Eugène Piot, Monum. et memoirs. T. XII, p. 202 sq. 18 Материалы для археол. словаря. Древн. Труды Моск. археол. общ. 1965 г. т. I, стр. 75. Ср. Мелкие соч., т. I, 298. 32 Древн. Росс. Госуд. отд. I. 60, стр. 80. Отд. I. 49–52, стр. 81–82. Ср, также в опис. Соф. соб. прот. Соловьёва (стр. 206–207) и А.Π. Конкордина (стр. 118). Гр. А.С. Уваров, Труды Моск. Арх. общ. I, 72, 74. Мелкие соч. (изд. гр. П.С. Уваровой 1910 г.) стр. 298. Макарий, Новгор. древн. II, 206. Ср. Нижегор. древн., стр. 100. 35 Арх. Макарий, Археол. опис. церк. древн. в Новгороде. II, 205. Ср. Древн. Росс. Госуд. отд. I, 49–52, стр. 81–83. 38 Acceptaque turre diaconai im qua misterium duminici corporis hubehatur ferre caepit ad ostium, ingressusque templum ut eam altari superponeret. Gregor Tur. de gloria mart. c. 86. 39 Du Cange, Glossar. latin, s. v. turris et pyxis; ef. Gloss. grace, s. v. πυξον. Некоторые (Kraus, Gesch d. cbr. Kunsm I. 527) видят эти пиксиды в руках диаконов на древних изображениях последних; но, как показывает уцелевшая доселе в Афоне древняя практика, это не дарохранительницы и не ладоницы, а реликварии – мощехранительницы. Кроме пиксид из слоновой кости, до нас дошли медные позолоченные дарохранительницы в виде башенок. Образцы в Баварском национальном музее Kutalog d. bayer. Nationalmuseums Bd V, Taf. X. 269–279. 43 Ongania, S. Marco. Delagli di Basilica di s. Marco, Incobi, III. Tav. XXXIV A, 60 s. Cp. «Фонарь Бегона», т. e. реликварий Викентия или Бегона – купольный храм, напоминающий Сион, XII d. André Michel, Hist. de l’art, II partie p. 858, fig. 456. 68 Vogité, Les églises de la Terre Sainte. Paris, 1860. Н.П. Кондаков (Иерусалим христианский. Правосл. богосл. энциклопедия Лопухина -Глубоковского, т. IV, стр. 511), опираясь на Евсевия, полагает, что факт существования особой ротонды, окружавшей гробницу, остаётся сомнительным... однако в том же соч. автор, приведя свидетельство Бревиария (VI в.), говорит: приходится утверждать, что ротонда св. Гроба построена была или самим Константаном, или в ближайшие после него годы (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Писание. Издание «Слово на Пятидесятницу» (стр. 86), но лучшим спискам, принадлежит Клименту епископу Болгарскому; да и по слогу оно не сочинение красноречивого Туровского проповедника. Слово (XI) о премудрости очень не мудрено и простотою своею указывает в сочинителе простого инока. б) Аллегорическое изображение инока и мирянина, представленное в послании к игумену Василию, такое же изображение отношения души к телу (изд. Калайдовичем в Памятн. XII в.), назидательны и любопытны. Еще более важно послание к игумену Василию, с прекрасными наставлениями для инока (изд. в приб. к твор. отц. 1851 г.). И вот все, что имеем доселе из многих назидательных наставлений св. Кирилла, известных древнему биографу его. в) Нельзя не пожалеть, что остается неизданным покаянный канон св. Кирилла (в перг. рукоп. Соф. библ.); он дышит глубоким сокрушением. В рукоп. Волокол. мон. 109, 413), в Синодальном 470), у Толстого (II, 111) читаются дневные молитвы блаженного Кирилла Туровского , на каждый день по 4 молитвы, всего 30 молитв. Из них 22 молитвы напечатаны в Виленском молитвеннике 1596 и 1635 г., в Острожской следов. Псалтыри 1598 г. (Сахарова Библиогр. 102, 108, 319). Писцы вносили свои произволы в эти молитвы; но немногого стоило бы труда отделить дело писцов от сочинения Кириллова, и Калайдович напрасно не принял на себя этого занятия. Вообще издание Калайдовича во многом требует поправок и дополнений. 39. Антоний , архиепископ Новгородский, в мире Добрыня Ядреиковичь, инок Хутынский, с 1212 г. архиепископ Новгородский – жертва своеволия Новгородцев; в 1219 г. изгнан новгородцами и определен он митрополитом на кафедру Перемышльскую; в 1225 г. возвращен в Новгород; но в 1228 г., лишась языка, удалился на покой в Хутынь; в том же году снова принужден был принять управление епархиею; однако в следующем году возвратился в Хутынь, где и скончался в 1238 г. Путешествие его в Царьград, совершенное в 1200 г., известное по списку XV в., весьма любопытно, между прочим и по известию о св. княгине Ольге.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Соф. 1062 . Требник. Третья четверть XVI в. 4°. 257 + I л. Филиграни: 1) Лилия, не отожд. (вставная тетрадь); 2) Сфера, вид; Лихачёв, 1927 (1567 г.); 3) Сфера, вид: Лихачёв, 4088 (1565 г ). Записи: л. 1 – «Лета 7150-го марта в 17 депь по милости...» (нрзб.); л. 107 – «Лета 7153-го месяца марта в 7 день по государеву цареву и великого князя Михаилы Федоровича всея Русин самодержцу бьет челом сирота». Содержание: л. 180–217 чин исповеди; л. 185–189 – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 189–192 – вопросник женщинам (Ж Арханг. 38); л. 192–195 об. – поновление мирянам: л. 196–197 об. – вопросник священникам (Основная редакция): л. 198–200 об. – поновление иноческое; л. 200 об.–201 – краткий вопросник женщинам-инокиням (КрЧЖ- Соф. 868 ); л. 201–205 – поновление инокиням; л. 207–211– вопросник мужчинам (М-Соф. 818); л. 211–213 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 229 об.–231 об. – чин причащения больного. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 162–163 (Ж- Соф. 848 , в разночтениях). Соф. 1064 . Требник. Начало XVI в. 4°. 288 + 1 + 111 л Записи: л. I – «Сия книга Потребник Нилова скиту церьковныи безвыносно подписал» (скоропись); л. об. – «Дал сиа книга Потребник в дом Срьтения Господа нашего Исуса Христа...» (полуустав, нрзб.); л. II об. «Дал сию книгу Потребник, в дом Срьтения Господа нашего Исуса Христа, скита Нилова, старец Алексадр Соловецкаго монастыря по души брата своего священноинока Макария» (полуустав); л. III об. – «Сия книга глаголемая Потребник Нилова скита домовая безвыносно подписал Соровскои поп Павлище», «Лета 7176 году». Содержание: л. 86–102 – чин исповеди; л. 89–89 об. – Наставление-вопросник; л. 90 об.–91 об. – поновление мирянам; л. 91 об.–96 – поновление; л. 98 об.–100 об. епитимийные правила; л. 115 об.–123 об. – чин исповеди священников; л. 115 об.–119 об. – поновление священникам; л. 123 об.– поучение о делах, избывающих грехи; л. 277–278 об. – молитва разрешительная; л. 279–279 об. – чин причащения больного. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 142–143, 218–220; Приложения ко второму тому. С. 19, 72–73 (чин исповеди священников – только молитвы; поновление, л. 91 об.–96; чин причащения больного: молитва разрешительная, л. 277–278 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Служба прп. Варлааму Хутынскому была написана не позднее 1438 г.: вместе с Житием (во 2-й редакции, по Дмитриеву, или Первой Пахомиевской, по Карбасовой) и Похвальным словом прп. Варлааму она включена в пергаменную служебную Минею на нояб.: РНБ. Соф. 191, 1438 г. Яблонский предполагал, что Служба была написана раньше Жития и Похвального слова - «как наиболее важная для богослужебного прославления святого» ( Яблонский. 1908. С. 148). П. Л. сам надписал канон своим именем в списке-автографе Службы, созданном в кон. 30-х - 40-х гг. XV в.: РНБ. Соф. 429. Л. 1-34 об. («творение священноинока Пахомиа Логофета», л. 17 об.; цит. по: Яблонский. 1908. С. 145), и это надписание повторяется в ряде др. списков. О составлении П. Л. канона прп. Варлааму сообщается в Житии свт. Ионы, архиеп. Новгородского, и в Службе ему. Хотя местное празднование прп. Варлааму было установлено ранее, следов допахомиевской Службы не обнаружено. Считается, что П. Л. является автором всей Службы, в пользу чего говорят общие чтения песнопений с др. службами гимнографа (в частности, со Службой прп. Сергию Радонежскому, см.: Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43-44) и с др. произведениями цикла, посвященного прп. Варлааму,- Первой Пахомиевской редакцией Жития и Похвальным словом (см.: Яблонский. 1908. С. 146; Карбасова. Цикл текстов. 2016). (Однако Гордиенко, которой был неизвестен список-автограф Службы с именем П. Л. в сборнике РНБ. Соф. 429, вслед за Дмитриевым считала редакцию Жития прп. Варлаама в Минее РНБ. Соф. 191 не принадлежащей П. Л. и высказала сомнение в том, что автором цикла, посвященного прп. Варлааму, включая Службу, был П. Л., см.: Гордиенко. 2010. С. 130-133). Служба бденная, нередко сочетается в рукописях со Службой Павлу Исповеднику. В надписании канона указан акростих: «Инь канон святому Варлааму, ему же краегранесие сице: Глагол даждь ми, Христе мои, въсхвалити Твоего угодника» (РНБ. Соф. 191. Л. 62; цит. по: Яблонский. 1908. С. 144), однако в каноне акростих не прочитывается, что характерно для ранних служб П. Л. Все тропари 7-й и 8-й песен канона имеют единое окончание, что прослеживается, хотя и менее последовательно, в др. преподобнических службах автора ( Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43. Примеч. 86). А. Н. Кручинина, исследовавшая музыкальное оформление Службы, отметила, что все песнопения снабжены ремаркой «самогласны» - это единственное сочинение П. Л., построенное без опоры на образцы. Основной темой Службы, согласно Кручининой, является тема обретения мощей, согласно Карбасовой - празднование Новгородом памяти своего святого. Последняя обратила внимание на использование в Службе формулы «Вседержительная Десница», связанной с собором Св. Софии, для к-рого создавался комплект служебных Миней (включая РНБ. Соф. 191, куда вошла Служба) и где под куполом находилось изображение Пантократора. Важной для Службы является тема света, уподобление святого солнцу, что найдет отражение в Службе прп. Сергию Радонежскому.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

52 В Отделе рукописей РНБ хранится несколько рукописных книг, принадлежавших Матфею Никифорову. Все они подписаны одной рукой как книги старца Матфея Никифорова. Перечислим их: 1) «Устав церковней службе, иже во Иеросалиме святыя лавры преподобнаго... отца Савы» (Кир.-Бел. 563/820); 2) «Указ о храмех и великим святым да Марковы главы» (Кир.-Бел. 562/819); 3) «Синодик Кормовой старца Матфея Никифорова» (Кир.-Бел. 86/1324); 4) Судебник Ивана Грозного ( Соф. 1440 ); 5) «Обиходники старца Матфея Никифорова Кирилова монастыря», в который входят обиходнии Кирилло-Белозерского, Троице-Сергиева, Соловецкого и других монастырей ( Соф. 1162 ). Нам, для уяснения темных мест в келарском обиходнике ( Соф. 1151 ), приходилось обращаться к церковному обиходнику ( Соф. 1162 ) и убедиться в том, что богослужебные тексты в них идентичны. 53 Слово Косьмы Пресвитера опубликовано в Православном Собеседнике за 1864 год на апрель-август. Оно делится на главки с заголовками. Главка, помещенная в Приложении 3, в публикации журнала имеет заголовок: «О затворницех». Но в рукописи Соф. 1477 дан другой заголовок: «О мнисех, не хотящих быти с чернцы, ни прилежати страде монастырьской» (л. 18 об. – 20) – этой заменой усиливается главная мысль, что истинным монахом можно стать, только подвизаясь в общежительном монастыре. 54 О.В. Лелекова пишет, что в монастыре точили деревянную посуду, затем ее расписывали наемные мастера. Посуду попроще расписывали прямо по олифленной поверхности дерева. Посуда побогаче распи­сывалась так же, как иконы, – яичной темперой по грунту. Огромное количество посуды собственного изготовления шло на продажу в Москву и другие города и «в поднос» (подарки): «чашки вязовые под киноварем, березовые под суриком; братины корельчаты подписаны по золоту; ставчики брацкие с кровлями подписаны по золоту... лошки шадровые (моржевая кость) крашеные с костьми; ...шанданы, посохи поминочные под вязовым лыком без подковов...». – Лелекова О.В. Материалы к истории художественно мастерской Кирилло-Белозерского монастыря в XVII-XVIII вв., с. 159–161.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

79 В. Ключевский, Сказания иностранцев о моск. государстве, е. с., стр. 187; И. Забелин, Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст., М. 1872, стр. 45 и т. п. 82 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178 об. – 179; рукой. Имп. II. Б. Погод. 1566, Q. л. 57; Временник О. И. и Др. Р., VIII, 1850, Смесь, стр. 50. 84 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178–179. В XV веке даже московские церкви были по своим размерам очень невелики. Успенский собор, до его перестройки в 1475–1479 году, был значительно менее современного. Троицкий собор в Сергиевой лавре, построенный в 1422–1423 году, в длину имел (с алтарем) 9 саженей, а в ширину 6 саженей (Е. Голубинский, Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра, Серг. посад, 1892, 165). Редкое исключение составлял Владимирский Успенский собор, построенный при Андрей Боголюбском (см. там же). О величине новгородских церквей см. в сочинении А. Макария, Археол. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. I, М. 1860, стр. 25, 54 и друг. 85 Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178 об. – Рукоп. Кир. библ. 732–989, XVII в. (1630–1648 г.), см. на обороте белого листа. 86 «В лето 7006-е (т. е. 1497) совершена бысть (т. е. закончена) великая церковь Успение Пресвятей Богородицы в Кирилове монастыре и освящена сентября в 8 день (Рукоп. Соф. библ. 501, л. 68 об.–69). Тот же год указан и в рукописи Имп. Публ. Библ., Погод. 1554 (П. М. Строева), л. 20 и в рукоп. Кир. библ. 490–747 л. 449. Здесь кроме того прибавлено: «освещена бысть того же году на Рожество Святыя Богородице месяца сентября в 8 день». Но так как год начинался тогда с сентября и постройка одних стен церкви продолжалась не менее 5 месяцев, то очевидно, что сооружение и освящение ее не могло случиться в одном и том же 7006-м сентябрском году. 87 Рукоп. Имп. Публ. Библ., Погод., 1554 (Строева 98), л. 22 об.; Рукоп. Соф. библ. 501, л. 68 об.–69. Составитель «Истории росс. иерархии» не указывает времени ее сооружения (ч. IV, 391). Очевидно, что церковь была построена на мести прежней (деревянной?), существовавшей уже в 146 5 / 6 – 6974 г., ибо, по свидетельству кирилловского архимандрита и археолога Варлаама (см. его рукописное описание Кириллова монастыря, хранящееся в том же монастыре), в отрывке монастырской описи XVIII в. он видел список с антиминса, данного в церковь Введения в 6974 году. Церковь Введения находится на югозападе от соборной церкви Успения (сравн. Историю росс, иерарх., ч. IV, 391; Муравьев, Русск. Фиваида на севере, е. с., стр. 184, 192–193; Опись Кир. монастыря 1601 года, в Рукоп. Бир. библ., 71–1310, л. 196). Местоположение церкви см. на приложенном плане Бороздина (под 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

55 Нам пришлось встретить этот чин в следующих рукописных требниках: Синод. библ. 268, начин. на л. 86; Соф. библ. 1066, л. 1–32; 1070, л. 322–348; 1071, л. 30–60. 1072 л. 31 и дал. В последних двух рукописях, излагаемое чинопоследование имеет надписание: «Чин малого освящения церкви», но, излагаемое под этим надписанием чинопоследование, ничем не отличается от чина великого освящения храмов. По перечисленным рукописям мы и излагаем чин великого освящения храмов. 56 Иеромним=ερομνημων, патриарший духовный чиновник, заведовавший хиротониями и державший, при совершении рукоположений, свиток (τον κοντκιον τς χειροτονιας). «Σχολγιον» Гоара. 236–237. De officialibus eclesiae constantinop» р. 25. В нашей русской церкви, можно полагать, обязанности иеромнимона, при совершении освящения храмов, исполнялись ключарями кафедральных соборов. 58 Рук. требн. Синод. б. 268, л. 86, Соф. б. 1070, л. 322, 1071, л. 30. – О порядке всенощного бдения см. ниже. Рассматриваемые нами рукописные требники в чине архиерейского освящения храмов, порядка всенощного бдения, или «службы обновлению» не указывают. 59 Тапита – от греческого – ταπητα. Под возглавием (προσκεφλιον), можно разуметь подушку, которая в прежнее время употреблялась для совершения земных поклонов. В русской церкви это «возглавие» носило название «подручника». Подручники и теперь еще употребляются у наших старообрядцев. 61 В некоторых рукописях упоминается «мыло грецкое, рекше сапунь«. (Рук. требн. Синод. б. 308, л. 31 об). Одно из определений Стоглавого собора говорит, что у нас употреблялась при основании престола и обыкновенное мыло, которое приносили миряне. После освящения церкви, это мыло лежало в течение 6 недель на престоле. Собор, под страхом отлучения, запретил священникам «приимати от мирян мыло» и полагать его на престоле. Стоглав, изд. Казань 1862 г. гл. XLI. вопр. 3, стр 166–167. 62 Трбн. ркп: Синод. б. 268, л. 87: Соф. б. 1070, л. 322. В ркп. трбн. Соф. б. 1071, указаны здесь еще и предметы церковной утвари: потир, дискос, сень (звездица?), лжица и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Подношения и «почестный корм» возили не только в Москву, но и на Белоозеро, Сяму, Маслену наместнику, городовым приказчикам доводчикам, тиуну, дворскому, Вологодскому владыке и др. 15—30, 33, 34, 37, 61). Размеры и порядок уплаты «корма» значительно изменились со времен их утверждения в Белозерской уставной грамоте 1488 Памятями регламентировалась выдача продуктов старцам и работникам, плотникам и «христианам», когда они посылались на монастырские Островский, Шатрец и Звозский, а также для ловли рыбы в небольших озерках, принадлежавших монастырю, и на Белом озере, где монастырским старцам было пожаловано право на беспошлинную 31, 32, 52—55, 57, 58, 62, 64, 72, 73, 77, 89). Выловленной рыбы для монастырского потребления не хватало, и старцы вынуждены были покупать рыбу на Белом озере, в селах Карголоме, Вашках, Кивуе и в других местах. В памятях устанавливались объемы необходимой на год 7—9, 11,12). Памяти фиксировали необходимые годовые объемы соли, меда и масла, а также продукты, выдаваемые старцам и слугам, которые осуществляли покупку «потребного в казну» или выезжали на соляные 10, 13, 14, 35, 36, 60, 63, 66, 67, 69, 75, 76, 79, 84—86). Более 10 памятей определяли норму потребления при выполнении сельскохозяйственных работ 38—41, 43—46, 48—51, 70, 71, 82, 87). В состав публикации также входят: «Обиход служебникам» 80);«Устав по праздником. На которые празники дворовым людем не делати» 42); соборный приговор о взыскании денежного штрафа со слуг, «что ездят на монастырских лошадех небрежно» 68); соборный приговор «о Сорокоусте» 88); соборный приговор о выдаче солода слугам и работникам «детям монастырским» на квас вместо пива 65); памяти о сборе сыров на Петров день с околомонастырских крестьян 83), о праздничных кормах работникам и «христолюбцам» 47, 56, 74, 90), о размере оброка за ловлю рыбы на монастырь в Уломском озере 78). В настоящее время выявлено 11 списков памятей келарей (келарских памятей «о поминках и запасах») Кирилло-Белозерского монастыря: 1566, л. 2—20; там же, л. 29—42; Соф. 1477, л. 70—85; Кир.-Бел. 68/1307, л. 46–67; Соф. 1150, л. 115—137; Кир.-Бел. 84/1322 ,л. 71—98 об.; Соф. 1166, л. 1—39; Соф. 1167, л. 118—144; Кир.-Бел. 93/1331, л. 77—92; Государственный архив Тверской области (ГА ТО), ф. 1407, оп. 1, д. 81, л. 130—144, РГАДА, ф. 196, оп. 3, д. 843.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Иакова по рукописям XV–XVI вв. Paris. gr. 2509 и Paris. gr. 476 [Swainson 1884: 213–215], а также в славянских переводах этой литургии [Сырку 1890: 179:182] как подготовительная молитва священника перед службой. В ЛИЗ эта молитва не во всем совпадает с греческой молитвой из литургии Иакова и восходит к иному греческому оригиналу. Она содержится в последовании ЛИЗ в большинстве служебников: ГИМ, Син. 604, Син. 598, РГАДА, Син. тип. 40, Син. тип 41, РГБ, Рум. 399, РНБ, Соф. 520 , Соф. 526 , Q.n.I.7, ЯМЗ. При сравнении текстов этой молитвы в славянском переводе ЛИЗ и в славянском переводе литургии Иакова видно, что молитва из ЛИЗ более архаична по технике перевода и, следовательно, была переведена раньше, чем молитва из литургии Иакова. Напомним, что славянский перевод литургии Иакова был выполнен не ранее второй половины XIV в. и связывается с деятельностью патриарха Евфимия Тырновского и афонских книжников [Сырку 1890: XCI]. Молитва Множьства ради грховъ моихъ в древнерусских служебниках имеет некоторые разночтения. Так, у инципита молитвы есть вариант Въ множьств грховъ моихъ, и все списки, имеющие этот вариант инципита, содержат еще ряд общих чтений. По этому принципу они были разделены М. С. Желтовым на две группы: 1-я (первоначальный вариант перевода молитвы): Син. 604, Рум. 399 и Соф. 524 , и 2-я (исправленная), существующая во всех остальных рукописях [Желтов 2009: 86–89]. Поскольку перевод этой молитвы восходит к несколько иному греческому оригиналу, анализировать в нем разночтения на предмет первичных и вторичных чтений следует с большой осторожностью. Приведем в таблице 8 два варианта древнерусского текста, один из славянских переводов молитвы литургии Uakoba XIV в. и греческий текст молитвы из литургии Иакова. Сравнивая все варианты славянского перевода, можно сказать, что в греческих литургиях Иакова и Иоанна Златоуста эта молитва не была идентичной. Греческий текст этой молитвы в литургии Иоанна Златоуста не сохранился, но славянские источники дают нам возможность в этом убедиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтения в Общ. Истор. в Древн. Росс. 1847 года, 7. Опись книг Иосифова монастыря, 13. 461 Акты А. Эксп. т. I, 213, 203. Ключевский, Древнерусские. Жития святых, как истор. источник. М. 1871 г. 240–243. 462 Житие м. Ионы в рукоп. Новг. Соф. библ., 1491, л. 176–200. Смотр. также у Николаевского, Рус. проповедь XV и XVI вв. Журн. Мин. Народн. Просвещ. 1868 г., т. 137, 364. 464 Рукоп. И. П. библ. Q. I. Служба и житие Макария Калязинского. Рукоп. И. П. библ. и древнехранилища Погодина, 1571, л. 28–47. Рукоп. Моск. Епарх. библ. при Высокопетровском монаст. (не разборчиво) л. 118–154. Рукоп. Имп. Пуб. биб. из древнехран. Погодина, л. 67–83. Лебедев, Описание Троицкого Калязин. мон., Ярославль, 1867 г., 19–22. Никонов. летоп. VI, 227. Митропол. Макарий 1547 г. установил всеобщее чествование препод. Макария Калязинского. А. А. Э. т. I, 213, 203. 465 При открытии мощей св. Макария он пришел в такой религиозный восторг, что, по словам одного жития Макария, «пренебреже власть, презре величество, не пощаде драгия одежды, повержеся на землю, моляшеся со умилением». Автор статьи: «Описание рукописных сборников Новгор. Соф. биб.» отнес вышеприведенные слова к м. Даниилу, который по всем встречавшимся мне житиям св. Макария не указывается лично присутствующим при открытии его мощей. Вышеприведенные слова действительно воспроизводит одно житие Макария Калязинского, но оно относит их к личности князя Юрия Ивановича, а не м. Даниила. См. Летопись занятий Археогр. Коммис. 1864 г., вып. III, СПб. 1865 г., 86–87. Сравн. рукоп Соф. библ., 1356. л. 746. 467 Рукоп. Волоколамского монастыря, хран. в мон. ризнице, (не разборчиво) XVI л., 162. Подобное и в житиях препод. Макария. Рукоп. И. П. биб. из древнехр. Погодина, 1571, л. 28–43. 470 Пример подобного отношения можно видеть в новгород. архиепископе Сергие, родом москвич. Полн. Собр. Рус. Летоп. т. III, 243–244, т. V, 41–42. Иоанн III не хотел почтить Варлаама Хутынского. Николаевский, рус. проповедь в XV в XVI вв., Журн. Мин. Народн. Просвещ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010