Нав.12:18 .  Один царь Афека, один царь Шарона, Города с названием Афек, значащим «крепость», упоминаются неоднократно в других местах кн. Иисуса Навина и прочих ветхозаветных книг ( Нав.13:4,15:53,19:30 ; Суд.1:31 ; 1Цар.4:1,29:1 ), но какой из этих одноименных городов разумеется в данном месте кн. Иисуса Навина и где он находился, остается неясным. Шарон 112 (по-еврейски Лашшарон 113 в некоторых из позднейших греческих списков Λεσαρον) не упоминается более в священных книгах, и место его неизвестно. Нав.12:19 .  один царь Мадона, один царь Асора, Нав.12:20 .  один царь Шимрон-Мерона, один царь Ахсафа, См. Нав.11:1 . Нав.12:21 .  один царь Фаанаха, один царь Мегиддона, Фаанах находился в уделе Иссахарова колена, но принадлежал Манассиину ( Нав.17:11 ); он расположен был на месте нынешней деревни Таанук в Изреельской равнине. Мегиддон по еврейскому тексту Мегиддо, в греческих списках Μεγιδδων, находился также в уделе Иссахарова колена, но принадлежал Манассиину ( Нав.17:11 ). Он расположен был близ Таанаха, как на это указывает неоднократное упоминание о нем рядом с последним ( Суд.5:19 , 3Цар.4:12 и др.). Место его указывается к северу от Таанаха в месте развалин, расположенных на двух холмах, носящих название Ледшун. Некоторые (Conder), впрочем, место Мегиддо указывают на Медшедд, около Беф-сана, значительно на восток от Изреельской равнины, что признается менее вероятным. Нав.12:22 .  один царь Кедеса, один царь Иокнеама при Кармиле, Кедес, впоследствии принадлежавший Неффалимову колену ( Нав.19:37 ), в отличие от других городов, носивших то же название, назывался Кедесом в Галилее. Он находился к западу от озера Мером. Существующая на его месте небольшая деревня с остатками древности, между которыми указывается гробница Варака ( Суд.4:6 ), доселе сохранила древнее название. Иокнеам при Кармиле (по греческим спискам εκοναμ το Χερμελ, в славянской Библии Иеконам Хермела) находился в уделе Завулонова колена ( Нав.21:34 ) и расположен был при потоке ( Нав.19:11 ). Его местом признается Телль-эль-Кэмун, как называется высокий, покрытый развалинами холм на юго-восточной стороне Кармила, вблизи потока Киссона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иакову. Одно из имен Господа, упоминаемое в псалмах, «Бог Иакова» ( Пс. 19,2; 45,8; 74,10; 75,7; 83,9 ). Любовь Бога не имеет аналогов, потому что Он любит грешников, тех, кто по своей природе должны вызывать у Него неудовольствие и гнев ( Еф. 2,3.4 ; Лк. 15,2 ). История патриарха Иакова и Исава в книге Бытие ясно показывает, что Бог избрал Иакова не по его личным достоинствам. См., в частности, Быт. 25,21–34 . 1 возненавидел. Бог ненавидит идолопоклонников ( Иер. 44,4 ; Ос. 9,15 ), делающих зло ( Пс. 5,6 ), нечестивых и любящих насилие ( Пс. 10,5 ). Ему ненавистны также шесть пороков, которые перечислены в Притч. 6,16–19 . В некоторых местах Священного Писания слово «ненавидеть» фактически означает «любить в меньшей степени». См. Быт. 29,30.31 и Втор. 21,15–17 ; Лк. 14,26 . В данном же случае это слово подразумевает активное неприятие, неудовольствие и немилость, которые проявляются в справедливом возмездии. Исав (Едом) не только наказан лишением или уменьшением благословений, но он испытывает на себе также в полной мере тяжесть свершившегося осуждения. См. также 2,16; Пс. 5,6 ; Ис. 61,8 ; Иер. 44,4 ; Ос. 9,15 ; Ам. 5,21 . опустошению. Больше всего, это выражение относится к занятию Едома набатейскими арабами. В Ам. 9,12 Едом олицетворяет все народы, на которые распространятся спасительные Божий обетования. 1 над пределами Израиля. Бог есть Всесильный Господь, Которому подвластна история. Цели Его спасение людей, становятся явью как для народа завета, так и для других народов. См. ст. 11 и Быт. 12,3 . 12,9 Одна из главных причин, по которым Господь прогневался на Израиль, заключается в отношении священников к имени Бога, которое они проявляют перед алтарем, и к закону Божию при обучении народа и отправлении правосудия. Перед алтарем священники приносили в жертву больных или увечных животных, таким образом, превращая свои действия, по сути, в их полную противоположность, что влекло за собой проклятие и скверну, тогда как должно было бы нести благословение и очищение. Обучая народ и верша суд, они нарушали завет с Левием тем, что вводили народ в заблуждение и поступали пристрастно. Левитам следовало знать, что, если они и дальше будут нарушать свои обеты преданности завету, Господь отвергнет их и изберет достойное духовенство из всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В Новом Завете предельно ясно выражается истина о единственности жизни: « Человекам положено однажды умереть, а потом суд » ( Евр.9:27 ). Оно свидетельствует, что двери покаяния закрываются навсегда с момента разлучения души и тела, и именно Бог установил такой порядок ( Мф.25:11-13; 7:21-23; 25:44-46 ; Лк.13:23-28 ). Вера Церкви в воскресение всех людей предполагает уникальную связь души и тела каждого конкретного человека, а также ответственность каждой личности за дела, совершенные в своем теле (см. 1Кор.15:52-53 ; 2Кор.5:10 ). « Всякая душа возвратится в свое тело, и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду, по делам своим », – провозглашается в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч. 1, вопрос 121). Все эти богооткровенные истины, очевидно, несовместимы с учением о перевоплощении. 4. Учение о возможности самостоятельного выбора грешника между Раем и адом на Страшном суде. В течении земной жизни мысль о бессмертии души, о продолжении её существования после физической смерти, воспринимается человеком через веру. Однако после смерти душа, отделившаяся от тела, на собственном опыте познаёт, что жива. Таким образом, посмертное существование перестает быть для неё предметом веры, но становится предметом опытного знания. Когда душа грешника, осужденная на частном суде, попадает в ад, то и ад становится для неё предметом опытного знания. Она больше не сомневается, существует ли ад или не существует. Когда будет происходить Страшный суд, его реальность тоже станет для грешника очевидной (даже если во время земной жизни он не верил ни в Бога, ни в Его суд). Имея сказанное в виду, некоторые мыслители сочли уместным предположить, что в этот момент многие грешники предпочтут принести покаяние (дескать, раньше они этого не делали из-за неверия или слабоверия), а Бог, как Всемилостивый и Человеколюбивый, это покаяние примет и тогда покаявшиеся грешники наследуют Рай. Исходя из этой концепции, для того, чтобы попасть в Рай, совсем не обязательно быть верующим, жить праведной жизнью. Достаточно будет на Страшном суде выразить отказ от прежнего образа жизни и желание жить вечной блаженной жизнью.

http://azbyka.ru/vechnye-muki

«Сохо» – было два города этого имени, оба в колене Иудином: один в равнине ( Нав.15:35 ); ср. ( 3Цар.4:10 ; 2Пар.11:7 ), другой в горах Иудиных ( Нав.15:48 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 96 и 97. О положении «Фимны» или Фамны (Onomasticon, 292) в гористой части Иудина колена см. комментарии к ( Быт.38:12–14 ) («Толковая Библия», т. I, с. 215); это теперешняя Тибне в 4-х часах пути к западу от Вифлеема. Другая Фимна ( Нав.15:10 ) по первоначальному разделению находилась в колене Дановом ( Нав.19:43 ), но большей частью находилась в руках филистимлян (( Суд.14:1,2,5 ); см. комментарии о ней в «Толковой Библии», т. II, с. 92 и 189); это Фимна или Фамна, вероятно, имеется в виду в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон. Кроме того, известно сходное название Фомнаф-Сараи (( Нав.19:50 ); Onomasticon, 500), где был погребен Иисус Навин ( Нав.24:30–31 ) – город на горе Ефремовой. Обстоятельнейшее исследование о положении этого последнего города дано у проф. А.А. Олесницкого , Святая Земля, т. II, с. 307–371 (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 120–121). О малодушном посольстве Ахаза к царю ассирийскому (в принятом еврейском тексте ст. 16 стоит «к царям» – ал малхе, но в кодексе 188 у Кенникотта, в LXX, Вульгате, славянском тескте имеется единственное число: «к царю Ассирийскому»), т.е. Тиглат-Пилезеру за помощью против израильского царя и о богатых дарах, какими купил Ахаз эту помощь у ассирийского царя. Стихи ( 2Пар.28:16,21 ), говорят совершенно согласное с ( 4Цар.16:7–8 ) (см. комментарии «Толковая Библия», т. II, с. 530–531). Вместе с тем ( 2Пар.28:20 ) добавляет, что помощь ассирийского царя скорее была в тягость Ахазу – как предупреждал об этом царя иудейского пророк Исайя ( Ис.7:17,8:7 ), и как это фактически подтверждает ( 4Цар.15:29 ) свидетельством о вторжении Тиглат-Пилезера в пределы Израильского царства и отнятых нескольких городах, причем он не делал различия между городами того и другого еврейского царства (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 527–528). 2Пар.28:22 .  И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он – царь Ахаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В поисках ослиц отца Саул пришёл в Раму, где Самуил тайно помазал его на царство ( 1Цар. 9:1–10:16 ). Указания Самуила Саулу показывают, что могила Рахили находится на территории Вениамина, а не в традиционном месте близ Вифлеема Иудейского ( 1Цар. 10:2 ; ср. карту 2–3). В Массифе Самуил публично объявил Саула царём ( 1Цар. 10:17–27 ). Народ, вероятно, ожидал, что первый царь будет избран из ведущих колен Иуды или Ефрема. Избрание Саула тем более примечательно, поскольку он был из колена Вениамина, чьи земли находились между землями Иуды и Ефрема ( 1Цар. 10:21 ). 2. ПОБЕДА САУЛА НАД АММОНОМ В ИАВИСЕ ГАЛААДСКОМ, 1 Царств 11 Аммонитский царь Наас угнетал Иавис Галаадский. Дух Божий сошёл на Саула ( 1Цар. 11:6 ) с такой же силой, какую испытывали и победоносные судьи Израиля ( Суд. 6:34; 11:29; 15:14 ).. Саул собрал израильтян у Везека и смог быстро победить аммонитян (синие стрелки). Как вениаминитянин, он имел близких родственников в Иависе Галаадском ( Суд. 21:11–13 ). 3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЦАРСКОГО САНА В ГАЛГАЛЕ, 1 Царств 11:12–14 После победы в Галааде Саулу предложили истребить тех, кто ранее выразил презрение к его воцарению. Саул смиренно избрал другой путь, признав, что «Господь совершил спасение в Израиле». По инициативе Самуила весь Израиль собрался в Галгале и утвердил Саула царём. 4. БИТВА У ГИВЫ И МИХМАСА, ПЕРЕПРАВА, 1 Царств 13:1–14:31 Филистимляне, желая уничтожить зарождающуюся израильскую монархию, собрали у Михмаса огромную армию. Размер филистимских войск и их быстрое прибытие в Нагорную местность показывает, насколько трудной бьиа ситуация. Некоторые израильтяне прятались в пещерах и ущельях, другие бежали за Иордан. Ожидая в Галгале Самуила, Саул стал терять терпение и взял на себя роль священника. В итоге, за свою самонадеянность и неверие он был осуждён. Сразу после его проступка пришёл Самуил и сказал: «Теперь не устоять царствованию твоему». Это было начало конца Саула. Самуил и Саул вернулись в Нагорную местность в Гиву и Геву с маленькой армией из 600 человек. Филистимляне послали войска из Михмаса в трёх направлениях: на север к Офре, на запад – к Вефоронскому хребту, и на восток – к Галгалу в долине Цевоим (чёрные стрелки с жёлтым краем). Передовой же отряд филистимлян «вышел... к переправе михмасской» ( 1Цар. 13:23 ). Это маршрут через вади Сувенит, соединяющий Михмас с Гевой (см. карту 1–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В третий раз лечащий врач Орлов зашел ко мне в палату психоневрологического отделения ФК ЛПУ МОТБ-19 ФСИН России [хотя я должен был находится в терапевтическом отделении, и это статья УК РФ «Незаконное помещение в психиатрический стационар», ст. 128 УК РФ] 13.05.2019 г., чтобы сообщить о том, что меня готовят к выписке и на этап обратно в СИЗО-3. Как выяснится позже, и это была ложь – официально я уже был выписан из МОТБ-19 08.05.2019 г., а выехал в СИЗО-3 лишь 16.05.2019 г. в куда более худшем состоянии, чем ехал туда. И сейчас моё самочувствие требует экстренной помощи!». Так я писал председателю Ростовского областного суда Е.А. Золотаревой 21.08.2019 г. См. лист 8, стр. 15-16 Приложения 8 . На данный момент мое самочувствие ухудшилось еще больше. Но я боюсь не вернуться из МОТБ-19, если сейчас попрошусь туда на госпитализацию. Подчиненные А.С. Пачганова меня там добьют, выполняя чей-то определенный заказ под его неусыпным руководством. Его наличие подтверждается и другим фактом, изложенным в обращении в Ростовский областной суд, на который я также считаю необходимым обратить и Ваше особое внимание. Снова небольшая цитата из статьи «В камере с грязным потолком без права на надежду?» от 13.09.2019 г.: «Для того, чтобы информация о моих длительных отказах от приема пищи (с 20.11.2018 г. по 30.12.2018 г. и с 11.01.2019 г. по 28.01.2019 г.) не попала в материалы дела на этапе досудебного расследования (под и на стадии рассмотрения по существу в Пролетарском районном суде г. Ростова-на-Дону (под стороной обвинения, следствием совместно с прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, был задействован ресурс лояльного к таким неправомерным действиям руководства ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России, а также медицинской части, обслуживающей СИЗО-3 г. Новочеркасска, состоящих на диспансерном учете арестантов, справка начальника филиала МЧ-14 СИЗО, капитана внутренней службы Обухова А.С. от 30.01.2019 г. (см. Приложение 12 на 1 листе ) содержит в себе откровенно местами неполную, а местами лживую информацию. Так, в первой части, касательно состояния моего здоровья, среди перечисленных у меня хронических заболеваний, с которыми я поступил в ФКУ СИЗО-3 ГУ ФСИН [России] по Ростовской области 23.10.2018 г. из ИВС г. Ростова-на-Дону, еще раньше – из внешнего мира, не прописаны, считаю, умышленно, фиброз печени 1 стадии, стеатоз печени 2 стадии, мочекаменная болезнь в стадии обострения, а не просто «МКБ, ремиссия». И нет упоминания о моих отказах от приема пищи общей продолжительностью 57 суток [на тот момент], которые повлияли на качество жизни и состояние здоровья, обострив [мои] хронические заболевания в крайней степени, истощив мой организм в СИЗО. В материалах дела это лист 64 тома 3…/…/… [См. лист 1. Вставка из материалов дела. Ниже]:

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/24/...

«И он пророчествовал среди них»: см. примеч. к концу 1Цар.10:5 , а также к 1Цар.10:9 . 1Цар.10:12 .  И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: «неужели и Саул во пророках?» «А у тех кто отец?» Указывая на сынов пророческих, спрашивающий дает понять, что нравы и положение родителей в данном случае ни при чем, так как дар пророческий не наследственен. Тем не менее, недоумение при виде «пророчествовавшего Саула» было так велико, что увековечилось в пословице. Когда впоследствии желали выразить изумление по поводу какой-нибудь неожиданной перемены, то говорили: «Неужели и Саул во пророках?» 1Цар.10:13 .  И перестал он пророчествовать, и пошел на высоту. См. прим. к концу 1Цар.10:5 . 1Цар.10:17 .  И созвал Самуил народ к Господу в Массифу Город Массифа (к западу от Гивы Вениаминовой, к северо-западу от Иерусалима) и прежде бывал местом религиозно-общественных собраний народа ( Суд.20:1,21:1 ; 1Цар.7:5 ). 1Цар.10:18 .  и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. 1Цар.10:19 .  А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами». Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим. А вы теперь отвергли Бога (ср. 1Цар.8:7–8 ). См. примеч. к 1Цар.8:6 . «Итак, предстаньте теперь пред Господом», чтобы узнать, кого Господь избирает вам в цари. 1Цар.10:20 .  И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово. «И указано» – через жребий. «Жившие порочно, – замечает блаж. Феодорит, – не всегда верили Божиим пророкам. Посему, чтобы не думали, будто приговор сделан по человеческой милости, Самуил приказал бросить жребий» (толк. на 1 Цар., вопр. 22). 1Цар.10:22 .  И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе. «И вопросили еще Господа» – через какое-либо знамение. Если же выражение 1Цар.10:17 : «к Господу в Массифу» понимать в том смысле, что к этому времени в Массифу была перенесена скиния, то вопросить Господа евреи могли и иным путем – через посредство первосвященника и вверенного ему таинственного наперсника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Телесные силы Иова истощены, и для него достаточно проказы, которою поразил (евр. «нага», употребляемое для обозначения проказы. Лев. 13.23 ) его Бог . Поэтому друзья не должны увеличивать его страданий «вкушением его плоти», – новыми бедствиями ( Пс 26.2 ; Мих 3.3 ), т. е. обвинениями и клеветой ( Дан 3.8, 6.2–5 ). Иов.19:23 .  О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге Иов.19:24 .  резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были! Обращенная к друзьям просьба о снисходительном, сострадательном отношении (ст. 21) остается без ответа. Ввиду этого Иов высказывает желание, чтобы, по крайней мере, грядущие поколения отнеслись к нему с сочувствием и участием. Это же возможно под условием ознакомления их с его невинностью и верою в Бога, средством к чему является запись его слов на камне резцом железным (об этом см. в Введении), – не всего им сказанного, так как не все оно свидетельствует о его правоте, а только слов ст. 25–27. Иов.19:25 .  А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, «Я знаю, – говорит Иов, – Искупитель мой, точнее, мой Гоел, жив». Гоелом у евреев называлось лицо, которому принадлежало право мстить не только за убийство, но и за честь, имущество, требовать суда и даже самому производить его ( Лев. 25.25 ; Чис 35.19 ; Втор 19.6, 12 ; Руфь 3.13, 4.4, 6 ). Название «гоел» прилагается также к Богу, как избавителю народа еврейского от рабства египетского ( Исх 6.6, 15.3 ; Пс 73.2, 76.16 ) и вавилонского ( Ис 43.1, 44.22 ), и вообще, как судье и отмстителю всех притесняемых, угнетаемых ( Пс 118.154 ; Плач 3.58 ). И как показывает выражение «жив», применяемое к Богу ( Втор 5.26 ; Суд. 8.19 ; 1Цар 17.26, 36 ; Ис 37.17 и т. п.); гоелом Иова, его защитником, и избавителем является также Бог . «И он в последний день» – неправильный перевод еврейской фразы: «веахарон ал афар йакум», буквально означающей «и последний встанет над прахом». В качестве защитника Иова Бог «встанет», т. е. явится («кум» в значении «вставать» употребляется о свидетеле – Втор 30.5 ; Пс 26.12, 34.11 и о Боге судье – Ис 2:19, 21, 28:21, 33:10 ; Пс 11.6, 93.16 ) над прахом (алафар), перстью Иова и его могилы ( Иов 7.21, 14.18, 20.11, 21.26 ) «последним», т. е. в конце существования этого мира ( «последний» – тот, который всех переживет, – Ис 44.6 ). «Восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» – неправильный перевод еврейского текста: «веахар ори никфу зот». «Ахар» – позади, за, после ( Пс 72.24 ). «Нифу» – пиэльная форма от глагола «накаф» – окружать ( Ис 15.8, 29.1 ; Пс 16.9, 21.17 ; Нав 6.3, 11 ; и т. п. ), встречающаяся только у пророка Исаии с значением «срубать», «уничтожать» ( Ис 10.34 , ср. Иов 17.6, 24.13 ). «Ори» – кожа моя; «зот» – эта. С прибавлением слов стиха 26: «и я из плоти моей («мибсари») увижу Бога», все данное место ( «веахар ори никфу зот» ) может быть переведено так «после того, как моя кожа будет разрушена, из моей плоти я увижу Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В библейском тексте, в Книге Исход, говорится о том, что во время отсутствия Моисея, когда он получал на Синае «скрижали откровения» ( Исх.31:18 ), народ израильский впал в идолопоклонство и сделал себе «золотого тельца» ( Исх.32:1–35 ). В коранической версии этого события, при всех имеющихся отличиях в некоторых деталях, утверждается, что золотого тельца евреям сделал некий самарянин (К.20:83–95). В переводе Э. Кулиева читаем: «Он (Аллах – прим. авт.) сказал: “Мы подвергли твой народ искушению после того, как ты оставил их, и самаритянин ввел их в заблуждение”» (К.20:85). В кораническом тексте и толкованиях к нему говорится, что когда народ бросил в огонь украшения, кознями и старанием самарянина, который «был многобожником и поклонялся коровам», получился телец 20 . «Он (самарянин – прим. авт) изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: “Вот ваш бог и бог Мусы (Моисея), но он забыл его”» (К.20:88). Завершается эта история диалогом коранического Мусы (Моисея) с самарянином, после которого тот изгоняется из общества, а телец уничтожается (К.20:95–97). В этом отрывке, в трех айятах Корана (К.20:85; 87; 95) встречается слово « » (ас-самириййу), которое переводчики арабского текста, такие как: Э. Кулиев, М.-Н. Османов, Т. Шумовский и русскоязычные переводы – тафсиры (толкования) – Ас-Саади, Абу Аделя, Аль-Мунтахаб передают как «самарянин» 21 . Единственным исключением здесь является перевод И. Крачковского, который дает это слово без перевода – «самирит». С англоязычными переводами примерно такая же ситуация. Например, Артур Арберри и Т.Б. Ирвинг переводят упомянутое слово как самарянин, другие переводчики, как например, Э. Палмер и Мухаммад Али, оставляют «ас-Самири» без перевода. Причина подобных отличий в переводе объясняется явным анахронизмом, присутствующем в тексте Корана. Дело в том, что самаряне, как народ появились лишь спустя примерно 700 лет после исхода евреев из Египта (см. 4Цар.17:6–41 ) 22 . Сам город Самария (с евр. «сторожевая крепость»), как столица израильского Северного царства, был основан около 880 г. до Р.Х. (см. 3Цар. 16:24 ). Предположительно можно говорить лишь о том, что на этом месте что на этом месте после захвата евреями земли обетованной могло существовать какое-либо селение (см. Суд. 10:1 ). Результаты археологических раскопок на холме, где находилась древняя Самария в 1908–1910 гг., в 1931–1935 гг., в 1965 г. и 1968 г. датируют найденные артефакты периодом 876–722 до н.э. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Названия других городов Ивлеама с его селениями, Ен-Дора и Фаанаха, читаемые здесь в еврейском тексте, отсутствуют в Ватиканском списке и два первые в Александрийском, в котором находятся только, в дополнение к Ватиканскому списку слова κα τος κατοικοντας Τανακ κα τς κμας ατς – «и живущих в Танахе и веси его». В позднейших греческих списках количество городов читается здесь то же, как и в нынешнем еврейском тексте; очевидно, оно восполнено на его основании. Первоначальный вид перевода LXX, как он сохранился в Ватиканском списке и отчасти в Александрийском, имеет здесь особо важное значение, так как он открывает путь к объяснению следующих за перечислением городов слов еврейского текста: «шелошет таннафет», что по буквальному переводу значит «три высоты» (слово «нафет» употреблено только в данном месте). Объяснение этого выражения представляет большие трудности вследствие того, что в предшествующих словах, в отношении к которым оно служит, очевидно, заключением, перечислено не три, а шесть городов. У руководящихся исключительно еврейским текстом это число три объясняется в том смысле, что из названных 6 городов оно относится к трем последним: Ендору, Фаанаху и Мегиддо, но какого-либо основания для этого текст не дает. Так как по Ватиканскому списку читаются в данном месте названия только трех городов 162 , то выражение «три высоты» или «три области» 163 , является достаточно понятным, почему этот перевод приведенного еврейского выражения и мог бы быть признан за наиболее соответствующую его передачу 164 . Что касается других названных здесь в нынешнем еврейском тексте городов, то Ивлеам находился в Изреельской долине, вероятно, на месте нынешнего Белямэ, как называются источник и близ него развалины, верстах в 10-ти на юг от Изрееля; Ен-Дор на северном склоне малого Ермона, на месте нынешней деревни Евдур; о Фаанахе см. Нав.12:21 . Из этих городов Ивлеам и Фаанах названы в Суд.1:27 в числе городов, из которых сыны Манассии не изгнали ханаанитян; отсюда, вероятно, названия этих городов и перенесены в еврейский текст ( Нав.17:11 ); название третьего – Ен-Дора, – отсутствующее здесь у LXX, не признается изначальным в еврейском тексте и некоторыми из сторонников последнего ввиду отсутствия его в Суд.1:27 по еврейскому тексту; они видят в нем не более как видоизменение предшествующего названия: Дор 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010