Дан. 12 :3. И разумные будут сиять светом 473 тверди и многие праведные-как звезды 474 , во веки навсегда 475 . Дан. 12 :4. А ты, Даниил, сокрой 476 слова и запечатай книгу 477 до последнего времени 478 , пока многие научатся и умножится ведение“. Дан. 12 :5. И видел я, Даниил, и вот стоят двое других: один по эту сторону устья 479 реки, а другой – по ту сторону устья реки 480 . Дан. 12 :6. И (один) 481 сказал мужу, одетому в льняную одежду 482 , который стоял над водами реки: „когда (будет) конец чудес, о котором ты сказалъ“? Дан. 12 :7. И услышал я от мужа, одетого в льняную одежду, который стоял над водами реки, и поднял он правую и левую руку свою к небу и клялся Живущим во веки, что (будет это): „во время и во времена, и в полувремя 483 , когда окончится разсеяние силы 484 народа освященного, (тогда) и узнают все это“. Дан. 12 :8. И я услышал, но не понял и сказал: „господин! чтоже после сего будет? Дан. 12 :9. И он сказал: „иди 485 , Даниил, ибо сокрыты слова и даже запечатаны до конца времени. Дан. 12 :10. Будут избранные, и убелятся, и как бы 486 огнем испытаны будут 487 , и освятятся многие, а беззаконники будут совершать беззаконие, и все нечестивые не уразумеют 488 , а разумные поймут. Дан. 12 :11. И от времени прекращения всегдашней жертвы 489 и поставления мерзости запустения (пройдет) 490 тысяча двести девяносто дней. Дан. 12 :12. Блажен, кто претерпит и достигнет тысячи трех сот тридцати пяти дней. Дан. 12 :13. А ты иди и почивай, ибо еще (пройдут) дни и часы до полного конца, и успокоишься 491 и возстанешь для (получения) жребия твоего в конце 492 дней“ 493 . Глава 13 494 Дан. 13 :1. В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким. Дан. 13 :2. И взял он жену, по имени Сосанну 495 , она была дочь Хелкия, очень красива и богобоязненна. Дан. 13 :3. Родители ея были праведные и научили дочь свою закону Моисееву. Дан. 13 :4. Иоаким был очень богат, и был у него сад близ двора 496 его, и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех. Дан. 13 :5. И были избраны два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал 497 , что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

День Иеговы есть прежде всего Его суд над избранным народом. «Только вас избрал Я из всех племен земли, – потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» 470 . Ассур, Египет, Навуходоносор – это жезлы гнева Иеговы, орудия Его негодования на Израиля. Суд Иеговы над Израилем производится «пред глазами язычников» 471 . Израиль развеивается между народами и, как мякина, рассеивается по их странам 472 , рассыпается между всеми народами, как рассыпаются зерна в решете 473 , как бы щелочью очищается 474 , расплавляется как серебро в горниле 475 , вымолачивается как зерновой хлеб 476 , истребляется до незначительного остатка 477 . Но затем это есть суд Иеговы над всеми народами, которые отягощали Израиля без сожаления, владычествовали над ним надменно, не хотели признать себя орудием Иеговы. Собираются все народы и над ними производится суд за их высокомерие, за то, что они величались и ругались над народом Иеговы 478 , за то, что воздали Израилю вдвое за грехи его 479 . Народы земли не поняли, что Иегова собрал их как снопы на гумно 480 ; поднимая Иерусалим, как тяжелый камень, они надорвали силы свои 481 , возмездие их обратилось на головы их 482 . Иегова мстит за Израиля 483 ; опустошение народов и развалины их городов – это жертва Иеговы, которую Он заколает для сынов Израилевых, от которой они жиру наедаются досыта и крови напиваются допьяна 484 . Этот суд над народами есть спасение Израиля – его небольшого остатка 485 и явление славы Божией пред всем миром 486 . Иегова Сам, как некогда из Египта, спасает Своего Израиля 487 , утешает его 488 , выкупает его ценою всех народов 489 , дает ему владычество над, всеми народами – в лице восстановленной скинии Давидовой, Отрасли праведной 490 . Великий день Иеговы, начинаясь плачем и рыданием, кончается ликованием и торжеством Иерусалима 491 , светом и радостью 492 , песнью и сердечным веселием 493 , потому что владычество потомков Давида умножится беспредельно 494 и царь Сиона придет праведный и победоносный 495 . Сама природа примет участие в торжестве Израиля: в «тот день» горы будут источать мед и с холмов потечет молоко 496 , – тогда будут новое небо и новая земля, на которой воцарится вечное веселие 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

...и сделался великий вопль (во всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца ( Исх. 12:30 ) Трудно предположить, чтобы в каждом семействе египетском было по несколько мальчиков или юношей, так чтобы в каждом доне был первенец, а между тем Моисей говорит, что не было дома, в котором бы не было мертвеца. Где не было первенцев, там гибли единородные, которые заменяли собой первенцев. Скорбь и казнь была в сем случае одна и та же. В тех же домах, где могло не быть вовсе детей, плач был, конечно, о погибших первородных животных, ибо Египтяне их боготворили, а казнь простиралась от человека до скота. Что особенно горького для Египтян заключалось в том обстоятельстве, что карающая рука ангела-губителя направлена была на их первенцев? На праве первородства и старшинства в семействе основана была вся древняя патриархальная жизнь. Первенец это было нечто самое дорогое в древней семье, ему принадлежала, после главы семейства, власть над прочими членами семьи и господство над домом и родом; он получал преимущественное благословение от отца и двойную часть отцовского наследства, а равно и право домашнего священнодействия, как начаток отцовской силы, по выражению Писания 485 . Таким образом, десятая казнь Божия, разразившаяся над Египтом, поражала самое, так сказать, сердце народной жизни. Гл. XIII, 1–6. Закон о посвящении Богу первенцев При изложении закона о посвящении Богу первенцев следует приметить: место, где он изречен, связь его с законом опресноков, сущность закона о первенцах, и, наконец, самый повод к изречению сего закона. И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца... от человека до скота... ( Исх. 13:1, 2 ). Где изречен был закон о первенцах? В Сокхофе, где Евреи остановились в первый раз, двинувшись из Египта 486 . Здесь же объявил Господь Моисею и Аарону и дополнительный закон о Пасхе по отношению к иноплеменникам 487 . ...(потому что) Мои они, т е. первенцы ( Исх. 13:2 ). В каком смысле здесь Господь называет первенцев своими? В том, что хотя в мире и все Божие, и все подчинено власти Божией, но первенцы еврейские, спасенные от смерти среди всеобщего поражения в Египте, как бы по преимуществу стали Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иер. 20 :7. Ты прельстил меня, Господи, и я прельщен 478 , Ты крепче меня и превозмог, я был в посмеянии всякий день, все позорят меня 479 . Иер. 20 :8. Ибо я горьким своим словом посмеюсь, отвержение и бедствие наведу 480 , потому что слово Господне стало (служить) для меня позором и посмешищем всякий день. Иер. 20 :9. И я сказал: не буду вспоминать имени Господня и не буду более говорить во имя Его, но в сердце моем был как бы горящий огонь, опаляющий кости мои, я совершенно ослабел и не мог удерживать 481 , Иер. 20 :10. Ибо я слышал хулу многих собиравшихся вокруг: нападите, и нападем на него, все друзья его! наблюдайте замыслы его, может быть (как нибудь) 482 ошибется, и мы преодолеем его и отомстим ему за себя. Иер. 20 :11. Но со мною Господь, как сильный ратоборец, посему они (хотя) гнали (меня), но не могли уразуметь 483 , сильно постыжены, ибо не поняли своего безчестия, которое во веки не будет забыто. Иер. 20 :12. И ты, Господи сил 484 , испытывающий праведно, знающий внутренность и сердце! (молюсь тебе) 485 , да увижу мщение Твое над ними, ибо Тебе я вверил 486 защиту мою. Иер. 20 :13. Пойте Господу, хвалите Господа 487 , ибо Он избавил душу убогого от руки лукавых. Иер. 20 :14. Проклят день, в который я родился; день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен. Иер. 20 :15. Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: „родился у тебя сынъ“ 488 , и тем весьма обрадовал его. Иер. 20 :16. Да будет с человеком тем, как с городами, которые ниспроверг Господь в ярости и не раскаялся 489 , да слышит он вопль поутру и рыдание в полдень, Иер. 20 :17. За то, что он не убил меня во чреве матери, и была-бы мать моя гробом моим и чрево (ея) вечно беременным 490 . Иер. 20 :18. Зачем я вышел из утробы, чтобы видеть труды и болезни и окончить в позоре дни мои? Глава 21 Иер. 21 :1. Слово, которое было к Иеремии от Господа, когда послал к нему царь Седекия Пасхора, сына Малхиина, и Софонию, сына Васаиева 491 , священника, говоря: Иер. 21 :2. Вопроси о нас Господа, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, возстал на нас: не сотворит-ли Господь с нами подобного всем чудесам Своим, чтобы он отошел от нас?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Исполины были и в составе населения западной Палестины, как во время Моисея, 483 так и позже. При Давиде исполины были в филистимском войске и один из них вступал в единоборство с Давидом. При самом Иерусалиме был поселок, называвшийся долиною рефаимов. По Нав. 17:15 , рефаимы жили еще где-то на север от Сихема. Кроме этих исполинов в собственном смысле, исполинами могли называться еще Амореи, одно из одиннадцати племен, на которые, по Быт. 10:15 , распалась раса Хананеев и которых пророк называет высокими как кедр и крепкими как дуб, 484 а также Моавитяне, «люди здоровые и сильные». 485 И так, если, по смыслу общечеловеческих преданий, строителями мегалитических памятников могли быть только исполины, то они были, и притом в значительном числе, и на земле Обетованной, и может быть этих именно палестинских исполинов – дольменостроителей, главным образом, и имеют в виду все европейские сказания о постановке мегалитов великанами, как это можно заключать из сказаний о дольменостроителе Геркулесе Тирском, по типу которого образованы местные сказания многих других народов, и у себя дома еще имевших таких или других исполинов, но уже низшего разбора. «Спроси мать рождающую (страну) и скажи ей: почему рождаемые тобою ныне не подобны тем, которые рождены были прежде, но меньше их ростом? И она скажет тебе: одни рождены мною в крепости молодой силы, а другие рождены под старость. Вы теперь меньше станом, нежели те, которые были прежде вас. И те, которые после вас родятся, будут еще меньше вас, аки уже стареющаяся творения и крепость юности преминующая». 486 Позднейшее Палестинское предание обнаруживает даже излишнюю точность в применении этого закона и кенотафиумам первобытных патриархов дает чрезвычайные меры, до 10 и более саженей длины, напр. так называемым гробницам Авеля, Ноя, Сима, Сифа и др. Сравни аналогичные предания других народов. 487 Впрочем, и мы не думаем, чтобы все без исключения мегалитические памятники Палестины принадлежали исполинам-рефаимам, как это полагает Ларте 489  и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Как перефразирует эти слова Елифаза Олимпиодор, «Он [Бог] укроет тебя от лукавого и умеющего клеветать языка – ибо Писание лукавство и клевету называет «бичом языка» – и ты впредь будешь жить без боязни» 485 . Затем Елифаз произносит: Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься, ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою ( Иов. 5:22–23 ). Эти слова помимо свидетельства о том, что праведник пребывает в этом мире в безопасности, ограждаемый силой Божией от всех его многочисленных естественных угроз – смертоносных стихийных явлений, диких животных, – могут интерпретироваться и в ином смысле. Они могут пониматься – в соответствии с мнением Олимпиодора – как мысль о защите человека Богом от «звероподобных» в своей злобе людей – врагов 486 . О том же говорит и Златоуст, считая: Елифаз обещает страдальцу, что в случае примирения Иова с Богом все «внешние будут относиться к Иову миролюбиво» 487 . Кроме того, в интерпретации Двоеслова, они могут восприниматься и как речение о Божественной охране, ограждающей праведника от нападок нашего главного «лукавого противника» – сатаны 488 . Елифаз продолжает обещать Иову многочисленные блага, которые будут ему явлены от Господа в том случае, если он изберет путь покаяния перед Богом за свои грехи: И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь ( Иов. 5:24 ). По мысли Златоуста, Елифаз здесь как бы говорит: твой «дом будет наслаждаться большим миром, и находящиеся [в нем] будут жить в согласии между собою и с тобою» 489 . Елифаз завершает перечень обещаемых Иову благ так: И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время ( Иов. 5:25– 26 ). Тем самым, по мысли святителя Иоанна Златоуста , здесь Елифаз как бы говорит Иову: если примиришься с Богом, завершишь свою жизнь «украшенный всем добрым, разделив близким своим наследство; так ты умрешь, достигнув благословенной старости и не имея недостатка ни в продолжительности времени [земных лет], ни в необходимом для жизни» 490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Лк.23:23 .  Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. Лк.23:24 .  И Пилат решил быть по прошению их, Лк.23:25 .  и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю. Об осуждении Христа на распятие евангелист Лука говорит, по существу, то же, что и Марк ( Мк.15:6–15 ), но с некоторыми изменениями и дополнениями. Так, он сообщает, что Пилат теперь сам созывает членов синедриона и народ, очевидно, для того, чтобы из среды народа могли выступить защитники Христа (стих 13). «Я при вас исследовал» (стих 14). Это как будто противоречит показанию евангелиста Иоанна, который говорит, что Пилат допрашивал Христа наедине ( Ин.18:33 и сл.). Но слова евангелиста Луки не означают, что допрос действительно происходил на крыльце дворца перед глазами всего народа. Пилат говорит только, что они сами видели, что допрос был, Пилат увел Христа внутрь дворца на глазах у них. «Ибо я посылал Его к нему» (стих 15). Это место читается различно. Textus receptus: «я послал вас к нему». У Тишендорфа (согласно с большинством древних кодексов): «он (Ирод) послал Его (Христа) к нам» (Пилат, по римскому обычаю, как представитель императора, выражается о себе во множественном числе). Лучше, несомненно, последнее чтение, как более удостоверенное и в то же время более ясное. Чтение Textus receptus не может быть принято уже потому, что Пилат не посылал Ироду первосвященников. Наш русский перевод держится, очевидно, редакции, сохранившейся в древних сирийских переводах (ср. Меркс, 1905, с. 486–487). «Не найдено в Нем достойного смерти» – точнее: и вот (оказалось по моему и Ирода расследованию), у Него ( ατ – дательный падеж принадлежности при страдательном глаголе) нет ничего сделанного, что было бы достойно смертной казни. «Итак, наказав Его, отпущу» (стих 16). Пилат хочет наказать Христа, чтобы дать некоторое удовлетворение злобе Его врагов. Это наказание не то, о котором говорит евангелист Марк ( Мк.15:15 ), Марк упоминает о наказании, которое было совершено над Христом уже после осуждения Его на смерть. Пилат, очевидно, начал уже сдаваться, уступать врагам Христа. Согласно исследованию Меркса (1905, с. 488) само это наказание было очень тяжелое, именно, бичевание (употребленное здесь греческое слово παιδεω равносильно еврейскому глаголу «рада», который в Талмуде означает очень жестокое наказание, кончающееся иногда смертью).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Модификация происходила, по-видимому, в VI веке и была вызвана развитием гимнографии, которая вытеснила пение псалмов. Содействовало этому и распространение в церковном пении осмогласия, которое впервые становится известным в том же VI веке в Сирии 486 . Немалое значение имело также включение литургии и суточный круг богослужения. По-видимому, последнее обстоятельство и вызвало в канонаре включение в состав служб сочельника литургии. Всем этим можно объяснить начало богослужения «на месте пастырей» на четыре часа раньше указанного в лекционарах. Итак, в VII веке становится известен термин «прокимен» от греческого πρκειμαι – «предлежу», что указывает на место его в богослужении перед тем или иным чтением священных книг. Каким же было назначение аллилуиария? В настоящее время аллилуиарий произносится чтецом Апостола, поэтому аллилуиарии помещены в книге «Апостол». В других богослужебных книгах они также следуют за апостольским чтением. Отсюда возникло представление, будто аллилуиарий идейно связан с апостольским чтением. В литургии аллилуиарий оказался между чтениями Апостола и Евангелия в соответствии с XVII правилом Лаодикийского Собора, согласно которому «не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти един к другому, но чрез промежуток по псалме быти чтению». Но, занимая место в литургии между Апостолом и Евангелием и будучи внесенным в книгу «Апостол», он остается идейно связанным с евангельским чтением. Из всех священных книг высочайшим откровением благовестия Христова являются четыре Евангелия. Поэтому уже в IV веке христиане из особого благоговения к Евангелию выслушивали его стоя (об этом в «Постановлениях апостольских» сказано категорически: «Когда читается Евангелие, пресвитеры, диаконы и весь народ да стоят в полной тишине» 487 ). Слово «аллилуиа» по существу представляет вербальное выражение эмоций благодарности, подобно тому как слово «аминь» – вербальное выражение абсолютного согласия. Оба слова были унаследованы христианами из быта благочестивых евреев еще в апостольское время. В Откровении апостола Иоанна Богослова «радость на небе о падении Вавилона» и приветствие «Царя царствующих и Господа господствующих» выражены с употреблением этих вербальных выражений благодарности и общего согласия. «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуиа! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его. И вторично сказали: аллилуиа!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа!.. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (19,1–2, 3.4. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

оно еще не было сотворено), а вследствие пульсации света в установленной Богом мере» 482 . Преподобный Ефрем Сирин пишет, что первозданный свет на ночь погружался в первозданные воды 483 . Святитель Григорий Нисский делает предположение о вращении первичного света вокруг земли, в результате чего чередовались день и ночь (в первые три дня) 484 . Свет является первым и необходимым условием для многих химических реакций и для развития органической жизни. Б. День второй И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. ...И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом... ( Быт. 1, 6–8 ). В этот день происходит устроение пространственной структуры мироздания. Создается твердь (по-гречески sterewma – опора, основа) – некое основание, фундамент космоса (ср. основавший землю на тверди ее – Пс. 103, 5 ). Однако, как изъясняет святитель Василий Великий , не следует думать, что твердь – это нечто твердое и жесткое в физическом смысле слова. «Напротив того, поскольку все, лежащее выше (то есть ангельские миры), по природе своей тонко... и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью» 485 . Твердь – это оболочка, в которую заключен видимый мир. В. Лосский пишет: «Во второй день Бог окончательно отделяет воды низшие от высших, то есть земной космос, ограниченной «твердью небесной», от ангельских эонов, о которых в дальнейшем книга Бытия ничего не говорит» 486 . Здесь он следует мнению святителя Григория Нисского о том, что «твердь, которая названа небом, есть предел чувственной твари и за этим пределом следует некая умопредставляемая тварь, в которой нет ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры притяжения, ни цвета, ни очертания, ни количества, ни чего-либо иного, усматриваемого под небом» 487 . Соответственно, «воды над твердью» находятся вне нашего космоса. Они, по толкованию преподобного Ефрема Сирина , «пребывают там росой благословений и блюдутся для излияния гнева» 488 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

По другой версии, событие приписывается Марку Аврелию, усыновленному Антонием Пием. По третьей версии, чудо приписывается молитве христиан-воинов в войске Марка Аврелия. 468 По молитвам многих святых, да и просто по отслужении особого молебна, часто проливался обильный дождь на иссохшую, жаждущую землю. 469 «Неразлучно» — по указанию. Lampe. Patristic Greek Lexicon, p.132, Oxford 1961. 470 Разночтение: «чудо». 471 Т.е. нарушение Праотцами заповеди Божией, данной им в раю. 472 По изданию 1861 г. числится за стр.180—192. 473 Т.е. по закону Христову. 474 «Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении. которое быв сначала проповедано Господом в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаяние Духа Свяаго по Его воле?»: 475 Евр.10:26—27, «Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников»: 476 Т.е. праведников, живших до времени Моисеева законодательства и затем в последующее время Ветхого Завета. 477 Т.е. на основании нашей же человеческой природы, воспринятой и обновленной в Богочеловеке. 478 См. прекрасную омилию Св. Григория Паламы, произнесенную в Великую Субботу ( омилия 18-я Св. Григория Паламы. Вся омилия посвящена догмату Искупления. 479 Цитата не в точности отвечает евангельскому тексту, которым мы ныне пользуемся. 480 Точной такой цитаты — нет, но она отражает смысл сказанного в Рим.12:5, 1Кор.12:27. Еф.1:22, 5:30, 4:25. 481 «рака» — пустой человек. 482 Синедрион — верховный суд. 483 Т.е. не представляются слишком обидными названиями. 484 «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым»: 485 «Банею Пакибытия» именуется — крещальная купель, святое крещение. 486 Или: «укрепленный», «приглашенный вновь занять прежнее место». 487 В Евангелии здесь говорится «объядением и пьянством». 488 В Евангелии здесь: «с неверными». 489 В издании 1861 г. числится за стр.192—200.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010