Христианское вероучение, по мнению Цельса, нарушает мировую гармонию, переворачивая мир с ног на голову. Не проявляя глубокого пессимизма, присущего гностикам, он полагал, что «если добрый, благой, счастливый Бог спускается к людям, то он подчиняет свою неизменную природу превратностям человеческих судеб» 617 . Непонимание христианства, усугубленное насмешками философов, обнаруживает у людей того времени отсутствие потребности в спасении – прощении, искуплении грехов. Естественная реакция на бездушие официальных культов. Тайна Христа не открылась философу Цельсу. В том, что касается рождения Спасителя, он доверился казарменным анекдотам 618 . Чудесное рождение, служение, исцеления, воскресение из мертвых – всё подвергнуто критическому разбору и разбито в пух и прах. «Как мог этот жалкий шарлатан, не отличавшийся ни красотой, ни красноречием, ни силой ума, быть Логосом Бога?» 619 Именно на эти слова Ориген , уязвленный в самое средоточие своей веры и благочестия, реагирует наиболее резко, со всей страстностью отвечая на сарказм Цельса 620 . Спасение, принесенное ради исцеления больного человечества, смысл нового рождения 621 , преображения остались недоступны пониманию философа-язычника, поскольку они нарушают мировой порядок, главнейшие условия его существования. Принятие блудного сына представляется ему немыслимым. По его мнению, природа человека имеет строгие детерминанты и не может меняться. Дурных людей невозможно изменить ни силой, ни добром 622 . Христианская антропология, смирение и раскаяние претят его мировоззрению. Бог Цельса напоминает бога Ницше – гордого бога, а не утешителя скорбящих и страждущих, господа отверженных 623 . Христианство представляется ему варварским учением, предназначенным для людей, далеких от культуры, презирающих «изящные искусства» как препятствие на пути познания Бога 624 . Он напоминает того эллиниста, который отказался читать Новый Завет , поскольку греческий язык Писания небезупречен. Иероним признавался, что сам испытал подобное отвращение. Ориген больше, чем кто-либо другой, имеет основания критиковать Цельса с высоты своей собственной эрудиции 625 . Он был оскорблен тем, что его как христианина отнесли к разряду темных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Первая апология: Apologia prima pro Christianis//PG 6, 328–440.Русский перевод: Иустин Мученик , св. Первая апология//Творения/пер. прот. П.Преображенского . М., 1892, 1995. С.31–104. Киприан Карфагенский Книга о единстве Церкви: De unitate Ecclesiae//CSEL 3, 207233. Русский перевод: Отцы и учители Церкви IIIb. Т.2. М., 1996. С 295–308. Кирилл Александрийский , святитель Защитительная речь к императору Феодосию: Apologeticus ad piissimum imperatorem Theodosium//PG 76, 453–488. Толкование на Евангелие от Луки: Explanatio in Lucae Evangelium//PG 72, 475–950. Толкование на Евангелие от Иоанна: Expositio sive Commentarius in loannis Evangelium//PG 73–74. Русский перевод: Кирилл Александрийский , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Т.2. М., 2001. С.431–793; Т.3. М., 2002. C.4–907. Климент Александрийский Педагог: Paedagogus//SC70, 108, 158. Лев Великий Проповеди: Sermones//PL 54. Макарий Египетский , преподобный Духовные беседы: Homiliae spirituales 50. Die 50 geistlichen Homilien des Makarios//hrsg. H. Dorris, E. Klostermann, M. Küger. B., 1964. Русский перевод: Макарий Великий , прп. Духовные беседы, послания и слова. М., 2002. Мелитон Сардийский , священномученик О Пасхе: De Pascha//SC123. Русский перевод в кн.: Иларион (Алфеев) , архиеп. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. Изд. 2-е. СПб., 2009. С.226–247. Мефодий Патарский , священномученик О воскресении: Ex libro De resurrection//PG 18, 265–330. Русский перевод: Мефодий Патарский , сщмч. О Воскресении, против Оригена //Творения. М., 1996. С.192–271. Николай Сербский (Велимирович), святитель Творения. Кн. 1–3. М., 2010. Ориген О началах: De principiis. Origène. Traité des principles/éd. H. Crouzel, M. Simonetti//SC 252–253, 268–269, 312. Paris, 1978–1984. Русский перевод: Ориген. О началах. СПб., 2000. Против Цельса: Contra Celsum. Origène. Contre Celse/éd. M. Bor- ret//SC132, 136, 147, 150. Paris, 1967–1969. Русский перевод: Ориген . Против Цельса. В кн.: Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008. С.403–790.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Самый значительный апологетический труд Оригена называ­ется «Против Цельса». Он был написан около 244 г. Книга Цельса «Истинное слово» появилась в 178 г. В этой книге, сохранившей­ся лишь в виде цитат, помещенных у Оригена , Цельс, по харак­теристике иеромонаха Илариона, «не повторял вслед за предше­ствующими антихристианскими авторами вульгарные обвинения в адрес христиан, на которые приходилось отвечать апологетам II в. Он тщательно изучил Библию и раннехристианскую литера­туру; он умел отличить учение Церкви от учений гностических сект... В восьми книгах своего труда Ориген последовательно опро­вергает обвинения Цельса, доказывая Божество Иисуса Христа, истинность евангельского свидетельства, высоту христианской нравственности» ( Иларион (Алфеев) , иеромонах. Ориген. – От­цы и учители Церкви III века. Т. 2, с. 25). Важнейший догматический труд Оригена «О началах», пред­ставляющий собой первый в христианской литературе опыт сис­тематического изложения догматического богословия, был на­писан в 220-е гг. и сохранился на греческом языке в отрывках, а в полном виде он дошел до нас в вольном латинском переводе Руфина. Уровень свободы или произвола переводчика по отно­шению к оригиналу столь высок, что в иных случаях нет уверен­ности, что он корректно воспроизводит самые мысли Оригена . Как писал исследователь текста этого переложения Н. Петров , «Руфин, несомненно, исправил те места Пери архон, где говорит­ся о Св. Троице и о воскресении плоти» ( Н. Петров . Сочинение Оригена О началах. – Ориген. О началах. Новосибирск, 1993, с. 23) с очевидной целью устранить из этого трактата сомни­тельные с догматической точки зрения идеи александрийского богослова. Понятие о Боге для Оригена тождественно понятию о Боге Отце: «Апостольское ...учение, ясно преданное, сводится к следу­ющим положениям. Во-первых, – что един – Бог, Который все сотворил и создал и Который все привел из небытия в бытие.. ; и что этот Бог в последние дни... послал Господа нашего Иису­са Христа, для призвания сперва Израиля, а потом и язычников, после измены народа израильского. Этот Бог, праведный и бла­гой Отец Господа нашего Иисуса Христа, дал закон, и пророков, и Евангелие... Потом (Церковное Предание учит), что Сам при­шедший Иисус Христос рожден от Отца прежде всякой твари... Далее, апостолы предали, что в отношении к чести и достоин­ству сопричастен Отцу и Сыну Св. Дух» ( Ориген . О началах, цит. изд., с. 43–44).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ориген. Против Цельса. 1.67 (Рус. перевод: Против Цельса, апология христианства Оригена, учителя Александрийского. Казань, 1912, ч. 1, с. 112). Ориген. Против Цельса. 3. 24 (рус. пер.: Указ. изд. С. 256). См. наш труд: Theologie de la maladie. P. 99–100. Свт. Афанасий Великий. Житие преподобного Антония. 38. См., например: Callinicos. Vie d’Hypatios. XXII. 13, XL. 3; Свт. Афанасий Великий. Житие преподобного Антония. 80; Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. XIII. 9, 13; II. 6 (дополнение из сирийской версии); Vie de Theodore de Sykeon. 129. Callinicos. Vie d’Hypatios. XXII. 14. См. наш труд: Theologie de la maladie. P. 90–94. См., например: Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. XIII. 9, 13; Свт. Епифаний Кипрский. На 80 ересей Панарий, или Ковчег. XXX. 10: PG. 41. Col. 422. (В рус. пер., соответственно, см.: Епифаний Кипрский, свт. Творения: В 6 ч. М., 1863–1884. Ч. 1//ТСОРП. 1863. Т. 42. С. 229–230. — Ред.) См., например: Callinicos. Vie d’Hypatios. XL. 4. Например: Свт. Афанасий Великий. Житие преподобного Антония. 64; Cyrille de Scythopolis. Vie d’Abraamios. VIII; Vie de St. Athanase l’Athonite. 46; Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. XIII. 11. Блж. Феодорит Кирский. Врачевание эллинских недугов или познание евангельской истины из эллинской философии. I. 5. Именно такую практику, в частности, рекомендует византийский врач Павел Эгинский (см.: Dols M. Insanity in Byzantine and Islamic Medicine. P. 146. Note 87). До него такую практику предписывали Соран и Цельс (см.: Alexander E. G., Selesnick S. T. Histoire de la psychiatrie. P. 63). Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. II. 6 (дополнение из сирийской версии). Палладий. Лавсаик. 28. Там же. 29. Palladius. Historia Lausiaca. 31//PG. 34. Col. 1091A. (Перевод дается по греческому тексту, т. к. в печатном русском переводе это место отражено не совсем точно (см.: Палладий. Лавсаик. С. 69), и поэтому непонятны будут дальнейшие рассуждения Ларше о “безразличии”. — Ред.) Палладий. Лавсаик. 28. Там же. 89 (рус. пер.: Указ. изд. С. 151).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Это место помогает понять внутренний мир Оригена, понять, почему Даниелу сказал, что «Ориген есть прежде всего человек Церкви» 633 . Дело в том, что Ориген знает, сколько болезней в церковной жизни. Знает – и не молчит о них. «Даже в Церкви Христовой находятся люди, которые организуют пиры и любят восседать на первых местах, которые интригруют, чтобы стать диаконами, затем домогаются священнических кафедр. И, неудовлетворенные этим, интригуют, чтобы народ выкрикнул их в епископы» (Толкования на Матфея, 2//PG 13,1616b). Строку из пророка Михея «Не верите другом, ни надейтеся на старейшины» ( Мих. 7:5 ) Ориген поясняет – «не надо надеяться на епископов» 634 . Сравним это с тем, что написано о епископате в «Против Цельса». Различие очевидно. И очевидна цель этого различия: обращаясь к «внешним», Ориген не выносит сор из церковной избы. Обращаясь к церковным людям в храмовой проповеди, с «посвященными» он говорит открыто и честно. Такого рода повеление свойственно именно глубоко церковным людям. Так что не надо делать из Оригена Якунина III века. Стоит также отметить, что Ориген никогда не возносит себя над Церковью. Ориген говорил о том, о чем Церковь тогда молчала. Да, Ориген сфальшивил. Но он не противоречил ясному голосу Церкви — просто потому, что по этим вопросам этот голос еще не прозвучал 207 . И о реинкарнации Ориген говорил в таких ощутимо предположительных, неутверждающих интонациях, что гипотезы, выстроенные им в книге «О началах», но не получившие развития и подкрепления в его позднейших книгах, так и не вызвали во время его жизни нарекания в их адрес со стороны Церкви. е) Споры об Оригене до V Собора Итак, при жизни оппоненты Оригена не видели в его книгах проповеди реинкарнации и не критиковали его за нее. Посмотрим теперь – видели ли эту проповедь в книгах Оригена его критики после его кончины. Уже с самого III столетия слышатся возражения против оригенова предположения о судьбах мира и человеческих душ. Сначала учеником Оригена и его преемником по огласительному училищу св. Дионисием Александрийским была написана книга “Против Оригена” (не дошедшая до нас, но упоминавшаяся преп. Анастасием Синаитом — Quest. 23).

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Не забудем, что Ориген выучил еврейский язык и тесно общался с иудеями. 229 Цит. J. Eisenberg, A. Abecassis. A Bible ouverte. — Paris, Albin-Michel, 1978, р. 24. 230 Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М., 1996, с. 273. 231 Только в одной работе Оригена — «Против Цельса» содержится более 500 ссылок на Платона (см. примечание на стр. 225 у румынскому изданию «Церковной истории» Евсевия: Eusebiu de Cezarea. Scrieri. part.1. Istoria bisericeasca. Martirii din Palestina. Bucuresti. 1987). 232 У Порфирия есть еще несколько упоминаний об Оригене в «Жизни Плотина» (например, повествуется о посещении Оригеном лекции Плотина. Когда Ориген вошел, Плотин «весь покраснел и хотел тотчас же встать с места; Ориген просил его продолжать, но он ответил, что когда говоришь перед тем, кто заранее знает, что ты скажешь, то надо скорее кончать; и, сказав еще несколько слов, закончил занятие « — Порфирий. Жизнь Плотина, 14.//Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1979, с. 468). Однако, как замечает современный исследователь неоплатонизма Пьер Адо, «соучениками Плотина у Аммония являются Герентий и Ориген. Следует различать этого Оригена-язычника, о котором Порфирий несколько раз говорит в своей «жизни Плотина», и Оригена-христианина, Отца Церкви, который был лет на двадцать старше Плотина» (Адо П. Плотин, или простота взгляда. — М., 1991, с. 131). 233 Блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 257. 234 Блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. См. также: Ориген. О началах. — Рига, 1936, с. 103. 235 Там же, сс. 258-259. 236 Ср. Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, сс.121 и 124 и Против Цельса V, 49. 237 Dorival G. Origene a-t-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d " animaux? (A propos de De Princ. 1, 8, 4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20-23.09.1977. — Bari, 1980, pp. 11-32. Цит. по: Coman I. G. Patrologie. vol. 2. Bucuresti, 1985, p. 351. 238

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Однако по складу ума Ориген очень сильно отличался от Климента. Климента характеризует радостное восприятие мира, Ориген гораздо более аскетичен. Он считал, что необходимо отрекаться не только от злого, но и от хорошего, если оно может стать преградой к достижению высших целей. Конечным результатом человеческого существования он видел постижение Слова Божия. Ориген глубоко и обширно знал греческую классическую литературу и поэзию, но не очень любил это открывать. Возможно, он опасался внешней красоты как отвлекающего момента. Возможно, у него просто не было времени на всякие тонкости. Ориген горел желанием принадлежать Церкви, защищая ее учение от всех врагов - иудеев, еретиков и язычников. Его отличала поразительная работоспособность. Он очень тщательно изучал философию, но прежде всего свое возлюбленное Писание, которое он знал от корки до корки - как мало кто до и после него. Ориген гордился своей памятью и не сверял цитаты - поэтому в цитатах у него иногда попадаются ошибки. Имя Оригена (рожденный от Ора, т.е. Гора), возможно, указывает на его египетское происхождение. Он был первым из отцов Церкви, рожденным в христианской семье. В 202 г. во время гонения Септимия Севера мученически погиб его отец Леонид. Ориген также стремился принять мученическую кончину, но это не вышло: по преданию, мать спрятала его одежду, и юноша не смог выйти из дому. Он начал зарабатывать преподаванием грамматики и риторики, кормя мать и братьев. Ориген стал миссионером среди столичной интеллигенции. С 18 лет он преподавал в огласительном училище. Отличаясь ригоризмом, он вел весьма аскетический образ жизни. Евсевий Кесарийский передает слухи, что Ориген оскопил себя, буквально истолковав слова Христа (Мф.19:12). В это можно поверить, так как ранняя Церковь знает несколько случаев такого экстремального ригоризма. Однако в своих библейских толкованиях сам Ориген резко выступает против буквального понимания этого отрывка. Так что не исключено, что слухи о самооскоплении были вызваны сплетнями врагов Оригена.

http://sedmitza.ru/lib/text/434700/

В Сторожевой Башне от 15 июля 2001 года (стр. 29–31) содержится статья об Оригене , под названием «Ориген. Как его взгляды повлияли на учение церкви?» Конечно, в очередной раз Сторожевая Башня убеждает читателей, что богословие Церкви было основано не на Библии, а на человеческой философии: «Поскольку Ориген смешивал библейские учения с греческой философией, его богословские идеи осквернились ложными представлениями, что имело катастрофические последствия для христианского мира». (стр. 31). Но есть ли в действительности доказательства, что Ориген примешивал греческую философию и это имело влияние на Церковь ? Логика Свидетелей Иеговы страдает от противоречий:«Чтобы уладить эти разногласия и сохранить единство, церковь официально объявила Оригена еретиком». (стр.31). Но если Ориген еретик, в таком случае его богословские идеи не могли быть приняты Церковью. Какой смысл перенимать и сохранять учения Оригена , а самого его объявлять еретиком?! Если он еретик, в таком случае и его учения – еретические, и, следовательно, от них полностью отказываются. Таким образом ересь не может повлиять на богословие Церкви. Но давайте разберемся с самого начала, что было в действительности. Ориген родился в 185 году, он был представителем александрийской школы. Он действительно был философом, но он не примешивал философию в христианство, а объяснял христианство в категориях эллинской мысли. То есть он лишь использовал философскую терминологию и вкладывал уже истинное христианское учение. Это делалось для того, чтобы привлечь в христианство людей, воспитанных в философской культуре, и которым было сложно сразу перейти из свой системы верований в христианство. Философская терминология с христианским содержанием позволяет быстрее это сделать, без значительного ущерба для самого учения, хотя может быть и с некоторыми потерями. Само по себе, это никак не отступление от веры, но Свидетели Иеговы не собираются различать это. Тем не менее, Церковь видела, что Ориген все же в некоторых моментах отклонялся от истины. Естественно, его заблуждения Церковью оффициально не перенимались, ими руководствовались отдельные люди, а его религиозная мысль вдальнейшем сильно повлияла на следующие поколения. В последствии по сути осужден был не сам Ориген , а непосредственно те учения, в которых Ориген отступил от христианской веры. В остальном же Ориген по сути сохранял веру без изменений. Естественно, у него были свои взгляды на второстепенные вопросы, также он часто использовал аллегорическую систему толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Д.С. Бирюков Ориген Знаменитый церковный писатель и богослов Ориген (ок. 185 – ок. 253) родился в Александрии в христианской семье грамматика Аеонида. По своему происхождению Ориген , вероятно, был египтянином. В 202 Г. отец Оригена был обезглавлен в результате гонений на христиан при императоре Септимии Севере. Когда его отец еще был в темнице, Ориген сам также хотел принять мученичество, но из-за того, что его мать спрятала от него одежду, не смог явиться к гонителям, однако написал письмо к отцу с увещеванием в стойкости. Ориген с детства проявлял удивительные таланты в познании Священного Писания и светских наук. Сначала он занимался науками под руководством отца, затем – самостоятельно. Философии Ориген учился у некоего Аммония, может быть – Аммония Саккаса, учителя Плотина. Когда после исповеднической смерти отца семья лишилась всего имущества, Оригену пришлось зарабатывать преподаванием. После гонений в Александрии катехизическая школа осталась без руководства, и александрийские христиане стали предлагать юному Оригену ее возглавить. Епископ Александрии Димитрий благословил Оригена быть руководителем катехизического училища. Помимо «теоретической», для Оригена большое значение имела аскетическая сторона христианства; Ориген мало ел и спал, часто погружался в молитву. Стремление к аскезе, выразившееся в буквальном понимании слов Христа ( Мф. 19,12 ), привело Оригена к самооскоплению. Ориген много путешествовал. В начале 210-х гг. он побывал в Риме, а около 215 г. – в Кесарии Палестинской, где сблизился с епп. Кесарийским Феоктистом и Иерусалимским Александром, которые поручили ему проповедовать. Это вызвало неудовольствие еп. Димитрия Александрийского, который написал Феоктисту и Александру послание, в котором утверждал, что нет такого обычая, чтобы миряне проповедовали. Поскольку нужда в Оригене была и в Александрийской школе, Дионисий потребовал его возвращения в Александрию. Около 230 г. Ориген по рекомендации Димитрия Александрийского направился в Грецию, возможно, в целях диспута с еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Elenchos или Apophasis megalê V, 10. «Философема, или Опровержение всех ересей» Philosophumena, ou Réfutation de toutes les hérésies nepeboд. A. Siouville (псевдоним Joseph Turmel), 1928. Archè, 1991, 249 p. ; также перевод H. van Kasteel, Beya, 2019, XXXIV, 394 p. Каталог языческих верований и гностических христианских систем. Ода 23. Евангелие от Никодима гл. XXI. Idem., г л. XXIII. Св. Ириней Лионский. Против Ересей. 56 Св. Иустин Философ. Апология I, 41. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем 73. Тертуллиан. Против Маркиона. 19. 1-6. Св. Иустин Философ. Первая апология. XXXV, 2. Oracles Sibyllins, VI, 26-28; Griechische Christliche Schriftsteller, 132. Или в литературном переводе: «О блаженное древо, на коем Бога распяли! Не на земле пребывать тебе предстоит, а на небе, Бог когда огненный взгляд, обновленный, как молнию кинет». Св. Иустин Философ. Первая Апология. Гл. 55, 2. Евангелие от Петра, 10.39 – 10.42. Послание Двенадцати Апостолов 16. Откровение Апостола Петра I. Дидахе. 16.6 Danielou Jean, Théologie du Judéo-Christianisme. Cerf, Paris, 1991, p. 329. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем. 85. Ориген. Против Цельса. Книга 1, VI. Ориген. Против Цельса. Книга 1, VI. Ориген. Против Цельса. Книга 1, VI. Иоанн Златоуст. Беседа о кресте и разбойнике. Беседа 1. Tertullianus. De Patientia 14. Tertullianus. De Patientia 14. Зенон Веронский. Об Иове. II. Возлюбленные братие, Иов (…) был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. (…) Иов был праведен. Спаситель наш есть сама правда (…). Иов был истинен. Господь наш есть подлинная, совершенная истина. Иов был богат. Но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего (…). Иов три раза был искушаем диаволом. (…) Трижды же искушал диавол и Господа Нашего. Иов (…) обнищал. Господь наш (…) также обнищал, чтобы нас обогатить. Дети Иова были умерщвлены. Дети Господа нашего, пророки, были побиты (…). Иов поражен был язвами. Господь наш (…) принял все нечистоты и язва греховные. Иова увещевала жена его впасть в тяжкий грех. Господа нашего ублажала синагога следовать испорченным древним преданиям иудейским. На Иова нападали друзья его. На Господа (…) восстали первосвященники и книжники. Иов, пораженный проказой (…), сидел вне города. Господь наш, (…) был предан позорной смерти вне города. Иов (…), непобедимый, терпением опять приобрел и здоровье, и богатство. Господь наш, победив смерть (…), даровал верующим бессмертие. Иов родил других детей… Господь наш (…) создал себе новых детей – святых Апостолов. Иов скончался в мире. Господь наш, оставив нам мир, (…) во славе вознесся к Отцу своему.

http://bogoslov.ru/article/6176142

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010