Соф. 1089 . Требник. Середина XVI в. 8°. 411 л. Филиграни: 1) Круг с надписью по ободу и рисунком в центре, не отожд.; 2) Щит с литерой Z, тип: Брике, 9219–9222 (1517–1524, 1564 гг.); 3) Рука, тип; Лихачёв, 4071 (1549 г.); 4) Рука с цветком, вид. Брике, 11206 (1537 г.); 5) Кувшин с цветком, вид: Брике. 12637 (1561 г.); 6) аналогичный Кувшин, но без цветка; 7) Виноград, не отожд.; 8) фрагменты изображений других филиграней, не отожд. Содержание: л. 69–107 об. – чин исповеди: л. 76–76 об., 82 (при переплёте перепутаны листы) – краткий вопросник .мирянам (Кр-Свир. 91); л. 78–81 об. – поновление; л. 82–83 – Наставление-вопросник; л. 83–83 об. – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 84–86 – поновление; л. 86–88 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 89–90 – поновление; л. 90–92 об. – поновление инокам; л. 96 об.–97 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 100–101 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 103–104 – вопросник мужчинам (М-Погод. 314); л. 104–105 – вопросник вельможам (В-Арханг. 71); л. 105–105 об. – вопросник женщинам (Ж-Погод. 314); л. 105 об.–107 об. – поновление. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 171 (В-Арханг. 71). Соф. 1090 . Требник. Начало ХП в. 8’. 712 л. Филиграни: 1)      Цветок, вид: Лауцявичус, 804 (1605 г.); 2) Виноград с литерами М М А, вид: Пиккар XIV, I, 1060 (1609 г.); 3) Кувшин, не отожд Записи: л. 2–14 – «Се аз Василей Василев сын новгородец продал есмь книгу сия Потребник свещенику Торопецкому новоставленому Торопе Ондрею Максимову сыну Рамышевьскому свещенику лета 7230 шестаго году, а потьписал своеу рукою»; л. 712 об. – «Сия книга глаголемая Потребник в дом Николе чюдотворцу...» (нрзб ). Содержание: л. 434–439 об. – поучение кающемуся; л. 439 об.–522 об. – чин исповеди; л. 454–455 об. – поновление; л. 458 об.–459 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-С " ир. 91); л. 460–472 – вопросник мужчинам (М-Мих. Q 9); л. 472–473 об. – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 473 об.–482 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 1090 ); л. 482–485 – поновление; л. 486–494 об. – поновление мирянам; л. 501 об.–507 – поновление священникам; л. 508 об.–513 об. – поучение; л. 513 об.–518 – поновление вельможам; л. 518–522 об. – поучение; л. 522 об.–547 – чин причащения больного; л. 526 об.–527 об. – поновление; л. 529–531 – вопросник мужчинам (М- Соф. 1073 ); л. 531–532 об. – вопросник женщинам (Ж- Соф. 1090 , – то же, что на л. 473 об. 482). Издание: Алмазов. Т. 3. С. 153–155 (М Мих. Q 9).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

700 Требн. рукоп. Сербск. Хиланд. библиот. 159, л. 351; югославян. требн. Импер. Публ. Библ. Погодинск. собр. 75. 701 Требн. рукоп. Синод. библ. 898, л. 430–433; Требн. рукоп. Волокол. библ. 333, л. 292. Текст молитвы издан в Истории Русской Церкви митр. Макария, т. IV, прилож. XXVI. 703 Рукоп. требн. XVII в. Соф. б. 1071, л. 184. Рукоп. Архиер. Чиновн. XVI в. Соф. б. 1100, л. 257. 705 Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 497, 526, 580, 781 и др. Надписание этой молитвы в греческих евхологиях говорит за то, что эта молитва влагалась в руки умершему. Наш славянский перевод надписания не передает следующих двух строк греческого надписания этой молитвы: …γρφει δετατην δ πνευματικος ατο πατρ ες χαρτον κα βαλλει εις την χερα το τεϑνηκτος. 711 Рукоп. требн. Хиландар. библ. 158, л. 226 об. Здесь эта молитва надписана: «молитва во образ афесима, сиречь отпуста, хотящему умрети«. Та же и в Печатном Сербском требнике 1545 г. 713 Требн. Ркп. XVI в. Киево-Соф. Б. 637, л 84; той-же библ. XVII в , 98, л. 86. Требники печатные: Вилен. 1624. л. 95 об., Долгопольск. 35, л. 79; Льв. 1645, л. 134; то же и в Стр. Тр. 1606 г. В Требнике Львовском 1645 г. чин погреб. мир. чел. предваряется довольно длинным «казанием на погребе православного христианского человека», л. 122–133 об. 715 Ркп. Требники Киев.-Соф. б. 637 и 98, а также Стрятинский Требн. 1606 г. В 637 канон положен не тот, что теперь. (Ирмосы «Яко по суху», первый тропарь: «Иже создавый мя древле и повелевый ми умрети). 716 Рукоп. требн. Киево-Соф. б. 637 указывает в данном месте современные стихиры «Разбойника, рая, Христе, гражданина, сделал еси», л. 90 об. 717 Требн. ркп. 637 и 98; печатные: Виленский 1624 г, Острожский 1606 г., Долгоп. 1635 г. В треб. 98, по этому поводу сказано: «(после евангелия) глаголет первый от иерей... молитву Боже духов, велегласно, близ мощей.... Сию же молитву духовный отец чтет над умершим» (Излагается молитва «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, и пречистыя Владычицы нашея...») – л. 91 и об.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

В текстах, обращённых к мужчинам, также встречается ряд статей, известных по единственному вопроснику. Они посвящены кражам отдельных вещей или предметов, на которые составитель конкретного вопросника по той или иной причине считает нужным специально обратить внимание, например: «Колпак обменил или украл?», «Портища с ково не сымывал ли?», «Ли вретище с кого снял еси? 626 594 М-Мих. Q 9.: КДА 174л, л. 296–298. Мих. Q 9, л. 165 об.–167; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38. л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Q.I.851, л. 153 об.–157 об., М-Печ.тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об. Облупити – производное от глагола лупити. т. е. ограбить (Срезневский И. И. Материалы для Словаря... Т. 2. ч. 1. С. 527). 597 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 598 Лупити – обдирать; срывать одежду, раздевать, грабить; обирать кого-либо до нитки (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 307; Срезневский И.И. Материалы для Словаря... Т. 2. ч. 1. С. 55). 602 Вопрошание исповеданию: Чуд. 5. л. 72 об.–78 об. Опубл.: Алмазов Т. 3. С. 274–278 (по списку Чуд. 5. с разночтениями по списку ТСЛ 227). 605 Вопросник инокам, Основная редакция: Ал.-Св. 92, л. 204–206 об., Арханг. Д. 38, л. 93–94 об., Арханг. Д. 71, л. 195–196, Арханг. Д. 72, л. 74–75 об., Арханг. Д. 164, л. 99–101, Арханг. Д. 168, л. 12–14 , Арханг. Д. 356, л. 96–100, Арханг. Д. 472, л. 169–171, Арханг. С. 109, л. 145–147 об., Арханг. С. 110, л. 82 об.–88 об., Белокр. 142, л. 24–25 об., Белокр. 218, л. 12–15 об., Волок. 517, л. 12–13 об., Епифанов 23, л. 190–196 об., Калик. 1, л. 38 об.–40 об., КДА 174л, л. 239–240, Кир.-Бел. 528/785, л. 16–17 об., Кир.-Бел. 530/787, л. 145–147 об., Кир.-Бел. 547/804, л. 85 об.–87 , Колоб. 176, л. 9 об.–11, МГАМИД 439/900, л. 121–122 об., Мих. Q 9, л.153–154 об., Перетц 12, л. 102–103 об., Перетц 145, л. 68–72, Погод. 306, л. 306 об.–309, Погод. 308, л. 311 об.–313, Синод. (ГИМ) 898, л. 264–266 об., Синод. (РГИА) 868, л. 69–70, Солов. 1018/1127, л. 73–75 об., Солов. 1086/1195 л. 97–98 об., Солов. 1099/1208, л. 181–182, Соф. 861 , л. 168 об.–170 , Соф. 1061 , л. 212 об.–214, Соф. 1089 , л. 86–88 об., Соф. 1095 , л. 76–79 об., Соф. 1102 , л. 35–36 об., ТСЛ 220, л. 222 об.–223 об., ТСЛ 232, л. 34–35, ТСЛ 235, л. 20–22, ТСЛ 272, л. 184 об.–186 об., Чуд. 54, л. 215–216 об., Q.I.595, л. 82–83 об., O.I.35, л. 59–61 об., O.I.100, л. 8–9 об., 16.7.27, л. 157–160 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

186 Так покровы были даны на гробе чюдотворца Кирилла: в 7063 году царем Иваном Грозным (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 35), в 155 8 / 9 (7067) году князем Василием Ивановичем Репниным (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 232 об.) и при игумене Варлааме Петром и Михаилом Головиными (там же, л. 86) и т. п. 187 Рукоп. Акад. библ., A II–47, л. 254 и об. – В 1668 году на той же гробнице был «оловяничек» (кружка), в который богомольцы опускали жертвуемые деньги. В приходной книге Кириллова монастыря 1568 года (июнь) записано, что казначей «у чюдотворцова гробу из гробницы из оловяничка вынял 2 рубля 20 алтын с алтыном; на чюдотворцову память на Кирилову с гробу снял прикладных денег 13 рубл. 25 алтын пол 3 денги» (Рукоп. Кир. мон. 1; см. также 8 и друг.). – Гробница преп. Кирилла была устроена, вероятно, в половине XVI века, когда «Иван Хабаров» на раку чудотворца Кирилла дал 1000 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 47). 188 Вот что писал преп. Нил в своем духовном завещании: «Повергните тело мое в пустыни, да изъедят е зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщание, елико по силе моей (т. е., моим старанием но возможности было), – чтобы бых не сподоблен чести и славы века сего некоторые, яко же в житии сем, тако и по смерти» (Архангельский, Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литер, труды и идеи в древн. Руси, ч. I, СПБ. 1882, стр. 43–44. – История росс, иерархии, V. стр. 224, 225 и друг.). 189 Сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3 (время написания рукописи 2-ая половина XVII столетия) – и Сахаров, Кормовая книга, е. et 1. с стр. 60–61. (Книга эта составлена в 1625–1630 годах). 190 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59; Рукоп. Кир. библ. 754–1011, л. 9–10 об.—71—м в Кириллове монастыре умер игумен Иннокентий. (О времени его смерти: сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3; Рук.. Соф. библ. 1322, л. 78; Рук. Соф. б. 1418 л. 10; Рук. Соф. б. 1166 л. 154 и друг, списки настоятелей Кириллова монастыря). 191 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59–62; Рук. К. б. 754–1011, л. 10 об.–15 об. (см. приложение к главе I). 285-м умер инок Давид (о времени его смерти см. Рук. И. П. Б., Погод. 1554, л. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

186 Так покровы были даны на гробе чюдотворца Кирилла: в 7063 году царем Иваном Грозным (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 35), в 155 8 / 9 (7067) году князем Василием Ивановичем Репниным (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 232 об.) и при игумене Варлааме Петром и Михаилом Головиными (там же, л. 86) и т. п. 187 Рукоп. Акад. библ., A II–47, л. 254 и об. – В 1668 году на той же гробнице был «оловяничек“ (кружка), в который богомольцы опускали жертвуемые деньги. В приходной книге Кириллова монастыря 1568 года (июнь) записано, что казначей «у чюдотворцова гробу из гробницы из оловяничка вынял 2 рубля 20 алтын с алтыном; на чюдотворцову память на Кирилову с гробу снял прикладных денег 13 рубл. 25 алтын пол 3 денги“ (Рукоп. Кир. мон. 1; см. также 8 и друг.). – Гробница преп. Кирилла была устроена, вероятно, в половине XVI века, когда «Иван Хабаров“ на раку чудотворца Кирилла дал 1000 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 47). 188 Вот что писал преп. Нил в своем духовном завещании: «Повергните тело мое в пустыни, да изъедят е зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщание, елико по силе моей (т. е., моим старанием но возможности было), – чтобы бых не сподоблен чести и славы века сего некоторые, яко же в житии сем, тако и по смерти“ (Архангельский, Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литер, труды и идеи в древн. Руси, ч. I, СПБ. 1882, стр. 43–44. – История росс, иерархии, V. стр. 224, 225 и друг.). 189 Сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3 (время написания рукописи 2-ая половина XVII столетия) – и Сахаров, Кормовая книга, е. et 1. с стр. 60–61. (Книга эта составлена в 1625–1630 годах). 190 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59; Рукоп. Кир. библ. 754–1011, л. 9–10 об.—71—м в Кириллове монастыре умер игумен Иннокентий. (О времени его смерти: сравн. Рукоп. Кир. библ. 85–1323, л. 3; Рук.. Соф. библ. 1322, л. 78; Рук. Соф. б. 1418 л. 10; Рук. Соф. б. 1166 л. 154 и друг, списки настоятелей Кириллова монастыря). 191 Рукоп. Кир. библ. 759–1016, л. 59–62; Рук. К. б. 754–1011, л. 10 об.–15 об. (см. приложение к главе I). 285-м умер инок Давид (о времени его смерти см. Рук. И. П. Б., Погод. 1554, л. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

82 Собр. Госуд. грам. 1, 436–438. Жалованные грамоты лопи крещеной и некрещеной. В. к. Василия 1530 г. Ц. Ивана Вас. 1530. 1549. 84 Соф. Вр. 2, 377. 378. Грамота в древ. Вивл. 14, 149. В 1535 г. священник Илия во второй раз отправился к чуди с одинаковым поручением, именно в те места, где прежде не успел он быть. Соф. Вр. 2, 385. 386. 86 В 1460 г. крестился Крымский мурза Ждан, с именем Даниила, родоначальник Барановых. В 1506 г. крестился в Москве Кайдакул, сын царя Казанского, (Соф. Вр. 2, 275). В 1536 г. приняли христианство взятые в плен семейства татар – всего 172 лица. (Соф. Вр. 2, 389. 393.). В Юридич. Акт., в 1518 г., кн. Ахмешек и сын его Константин» (стр. 164–166. 418.). 87 Ник. Лет. 7, 73. 78. Первый храм в Свияжске построен был в честь Рожд. Пресв. Богородицы и пр. Сергия. 91 Степ. кн. 2, 265. 266., писанная «во время ц. Иоанна Васильевича». Житие Иоанна Казанского – мученика – в Минее м. Макария под 24 Января. 92 Цар. кн. 334. Ник. Лет. 7, 208. Об Эдигер-Симеоне Акт. Эксп. I. 290. 292. 316., и примечания. 94 Акт. Арх. Эксп. 1, 261. 141. Волокол. сказание (ркп. 134): «В л. 7063 (1555). Февр. 3. в нед. Мыт. и Фар. Поставили первого архиепископа в Казань, Гурия. В миру бысть послужилец Пеньковых князей, а постриженик Иосифова монастыря. А игуменом был в Иосифовом мон. 9 лет без 3 месяцев, да оставив игуменство, пожил в Иосифове же 2 годы неполны; да потом в Селижарове у Троицы год на игуменстве был, из Селижарова – в архиепископы в Казань. Да с ним первые же два архимандрита: в Свияжский город – Герман. Прежде был в архимандритах на городке на Старице, полтретья году, да оставя архимандритство, в Иосифове жил более году без архимандритства; потом в Свияжский город; а постриженик Иосифова монастыря, Феодоров сын Полева, по прозвищу Садырев, а в иноцех Филофея. Другаго архимандрита в Казань, первой же в Казани, Варсонофием зовут, с Песноши игумен. А из Иосифова мон. старец Герасим Леньков послал к. в. на время с архиепископом; а туды ему давал оприченные и запас, а иное из монастыря имал, сколько чего надобно, слуг больше десятка, муки ржаной 60 четвертей, пшеничныя 10 четвертей, и толокна и крупы и мясо людем, меду 10 пуд, патоки, денег 10 руб., два мерина, 4 коровы, 2 козы с детьми». Чит. Ист. Акт. 1. 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

441 В 1341 г. К. патр. Иоанн украсил белое головное покрывало свое золотом с изображением Спасителя, Богоматери и Предтечи. Contacuz III с. 36. 442 Соборная грамота 1564 г. (Истор. акт. 1. 333) предоставила Московскому митрополиту носить белый клобук с рясами и херувимами, как носил Новгород. Архиепископ. Сл. пр. 86. 443 Димитрия Герасимова послание к Геннадию о белом клобуке напечатано суеверами в Супрасле 1756 г. Оно же нередко встречается в рукописях. Обозр. русск. духовн. литер. §111. 444 Описание Новг. Соф. соб. стр. 194–190. Древн. Рос. Госуд. отд. 1 57. Макария древн. Новг. ч. 2 стр. 353–358. Украшения клобука, без сомнения, не принадлежат времени Василия; а как указывает и опись 1690 г. устроены архиеп. Леонидом (1576 г.). Карамзин в своей Истории ничего не говорит о белом клобуке, пожалованном архиеп. Василию. 446 Истор. Рус. ц. митр. Макария т. 5 стр. 153–155; сн. Истор. Карамз. т. 4 стр. 168 и примеч. 159. 447 Новг. IV лет. под 6860 г. стр. 60, 61 и 62. Истор. Карамз. т. IV стр. 167, 168 и 169. Соф. Врем. стр. 329–330. 451 Новг. I лет. стр. 85. Псковск. лет. стр. 191. «Приезжал во Псков, ни в свои лета, ни во свою череду, хотя благословити детей своих Псковичь и попов». 455 Новг. I лет. стр. 85. Ркп. святцы: св. Василий архиеп. преставися июля 3, 1352 г. Опис. Новг Соф. соб. стр. 113, 117. Спб. 1858 г. См. пр. 52. 9. Муравьева под 4 окт. 457 Русск. святые архиеп. Черн. Филарет за м. февраль стр. 56; сн. Неофиц. ч. Новг. Губ. Вед. за 1850 г. 14 стр. 106. 458 Смотр. жизнеописание преп. Лазаря под 8 чис. марта в сочин. архиеп. Чернигов. Филарета Русск. святые стр. 55–66. 461 Новг. 1 лет. под 6867 г. стр. 86. Способ жеребьевания в настоящий раз изменился; сначала почитался избранным тот из кандидатов, которого жребий выносился к народу; а с настоящего времени положили считать избранным на кафедру того, чей жребий оставался на престоле. 467 Новг. I лет. под 6870 г. стр. 88; сн. Новг. III лет. стр. 228. Здесь построение церкви Благовещения показано под 1361 г.; и построена эта церковь на Виткове улице, а на Михайловке построена другая церковь и именно Михаила архангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

314 Письмо писано 15 июля 1864 г., издано в Русском Архиве за 1881 г. кн. I (вып. I), перепечатано в Моск. Церк. Ведомост. 1882 г. стр. 409–410. 318 См. Σνοψις ερ, περιεχ. κολουϑ. κα εχς... Benet. 1858, σελ. 171–172; в современном нашем «последовании ко св. причащению» молитва —10—я. 325 Вальсамон. Αποκρ.. 10. Σνταγμα καννων Ραλλη, t. IV σελ. 455. (Перев. ответа см. в Новой Скрижали Вениамина, архп. Нижегород. СПб. 1857, ч. III, стр. 185). 327 Чин этот в известной мере был уже обследован в почтенном труде известного нашего литургиста, прот. К. Т. Никольского – «О службах Русской церкви бывших в прежних печатных богослужебных книгах», СПб. 1885, стр. 287–296. 328 Последнее наблюдается, напр., в ркпп. Соф. библ.: Служ. с требн. (XVII в.) – Служ.; Служ., ркп. Общ. Древн. Письмен. (4°); ркп. (XVII в.) собр. кн. Вяземского (Q.) Кроме этих, во всех других ниже указываемых рукописях рассматриваемый чин помещается, обыкновенно, по чине причащения больных или же отдельно от него, что приложимо по преимуществу к рукописям неправильного состава. 329 Ркпп. Соф. библ.: Псалтырь (XVI в.) 418 об.–420; Служ. (XVI л. 228–230; л. 300 об; л. 159–162 об.; (XV–XVI в.) л. 156–157 об.; (XVI в.) л. 102–104; л. 72об.–74 (гл. 19); л. 173–174 об.; л. 72–79 об.; л. 90–91 об.; л. 115–117 (гл. 18); л. 107 об.–109; л. 112 об.–114 об.; л. 170 об.–174; л. 59 об.–60 об.; л. 93–95; л. 94 об.–96; л. 82 об.–84; 668, л. 140–143 об.; л. 86–87 об.; л. 142–144 об.; л. 86 об.–87 (гл. 19); л. 118 об.–120 об.; 85 об.–87; 719, л. 113 об.–115 об. (гл. 10); л. 90 об.–90; л. 142 об.–144; л. 99 об.–102 (гл. 25); л. 73–76; л. 2–3 об.; 740, л. 119–122; л. 116–118 (гл. 18); л. 123–125 об.; л. 97 об.–99; л. 208–210 (гл. 34); л. 202 об.–204; л. 168–170; л. 68 об.–70; л. 114 об.–116 об.; л. 50–53; л. 142–145; Служ. с требн. (XVI в.) – л. 300–301; л.131–140 об.; л. 299–301 об.; л. 308–309; л. 164–167 (гл. 19); л. 119–121 об. (гл. 19); Служебн. (XVII в.) л. 224–226 об. (гл. 12); л. 172–178 об. л. 276–279; (XVI в.) л. 106 сб.–107; (XVII в.) л. 105 об.–117 об.; л. 92 об.–94 (гл. 19); (XVI в.) л. 93 об.–94; (XVII в.) л. 12 об.–15 об. (гл. 19); (XVI–XVII в.) л. 261–263; (XVI в.) л. 90 об.–93 (гл. 19); л. 154–158 об.; л. 118–119/1,; л. 109 об.–111 об. (гл. 19); Требн. (XVI в.) л. 67–69; (XVI в.), л. 94–96; (XVI–XVII в.), л. 356–358 об.; л. 569–572 об.; Устав, церв., (XVI в.) л. л. 86–87 (гл. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1555 См. также Кир.-Бел. 9/1086, л. 84 об.–85. Опубл.: Алмазов Т 3. С. 163 (по списку Кир.-Бел. 22/1099). 1560 См. также Ал.-Св. 92, л. 168 об.–171, Ал.-Св. 111, л. 100–102, Арханг. Д 356.л. 92 об.–94, Арханг. Д. 472, л. 166–168, Арханг. С. 109, л. 142–143. Арханг. С. 110, л. 20–22 об., Белокр. 142, л. 30 об.–33. В-5636/91 (ВСМЗ), л. 99 об.–100, Вологод. 24, л. 167 об. –169. Епифанов 23, л. 115–118; Калик. 4, л. 8 об.–9об., Каргоп. 165, л. 10–12. КДА 174л, л. 228–229, Колоб. 478, л. 10 об.–12 об., Мих. Q 10, л. 108–109 об. Перетц 145, л 19 об.–21 об. Погод. 313, л. 211–212, Синод (ГИМ) 898, л. 212–213, Соф. 1095 , л. 13 об.–15, СПбДА АIV/128, л 241–244. СПбДА л. 111–113, Усть-Цилем. (Печорское) 336, л. 88–90, 1.2.23, л. 89 об.–91. 33.3.19, л. 47–48 об. 1566 Арханг. Д. 38, л. 70–71 и 86–87 об., Больш. 231, л. 4–5, Мазурин 312 (оп. 1), л. 325 об.–326. Мих. Q 9, л. 47 об.–48, Погод. 300, л. 125–125 об., Погод. 312, л. 70 об.–71, Солов. 1085/1194, л. 281–281 об . Солов. 1099/1208, л. 163 об.–164, Соф. 868 , л. 243, Соф. 1064 , л. 89–89 об., Соф 1089 , л. 82–83. F.I.582, л. 237 об.–238. O.I.469, л. 137 об.–138 об., Q.I. 1178, л. 222 об.–223 об., Q.I.1297, л. 166–166 об. и др. Опубл.: Корогодина М.В Исповедные тексты в Сербии и на Руси (по рукописным материалам, хранящимся на территории России)//Црквене Cmyдuje. Центра за црквене cmyдuje. Ниш, 2004. Година I. Бpoj 1. С. 134 (по списку Погод. 75а). 1570 На нижнем поле со знаком вставки писцовым почерком приписано 3 женою своею благочестно ли живешь, в мире ли и любви, в праздники и в воскресныя дни, в среды и пятки не совокупляешься ли с нею, такъже и во святую четыредесятницу? 1571 На поле писцовым почерком приписано Волхвов в дом свой не приводил ли, и к ним не ходил ли, и ползы каким от них не требовал ли? Читать далее Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты/М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

В научном сообществе идет дискуссия о том, какие из упомянутых свитков содержали полный текст М. п. Издатель текстов из 4-й пещеры Р. Фуллер ( Fuller. 1996. P. 86-101) полагал, что все обнаруженные в ней свитки, а также MurXII первоначально содержали полное собрание книг М. п. По мнению Э. Това ( Tov. 2004. P. 79), полный текст М. п. содержали лишь свитки 4QXIIb, 4QXIIg и MurXII. Дж. Брук ( Brooke. 2006. P. 33-34) в свою очередь предположил, что списками Книги Двенадцати являлись свитки 4QXIIb, 4QXIIc, 4QXIIg, 4QXIIe, MurXII и, возможно, 4QXIId. Наиболее скептически оценивает состояние источников Ф. Гийом ( Guillaume. 2007. P. 2-12). По его мнению, ни один из свитков из 4-й пещеры не может считаться списком Книги Двенадцати, таковым является лишь MurXII. Фрагмент свитка 4Q166. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим) Фрагмент свитка 4Q166. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим) Важными свидетельствами древнеевр. текста М. п. являются также кумран. толкования (пешарим) на отдельные книги, входящие в состав М. п., в частности Осии (4QpHosa (или 4Q166; цитата из Ос 2. 8-14; см.: Allegro. 1968. P. 31-32. Pl. X) и 4QpHosb (или 4Q167; цитаты из Ос 5. 13-15; 6. 2-4, 7, 9-11; 7. 10-11; 8. 6-8,13-14; см.: Allegro. 1968. P. 32-36. Pl. X)), Михея (1QpMi или 1Q14; цитаты из Мих 1. 2-6, 8-9; 6. 15-16; 7. 6(?); см.: Milik. 1955. P. 77-80. Pl. XV), Наума (или 4Q169; цитаты из Наум 1. 3-6; 2. 12-14; 3. 1-12, 14(?); см.: Allegro. 1968. P. 37-42. Pl. XII-XIV), Аввакума (1QpHab, цитируется Авв 1. 2-2. 20; см.: Burrows. 1950. Pl. LV-LXI), Софонии (1QpZeph (или 1Q15; цитаты из Соф 1. 18; 2. 1-2; см.: Milik. 1955. P. 80. Pl. XV) и 4QpZeph (или 4Q170; цитата из Соф 1. 12-13; см.: Allegro. 1968. P. 42. Pl. XIV)). Древнейшие масоретские рукописи М. п. датируются IX-XI вв. по Р. Х. Важнейшими свидетельствами МТ являются рукописи, к-рые содержали полный текст Библии: Ленинградский кодекс (B19a; 1009 г.) и Алеппский кодекс (925 г.), а также неск. кодексов пророческих книг: Каирский (896 г.), Петербургский (Heb B 3; вокализован в соответствии с вавилонской системой; 916 г.), Нью-Йоркский (ENA 346=JTS 232, X в., в тексте М. п. отсутствуют книги Амоса, Ионы, Авдия, Малахии, а также фрагменты Иоиль 4. 8-21; Мих 1. 1-5. 5; Авв 3. 12-19; Соф 1. 1-3. 19; Зах 1. 16-14. 20).

http://pravenc.ru/text/2561750.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010