Проповедь Петра в Лидде и Иоппии (9. 32–43) Проповедь Петра Корнилию в Кесарии; излияние Духа Святого на язычников (10. 1–11. 18) Церковь в Антиохии Сирийской (11. 19–30) Преследование Церкви Иродом Агриппой I и его смерть (12. 1–24) 2) Павел и благовествование язычникам (12. 25 – 28. 31) Первое миссионерское путешествие Павла. Распространение Евангелия на Кипре и в Малой Азии (12. 25 – 14. 28) Иерусалимский Собор (15. 1–35) Второе миссионерское путешествие Павла – снова Малая Азия, затем – Европа (15.36 – 18. 22) Третье миссионерское путешествие Павла – и вновь Малая Азия, затем – Македония и Греция (18. 23 – 21. 16) Арест Павла, суд над ним и заключение в Палестине (21. 17 – 26. 32) Путешествие в Рим (27. 1 – 28. 16) Проповедь Павла в Риме в течение двух лет (28. 17–31) 2. Структурирование текста Автором Вся книга Деяний пронизана идеей возвещения Евангелия всему миру (1. 8), а постепенное воплощение этой задачи отражено по меньшей мере в шести обобщенных высказываниях, встречающихся на протяжении всей книги (6. 7; 9. 31; 12. 24; 16. 5; 19. 20; 28. 31). Преодоление греховного разделения человечества достигается действием Святого Духа. Задание Составьте план книги Деяний (озаглавьте разделы), опираясь на указанные здесь ссылки, выпишите заключительные слова каждого из разделов. 1. 1 –6.7 6, 7 «и слово Божие росло, и сильно умножалось число учеников в Иерусалиме, и очень много священников подчинялось вере» 6.8–9.31 9. 32 – 12. 24 12.25–16.5 Распространение христианской Церкви в Малой Азии, проповедь в Галатии 16, 5 «И церкви утверждались в вере и численно возрастали с каждым днем» 16.6– 19. 20 19.21–28.31 3. Обсуждение плана книги Деяний, разработанного кафедрой Библеистики ПСТГУ (приведен на с. 5–8). Периоды апостольского века (по кн.: Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. Ч. II. Гл. I. Предварительные замечания) Семинар 2. Первый период апостольского века (Деян. 1. 1 – 6. 7) План семинара I. Вознесение и Пятидесятница (см. Приложение 4 и 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

В Священном Писании немало примеров, когда Господь явным образом призывал Своих избранников к служению. Гедеон трижды просил у Бога подтверждения того, что Он призывает его на служение, и получал соответствующие знамения (см. Суд. 6, 36–40). Напрямую призываются к пророческому служению Исаия, Иеремия и Иезекииль (см. Ис. 6, 1–13; Иер. 1, 4–10; Иез. 2, 1–10; 3, 1–11). Господь Иисус Христос Сам призывает к Себе тех, кого хочет (см. Мк. 3, 13). Идите за Мною , — говорит Он Петру и Андрею (Мф. 4, 18–19), Иакову и Иоанну (Мф. 4, 21), Матфею (Мф. 9, 9) и другим апостолам. «Почти во всех таких случаях имеет место прямой призыв со стороны Бога, который либо не оставляет сомнений у того, к кому он обращен, либо явно обличает малодушие призванного», — отмечает иерей Алексий Черный. И тем не менее, по мнению диакона Евгения Лютько, не следует опираться на представление о призвании именно как о событии, через которое Бог явно дает человеку почувствовать свою «избранность» к служению, — «здесь слишком много субъективности наряду с претензией на безошибочную способность распознавать волю Божию». Требовать от Бога явного знамения невозможно, а в попытках истолковать те или иные события или обстоятельства как «знаки» призванности слишком большая роль отводится воображению. Епископ Каменский и Камышловский Мефодий особо подчеркивает момент призывания человека к священнослужению конкретным духовным лицом. «Слово " призвание " происходит от слова " призвать " , — напоминает он. — Если тебя позвали — значит, призвание есть. Конечно, надо смотреть, кто позвал, по какой причине позвал. Но если тебя пригласили и ты хочешь [быть священником], то у тебя с помощью Божией должно получиться. Бог врачует немощи, восполняет недостающее — здесь есть некоторая гарантия со стороны Творца». Точно так пришел в священство митрополит Сурожский Антоний — в ответ на приглашение архимандрита Льва (Жилле), служившего в парижской православной церкви святой Женевьевы и преподававшего в Свято-Сергиевском богословском институте. «Я встретил его в Англии на Православно-Англиканском съезде, и он прямо ко мне пришел и сказал: " Вы нам здесь нужны, бросайте медицину, делайтесь священником и переходите в Англию " , — вспоминал позже владыка Антоний. — Я ему тогда сказал: " Вы подумайте и скажите, это всерьез или нет. Потому что, если всерьез, — я по вашему слову поступлю " . И он мне сказал, что это всерьез, и я так и поступил».

http://e-vestnik.ru/analytics/prizyvaemy...

Летом того же года Н. был переведен в тюрьму в г. Владимир, затем вновь возвращен в Москву и помещен в тюрьму ГПУ на Лубянке. Проходил по одному следственному делу вместе с патриархом Тихоном, Новгородским митр. Арсением (Стадницким) и управляющим канцелярией Синода П. В. Гурьевым . 6 марта 1923 г. дело было передано для дальнейшего производства в Верховный суд РСФСР. 10 апр. на завершающем допросе Н. отказался признать себя виновным в антисоветской деятельности. Подготовленный властями суд над свт. Тихоном не состоялся, в июне 1923 г. патриарх был освобожден, однако др. обвиняемые по его делу оставались в заключении. 10 янв. 1924 г. Н., митр. Арсений и Гурьев были освобождены по решению Верховного суда, но уже 12 янв. Антирелигиозная комиссия (см. Комиссия по проведению отделения церкви от государства ) при ЦК РКП(б) постановила: «Ввиду того что освобождение означенных лиц политически вредно - поручить ГПУ немедленно их арестовать» (Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 533). 15 янв. Н. был вновь арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. Во время короткого пребывания на свободе Н. успел подать патриарху прошение об увольнении его с должности управляющего Московской епархией. 24 янв. 1924 г. патриарх Тихон подписал распоряжение: «Согласно словесной просьбе Высокопреосвященного Никандра, архиепископа Крутицкого, он увольняется временно по болезни на покой». 21 марта постановлением Президиума ЦИК СССР дело патриарха Тихона и всех проходящих по нему лиц, в т. ч. Н., было официально прекращено. Тем не менее 28 марта Комиссия НКВД по адм. высылкам приговорила Н., митр. Арсения и Гурьева к ссылке на 3 года в Ср. Азию. Н. отбывал ссылку в пос. Чимбай (ныне город, Каракалпакия), затем был переведен в г. Хиву. После досрочного освобождения из ссылки в нояб. 1925 г. был возведен в сан митрополита и назначен на Одесскую кафедру, однако вскоре был вновь арестован и отправлен в ссылку в Ташкент. Весной 1927 г. освобожден из ссылки, прибыл в Москву. Поддержал заместителя патриаршего местоблюстителя митр.

http://pravenc.ru/text/2565280.html

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в стихирах на стиховне великой вечерни в службе Минеи. Стих 1й: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются»; стих 2й: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Перед 1м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская, глас 7й: «Се тьма и рано…». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондак самаряныни: «Верою пришедшая на кладязь самаряныня…», и кондак святителя – читаются попеременно . На Литургии блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), самаряныни, песнь 3я – 4, и святителя, песнь 6я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак самаряныни. Прокимен – Недели о самаряныни, глас 3й: «Пойте Богу нашему, пойте…», стих: «Вси языцы, восплещите руками…»; и святителя, глас 1й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум». Аллилуиарий – Недели о самаряныни, глас 4й: «Наляцы, и успевай, и царствуй…»; и святителя, глас 2й: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Апостол и Евангелие – Недели о самаряныни и святителя. Задостойник Пасхи. Причастен – дня (воскресный): «Хвалите Господа с Небес…», и святителя: «В память вечную…». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 марта 2022 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака священномученику Павлу Лазареву, пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5911431.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/563). 2 Ср.: Типикон, 23 апреля, 5я Маркова глава; 21 мая, «зри». Настольная книга священнослужителя. М., 1992 2 . Т. 1. С. 106. 3 Служба Преполовения в таком случае опускается, поется же воскресная, самаряныни и свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (см. Типикон, 6я Маркова глава под 23 апреля, 4я Маркова глава под 8 мая).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Мы должны учиться прощать и проявлять милость, потому что сами нуждаемся и в милости, и в прощении Клевета и лживые осуждения могут нравственно охарактеризовать только самих клеветников. Воры будут говорить, что вы не чисты на руку; блудники будут говорить, что вы не целомудренны; клеветники будут говорить, что вы сплетник; пьющие будут говорить, что вы не ведете трезвый образ жизни. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Люди большею частью судят и о других по себе. Так, постоянно пьянствующий нелегко поверит, что есть люди, живущие трезво; привязанный к распутным женщинам считает распутными и тех, кто живет честно; похититель чужого нелегко поверит, что есть люди, которые раздают и свое» . Слыша подобное, будем переживать не за себя, но за сказавших это о нас. И все же мы вправе требовать светского суда (см.: Деян. 26: 32) и церковного разбирательства (см.: 1 Кор. 6: 1–7) и, если потребуется, учувствовать в нем. Но при этом нельзя забывать, что «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2: 13). Ибо мы должны учиться прощать и проявлять милость, потому что сами нуждаемся и в милости, и в прощении. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1198 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Виталий Зубов 13 марта 2017, 21:44 Батюшка, а если судья поступает не по закону на 9 мытарстве бесы тоже будут это ему предъявлять? Ольга 9 декабря 2016, 12:53 Ой, прошу прощения:) Поддерживаю Алексея 7 декабря 2016, 10:00! Очень нужны практические советы и разъяснения. Спаси, Господи, Александра Б и всех нас! Ольга 9 декабря 2016, 12:48 Дорогой батюшка, спасибо за Ваши статьи! Поддерживаю Александра Б 7 декабря 2016, 19:00 - нам просто необходимы наставления в быту!!! Как себя вести, как не позволить обидеть человека, как остановить и вразумить того, кто ведет себя по-хамски.... Для меня тема очень актуальна!!! Очень возмущают злые люди: начинаю осуждать, переживать, думать как остановить таких людей, и не могу остановиться - впадаю в страсть осуждения, значит, сама грешу! Хотя прекрасно знаю - Господь обидимых не оставляет и помогает, а зло всегда наказуемо! Спаси нас всех, Господи!!!

http://pravoslavie.ru/99177.html

А. Повествование включающее притчи и обличения (гл. 19–23) Б. Пятая речь: суд Царства (гл. 24; 25) VII. Страдания и воскресение (гл. 26–28) Глава 1 1 Родословие. Букв.: «происхождение» или «начало» (генезис). В библейском словоупотреблении может означать «список», «отсчет» (ср. Быт. 2,4; 5,1 ). В лучших манускриптах это же слово (1,18) означает только «рождество». Вполне возможно, что оно указывает на все Евангелие, которое и есть «отсчет от начала» – Иисуса Христа (т.е. ознаменование Его царствования). Христос. Греческое слово, означает «помазанник» и соответствует еврейскому «машиах», или «мессия». В Ветхом Завете помазание елеем символически означало, что Бог посылает человека на какое-то служение, и все три ветхозаветных служения (пророки, священники, цари) знаменовались таким образом ( Исх. 29,7 ; 1Цар. 16,13 ; 3Цар. 19,16 ). Ветхий Завет обещает, что придет избранный Отрок Господень (Ис., гл. 42), Который будет Пророком, как Моисей ( Втор. 18,18.19 ), Священником, как Мельхиседек ( Пс. 109,4 ), Царем, как Давид, т.е. Помазанником Божиим ( Ис. 55,3.4 ; Иер. 30,9 ; Иез. 34,24 ; Ос. 3,5 ; Зах. 12,8 ). Израиль ждал Мессию, который одолеет его врагов и установит закон мира. Матфей утверждает, что Иисус – Помазанник, обетованный Царь, Освободитель. 1:2 Родословие здесь отличается от родословия у Луки (3,23–38), возможно потому, что Лука говорит о «физическом» родословии ( Лк. 3,21 ), Матфей – о престолонаследии. 1:3–16 В ближневосточной генеалогии обычно не упоминают женщин, но они важны для Божиего замысла – произвести на свет Христа. Имена всех пяти женщин, названных здесь, служат напоминанием, что Бог часто действует неожиданно и выбирает не тех, кого «надо бы» выбрать. Фамарь (ст. 3) связана с «оплошностью» Иуды ( Быт. 38,6–30 ), Рахава (ст. 5) была блудницей и язычницей (Нав., гл. 2; там она – Раав), Руфь – моавитянка, а значит – под особым проклятием ( Втор. 23,3–5 ), из-за «бывшей за Уриею» Вирсавии (ст. 6) согрешил Давид. Дева Мария исполняет не только слова Исаии (7,14), но и еще более важное пророчество из книги Бытие (3,15; см. Гал. 4,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

опустошение от Всемогущего. Иначе: «могущество от Всемогущего». 1:16–18 Иоиль снова и снова возвещает своим слушателям о скором и неотвратимом наступлении Дня Господня и Божественного суда, предзнаменованием чего являются видимые уже повсюду последствия засухи. 1:19–20 К Тебе, Господи, взываю. Пророк с надеждой обращается к Господу. Опустошение пришло от Всевышнего, от Него же явится избавление и восстановление. животные на поле взывают к Тебе. Ср. Иов 38,41 ; Пс. 103,21; 146,9 . огонь. Метафорическое описание последствий засухи, однако в 2,3 эта же метафора употребляется в отношении нашествия саранчи. Огонь часто ассоциируется с судом Божиим ( Втор. 32,22 ; Пс. 49,3; 96,3 ). Глава 3 3:1–21 В этой главе Иоиль пророчествует о дне Господнем, когда Бог совершит Свой последний суд над врагами Своего народа и превратит Сион в источник вечного благословения. 3 в те дни и в то... время. Раздел начинается обетованиями Господа Своему народу (ср. Иер. 33,15; 50,4.20 ). возвращу плен Иуды и Иерусалима. Иначе: «возвращу благополучие, счастье». 3:2 Восстановление будет связано с совершением суда над всеми врагами народа Божия за совершенные ими злодеяния. в долину Иосафата. Речь идет о «долине суда» (см. 14). Названия эти символические и местоположение долины неизвестно. рассеяли... разделили. После увода в плен населения страна была поделена между завоевателями. С равным основанием могут подразумеваться депортации 722,701,598, 586 гг. до Р.Х. или даже какие-то мелкие пограничные конфликты (напр., Ам. 1,9.10 ). 3:3 Участь взрослых пленников решалась при помощи жребия ( Авд. 1,11 ; Наум 3,10 ), а детей распродавали или отдавали на поругание солдатам ( Ам. 2,6 ). 3 что вы Мне..? Здесь возводятся обвинения против Тира и Сидона (прибрежных городов Финикии) и «округов Филистимских» (прибрежных районов Палестины, ср. Нав. 13,2.3 ) за то, что их обитатели занимались работорговлей. Пленников из Израиля продавали грекам (ст. 6) и идумеям ( Ам. 1,6.9 ). 3 серебро Мое и золото Мое. Все принадлежит Господу ( Агг. 2,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И вот, продолжает Бог устами пророка: «Я Иегова, простру руку Мою», с целью истребить беззаконников (сн. Втор. 4:34; 5,15 ; Ис. 5:25; 9:12–17; 10:4; 14:26, 27 ), «на Иуду и на всех жителей Иерусалима и изглажу с места сего остатки Ваала», изглажу всё, что ещё осталось не уничтоженным как от грубого, так и более утончённого идолослужения, изглажу «имя жрецов», – этих лиц, поставленных царями иудейскими для отправления служения на высотах и нечестивого символико-идолопоклоннического служения Иегове (см. 4Цар. 23:5 ; Ос. 10:5 ), « и имя священников», жрецов в собственном смысле идольских, отправлявших только идолослужение. Вместе с идолами и их жрецами Бог угрожает изгладить с места, стереть совершенно с лица земли и всех идолопоклонников и во 1-х совершенных идолопоклонников, «поклоняющихся» через возжигание курений ( Иер. 19:13 ) и чрез принесение закланных жертв ( 4Цар. 23:12 ) «на крышах», или точнее, на алтарях, устроенных на плоских кровлях домов, «небесному воинству» 2 , – и во 2-х поклонников, которые идолослужение Ваалу соединяют с истинным богопочтением ( 3Цар. 18:21 ), «которые клянутся царём своим» (Ваалом, который на надписях прямо называется царём, – Movirs, Phöniz (15, 171, 7), при клятвах призывают имя царя – Ваала, как Бога; таким образом кланяясь Иегове в верности Ему, в подтверждение истинности своей клятвы призывают имя идола. Наконец Бог угрожает изгладить ещё третий класс людей, – презрителей Бога, которые индифферентно совершенно холодно, безразлично или безучастно относятся к делу религии, «которые от Иеговы и которые не помышляют об Иегове и не ищут Его» (1, 4–6). Угрожаемый суд наступит скоро. Все должны подчиниться ему, все должны ожидать его в смиренной и молчаливой покорности определениям Иеговы, всевластного управителя мира. «Умолкните», требовательно взывает ко всем пророк, «пред лицем Господа Иеговы; ибо день Иеговы близок (ср. Иоил. 1:15 ) и Бог», как совершитель суда, «приготовил (уже) жертву» (ср. Ис. 34:6 ; Иер. 46:10 ; Иез. 39:17 ) – народ Иудейский, «освятил званных Своих», освятил на войну народы (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

или, например, в Китае... или во времена средневековой инквизиции... НО! КУДА СМОТРЕЛИ ИХ МУЖЬЯ?!?! У них вообще есть мужья? Это каким надо быть …, чтобы разрешить жене заниматься подобным непотребством?!?!?! И это имеючи малых детей... Откройте Библию: Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Прит.12:4 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Прит.14:1 Казаки, имхо, правы - «Мы требуем от участниц этой постыдной акции публичных извинений. Считаем, что государство должно применить к ним и к тем, кто стоит за ними, всю силу и строгость закона. Только так мы сможем сохранить мир в обществе, уважение к памяти предков и религиозным чувствам православных граждан нашей страны. » (см. Открытое письмо атаманов ВКО) Stanislav 26 марта 2012, 23:25 Лариса, в храм они пишли одетыми в нормальную одежду поверх своих балахонов. Никакой аппаратуры у них не было. Было снято на видео, а потом наложен звук. Тут, видимо, охрана просто не готова была к таковому. Камеры должны были снять их входящими, т.к. что доказать их пребывание в Храме на этот момент, не будет сложно. Единственное, что непонятно, почему охрана их отпустила не дождавшись приезда полиции. Тогда, они бы не отрицали своё участие в этом беспределе. Лариса 19 марта 2012, 21:52 Странно, как группа ярко одетых девушек смогла пронести аппаратуру , установить около алтаря и , собственно, спеть, Почему их никто не остановил? Тут в храме не туда наступишь , уже со всех сторон шипение. Не слишком ли Храм Христа Спасителя теперь толерантен? Сергей 19 марта 2012, 17:10 жалко мне их.. Олег 18 марта 2012, 01:51 Эти несчастные дети безусловно просто марионетки. Мне их искренно жаль. Но за кощунство во святом месте призываю побивать камнями, не взывая к государству. Ибо Церковь у нас одна, а государства меняются на глазах. Заснул в одном - проснулся в другом Церковь отделена от государства и на территории церкви, прости Господи, правослувные могут совершать за подобные поступки свой суд, беря грех на душу.

http://pravoslavie.ru/52259.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010