Имсто то въздвигнется, и ты от многъ познанъ будеши». И по преставлению святаго и по благословению игумена, отиде Генадие в пустыню. И милостию Всемилостиваго Спаса и помощию Пречистыя и молитвами старца Корнилиа създа монастырь чюденъ. 509 443 Лствица – аскетическое сочинение св. Иоанна Лествичника (VI–VII вв.), адресованное инокам Раифского монастыря близ Синая. «Лествица», или «лестница морального восхождения», разделена на 30 глав, или «степеней» (по числу лет жизни Иисуса Христа до крещения и начала проповеди ), первые 23 главы посвящены грехам, остальные – добродетелям. 445 ...великия княгиня Марии, послди же Марфы... – Мария Ярославна, дочь серпуховского князя Ярослава Владимировича, с 1433 г. жена великого князя Московского Василия II Васильевича. После смерти мужа (1462 г.) получила в удел «половину» Ростова. В 1478 г. постриглась с именем Марфа. 446 Брату же его Лукияну... диячески чинъ державшу... – Сохранилась купчая грамота, датированная издателями 70–90-ми гг. XV в. (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV–haчaлa XVI в. М., 1952. Т. 1. 487. С. 367), в которой в числе свидетелей упоминается «великие княгини дьяк Лукьян». А. А. Зимин отождествил его с Лукианом, дядей св. Корнилия (Зимин А. А. Дьяческий аппарат в России второй половины XV–nepboй трети XVI в.//ИЗ. М., 1971. Т. 87. С. 250). 447 ...Кириловъ монастырь... – Кирилло-Белозерский монастырь основан св. Кириллом Белозерским в 1397 г. на Сиверском озере в северо-западной части современной Вологодской области. 448 Анфим – в Синодике Корнилиево-Комельского монастыря 2-й четв. XVII в. поминание рода св. Корнилия начинается так: «Феодосия. Варвары. Анфима». Отсюда можно сделать вывод, что отец св. Корнилия также постригся, приняв в монашестве имя Феодосия. 449 ...к сим же... в Кирилове и нын. – Сведения о книгописной деятельности св. Корнилия находятся в различных источниках. Описи библиотеки Корнилиева монастыря XVII в. фиксируют несколько книг его письма. Не исключено, что автографом св. Корнилия является рукопись РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 2/258 (см.: Понырко Н. В. Корнилий Комельский//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 2. С. 486). 450 ...по лствичному послдованию... – Т. е. совершает духовный подвиг в соответствии с учением, содержащимся в «Лествице» (см. выше). «Лествица» была весьма популярна в заволжских монастырях, в частности в Кирилло-Белозерском монастыре, так что св. Корнилий был хорошо осведомлен о «лествичном последовании».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

149, II, с. 237. 258-259. Это мнение комментатора XII века Зонары (149. II. с. 260): ср.: А. Павлов, «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права», Православное Обозрение, 1879, ноябрь, декабрь. 149, II, с. 240. См. библиографию в: 14, с. 487. 24, с. 222-224. Иоанн Хила, митрополит Эфесский (XIV в.) - 24, с. 396; ср. также с. 389. 149, II, с. 224. Ср. 112. с. 1-20 и 24. с. 42-88. О кандидатах в патриархи в Византии см. 14, с. 482-486. Брейе отмечает преобладание монахов среди кандидатов на патриаршую кафедру в палеологовский период и относительно роста престижа монашества считает решающим моментом избрание монаха Афанасия I (1289 год). Можно, однако, возразить, что монах Арсений (1255-1259, 1260-1265 гг.) своей оппозицией Михаилу еще более утвердил престиж монашества. После 1289 года только два патриарха были не из монахов: Иоанн Гликис (1315-1319 гг.) и Иоанн Калека (1334-1347 гг.). Сам Палама говорит об Афанасии как о святом и как об образце для исихастов (107, с. 99 и 109, с. 34, прим. 34). О личности и творчестве Афанасия см. 174; ср. также 12 и недавние работы Н. Д. Барабанова. См. выше, гл. 4. 88, с. 136. Второе послание к императору. Изд. 174, с. 6. Проповедь 45, изд. S. Oikonomos, Афины, 1861, с. 45-49: Кавасила, 149 (150), стлб. 728-794. Ср. 149, CL I, стлб. 12Д, 16В и стлб. 292. Cod. Athon. 229 (Chilend. 8), s.XV, pp. 126-130 149, CL I, стлб. 585А. Клюка отметил значение этого текста (22, с. 343), хотя, вопреки его мнению, в нем нет некоего специфического исследования «трех веков», а только стремление к религиозной цельности. Он также перефразирует известный текст св. Григория Назианзина (149, XXXV, стлб. 1140 С) о легкости, с которой жители столицы обращаются с богословскими вопросами. Вопреки мнению Клюка, в тексте нет речи о литургической практике. См. 109, с. 63 и 132, с. 13-15. 102, I, с. 436-439: ср. русский перевод документа, со ссылкой на древний славянский подлинник, в Трудах Киевской Духовной академии, Киев, 1871, II, с. 555-572.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376CD; 1165 ВС; 1168С. 461 См. III 1, 10–11. 462 Иоанн Дамаскин. Беседа 1 на Преображение 12–13: PG 96, 564С–565А. 463 Песнопения вечерни Преображения. 464 Иоанн Дамаскин. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 2. 465 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 466 О небесной иерархии VII 2: PG 3, 208С. 467 См. 1 3, 29. 468 Косьма Маюмский. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 1. 469 Слова из кондака праздника Преображения. 470 Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение 12: PG 96: 564В. 471 Главы богословские и икономические 1, 48: PG 90, 1100D. 472 Слова из седальна после полиелея на утрени Преображения. 473 Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165D. 474 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 328D–329C. 475 Иоанн Дамаскин. Гомилия на Преображение 7; 10; 12; 15–16: PG 96, 557С; 561D; 564С; 569AB. 476 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1 4: PG 3, 592ВС. 477 Андрей Критский. Гомилия 7 на Преображение: PG 97, 949С. 478 Из богослужения вечерни Преображения. 479 Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 7: PG 3, 645A. 480 Там же, V 2: PG 3, 916С. 481 Максим Исповедник. К Марину: PG 91, 268D. 482 Дионисий Ареопагит. Послание 2: PG 3, 1068A–1069A. 483 Выражение Максима Исповедника. 484 Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию 22: PG 90, 324А. 485 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1240С. 486 Там же: 1076С. 487 Там же: 1088ВС; 1320В. 488 Василий Великий. Послания 1 4: PG 32, 229В. 489 Неизвестно, кто здесь цитируется. 490 Этот текст, приписываемый св. Максиму также в I 3, 20 и III 3, 13, не обнаруживается в его изданных сочинениях. 491 О небесной иерархии III 3: PG 3, 165A. 492 Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068–1069. 493 См. III 1, 9; 18. 494 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1140А; 1144С. 495 Ср. III 3, 3. 496 Григорий Назианзин. Гомилии, 30, 21: PG 36, 132В. 497 Ср. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1076ВС. 498 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 499

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   См., в частности, 109. с. 249—256.    Второй Вселенский собор в Константинополе, 381 год правило 3 (149, II, с. 173).    149, II, с. 281.    Ср. 101, с. 97—153. Некоторые византийские антилатинские полемисты использовали легенду, по которой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Византии. В русле этой традиции Константинополь расценивался как «апостольский» престол, равный (или даже превосходящий) престолам Рима, Антиохии, Иерусалима и т. д. (36, с. 138—299). У главных исихастских писателей этого периода мы этого взгляда не встретим.    149, II, с. 237. 258—259.    Это мнение комментатора XII века Зонары (149. II. с. 260): ср.: А. Nab.JOB, «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права», Православное Обозрение, 1879, ноябрь, декабрь.    149, II, с. 240.    См. библиографию в: 14, с. 487.    24, с. 222—224.    Иоанн Хила, митрополит Эфесский (XIV в.) — 24, с. 396; ср. также с. 389.    149, II, с. 224.    Ср. 112. с. 1—20 и 24. с. 42—88.    О кандидатах в патриархи в Византии см. 14, с. 482—486. Брейе отмечает преобладание монахов среди кандидатов на патриаршую кафедру в палеологовский период и относительно роста престижа монашества считает решающим моментом избрание монаха Афанасия I (1289 год). Можно, однако, возразить, что монах Арсений (1255—1259, 1260—1265 гг.) своей оппозицией Михаилу еще более утвердил престиж монашества. После 1289 года только два патриарха были не из монахов: Иоанн Гликис (1315—1319 гг.) и Иоанн Калека (1334—1347 гг.).    Сам Палама говорит об Афанасии как о святом и как об образце для исихастов (107, с. 99 и 109, с. 34, прим. 34).    О личности и творчестве Афанасия см. 174; ср. также 12 и недавние работы Н. Д. Барабанова.    См. выше, гл. 4.    88, с. 136.    Второе послание к императору. Изд. 174, с. 6.    Проповедь 45, изд. S. Oikonomos, Афины, 1861, с. 45—49: Кавасила, 149 (150), стлб. 728—794.    Ср. 149, CL I, стлб. 12Д, 16В и стлб. 292.    Cod. Athon. 229 (Chilend. 8), s.XV, pp. 126—130    149, CL I, стлб. 585А. Клюка отметил значение этого текста (22, с. 343), хотя, вопреки его мнению, в нем нет некоего специфического исследования «трех веков», а только стремление к религиозной цельности. Он также перефразирует известный текст св. Григория Назианзина (149, XXXV, стлб. 1140 С) о легкости, с которой жители столицы обращаются с богословскими вопросами. Вопреки мнению Клюка, в тексте нет речи о литургической практике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

486 В XXIII-м члене оказано: «никому не дозволяется публично проповедовать или совершать таинства в церкви, если он не будет законно призван и послан (см. Conf. aug. art. XIV). А законно призванными и посланными должно считать тех, которые избраны и определены на это дело людьми, получившими от церкви полномочие избирать и посылать в вертоград Господень». 487 «Известно, говорит митр. Филарет, что сие таинственное действие (т.е. рукоположение) английская церковь , отделяясь от римской, лишила наименования таинства. И, конечно, это сделано не без мысли. Какая же мысль? – Если в епископском рукоположении признаваемо было таинственное действие благодати, то не было нужды лишать оное наимевования таинства. Если же найдено нужным от иерархического рукоположения устранить наименование таинства: то не потому-ли, что решено не признавать в оном таинственного благодатного действия, а признавать оное только простым, обрядовым, церемониальным действием, без апостольского значения и силы? И, таким образом, с прекращением веры в действительную силу апостольского рукоположения, не пресеклось ли внутреннее действие сего рукоположения, хотя и сохранился вид рукоположения? – В семь есть не малое сомнение» (Пр. Об. XIX т. 87 стр.). 494 Обозрение вероисповедных особенностей англиканства можно находить у Рождественского А. Символические и богослужебные книги англиканской церкви, как выражение ее веросознания. См. еще: Соколова В. Иерархия англик. церкви. XV гл. Янышева И. Л. Точно ли вероучение англо-американской церкви есть кафолическое, православное вероучение (Церк Вестн. 1891 г. 15). Хрисанфа арх. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб. 1866 г. 132–153 ст. (тоже в Хр. Чт. 1865 г. II т.; 1866 г. I–II т.). Михайловского В. свящ. Англиканская церковь и ее отношение к православию. СПб. 1864 г. Сергия архиеп. Бес. об основных истинах св. православной веры. Владимир 1893 г. Бес. XXVIII. Джебса еп. лимерийского. Характер англик. церкви. СПб. 1868 г. Вероучение, учреждения и обряды англиканской церкви (перевод). СПб. 1868 г. Булгакова А. Стремления англикан к восстановлению древне-вселенской церковности в Англии (Тр. Киев. Ак. 1893 г. нояб.) Александра еп. Церковь англиканская по праву ли присвояет себе название церкви кафолической? Москва. 1892 г. Остина И. Т. Обзор XXXIX чл. англиканского вероисповедания (Хр. Чт. 1866 г. I т.). Лепорского П. И. XXXIX чл. церкви английской (Хр. Чт. 1904 г. II т.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

После этого летописец пишет о распределении княжеских столов между сыновьями Владимира. В тексте указывается состояние не только на 988 г., но и на более позднее время – после смерти старшего сына Вышеслава в Новгороде. Завершает статью сообщение о создании южного оборонительного рубежа и закладке новых городов. 481 Семенченко Н.В. Из истории русской литературы XIV в.//ВВ. 1992. Т. 53. С. 140–152, там же публикация текста. 482 Прохоров Г. М. Летописные подборки рукописи ГПБ F. IV. 603 и проблема общерусского сводного летописания//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. С. 165–198; Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001. С. 93–160. 483 Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи//НИС. Вып. 6(16). СПб., 1997. С. 56–57. 484 Poppe А. Le traité des azymes Δοντος μητροπολτου τς ν Ρωσα Πρεσθλβας: quand ou et par qui-a-t-il été écrit//Byzantion. 1965. T. 35. P. 504–527; Idem . The Rise of Christian Russia. London, 1982; Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 115–132. 485 Никольский Н. К. К вопросу об источниках летописного сказания о св. Владимире//ХЧ. 1902. 7. С. 89–100; Он же . Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 16. 486 Есть предположение, что Михаил и Леон – реальные иерархи, посланные на Русь при свв. Фотии и Игнатии (IX в.) либо при Владимире. Обзор точек зрения см.: Thomson F. J. The Bulgarian Contribution to the Reception of Byzantine Culture in Kievan Rus’: the Myths and the Enigma//Proceedings of the International Congress Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. XII/XIII. P.219–229; Рапов О.М. Русская церковь в – первой трети XII вв. М., 1988. С. 280–288; Толочко П. Володимир Святий. Ярослав Мудрий. 1996. С. 95–99. 487 Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках//ДГ за 2000 г. М., 2003. С. 7–13; сочинения Фотия: с. 23–83.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

E. [E.] Голубинский, – История русской Церкви, T. I. Период первый, киевский или домонгольский. М. 1881. Гл. V, отд. 2, стр. 398 и дополн. на стр. 784. Сказание о блаженном Петре царевиче ордынском. Одна редакция этого трогательного сказания носит заглавие «Житие святого отца Кирила, архиепископа Ростовского, како ходи в татарове с честию, како явися святая Богородица с младенцем и святым Николою и святым Дмитрием великомучеником, како явистася отроку». Она находится в Сборнике (под 854 в 4 д.) Казанской Духовной Академии и напечатана в «Православном Собеседнике», 1859 г., Ч. 1, стр. 360–376 (Ν. В. стр. 371–372). Относится ко времени «не позже XVI в.» – Другая редакция, под заглавием: «Житие блаженного Петра, братанича царева Беркина. Како прииде во страх Божий и умилився душею и пришед из орды в Ростов крестився и како видение виде святых апостол Петра и Павла на поли. Идеже ныне церковь стоит святых апостол Петра и Павла» – помещена в Сборнике XVII в. житий святых, принадлежавшем проф. В. И. Григоровичу. (см. «Прав. Соб.», id., стр. 357, прим.). А-др Н. Веселовский, – Гетеризм, побратимство и кумовство в купальной обрядности («ЖМНП», 1894, февраль. Т. 291, стр. 287–318). Тут приводятся обильные библиографические справки. Brückner, – Heber pobratimstvo bei Polen und Russen im XVI. Jahrh. (Archif f. slavische Philologie, – herausg. νοn V. Jagic. 1893, Вд. XV. SS. 314–315: kleine Mittheilungen). 486 Fr. Kirchner, – Wörterbuch der Philosophischen Grundbegrifte, 3 te Aufl., l. pz, l897. S. 106, Art. Eifersucht. 487 Все приведенные выше афоризмы заимствованы из сборника: Н. Макаров, – Энциклопедия ума или словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков. СПБ., 1878, стр. 271–272. 488 В. de Spinoza, – Ethices pars prima. Propositio XXXV, Scholiuin (Benedicti de Spinoza Opera quotquot reperta sunt. Recognoverunt J. Van Vloten et S. P. N. Land. Vol. I. Hagae Comitum, 1882, p. 151). 489 В. de Spinoza, – Ethices, pars III, Propositiones XXXIII–XXXVIII. (B. de Spinoza Opera, id., pp. 150–154).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

485 ...пожаловал их, дасть имъ миръ на своей воле, как сами восхот... – Текст в разных версиях московской повести расходится: в Никаноровской «сами восхот»; в древнейшей редакции Вологодско-Пермской летописи «сами въсхотли»; в Московском своде – «самъ всхот». Дошедший до нас текст договора 11 августа 1471 г. (Коростынского мира) в общем сходен с текстом предыдущего Яжелбицкого договора 1456 г.; великий князь обязался «держати» Новгород «в старине», но новгородские «мужи вольные» обязались не отдаваться под власть литовского короля и не принимать от него князей; Новгород признавал зависимость новгородских архиепископов от московского митрополита и отказывался от своих (фактически уже потерянных) владений – Вологды и Волоколамска. 486 ...послал в Поле Никиту Беклемишева искати царевича Муртазы, Мостофина сына... – Никита Федорович Беклемишев – представитель московского служилого рода, впоследствии ездивший послом в Крым и участвовавший в «походе миром» на Новгород в 1475 г. «Полем», или «Диким полем», называли пустынные земли к югу от Оки, где часто появлялись кочевые татарские отряды. Муртоза – сын казанского хана Мустафы, перешедший в конце 1473 г. на вассальную службу к Ивану III. 487 ...вятчане... взяша Сарай... – Вятка в XIV–XV вв. представляла собой независимую феодальную республику, созданную новгородскими поселенцами и имевшую сходный с Новгородом политический строй; во время войны 1470–1471 гг. вятчане выступили на стороне Москвы. Независимость Вятки была уничтожена Иваном III в 1489 г. 488 ...мсяца сентебря въ 1 день, в начал индикта, еже есть новое лто. – Счет по индиктам (пятнадцатилетиям), заимствованный из Византии, применялся иногда и в Древней Руси; в Византии началом года считалось 1 сентября. На Руси существовало два календаря – мартовский (год начинался 1 марта) и сентябрьский; в Москве сентябрьский стиль установился раньше, чем в Новгороде (еще до 1471 г.). 489 ...поидоша из Новагорода из осады многое множество людей... – Β Новгородской четвертой летописи (где рассказ об этом событии помещен вне повести ο походе Ивана III) указывается, что люди, утонувшие в Ильмени, были рушане (жители Руссы), укрывавшиеся в Новгороде от московского войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многочисленные аналогии, которые мы привели, несмотря на некоторые противоречащие суждения, указывают на вторую половину IX–X век как на период, наиболее вероятный для создания креста из Плиски. Трудно допустить, что он был сделан в VI–VII веках. Эта дата неприемлема из-за присутствия сцены Сошествия во ад, сюжет которой не известен в христианском искусстве раньше VIII века 485 . Маловероятно, что крест создан в VIII – первой половине IX века, в период иконоборчества. Датировка реликвария из Плиски облегчена существованием верной точки отсчёта – христианизации Болгарии в 864 году. Очень возможно, что крест являлся подарком или был сделан по заказу какого-то светского или высокопоставленного духовного лица 486 . Не надо забывать также, что он был найден в одном слое с керамикой IX–X веков, гораздо ниже уровня более позднего некрополя XI–XII веков. Мы полагаем, что крест из Плиски, учитывая археологическую среду, в которой он был найден, рассмотренные выше исторические данные, стилистические и иконографические черты, служит солидным основанием для пересмотра датировок некоторых упомянутых выше памятников. Как всякая значительная находка, тройной крест первой болгарской столицы займёт своё место во всех будущих исследованиях среди произведений первого порядка своего типа, и войдёт в историю средневекового искусства как один из самых замечательных памятников. В. В. Солдатенкова, Н. Е. Персов К вопросу о бронзолитейном производстве и бытовании некоторых образцов медного литья в одном из кварталов средневековой Твери XV–XVI веков Отряд Тверской археологической экспедиции Тверского государственного объединённого музея под руководством авторов на протяжении ряда лет вёл охранные исследования современного квартала между улицами Троицкой, Бабеля, Ефимова и Дмитрия Донского, находящегося в 500 м к югу от правого берега реки Волги и в 200 м к западу от левого берега реки Тьмаки на территории бывшего Затьмацкого посада города Твери 487 (рис. 1). На месте строительства дома 25 по ул. Дмитрия Донского в 1992 году располагался раскоп 18 (площадь 244 кв. м), на месте дома 25а по той же улице раскоп 36 (1998 год, площадь 177 кв. м),, на месте лома 12а по ул. Троицкой раскоп 54 (2000 год, площадь 106 кв. м). На ул. Троицкой в 2001–2002 годах велись наблюдения при прокладке коммуникаций к расположенным вдоль неё домам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

483. У Китая была своя «эпоха географических открытий» в начале XV века, но за ней не последовали масштабные завоевания и обращение других народов в рабство. 484. Возможно, они ошибались. В целом население сократилось на 90 % даже в тех областях, где не было прямого геноцида. Но в большинстве мест поколение спустя население начало восстанавливаться; на Эспаньоле и во многих областях Мексики и Перу, прилегавших к шахтам, уровень смертности, вероятнее всего, достигал 100 %. 485. Один историк отмечает: «К концу шестнадцатого века драгоценные металлы, прежде всего серебро, составляли 95 % всего экспорта из испанской Америки в Европу. Приблизительно такой же процент туземного населения был уничтожен в процессе овладения этими сокровищами» (Stannard 1993:221). 486. Истории большинства конкистадоров похожи на историю Кортеса. Бальбоа сбежал в Америку от своих кредиторов; Писарро занял так много денег для подготовки экспедиции в Перу, что после первых неудач лишь страх оказаться в долговой тюрьме не позволил ему вернуться в Панаму; Франсиско де Монтехо был вынужден заложить все свои владения в Мексике для получения займа в восемнадцать тысяч песо, которые пошли на организацию экспедиции в Гондурас; Педро де Альварадо тоже увяз в долгах и в конце концов вложил все в проект завоевания островов Пряностей и Китая — после его смерти кредиторы сразу же попытались выставить остававшиеся у него владения на торги. 487. В оригинале указан университет Сантандера, однако это ошибка: в те времена в Сантандере университета не существовало; очевидно, имеется в виду старейший испанский университет, основанный в 1218 году в городе Саламанка. — Примеч. пер. 488. Все это до боли напоминает современную глобальную политику, в которой, например, ООН призывает бедные страны сделать образование бесплатным и доступным для каждого, а затем Международный валютный фонд (с юридической точки зрения являющийся частью ООН) настаивает на том, чтобы эти страны делали ровно противоположное, т. е. устанавливали плату за посещение школы как составную часть более широких «экономических реформ», необходимых для рефинансирования своих займов.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010