13:1. Рим вышел «из моря», из самой выгодной по положению части восточной империи, хотя этот образ сам по себе заимствован у Даниила (7:3). (В «4 Езд. 11также есть символ Рима – орел с двенадцатью крыльями и тремя головами, выходящий из моря; в 13 " мессианская фигура делает то же самое.) Императоры носили такие титулы, как «божественный» («бог» на азиатских монетах) и «сын божий» (т. е. сын предшествующего обожествленного правителя). Домициан требовал, чтобы к нему обращались так: «Господь и Бог». Это «имена богохульные» (см. коммент. к Отк. 13:5,6 по поводу ветхозаветного источника). О семиглавых чудовищах см. в коммент. к 12:3; о головах см. в коммент. к 17:9,10. 13:2. Даниил описывает четырех зверей, представляющих четыре последовательно сменявшие друг друга империи (7:3–7); четвертая – греческая империя Александра Македонского – во времена Иоанна часторассматривалась как аналог Рима, а не Греции. Иоанн использует элементы описания нескольких зверей у Даниила (крылатый лев, медведь, крылатый барс и зверь с железными зубами), создавая собирательныйобраз злых сил, что вызывало наихудшие опасения у его слушателей, которые воспринимали это как образ Рима и всех агрессивных политических сил. 13:3. Многое из этого отрывка может быть объяснено тем, что этот зверь имитирует Бога, т. е. это ложный бог, а отсюда и ложное воскресение. Но многие комментаторы видят здесь указание на миф о Нероне, который якобы умер в 68 г., но на самом деле жив и должен вернуться (согласно некоторым версиям, Нерон умер, но вернется из царства мертвых; см. введение к 13:1–10). 13:4. Прославление здесь представлено в ниде подражания зверю, который возносит хвалу Богу в традиционной форме ( Исх. 15:11 ; ср.: Иудифь6:2,3 ; Сир. 33:5,10 ). 13:5,6. «Уста, говорящие гордо» – это один из образов, который позднее служил источником для преданий об антихристе (первоначально выстроенных вокруг фигуры Антиоха Епифана и более поздних подобных ему фигур, см.: Дан. 7:8,20,25; 11:36 ; 1Мак. 1:24 ). О сорока двух месяцах см. в коммент. к Отк. 11:2,3 . Отождествление скинии («жилища») с праведниками, живущими на небе, хорошо соотносится с образом праведного общества у ессеев и ранних христиан – как святого храма Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В любом случае, фессалоникийцы, похоже, поняли, что имел в виду Павел (2:5), и его точка зрения не вызывает сомнения: это событие еще не произошло, а потому отступление и, следовательно, День Господень и собирание Церкви – это грядущие события. 2:8 . Павел описывает конец беззакония языком, который он заимствовал у Ис. 11 (ср.: Ос. 6:5 ) и который присущ другим еврейским источникам. Павел противопоставляет явление Самого Иисуса (ср.: 2Фес. 2:1 )явлению беззаконника (2:9); о подобного рода контрастах см. в коммент. к Отк. 13 . 2:9 . Ложные знамения уже проявлялись во времена Павла. Были широко известны чудеса и распространены святыни богов-исцелителей; хотя исцеление не было главным назначением культа императора, некоторые люди в восточном Средиземноморье также взывали к духу императора, которому поклонялись как богу, с мольбой об избавлении или исцелении. Распространялись слухи, что император Веспасиан (регалии которого были помещены на одной из стен храма в 70 г. н. э.) мог совершать чудеса, но обычно императоры не были известны как чудотворцы. Хотя о чудесах лжепророков говорится в Библии ( Исх. 7:11 ), Павел связывает их появление с концом света, вероятно, снова обращаясь к учению Иисуса (ср.: Мф. 24:24 ). 2:10–12. В Ветхом Завете Бог часто наказывает людей, допуская ту духовную слепоту, которую они сами выбрали для себя ( Ис. 19:14; 29:9,10 ); в иудейском предании все народы, кроме Израиля, который принял Его заксн, обречены на отказ от истины Божьей. В еврейской традиции сатане отводится роль главного обвинителя и обманщика, или искусителя; относительно обмана Антиоха Епифана см. в Дан. 8:25 ; обидолопоклонстве в целом см. в Ис. 44и Иер. 10:3–5 . Философы изображали себя любителями истины, и это качество было воспринято как высший нравственный идеал во времена Павла. Но Павел, как и большинство иудеев, верил, что совершенная истина Божья дается откровением, а не достигается посредством философских размышлений. 2:13–3Благодарения, молитва-пожелание и молитвенная просьба

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Всенощное бдение в великий праздник по важности его начинается ранее, бывает продолжительнее и совершается торжественнее. При радости всегда бывает бодрствование: так духовному веселью великого праздника всегда прилично бодрствование, а во времена гонений древних христиан нужен был и мрак ночи. Бдение в великий праздник ради великой духовной радости возвещается благовестом более продолжительным и менее косным, нежели в простые дни, начинается ранее, потому что бывает продолжительнее по обилию духовных песнопений, и отправляется торжественнее по обилию этих священных пений, собственно в честь праздника. По словам Церковного Устава, в великий праздник бывает»вся служба праздника», без прибавления иных воспоминаний и хвалений, как это установлено в меньшие праздники, в которые бдение совершается с приложением канона на утрене в честь Богородицы. В великие дванадесятые праздники каждая песнь канона утреннего содержит в себе 17 или 18, а в высочайший праздник христианства — в день Пасхи — 19 песнопений. Пение канона, почти одно, составляет светлую утреню. Праздничное облачение Церкви. В великие праздники, для совершения торжественного богослужения, Церковь облекается в одежды светлые, или, смотря по высоте праздника, во весь светлейший сан, как говорится в Церковном Уставе об облачении пасхальном. Праздничные священные одежды поучительно изображают честь и славу празднуемых, живую благодарность и радость празднующих, светлость и красоту христианских подвигов (Исх. 28, 2), которые и которыми должны мы прославлять Бога на земле, дабы достигнуть на небеси обетованного единения с Ним и вечного ликования со святыми, предстоящими престолу Божию в белых одеждах вечного света и славы (Отк. 8, 9–17). Освещение Церкви в великие праздники. Радости и торжеству приличен свет: Прав. Церковь в великие праздники совершает богослужение при полном освещении храмов, так что высочайший праздник христианства называется светлым. Обилием света в великие праздники Церковь выражает обилие живой радости и благодарности Богу и святым за благодеяния, ею воспоминаемые, и обилие вечного небесного света, в коем торжествуют Господь и святые на небесах, присно славимые Церковью (1 Тим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В древности светильник в виде семисвечника, или меноры, был одним из самых распространенных символов иудаизма и синагог; отождествляя церкви со светильниками, Иоанн заявляет, что учение Иисуса отвечает истинной форме иудаизма, независимо от того, что провозглашали многие официальные синагоги (2:9; 3:9). Поскольку Откровение изображает небо как святилище (ср., напр., коммент. к 4:6–8; 5:8–10; 7:9–12; 8:3), светильники могут также указывать на духовное представительство церквей на небе ( Исх. 25:31–40 ). Известны четыре точки зрения по поводу «ангелов» церквей. Одна из них состоит в том, что они «вестники», несущие свиток этим церквам; хотя такая трактовка вполне возможна ( 1Мак. 1:44 ), маловероятно, что у Иоанна были семь отдельных экземпляров книги или что он мог послать семь вестников (см. коммент. к Отк. 1:11). Вторая точка зрения заключается в том, что это публичные чтецы в каждой общине, наподобие «вестников», или «посланцев», в синагогах. Согласно учению II в., в случае, если такой чтец ошибется при чтении библейского текста, вся община будет нести ответственность перед Богом, поскольку он действовал как их посланник. Третья точка зрения состоит в том, что они могут быть ангелами-хранителями каждой общины; согласно иудейским воззрениям (восходящим к Даниилу), не только каждый человек, но и каждый народ может иметь ангела-хранителя, и ангелы злых народов будут судиться совместно с народом, который они сбили с пути истинного. И наконец (это связано с третьей точкой зрения), они могут представлять собой небесные аналоги земных реалий (церквей), символизируя собой важное для неба назначение церквей, чтоподчеркивается образом светильника; последнее представление согласуется также и с апокалиптической картиной. 2:1–7 Пророчество для церкви в Эфесе Каждое из этих пророческих посланий построено по одному образцу, который несколько напоминает императорские указы, рассылавшиеся в качестве предписаний в города Малой Азии. Некоторые исследователи сравнивают отдельные элементы этого образца с формулами ветхозаветных и древневосточных заветов-договоров; если они правы, то эти " пророчества похожи на судебный процесс, который осуществлялся в рамках завета в ветхозаветных пророчествах (напр., в Ам. 2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

мощей, повествует история всех веков, равно как благодатный дар сей не иссяк еще и в наше время. К почитанию мощей относится еще хранение и чествование других останков от святых Божиих: такова, например, риза Христа Спасителя и Богоматери, вериги апостола Петра и проч. Почитание таковых останков основывается на священном Писании, которое указывает и примеры и благотворные следствия оного. Так, кровоточивая жена получила исцеление от одного благоговейного прикосновения к одежде Иисуса Христа ( Мф. 9:20, 21 ). Платки и полотенца апостола Павла, с благоговением употребляемые верующими, сообщали им исцеления от болезней ( Деян. 19:12 ). § 352. Призывание святых Почитая святых угодников Божиих, святая Церковь учит еще призывать их, т. е. обращаться к ним с благопотребными прошениями, не так конечно, как бы они были самостоятельными подателями благ, но как к таким лицам, которые, имея ближайший доступ и дерзновение к Иисусу Христу, и вместе с тем будучи Его слугами в исполнении благих Его намерений касательно нас, суть таким образом ближайшие посредники между Им и нами, и могут споспешествовать нашим недостойным молитвам к Нему и наперед преклонять Его к милости своим предстательством. Таковое призывание святых основывается: а) На священном Писании. Сюда относятся а) те места, где внушается, что христиане обязаны молиться друг за друга, и что молитвы святых имеют великую силу пред Богом. Так, например, апостол Иаков говорит: молитеся друг за друга: много бо может молитва праведнаго споспешествуема ( Иак. 5:16 ). Так, еще сам Бог повелел Авимелеху просить за себя молитв у Авраама ( Быт. 20:7 ), друзьям Иова у сего праведника ( Иов. 12:7–9 ); израильтяне просили молитв у Самуила ( 1Цар.7:8 ); апостол Павел – у своих учеников ( Рим. 15:30, 31 ; Еф. 6:18, 19 ; Кол. 4:2 ). Далее б) те места, где говорится, что отшедшие святые не престают молиться за живущих и помогать им. Так апостол Иоанн видел, что четыре старца держат пред Агнцем фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых ( Отк. 5:8 ); апостол Петр обещает ученикам и по исходе своем пещись о их благе ( 2Пет. 1:15 ); Маккавей видел в видении, что Ония первосвященник и пророк Иеремия принимали живое участие в судьбе народа Божия ( 2Мак. 15:12–14 ). Наконец в) те места, из которых видно, что Бог ради умерших святых оказывает милость живущим. Так Моисей преклоняет Бога на милость к израильтянам ради Авраама, Исаака, Иакова ( Исх. 32:13 ); ради Давида Бог многократно смягчает гнев свой на потомков его царей израильских ( 3Цар. 11:12, 15:4 ). Пророку Иеремии прогневанный Бог говорит: аще станут Моисей и Самуил предо Мною, несть душа моя к людем сим (гл. 15:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Взаимоотношения Господа со Своим народом в настоящее время рассматриваются в свете Его прошлых деяний (8–12). Все испытания (10) народа израильского, подобные переходу через Красное море, знаменовали собой переход к свободе (12). Мы должны так пройти через жизненные испытания, чтобы этот путь мог стать нашим свидетельством, то есть примером, чтобы призывать других воздать хвалу Богу за охрану, испытания и страдания, ведущие к окончательному освобождению Его народа (8–12). Церковь не может существовать без верующих, которые посвящают себя жертвенному духовному служению (13–15), свидетельству (16–19) и прославлению Господа (20). Провидение Божье проявляется в деяниях Бога по отношению к Своему народу (10–12), но Его благословение не приходит к человеку без молитвы (17) и очищения от грехов (18). И выбор чудес, которые Господь творит, предопределяется молитвой, обращенной к Нему ( Мал. 3:1 ; Лк. 1:13 ). 1–12 Хвала народов. Опыт познания Господа в прошлом (1–7) и в настоящем (8–12) побуждает Божий народ призвать всех присоединиться к поклонению Богу, к выражению благодарности прежде всего за то, что Он открыл Себя людям (2,4: имя), а затем за Его свершения и всепобеждающую силу (3). 5–7 Опыт перехода через воды Красного моря (6) относится к далекому прошлому, поэтому призыв придите и воззрите – носит чисто риторический характер. Но если мысленно перенестись в те далекие времена, вообразив себя участником того события, можно так ярко представить себе ликование народа (6в), как если бы мы сами стояли на противоположном берегу, благоговейно взирая на чудодейственную силу Господа и страшные последствия мятежа против Него (7; ср.: Исх. 14:30,31 ). Но Бог по–прежнему восседает на престоле (8–12), и ныне Его народ вновь готов поделиться своим опытом общения с Ним: Он сохранил жизнь «душе нашей» (9); Он допускает страдания в нашей жизни (10), которые закаляют наш характер, очищают нас; Он назначает нам суровые, но благотворные испытания (11–12). Когда жизнь расставляет нам сети (сеть), когда обстоятельства сковывают нас (оковы), когда жестокий враг тиранит нас, когда одна за другой сменяются напасти (в огонь… в воду) – мы не должны забывать, что все это Он допускает в нашей жизни, что мы в руке нашего любящего Отца ( Ин. 10:29 ; 1Кор. 10:13 ), что это Бог великого множества спасенных (12; 2Кор. 4:16 – 5:1 ; Отк. 7:9–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2. Так и вначале Бог создал человека по Своей благости, избрал патриархов ради их спасения и приготовил народ, чтобы неученого научить следовать Богу, пророков же поставил на земле, чтобы приучить человека носить Дух Его и иметь общение с Богом. Он сам ни в ком не нуждается, но нуждающимся в Нем дает общение Свое: угодившим Ему устраивает, как архитектор, дело спасения, не видевшим в Египте дает от Себя вождя, странствующим в пустыне дает самый годный Закон, вступившим в добрую землю доставляет достойное наследие, и для обращающихся к Отцу заклает тельца упитанного и дарить им первую одежду, и разнообразными способами устраивает человеческий род в согласие спасения. И посему Иоанн говорит в Откровении. «И голос Его как шум вод многих» ( Отк.1:15 ). Ибо поистине много вод Духа Божия, потому что Отец и богат и велик. И Слово проходя по ним всем независтно доставляло пользу повинующимся Ему, начертывая для всего творения сообразный и пригодный Закон. 3. Так Он предписал народу (иудейскому) создание скинии и устроение храма, и избрание левитов, жертвы и приношения и уставы и всё прочее служение Закона. Сам Он ни в чем этом не нуждается, ибо всегда преисполнен всех благ, имея в Себе всякую воню сладости и все курения благоухающие прежде чем был Моисей; но Он обучал народ склонный возвратиться к идолам, разнообразными средствами призывания настраивая его быть постоянным и служить Богу, и посредством второстепенного призывая к первостепенному, т. е. посредством образов к истине, посредством временного к вечному, посредством плотского к духовному, посредством земного к небесному, как и сказано Моисею: «ты все должен сделать по образцу того, что видел на горе» ( Исх.25:40 ). Он (Моисей) в продолжение сорока дней изучал слова Божии, небесные начертания, духовные образы и преобразования будущего, как и Павел говорит: «они пили из последующего камня, камень же был Христос» ( 1Кор.10:4 ). Потом, по приведении сказанного в Законе, он прибавил: «все сие происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Ибо посредством образов они научались бояться Бога и пребывать в повиновении Ему. Глава XV.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010