: (Доклад на заседании Богословской комиссии Христианской мирной конференции, Москва, 12-14 сент. 1972 г.)//ЖМП. 1972. 12. С. 44-48; Насилие и справедливость//ЖМП. 1973. 7. С. 49-51; Справедливость и насилие//БТ. 1973. Сб. 11. С. 193-197; «Иисус Христос объединяет»: (Присутствие Христа в Церкви и в мире и миссии Церкви в мире)//ЖМП. 1975. 8. С. 59-65; Принстонская встреча: (Богосл. диалог между представителями христ. Церквей СССР и Нац. Совета Церквей Христа в США)//Там же. 8. С. 65-70; Спасение - освобождение для мира и справедливости во Христе: Значение Церкви//Там же. 1976. 3. С. 60-65; О некоторых принципах правосл. понимания экуменизма//БТ. 1978. Сб. 18. С. 180-187; Богословские основы миротворческой деятельности Церквей//ЖМП. 1980. 10. С. 33-36; Святые как знак исполнения Божия обетования человеку//Там же. 11. С. 59-67; Современный диалог РПЦ с Евангелическо-Лютеранскими церквами, 1959-1979//Там же. 8. С. 58-60; 9. С. 63-67; Значение апостольской преемственности для священства и пастырства по учению отцов Церкви//Там же. 1982. 2. С. 57-61; Наставник духовной жизни: (К 175-летию со дня рожд. еп. Игнатия (Брянчанинова))//Там же.

http://pravenc.ru/text/2581617.html

1016 Еп. Михаил (Чуб) после разбора доводов ученых считает, однако, наиболее вероятным, что епископской кафедрой Мефодия были Филиппы (в Македонии). См.: БТ 10. С. 16–19. – Изд.   1017 Η. И. Сагарда пользовался первым изданием (1892) творений св. Мефодия, подготовленным Γ. Η. Бонвечем с полным немецким переводом славянских текстов. Во втором (улучшенном) издании (1917) немецкий перевод оставлен только для тех текстов, где отсутствует греческий оригинал. Здесь и далее мы ссылаемся на второе издание. Нумерация книг и глав в обоих изданиях тождественна. – Изд.   1020 CPGS 1810. Рус. пер. «Пира» имеется в репринте с 1-го изд. Ловягина: М., 1996. Переизд. также в антологии: Отцы и учители Церкви III века. Т. 2. М., 1996. С. 388–464 и в Твор. по 2-му изд. Ловягина, с. 25–139. Исследования на рус. яз.: Барсов Н. И. «Декамерон» и «Пир десяти дев»//Вестник Европы. Т. 5. 1893. 10. С. 830–850 (переизд. в сб.: Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современности. СПб., 1899); [Аноним.] Отзыв о соч. студ. Ювалова Димитрия – на тему: «Учение св. Мефодия, еп. Патарского, о девстве»//ХЧ. 1910. 3. С. 392– 394; Михаил (Чуб), архиеп. «Пир десяти дев» св. Мефодия//ЖМП. 1974. 9. С. 67–78; Миллер Т. А. Мефодий Олимпийский и традиция платоновского диалога//Античность и Византия. М., 1975. С. 175–194. – Изд.   1021 CPG 1811. Рус. пер.: 1) Твор . С. 171–191; 2) Диалог св. сщмч. Мефодия «О свободе воли»/Пер., излож., предисл. еп. Михаил (Чуб)//БТ 3. 1964 С. 192–208 (Предисловие на с. 187– 192). Переизд. (с опущением фотографий слав, рукописей): Твор. С. 365–368 (предисл.), 369–389 (перевод и изложение.) В переводе еп. Михаила греч. текст приводится лишь в кратком изложении (гл. 1–13), перевод (гл.> 14–21) делается только со славянского – даже там, где текст есть и на греч., но не переведен у Ловягина (это относится к фрагментам, сохранившимся в диалоге Пс.-Адамантия «О правой вере в Бога», в Sacra Parallela и других источниках). Слав, текст (вместе с греч. оригиналом или ретроверсией и фр. пер. со слав, и греч.) издан А. Вайяном (Patrologia orientalis XXII, 5. Paris, 1930; repr.: Turnhout, 1974, 1989). А. Вайян выполнил издание (с последующей сверкой de visu) по фотокопии ГПБ Q I 265 (основной манускрипт, сигл Sa) и по рукописной копии Г. Н. Бонвеча ГИМ 110v(496, сигл Sb). При подготовке русского перевода еп. Михаил использовал большее число рукописей, нежели А. Вайян, хотя разночтения оказались несущественными; в дополнение к слав, манускриптам, уже использовавшимся при переводе других слов Мефодия, еп. Михаил привлек и слав, рукопись 310 Румынской академии наук. В издании А. Вайяна указаны только листы слав, рукописи, а внизу – страницы издания Г. Н. Бонвеча, без деления на книги и главы, что доставляет значительные неудобства при пользовании, во избежание которых мы указываем страницы изданий Г. Н. Бонвеча и А. Вайяна, а также Твор. Новый полный русский перевод со слав, и греч. сочинения «О свободе воли» был бы весьма желателен. – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

7 окт. 1967 г. Свящ. Синод назначил А. председателем редакционной коллегии ежегодного сб. «Богословские труды» . Объединив вокруг сборника лучшие научные силы Русской Церкви, А. привлекал к сотрудничеству и ученых из светских учреждений, к-рые, по обстоятельствам времени, часто подписывали свои статьи псевдонимами. Под редакцией А. вышли в свет 4-27 и неск. тематических, не имеющих номера томов БТ, в нек-рых опубликованы статьи А. В нач. 80-х гг. ХХ в. под руководством А. была начата работа над подготовкой Богословского энциклопедического словаря (не был издан), написанные для него статьи публиковались в БТ и ЖМП. С 1981 г. А. возглавлял Богословскую рабочую группу Комиссии Свящ. Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. А. являлся почетным членом МДА (1975), ЛДА (1979), д-ром богословия honoris causa Богословского фак-та им. Я. А. Коменского (1981) в Праге. Во главе церковных делегаций А. посетил многие страны мира, встречался с Иерусалимскими Патриархами Венедиктом и Диодором , Александрийским Патриархом Николаем VI , Румынским Патриархом Иустином , архиеп. Кипрским Хризостомом . На протяжении 22 лет своего архиерейского служения А. внес ценный вклад в межправосл. отношения, в сотрудничество со Всемирным Советом Церквей , Конференцией европейских Церквей , др. межхрист. всемирными и региональными орг-циями и движениями. Будучи тяжело больным, послед=ний месяц перед смертью А. ежедневно причащался Святых Таин. В завещании отпевание просил совершить монашеским чином, на могиле поставить правосл. деревянный крест. Утром 29 мая 1986 г., чувствуя, что силы оставляют его, просил прочесть канон на исход души. Последние слова его: «Пресвятая Богородица, помоги мне». Заупокойную литию совершил еп. Тамбовский Валентин (Мищук) . День погребения А. совпал с 22-й годовщиной его архиерейской хиротонии. Заупокойную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершил митр. Таллинский Алексий (Ридигер) , буд. Патриарх Московский и всея Руси. А. похоронен на братской части Никольского кладбища Александро-Невской лавры.

http://pravenc.ru/text/115984.html

На греч. языке трактат сохранился только в отрывках (гл. обр. в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского - Epiph. Adv. haer. LXIV 12-62; текст книг I 20 - II 8. 10) и полностью в 3 книгах в слав. переводе, причем 2-я и 3-я книги сокращены - возможно, произведение не дописано автором. По мнению А. Крузеля , сокращенный текст свт. Епифания искажает мысль Оригена и произведение М., хотя и сам М., как считает Л. Паттерсон, не вполне корректно излагал учение александрийского дидаскала ( Patterson. 1997. P. 229). Греч. и слав. тексты восполняют друг друга, так что реконструируемый текст приближается к полному. Рус. пер.: Епифаний Кипрский, свт. Против ересей// Он же. Творения. М., 1872. Ч. 3. С. 80-222 [Об Оригене, к-рый зовется и адамантовым, 44-я (64-я) ересь]. Ловягин извлек из этого перевода текст М., снабдив перевод примечаниями, и переиздал (Творения. 1905. С. 192-271) с нарушением счета глав в сочинении свт. Епифания (глава 1 в издании Ловягина соответствует главе 12 в сочинении свт. Епифания) и без учета слав. текста. В издании Бонвеча (с особой нумерацией книг и глав, не совпадающей ни с нумерацией в сочинении свт. Епифания, ни с нумерацией в издании Ловягина; ссылки ниже приводятся по нумерации Бонвеча; незаконченную таблицу соответствий номеров фрагментов в издании Ловягина изданию Бонвеча см.: БТ. 1975. Сб. 14. С. 143) слав. текст заменен нем. переводом там, где греч. текст не сохранился. При этом перевод Бонвеча, согласно наблюдениям архиеп. Михаила (Творения. 1996. С. 299. Примеч. 10; ср.: Михаил (Чуб). 1973. Сб. 10. С. 43-44, 46), основан гл. обр. на 1 рукописи РНБ. Q. I. 265, тогда как архиеп. Михаил при переводе на русский сверял слав. текст с рядом др. рукописей (расхождения, однако, оказались незначительными; наиболее существенные отмечены архиеп. Михаилом в рус. переводе). Архиеп. Михаил перевел лишь заключительную часть трактата «О воскресении»: Молитва св. Мефодия (из сочинения «О воскресении»)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 152-153 (переизд.: Творения. 1996. С. 302-304). Нового рус. перевода с греческого с учетом всего слав. текста, а также издания последнего до сих пор нет. «О жизни и о разумной деятельности»

http://pravenc.ru/text/2633849.html

1972. Vol. 52. P. 149-156; idem. Basile de Césarée et Grégoire de Nazianze sont-ils les compilateurs de la Philocalie d " Origène?: (Réexamen de la Lettre 115 de Grégoire)// Andia Y. de, e. a. Mémorial Dom Jean Gribomont (1920-1986). 1988. R., 1988. P. 349-360; Попов И. В. Св. Амфилохий, еп. Иконийский//БТ. 1972. 9. С. 15-79; Hayes W. M. The Greek Manuscript Tradition of (ps.) Basil " s Adversus Eunomium Books IV-V. Leiden, 1972; Hübner R. Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius: Zum unterschiedlichen Verständnis der ousia bei den kappadozischen Brüdern//Epektasis: Mélanges à J. Daniélou. P., 1972. P. 463-490; Mellis L. Die ekklesiologischen Vorstellungen des hl. Basilius des Grossen: Diss./Orth. Inst. St. Denys. P., 1973; Petit P. Émerveillement, prière et Esprit chez St. Basile le Grand//Collectanea Cisterciensia. 1973. Vol. 35. P. 81-108, 218-238; Schucan L. Das Nachleben von Basilius Magnus «Ad adolescentes». Gen., 1973; Илия (Рейзмир), иером. Учение св. Василия Великого о духовном совершенствовании: Канд. дис./МДА. Загорск, 1974. Ркп.; Scazzoso P. Introd. alle ecclesiologia di san Basilio. Mil., 1975; Ефрем (Милутинович), иером. Учение свт. Василия Великого о монашестве: Канд. дис./МДА. Загорск, 1975. Ркп.; Феофан (Ашурков), иером. Догматическое учение по творениям св. Василия Великого: Курс. соч. Загорск, 1975-1976. Ркп.; Murphy F. X. Moral and Ascetical Doctrine in St. Basil//StPatr. 1976. T. 14. P. 320-326. (TU; 117); Orphanos M. A. The Influence of Plutarch on St. Basil of Caesarea. Athens, 1976; idem. Ο Υς κα τ λδβλθυοτεΑγιον Πνεμα ες τν Τριαδολογαν το Μεγλου Βασιλεου. Αθναι, 1976; Baudry E. À propos du rigorisme de St. Basile//Commandements du Seigneur et libération évangélique/Éd. J. Gribomont. R., 1977. P. 139-173. (Studia anselmiana; 70); Desprez V. Les relations entre le Pseudo-Macaire et S. Basile//Ibid. P. 208-221; idem. Introd., texte et notes// Pseudo-Macaire. Œuvres spirituelles. Р., 1980. P. 47-51, 357. (SC; 275); Χρστου.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

474 . Lossky V. Théologie dogmatique//ВРЗПЭ 1964. 46–47; 48. 85–107; 218–233. 1965. 49; 24–35; 50. 83–101. пер.: Догматическое богословие//БТ 1972. 8 1 .114). 129–183. Переизд.: Мистическое богословие/Сост. Лутковский Леонид, свящ. Киев. 1991. 261–335. 475 . Lossky V. À l’image et à la ressemblance de Dieu. P. 1967. 225. пер.: In the image and likeness of God/Introd. Meyendorff J. N. Y. 1974. 232. Cavarnos C.//GOTR 1975 (Spring/Fall). 20:1/2. 85–87. 476 . Lot-Borodine M. Le mystère du don des larmes//La vie spirituelle. 1936. 48. 65–110. 477 . Lot-Borodine M. L’anthropologie théocentrique de l’Orient chrétien comme base de son expérience spirituelle//Irénikon 1939. 16. 6–21. 478 . Lot-Borodine M. La déification de l’homme selon la doctrine des Pères grecs. P. 1970. 290. статьи, ранее опубл. в 1932–33, 1939 и 1950]. Guillaumont А.//RHR 1975. 187. 110–111;//ОСР 1972. 38. 272. 479 . Lot-Borodine М. Le mystère du «don des larmes» dans l’Orient chrétien//La douloureuse joie. Bellefontainé 1974. 131–195. (Spiritualitè orientale. 14). 480 . Loudovikos N. The trinitarian foundations and anthropological consequences of st. Augustine’s spirituality and byzantine «mysticism»//Philoteos. 2001. 1. 122–130. 481 . Louf André. Alcune costanti spirituali nelle tradizioni esicaste d’Oriente e Occidente//VM 9 .1525). 33–66. 482 . Louth A. The origins of the Christian mystical tradition: From Plato to Denys. Oxford 1981. 483 . Louth A. Knowing the unknowablë hesychasm and the Kabbalah//Sobornost. 1994. 16:2. 9–23. 484 . Lozano J. M. The doctrine and practice of poverty in early monasticism//Claretianum. 1976. 16. 5–32. 485 . Malone E. E. The Monk and the Martyr//Antonius Magnus Eremita, 356–1956. 4 .460). Roma 1956. 201–229. 486 . Mantzaridis G. I. Ο νηπτικο πατρες κα σγχρονος νθρωπος//GP 1967. 50. 203–211. 487 . Mantzaridis G. I. The deification of man/Introd. Kallistos Ware, bp. Crestwood 1984. 136. 488 . Mantzaridis G. I. La déification de l’homme//Contacts. 1988. 40(141). 6–18.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

12. С. 6; Архипастырские труды//Там же. 1955. 10. С. 12-13; 11. С. 7; 1956. 2. С. 22; 10. С. 8; 12. С. 13; 1957. 4. С. 9; 9. С. 8; 1958. 4. С. 6; 7. С. 18; 1959. 3. С. 16; Определения Свящ. Синода: [Назначен епископом Берлинским]//Там же. 4. С. 6; В Западной Германии//Там же. 12. С. 21; Петр (Л " Юиллье), архим. Пребывание в СССР группы священников экзархата Московской Патриархии в Зап. Европе//Там же. 1960. 8. С. 22; Указы Свят. Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 12(25) февр. 1962 г.: [Возведен в сан архиепископа]//Там же. 1962. 3. С. 10; Иванов И. Празднование 85-летия Свят. Патриарха Алексия//Там же. 1963. 1. С. 5; Из жизни епархий//Там же. 2. С. 45-46; 1964. 1. С. 20; 1967. 2. С. 34-35; 1968. 4. С. 18; 10. С. 18; 1971. 1. С. 27; 1983. 4. С. 25; 1984. 2. С. 25; 5. С. 33; 1985. 1. С. 32-33; 5. С. 23; 10. С. 54-55; Награждения архиереев РПЦ: [Награжден правом ношения креста на клобуке]//Там же. 1963. 6. С. 10; [Пасхальное паломничество в Святую Землю]//Там же. 1967. 6. С. 9; Вечная память почившим//Там же. 1969. 2. С. 30; 5. С. 30; 9. С. 33; 1973. 11. С. 38; 1974. 10. С. 39; 1975. 2. С. 33; 6. С. 20; 12. С. 37; 1980. 6. С. 25; 7. С. 42; 1982. 2. С. 25; Определения Свящ. Синода: [Вызван к участию в летней сессии Синода]//Там же. 1972. 7. С. 1; Патриаршие награды: [Возведен в сан митрополита]//Там же. 10. С. 1; Высокопреосв. Иоанн, митр. Псковский и Порховский (к возведению в сан митрополита)//Там же. 1973. 1. С. 18-19; Патриаршие награды: [Награжден 2-й панагией]//Там же. 1977. 11. С. 3-4; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 322-324; Патриаршие награды: [Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени]//ЖМП. 1980. 5. С. 9; Патриаршие награды: [Награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени]//Там же. 1984. 2. С. 5; Малык К., прот. Высокопреосв. митр. Иоанн [(Разумов): Некр.]//Там же. 1990. 12. С. 42-44; Цыпин. История РЦ. С. 264, 310, 741; Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Свят. Патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Т. 34. С. 119, 150, 184; Любартович В.

http://pravenc.ru/text/469536.html

L., 1938; Dix G. The Shape of the Liturgy. L., 1945; Киприан (Керн), архим. Евхаристия. П., 1947; М., 19992. С. 6-112, 184-273; Audet J. P. Esquisse historique du genre littérraire de la ‘bénédiction " juive et de l " ‘eucharistie " chrétienne//RB. 1958. Vol. 65. P. 371-399; idem. Genre littéraire et formes cultuelles de l " eucharistie: ‘Nova et vetera "http://Ephemerides Liturgicae. 1966. Vol. 80. P. 353-385; Sauget J. M. Bibliographie des Liturgies Orientales, 1900-1960. R., 1962; Τρεμπλας Π. Αρχα κα χαρακτρ τς χριστιανικς λατρεας. Αθναι, 1962, 19982 (Συμβολα ες τν στοραν τς χριστιανικς λατρεας; Τ. 1); idem. Λειτουργικο τποι Αγπτου κα Ανατολς. Αθναι, 19982 (Συμβολα...; Τ. 2); idem. Λειτουργικο τποι τς Δσεως κα Διαμαρτυρομνων Agenda. Αθναι, 19982 (Συμβολα...; Τ. 3); Jeremias J. Die Abendmahlsworte Jesu. B., 1963; Ligier L. Magnae orationis eucharisticae, seu Anaphorae origo et significatio: (Ad usum privatum auditorium). R., 1964; idem. Il sacramento dell " eucaristia (Ad uso degli studenti). R., 1977; Παντελεμονος (Ροδπουλος), μητρ. Ο καθαγιασμς τν δρων τς Θεας Εχαριστας. Θεσσαλονκη, 1967, 20002. (Λειτουργικ Βλατδων; 3); Θουντολης Ι. Η εχ τς ναφορς το γου Επιφανου Κπρου. Θεσσαλονκη, 1967; Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica [тексты большого числа А.]; Bouyer L. Eucharistie: Théologie et spiritualité de la prière eucharistique. Tournai, 19682; Успенский Н. Д. Анафора: Опыт ист.-литургического анализа//БТ. 1975. Сб. 13. С. 40-147; Ratcliff E. T. Liturgical Studies. L., 1976; Talley T. The Eucharistic Prayer of the Ancient Church according to Recent Research: Results and Reflections//Studia Liturgica. Rotterdam, 1976. Vol. 11. P. 138-158; idem. From Berakah to Eucharistia: A Reopening Question//Worship. Collegeville (Minnesota), 1976. Vol. 50. P. 115-137; idem. The Literary Structure of the Eucharistic Prayer//Ibid. 1984. Vol. 58. P. 404-420; Betz J. Eucharistie in der Schrift und Patristik//Handbuch der Dogmengeschichte.

http://pravenc.ru/text/115030.html

Екатерины на Синае) - И. З. с посохом в руке внизу на левой створке (см.: Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai/Ed.: R. S. Nelson, K. M. Collins; The J. P. Getty Museum. Los Ang., 2006. Cat. 58). В композициях «Страшный Суд» в иконописи и в монументальной живописи И. З. изображается восседающим вместе с др. апостолами по сторонам Христа-Судии. Имена апостолов или начальные буквы имен пишутся на листах раскрытых книг, как на синайской иконе (2-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Часто И. З. бывает представлен рядом с ап. Андреем (фреска Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). Жестикуляция И. З. может быть различна: поднятая рука в пророческом, указующем или благословляющем жесте. В минеях изображения И. З. помещены под 30 апр.: в греко-груз. рукописи (XV в.), на минейных иконах (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен; кон. XVI в., КГОИАМЗ) и др. Чтимая икона И. З. (нач. XX в.?), на к-рой апостол изображен в рост с Евангелием в руках, находится в ц. Казанской иконы Пресв. Богородицы в Казенной слободе в Москве, где освящен придел во имя И. З. Лит.: K ü nstle K. Ikonographie der Heiligen. Freiburg i. Br., 1926. S. 316, 326; The Saints: A Concise Biographical Dictionary. N. Y., 1958; Reau. Iconographie. Vol. 3/2. P. 69, 74; LCI. Bd. 7. Sp. 23-39; Byzantium at Princeton: Byzantine Art and Archeology at Princeton University: Catalogue of an Exhibition at Firestone Library. Princeton, 1986; Ендольцева Е. Ю. Становление иконографии св. апостолов Иоанна и Иакова Заведеевых//БТ. 2005. Т. 40. С. 148-165. Лит.: Антонова, Мнева. Т. 1. Кат. 46. С. 183; Weitzmann K., Chatzidakis M., Miatev K., Radoj ic S. A Treasury of Icons 6th to 17th Cent. from the Sinai Peninsula, Greece, Bulgaria and Yugoslavia. N. Y., 1966. N 39. Р. XXVI-XXVII; Θησαυρο το Αγου Ορους. Σειρ Α. Εκονογραφημνα Χειργραφα/Σ. Πελεκανδου, Π. Κ. Χρστου, Χ. Μαυροπολου-Τσιομη, Σ. Ν. Καδ. Αθναι, 1975. Τ. 2. Εκ. 5, 31, 294, 295. Σ. 28, 46, 170, 171; Смирнова Э. С., Лаурина В.

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010