И по сем отверзается другое сокровище одержати их и воду, и преж пойдет дух, сущий в нем, с громом пути творя водам, хотящим прияти на облацех, да тако пущает отверзает сокровище водокропно... Гром бо приходит пред водою; множицею и без грома бывает дождь... Трубы облачные собирают от моря и от рек воды и от озер, и напивше восходят и изливают из себе воду в сокровенные бездны, да егда наполнят вся, отходят на страну на места своя и пребывают не двигающесь... Молния приходит пред громом, строяще путь, сущий во облацех, на низ и преже оцыщает и приготовляет... Небесный огонь Илия молитвою сведе... Сего огня сияние молния есть». Это заимствовано из статьи: «Беседа Епифания к св. Андрею», находящийся в ркп. сборн. солов. б. под. 613 л. 544 и 219. 68 Ипат. 72. новг. 52. 71. 96. 114. II новг. 147; IV новг. 29. 122; пск. 209; I соф. 206. 73 «Глаголется, яко по седмих тысящах лет пришествие антихриста будет». Триодь постн. синакс. в нед. мясопуст л. 28 об. 85 Рус. достоп. 1, 90; Акт. арх. эксп. 1, 184 и 108. А. ист. 1, 370. Опис. Рум. муз. стр. 285; крыж лядский стесать в церкви. II соф. 221. Между прочим вот молитвенное обращение, замечательное по выражению духа времени: «согреших хождением в латинские божницы, и тех пение слушах, и сретаяся и стоя и глаголах с латины и со армены и с жиды, в забвении мир и благословение им рекох и руку давах правую и по отхождении прощение им глаголах в забытьи, и от них слышах такожде. Прости мя, отче!». Сбор. солов. б. под 895 л. 200–1. 91 Ипат. под 1205 г. 157 стр. Этот Бенедикт, наместник венгерский, был латинянин, а папы всеми силами старались подчинить себе югозападную Россию. 92 Означение главы нельзя считать ошибкою; летописец следует древнему делению Анокалипсиса, которое состояло из 72 глав. По нынешнему делению это место находится в VII г. ст. 10. 11. 93 I псков. 282. 307. 318. A Отрепьев, – эта «головня, забытая от Содома и Гаморра», – который получал от римского папы грамоту, а в грамате писано, чтоб он держал крепко латынскую веру», – прямо называется предтечею антихриста. Учен. зап. Каз. унив. 1843, I и III кн. стр. 45–9. 97 «Благоверный князь Святослав Юрьевич – этот, избранник Божий – от рожденья до совершенного мужества страдал, болезнью злою, которой просили для себя св. апостолы и св. отцы у Бога; кто постраждет болезнью тою, как книги говорят, тело его мучится, а Душа его спасается... Не дал ему Бог княжить на земле, за то дал царство небесное». Лавр. 156. 178. 101 Лавр. 157. 181. 195; ип. 113. 135. 154. 204. 214, 220; новг. 51; и новг. 139; I пск. 237. 280; I соф. 176. 111 пск. 218. 294. 313. Иногда праздники называются народных именами, напр. в осменика, т. е. в неделю по пасхе. Ипат. 81. 116 Тоже можно заметить о картине крещение русской земли. Таковы же рассказы о Матфее прозорливом, об Исакии печерском, о погребении Изяслава, об обретении мощей св. Феодосия, о нашествии половцев и пр. и пр. (стр. 27, 81–83, 86, 89–91, 94–96).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет («Обз. р. д. лит.», 5), А. С. Архангельский («К изучению др. р. лит.» Спб. 1888, 12), П. В. Владимиров («Др. р. лит.», 16) и др. под «строителем церковным Иоанном... архиепископом болгарския земля» разумеют, видимо, Иоанна Экзарха – и перевод жития Антония Великого приписывают Константину, епископу Болгарскому. Голубинский («Кратк. оч. ист. прав, ц » М. 1871,708–9, и Ист. р. ц. 2 I–1, 908) отожествляет нашего Иоанна с тем архиепископом Иоанном, который был поставлен императором Василием тотчас по завоевании болгарского царства, т. е. в 1019 г, – и перевод жития относит к тридцатым годам XI в., что гораздо вероятнее, так как Иоанн Экзарх никогда не был архиепископом. На житие Антония ссылается пр. Нестор в Житии Феодосия Печерск.: Усп. Сб., л. 38–а. Древнейшие списки полного славяно–русского перевода относятся к XIV и XV вв рукоп. собр Хлудова 195, л. 211–40; библ. Чудова мон. 23, л. 105–142, Новгор. Соф б. 1336, л. 242–271; И. П. Б. Q. I. 548, л. 94–126; Тр.–Серг. Л. 763, л. 310–69, и др. 345 Несомненные следы знакомства – в Несторовом Житии: Шахматов. Несколько слов о Несторов. Житии св. Феодосия и моя заметка: «К вопросу об источниках Несторова Жития пр Феод. Печ.» («Извест.» III–1, 243–6 и отд). Старший русский список – XIII в.: рукоп. И. Общ. люб. др. п. 2004. (Издано Общ. в 1890 г., XCVI). 346 Ссылка – в Пов. вр. л. под 1074 г. Лавр, л. 3 , 180. Древнейшие слав.–р. Списки – XV в.: рукоп. И. П. Б. Q. I. 548, л. 126–58 об.; Новгор Соф. б. 1366, л. 271–306; Румянц. Муз. Ундол. 250; Новгор. Соф. б. 1500, л. 99–113 об. 347 Ссылка – в Несторовом Чтении о Борисе и Глебе (по изд. Срезневского стр. 6) Старшие списки – XIII и XIV в.: рукоп. Васильянск. мон. в Львове (см. Срезневский Др. пам р. п. и яз. 2 , 162, и Н. В. Волков. Статистич. свед. о сохранивш. др.–р. кн. XI–XIV в. Спб. 1897, стр. 86) и Сильвестр. Сборн. М. Типогр б , лл. 56–64. Срезневский. Сказания, XVI–XVIII). 348 Переведено одновременно с житием Антония Великого . (Голубинский. Кратк. оч., 708–9 и Ист р ц. 2 I–1, 909). Старший список XIII–XIV в.: ркп. И. П. Б. Q. п. I. 33. (Ср. Порфирий. Первое путешествие в Афонск. монаст. Ч. II, отд. I, 39–84. 84–97).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Известны месяцесловы — неполные при Евангелиях XII и XIII вв. (Опис. рукоп. Рум. муз. С. 171, 173 полные — в церковн. Обиход Рум. муз. XIII в. 284. Л. 90–97 (там же. 405) и в церковн. Обиходе Новг. Соф. библ. XIII–XIV в. 13–15, в 4-ку. Л. 170–193 ; самые полные и подробные — в Прологах Новг. Соф. библ., XIII в., в лист на 132 , и имп. Публ. библ. того же века (Опис. рукоп. графа Толстова. С. 62 Древний русский календарь по месячным Минеям XI–XII в. напечатан г. Срезневским в Христ. древн. и археол. Прохорова. Кн. 7. СПб., 1863 Мы печатаем месяцеслов из указанного церковного Обихода Рум. муз. в прилож. 5. П. собр. р. лет. 1. 190, 192–194; 2. 81, 86, 95, 101, 107, 111, 114, 136; 3. 12, 13, 32 и др. Bingham. Antiqu. Eccles. 20. С. VI. § 3; 21. С. 1. § 11; С. 3. § 3 Выписки из этих уставов представлены в Типике преп. Никона черноризца, гл. 14, и особенно 57 (рукоп. моей библ. 63. Л. 86 об. и 469 Кормч. книг. Гл. 53 или 54 Oudin. Comment. de scriptor. Eccles. T. 2. P. 342. 1180 На вопрос Кирика: «Можно ли людям, не состоящим под эпитимиею, разрешать употребление мяса в среду и пяток, если случится в эти дни какой-либо праздник Господский, или Богородичный, или Иоанна Предтечи?» — Нифонт отвечал: «Аще ядять, добро; аже ли не ядят, а луче» (Памятн. росс. слов. XII в. С. 193, 194 Никон. лет. 2. 161, 179, 189 Патриарх в своем послании подробно обозначает, что именно вкушать в тот или в другой праздник, когда он случится в постные дни (там же. 187). Из того же послания узнаем, как учили Нестор и Феодор и кто был последний (см. выше прим. 33). П. собр. р. лет. 1. 150; 2. 91 Летописец выражается: «Вста ересь леонтианьская». О путешествии Леона в Чернигов и Киев говорит Ипатиевская летопись под 1162 г., когда еще был жив Киевский митрополит Феодор, скончавшийся в следующем году (2. 91, 92 А потому слова Лаврентиевской летописи: «Упре его (Леона) владыка Феодор», нам кажется, следует относить к митрополиту Феодору, тем более что у кого же и должен был просить себе суда и защиты изгнанный из епархии епископ, как не у своего архипастыря? И как бы потом Леон осмелился идти на суд к Константинопольскому патриарху, не испросив себе прежде суда у своего митрополита? Татищев называет этого владыку Феодора епископом Черниговским (3.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 40 и об., л. 44, л. 44 об., л. 56 и об., л. 61 об., л. 62, л. 63 об., л. 72 об., л. 94 об.–95, л. 95 об., л. 96 об.; Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 67, л. 71 об.–72, л. 62, л. 75 об., л. 76 об., л. 77 об.–78, л. 83 об., л 84, л. 72 и об., л. 83 и об., л. 85, л. 86 об., л. 87 об., л. 85 об.–86, л. 88 об.–89 и об., л. 91–92 об., л. 97 и об., л. 101 об.–102, л. 93 и об., л. 95 об., л. 96 об.–97; л. 99–104, л. 104 об., л. 105–109, л. 112 и об., л. 114 об., л. 119–121, л. 128 и 127 л об., л. 132 об., л. 135 об.–136, л. 141 и об., л. 143 об., л. 147, л 151, л. 153 и об.–154 об., л. 156, л. 168, л. 162 об., л. 164, л. 165 об. – Рукоп. Кир. библ. 87–1325, л. 91, л. 145, л. 146 об., л. 85. К числу пожертвований, неизвестно когда поступивших в монастырь, принадлежит вклад Благовещенского иерея Сильвестра. Выписка об его вкладе (очевидно, по рукописи Кирил. библ. 78–1317, л. 105 об.–106) была перепечатана архим. Леонидом в Чт. О. Ист. и Др. Росс., 1874, кн. 1 (в продолжении сочинения Д. П. Голохвастова «Благовещенский иерей Сильвестр и его писания», стр. 48–49) из «Путевых Записок по некоторым внутренним губерниям» М. П. Погодина (М., 1843, Внутр. изв., стр. 258). В рукописи Соф. библ. 1152 (л. 95 об.), писанной не ранее 1564 года (см. ниже главу VI-ю), но еще при жизни Сильвестра, находятся несколько иной перечень пожертвованных им предметов, именно: «Благовещенский священник Селивестр вкладу дал пуд ладану, пол 2 пуда сандалу, пуд брынцу, 15 гривенок перцу, колокол 8 пуд да старые колоколы перелил, прибавил своей меди 4 пуда и доколе Селивестр жив, ино за него Бога молить, а Бог пошлет по душе его, ино его написати в сенаники, да Селивестр же прислал с Никодимом в монастырь 2 стопы бумаги, 10 гривенок ладану, 10 гривенок перцу, пуд брынцу. Да Селивестр же дал пуд ладану, да преж того прислал с Ысаею да с Ыгнатием полпуда ладану да полпуда брынцу». Отсюда видно, что вклад иерея Сильвестра в Кириллов монастырь составился из нескольких отдельных взносов и не «относился» к одному только 1560 году, как полагал архим. Леонид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

108 О времени изображения под иконой осады Новгорода у Красова о местополож. древн. Новгорода, прим. 3, стр. 138 и 139. 109 Историю сию, кроме летописей (Новг. I, II и IV лет. под 6677 год. Воскр. лет. Ч. I, стр. 85 и 86. Ник. лет. Ч. II, стр. 209, 210 и 211. Псков. лет., стр. 5), можно читать в Прологе под 21 ноября, в книге: Покров Пресв. Богородицы над Россией 1843 года стр. 51–59, – в Ист. Русск. Церкви период I, стр. 403 по 1-му изд. в Древн. Росс. Госуд. Отд. I, стр. 15–20. рис. X 5 и 13 и в Житиях святых в Росс. Церкви 1855 г., сентября стр. 53–57. Между рукописями новг. Соф. Библиотеки есть сказание о знамении св. Богородицы в пергаменной книге под названием: Службы избранные из Минеи месячной, в 4-ку 8. л. 1–5. Одно из древних сказаний об избавлении Новгорода от войск В. К. Андрея Боголюбского в 6677 году напечатано во Временнике Имп. Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1853 года, кн. 16. 114 В 1642 году была прислана царская грамота о возобновлении, нами уже упоминаемая (Отд. I. Ист. изв. об иконоп.), а о поновлении в 1664 году осталась запись, напечатанная в С.-Петерб. вед. за 1855 год 49. 115 Все последующие за сею чудотворные иконы указаны нами не по времени их написания, а по времени чудотворений. 120 Различие состоит в том, что на казанской иконе Спаситель изображён сидящим прямо, а на иконе Божией Матери Умиления в профиль. 121 Соф. Врем. I, стр. 321. А по местной рукописи церковной, в 1337 году Новгород избавлен был от морового поветрия после молитв, воссылаемых пред иконой, и в честь этого знамения установлен 8 июля крестный ход в Троицкую церковь . 123 Новг. I лет., стр. 13. Ср. Новг. II лет. под 6673 годом. В новг. Десятинском женском монастыре есть древний список с чудотв. иконы Божией Матери Умиление. 124 Эта Ипатьевская церковь отличается от другой Ипатьевской на Рогатице (Новг. I лет. под 6691 год.) и находилась на Софийской стороне близ нынешней церкви Феодора Стратилата, или даже составляла придел её. Истор. Разг. о др. В. Новг. стр. 82. О местоп. др. Новг. Красова, 1851 г. стр. 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

156 Истор. Карамз. т. II, примеч. 414; Истор. слов. о святых Рус. ц. стр. 151. В рукоп. списке свят. Новг. сказано, что св. Иоанн возведен в архиепископа спустя 3 года, но это несправедливо. 160 Воскр. лет. (стар. изд.) ч. II; стр. 87; сн. лет. по списку Соф. В. Новг. (стар. изд.) ч. 1 стр. 170. «Таков бо бе обычай блядиным детем». 161 Степен. кн. гл. 12. стр. 304; лет. по Ник. сп. ч. II стр. 211; Лет. по спис. Соф. В. Н. ч. 1, стр. 169. Воскр. лет. ч. II, стр. 86. 162 Степен. кн. стр. 302, сн. Новг. I и IV лет. под 6677 г. стр. 12 и 14; лет. но Ник. сп. стр. 209; Супрасльск. рук. стр. 21; Псков. II лет. под 1169 г. стр. 9 и слово о значении. 168 В прологе под 27 ч. ноября, в Псков. II лет. под 1169 г. и в слове о знамении сказано, что Боголюбский оставался во Владимире за болезнию, а в Русск. ист. Кар. т. III, стр. 9 изд. 1842 г. говорится, что он, по преклонности лет, не хотел сам предводительствовать войском. 169 Истор. Карамз. т. III, стр. 10; сп. Степ. кн. гл. 12, стр. 301; Пол. собр. Русск. лет. т. II, стр. 102 и прибавл. к Ипатиевской лет. под 6681 г. стр. 312. 173 Этот образ Спасителя находится в паперти церкви св. Иоанна архиеп., устроенной в бывшей грановитой палате. 178 Близ того места, где совершилось чудесное знамение от иконы Б. М., впоследствии построен Десятин женский монастырь. 182 Псков. 1 лет. под 6677 г. Русск. ист. Кар. т. III, стр. 10 и дни богослуж. прав. ц. Дебольского о праздн. в честь иконы Знамения. 184 Псков. II лет. под 1169 г. и слово о Знамен.; сн. Степ. кн. стр. 303; Ч.-Минеи под 7 ч. сент.; Новг. IV лет. под 6677 г.; лет. по Никон. сп. ч. II, стр. 210. 187 Рус. истор. Кар. т. III, стр. 10; сн. Степ. кн. стр. 304; Ч.-Минеи под 7 ч. сент.; лет. по Никон. сп. стр. 210. 188 Рус. истор. Кар. т. III, стр. 10; сн. Новг. I лет. под 6677 г. «и купяху Суздальцъ по две ногате» стр. 15; Новг. IV лет. стр. 12 и Псков. I лет. под 6677 г. 191 Сказание о чуд. путешествии в Иерусалим есть произведение известного Василия, написавшего службу св. Иоанну при св. Евфимии. Румянц. муз. 397. Сл. обзор русск. лит. § 90; жития русск. свят. архиеп. Филарета под 7 ч. сент. примеч. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

275 Св. благовер. Александр Невский, сыновья его Димитрий и Андрей (Воскр. 9, 267. 272), Иоанн Калита (Степ. 1, 402), сыновья его Иоанн (Соф. Вр. о 1359 г.) и Симеон (Ник. 3,202. Духовная его в Собр. грам. N 24). Княгини инокини: св. Анна вдова В. К. Михаила – мученика, св. Феодосия, в иночестве, Евфросиния, вдова В. К. Ярослава и мать Александра († 4 мая 1242 г.); В. Княгиня Мария, в иночестве – Марина († 1262 г.); Мария вдова убиенного Кн. Димитрия Мих. Тверского) В. Княг. Александра († 1365); Анастасия вдова Кн. Андрея Сузд. († 1378), В. К. Мария – в иночестве Фотиния († 3 мар. 1399). (Соф. Bp. 1, 223. Ник. Лет. 4, 9. 18). 276 Рост. Лет. у Карамз. 4. пр. 140. Троицк. Лет. 226. Он погребен в Юрьевском Михаиловом монастыре; как он, так и отец его Святослав († 1253), сын В. Кн. Всеволода 3, в старинных Святцах поставлены между святыми. 278 Без соотношения к Сергию основались в XIV в. только Новгородские монастыри, еще два, три в других местах. Святителем Моисеем основаны: а) Архангельский на Сковородке в 1348 г. б) Волотов Успенский 1352 г. в) Воскресенский на Деревеницах, 1354 г. г) женский Иоанна Богослова 1354 г. д) Св. Духа в 1357 г. в) Успенский в Радоковицах с 1357г. Наставником Моисея благоч. Макарием построены Колмов Успенский с 1310, Николаев Белый с 1313. Кроме того, известны Новг. монастыри – Рождественский на Десятине девичий с 13290г., Спасский на Ковалеве с 1345, св. Андрея на Ситечке с 1370 г., Сырьинский Успенский Пр. Киприана с 1385 г., Николаевские-на Лятке прежде 1357 г., на Сокольей Горе с 1389 г., на Понеделье прежде 1386 г., на Чудинцевой улице с 1390 г., на Папоротке с 1403 г., Рождественский на Лисичьей Горе с 1389 г., на Щилове Покровский прежде 1386 г., на Козмодемьянской улице Спасский с 1394 г., на Видогоще Троицкий общий с 1402 г., на Веренде Спасский с 1406 г., на Видогоще Спасский с 1406 г. (Собр. Лет. т. 3, 59. 84–86. 103. 132. 57. 181. 182. т. 4, 34–37. 106. 109). Во Пскове Снятогорский ок. 1310 г.. Николаевский на Валку с 1395 г. В Архангельске Архангельский, Георгиевский на Городце Шелонском, Михаилов на Шелони прежде 1352 г., Каргопольский Спасский с 1350 г., Каргопольский Успенский девичий ок. 1355 г. В Твери Спасский за городом с 1360 г. Желтиков с 1394 г. Афанасьевский; в Перми Ульяновский; в Туле Веневский Николаевский; в Нижнем Новгороде Печерский, основанный собеседником Сергия Дионисием Суздальским , в Суздале Спасский пр. Евфимия, ученика Диоинсиева. В Ростове Св. Иакова и Григорьевский. В Рязани Солотчинский. О других выше пр. 67. 68. 69. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2793 Филиппа Пустынника: 1388 г. в библ. Чудова монастыря (36) (Горск. Опис. Синод, библ. 2. Отд. 2. 459 (254)); 1418 г., писанный для Троице-Сергиевой лавры по воле игумена Никона (25) (Опис. лавры. 154–155 (248)); 1426 г.– в библ. Царск. (207) (Опис. 25 (404)); вообще XV в. в Синод, библ. (36) (Горск. Оп. 2. Кн. 2. 449 (254)) и в Толстов. (86) (Опис. 3 (297)). Василия Великого : XV в. в библ. Толстов. (120) (On. 76 (297)). Феодора Студита : XIV в. в библ. Моск. Дух. Ак. 32 (165); XV в. в Синод, библ. (Опис. 2. Кн. 2. 347 (254)). Максима Исповедника и других в Синод, библ. (41) (283 (254)). Нила – в библ. Толстов. (93) (Опис. 212 (297)). Симеона и Петра Дамаск, в Синод, библ. (71) (Опис. 434 (254)). Григория Синаита в той же библ. (70) (Савв. Указател. 166 (375)). 2794 Кирилла Иерусалимск. в библ. Толстов. (113) (Опис. 5 (297)). Григория Богослова : XIV в. в Синод, библ. два (38) (Опис. 68 и 87 (254)) и в Сергиевой лавре (34) (Опис. 152 (248)), XV в. в Толстов. (121) (Опис. 195 (297)) и Рум. муз. (166) (Опис. 153 (246)). Иоанна Злат. в библ. Толстов. (94) (On. 29 (297)). О Бесед. Григория Двоесл. в списке XIV в. (24) см.: Горск. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2. 236 (254). 2795 Список XV в. в библ. Толстов. (90) (Опис. 171 (297)). О составителе этого собрания поучений и о времени переводаих на славянский язык см.: Горск., и Невостр. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2. 658 и 667 (254). 2796 Первый из этих трех сборников – в Рум. муз. (197) (Опис. 610 (246)), два последние – в Новг. Соф. библ. (Куприан. Обозр. ее в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 307–310 (312)). 2797 Опис. Серг. лавры. 156–157 (248); Срезневск. Древн. памятн. русск. языка. С. 607 (397); арх. Савв. Указат. Синод, библ. 174, 177, 213 (375); Куприан. Обозр. Новг. Соф. библ. в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 285, 309 (312); Опис. Рум. муз. 198 (246); Опис. рукоп. гр. Толст. 273 (297). 2798 Архим. Савв. Указат. Синод, библ. 221–222 (375); Опис. Рум. муз. 447 (246); Опис. рукоп. Царск. 319 (404); Опис. рукоп. Толстов. 62, 315 (297); Куприан. Обозр. Новг. библ. в означ. Извест. 51. 305 (312); Срезневск. Древн. памятн. русск. языка. С. 204. 303, 306 (397).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

651 При игумене Кирилле II в монастырь жертвовали: Фома Иванович Третьяков – на 50 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 93), Иван Семенович Черемисинов – 50 рублей (Рукоп. Соф. библ 1152, л. 94 и об; Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 104). дьяк Василий Трифонов – два коня за 15 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317 л. 62), Константин Мясоед Семенов сын Вислого – два образа «с камением и з жежчюги», 20 образов пядниц, облож. серебром и 5 кобыл (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 91 об.–92; Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 63 об.–64), душеприкащики по княгине Аграфене Прозоровской – 10 четвертей пшеницы в меньшую княгиня Елена Прозоровская – 50 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 95 и об.; 87–1325, л. 138), в 156 6 / 7 (7075) году князь Иван Дмитриевич «Бильской» и Никита Романович Юрьев – 100 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 76 об.), игумен Покровского Угличского монастыря Вассиан – 20 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 103), Андрей Батанов – 98 рублей, 3 апреля 1569 года «от моря из Каргополя из Золотицы Никита Павлов во иноцех Нифонт» – на 200 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 115 и об.; Рукоп. Акад. библ. А II / 49 , л. 106–107; Рукоп. Акад. библ. A I / 17 , л. 1195 об.–1196 об.), старец «Еуфимей Цыплятев» «да сын его Иван Елизарович во иноцех Еуфимей» в 156 8 / 9 г. дали «400 рублев деньгами и проч. (Рукоп. Кир. библ. 1152, л. 57, год не указан), Истома Поддымник Мелентей – 84 1 / 4 рубля, Никодим – 50 рублей, игумен Кирилл Кириллова монастыря – 421 рубль денег (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 116 и об.), каргополец Гаврило Мохнаткин – кабалу в 240 рублей, другую в 72 рубля и 100 рублей денег (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 116 об.–117), Яков, Григорий и Семен Строгановы – 300 рублей в 1569 году 17 ноября Рукоп Кир. библ. 78–1317, л. 117 об.–118), по князе Иване Борисовиче Ромодановском в 15 69 / 70 –7078 году – рухляди на 50 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 114 об.; 87–1325, л. 143), каргополец Жук Леонтьев – на 83 рубля с полтиною (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 114 об.–115; 86–1324, л. 128; 85–1323, л. 112), Василий Дмитриевич Данилов в 7078 году 5 колоколов да 2 гири меди и проч. на 42 рубля (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 117 и об.), боярин Иван Яковлевич Чеботов (инок Иона?) – 200 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317 л. 118 об.), слуга Третьякова Яков – образов и платья и проч. на 30 рублей 25 алтын, Василий Живляк – 200 рублей да платья на 34 рубля и 18 алтын, старец Кирилл Живляков хлеба и денег – на 200 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 119 об.–120); «Полиехт Долматов» – 30 рублей, Дей Заборовский – 50 рублей, Петр Зайцов – 100 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 120 об.), архимандрит Чудовской Леонид (по Строеву, Списки иерархов, стб. 163, он был архимандритом в 1570 году и по 6 декабря 1571 года) – 50 рублей, сын боярский Марко Трушнев «прозвище Незваном зовут» – 50рублей и 2 скатерти, Григорий Малюта Лукьянович Скуратов 23 января 1572 года –100 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 121).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

95 Традиционное общество в силу высокой смертности, усугублявшейся для женщин частыми родами, знало значительное число вдовцов. 96   Николчее Д.Брак, развод и последоващ брак в Православната църква. Канонично изследоване. София, 2006. 97 Правила святых поместных соборов. С. 86. 98 Ρλλη Γ. Πτλη Μ. Σνταγμα τν θεων κα ιερν καννων.. Т. 4. С. 427. Правило 2. Это же правило вошло и в Печатную кормчую – Кормчая. Л. 596 об. 99 ГИМ. Син. 307. Л. 366 об. 341, 365. См. Павлов А. С. Синодальное постановление патриарха Сисиния о невенчании второбрачных//Византийский Временник. 1895 7. Вып. 1–2. С. 152–159. 100 рнб, Соф. 849 . Стоглав следует за РНБ, Соф. 1062 – Сравнение чинов см.:  Стефанович Д. О  Стоглаве. СПб., 1909. С. 223. 101 См. греческие Евхологии –  Дмитриевский А. А.  Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Киев, 1901. Т. II. С. 742–743. 102   Емченко Е. Б.Стоглав. Исследование и текст. М., 2000. С. 281–282. 103 Там же. С. 282–283. 104 Это правило есть в Афинской Синтагме – Ρλλη Γ. Πτλη Μ. Σνταγμα τν θεων κα ιερν καννων.. Т. 4. С. 427. Правило 2. 105 Перевод:  Стефанович Д.  О Стоглаве. СПб., 1909. С. 223. Греч. текст – Ρλλη Γ. Πτλη Μ. Σνταγμα τν θεων κα ιερν καννων.. Т. 5. С. 441. 106   Емченко Е. Б.Стоглав. С. 284–295. 107   Котошихин Г. К.О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 180. 108   Емченко Е. Б.Стоглав. С. 284. 109 Подробно этот сюжет рассмотрен –  Морозова Л. Е.  Затворницы. Миф о великих княгинях. С. 180–185. 110   Неволин К. А.История российских гражданских законов. М., 2005. Ч. I. С. 400. 111 Кормчая. Л. 426 об. 112 Там же. Л. 426–431. 113 Текст Эклоги в печатной Кормчей помещен как глава 50 – «Леона царя Премудраго и Константина верною царю, главизны о совещании обручения и о брацех, и о иных различных винах». Л. 502–502 об. 114   Соколов И. И.О поводах к разводу в Византии с половины IX до половины XV в. Историко-правовой очерк. СПб., 1911. 115 Древнерусские княжеские уставы. С. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010