В то же время в КПле возникает Студийская редакция этого Устава, которая от туда перешла на Афон (10 век), а с Афона была заимствована прп. Феодосием Печерским для своего Киево-Печерского монастыря (1065 г.) и распространилась по всей тогдашней Руси. Между тем, в том же 11 веке сирийский игумен Никон Черногорец находит в библиотеке Лаодикийского монастыря древний Устав прп. Саввы и начинает активно его внедрять вместо Устава храма Воскресения. Этот Савваитский (Иерусалимский) Устав быстро распространяется не только на Востоке (в Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквах), но и на Западе империи — особенно после того, как в 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь и Студийский монастырь прекратил свое существование. С этого момента Студийский Устав всюду заменяется Иерусалимским (Савваитским), который в 14 веке также проникает на Русь и постепенно вытесняет Студийский Типикон (15 век). Всю эту долгую и запутанную историю нашего Типикона мы будем подробно разбирать и распутывать в последних лекциях (если останется время). А тем коллегам, которые уверены, что " времени уже не будет " (Откр. 10:6), я рекомендую классический труд И. Мансветова " Церковный Устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви " , М. 1885 г.   notes Примечания 1 Нам не удалось перенести соответствующую схему в текст. Словом " переходит " мы передали знак стрелки. (прим. публикатора FB2-bepcuu книги). 2 Этот праздник возник во Франции при Людовике IX Святом, а папа Урбан IV (1263-1264) распространил его на всю Церковь. Он переходящий и совершается всегда в четверг после Св. Троицы. 3 Дата 320 г. приводится по хронографу Феофана, т.к. дата Сократа (326 г.), скорее всего, не точна (совпадает с кончиной св. Елены). Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

33 Ibid. 125, 126, 132, 143, 147. Список иерусалимского устава на Синае, 1214 года, открыт Арх. Порфирием. 34 Служба издана в Гласн. Серб. Др. Кн. XXXI, 1871 года, стр. 320. Так гласит надпись о времени написания рукописи. 35 Сведения о Никодимовом уставе, преимущественно со стороны филологической, а также и запись переводчика, изложены в названной статье Даничича. (Гласн. XI 189–203). Более подробными сведениями о составе этой замечательной рукописи мы обязаны г. Кулаковскому, который, в бытность свою профессором Белградской высшей школы, обязательно сообщил нам выписки из этого типика, за что считаем долгом принести ему искреннюю благодарность. Это описание, с некоторыми сокращениями, помещается в приложении. 36 Си же типик написан бысть в лето swkz (6827– 1319) слнчного кроуга кг лоунного же кроуга s индикта к . Стр. 47 оригинала есть сноска г). в тексте такой сноски нет. 37 Вопр. 3. Пети ли в великий пяток службу? (В греческом подлиннике λειτοργα). Ответ: святыми отцы установлено службы в том дни несть. Вопр. 11. В сырную неделю, в среду и пяток, постная служба или иванова служити? Отв. Не поется тогда служба ни постная, ни иванова, но в 9 часе часы с вечернею поют. В 19 правиле собор запрещает разрешать пост в среду и пятницу не только в праздники апостолов, о чем предложен был вопрос, но и в господские, кроме Рождества Христова, Богоявления, недели Пасхи, недели после Троицкой, мытаря и фарисея. По студийскому и святогорскому уставам эти дни пользовались разрешением от поста. Ср. вопросы святогорцев к патриарху Николаю. 39 Называется часословцем по уставу иже в Иерусалиме лавры преп. отца вашего Савы. На первой неделе поста преждеосвященную службу полагается справлять только в среду и пятницу, «по обычаю лавры Савы освященного и киновии преп. отца нашего Евфимия». Замечание это читается и в теперешнем уставе. Согласно с ним излагается правило о посте и литургии в Великую пятницу. (Подроб. Митроп. Кипр. в его литур. деят. 68–70). 41 Р. И Б. VI 48. Извлечения делаются относительно пения «Бог Господь» на утрене (408), службы в навечерие Рожд. Христ. и Богоявления (414–415).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Много находится людей, знаменитых в истории Церкви, которые своим примером подтверждают сию истину. Чем прославилась Сарра, Ревекка и Рахиль, как не домашними добродетелями? Иосиф в доме Иакова был нежный и покорный сын, в доме Египетского Вельможи усердный и благочестивый слуга, в темнице добродетельный товарищ и мудрый советник и утешитель несчастных: за то после сделался спасителем Египта и благодетелем своего рода. Любвидостойная Руфь, пожертвовав своим покоем, чтобы успокоить старость своей свекрови, получила в награду не только знаменитого супруга, но и славу быть праматерью Иисуса Христа. Не удивляйтесь столь великому благоволению Божию к домашним добродетелям и отнюдь не почитайте их маловажными. В сем тесном круге начинается исполнение закона; тут полагается основание, без которого и здание общественных добродетелей прочно быть не может; ибо если человек не исполняет обязанностей семейственных, то есть, не уважает спокойствия и пользы тех лиц, которые с ним соединены узами крови или другим каким-нибудь соотношением: то можно ли ожидать, чтобы он захотел исполнять обязанности к тем особам, которых, хотя весьма несправедливо, называет чужими? Домашнее общество есть изображение в малом виде общества государственного. Те же добродетели составляют благоденствие и те же пороки ведут за собою несчастие того и другого. Научившись быть полезными членами семейства, вы без сомнения будете полезными членами Отечества. Добродетельный супруг, отец, сын приносят и в общество добродетели из своих домов, равно как зараженные домашними пороками и в общество приносят их с собою. Словом: наука повелевать, повиноваться, беречь взаимное спокойствие дома есть начальное основание науки общественного поведения и, если могу сказать, науки государственной. Для сего апостол Павел, изображая, каков должен быть Правитель церкви, предписывает ему иметь все домашние добродетели: «он должен быть непорочен, одной жены муж, благочинен, страннолюбив, назидателен, не пьяница, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, бескорыстен, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тому как пещись о церкви Божией 3 ?» Что здесь сказано о служении Церкви, тоже должно сказать о служении Отечеству; ибо везде требуются добрые дела, которые Бог приемлет за истинное себе служение. Где соберутся двое или трое во имя мое, говорит сам Иисус Христос , там и Я посреди их 4 : вот почему семейства и домы первых христиан были истинные церкви и храмы Господни 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Кто говорит, что невозможно спастись в мире с супругой и детьми, тот льстит своему безумию и порокам. Авраам имел супругу и детей, триста восемьдесят рабов, столько же рабынь и множество золота и серебра, однако это не помешало ему приобрести имя друга Божьего. Сколько спаслось служителей Церкви и пустыннолюбцев! Сколько вельмож и воинов! Сколько ремесленников и земледельцев! Сколько – посреди шумных столиц и посреди безмолвных пустынь! Прочитай жития святых и узришь имена угодников Божьих. С другой стороны, в этих же санах и сословиях, в этих же местах и в то же время бесчисленное множество людей погибло. От царей до рабов есть чада Небесного Царствия, и от царей до рабов есть чада погибели. Сын Церкви Христовой! Не соблазняй ума твоего: на всяком месте обретёшь от Бога спасение, если исполняешь волю Его. Господь приемлет душу праведную в объятия Свои – одинаково с престола и от сохи, из алтаря и с поля брани. Итак, живёт ли кто в мире, да не отчаивается. Согрешит ли – покаянием может опять приблизиться к Богу. Каждый исполняй все добродетели звания, которое Бог возложил на него; сверх того, будь благочестив и человеколюбив: тогда каждый спасётся. Напротив того, если кто и удалится в безмолвную пустыню, но не оставит далече за собой злых дел или злого произволения, тот погибнет неминуемо». Твёрдость исповедания веры Когда святой преподобномученик Феодор с братом своим, преподобным Феофаном 403 после разных страданий за поклонение святым иконам, был осуждён на новую и неслыханную в то время казнь, чтобы на их лицах начертаны были раскалённым железом некоторые ругательные слова, тогда чиновник, которому поручено было это исполнить, сказал святым страдальцам: «Только однажды причаститесь с нами 404 , и я отпущу вас идти, куда пожелаете». Услышав это, блаженный Феодор рассмеялся и отвечал: «Ты говоришь то же, как если бы кто сказал мне: я ничего от тебя не требую кроме того, что однажды отсеку твою голову, а потом иди, куда хочешь. Великое благодеяние обещаешь нам! Будь уверен, что отвратить нас от правоверия столь же трудно, сколь невозможно переставить между собой небо и землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Различные ступени развития церкви, в борьбе с противодействующими ей силами, принадлежат историческому ее существованию. С исполнением этого наступит высшая степень ее развития, окончательная победа царства Божия над царством зла. Тогда кончится этот век (αν οτος), но не кончится бытие церкви; для нее тогда начнется век грядущий (αν ρχομενος), век славный, век нескончаемого блаженства, святости и чистоты, где, подобно солнцу, будут сиять праведники в царстве Отца ( Мф. 13:43 ). Апостол Павел в заключение третьей главы послания к Ефесянам говорит: «Тому, кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, Тому слава в церкви во Христе Иисусе во все роды от века до века» (ст. 20, 21). Апостол говорит, что слава Богу Отцу за различные Его дары и благодеяния, превышающие наши прошения и помышления, будет воздаваться во все роды от века и до века. Это прославление Бога совершается в церкви, на которую собственно и изливаются Отеческие милости. Прославление должно быть вечным, от века и до века; следовательно, должно быть вечным и то учреждение, где происходит это прославление. Оно происходит в церкви; следовательно, вечное прославление Бога Отца ручается за вечное существование церкви христианской. «Весьма кстати, – говорит Св. Златоуст, – сказано и это: «слава в церкви»; ибо известно, что церковь будет существовать всегда: а так как она всегда пребывает, то Апостол хочет, чтобы и мы прославляли Бога до скончания мира» 159 . Во втором послании к Тимофею мы читаем: твердое убо основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия своя ( 2Тим. 2:19 ). Это место можно разсматривать, как параллельное словам Спасителя: созижду церковь Мою и врата адοвα не одолеют ей ( Мф. 16:18 ). Что Спаситель предвещал, как имеющее быть, то Апостол разсматривает, как уже существующее. Господь обещал создать церковь , которую не может сокрушить никакая сила вражия; Апостол говорит, что это твердое основание, т.е. эта, так крепко утвержденная церковь , явилась в мире и стоит твердо и непоколебимо, не смотря на проявление враждебных действий силы адовой, бывшее еще в первые времена существования церкви в виде различных лжеучений и лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Действие враждебной силы и опыты греха в обществе верующих Апостол видел еще в свое время. Он видел, что некоторые совратились в след сатаны ( 1Тим. 5:15 ; ср. Еф. 5:5–7 ), что уловляются диаволом в его сети ( 2Тим. 2:26 ), который чрез ложное учение старается склонить верующих к отпадению от веры ( 1Тим. 4:1 ), – говорит о «согрешающих», которых следует обличить ( 1Тим. 5:20 ); не смотря однако на эти отступления от идеи святости, Апостол Павел так твердо и убедительно говорит о святости церкви. Церковь для того и учреждена, чтобы она, постепенно ослабляя силу зла и греха, всё более и более приводила своих членов к святости. В этом состоит ее жизнь и историческое назначение. Апостол смотрит на христианина, как на ратоборца, который, чтобы укрепиться Господом и могуществом силы Его, должен вести брань против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего ( Еф. 6:10–12 ). Для сего он вооружает христианина во всеоружие Божие: «и так станьте», говорит он, «препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать миру: а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6:14–17 ). Все эти наставления были бы излишни, если бы Апостол проявление в церкви зла и греха считал не совместимым с характером ее святости. Если Апостол облекает христианина во всеоружие Божие с целию противостоять козням диавольским, – значит зло и грех , существуют и действуют в церкви. Борьба, сокращая одно (грех), возвышает другое (святость). Проявление зла с одной стороны предохраняет членов церкви от погружения в бездеятельность, безпечность и нравственное усыпление, с другой – вызывает силы их на борьбу и путем этой борьбы укрепляет их; а следовательно, совершенствует и возвышает характер святости. Что касается самых грешников, то церковь в отношении к ним поступает по внушению христианской любви. В силу этой любви она не сразу отсекает их от своего общества; но ждет от них покаяния, употребляя для сего все средства, внушаемые любовию, не исключая и мер строгости обличения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Христиане! Если приметите, что на вас кто-нибудь гневается, всемерно старайтесь угождать ему и все ваши поступки устройте так, будто ничего не знаете о его к вам недоброжелательстве; тогда враг, без всякого напоминания с вашей стороны, узнает свою несправедливость и полюбит вас. Если же за вражду будете воздавать ему также враждой, то этот недоброжелатель вскоре сделается вашим врагом. Предмет разговоров 64 Некоторый инок, слыша о добродетелях преподобного Пимена, пришёл к нему из дальних стран, чтобы воспользоваться поучением его. Праведник принял его ласково, и началась духовная беседа. Посетитель начал рассуждать от Божественного Писания о вещах таинственных, о служении на Небе Ангелов. Он говорил много и долго, а святой Пимен, потупив взор свой, молчал и не дал ему ни одного ответа. Таким образом пришелец распростился с ним и, выйдя из кельи, сказал ученику святого Пимена: «Ах! Я напрасно прошёл столь дальний и трудный путь: я хотел чему-нибудь научиться и не услышал ни одного слова». Ученик объявил об этом преподобному Пимену. «Он говорил о таких вещах, которые превышают разум человека, – сказал праведник, – чему тут могу я научить? Если бы он начал рассуждать о слабостях человеческих, я бы с удовольствием отвечал ему». Ученик опять вышел из кельи и всё пересказал пришельцу. Тогда-то высокоумствующий инок узнал ошибку свою. Он вторично вошёл к старцу и спросил у него: «Отче! Что должен делать я? Страсти всего меня взяли в плен свой!» Святой Пимен взглянул на него весёлым взором. «Теперь за добрым и полезным делом пришёл ты, любезный о Христе брат, – сказал он, – теперь отверзу уста мои». Опять началась духовная беседа и продолжалась до вечера. Старец, воспользовавшись мудрым поучением Пимена, был вне себя от радости и возвратился в пустыню свою, благодаря Бога, что он удостоил его увидеть столь великого нравоучителя, На что и нам рассуждать о вещах таинственных, превышающих разум человека? «Не испытуй, но веруй», – сказал Сам Господь. Итак, в дружеских беседах будем лучше рассуждать о добродетелях, которых наиболее требует звание наше. Нравоучительные правила преподобного Пимена

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Они подкупили одного возмутительного, предприимчивого и дерзкого молодого человека, который взялся убить архиерея Божьего в епископском доме. Быть близ него нетрудно было в то время, когда множество народа стекалось к нему для поздравления с благополучным успехом в делах, касающихся веры. Злодей с прочими посетителями вошёл в комнаты архиерея, который, будучи тогда болен, сидел на постели, и, в то время как другие, засвидетельствовав усердие и почтение, выходили, остался один. Не было удобнейшего времени для злодейства; но молодой человек вдруг задрожал и повергся к ногам святого Григория, рыдая и как будто испрашивая у него милости. Страх овладел им так, что он в этом положении пробыл несколько минут, не имея силы промолвить ни одного слова. Святитель, испугавшись столь нечаянного явления, наклонился, чтобы поднять его, и долго спрашивал, кто он и чего требует, но, услышав только беспорядочные слова, воплем и рыданием прерываемые, пришёл в сожаление о нём и сам начал плакать. Люди сбежались на шум и, не сумев уговорить молодого человека, чтобы он вышел вон, насильно вынесли его в переднюю. Там он пришёл несколько в себя, воздел руки к небу и, исповедуя зловредный свой умысел, обнаруживал знаки величайшего сокрушения. После того повели его опять к епископу, и один из келейников в страхе и ужасе сказал: «Этот незнакомец есть убийца, хотевший погубить тебя, владыка святой! Один Господь мог привести его к раскаянию». Григорий велел ему к себе приблизиться и, обнимая его, с кротостью сказал: «Бог да помилует тебя, сын мой! И как Он сегодня спас мою жизнь, так должно и мне спасти твою жизнь. Всё мздовоздаяние, которого от тебя требую, состоит в том, да оставишь ересь и попечёшься о своём спасении». Этот поступок, пример кротости и милосердия, привёл в удивление даже неприятелей Григориевых. Испытание самого себя Преподобный Зинон 130 , путешествуя по Палестине, утомился и сел подле овощной гряды, чтобы съесть кусок хлеба. Вдруг пришла ему мысль сорвать один огурец. «Это дело не важное!» – думал он, но в то же мгновение, убоясь сам себя, сказал: «Хищники осуждаются к наказанию; итак, Зинон, испытай сам себя, можешь ли перенести мучение!» После этого старец стал против зноя солнечного и в этом положении пробыл пять дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Вообще первые христиане о воспитании и обучении детей говорили: «мы хотим, чтобы нежное юношество, сии слабые, но посвященные Богу сосуды, составляло народ избранный и Ему возлюбленный; следовательно они не должны быть осквернены нечистыми делами и словами и, как новые сосуды, бесчестным смрадом наполнены, чтобы не быть разбитыми и в геенну поверженными 166 .» Для сего, воспитывая и всему научая детей, они были весьма осторожны, то есть, старались в нежных душах юношества, как можно глубже, впечатлеть только необходимое, и на сем основании учили их во всех случаях, во всех делах и в отношении к каждому человеку исполнять волю Отца небесного 167 . Из всего, что доселе сказано об обязанностях руководителя и наставника, мы видели, что они должны быть благочестивы. С истинным благочестием неразлучна благодать Божия. Она сделает для них понятными и легкими и другие обязанности, как то: прозорливость, ревность, благоразумное снисхождение и особенно важную науку, действовать на юношество примером собственных дел. Обозрим кратко сии обязанности. Прозорливость есть необходимое свойство наставников. Предполагается, что они должны сами знать те науки, в которых наставляют отрока или девицу: но главное дело в том, чтобы учитель вникал в дарование питомца и примечал, на какие больше предметы устремляется его внимание, и вследствие сего, предупреждал, вызывал или ограничивал и направлял оное. Что нужнее, тем старайся занять его ум, память, воображение. Наипаче всегда должно иметь в глазах предназначение воспитанника в свете. Если же наставник будет следовать только произвольным мнениям, то надобно бояться, что из рук его выйдет худой гражданин, и даже худой член домашнего общества. Не будь из числа тех учителей, у которых дети всегда учатся, но не могут дойти до познания истины 168 . Ревность отеческая от учителя и дядьки требуется необходимо. Под сим разумею готовность к его званию и сердечное расположение, которые столь важны, что не могут быть заменены ни умом, ни знанием. Воспитатели должны чувствовать вместе с апостолом: кто наша надежда или радость или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие его? ибо вы слава наша и радость 169 . Так; ваша слава или вечный ваш стыд; ибо, вместе с родителями, и вы некогда должны будете сказать: се аз и дети, их же дал мне ecu, Господи! Следовательно, вы должны действовать, как истинные воспитатели, не предполагая ничего, кроме истинного счастья воспитанника. Апостол, изъявляя свое бескорыстие Коринфянам, говорит: я ищу не вашего, а вас 170 . Вот истинный Наставник!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Мало людей столь жестоких и безрассудных, чтобы вовсе не чувствовали достоинства исправных и добродетельных слуг. Но хотя бы суровость их, к несчастию, была чрезмерна: и тогда, по разуму Писания, вы не имеете права, не только освобождаться от них бегством, но даже и сердцем их чуждаться. Конечно, у вас чувствительное сердце; вы можете огорчаться, можете плакать: но отнюдь не должны предаваться отчаянию. Рабы! Апостол утешая вас говорит: рабы со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и кротким, но и суровым; ибо это угодно Богу, если кто, помышляя о Нем, переносит скорби, страдая несправедливо; ибо что за похвала, если вы терпите наказание за преступление? Но если, делая добро, страждете и терпите, сие приятно Богу; ибо вы к тому призваны самим Христом, который пострадал, не сделав никакого греха 229 . Они не чувствуют цены ваших услуг и верности: но ваши добродетели видит Бог; от сего то общего, вашего и их Господа в воздаяние вы получите наследие; ибо, исполняя заповедь о повиновении, вы служите Господу Христу 230 . Пусть ваши господа были бы злонравны и нечестивы: и в сем хотя опасном состоянии рабы древних христиан да будут вашими наставниками. Они, в делах совести повинуясь более Богу, нежели людям, никогда не соглашались с неверными господами в их злобожии и нечестии: но тем более повиновались им в делах, до их звания касающихся 231 . Убедительный пример в сем случае представляет одна благочестивая мать, раба злочестивых господ. Когда дети ее, изнуряемые непрестанными работами и сверх того ежедневно опасаясь, чтобы господа не принудили их исполнять обряды языческого богослужения, приняли намерение от них тайно уйти; святая мать с гневом сказала им: «как могла родиться в голове вашей столь нелепая мысль? конечно, от вас требуется, убегать языческих развратов; но вы не имеете никакого права уйти от ваших господ: душа в вашей власти; но тело в полной власти у них. Дети мои! хотя бы они потребовали от вас поклонения идолам: и в то время, я могу благословить вас только на подвиг страдальчества 232 .» Видите, сколь тесные узы соединяют вас с господами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010