Эти слова сказаны не мирянину, а (епископу) Тимофею. Мирянину же не только пастырей, но всякого ближнего своего Словом Божиим строго воспрещается осуждать: Рим. 14:4 . Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. (Сравн. Мф. 5:1–5). III. Для миссионерской полемики с сентантами о священстве Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование а) О богоучрежденности иерархии: Деян. 6:3 . Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. 4 . А мы постояннопребудем в молитве и служении слова. Примеч . Эти слова сектанты приводят в основание для самочинного избрания из своей среды, наставников и руководителей религиозных собраний. Здесь говорится о последовавшем вскоре по сошествии Св. Духа на апостолов «избрании» «учениками» достойных мужей для прохождения диаконской службы. Но поставили избранных на эту службу сами апостолы, помолившись и возложивши на них руки (ст. 6). Поставление на священно-служительские должности Апостол возлагает исключительно на епископа (см. «не возлагай поспешно», «чтобы ты довершил... поставил... как я тебе приказывал»: 1Тим. 5:22 . Тит. 1:5 ), а потому приведенное сектантами место не только не оправдывает самочинное сектантами избрание религиозных руководителей, но осуждает их. Деян.6:6 . оИх поставили пред Апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки. 1Тим. 5:22 .Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Тит.1:5 .Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное, и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал. 1Пет. 2:5 .И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом. 1Пет. 2:9 . Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Отк. 1:6 . И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Отк. 5:10 . И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. Исх. 19:5 . Итак, если вы будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; ибо Моя вся земля. 6 . А вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которыя ты скажешь сынам Израилевым. Примеч . На основании приведенных мест священ. Писания, сектанты утверждают, что они сами из себя всегда могут устроить и священников и царей, а потому, говорят они, для нас, верующих, нет нужды в особом сословии духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Бог раскрывает Себя в музыке. Очевидно, Бог любит музыку, ибо во время сотворения мира Он образовал хоры ангелов «при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости» ( Иов 38:7 ). А в Его святом присутствии ангелы неизменно славят Его пением tersanctus, трисвятого «свят, свят, свят»; Отк. 4:8 ; Ис. 6:3 ). Кроме того, ангелы, окружив престол Божий, поют «громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Отк. 5:12 ). Сестра Моисея Мариам воспела во главе торжествующих израильтян песнь, славящую Господа, Который перевёл их через Чермное море ( Исх. 15 ). Давид, «славный псалмопевец Израилев», собрал для храма Божьего хор и написал множество песней (псалмов) для исполнения при богослужениях. Павел призывает верующих исполняться Духом, «назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф. 5:19 ). Новые истины о природе Бога узнаём мы благодаря человеческому голосу, этому созданному Богом музыкальному инструменту. Даже иудейский первосвященник входил в Святое-святых в одеянии с золотыми позвонками ( Исх. 28:33–35 ). А псалмопевец наставляет хвалить Бога со звуком трубным, на псалтири и гуслях, с тимпаном и ликами, на струнах и органе, на звучных кимвалах ( Пс. 150:3–5 ). На небесах ангелы трубят в трубы ( Отк. 8:2 ), а иные играют на гуслях ( Отк. 14:2 ). Музыка тоже есть дар Божий и отражение Бога. Как и всё остальное в творении, это проявления Его величия. Итак, даже вне частного откровения Бога в Писании, Он раскрывает Себя через общее откровение в природе. Общее откровение и частное откровение. Хотя Библия является единственным написанным откровением Бога (см. Библия: свидетельства истинности), это не единственное Его откровение. Бог говорит нам больше того, что записано в Библии. Его общее откровение в природе, сущности человека, в истории, искусстве и музыке открывает богатейшие возможности для углублённого познания. Данное соотношение описывается следующей таблицей:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Будем верить, молиться и надеяться вместе с псалмопевцем: «Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой» ( Пс. 17:3 ). Как можно объяснить расхождения в описании евангельских событий? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Святитель Иоанн Златоуст говорит, что сначала хулили оба, а потом один (Толкование на святаго Матфея Евангелиста. Беседа LXXXVII. 2). Это объяснение вполне согласует оба повествования ( Мф. 27:44 и 39–43). Спаситель находился на Кресте около шести часов. За это время хуливший разбойник мог прозреть и покаяться. Библия говорит, что имена спасенных уже записаны в Книге Жизни, какой же тогда получается выбор, если Бог уже все решил за нас? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В некоторых священных библейских текстах упоминается книга жизни. Приведем эти места: «враги мои все пред Тобою да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» ( Пс. 68:20–29 ); «прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» ( Флп. 4:3 ); «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Отк. 21:27 ). К этим цитатам, наверно, надо присоединить слова из молитвы Моисея: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх. 32:32 ). Как видим, ни в одном месте не говорится, что в эту книгу записаны имена спасенных. По существующему толкованию, словами «книга жизни» символичеки. названа запись на небе добрых дел, которыми человек оправдается на Суде и получит вечную жизнь. Христианскому учению совершенно чужда идея предопределения. « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 . Имя Бога – Элохим, или Иегова (Яхве)? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слово Иегова появилось в результате допущенной неточности при попытке прочесть непроизносимое у евреем имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Что такое Церковь по Евангелию? Церковь, прежде всего, есть тело Христово — живой организм, отдельными членами которого являются верующие. " Вы — тело Христово, а порознь — члены " (1 Кор. 12, 27). Но, составляя, как и всякое тело, однообразную, бесформенную массу, Церковь носит в себе живые расчленения. " Тело же не из одного члена, но из многих " (1 Кор. 12, 14). Эти разные члены по самому существу своему несводимы друг на друга и один другой заменить не могут. Если один захочет вырасти за счёт других, их себе покорить и подчинить, то это незаконно, ибо тогда вместо многообразно расчленённого тела получился бы один член, и тело как таковое исчезло. " Если бы все были один член, — спрашивает апостол, — то где было бы тело? " " Если всё тело — глаз, то где слух? Если всё — слух, то где обоняние? " (1 Кор. 12, 19, 17) Значит, нормальная жизнь организма Церкви возможна только тогда, когда каждый член функционирует по–своему, развивает специфическую, ему присущую энергию, и значит, ставить препятствия этому функционированию, стеснять его и совсем запрещать — является совершенно невозможным со стороны одного члена по отношению к другому. " Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна, или также голова ногам: вы мне не нужны " (1 Кор. 12, 21). Что же это за расчленения в теле Христовом — Церкви, говоря конкретно? Тот же апостол языков разъясняет это вполне: " Иных Бог поставил в Церкви, во–первых, апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки " (1 Кор. 12, 28). Если мы вспомним, что пророчествовали, чудодействовали, учили, целили и говорили разными языками не особо поставленные апостолом люди, а все верующие (ярким доказательством этого служит вся 14–я глава 1–го послания к Коринфянам), т. е. миряне, то тогда становится совершенно ясным, что наряду с апостолами, т. е. священнослужителями и совершителями таинств, особым самостоятельным расчленением Церкви, по апостолу, являются миряне. Каждый из мирян является живым храмом Бога (1 Кор. 3, 16), " согражданином святым и своим Богу " (Еф. 2, 19), живым камнем строящейся Церкви, обладателем святого звания, " царственного священства " (1 Петр. 2, 5, 9; Отк. 1, 6) во исполнение древних пророчеств: " Вы будете у Меня царством священников и народом святым " (Исх. 19, 6; Ис. 61, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Иисус предупреждает: Евангелие от Луки 20:46-47 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. И наконец, какой смысл в этом огне? Исполнение заповедей - делает человека ближе к Богу - верность завету, который принимается на крещении. Иисус указал нам путь, которым надлежит нам идти, открыл нам истину и даровал верующим в Него жизнь вечную. Нам всем надо учиться любить Бога и ближних наших, но не гоняться за весьма сомнительными реликвиями, которым нет подтверждения в Писании. Повторюсь это мое мнение. Так мне Господь открывает. Лиманский Валентин Григорьевич 25 апреля 2012, 23:54 ДЕНИС! " Примите учение моё, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото... Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания... Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони... А согрешающий против меня наносит вред душе своей; ВСЕ НЕНАВИДЯЩИЕ МЕНЯ ЛЮБЯТ СМЕРТЬ. " Притч.8:10-36; И ещё: " Первый человек-из земли, перстный; второй человек-Господь с неба. Какой перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. " 1 Кор.15:44-50; Отк.21:3. Семь тысяч лет нашего развития незаметно прошли. Пришло время небесных технологий, именуемых в Библии Славой Господней. Исх.40:34-38; Иез.1:4,25-27, 2:1. Время детства нашей Цивилизации вместе с её бандитами, жуликами, ворами и другими примитивами уходит. Нам нельзя быть тёплыми-примитивными, но горячими - революционными или холодными - мудрыми. С 2033 года начнётся Золотое Тысячелетие, время величайшей научно технической и духовной революции, которой никогда не было и не будет! Лиманский В.Г. valentin@limanmobile.ru Марина 16 апреля 2012, 16:23 Когда я слышу о том, что священники лгут, у меня возникает вопрос к таким людям - " а можете ли вы, лгать всю жизнь, например быть врачом или учителем, и приходить на работу с целью обманывать каждую секунду своего рабочего времени, и так всю жизнь? " . Стоящие у алтаря - это глубоко верующие люди, невозможно с целью обмана выбрать такой труднейший жизненный путь. Зачем идти в священники, неужели это самый легкий способ зарабатывать деньги? Тогда бы у нас все ринулись занимать свободные места, где делать ничего не надо, только ври с утра до вечера и набивай карманы деньгами.

http://pravoslavie.ru/30099.html

1:4–8 Эпистолярное вступление Произведения, которые не были строго эпистолярными по своему жанру, но предназначались для читателей, могли начинаться с характерного вступления, как, например, историческая книга 2 Мак. (1– 2:32, особенно 1:1). 1:4 . «Благодать и мир» – это формула традиционного приветствия в древности; см. коммент. к Рим. 1:7 . О всеобщем характере послания (которое не могло быть быстро переписано в достаточном количестве экземпляров, а потому читалось посланником поочередно в каждой «церкви) см. в коммент. к Отк. 1:11 . «Который есть и был и грядет» – эта формула связана с греческим титулом вечного божества, но, что еще важнее, отражает греческий вариант передачи «ветхозаветного имени «Я есмь» ( Исх. 3:14 ; в «LXX – «Он, Который есть») в той же форме, в какой оно было распространено «Таргумами. «Семь духов» здесь могут отражать семикратный «мессианский «Дух из Ис. 11:2 ; но более вероятно, что они относятся к семи святым архангелам, которые, согласно представлениям, распространенным в иудаизме, восседают вокруг престола ( Отк. 8:2 ; см. коммент. к 5:6). (Некоторые тексты Свитков Мертвого моря и ряд христиан из иудеев во II в. представляли Святого Духа в виде ангела, хотя большинство признавали Его как Духа Божьего; здесь нет необходимости рассматривать такое смешение понятий. То, что образ семикратного Духа из Ис. 11был понятен и широко распространен в то время, удостоверяется текстом 1 Енох. 61:11, хотя время написания этого раздела [ Similitudes, «Сходства " ] точно не известно; ср.: Псалмы Соломона 17:37; ноем, также коммент. к Отк. 5:6 .) 1:5 . «Свидетель верный» (2:13; 3:14) – надежный, свидетельство которого достоверно ( Прит. 14:5,25 ; Ис. 8:2 ; Иер. 42:5 ). «Первенец» и «владыка царей земных» – это, возможно, ссылка на Пс. 88:28,38 . По ветхозаветному церемониальному закону, кровь жертвы в День искупления освобождала Израиль от его грехов; иудеи тоже были освобождены из египетского плена кровью пасхального агнца. 1:6 . После того как Бог искупил Израиль из Египта, он назвал израильтян «царством священников» ( Исх. 19:6 ), тем самым показывая, что все они святые для Него. В Таргуме это передается оборотом: «царями и священниками», как и здесь (ср.: Книга Юбилеев 16:18).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

19:11–16 Всадник на белом коне Этот раздел является кульминацией всей книги, которую читатель ожидал с 1:7. Все предыдущие военные действия и суды были лишь прелюдией к пришествию Царя царей, грядущего на белом коне. 19:11. Римские князья обычно восседали на белых конях во время триумфальных процессий или военных парадов; император Домициан сам восседал на таком коне, следуя за своим отцом и братом в триумфальном шествии по случаю победы в войне 66– 70 гг. Но образ Иисуса, возвращающегося на белом коне, в сочетании с титулом «Царь царей» (19:16) может означать, что Иисус изображается как парфянский царь (ср.: 6:2) в сопровождении Своего войска на белых конях (19:14). Претенциозные заявления императора и всех, ему подобных, кажутся ничтожными перед лицом истинного Царя небесного. Этот образ может служить указанием на Бога, Который, подобно доблестному военачальнику, одерживает победу во имя Своего народа (напр.: Ис. 31:4; 42:13; 59:16–18 ; Авв. 3:11–13 ; Зах. 14:3 ; ср.: Исх. 15:3 ). Этопоследний этап «священной войны», которая предрекается в Ветхом Завете, в « " Свитках Мертвого моря, зилотами и другими иудеями, хотя и не во всех источниках ожидается избавление и помощь небесного воинства. 19:12. «Очи как пламень огненный» (ср.: Дан. 10:6 ) – см. коммент. к 1:14; диадемы предназначались для правителей (в отличие от «венцов», которые много раз упоминаются в Новом Завете и большинство из которых имеют отношение к венкам, награде победителей). То, что его имя неизвестно, может просто означать, что никто не имеет силы над ним (древние волхвы заявляли, что они не могут принуждать духов к действию, если не знают их по имени); ср.: Отк. 2:17 . 19:13. Одежды Бога были обагрены кровью из винного пресса, точила (см.: Ис. 63:2,3 ), когда Бог направлял стрелы Своего возмездие против Своих рабов (ср.: Отк. 14:17–20 ); в более позднем иудейском предании этоттекст рассматривается в свете Быт. 49:10,11 ; эти стихи истолковываются как весть об обагренном кровью воителе – Мессии. Ср.: Прем. 18:15,16 , где заклание Богом первородных Египта иносказательно описывается как Его Слово, появляющееся свыше, с неба, – как могущественный воитель; Его повеление исходит от Него острым, как меч ( Отк. 19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

14:20. Древние свидетельства о сражениях на улицах городов иногда содержат в себе описания потоков крови, которые проливаются во время массовых убийств. Так, например, при описании массового уничтожения в Бефаре раввины использовали гиперболический прием, утверждая, что реки крови, вытекавшие из города, достигали моря, расположенного на большом расстоянии, переворачивая на своем пути валуны и сбивая с ног лошадей, которые тонули в них. Аналогичным образом и в 1 Енох, описывается Божий суд над людьми, когда Бог допускает массовые убийства, ведущие к грандиозному кровопролитию(100:1,2), когда потоки крови доходили лошадям по грудь, а колеснииы полностью погружались в них (100:3); ср. аналогичные прорицания о конце времен (Сивиллины оракулы). Буквальное число здесь – «тысяча шестьсот стадий» – составляет около 200 миль; его можно представить как 40 х 40, и, возможно, оно просто означает здесь огромное число (хотя интересно, что в древности протяженность Палестины оценивалась в 160 тыс. стадий). Вино ярости Божьей (14:10,19) здесь превращается в человеческую кровь, которая должна быть выпита (16:6); в других текстах также говорится о " напоении» кровью (напр.: Иудифь 6:4 ). 15:1–4 Ответ святым 15:1. Древние тексты иногда начинаются и завершаются одной и той же темой, а все сказанное между ними как бы заключено в скобки (этот прием известен под названием inclusio, инклюзивный). В разделе 15:1–8описывается небесная перспектива земных судов. 15:2. Святые празднуют свое оправдание, см.: 15:2–4. Еврейские тексты часто описывают потоки огня, исходящие от престола Божьего, беря за основу Дан. 7:9,10 ; этот образ сочетается здесь с картиной небесного храма (о «море» см. в коммент. к Отк. 4:6 ). Их триумф над своими притеснителями может также означать и дополнительную связь с «морем» – подобно Израилю, избавленному от египтян, которые были потоплены в Красном море, они возносят хвалу Богу (15:3,4). 15:3,4. Выражение «велики и чудны» дела относится к язвам (15:1; ср.: Исх. 15:11 ). «Песнь Моисея» может относиться к Втор. 32 (особенно к той части, где Бог воздает мщением за кровь Своих рабов – 32:34–43), онаиспользовалась наряду с псалмами в еврейском богослужении. Но в данном контексте песнь Моисея, несомненно, относится к его победной песни и хвале Богу – после того как народ израильский благополучно пересек море, которое поглотило его преследователей ( Исх. 15:1–18 ). «Песнь Агнца» навевает воспоминания об избавлении от последней язвы ( Отк. 5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Два текста иногда ошибочно приводят для обоснования того тезиса, что сатана может творить жизнь или воскрешать мёртвых. Как показывает анализ, ни тот, ни другой нельзя считать законным примером власти давать жизнь. Одна из ссылок – на превращение жезлов египетских волхвов в змей ( Исх. 7:10–12 ). Однако эти волхвы сами признали в Исх. 8:18–19 , что не могут произвести жизнь. Волхвы были опытны в обмане и наведении чар. Некоторые из современных восточных заклинателей змей показывают фокус, когда змеи определённого вида кажутся окаменевшими словно палки. Второй пример – это пророчество из главы Отк. 13 , о том, что сделает сатана в своём последнем столкновении с Богом. «И дано ему [второму зверю] было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу [первого] зверя» ( Отк. 13:15 ). Это расценивают как доказательство того, что сатана может творить жизнь. Но если такая власть фактически даётся Богом, вполне можно себе представить и то, что она будет предоставлена зверю. Более вероятно, что это сказано метафорически, как в случае, когда Иисус сказал Пилату: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» ( Ин. 19:11 ). Отметим также, что здесь умирает и получает жизнь не человеческое существо. Скорее, дух вкладывается лишь в «образ» (мы не знаем, в каком смысле) зверя. Далее, вкладывается не жизнь, а просто «дух». Речь может идти об анимации образа, его сходстве с живым существом. Можно насчитать множество вариантов, в которых это пророческое видение исполнится так, что сатана ни в кого не вдохнёт жизнь. Ложные притязания на воскресение. Представители нехристианских религий и некоторых нетрадиционных христианских течений заявляют о великих чудесах, в том числе случаях воскрешения мёртвых. Но ни один эпизод реального воскрешения не был подтверждён ничем, что шло бы в сравнение со свидетельством о воскресении Христа. По большей части это просто обман. Много примеров чисто мошеннических трюков. Так было с африканским знахарем, заявлявшим, будто бы он убил человека, чтобы умилостивить богов, а затем вернул его к жизни. Иллюзионист Андре Коул (Kole), разоблачивший много оккультных фокусов, обнаружил, что знахарь выкопал тоннель, по которому якобы убитый человек выполз наружу, а затем вернулся на место действия (см. Geisler, 118).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

7:2 . В самых популярных древних мифах Гелиос ведет свою солнечную колесницу, следуя определенному курсу над землей, поднимаясь от ворот на востоке и спускаясь на западе, чтобы снова продолжать тот же путь ниже земли; земной круг был опоясан со всех сторон рекой Океан. Иудеи, естественно, преобразовали бога солнца в ангела; но любой ангел, который мог подняться до орбиты солнца, считался выше всех царей земных. «Печать» – здесь имеется в виду печатка перстня; правитель, который делегировал свои полномочия другому для выполнения определенной задачи, позволял ему пользоваться своей печаткой. 7:3. Рабы Бога должны быть «запечатлены» Им как собственность (ср.: Ис. 44:5 ) – наподобие того, как документы или деловые бумаги запечатывались и на них ставилась печать для удостоверения их подлинности и гарантии отсутствия подделки. Бог еще в древности защитил Свой народ в Гесеме во время действия египетских язв ( Исх. 8:28; 9:4; 11:7 ; см. коммент. к Отк. 5:6 ); образ защиты восходит к Ветхому Завету ( Быт. 4:15 ; Ис. 66:19 ). Образ печати здесь вызывает непосредственные ассоциации с Иез. 9:4–6 , где суд не мог начаться до тех пор, пока чело праведных (скорбящих из-за грехов жителей своей земли) не будет помечено особым «знаком». Чело и рука ( Исх. 13:9,16; 28:38 ; Втор. 6:8; 11:18 ) наилучшим образом подходили для запечатления, поскольку прежде всего бросались в глаза. За возможным исключением Быт. 4:15 , все ветхозаветные отрывки, похоже, свидетельствуют о символическом значении таких знаков (если не считать более позднюю, после пленовую иудейскую практику филактерии – teflUiri ). В Иез. 9:6 , конечно, не имеется в виду зримый знак, а в Откровении, вероятно, печать употребляется в том же смысле, что и у Иезекииля. В еврейском языке знак Иезекииля изображается еврейской буквой tav (тав); в древнем начертании она выглядит наподобие греческой буквы chi (хи) (и раввины сравнивали их между собой), в свою очередь, близкой к английской х – которую некоторые христианские комментаторы сравнивали (возможно, выдавая желаемое за действительное) со знаком креста. Производились сравнения и с тавром, которое ставили на животных; с клеймом, которое ставили на рабах, а позднее и на солдатах; напрашивались сравнения и с религиозной татуировкой (напр., в митра-изме – древней религии, основанной на культе Митры), с духовным обрезанием (обрезание было названо печатью); и с божественным образом в человеке (Фи-лон), который здесь применяется по отношению к тем, кто живет в гармонии с этим образом. См. коммент. к Отк. 13:16–18 и к Гал. 6:17 ; ср.: 4 Езд. 6:5; 10:23; Псалмы Соломона 15:6–9 и 3авет Иова 5:2.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010