опосредованно, благодаря английскому переводу статьи Н. Д. Успенского «Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII в.» (БТ. 1975. Сб. 13. С. 148-171), в которой резюмируется текст К. (см.: Там же. С. 157-160). Трагические события 1917-го и последующих годов не дали осуществиться другим исследовательским планам К., о содержании которых в настоящее время по причине гибели архива ученого можно судить лишь отчасти (см.: Пивоварова. 2004. С. 428). Свящ. Михаил Желтов Арх.: Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-89305, Д. П-66773; Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. Р-2377. Соч.: Литургика: Лекции И. А. Карабинова, 1905/6 уч. г. СПб., 1906. Литогр.; Лекции по литургике проф. И. А. Карабинова. СПб., 1907. Литогр.; Лекции по литургике, чит. студентам 4-го курса СПбДА в 1909/1910 уч. г. СПб., 1910. Литогр.; Лекции по литургике, чит. студентам СПбДА в 1910/1911 уч. г. СПб., 1911. Литогр.; Лекции по литургике, чит. студентам СПбДА в 1911/1912 уч. г. СПб., 1912. Литогр.; Лекции по литургике, чит. студентам 3-го курса СПбДА в 1914/1915 уч. г. СПб., 1915. Литогр.; Евхаристическая молитва (анафора): Опыт ист.-литург. анализа. СПб., 1908; Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. М., 2004р; К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне//ХЧ. 1911. 5/6. С. 627-643; К истории Иерусалимского устава//Там же. 1912. 3. С. 360-382; 4. С. 483-494; [Рец. на кн.:] Кекелидзе К. С., прот. Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1911//Там же. 5. С. 646-651; Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Там же. 1915. 6. С. 737-753; 7/8. С. 953-964; Студийский типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава: (Речь на годич. акте СПбДА 8 марта 1915 г.)//Там же. 9. С. 1051-1062; Отзыв о труде прот. М. Лисицына: «Первоначальный славяно-русский типикон: Ист.-археол. исслед.». СПб., 1911//Сб. отчетов о премиях и наградах, присуждаемых имп. АН за 1912 г. Пг., 1916. С. 312-368; «Наместная» икона древнего Киево-Печерского мон-ря//Сообщ. ГАИМК. 1927. Т. 5. С. 102-113; Полузабытый опыт реставрации древнерус. икон//ИзвГАИМК. 1929. Вып. 2. С. 328-329; «Тураев как литургист»: Слово, произ. 31 авг. 1920 г. в сороковой день по кончине Б. А. Тураева//ХВ. Н. с. 2001. Т. 2(8). С. 376-385. Ист.: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1906/7 уч. г. (в извлеч.). СПб., 1907. С. 257; То же, за 1909/10 уч. г. 1910. С. 35; [О выдвижении соч. И. А. Карабинова… «Постная Триодь» на премию митр. Григория]//Там же, за 1910/11 уч. г. 1911. С. 171-175; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий... на 1917 г. Пг., 1917. С. 8; «Дело» митр. Вениамина: (Петроград, 1922 г.). М., 1991. С. 12, 39, 87; Собор, 1918. Деяния. 1994. Т. 1. С. 72; СПб мартиролог. 1999. С. 56; 2002 2. С. 120; Ленингр. мартиролог. Т. 5. С. 86.

http://pravenc.ru/text/1470375.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Деятельность патриарха Никона. Церковный раскол 730. Лебедев Л., прот. Патриарх Никон : (Очерк жизни и деятельности)//БТ. 1982. Сб. 23. С. 154–199; 1983. Сб. 24. С. 139–170. 731. Священной памяти Святейшего патриарха Никона , 1681–1981//БТ. 1982. Сб. 23. С. 200–201. 732. Ундольский В. М. Отзыв патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича: (Новые материалы для истории законодательства в России)//БТ. 1982. Сб. 23. С. 202–263. 733. Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII в.//БТ. 1975. Сб. 13. С. 148–171. 734. Успенский Н. Д. Русский церковный раскол XVII в. как следствие коллизии двух богословий//ВРЗЕПЭ. 1978. 97/100. С. 99–135. См. также 2389, 2395. 1700–1917 гг. 735. Федоров В. А. Церковь и государство в XVIII – нач. XX в.: историографический и источниковедческий аспекты изучения проблемы//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 156–163. 736. Фирсов С. Л. Актуальные вопросы изучения истории синодального периода Русской Православной Церкви//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 269–275. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как бы то ни было, возможны (и исторически существовали) различные типы гуманизма (как и рационализма, эмпиризма, пессимизма, традиционализма и т. п.). Эти нюансы и их право быть отмеченными и зафиксированными sub specie historiae и хотелось бы здесь это подчеркнуть. 65 Jevti A. Rencontre de lascolastique et de l’hésychasme dans l’oeuvre de Nilus Cabasilas//L’art de Théssalonique et de pays Balkaniques et les courants intellectuels au XIV e siècle. Recueil des rapports du IV e colloque serbo-grec (Belgrade, 1985). Belgrade, 1987. P. 149–157, esp. 149–152, 155, 157 (кстати, Высокопреосв. Афанасий (Йевтич) говорит о двух типах гуманизма – первом и третьем, по нашей классификации); Βλχος Ι., αρχιμ., Ογιος Γρηγριος Παλαμς ως αγιορετης, Λεβαδεα, 1992. Σελ. 320. 66 Meyendorff J. Byzantine theology. P. 78. См. также: Прохоров Г. М. Русь и Византия...; Его же. К истории литургической поэзии...; Успенский Л. А. Исихазм и гуманизм – палеологовский расцвет//Его же. Богословие иконы Православной Церкви. М.; Киев, С. 187–205, особ. 194 ; Ρντοβιτς А., ιερομ. Τа μυστριον τς Αγας Τριδος κατ τον γιον Γργορων Παλαμν. Σελ. 26 (см. также все Введение); Sinkewicz R. E. Christian Theology and the Renewai... P. 351; Васильев A. Андрей Рублев и Григорий Палама //ЖМП. 1960. 10. С. 33–44. 67 Мейендорф И. Ф., протопресвитер. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке//Его же. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 565; Медведев И. П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. С. 111; и др. 68 Острогорский Г. А. Афонские исихасты и их противники (К истории поздневизантийской культуры)//Записки Русского Научного института в Белграде. 1931. Вып. 5. С. 349–370; Лосский Вл. Н. Апофазаитроическое богословие//БТ. 1975. Т. 14; Его же. Богословие образа//Там же; Его же. Богословие света в учении св. Григория Паламы //ЖМП. 1968. 3–4 ; Его же. Богословское понятие человеческой личности//БТ. Т. 14; Его же.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Церковный строй 534. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. К вопросу происхождения диаконата/Архим. Кирилл (Гундяев)//БТ. 1975. Сб. 13. С. 201–207. 535. Конидарис Г. О так называемом различии видов церковного строя в раннем христианстве (34–156 гг.): [Пер.]//ВРЗЕПЭ. 1961. 37. С. 48–60; 38/39. С. 127–141; 40. С. 216–226. Результаты филологического и ист. исследования. 536. Логинов А. О церковной организации в доникейский период//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 37–42. 537. Лоллий (Юрьевский) , архиеп. Могилевский. Александрия и Египет: (Гл. из церк.-ист. исследования «Украинская лжеиерархия (Липковщина)»)//БТ. 1978. Сб. 18. С. 136–179; 1980. Сб. 21. С. 181–220; 1983. Сб. 24. С. 46–96; 1984. Сб. 25. С. 57–153. См. также 441, 481, 2381. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

361 . Лихачев Д. С. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры: (Конспективное изложение концепции)//Историко-филологические исследования. Сборник статей памяти акад. И. И. Конрада. М., 1974. 362 . Лобова Л. Ю. Состояние византийской Церкви конца XIII – начала XIV в. в восприятии патриарха Афанасия I//АДСВ. 1997. Вып. 28. 363 . Лобова-Костогрызова Л. Ю. Духовное наставничество в Византии: Феолипт Филадельфийский и Ирина-Евлогия Хумнена//Мир Православия. Волгоград, 2000. Вып. 3. 364 . Лобовикова К. Я. Св. Г ригорий Палама и его сторонники в письмах Григория Акиндина//Средневековое общество в социально-политическом и культурном аспекте. СПб., 2001. 365 . Ломизе E. М. Варлаамизм и византийское латиномыслие. Просопографические наблюдения//Византия между Западом и Востоком. 366 . Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука//Его же. Бытие – Имя – Космос. М., 1993. 367 . Лосев А. Ф. История античной эстетики: (ранняя классика). М., 1963. 368 . Лосев А. Ф. Комментарий//Псевдо-Аристотель. О мире. 369 . Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. 370 . Лосский Вл. Н. Апофаза и троическое богословие//БТ. 1975. Т. 14. 371 . Лосский Вл. Н. Богословие образа//Тамже. 372 . Лосский Вл. Н. Богословие света в учении св. Григория Паламы //ЖМП. 1968. 3 –4 . 373 . Лосский Вл. Н. Богословское понятие человеческой личности//БТ. Т. 14. 374 . Лосский Вл. Н. «Видение Бога» в византийском богословии//БТ. 1972. Т. 8. 375 . Лосский Вл. Н. Догматическое богословие//Мистическое богословие. Киев, 1991. 376 . Лосский Вл. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Там же. 377 . Лосский Вл. Н. Паламитский синтез//БТ.Т. 8. 378 . Лосский Вл. Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. М . , 1996. 379 . Лосский Н. О. Ценность и бытие//Его же. Бог и мировое зло. М., 1994. (Библиотека этической мысли). 380 . Лотман Ю. М. Единство текста//Его же. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. 381 . Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике. Ч. 1. Введение, теория стиха//Ю. М. Лотман и московско-тартуская семиотическая школа. М., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1964. Vol. 77. P. 65-119; Janeras V. M. La partie vespérale de la liturgie byzantine des Présanctifies//OCP. 1964. Vol. 30. P. 193-222; Θουντολης Ι. Μ. Η λειτουργα τν προηγιασμνων κα α εχα τν ντιφνων το λυχνικο//Επιστημονικ πετηρς Θεολογικς Σχολς Πανεπιστημου Θεσσαλονκης. Θεσ., 1966. Τ. 11. Σ. 269-301; idem. Λειτουργα Προηγιασμνων Δρων. Θεσ., 1971. (Κεμενα λειτουργικς; 8); Winkler G. Der geschichtliche Hintergrund der Präsanktifikatenvesper//Oriens Chr. 1972. Bd. 56. S. 184-206; eadem. Uber den Busscharakter der byzantinischer Missa Praesanctificatorum//EphLit. 1974. Vol. 88. P. 117-123; Breslich-Erickson H. The Communion Hymn of the Byzantine Liturgy of the Presanctified Gifts//SEC. 1973. P. 51-73; Taft R. F. A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1975. Vol. 2: The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom; 2000. Vol. 5: The Precommunion Rites; 2008. Vol. 6: The Communion, Thanksgiving, and Concluding Rites. (OCA; 200, 261, 281); idem. Home-Communion in the Late Antique East//Ars Liturgiae: Worship, Aesthetics and Praxis: Essays in Honor of N. D. Mitchell. Chicago, 2003. P. 1-25; Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении рус. богослужебных книг в XVII в.//БТ. 1975. Сб. 13. С. 148-171; он же. К вопросу о происхождении литургии Преждеосвященных Даров//ЖМП. 1976. 2. С. 71-78; он же. Литургия Преждеосвященных Даров: Ист.-литург. очерк//БТ. 1976. Сб. 15. С. 146-184; Parayday T. A Communion Service in the East Syrian Church: Diss. R., 1980; Arranz M. La liturgie des Presanctifiés de l " ancien Euchologe byzantin//OCP. 1981. Vol. 47. P. 322-388; Mitchell M. Cult and Controversy: The Worship of the Eucharist Outside Mass. N. Y., 1982; Слуцкий А. С. Чинопоследование вечерни литургии Преждеосвященных Даров в слав. Служебниках XII-XIV вв.//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 119-132; idem. ( Slutskij A. S.) Early Slavonic Versions of the Liturgy of the Presanctified Gifts//Scrinium.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

Литература Древнего Востока. М., 1971 Памятники мирового искусства. Искусство Древнего Востока. М., 1968 Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973 Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980, т. 1-2 Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981 8. История библейского текста и переводов Анатолий (Кузнецов), еп. Св. Писание на литовском языке в связи с историей библейского текста. — ЖМП, 1974, # 7 Астафьев Н. А. Опыт истории Библии в России. СПб., 1889 Вигуру Ф. Указ. соч., с. 137-205 Воронцов Е. Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт. Серг. Посад, 1909 Евсеев И. Е. Очерки по истории славянского перевода Библии. Пг., 1916 Логачев К. Труд профессора И. Е. Евсеева по истории славянской Библии. — ЖМП, 1972, # 8 Его же . Библейская комиссия и изучение истории Библии у славян. — ЖМП, 1974, # 7 Его же . Основные проблемы греческой и славянской библейской текстологии. — ЖМП, 1974, # 1 Его же . Издания русских переводов Библии. — ЖМП, 1975, ## 7,11 Его же . Критические издания текстов Свящ. Писания. — ЖМП, 1971, ## 6,11; 1972, # 2 Его же . Критические издания текстов Свящ. Писания. — БТ, М., 1975, вып. 14 Рижский М. И. История переводов Библии в России. Новосибирск, 1898 Сказания о начале славянской письменности. М., 1981 Чистович И. А. История перевода Библии в России. СПб., 1899 9. Словари и энциклопедии Гастингс Дж. Библейский словарь. Нью-Йорк, 1963 (машинопись) Мифы народов мира. Энциклопедия. Под ред. С. А. Токарева. М., 1980-1982, т. 1-2 Михайловский Б., прот. Библейский богословский словарь. СПб., 1899 Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная полная библейская экциклопедия. СПб., 1892, вып. 1-4 Нюстрем Э. Библейский словарь. Торонто, 1980 Солярский Н. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1892, т. 1-5 РАЗДЕЛ II. Пятикнижие 1. Переводы текстов Пятикнижия Пятикнижие. Пер. Вадима (о. И. Кельсиева). Лондон. Библейское общество, 1860 Пятикнижие. Пер. Л. И. Мандельштам. Берлин, 1862 Пятикнижие. Пер. И. С. Герштейна и Л. О. Гордона. Вильна, 1875

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

пер.: Августин Иппонский, блж. Исповедь/Пер. М. С. Сергеенко, изд. подгот. А. А. Столяров. М., 1991. С. 144-145. (Памятники религ.-филос. мысли). Лит. по истории А.: Гавриил [Голосов], архим. Руководство по литургике, или Наука о богослужении… Тверь, 1886. М., 1998р. С. 64-74; Keating A. The Agape and Eucharist in the Early Church. L., 1901; 1969р; Batiffol P. Agape//Études d " histoire et de théologie positive. P., 1902. P. 279-311; idem. L " agape//DTC. P., 1926. T. 1. Col. 551-556; Hoffmann J. Das Abendmahl im Urchristentum. B., 1903; Holtzmann O. Das Abendmahl im Urchristentum//ZNW. 1904. Bd. 5; Ermoni V. L " agape dans l " Église primitive. P., 1904; Goltz E. von der. Tischgebete und Abendmalsgebete in der Altchristlichen und in der Griechischen Kirche//TU. 1905. Bd. 19. S. 57-67; Соколов П. Агапы, или Вечери любви в древнехристианском мире. Серг. П., 1906; Карабинов И. Евхаристическая молитва (анафора). СПб., 1908. С. 8-19; Klein G. Die Gebete in der Didache//ZNW. 1908. Bd. 9. S. 132-146; LeClercq F. Agape//DACL. Т. 1. Col. 775-818; Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 25, 49-54, 76-85, 142-145; Cole R. L. Love-feasts: A History of the Christian Agape. L., 1916; Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Серг. П., 1918. М., 1996р. [Ч. 2:] Литургика. С. 15-18; Lietzmann H. Messe und Herrenmahl. Bonn, 1926 V ö lker K. Mysterium und Agape. Gotha, 1927; Hanssens J. M. L " Agape et l " Eucaristie//Ephemerides liturgicae. Vol. 41. P. 525-548; Vol. 42. P. 545-571; idem. Institutiones liturgicae de ritibus orientalibus. R., 1930. Vol. 2; idem. La Liturgie d " Hippolyte. R., 1959, 19652. P. 146-152, 489-491. (OCA; Vol. 155); Goossens W. Les origines de l " Eucharistie: Sacrement et Sacrifice. P., 1931; Stephanides B. Ein Überrest der alten Agapen in der griechischen Kirche//ZKG. 1933. Bd. 52. S. 610-613; Dix G. The shape of the Liturgy. Cap.: Lord " s supper. L., 1945. P. 82ff.; Киприан (Керн), архим. Евхаристия. П., 1947. С. 58-64. М., 19992. С. 37-43; Reicke B. Diakonie, Festfreude und Zelos in Verbindung mit der altchristlichen Agapenfeier. Uppsala, 1951; Бубуруз П., свящ. «Апостольское предание» св. Ипполита Римского как литургический памятник//БТ. 1975. Сб. 13. С. 181-200; Hamman A. Quelle est l " origine de l " agape?//Studia Patristica. Vol. 10. P. 351-354; Амусин И. Кумранская община. М., 1972. С. 83; Hauschild W.-D. Agapen//TRE. Bd. 1. S. 748-753; Ferguson E. Early Christians Speak. Abilene, 1987; idem. Agape meal//ABD. Bd. 1. P. 90-91.

http://pravenc.ru/text/63076.html

Ищенко Д. С. Древнерусская рукопись XII в. «Устав Студийский»: Автореф. канд. дис. Од., 1968; он же. «Устав Студийский» по списку XII в. (фрагменты)//Источники по истории русского языка. М., 1976; он же. Церковные и монастырские уставы//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 305–313; он же. Старейший русский список Студийского устава//Исследования источников по истории русского языка и письменности. М., 1996; Афанасий (Сахаров) , еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви//ВРЗЕПЭ. 1969–1976. М., 1995п. СПб., 1999п; Talev I. Some Problems of the Second South Slavic Influence in Russia//Slavist. Beitr. Мьпсн., 1973. Bd. 67; Неаполитанский А., свящ. Церковный устав в таблицах. М., 1894, 1992р; Taft R. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and other Preanaphoral rites of the history of the Liturgy of John Chrysostom. Rome, 1975, 19782. (OCA; 200); Момина М. А. Песнопения древних славяно-русских рукописей//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей... М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 448–482; она же. Постная и Цветная Триодь//Там же. С. 389–419; она же. Вопросы классификации славянской Триоди//ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 25–38; она же. Проблема правки славянских богослужебных гимнографических книг на Руси в XI столетии//Там же. 1992. Т. 45. С. 200–219; Розов Н. Н. Русские Служебники и Требники//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей... 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 314–339; Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке//БТ. 1975. Сб. 13. С. 148–171; он же. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви//БТ. 1978. Сб. 18. С. 5–117; Сб. 19. С. 3–69; Лихачева О. П. Славяно-русский Апостол XI–XIV вв.//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей... М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 420–448; Просвирнин А., свящ. Афон и Русская Церковь : Библиогр.//БТ. 1976. Сб. 15. С. 185–256;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Михаил Степанович (род. 16.09.1941, г. Вязьма Смоленской обл.), богослов, проф. МДА. В 1967 г. окончил Московскую ДС, в 1971 г.- МДА со степенью канд. богословия за соч. по патрологии «Прп. Иоанн Лествичник и начертанный им путь духовного восхождения к совершенству». В том же году оставлен в МДАиС преподавателем. Преподавал в МДС Свящ. Писание ВЗ, сравнительное богословие; в МДА - патрологию, древнеевр. язык, догматическое богословие. С 1975 г. доцент, с 1979 г. профессор. С 1975 по 1983 г. исполнял обязанности секретаря Совета МДАиС. В 1983 г. назначен проректором по учебной работе. В 1985 г. И. была присвоена ученая степень д-ра богословия за совокупность богословских трудов. С 1984 по 2002 г. И. являлся членом редколлегии сб. «Богословские труды». С 1996 по 2000 г. участвовал в разработке «Основ социальной концепции РПЦ», автор разд. «Церковь и экология» (М., 2001). На протяжении ряда лет состоял членом Синодальной богословской комиссии. С 1998 г. И.- член Научно-редакционного совета по изданию Православной энциклопедии и автор многочисленных статей в ней. С 2004 г. заведует кафедрой богословия МДА. В 2005 г. получил звание заслуженного профессора. В 1980-1988 гг. И. являлся участником конференций и богословских собеседований, проходивших по линии ВСЦ и КЕЦ в России и за рубежом, а также конференций правосл. богословских фак-тов и международных конференций, организованных РПЦ. Имеет церковные награды: Патриаршую грамоту (1978), орден св. кн. Владимира 3-й степени (1981), орден св. кн. Даниила Московского 3-й (1996) и 2-й (2006) степени, орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2001), орден свт. Макария, митр. Московского, 3-й степени (2002). Соч.: Особенности библейской терминологии//ЖМП. 1975. 10. С. 72-78; Язык Библии//Там же. 1975. 8. С. 75-80; Христианское отношение к природе//Там же. 1976. 2. С. 40-44; Псалтирь - книга молитвы//Там же. 1979. 9. С. 73-77; Библейская стилистическая симметрия//Там же. 1981. 7. С. 69-72; К вопросу о богословии символа//Там же. 1984. 4. С. 68-74; По Святой Земле//Там же. 1984. 2. С. 13-16; Академическое богословие: (Ист. обзор)//Там же. 1986. 1. С. 59-70; Вера: уверенность, доверие, верность//БТ. 1986. Юбил. сб.: 300-летие МДА. С. 188-192; К проблеме богословского наследия Древней Руси (XI - нач. XIII в.)//Там же. 1989. Сб. 29. С. 20-26; Церковь и мир//О вере и нравственности по учению Православной Церкви: Сб. ст. М., 1991. С. 243-257; Академический устав 1949 г.//БВ. 1996. 2. С. 19-41; Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории//ИВ. 2000. Вып. 5/6 9/10). С. 177-185; К проблеме числа 666//ЖМП. 2001. 3. С. 72-77; О времени основания Церкви//БТ. 2002. Сб. 37. С. 180-189; М. В. Ломоносов и его отношение к науке и религии//Мат-лы конференции МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России. М., 2006. С. 44-58.

http://pravenc.ru/text/200487.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010