Августин: Ты ни в чем не ошибаешься, но чтобы тебе подтвердить мою радость, что мы смогли добраться так далеко, с большим удовольствием составлю метр, который остался из этого рода пиррихиев Solida bona bonus amat, et ea qui amat habet. Itaque nec eget amor, et ea bona Deus est. Твердые блага любит блокой и то чем любит владеет Итак если не и любви нехватает, и этим благам Бог есть Лиценций: Вот исполнение совершенного метра пиррихия. Дальше последуют ямбические метры, из которых мне достаточно одного или двух примеров, в которых желаю найти отсутствие прерывания. Глава 4. Ямбические метры Августин: Окажу тебе послушание. Но сколько уже тех, которые мы уже прошли,? Лиценций: Четырнадцать. Августин: Сколько же, думаешь, будет тех ямбических? Лиценций: Также четырнадцать. Августин: Что же, если в них хочу поставить вместо ямба (1–2) трибрахий (1–1–1), разве не многообразнее будут вариации? Лиценций: Это очевидно, но я желаю услышать примеры эти в одних ямбах, чтобы мы не теряли времени, ибо вместо долгого слога легко можно поставить два кратких, как наставляет учение. Августин: Поступлю как хочешь, и высоко ценю, что пониманием уменьшаешь последующий труд мой. Но приготовь ухо к ямбическому метру. Лиценций: Готов, начинай. Августин: Bonus vir beatus. Malus miser, sibi est malum. Bonus beatus, Deus bonum eius. Bonus beatus est, Deus bonum eius est. Bonus vir est beatus, videt Deum beate. Bonus vir et sapit bonum, videns Deum beatus est. Deum videre qui cupiscit, bonusque vivit, hic videbit. Bonum videre qui cupit diem, bonus sit hic, videbit et Deum. Bonum videre qui cupit diem illum, bonus sit hic, videbit et Deum illic. Beatus est bonus, fruens enim est Deo; malus miser, sed ipse poena fit sua. Beatus est videns Deum, nihil cupit plus; malus bonum foris requirit, hinc egestas. Beatus est videns Deum, nihil boni amplius; malus bonum foris requirit, hinc eget miser. Beatus est videns Deum, nihil boni amplius vult; malus foris bonum requirit, hinc egenus errat. Beatus est videns Deum, nihil boni amplius volet;

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Предпочитая Отца Сыну, Сына Духу, вы вводите степени достоинства [Бога]. Итак, скажите мне, знает ли Святой Дух день Суда, об этом у евангелиста ничего не написано. Вы совершенно это отрицаете? Что, если я докажу, что Он знает? Написано: Нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии ( 1Кор.2:10 ). Если Дух проницает глубины Божии, то знает и день Суда, потому что его знает Бог. Дух знает всё, что Бог знает, по слову апостола: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ). Смотрите, отрицая всезнание Святого Духа, как бы вы не оказались отрицающими и всезнание Отца, потому что Дух Божий знает все, что Божье (чего не знает Дух Божий, конечно, не Божье). Или признавая, что Дух Божий знает то, в знании чего вы отказываете Сыну Божьему, вы отдаёте предпочтение Духу перед Сыном, противореча самим себе. Да это не только нечестиво, но и нелепо! 203. Nunc consideremus, quibus modis scientia colligatur, et ostendamus ipsum filium demonstrasse quia et diem sciret. Quod enim scimus, aut tempore aut loco aut signis aut personis declaramus aut ordine. Quomodo igitur nesciuit iudicii diem, qui et horam iudicii et locum et signa expressit et causas? Теперь давайте рассудим, как можно сделать вывод о владении знанием, и покажем, что Сам Сын явил Своё знание этого дня. Мы свидетельствуем о своём знании, объявляя или время, или место, или признаки, или людей или указывая последовательность событий. Неужели не знал день Суда, Кто и час Суда, и место, и признаки, и причины его открыл?! 204. Denique sic habes: In ilia hora qui fuerit in tecto, non descendat tollere uasa, et qui in agro, similiter non redeat retro. Eo usque igitur futurorum norat periculorum euentus, ut etiam praesidia periclitantibus demonstraret. Ты читаешь: В тот час, кто будет на кровле, пусть не сходит взять вещи; и кто будет на поле, также не обращайся назад ( Лк.17:31 ). Следовательно, Он знал исход будущих судов и даже дал совет тем, кто окажется в опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

205. An poterat diem dominus ignorare, qui ipse de se dixit quia filius hominis dominus est sabbati? Мог ли Господь, сказавший Сам о Себе, что Сын Человеческий есть господин и субботы ( Мф.12:8 ), не знать этого дня? 206. Locum quoque etiam alibi designauit, cum sibi «structuras templi ostendentibus discipulis» diceret: Videtis haec omnia?Amen dico uobis, non relinquetur hic lapis super lapidem, qui non destruatur. В другом Евангелии Он также указал место! Когда ученики показывали Ему храм, Он сказал: Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено ( Мф.24:2 ). 207. De signo quoque interrogatus ab apostolis respondit: Videte ne seducamini. Multi enim uenient in nomine meo dicentes quod «ego sum Christus», et infra: Terrae motus, inquit, magni erunt per singula loca et famis et pestilentia terroresque de caelo et signa magna erunt. Itaque et personas expressit et signa. Признаки Он назвал также, предупреждая апостолов: Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что «это Я – Христос» ( Лк.21:8 ), и ниже: Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба ( Лк.21:8 ). Вот Он сказал и о людях, и о признаках. 208. Quo autem modo uel circumdaturos exercitus Hierusalem dicat uel implenda tempora gentium et quo ordine, euangelicae utique lectionis adtestatione reseratur. Sciuit ergo omnia. Евангельское чтение приводит Его описание, как воины окружат Иерусалим, как исполнятся времена язычников и в каком порядке 695 . Итак, Он знал всё. 17. 209. Sed quaerimus, qua ratione designare momenta noluerit. «Si quaeramus, inueniemus» non ignorantiae esse, sed sapientiae. Nobis enim scire non proderat, ut, dum certa futuri iudicii momenta nescimus, semper tamquam in excubiis constituti et in quadam uirtutis specula conlocati peccandi consuetudinem declinemus, ne nos inter uitia dies domini depraehendat. Non enim prodest scire, sed metuere, quod futurum est; scriptum est enim: Noli alta sapere, sed time.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   2. Но усильте ваше внимание. «Свет, — говорит, — во тьме светит, и тьма не объяла его». Так как тьма не могла объять света, потребовалось для людей свидетельство от людей. Не могли люди видеть света дневного. Быть может, могли они вынести свет светильника. Так как для восприятия истинного света (diem) они были менее способны, а свет светильника все-таки кое-как выносили, явился «человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1:6-7). Кто же такой он? Откуда приходит, чтобы свидетельствовать о свете? Почему не был он светом, а только светильником? Прежде узнай, что такое был этот светильник. Хочешь ли слышать о светильнике от света и о свете от светильника? — Вы, — говорит Господь, — посылали к Иоанну и «хотели малое время порадоваться при свете его». «Он был светильник, горящий и светящий» (Ин.5:33, 35). Но что же видел тот Иоанн, который говорит о светильнике? «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин.1:8). О каком свете? «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Если всякого человека, следовательно, и Иоанна, Тот, кто не хотел оказать в себе света дневного, явил светильник свой, как бы свидетелем для себя. Но таков это был светильник, который мог возгореться лишь от самого света. Послушай самого Иоанна, исповедующегося. «И от полноты Его, — говорит он, — все мы приняли» (Ин.1:16). Признавали его, Иоанна, за Христа, а он себя признает человеком, признавали Господом, а он исповедует себя рабом. Хорошо, светильник, исповедуешь ты смирение свое, так что не погасило тебя дуновение гордости, потому что «был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир», т.е. всякое живое существо, способное к восприятию света, всякого человека, имеющего разум, при посредстве коего он может быть причастником Слова.    3. Где же был тот свет, который просвещает всякого человека, имеющего разумную душу и приходящего в мир? Он «в мире был» (Ин.1:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Ст. 8. За то восплачет земля, и изнеможет всякий, обитающий на ней, с зверями полевыми и птицами небесными; также и рыбы морские погибнут (congregabunmur). LXX: Поэтому восплачет земля и изнеможет со всем тем, что обитает на ней, с зверями полевыми и с пресмыкающимися по земле и птицами небесными, и рыбы морские исчезнут. Так как нет на земле ни истины, ни милосердия, ни Богопознания, но наоборот, крайне распространились проклятие и обман, и убийство, и воровство и прелюбодейство, и кровопролитие следует за кровопролитием, то восплачет земля вместе с обитателями своими и изнеможет, так что не будет иметь зверей полевых и птиц небесных, и рыбы морские исчезнут. Ибо когда настанет пленение десяти колен, то, по уничтожении обитателей, исчезнут также звери и птицы небесные и рыбы морские; даже безгласные стихии испытают на себе гнев Божий. Кто не верит тому, что это совершилось с народом израильским, тот пусть посмотрит на Иллирию, пусть посмотрит на Фракии, на Македонию, и на Паннонии и на всю землю, простирающуюся от Пропонтиды и Босфора до Юлиевых Альп, и [тогда] он подтвердит, что вместе с людьми исчезли и все животные, которые прежде поддерживались Творцом для пользы людей. Но если мы будем, согласно с мнением некоторых, под зверями понимать диких людей, под птицами небесными — тех, кои превозносятся высокомерно и презирают все человеческое, а под рыбами морскими — тех, кои неразумны и настолько безрассудны, что совсем ничего не понимают и не видят открытого воздуха и неба; то это было бы проявлением не столько гнева, сколько благости Божией, что все худое уничтожается на земле.    Ст. 4—5. Но пусть никто не судит и пусть никто не обличается, ибо народ твои подобен спорящим со священником, и ты падешь в этот день (hodie), также и пророк падет с тобою. LXX: Чтобы никто не судился и никто не обличался; но народ Мой подобен священнику, с которым спорят, и он изнеможет среди дня (рег diem), также и пророк изнеможет с тобою.    Сказанное нами по переводу LXX: чтобы никто не судился и никто не обличался должно быть соединяемо с предшествующим стихом (capimulo); но мы следуем евреям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

«Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику. Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем» (Экк. 9:2–6). Жуткий пессимизм; но так говорит Священное Писание (если только мы понимаем эту Книгу в контексте христианской Бого-человеческой перспективы, а не как в иудаизме или исламе)!!! Интересно, что эти представители богооткровенного библейского монотеизма вполне согласны в оценке смысла человеческой жизни с благородным язычником Феогнидом Мегарским ( VI век до н. э.), чьими элегическими дистихами в оригинале я наслаждался в своё время на семинаре известного ученого-классика Александра Гаврилова: «Вовсе на свет не родиться – для смертного лучшая доля, Жгучего солнца лучей слаще не видеть совсем. Если ж родился – спеши к вожделенным воротам Аида: Сладко в могиле лежать, чёрной укрывшись землей». (перевод Адриана Пиотровского) Как видите, радоваться появлению человека на свет не приходится: его ждут скорби, а если и будет он благополучен в краткой земной жизни, то, как говорит Экклезиаст (традиционно – это премудрый Соломон), – «одна участь праведнику и нечестивому». Зачем же тогда добиваться праведности, если «нечестивость» приносит б о льшие барыши в земной жизни, – а другой жизни, как можно понять из этих строк, не существует (во всяком случае, в том виде, как её понимает христианское богословие), а значит – нет и «компенсации» за страдания. Остаётся признать правоту язычника Горация: «Carpe diem, лови момент»! Увы! Иная перспектива открылась для людей с Днём Рождения Девы Марии и Днём Рождения Её Сына. Именно от этого Дня всё человечество (даже нехристианское, вольно или невольно, во всяком случае, в документах ООН) отсчитывает Новую Эру.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-dne-roz...

Похоть плоти - это поиск хлеба жизни, там где таится смерть, потому что «и мир проходит, и похоть его» (1 Ин. 2,17). Похоть очес, означает угрозу оказаться поглощенным красотой тварного мира, опасность попасться на приманку смерти, отождествив Красоту с обманчивой красотой окружающего мира и себя самого. Тогда икона, лик, т.е. то, чем является человек и всякое творение, превращается в идола. Человек тонет в обманчивой игре теней, растворяет лицо природы в себе, а свое в ней. И так, то, что должно было стать путем и выходом и входом, превращается в стену и источник всеобщего обезличивания: каждый каждого, все существующее, взаимопоглощается, привлеченное красотой другого. Такая замкнутость на себе и влюбленность в обезличенную красоту твари, порождают слепоту, в свою очередь рождающую гордость житейскую: веру в собственные силы и могущество. Порабощенный, поглощенный самим собой и окружающим тварным миром человек, отчуждается от самого себя и теряет способность различения: для него остается закрыто, что красота, которой он питается, обычная приманка смерти. Но когда он осознает это, хотя бы на мгновение, тогда, это сознательное или бессознательное ощущение конечного превращения мира, самого себя и своей похоти в небытие, рождает или отчаяние, или бессильный бунт, или безумное «carpe diem». Другой становится врагом и источником несчастья, или временным собратом на жалком и ужасающем карнавале земного существования. Инстинктивный страх смерти, превращает человеческое братство в эгоистичную вражду, а глубинную жажду вечной жизни - в борьбу за власть над вещами и людьми. Но и мир слишком мелок и человеческая похоть сиюминутна, чтобы засорить и заполнить собой бездну человеческой жажды вечности. Потому что, как возможно делить с другим то, что не может удовлетворить даже мои собственные потребности?! Так, опять же другой, и своим присутствием и своим отсутствием - создает ад. Его присутствие обкрадывает меня и отнимает мой жизненный простор, а отсутствие, становится источником метафизического одиночества, страдания и исчезновения. Это страшное противоречие и столкновение, и их корень, со всей ясностью выпажены словами Св. Апостола Иакова: »Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите; Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 1-3).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Такая замкнутость на себе и влюбленность в обезличенную красоту твари порождают слепоту, в свою очередь порождающую гордость житейскую: веру в собственные силы и могущество. Порабощенный, поглощенный самим собой и окружающим тварным миром, человек отчуждается от самого себя и теряет способность различения: для него остается закрыто то, что красота, которой он питается — обычная приманка смерти. Но когда он хотя бы на мгновение осознает это, тогда сознательное или бессознательное ощущение конечного превращения мира, себя и своей похоти в небытие рождает или отчаяние, или бессильный бунт, или безумное «carpe diem ». Другой становится врагом и источником несчастья или временным собратом на жалком и ужасающем карнавале земного прозябания. Инстинктивный страх смерти превращает человеческое братство в эгоистичную вражду, а глубинную жажду вечной жизни — в борьбу за власть над вещами и людьми. Но и мир слишком мелок, и человеческая похоть сиюминутна, чтобы засорить и заполнить собой бездну человеческой жажды вечности. Потому что как возможно делить с другим то, что не может удовлетворить даже собственные потребности?! Так опять же другой, и своим присутствием, и своим отсутствием — создает ад. Его присутствие обкрадывает меня и отнимает мой жизненный простор, а отсутствие становится источником метафизического одиночества, страдания и исчезновения. Это страшное противоречие и столкновение, и их корень со всей ясностью выражены словами святого апостола Иакова: Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Чем побеждает Христос диавольское искушение и как отражает нападения сатаны? — Написано, — отвечает Он, — не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Это слово — оно хлеб, но хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. И дальше Спаситель открывает суть Своих слов и смысл всего Евангелия: Я есмь хлеб жизни. Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек. Отождествляя это слово с хлебом жизни и хлеб жизни с Собой, Господь говорит далее, что хлеб этот — плоть Его, которую Он отдаст за жизнь мира. И добавляет: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

http://pravoslavie.ru/2126.html

Камерный хор CARPE DIEM Слава Мужского хора НИЯУ МИФИ росла, и студентки университета забеспокоились – девушки тоже любят петь, но ни хора, ни ансамбля, ни даже музыкального кружка для них не предусмотрено. Незачет! В 2001 году справедливость была восстановлена – для всех желающих открыла свои двери Вокально-хоровая студия, которая вскоре окрепла, выросла и стала Камерным хором CARPE DIEM, что в переводе значит «Лови момент». Кстати, волшебных моментов в жизни хора случалось немало. Елена Гурская, руководитель хора Однажды CARPE DIEM готовился участвовать в Международном фестивале хоровой музыки имени Георгия Терацуянца в Петрозаводске. Решили выучить песню на саамском языке – Biegga luohte Яна Сандстрема. Произведение оказалось сложным и очень своеобразным, а до фестиваля оставались считанные дни. Репетиции проходили нервно – слова забывались, ноты путались. Поэтому на победу камерный хор особенно не рассчитывал. Но когда CARPE DIEM вышел на сцену и запел, вы не поверите… «Случилось что-то удивительное. Какое-то волшебство, химия, чудо. Хор запел не просто слаженно, а так, что, казалось, изменилось само пространство и замерло время. Зрители замерли тоже. А когда мы закончили петь, еще несколько секунд стояла полная тишина, и только потом раздался гром аплодисментов. Жюри единогласно присудило нам главный приз. У них просто не было других вариантов. Интересно, что остальные участники фестиваля ничуть не завидовали, а подходили и поздравляли нас, говорили, что давно ничего подобного не слышали, что нас наградили справедливо. Такие моменты бесценны», – рассказывает художественный руководитель хора Елена Гурская. Репертуар CARPE DIEM постоянно обновляется, в нем есть классические произведения, народные песни, джазовые композиции. Такое разнообразие не дает хористам заскучать и расширяет кругозор. Одна из функций хора, уверена Елена Гурская, просветительская, и ребят стоит знакомить с хоровой музыкой во всем ее разнообразии. Ну и конечно, пение дарит эмоции. Яркие и незабываемые.

http://pravoslavie.ru/153988.html

Какая мне польза, если Он явил бы Свою власть как Бог и показал незыблемость Своего Божества? Не для того ли Он воспринял плоть, чтобы подвергнуться искушению по немощи моей природы? Он должен был подвергнуться искушению, должен был мне сострадать 287 , чтобы я знал, что, будучи искушаем – одержу победу, пострадав вместе с Ним – спасусь. Он победил воздержанием, пренебрежением к богатству, победил верой, попрал тщеславие, избежал невоздержности, отверг распущенность. 92. Hoc medicamentum Petrus uidit et retia sua, strumenta uidelicet quaestus et subsidia, dereliquit, renuntians carnis concupiscentiae tamquam corruptae naui, in quam sentina quaedam multarum ingreditur passionum. Magnum ergo medicamentum, quod non solum cicatricem uetusti uulneris amputauit, sed etiam causam passionis incidit. О tides, thesauris omnibus opulentior, о uulnerum nostrorum peccatorumque medicina praestantior! Это лекарство увидел Пётр и оставил свои сети – средство заработка и средство пропитания, отказываясь от вожделения плоти, как от дырявой лодки, в которую втекают нечистоты многих страстей. Великое это лекарство, которое не только излечило шрам застарелой раны, но также отсекло и причину страсти. О вера, которая дороже всех сокровищ! О действеннейшее лекарство наших греховных ран! 93. Consideremus quia nobis prode est bene credere. Mihi enim prode est scire quia propter me Christus «suscepit meas infirmitates», mei corporis subiit passiones, «pro me peccatum», hoc est pro omni homine, «pro me maledictum factus» est, pro me adque in me subditus adque subiectus, pro me agnus, pro me uitis, pro me lapis, pro me seruus, pro me filius ancillae, pro me diem iudicii ignorans, pro me «nesciens diem aut hora». 94. Nam quomodo posset nescire diem, qui dies fecit et tempora? Quomodo posset diem ignorare iudicii, qui et horam iudicii futuri expressit et causam? Factus ergo maledictum non secundum diuinitatem, sed secundum carnem. Scriptum est enim: Maledictus omnis, qui pendit in ligno. Secundum carnem utique pependit, et ideo maledictum, quia nostra maledicta suscepit. Ille fleuit, ne tu, homo, diu fleres, ille iniurias passus est, ne tu iniuriam tuam doleres.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010