В пользу того, что Достоевский, не только начиная, но и заканчивая работу над „Карамазовыми“, склонялся к иному завершению судьбы Алексея после постигших его сомнений и „идеи о цареубийстве“, говорят свидетельства других мемуаристов. Педагог и писатель А. М. Сливицкий (1850–1913), присутствовавший в 1880 г. на пушкинских торжествах в Москве, передает беседу Достоевского с молодежью: „Помолчав, он прибавил: «Напишу еще „Детей“ и умру“. Роман «Дети», по замыслу Достоевского, составил бы продолжение «Братьев Карамазовых». В нем должны были выступить главными героями дети предыдущего романа…» Наконец, немецкая исследовательница Н. Гофман в 1898 г. записала со слов А. Г. Достоевской (или других близких писателю людей): „Алеша должен был, таков был план писателя, по завещанию старца Зосимы идти в мир, принять на себя его страдание и его вину. Он женится на Лизе, потом покидает ее ради прекрасной грешницы Грушеньки, которая пробуждает в нем карамазовщину, и после бурного периода заблуждений н отрицаний, оставшись бездетным, облагороженный, возвращается опять в монастырь; он окружает там себя толпой детей, которых он до самой смерти любит и учит и руководит ими“ (XV, 486). Одна из деталей процесса над Митей представляет нарушение процессуальных правил, аналогичное допущенному в деле Е. П. Корниловой, о пересмотре которого в 1876 г. хлопотал Достоевский. Согласно 693 статье Устава уголовного судопроизводства 1864 г., врачи Герценштубе и Варвинский не могли быть опрошены одновременно и в качестве свидетелей, и в качестве экспертов (см.: кн. XII, гл. III). Это юридическое нарушение могло быть допущено писателем сознательно, чтобы во втором томе „Карамазовых“ оно послужило поводом для кассации и пересмотра дела Мити (см.: XV, 486–487). „Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе, в литературе ругают или хвалят, и никогда еще, по произведенному кругом впечатлению, я не имел такого успеха“, — писал 8 декабря 1879 г. автор о приеме „Карамазовых“ читающей публикой и критикой (XXX, кн. 1, 132).

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

478 Epanag. 111,8. Таким образом, «человеческое общество есть как бы одно тело с двумя головами – царем и патриархом» (Вернадский Г.В. Цит. соч. С. 152). 484 Cm.: Diehl, Ch. Le monde oriental de 395 a 1081//Histoire générale Glotz. Moyen Age, III, 2 edit. Paris, 1944, pp. 39–42, и его же Manuel d’Art Byzantin. 2 edit. Paris, 1925, 1. 486 Об этих причинах см.: Болотов В.В. Указ, соч., Т. III. С. 223–225 и T. IV. С. 243–244, 312–314. 487 Показательно, что в VII веке монофизиты из ненависти к Империи радостно встречали мусульман-арабов как избавителей от ромейского ига. См., например: Gergii Barhebrael. Chronicon ecclesiasticum. Ed. J. AbeloosetTh. Lamy, I. Louvain, 1872, p. 274. To же и у копта Иоанна Никиу – см.: Zoetenberg, Н. Notices et extraits des manuscripts, 24, 1 (1883), pp. 125, 562–594. Можно вспомнить также одновременное покровительство Персидской Империи несторианам и гонение православных: Labourt.J. Le christianisme dans l’Empire perse sous la dynastie sassanide. Paris, 1904. Все это подтверждает несомненную связь Церкви с Империей на основе именно «догматического союза». 489 См. об этом: Dvornik F. Ор. cit., рр. 147–174, и его же Légendes de Cyrille et Méthode, vues de Byzance. Prague, 1935. 490 Голубинский. Краткий очерк истории православных церквей Болгарии, Сербии и Румынии. Москва, 1871. С. 33. 491 См.: Jagic. Codex slavicus rerum grammaticarum. СПб., 1896. С. 9; Mason, А. Сборник в честь на Васил Ню Златарскию София, 1925. С. 119–122; Голубинский. Цит. соч. С. 33. 492 Об этих примерах см.: Dvornik F. Op. cit., рр. 69–70, а также его интересную работу National Church and the Church Universal//East. Church. Quart. July-December 1943. См. еще: Diehl, Ch. L’Eglisegrecque et 1’Hellenisme//Conferences. S.d., p. 48–49. 504 Patrología Orientalis Grafïin-Nau: Petit, L. Documents relatifs au Concile de Florence. Oeuvres anticonciliaires de Marcd’Ephèse, t. XV (col. 1–170); t.XVII (col. 307–524). Из русских переводов мне известны сделанные en. Арсением (Иващенко): Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения касательно нравственной немощи человека/Странник 1872, т. III; Ритора Мануила о Марке Ефесском и Флорентийском соборе/Христианское чтение 1886, т. II. С. 102–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

См., в частности, 109. с. 249–256. 251 Второй Вселенский собор в Константинополе, 381 год правило 3 (149, II, с. 173). 252 149, II, с. 281. 253 Ср. 101, с. 97–153. Некоторые византийские антилатинские полемисты использовали легенду, по которой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Византии. В русле этой традиции Константинополь расценивался как «апостольский» престол, равный (или даже превосходящий) престолам Рима, Антиохии, Иерусалима и т. д. (36, с. 138–299). У главных исихастских писателей этого периода мы этого взгляда не встретим. 254 149, II, с. 237. 258–259. 255 Это мнение комментатора XII века Зонары (149. II. с. 260): ср.: А. Павлов, «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права», Православное Обозрение, 1879, ноябрь, декабрь. 256 149, II, с. 240. 257 См. библиографию в: 14, с. 487. 258 24, с. 222–224. 259 Иоанн Хила, митрополит Эфесский (XIV в.) — 24, с. 396; ср. также с. 389. 260 149, II, с. 224. 261 Ср. 112. с. 1–20 и 24. с. 42–88. 262 О кандидатах в патриархи в Византии см. 14, с. 482–486. Брейе отмечает преобладание монахов среди кандидатов на патриаршую кафедру в палеологовский период и относительно роста престижа монашества считает решающим моментом избрание монаха Афанасия I (1289 год). Можно, однако, возразить, что монах Арсений (1255–1259, 1260–1265 гг.) своей оппозицией Михаилу еще более утвердил престиж монашества. После 1289 года только два патриарха были не из монахов: Иоанн Гликис (1315–1319 гг.) и Иоанн Калека (1334–1347 гг.). 263 Сам Палама говорит об Афанасии как о святом и как об образце для исихастов (107, с. 99 и 109, с. 34, прим. 34). 264 О личности и творчестве Афанасия см. 174; ср. также 12 и недавние работы Н. Д. Барабанова. 265 См. выше, гл. 4. 266 88, с. 136. 267 Второе послание к императору. Изд. 174, с. 6. 268 Проповедь 45, изд. S. Oikonomos, Афины, 1861, с. 45–49: Кавасила, 149 (150), стлб. 728–794. 269 Ср. 149, CL I, стлб. 12Д, 16В и стлб. 292. 270 Cod. Athon. 229 (Chilend. 8), s.XV, pp. 126–130 271

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Имсто то въздвигнется, и ты от многъ познанъ будеши». И по преставлению святаго и по благословению игумена, отиде Генадие в пустыню. И милостию Всемилостиваго Спаса и помощию Пречистыя и молитвами старца Корнилиа създа монастырь чюденъ. 509 443 Лствица – аскетическое сочинение св. Иоанна Лествичника (VI–VII вв.), адресованное инокам Раифского монастыря близ Синая. «Лествица», или «лестница морального восхождения», разделена на 30 глав, или «степеней» (по числу лет жизни Иисуса Христа до крещения и начала проповеди ), первые 23 главы посвящены грехам, остальные – добродетелям. 445 ...великия княгиня Марии, послди же Марфы... – Мария Ярославна, дочь серпуховского князя Ярослава Владимировича, с 1433 г. жена великого князя Московского Василия II Васильевича. После смерти мужа (1462 г.) получила в удел «половину» Ростова. В 1478 г. постриглась с именем Марфа. 446 Брату же его Лукияну... диячески чинъ державшу... – Сохранилась купчая грамота, датированная издателями 70–90-ми гг. XV в. (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV–haчaлa XVI в. М., 1952. Т. 1. 487. С. 367), в которой в числе свидетелей упоминается «великие княгини дьяк Лукьян». А. А. Зимин отождествил его с Лукианом, дядей св. Корнилия (Зимин А. А. Дьяческий аппарат в России второй половины XV–nepboй трети XVI в.//ИЗ. М., 1971. Т. 87. С. 250). 447 ...Кириловъ монастырь... – Кирилло-Белозерский монастырь основан св. Кириллом Белозерским в 1397 г. на Сиверском озере в северо-западной части современной Вологодской области. 448 Анфим – в Синодике Корнилиево-Комельского монастыря 2-й четв. XVII в. поминание рода св. Корнилия начинается так: «Феодосия. Варвары. Анфима». Отсюда можно сделать вывод, что отец св. Корнилия также постригся, приняв в монашестве имя Феодосия. 449 ...к сим же... в Кирилове и нын. – Сведения о книгописной деятельности св. Корнилия находятся в различных источниках. Описи библиотеки Корнилиева монастыря XVII в. фиксируют несколько книг его письма. Не исключено, что автографом св. Корнилия является рукопись РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 2/258 (см.: Понырко Н. В. Корнилий Комельский//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 2. С. 486). 450 ...по лствичному послдованию... – Т. е. совершает духовный подвиг в соответствии с учением, содержащимся в «Лествице» (см. выше). «Лествица» была весьма популярна в заволжских монастырях, в частности в Кирилло-Белозерском монастыре, так что св. Корнилий был хорошо осведомлен о «лествичном последовании».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376CD; 1165 ВС; 1168С. 461 См. III 1, 10–11. 462 Иоанн Дамаскин. Беседа 1 на Преображение 12–13: PG 96, 564С–565А. 463 Песнопения вечерни Преображения. 464 Иоанн Дамаскин. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 2. 465 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 466 О небесной иерархии VII 2: PG 3, 208С. 467 См. 1 3, 29. 468 Косьма Маюмский. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 1. 469 Слова из кондака праздника Преображения. 470 Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение 12: PG 96: 564В. 471 Главы богословские и икономические 1, 48: PG 90, 1100D. 472 Слова из седальна после полиелея на утрени Преображения. 473 Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165D. 474 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 328D–329C. 475 Иоанн Дамаскин. Гомилия на Преображение 7; 10; 12; 15–16: PG 96, 557С; 561D; 564С; 569AB. 476 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1 4: PG 3, 592ВС. 477 Андрей Критский. Гомилия 7 на Преображение: PG 97, 949С. 478 Из богослужения вечерни Преображения. 479 Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 7: PG 3, 645A. 480 Там же, V 2: PG 3, 916С. 481 Максим Исповедник. К Марину: PG 91, 268D. 482 Дионисий Ареопагит. Послание 2: PG 3, 1068A–1069A. 483 Выражение Максима Исповедника. 484 Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию 22: PG 90, 324А. 485 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1240С. 486 Там же: 1076С. 487 Там же: 1088ВС; 1320В. 488 Василий Великий. Послания 1 4: PG 32, 229В. 489 Неизвестно, кто здесь цитируется. 490 Этот текст, приписываемый св. Максиму также в I 3, 20 и III 3, 13, не обнаруживается в его изданных сочинениях. 491 О небесной иерархии III 3: PG 3, 165A. 492 Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068–1069. 493 См. III 1, 9; 18. 494 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1140А; 1144С. 495 Ср. III 3, 3. 496 Григорий Назианзин. Гомилии, 30, 21: PG 36, 132В. 497 Ср. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1076ВС. 498 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 499

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

486 В XXIII-м члене оказано: «никому не дозволяется публично проповедовать или совершать таинства в церкви, если он не будет законно призван и послан (см. Conf. aug. art. XIV). А законно призванными и посланными должно считать тех, которые избраны и определены на это дело людьми, получившими от церкви полномочие избирать и посылать в вертоград Господень». 487 «Известно, говорит митр. Филарет, что сие таинственное действие (т.е. рукоположение) английская церковь , отделяясь от римской, лишила наименования таинства. И, конечно, это сделано не без мысли. Какая же мысль? – Если в епископском рукоположении признаваемо было таинственное действие благодати, то не было нужды лишать оное наимевования таинства. Если же найдено нужным от иерархического рукоположения устранить наименование таинства: то не потому-ли, что решено не признавать в оном таинственного благодатного действия, а признавать оное только простым, обрядовым, церемониальным действием, без апостольского значения и силы? И, таким образом, с прекращением веры в действительную силу апостольского рукоположения, не пресеклось ли внутреннее действие сего рукоположения, хотя и сохранился вид рукоположения? – В семь есть не малое сомнение» (Пр. Об. XIX т. 87 стр.). 494 Обозрение вероисповедных особенностей англиканства можно находить у Рождественского А. Символические и богослужебные книги англиканской церкви, как выражение ее веросознания. См. еще: Соколова В. Иерархия англик. церкви. XV гл. Янышева И. Л. Точно ли вероучение англо-американской церкви есть кафолическое, православное вероучение (Церк Вестн. 1891 г. 15). Хрисанфа арх. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб. 1866 г. 132–153 ст. (тоже в Хр. Чт. 1865 г. II т.; 1866 г. I–II т.). Михайловского В. свящ. Англиканская церковь и ее отношение к православию. СПб. 1864 г. Сергия архиеп. Бес. об основных истинах св. православной веры. Владимир 1893 г. Бес. XXVIII. Джебса еп. лимерийского. Характер англик. церкви. СПб. 1868 г. Вероучение, учреждения и обряды англиканской церкви (перевод). СПб. 1868 г. Булгакова А. Стремления англикан к восстановлению древне-вселенской церковности в Англии (Тр. Киев. Ак. 1893 г. нояб.) Александра еп. Церковь англиканская по праву ли присвояет себе название церкви кафолической? Москва. 1892 г. Остина И. Т. Обзор XXXIX чл. англиканского вероисповедания (Хр. Чт. 1866 г. I т.). Лепорского П. И. XXXIX чл. церкви английской (Хр. Чт. 1904 г. II т.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

E. [E.] Голубинский, – История русской Церкви, T. I. Период первый, киевский или домонгольский. М. 1881. Гл. V, отд. 2, стр. 398 и дополн. на стр. 784. Сказание о блаженном Петре царевиче ордынском. Одна редакция этого трогательного сказания носит заглавие «Житие святого отца Кирила, архиепископа Ростовского, како ходи в татарове с честию, како явися святая Богородица с младенцем и святым Николою и святым Дмитрием великомучеником, како явистася отроку». Она находится в Сборнике (под 854 в 4 д.) Казанской Духовной Академии и напечатана в «Православном Собеседнике», 1859 г., Ч. 1, стр. 360–376 (Ν. В. стр. 371–372). Относится ко времени «не позже XVI в.» – Другая редакция, под заглавием: «Житие блаженного Петра, братанича царева Беркина. Како прииде во страх Божий и умилився душею и пришед из орды в Ростов крестився и како видение виде святых апостол Петра и Павла на поли. Идеже ныне церковь стоит святых апостол Петра и Павла» – помещена в Сборнике XVII в. житий святых, принадлежавшем проф. В. И. Григоровичу. (см. «Прав. Соб.», id., стр. 357, прим.). А-др Н. Веселовский, – Гетеризм, побратимство и кумовство в купальной обрядности («ЖМНП», 1894, февраль. Т. 291, стр. 287–318). Тут приводятся обильные библиографические справки. Brückner, – Heber pobratimstvo bei Polen und Russen im XVI. Jahrh. (Archif f. slavische Philologie, – herausg. νοn V. Jagic. 1893, Вд. XV. SS. 314–315: kleine Mittheilungen). 486 Fr. Kirchner, – Wörterbuch der Philosophischen Grundbegrifte, 3 te Aufl., l. pz, l897. S. 106, Art. Eifersucht. 487 Все приведенные выше афоризмы заимствованы из сборника: Н. Макаров, – Энциклопедия ума или словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков. СПБ., 1878, стр. 271–272. 488 В. de Spinoza, – Ethices pars prima. Propositio XXXV, Scholiuin (Benedicti de Spinoza Opera quotquot reperta sunt. Recognoverunt J. Van Vloten et S. P. N. Land. Vol. I. Hagae Comitum, 1882, p. 151). 489 В. de Spinoza, – Ethices, pars III, Propositiones XXXIII–XXXVIII. (B. de Spinoza Opera, id., pp. 150–154).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После этого летописец пишет о распределении княжеских столов между сыновьями Владимира. В тексте указывается состояние не только на 988 г., но и на более позднее время – после смерти старшего сына Вышеслава в Новгороде. Завершает статью сообщение о создании южного оборонительного рубежа и закладке новых городов. 481 Семенченко Н.В. Из истории русской литературы XIV в.//ВВ. 1992. Т. 53. С. 140–152, там же публикация текста. 482 Прохоров Г. М. Летописные подборки рукописи ГПБ F. IV. 603 и проблема общерусского сводного летописания//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. С. 165–198; Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001. С. 93–160. 483 Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи//НИС. Вып. 6(16). СПб., 1997. С. 56–57. 484 Poppe А. Le traité des azymes Δοντος μητροπολτου τς ν Ρωσα Πρεσθλβας: quand ou et par qui-a-t-il été écrit//Byzantion. 1965. T. 35. P. 504–527; Idem . The Rise of Christian Russia. London, 1982; Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 115–132. 485 Никольский Н. К. К вопросу об источниках летописного сказания о св. Владимире//ХЧ. 1902. 7. С. 89–100; Он же . Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 16. 486 Есть предположение, что Михаил и Леон – реальные иерархи, посланные на Русь при свв. Фотии и Игнатии (IX в.) либо при Владимире. Обзор точек зрения см.: Thomson F. J. The Bulgarian Contribution to the Reception of Byzantine Culture in Kievan Rus’: the Myths and the Enigma//Proceedings of the International Congress Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. XII/XIII. P.219–229; Рапов О.М. Русская церковь в – первой трети XII вв. М., 1988. С. 280–288; Толочко П. Володимир Святий. Ярослав Мудрий. 1996. С. 95–99. 487 Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках//ДГ за 2000 г. М., 2003. С. 7–13; сочинения Фотия: с. 23–83.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

486 Lenhoff G. Early Russian Hagiography: The Lives of Prince Fedor the Black. Wiesbaden: Harrassowitz, 1997. 487 Ibid. P. 438. В другом месте, правда, оговаривается, что заказ на составление Пространного жития Антония поступил в последнее десятилетие XV в. (p. 441). 488 Kloss B. M. Description and Classification of the Manuscripts Lenhoff G. Early Russian Hagiography: The Lives of Prince Fedor the Black. Appendix B. P. 386–425. 491 Matejic M. Slavic Manuscripts from Fekula Collection. Columbus, Ohio, 1983. P. 158. Рукопись указана нам Г. Ленхофф. 493 В Лаврентьевской летописи смерть Федора Ростиславича отмечена под 6808 ультрамартовским годом (ПСРЛ. Т. I, вып. 2. Л., 1927. Стб. 485). 501 Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. С. 223–224. 21 Каган М. Д., Понырко Н. В.,. 502 Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина ТОДРЛ. Т. 35. Л., 1980. С. 7–105. 515 Клосс Б. М., Лурье Я. С. Русские летописи XI-XV вв. Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. С. 117–119. 516 Клосс Б. М., Назаров В. Д. Рассказы о ликвидации Ордынского ига на Руси в летописании конца XV в. Древнерусское искусство XIV-XV вв. М., 1984. С. 308–313; Они же. Летописные источники XV века о строительстве московского Успенского собора Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1989. Вып. 6. С. 30–38. 520 ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 196. Аналогично в Ермолинской летописи и сходных с нею (ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910. С. 121–122). 521 См.: ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 299, 300, 301, 345 (3 раза). О характере употребления термина «гражане» в Успенском летописце см.: Клосс Б. М., Назаров В. Д. Рассказы о ликвидации Ордынского ига на Руси в летописании конца XV в. С. 310. 524 Там же. С. 301. Почти дословно в статье о ярославских чудотворцах, но в противоположном смысле: «И оттоле начаша дивитися и возвестиша всем, и нача-ша звонити. И поидоша вси народи с честию покланяющеся, и целоваху мощи их, и оттоле [не] положиша их в землю, но в том же гробе, на поклонение и лобзание мощей их и на исцеление недужным. И възвестиша епископу Трифону Ростовскому .., той же неверием обдержим, не имяше веры». А перед этим сказано, что князь Александр «гробницу хотяше устроити каменну и покровом драгим окрыти его и свещи поставити» (Там же. С. 276).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

484 См.: Weiher E. Die Dialektik des Johannes von Damaskus in kirchenslawischen Übersetzung. Wiesbaden, 1969. S. 239– 241. (Monumenta linguae Slavicae dialekti veteris. Fontes et dissertationes; Bd. 8). 486 См.: Прохоров Г. М. Книги Кирилла Белозерского//ТОДРЛ. 1981. Т. 37. С. 63; Прохоров Г. М., Розов Н. Н. Переченькниг Кирилла Белозерского//Там же. С. 363, 365. 487 См.: Н. Козмографски и географски одломци Горичког зборника//ЗРВИ. 1981. Т. 20. С. 177–184. 488 Шестоднев, составленный Иоанном Экзархом Болгарским//ЧОИДР. 1879. Кн. 3; Aitzetmüller R. Das Hexaemerondes Exarchen Johannes. Graz, 1958–1975. Bd. 1–7. 489 См.: Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого . М.; Л., 1962; Он же. Предвозрождение на Руси в конце XIV-nepboй половине XV века//Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967. С. 136–182; Прохоров Г. М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы//ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 4–9. 490 См.: Дм. Jobah Лествичник у buзahmujckoj и cmapoj cpnckoj Београд, 1968. С. 203–205. 494 Памятники славяно-русской письменности, изданные Археографическою комиссиею. Великие Минеи Четьи. Октябрь, дни 1–2. СПб., 1870. Стб. 782. 495 Народная библиотека в Софии. 82. Л. 248–269; греческий оригинал (в несколько более пространной редакции) см.: Γρηγορ ου το Παλαμ Συγγρμματα. Τ. Β. Πραγματεαι κα πιστολα γραφεδαι κατ τ τη. Θεσσαλον κη, 1966. Σ. 69–95. 496 Исправленный и дополненный текст статьи, опубликованной в: Cyrillomethodianum. 1993–1994. T. 17–18. P. 201–227. 497 См.: Meyendorff J. Grégoire Palamas et la mystique orthdoxe. Paris, 1959. P. 135–173; Idem. Christ in Eastern ChristianThought. Crestwood, NY, 1975. P. 91–129. 498 Главными источниками для биографии старца Паисия служат его автобиография и биография, написанная его учеником иеромонахом Митрофаном. Оба эти текста изданы нами в кн.: Tachiaos A.-E. The Revival of Byzantine Mysticism Among the Slavs and Romanians in the XVIIIth Century. Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722–1794). Thessaloniki, 1986. Р. 1–150. К сведениям о жизни великого старца, извлекающимся из этих текстов, добавляются те, которые даются в письмах старца, изданных Оптиной пустынью в кн.: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1847. С. 211–269.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010