Подобно тому, как в человеческом теле существуют разные члены, меньшие и большие, различные по важности и значению, по служению (функции) в организме, так же и в теле Церкви существуют различные уды (члены) и существует разница и в благодатных дарах их, и в их благодатном служении ( χαρσματα κα διακονματα λειτουργματα – 1Кор. 12:4–5,28 ; Еф. 4:11–12 ) 486 . Это подчёркивает и апостол Павел, говоря: Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим. 12:4–5 ; ср. 1Кор. 12–28 ; Еф. 4:25 ). Конечно, они различны, с разным предназначением и деятельностью (служением) в теле Церкви, но и все необходимы, все спасительны, все церкве-строительны. Необходим своеобразный иерархический порядок и распределение, благоустройство – τξις ( Кол. 2:5 ; 1Кор. 14:40 ) 487 удов (членов) в теле как в месте (расположении), так и по роли и служению, которую они имеют и которое совершают. Поэтому и говорит апостол Павел беспокойным и немирным коринфянам в конце 14 главы Первого Послания после объяснения порядка и чина, которые должны быть в Церкви: всё (в Церкви) должно быть благопристойно и чинно – εσχημνως κα κατ τξιν – ( 1Кор. 14:40 ) 488 . Отсюда, по словам того же апостола, по порядку Христову, мы имеем в Церкви: одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями ( Еф. 4:11 ; 1Кор. 12:28 ; ср. Фил. 1:1, 2:25 ) 489 . Исключительное положение и большая польза, и лепта (то есть служение) некоторых удов (членов) зависит, без сомнения, от самой Главы, от Христа, Который Духом Святым раздаёт харизмы (благодатные дары) и доверяет различные задания к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф. 4:12 ; 1Кор. 12:4–12 ) 490 . Следовательно, церковную иерархию Бог поставил и Церкви ( 1Кор. 12:28 ) 491 и дал ей особое и большее служение, благодать и власть 492 , как говорит апостол священству Ефеса: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Постепенный характер религиозно-нравственного христианского совершенствования. – «Начало» истинно христианской жизни, «возрождение». – Психологическая сущность «покаянной веры» и ее основные моменты – самоотречение и самопреданность. – Христианская «свобода», как признак, принадлежность и свойство истинной жизни. – Постепенное раскрытие и укрепление этой «свободы» в дальнейшей христианской жизни – с положительной и отрицательной стороны. Раскрытый способ взаимоотношения благодати Божией и человеческой свободы определяет, таким образом, органически постепенный характер нравственного христианского усовершенствования. В силу этого закона, по словам св. Исаака C., всякое наличное состояние жизни получает свой рост от жизни предшествовавшей, и предыдущее требуется для получения последующего 485 . Таким образом, «всякий образ жизни связан с предшествующим, из него заимствует свой рост и переходит в другой, высший» 486 . Достижение христианской святости, нравственного уподобления Христу, по православному учению, имеет свои степени: начало, продолжение и завершение 487 . Начало христианской жизни, в котором собственно и происходит сочетание благодати Божией с человеческою свободой, в богословских системах обычно называется «обращением» человека ко Христу. Этот начальный акт обращения, имеющий для последующей жизни христианина основоположительное значение, всецело сосредоточивается около таинственного возрождения человека в крещении, в нем получает свое завершение, свой истинный смысл, свою подлинную цель, свою, выражаясь образно, печать 488 . Сущность этого глубочайшего внутреннего переворота – «обращения» ко Христу, его основа, на которой собственно созидается и утверждается благодатная духовно-божественная жизнь в личности человека, выражается тем проникающим всю личность человека настроением, которое называется «спасающею верой» 489 . «Вера есть состояние сердца, совмещающее не одно чувство, убеждение и расположение, а несколько» 490 . Основные, характеристические черты, главнейшие моменты спасающей « веры» с особенною рельефностью оттенены в следующих словах Апостола Павла, в которых он определяет сущность своих отношений ко Христу: «все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностъю от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» 491 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Праведный сын, что стоит справа, протягивает руку к своему грешному отцу, что слева, плача, говорит: «Зачем, о мой отец, ты родил меня на земле, чтобы я увидел тебя таким образом? Вот ты будешь отчужден сегодня от меня, твоего сына!». Праведная дочь женщины, что стоит справа, видя свою мать грешную, говорит: «Горе мне, моя мать, зачем ты родила меня в мир, чтобы я увидела тебя таким образом? Вот ты будешь отчуждена от меня сегодня!» ... брат праведный брата грешного. Вообще все чины, будь то на небе или на земле, придут в это место. И ты найдешь ангелов безгрешных стоящими в трепете. Ибо день тот – день печали и смятения. После этого Он скажет голосом бесповоротным: «Пусть грешники возвращаются в преисподнюю». Тотчас, как будет этот страшный глас, ангелы ... В день тот преисподняя откроет свой рот, и бездна разомкнет свои губы и поглотит всех грешников. Благо человеку, который спасется от осуждения в день тот. Это день, когда слава праведников явится и всех святых. После этого, когда Сын человеческий поднимется (с престола) и станет, после того как Он закончит судить мир, тогда небо свернется, как свиток 482 , как если бы оно вообще не было сотворено. Земля – она будет опущена на тысячу локтей, до ее основания. Когда же это случится, Бог сотворит небо новое и землю новую 483 . Он сотворит землю девственную и очистит ее, и праведники будут наслаждаться на ней. Землю ту Бог даст святым в наследие 484 . Со дня того деревьев не будет вторично, ни солнце, ни луна не будут вторично 485 , ни мужчина не женится, ни женщина не выйдет замуж вторично 486 . Небо и земля будут одно. Те, которые на небе, будут сходить на землю, те, которые на земле, будут всходить на небо. О, благо человеку, который будет помнить эти слова и блюсти их, пока он не пришел в то место, в долину Иосафатову. Теперь же, о мои возлюбленные, да будем мы бдительны и да следим за собой, потому что мы не знаем ни дня, ни часа, в который нас посетят и уберут 487 из мира. Благо тем, которых найдут ... ... слово не только о теле, но и о душе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Приведенный рассказ содержит в себе экзегетическую парадигму, которой следовали ранние христиане, читая 53-ю апостол главу Исаии. 486 Они видели в этой главе пошаговое описание истории Страстей и ясное указание на ее искупительный смысл. Не случайно этот текст, отраженный во всех четырех Евангелиях, 487 стал одним из наиболее часто цитируемых в христианской богословской литературе и в литургических текстах в связи с распятием и смертью Иисуса. Рассказ Луки о распятии отличается от параллельных повествований Матфея и Марка рядом существенных деталей: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский ( Лк.23:32 38). Только Лука упоминает о том, что двух разбойников, приговоренных к смерти одновременно с Иисусом, вели на казнь вместе с Ним. И только у Луки мы находим молитву Иисуса о прощении. Этот стих отсутствует в ряде древних рукописей и переводов, что дало повод критикам усомниться в его подлинности. В то же время он присутствует во многих манускриптах и древних переводах, включая сирийскую Пешитту (III век), латинскую Вульгату (IV век). Данные рукописной традиции в пользу и против аутентичности стиха распределены практически поровну. Уже во II веке некоторые рукописи Евангелия содержали его, тогда как в других он отсутствовал. 488 В знаменитом Синайском кодексе IV века стих первоначально присутствовал, затем был стерт, но в VII веке был восстановлен. Ученые, считающие молитву о прощении позднейшей вставкой, обычно указывают на ее сходство со словами Стефана о тех, кто побивал его камнями: Господи, не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Указывают на то, что якобы эта молитва нарушает цельность повествования. 489 На наш взгляд, это суждение слишком субъективно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Псалом 39 В конец. Псалом Давида. Терпеливо уповал 476 я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою, И извел меня из страшного рва и из тинистого болота, и поставил на камень ноги мои, и направил стопы мои. И вложил в уста мои новую песнь, гимн Богу нашему: увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа. Блажен муж, коему имя Господне служит упованием, и он не смотрит на суету и ложные волнения 477 . Много сотворил Ты, Господи Боже мой, чудес Своих, и никто не уподобится Тебе в помышлениях Твоих 478 ; я возвещал и говорил, что они превышают меру 479 . Жертвы и приношения Ты не восхотел, уготовал же Мне тело, всесожжений и (жертв) о грехе ты не потребовал. Тогда Я сказал: вот Я иду, (как) в свитке книжном 480 написано о Мне. Исполнить волю Твою, Боже мой 481 , Я восхотел, и закон Твой – во внутренности Моей 482 . Я благовестил 483 правду в собрании великом; вот, устам моим не возбраню 484 . Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей я не скрывал в сердце моем, истину Твою и спасение Твое я возвещал, не скрывал милости Твоей и истины Твоей от великого собрания. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от меня: милость Твоя и истина Твоя всегда да охраняют меня. Ибо окружили меня беды, коим нет числа, постигли меня беззакония мои 485 , так что я не мог смотреть 486 , умножились более волос на голове моей, и сердце мое оставило меня. Благоволи, Господи, избавить меня! Господи, поспеши 487 помочь мне. Да постыдятся и посрамятся все ищущие погибели 488 души моей, да возвратятся вспять и устыдятся желающие мне зла. Да понесут 489 на себе внезапно посрамление свое говорящие мне: «Хорошо, хорошо!» 490 . Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Господи, и любящие спасение Твое непрестанно пусть говорят: де возвеличится Господь! А я нищ и убог, (но) Господь попечется о мне. Ты – помощник мой и защитник Мой. Боже мой, не замедли 491 ! 478 Так перефразирует Зигабен и изъясняет: никто не может постигнуть мыслей Твоих. Слав. помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. 480 Греч. κεφαλδι– слав. главизне, отдел книги, свиток книжный ( Иез. 2:9; 3:1 ). По изъяснению толковников, разумеются все ветхозаветные пророчества и писания, содержащие пророчества о Мессии – Иисусе Христе. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сказав: “только не в праздник”, потом, найдя предателя, они не ждали времени, но совершили убийство в праздник» 485 . Конечно, шокирует сам факт, что глава Ветхозаветной Церкви, первосвященник и патриарх еврейского народа, вместе с книжниками (теологами) и старейшинами, то есть старцами (евр. газакен – «старец»), составляют заговор против молодого в их понимании человека: еврея – «и не нашли ничего в его защиту, и повесили его накануне Пейсаха… Ешу (то есть Иисус. – О.С.): он был близок к царям (то есть близок к дому царскому. – О.С.)» 486  – из дома царя Давида, плотника и мечтателя, каким Он мог казаться несведущим. Они даже готовы передать его в руки римской власти, что категорически запрещено галахой (то есть авторитетным пониманием Торы. – О.С.), по которой «язычникам еврея не передают ни по какому преступлению» 487 . Сам факт, что они злоумышляли убить еврея ранее судебного разбирательства о Нем, уже считался страшным преступлением против еврейского Закона о судьях (евр. шефтим). В приведенном выше фрагменте из Талмуда о Христе содержатся и злобные слова против автора данного Евангелия, как записано дерзкой рукой: «Матай будет убит, ибо написано: “Матай умрет, и погибнет имя его”» 488 . Хотя в Законе Божием сказано: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» ( Исх.22:28 ), но существовал также очень высокий спрос и с самих судей, где возможные их преступления оговариваются в Торе (Пятикнижие Моисея). Сказано: «Не суди превратно тяжбы бедного твоего» ( Исх.23:6 ) – имеется в виду в пользу богатого, – «и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» ( Лев.19:15 ). Но и сами богатые имели право на беспристрастное рассмотрение их дела. Сказано: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему…» ( Лев.19:15 ). Лицеприятие к нищему – это милосердие, но если нищий неправ, а прав богатый, судья не должен проявлять свое субъективное предпочтение. Сказано: «и бедному не потворствуй в тяжбе его» ( Исх.23:3 ). Положено одинаково справедливо судить и пришельца и туземца.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Следовательно, принимая медицину и ее предписания, отмечает святитель Василий Великий , человек «свидетельствует о славе Божией» 485 . В действительности медик своим искусством и назначаемыми средствами лечения лишь способствует претворению Божественных сил, щедро ниспосылаемых Создателем на всех тварей и на человека. Таким образом, медицина и лечебные средства утрачивают свой мирской характер, выступая в качестве инструментов Промысла Божия, изливающего на все сущее свет Своей славы (см.: Мф.5:45 ). Не оспаривая и не заменяя церковные ритуалы, они являются как бы их опосредованным проявлением, и в конечном счете все сводится к единому выводу, что нет иного врача, кроме Господа, поскольку именно Его славой, Его властью, Его милостью и Его силой медики, будь они верующие или нет, отдавая себе в том отчет или нет, могут оказать больным действенную помощь. Господь исцеляет через лекарство: в этом случае Он действует «через посредство вещей видимых», отмечает святитель Василий Великий 486 . И также Господь действует через врача, осуществляющего надлежащее лечение (logikos) 487 , о чем пишет преподобный Варсануфий: «Во имя Господа вверяем мы себя в руки врачей, уповая на то, что через них Он даст нам исцеление» 488 . Исцеление приходит от Бога Как мы видим, исцеление как таковое исходит от Бога, хотя и осуществляется через естественные процессы. Святитель Феофил Антиохийский напоминает Автолику: «Может случиться тебе заболеть, спасть с лица, утратить силу и бодрость; но в Боге ты обретешь спасение и исцеление, здоровье, бодрость и силу: тебе не ведомо, куда подевались тогда твои силы, здоровье и крепость, из чего они сделались и откуда появились снова. Но ты скажешь мне: “Они образовались из пищи и питья, проходящих через кровь”. Очень хорошо! Но и все это тоже есть творение Господне, устроенное таким образом Им и никем иным» 489 . Эти вопросы затрагиваются еще в Книге Сираха: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание [в еврейском тексте: мудрость врача], и от царя получает он дар. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли ( Сир.38:1–2,4,6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Ст. 2. … явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне… Собственно говоря, это было уже третье откровение Господне Соломону. Первое было в Гаваоне, когда Соломон испросил у Господа мудрость 485 . Второе – при построении храма, когда Господь обещал жить во храме и среди сынов Израилевых под условием соблюдения Его заповедей 486 . Третье – через тринадцать лет после освящения храма, когда Господь открывает Соломону судьбу храма и народа Израильского, – о чем было замечено выше. Но, поскольку о втором случае говорится только, что было слово Господа к Соломону (напр., через пророка), тогда как в других случаях говорится о явлениях Господа Соломону, то и считается их только два. Второе богоявление, подобно Гаваонскому, было так же ночью и в сонном видении, как узнаем из книги Паралипоменон 487 . Ст. 3–5. В первой половине своей беседы, Господь напоминает и повторяет Соломону, что по молитве его Он освятил, построенный им, храм, чтобы пребывать в нем, и обещается утвердить царский престол Соломонов над Израилем во век (т. е. до самых времен Мессии), если только, подобно отцу своему Давиду, Соломон будет ходить в чистоте сердца и в правоте. Ст. 6–9. …Если же вы... отступите от Меня,... то... храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? И скажут: за то, что они оставили Господа, Бога своего... Эти то предупреждающие угрозы гнева Божия и были главной целью беседы и богоявления Божия Соломону, как открывается из дальнейших печальных судеб народа Иудейского. Объюродел впоследствии и премудрый царь Соломон; не убоялся грозных прещений Божиих и легкомысленный народ его, пошел и стал служить иным богам, – и великолепный храм Соломонов разграблен и испепелен Навуходоносором, а сам народ Израильский уведен в неволю за реку Евфрат. Но и по возвращении из плена, и построении второго храма, народ Иудейский не научился понимать своих истинных и духовных интересов, хоть и отстал от язычества. В грубом чувственном ослеплении, он отринул своего Мессию и вознес Его на крест, – и что теперь стало с храмом народа Божия? От него и камня на камне не осталось! Что стало и с народом Израильским, некогда могучим и достопочтенным? Он, именно, стал притчею и посмешищем у всех народов, – как еще раньше угрожал Господь через Моисея 488 ! Что сталось и с самой землей Обетованной, кишевшей, некогда, молоком и медом? Она обратилась в малоплодную пустыню и досталась во власть неверным!... Глава 11, (ст. 9–13, 26–40). Пороки Соломона и предсказания о разделении его царства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так, например, погибшие под обрушившейся силоамской башней ( Лк.13:4 ), сами на других башню не обрушивали. И не за то иудеи были уведены в вавилонский плен, что сами брали в плен 483 . Кроме того, подобно тому как «между сеянием и жатвою определено некоторое время», то и воздаяние не наступает сразу за поступком 484 . Поэтому преп. Марк советует изыскивать не то, от чего пришло то или иное искушение, но как перенести его с благодарностью и без злопамятности 485 . Тех же, кто согрешает, не каясь при этом и не испытывая скорбей, ждёт немилостивый суд 486 . Случается это, как можно сделать вывод из учения преподобного, не из-за того, что Господь отвернулся от человека, а из-за таких язв душевных, которые нельзя исцелить и скорбями. Воздаяние за злые поступки, по учению преп. Марка, могут переходить от одного человека к другому. Это может происходить или по злобе (π κακας) или по любви (π γπης). Отношения по злобе, в результате которых обижается ближний, приводят к тому, что тот, кто обижает, соразмерно тому невольно принимает на себя искушение обижаемого. Например, лишающий чего-либо ближнего своего, принимает на себя искушение лишаемого, клевещущий – оклеветанного, утомляющий – утомляемого и т. п. 487 . Но и в отношениях по любви тоже происходит принятие скорбей ближних. Господь Иисус Христос принял на себя страдания за всех, заповедав так поступать и своим ученикам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Подобно, подражая Господу, поступал ап. Павел: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь » ( Кол.1:24 ). Так поступали, страдая за ближних, и прочие апостолы, пророки, патриархи, святые отцы 488 . Поэтому и освободившийся от страстей не может не скорбеть, так как должен скорбеть о ближнем 489 . Поскольку «внешнее есть порождение внутреннего» 490 , то причиною всех внешних обстоятельств человеческой жизни преподобный называет помысел (λογισμς) 491 или мысль (ννοια) 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Что в Священном Писании сынами Божиими называются и люди, это бесспорно. Но следует ли из этого, что они именуются сынами Божиими в том же смысле, в каком Христос есть Сын Божий? Спаситель называет Себя Единородным, т.е. единственным, Сыном Божиим в следующих своих словах: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (тν Υν Аντο τ Μονογεν), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 484 Греческое слово: μονογενς гр. Толстой переводит словом: однородный, 485 но совершенно произвольно. Даже из общеупотребительных словарей можно видеть, что μονογενς значит и должно значить единородный, единственный, но отнюдь не однородный. Впрочем, если бы это слово даже и не имело того значения, в каком исключительно употребляется, все-таки нельзя было бы в данном месте переводить его так, как переводит Л. Толстой. Весь непосредственный контекст свидетельствует, что речь идет об особом и единственном Сыне Божием, Который обладает чисто-божескими свойствами и от того или иного отношения к Коему зависит судьба людей. 486 Что Христос есть Сын Божий по самой природе Своей, а люди только могут делаться нравственно сынами Божиими, коль скоро станут исполнять волю Божию, об этом говорит Сам же Он и в следующих словах: да будете (δπως γνησθε) сынами Отца вашего небесного. 487 Мысль этого изречения, если возьмем его в связи с последующими словами, такова: Бог есть Отец людей, потому что Он любвеобильно относится ко всем им. А чтобы люди стали в нравственно-сыновние отношения к Нему, они должны бескорыстно любить друг друга, исполняя тем волю Божию. 488 Что люди могут именоваться сынами Божиими лишь по особому благоволению Божию и вследствие надлежащего отношения их к Богу, об этом говорит ап. Иоанн в следующих выражениях: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. 489 Вообще должно сказать, что в евангельском тексте не заключается ни малейшего основания для мысли, влагаемой в него гр. Толстым. Замечательно, что даже рационалисты, но конечно, сведущие и честные, признают, что Христос называл людей сынами Божиими совсем не в том смысле, в каком называл Себя Сыном Божиим. 490

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010