1172 «Венок». С. 17. Ср. также: Уч. Зап. II отд. Имп. Акад. Наук. 1859 (Кн. V. С. XXV). Сопоставление Иннокентия и Филарета с Массильоном и Боссюэ делалось не раз. Ср., например, у Погодина: «Сравнения устарели, но когда читаешь Филарета и Иннокентия, невольно приходят на ум Боссюэт и Массильон» (Москвитянин. 1848. 4.5, отд.З. С. 80). 1177 IX. С. 243–245. «Но се, и книга завета на персях Его! Дерзнем, братие, дерзнем разгнуть сию священную книгу, да увидим и услышим, что речет о нас Господь ( Пс. 84:9 ). О, братие, Он речет мир на люди Своя», так же, возможно, поступал Иннокентий при произнесении беседы на литургии в навечерии Рождества Христова (III. С. 50–63), где содержится толкование Мф. 1:18–23 , и других рождественских проповедей. 1178 О разнобое между языком священных текстов и языком самой проповеди писал еще Погодин (Москвитянин. 1848. Ч. 5, отд. 3. С. 81): «У Филарета церковный язык вошел как-то в меру русского языка, так что их никак уже и не различишь; у Иннокентия церковный язык явственнеее и даже иногда слишком, что делается уже пороком речи». 1184 См. Барсов Н. К истории проповедей и сочинений Иннокентия. Христианское Чтение. 1886. 11–12. С. 752. 1204 Ср. о локальной окрашенности проповедей Иннокентия в рецензии на «Слова к Вологодской пастве» (ЖМНПр. 1843. Ч. XXXIX, отд. 6. С. 148–149). 1205 XI. С. 28–33. «Монастырь стоит на щере, каменной почве, и весною заливается водою; льдинами покрываются крыши» (Барсуков Η. П. Жизнь Погодина. Т. VI. С. 204–205). 1215 IV. С. 235. Ср. о «языках огненного цвета», «огнецветных языках», а не огненных (IV. С. 153). 1221 Заметим, что Иннокентий любит игру света и тени, без красок. Ср. о тени Церкви (IV. С. 213), тенях нечестия (IV. С. 185), о молниях в ночном мраке (VI. С. 180). Характерны для Иннокентия размышления о светлом и темном круге празднеств (IV. С. 328), о «богосветлом круге Пятидесятницы» (IV. С. 92), слова о «светлых» (III. С. 83) «светоносных» тайнах (III. С. 92). 1234 IX. С. 76. Ср. в день отдания Пасхи: «Многие из нас, без сомнения, паки удостоятся видеть и воспевать воскресения день; а некоторые, – и это так же не подлежит сомнению, – будут праздновать, если окажутся достойны, следующую Пасху уже в невечернем дни Царствия Христова» (X. С. 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

149 Тов. 4, 13. 150 Ср.: Пс. 112,7. 151 Старец Паисий Святогорец.  Письма. 152 Святой Исаак Сирин.  Слово 56. 153 Святой Исаак Сирин.  Слово 21. 154 Деревня, возле которой расположен монастырь Суроти. 155 В Греции останки усопшего через три года после кончины из­влекают из могилы и складывают кости в усыпальницах. 156 Центральная площадь в Афинах. 157 Молитва Манассии, царя иудейска: «Господи Вседержителю, Боже отец наших…»,  — читается на великом Повечерии. См. Ча­сослов. 158 Ср.: 2 Кор. 6, 10. 159 Месячная Минея — богослужебная книга, содержащая в себе службы с изменяемыми песнопениями и молитвословиями для не­подвижных богослужений годичного круга, то есть на все дни 12-ти месяцев. 160 Ср.: 1 Кор. 7, 30. 161 Здесь: представительства общежительных афонских монасты­рей в Кариесе. 162 Греч, игра слов: «σα πετς» (досл. — бросаешь, т.е. подаешь милостыню) — «τσο πετς» (досл. — взлетаешь, т.е. духовно возвышаешься). 163 Преподобный Симеон Новый Богослов.  Гимны. 164 Воздержание от пищи и воды до Девятого часа по византийс­кому времени (до трех часов пополудни по европейскому). 165 Старец Паисий Святогорец.  Афонский Старец Хаджи Ге­оргий 166 Из общего тропаря Преподобным. 167 Святой Исаак Сирин.  Слово 71. 168 Святой Исаак Сирин.  Слово 27. 169 Святой Григорий Синаит говорит: «Всякое делание телесное и духовное, не имеющее болезнования или труда, никогда не прино­сит плода проходящему его». Добротолюбие. Т. V. 170 Святой Исаак Сирин пишет: «Совершаемое без труда есть правда людей мирских». Слово 16. 171 Пусть никого не соблазняет то, что Старец совершал крестное знамение левой рукой. Старец уподоблялся воину, который бился с врагом любым способом, «с оружием правды в правой и левой руке» (Ср.: 2 Кор. 6, 7). Святой Варсонофий Великий в своих ответах пи­шет: «Я теперь, когда хочу перекрестить правую руку, то делаю сие левою рукою». Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. 172 Святой Исаак Сирин.  Слово 61. 173 Духовные обязанности — ежедневные богослужение, покло­ны, молитва, чтение Св. Писания и прочее, что монах должен совер­шать неопустительно.

http://pravmir.ru/249925/

Авторы подобных компиляций стремились составить толкование на Псалтирь в духе древних комментаторов. В нек-рых местах в толковании присутствовали леммы, но последние имели др. функцию: их следует рассматривать как ссылки на источники, подобные тем, к-рые использовали в комментариях древние экзегеты (напр., Дидим Слепец в своем комментарии на Пс 90. 14-16 ссылается на Евсевия Кесарийского). Жанр позднего компилятивного комментария имеет 2 отличия от древних «Эпитом» Прокопия Газского, часть к-рых также не содержит лемм. Во-первых, «Эпитома» Прокопия составлена на основе реально существовавших К., позднее сокращенных и переделанных, в то время как рассматриваемые комментарии используют лишь фрагменты существовавших К., заимствуя большую часть материала из первичной традиции. Во-вторых, Прокопий настолько сильно изменяет текст источников, что бывает практически невозможно идентифицировать фрагменты отдельных авторов; в поздних комментариях-компиляциях это сделать намного легче, т. к. в них фрагменты-источники сокращаются и пересказываются, но не смешиваются в 1 фрагмент. Случаи преобразования К. в комментарии можно разделить на 4 группы в зависимости от типа катен-источников. A) Комментарии, образованные из первичных К. к-польского происхождения. Т. н. сборник Златоуста-Феодорита (см. выше), возникший в период между 700 и 750 гг., представляет собой коллекцию фрагментов свт. Иоанна Златоуста, дополненную (там, где комментарий Златоуста отсутствует) отрывками из толкования Феодорита на псалмы. При этом леммы в сборнике полностью отсутствуют. К этой же группе относится комментарий на псалмы, который в разных рукописях XVI в. приписывается разным лицам: Никифору Григоре (Matrit. gr. 4773), Никифору Ксанфопулу (Matrit. gr. 4772; Paris. gr. 149), Феодору Продрому (Basil. A. III. 15; Matrit. Palac. R. gr. 3214 (=Salaman. 2752); Matrit. gr. 4815), Феодору Продрому и Иосифу (Scorial. Θ III 13). Он составлен из фрагментов (без лемм) комментария блж. Феодорита на псалмы (иногда в сокращении или парафразе), дополненных неск.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

– Апокрифы древних христиан. СПб., 1092. С. 52–53. 230 Ильин В. И. Запечатанный гроб. Пасхи нетления. УМСА Press, Paris, 1991. С. 73–75, 82–83. 231 Вторая половина IV н. и начало V в. 232 Монахиня Иулиания ( Соколова М. Н.). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, С. 143. 233 Пс. 23, 7 . 234 1Пет. 3, 19 ; Еф. 4, 8–10 . 235 Апокриф Евангелия Никодима, 18–26, – Апокрифы древних христиан, С. 58 – 63. Этот рассказ передается на иконах XVII пока. Изображение всех подробностей апокрифа привело к тому, что древняя богословская византийская композиция «Воскресение Христово» превратилась в иллюстрацию “Евангелия Никодима». 236 В богослужебных текстах седьмой день творения, в который Бог “почил от всех дел Своих» ( Быт. 2:2 ), сопоставляется с днем Великой Субботы, и который Христос почил от всего, что было совершено Им для спасения человеческого рода. Словом «почил» передано еврейское «шабат”, что означает буквально «прекратил творить». Отсюда происходит слово «суббота». См.: Иерофей (Влахос) , митрополит Навпакта и святого Власия. Воскресение Христово. Киев, 1998, С. 21. 237 Ильин В. Н. Запечатанный гроб. Пасха нетления, С. 85. 238 Чудеса на гробе Господнем: ежегодное чудо схождения огня, молний, облака, росы на гробе Господнем и в других местах в Иерусалиме. Свидетельства очевидцев от древности до наших дней. М., 1996. С. 113–114, 141–142, 140, 148–149, 175, 182, 221, 225–220, 252–253. 239 Тропарь из третьей песни канона во святую и великую неделю Пасхи. 240 В 46 г. до н. э. римский властитель Юлий Цезарь ввел по всему государству календарь, разработанный египетскими астрономами из Александрии. Простота и строгая ритмичность смены простых и високосных годов сделала юлианский календарь идеальным для измерения длительных интервалов времени. 15 IV веке седьмой день недели юлианского календаря переименовали в честь вселенского события восстания Спасителя из мертвых в “день солнца» или “воскресение”. 241 Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, II. С.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Древний Патерик. С. 338–339. 138 Типикон. Л. 351 об. «О поклоне и молитвах, церковное законоположение»: «Егда время приближи–тися святым великим поклонам быти, тогда, кийждо (каждый. — С. Ф.) воздев руце… тако молится молитвою святаго Ефрема». 139 Цит по: Дмитриевский. С. 298. 140 Слова. Вып. 2. С. 59. 141 Св. Игнатий Богоносец. К Римлянам//Писания мужей апостольских. С. 294. 142 Точный текст послания: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). — Ред. 143 У Оригена в Толковании на Иеремию, 20, 8; у Дидима в Толковании на Пс. 78 и в Евангелии от Фомы. (Указанный текст см. в кн.: Resch A. Agrapha. Ausserkanonische Fragmente. Leipzig, 1889. S. 98 — и в статье: Трофимова М. К. Из рукописей Наг–Хаммади//Античность и современность. М.: Наука, 1972, С. 377. (На наш взгляд, вряд ли можно считать обоснованным причисление безвестного составителя гностического по духу «Евангелия от Фомы» к «учителям Церкви». — Ред.) 144 Цит. по: Георгий Задонский. Письма. 4–е изд. Воронеж. 1860. Ч. 3. С. 506. 145 Св. Григорий Богослов. Творения. СПб., б. г. Т. 1. С. 84. 146 О Церкви и таинствах: Сборник. М.: Изд. Св. Синода, 1884. Л. 18. 147 Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма. СПб. 1913. С. 5. 148 Цит. по: Дмитриевский. С. 306. 149 Там же. С. 312–313. 150 Цит. по: Дмитриевский. С. 412–413 (пояснения в круглых скобках принадлежат составителю. — Ред.). 151 Цит. по: Дмитриевский. С. 413. Точный текст: «Тем же о всех иерарх дерзновенно молится. Дерзает убо, Человеколюбца и незлобивого зря предлежаща, и жертвуема, и воспевает, и о всех молится, и отшед–шия воспоминает. Изрядно же, Сего девственно рожд–шую Богоматерь, отроковицу, свидетельствуя сим, како святым соединихомся, и жертвою сею общницы есмы оным: и яко дерзновение сии к Возлюблыиему и Любимому имуще, могут и нас Ему примирить и соединить». — Ред.) 152 Именно так (а не «Наипаче же…») сказано в вышеприведенном отрывке славянского перевода сочинения Симеона. — Ред. 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

И в наши дни, когда слышатся настойчивые речи самовлюбленной гордости, когда раздаются поистине Едомские вопли: «разрушайте, разрушайте до основания» ( Пс. 136:7 ), когда, по выражению пророка, одни „ревут как медведи”, а другие „стонут как голуби” ( Ис. 59:11 ), когда темные сумерки в общественной жизни обещают еще более темную ночь, служителям Бога и истины, собравшимся в скромной храмине этой, особенно благовременно приблизить к своему сознанию образ благовестника подлинного библейского слова, сила которого одна только может остановить и рев «медведей» и духовно облегчить скорбь стонущих «голубей». 1 Произнесено 18 Ноября 1917 г. на торжественном собрании в Московской духовной Академии в память 50-летия со дня кончины Святителя Филарета. 2 Прот. Богословский-Платонов,. Слово на кончину митр. Филарета. Душеп. чт. 1867 г., стр. 217–218 7 Письмо Московского Митрополита Филарета к Архимандриту Антонию. Часть 4. Письма 1857–1867 гг. Москва, 1884 г. Письмо 1254, стр. 149. 8 Прибавл. к твор. св. отц., издав. при Моск. дух. Академии. 1884 г. Кн. 1. Письма Филарета, Митрополита Московского, к Филарету Гумилевскому , бывшему ректору Академии, впоследствии Архиепископу Черниговскому. Письмо 30 от 31-го Декабря 1864 г., стр. 340. 9 Письмо моск. митр. Филарета к Антонию. Op. cim. Ч. III. Москва. 1883. Письма 1850–1856 г. Письмо 1130. Стр. 430. 11 Душеп. чт. 1882 г. Апрель. Резолюции моск. .митроп. Филарета. Стр. 510. Резолюция от 1867 г. сент. 16. 12 Чт. в Общ. Люб. Дух. Просвещ, 1868 г. кн. V. Апрель. Письмо митроп. Филарета к. игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). Письмо 44, стр. 106–107. 15 Материалы для биографии Московского Митрополита Филарета. Письма к Ф. Я. Репнинскому. Письмо 2, стр. 32–33. 16 Очерк истории языкознания в России. С. Булич. Зап. Истор.– филолог. факультета С.Питерб. уневерсит. Ч. LXXV, 1904, стр. 599 19 Известно, что египтология влияла и на библейскую хронологию, благодаря чему некоторые библеисты допускали значительные отступления от хронологических показаний Библии . См. наши замечания по этому вопросу. Патриарх Иосиф и Египет. Сергеев Посад. 1914 г. Стр. 52 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Иоанна мы будем говорить впоследствии. В Павловых посланиях мы находим, как можно того ожидать, некоторые аллегорические толкования, главным образом, в послании к Коринфянам, что, быть может, должно отнести к соотношению этой церкви с Апполосом. Сравн. здесь 1Kop.9:9; 10:4; (Philo, Quod, deter. potiori, insid. 31.); 2Kop.3:16; Гал.4:21 . О послании к евреям и об Апокалипсисе мы не будем говорить здесь. 144 Подобный принцип прилагался к запрещению такого рода животных, как мышь и хорек, но потому что они разрушали все, что попадалось им на глаза, но потому что последний, от способа его познанания и движения, символизировал внимание к злым пересказам и преувеличивал ложные речи. 146 Или еще Dorshey Chamuroth, изыскатель трудных мест. См. Zunz-a Gottesd. Vortr. стр. 323, примеч. b. 148 Семьдесят языков, на которых закон будто был написан под горою Ebal (Sotah VIII, 5). Мне кажется, что это частью может относиться к различным способам толкования св. писания, и что намек на это находится в талмудич. тракт. Shabbath, о соблюдении субботы, 88b, где делается ссылка на Пс.68:12 и Иер.23:29 ,–последняя для того, чтобы показать, что слово Божие походит на молот, который разбивает скалу на тысячу кусков. Сравн. Rashi на Быт. ХХХШ, 20. 149 Быть может, нам следует указать здесь на чрезвычайно важные принципы раввиниэма, которые почти совершенно были упущены из виду современным критицизмом талмуда. Они состоят в том, что все предписания не только божественного закона, но и раввинов, хотя бы данные только для определенного времени или случая, или какой-либо особливой цели, остаются в силе на все времена, пока не будут доподлинно отменены самим Богом (Bezah 5b.). Таким образом, Маймонид (Sepher ha Mizv.) объявляет, будто закон о истреблении хананеев постоянно сохраняет свою обязательную силу. Заключения о непрерывной обязательности не только церемониального закона, но и жертвоприношений будут очевидны, и их значение в иудейской полемике не требует пояснения. Сравн. главного раввина Holdheim-a D. Ceremonial Gesetz im Messiasreich, 1845. 154 Без сомнения иудейским писателям, вроде д-ра Iost-a, очень нравится торжественно отрицать ценность псевдоэпиграфов. Весь пыл их упования плохо вяжется с новейшими творениями, которые хотели бы исключить мессианскую надежду из древнего юдаизма. 156 Hausrath (Ν. . Zeitg. т. II, стр. 222 и далее) рисует чрезвычайно фантастическую картину Филона,–как и картины других лиц и дел.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

« Ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем » ( Быт. 18:19 ). Вот такое великое обетование об истинном Наследнике. Истинный Наследник обетования, с одной стороны – это, конечно, Исаак, но, прежде всего, настаивает святитель Амвросий Медиоланский – это Иисус Христос! Вот почему так переживает Сарра, вот почему так быстро бегает Авраам! Совершенно не похоже на пожилого человека! Пророк Давид восклицал о праведниках, подобных Аврааму, и эти слова, прежде всего, относятся к самому Аврааму: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь» ( Пс. 91:14–16 ). Далее – последняя часть нашей беседы – спор о Содоме. « И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю » ( Быт. 18:20–21 ). Зачем здесь употребляются эти слова: «сойду и посмотрю» ( Быт. 18:21 )? Дело в том, что Библия разговаривает с нами на языке человеческом (см.: Ос. 11:4 ) и учит нас определенной манере поведения! Речь идет о том, что Судья хочет вынести приговор городам и уничтожить их. И вот в этих словах: «сойду и посмотрю» ( Быт. 18:21 ) устанавливается заповедь, что судья, который выносит смертный приговор, должен обязательно сам прийти, посмотреть, допросить всех свидетелей и увидеть место преступления, а далее – и присутствовать при казни, если он все-таки вынес смертный приговор! То есть здесь создается некий юридический прецедент! «Господь это сказал не потому, что не знал их грехов, – Он еще ранее сказал: «грех их, тяжел он весьма» ( Быт. 18:20 ). Но Он хотел этим показать пример судьям, чтобы они не произносили приговора прежде, чем рассмотрят дело вполне. Если Знающий все представил Себя как бы незнающим, чтобы не определить наказания прежде суда, то насколько более судьи должны сознаваться в своем незнании и не изрекать приговора прежде исследования дела» 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и Псалтири следованной; в Типиконе же, в настоящем месте, кратко сказано: «на хвалитех Всякое дыхание на глас дне». Это, как видно из поименованного подробного чина пения этих псалмов, означает, что псалмы должны петься по-праздничному, т. е. начинаться не 1-м стихом 148 пс, как в будни, а этому стиху должен предпосылаться последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», притом петься они должны на глас дня, а не простым, речитативным напевом, как в будни. Таким образом, в праздничном своем исполнении, хвалитные псалмы начинаются стихом, выражающим их тему (подобно тому как Непорочны на погребении начинаются словами «Непорочнии в путь», а в Великую субботу стихом: «Благословен еси, Господи»), и им же оканчиваются, благодаря чему вся их группа, составляющая как бы один гимн, концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности. Дальнейшее пение хвалитных псалмов в праздники и будни имеет то общее, что первые два стиха их имеют припев из Пс. 64, 1: «Тебе подобает песнь Богу», аналогичный припеву к псалмам «Господи воззвах» — «Услыши мя, Господи» (и в противоположность более торжественному предначинательному псалму бдения, имеющему припев после каждого стиха). Этот припев при праздничном исполнении псалма поется по одному разу за каждым стихом; при будничном же, как бы в вознаграждение за отсутствие предначинательного стиха «Всякое дыхание», поется за первым стихом дважды (всего, значит, трижды): за 1-й половиной стиха «Хвалите Господа с небес», и снова за всем стихом [ 791 ], т. е. вполне по тому же чину, как стих: «Услыши мя, Господи» при «Господи воззвах» (см. выше, с. 542). Первые два стиха хвалитных псалмов недаром отмечаются особым припевом: они здесь наиболее целесообразны, так как, приглашая к прославлению Бога самих Ангелов, выражают этим сильнее всего недостаток всей нашей доселешней хвалы, подобно тому как 1 и 2 ст. 140 пс, сопровождаемые припевом, говорят о недостаточности нашей вечерней жертвы. Дальнейшие стихи псалмов поются без припевов попеременно обоими ликами, и в Ирмологии дано распределение стихов для такого пения; распределение это совпадает с библейским делением псалмов на стихи, только ввиду длины последнего — 14 — стиха 148 пс, половина 13 ст. присоединена к 12, а конец 13 ст. с 14 разбит на 2 части, но число стихов в псалме осталось то же (14, по 7 для каждого лика); из 149 пс. без припевов поются 8 стихов (по 4 каждому лику); с последнего же стиха этого псалма: «Сотворити в них суд» к стихам хвалитных псалмов, которых остается 1 в 149 пс. и 6 в 150, присоединяются хвалитные стихиры, причем пред каждой из стихир поется стих псалма, но последние два стиха 150 пс. поются за один, чтобы число припевов вышло четное, и по краткости последнего стиха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010