16:20. Такая лексика характерна для картины конца света (6:14) – вселенского, космического катаклизма. 16:21. Этот град гораздо более мощный, чем в Исх. 9:24 ; он будет крушить все на своем пути, не оставляя живых; этот образ тоже вызывает ассоциации с концом времен. Отказ покаяться указывает на то, что они заслуживают скорого суда ( Исх. 7:22 ); см. коммент. к Отк. 16:9 . 17:1–5 Видение блудницы Хотя в Ветхом Завете понятие «блудодеяния» обычно относится к отступившему от Бога народу (напр.: Лев. 17:7 ; Ис. 1:21 ; Иер. 3:1–14 ; Иез. 16, 23 ; Ос. 4:15 ), оно также использовалось по отношению к крупным экономическим или военным центрам. Так, в Иер. 51Вавилон изображен блудницей, чье вино опьяняло все народы (см.: Иез. 26 – пророчество о Тире); Ниневия как столица могущественной империи также была названа блудницей и чародейкой, которая продавала народы (в рабство) своим блудодеянием и волшебством ( Наум. 3:4 ). Волшебство и блудодеяние также связываются воедино в Ис. 57:3 ; ср. с 4Цар. 9:22 . Ложная пророчица, которая упоминалась в Отк. 2:20 , тоже может быть частью этой общей системы. См. коммент. к 18:23. 17:1. Посредничество ангелов известно из апокалипсисов, особенно когда речь шла о небесном или земном путешествии. В древнем изобразительном искусстве города были представлены в виде своих богинь-покровительниц, часто восседавших на троне на берегу реки; Рим, который распространил свою власть по всему побережью Средиземного моря, здесь вполне естественно изображается как сидящий на «водах многих» (ср.: Пс. 64:8 ; Ис. 17:12,13 ). 17:2 . Правителей вассальных государств в Азии и в Сирии, подчиненных Риму, называли «царями», несмотря даже на то, что они должны были подчиняться Риму и сотрудничать с его агентами; они также поддерживали культ императора. Несомненно, они не считали, что поступают как политические блудницы, но акции национального сопротивления (напр., мятежи в Иудее, которые носили также и религиозный характер) могли заставить их произвести переоценку ценностей. О народах, опьяненных вином Вавилона, см. в Иер. 51:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

16:6,7. В ранних иудейских преданиях утверждалось, что Бог превратил воды в Египте в кровь в качестве возмездия за пролитую кровь детей Израиля ( Прем. 11:5–7 ). (По поводу того, что нечестивые «достойны» наказания ср.: Прем. 16:1,9; 17:4; 19:4 ; Иосиф Флавий, «Война» 6.3.5, 216.) «Ис-питие крови» иногда использовалось как метафора ее пролития, так что справедливость суда будет очевидна даже для тех немногих слушателей, которые не знакомы с историей исхода (напр., некоторые современные верующие, обращенные в веру из язычников). Жертвенник выступает в качестве свидетеля праведной жизни мучеников, принесенных в жертву на нем (см. коммент. к 6:9). 16:8,9. В Ветхом Завете упоминаются страдающие от жары – например, работающие на солнцепеке или блуждающие по пустыне ( Пс. 120:6 ; ср.: Исх. 13:21 ), хотя это не относится ни к одной из египетских язв. Оботсутствии раскаяния см. в коммент. к 9:21; назначение судов – вплоть до окончательного уничтожения – гарантировать пока-яние ( Ам. 4:6–1 1). 16:10,11. Тьма была девятой египетской язвой ( Исх. 10:22 ; четвертая язва в Отк. 8:12 ); тьма египетская была столь густой, что казалась «ощутимой» ( Исх. 10:21 ). 16:12–21 Последние чаши гнева 16:12. Каждый осведомленный читатель в Римской империи, особенно в таких местах, как Малая Азия и Сирия-Палестина вблизи границы с Парфией, воспринимал «царей от восхода солнца» (царей Востока) как парфян; река Евфрат была естественной границей между Римской империей и Парфией; ср.: 9:14. Крупные реки могли замедлить продвижение войск до тех пор, пока через них не будут построены мосты или переправы, но Бог предусмотрел иной вариант развития событий для беспрепятственной переправы войск.(Тот же образ испытания – преодоление крупных рек – использован в исходе: разделении вод Евфрата Езд. 13:43–47]. Но Откровение использует этот образ для войска – как естественный путь, а не для пленения и восстановления.) 16:13,14. Автор 2 Вар. описывает высвобождение бесовских сил, которые чинят произвол и совершают опустошение и разрушение в самом конце времен. Жабы служили отрицательным символом (см.: Апулей, Артемидор); один древний автор даже предположил, что Нерон вновь воплотится в виде жабы. В данном тексте жабы могут служить аллюзией на одну из египетских язв, которую Иоанн за неимением места не рассматривает здесь (вторая язва – Исх. 8:5–7 ); здесь дракон выступает как инструмент Божьего суда. В еврейских текстах, таких, как кумранский Свиток войны, войско Велиара (дьявола), которое состоит из языческих народов и отступившего от веры Израиля, будет собрано для уничтожения Богом и верным Ему остатком (ср.: 4 Езд.). Собирание народов для совершения суда над ними отражает лексику Ветхого Завета, его пророков ( Иоил. 3:2, 11 ; Соф. 3:8 ; ср.: Ис. 43:9 ) и соответствует «Дню Господню» (см., напр.: Ам. 5:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Что это за дары, Писание свидетельствует везде, на каждом шагу: Христос отдал Самого Себя, Он отдал Свою жизнь, Он отдал все Свое за нас. Эти дары, которые Он принес по требованию правосудия на горе Голгофе для нашего спасения, теперь находятся на Небесах. И Христос постоянно предъявляет их вниманию Бога как дары и жертву, достаточные для того, чтобы уплатить за наши грехи, — за все грехи, совершаемые нами по немощи, со дня нашего обращения до дня смерти. И эти дары настолько достаточны и настолько способны удовлетворить Бога, что всегда и постоянно убеждают Его прощать нам наши грехи. Более того, они убеждают Его не только прощать наши грехи, но через принесение этой жертвы многократно обновляется и дарованная нам благодать, постоянно дается отпор диаволу, много раз разрываются греховные сети и снимается вина с нашей совести. И столь же многократно нам ниспосылается благословляющая улыбка Бога, Его живой, любящий взгляд. В-пятых, поскольку Христос является Ходатаем, то исходя из этого я делаю вывод, что верующие не должны покоиться у Креста праздно, но должны искать там оправдания, а будучи оправданными Его Кровью — возноситься вслед за Ним к Престолу благодати. Находясь у Креста, вы будете видеть Христа в печали и унижении, в слезах и крови, но последуйте за Ним туда, где Он пребывает сейчас, и тогда вы увидите Его в ризах — в священническом одеянии с золотым поясом, опоясывающим Его по персям (Отк.1:13). Тогда вы увидите Его носящим наперсник судный (Исх.28:15), где все наши имена написаны близ Его сердца (Исх.28:21). Тогда вы поймете, что всякое отечество на Небесах и на земле именуется от Христа (Еф.3:15), и что Он ходатайствует перед Богом, Отцом милосердия, за вас. Постойте некоторое время в безмолвии и послушайте, и более того, потом войдите с дерзновением во Святое Святых и взгляните там на своего Иисуса, Который теперь пребывает в присутствии Божием для вас. Обратите также все свое внимание на тот великий труд, который Он совершает сейчас, чтобы разрушить дела диавола, а также чтобы окончательно победить зло, смерть, ад, — и все это Он делает для вас. Да, это так прекрасно — следовать за Иисусом Христом в Святое Святых: завеса давно разорвана и вы можете взирать с открытым лицом, как в зеркале, на Славу Господа (2Кор. З:18). Вот наш Первосвященник, вот Его ходатайство, вот благословения, исходящие от Него. От нас зависит только одно: оценить это, а необходимая для этого мудрость также исходит от престола благодати (прообразом которого была крышка ковчега — Исх.25:21–22), где Он, наш Первосвященник, пребывает вечно, чтобы ходатайствовать за нас. Ему Слава да будет вовеки веков. Аминь. Глава II. О пользе, проистекающей из ходатайственного служения Христа для святых

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Столпы могут использоваться как символ народа Божьего ( Исх. 24:4 ; см. также коммент. к Гал. 2:9 ), но реально это неотъемлемые элементы конструкции храмов, на них часто встречаются надписи с посвящением (также и на столпах синагоги в Капернауме, на военных знаменах и других объектах). Первоначально, вероятно, об этом говорится в Ис. 56:5 , где re, кого отвергло иудейское сообщество (ср.: Отк. 3:8,9 ), получили место в доме Божьем и новое имя. О Новом Иерусалиме см. в 21 " 2; «нисходящий» – термин двойного вертикального измерения в апокалиптической литературе и четвертом Евангелии, где противопоставляются небо (место вечного правления Бога) и земля (где многие не повинуются Ему до дня суда). Откровение изображает тронный зал Бога на небесах как храм (см., напр., коммент. к 4:6–8). 3:14–22 Пророчество, обращенное к церкви в Лаодикии Лаодикия стала важным городом только во времена римлян. Она была столицей Кибрийской конвенции, которая включала в себя не менее двадцати пяти городов. Это был также самый богатый фригийский город, достигший своего наивысшего расцвета в тот период. Лаодикия была расположена в десяти милях к западу от Колосс и в шести милях к югу от Иераполя. Зевс был покровителем этого города, но здесь также были храмы Аполлона, Асклепия (бога врачевания), Гадеса, Геры, Афины, Сераписа, Диониса и других божеств, где жители поклонялись им. Во Фригии проживало много иудеев. 3:14. «Начало» – божественный титул; см. коммент. к 1и 22:13. (Это также может иметь отношение и к первоначальному титулу римского императора – princeps, что означало «первый», т. е. первый среди римских граждан.) «Аминь» – еще один титул Иисуса, т. е. подтверждение Божьей истины; ср.: 2Кор. 1:20 . 3:15,16. Холодная вода (а иногда горячая вода со специями) использовалась для питья, а горячая вода – для мытья, но в Лаодикии не было природного источника воды. Вода шла по трубам из горячих источников,расположенных в шести милях к югу от города, и, как и холодная вода, которую могли принести с гор, становилась теплой ко времени, когда она достигала Лаодикии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Слово, из которого происходит термин священство, в Новом Завете используется не для описания христианского служения, а скорее для роли, предназначенной всем верующим христианам (ср.: Отк. 1:6 ). По всему Ветхому Завету функции царя и священника всегда были разделены, за исключением Мелхиседека и Мессии, которые совмещали в себе эти функции. Саул совершил грех, когда попытался присвоить себе эти два титула ( 1Цар. 13:5–15 ). Во Христе христиане могут быть и царями, и священниками. Род избранный, т. е. народ, призванный отражать характер Бога, Его святость (1:16). Люди, взятые в удел (т. е. особые), отделенные: здесь используется образ восточного царя, который держит при себе особую сокровищницу, отдельно от государственного казначейства. Она была предназначена исключительно для него, и эта мысль впервые звучит в Исх. 19:5 («удел») и воспринята Павлом (см.: Тит. 2:14 – слово «особенный»). Совершенства – это слово трудно перевести точно, вероятно, ближе всего к оригиналу оно передается в RV – «превосходства». Христиане сочтут естественным и будут непосредственно отвечать таким образом Богу и своим ближним, когда поймут, что все эти благословения проистекают из свободной благодати и милосердия Бога (10). В подтверждение своей мысли Петр ссылается на тексты из Ос. 1:8 – 2:1 и 2:23. 2:11 – 3:12 Являть собой образ Христа для других Поскольку христиане в особом смысле – народ Божий, их истинное обиталище – общий дом с Ним. Таким образом, проходя земной жизненный путь, они должны являть своей жизнью и своим отношением к ближним образ жителей другой, лучшей страны. Примечательно, что первые три из четырех нижеследующих разделов посвящены иллюстрации этой мысли: образа жизни, повиновения (13,18, 3:1). Использованное в оригинале слово означает поставить себя в положение ниже другого, а тем самым возвышать другого по отношению к себе (как в Флп. 2:3 ). Как показывают нам Иисус ( Ин. 18:22,23 ) и Павел ( Деян. 25:10,11 ), это не означает, что христиане должны быть «половиком», о который вытирают ноги; они должны уметь твердо отстаивать свои права.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

34:4. Небеса свернутся, как свиток. Небеса чаще сравниваются с шатром (40:22; Пс. 103:2 ), который раскинут над землей. Образ всей небесной панорамы, сворачивающейся, словно пергаментный свиток, в Библии уникален (см. параллель в Новом Завете в Отк. 6:14 ). Следует отметить, что три верховных вавилонских бога представлены не звездами или планетами, а всем небом, разделенным на три зоны – Ану, Энлиля и Эа. Таким образом, «сворачивание» неба является актом суда, направленным против главных богов Древнего мира. 34:5. Роль Эдома. Поскольку этот раздел (ст. 1–4) посвящен гневу Господа на все народы, не исключено, что изображение Эдома в роли жертвы просто указывает на грядущую судьбу всех этих народов (ср.: 63:1–6). По существу, Эдом во многих случаях выступает как наиболее характерный «враг» Израиля (см.: Авд. 5–9 ; Мал. 1:2–4 ). Отсутствие сведений о выступлениях Эдома против Иерусалима в конце VIII – начале VII в. до н. э. (однако см.: 2Пар. 21:8–10 ) убедило многих исследователей в том, что в этом фрагменте подразумевается союз Эдома с Вавилоном в 587 г. до н. э. (см.: Иез. 35:2–15 ). 34:6. Восор. Столица древнего Эдома обычно отождествляется с Buseirah на севере страны. Восор контролировал часть «Царской дороги» и был тесно связан с медными рудниками, обнаруженными в 5 милях к юго-западу, в вади Dana. 34:9. Смола и сера. Хотя смола (или асфальт, как в Исх. 2:3 ) часто упоминается как вещество для смоления лодок, в вавилонских текстах кипящая смола представлена как средство наказания. В сочетании с характерным для района Мертвого моря запахом горящей серы смола ассоциируется с гневом Божьим (см.: Быт. 19:24 ). 34:11. Филин и ворон. Птицы, известные тем, что обитают в безлюдных местах, на развалинах (см.: Иов. 38:41 ; Пс. 101:6 ), поселились в городских руинах (см.: 13:22). Аналогичные картины описываются в египетском «Видении Неферти» (ок. 2000 г. до н. э.), где Египет изображается настолько слабым, что «странные птицы совьют свои гнезда вблизи этого народа», а «орды пустынных племен будут пить из Нила».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:11–18 Укрепление культа императора Хотя большинство деталей в 13– 10 можно отнести к императору времен Иоанна, а через него – к тоталитарным режимам на протяжении всей земной истории, отдельные подробности в 13:11–18 позволяют полагать, что Иоанн предполагает окончательное укрепление верховной власти в личности императора, который придет (17:10). 13:11,12. Зверь «из земли», который противопоставлялся морскому зверю (13:1), часто рассматривался как местный совет провинции, как административная власть, которая надзирала за соблюдением культаимператора в Азии наряду с римской администрацией. Этот совет носил название commune Asiae, и во главе его стояли «азиархи» из местных городов (см. коммент. к Деян. 19:31 ). Иоанн, возможно, не видит большой разницы между землей и морем (ср.: Дан. 7:3,17 ). «Агнец с рогами»: два рога могут отражать силу древней Персии (см.: Дан. 8:6 ). 13:13. Огонь с неба соотносится с чудодейственной силой свидетелей Божьих ( Отк. 11:5 ; см., как волхвы фараона пытались вторить чудесам Моисея: Исх. 7:11,22; 8:7,18 ; ср.: 4Цар. 18:33–35 ). В древнем Средиземноморье многие объявляли себя чудотворцами; небольшое число чудес приписывалось отцу Домициана, императору Веспасиану, и это не всегда связывалось с культом императора. Хотя некоторые люди действительно обращались в молитве за помощью к кесарю, большинство чудес связывалось с храмами, например, с храмом бога врачевания Асклепия. Иоанн, очевидно, предвидит будущее слияние христианской религии и оккультных сил, которые в те времена еще существовали раздельно, и у него был пример: ветхозаветный прецедент служения оккультных сил правителю, который угнетает народ Божий ( Исх. 7:11,22 ). (У комментаторов некогда был популярен рациональный подход к чудесам в христианстве или в других религиях. Но по мере изучения ныне доступных материалов о шаманизме и одержимости духами в разных культурах эта тенденция постепенно сходит на нет, хотя и не все свидетельства, древние или современные, одинаково достоверны. Христианство традиционно признавало реальность других, помимо Бога, сверхчеловеческих сил во вселенной [напр.: 1Кор. 10:20 ]. Хотя нельзя согласиться с постоянно наСираюшей силу релятивистской позицией, заключающейся в том, что все сверхъестественные силы – одной природы или что они носят ярко выраженный благожелательный нравственный характер; с такой позицией едва ли согласуются имеющиеся данные.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Следующие четыре пророчества посвящены обновленному Сиону (ср.: ст. 2,7,8, 10–11). Если старый Иерусалим пал из–за продажных правителей, то новый Иерусалим восторжествует, потому что там будет царствовать Мессия над спасенным остатком. 4:1–5 Иерусалим возвысится над обращенными народами. (Ср.: Ис. 2:2–4 .) Обещания, прозвучавшие в гл. 4–5, исполнятся в последние дни (лучше: «в будущем»). Начавшись с возвращения остатка из Вавилона (6–7), частично осуществившись в церкви ( Деян. 2:17 ; Евр. 1:2 ), они завершатся в новом небе и новой земле в конце времен ( 2Пет. 3:13 ; Отк. 21–22 ). Михей совершает поразительный переход от предупреждения о разрушении «горы Дома сего» (древнеевр. har; 3:12) к предсказанию возвышения горы (древнеевр. har) Дома Господня – земного аналога Самого неба (ср.: Исх. 25:8 ; Евр. 9:23,24 ), – которая будет поставлена во главу гор (языческих центров политической и религиозной жизни). Оставаясь в рамках языка и культуры своего времени, Михей использует образность Ветхого Завета, чтобы описать прекрасное будущее, когда все народы будут поклоняться Богу Израиля в небесном Иерусалиме через Иисуса Христа (ср.: Евр. 12:22 ). Если прежде народы стекались к Вавилону для поклонения Белу (Вилу; ср.: Иер. 51:44 ), то отныне они потекут к небесному Иерусалиму. 2 Если прежде только израильтяне приходили на поклонение в Иерусалим, то в царствование Мессии пойдут многие народы в небесный Иерусалим поклоняться в духе и истине ( Ин. 4:21– 24 ). Они придут, чтобы Бог через истинных священников научил их путям Своим (ср.: Мф. 5:17; 28:18–20 ; 1Пет. 2:9 ). Когда выйдет закон и слово Господне из небесного Иерусалима, то осуществится то, что описано в ст. 3–4. 3 Бог будет судить народы (см.: 3:11) с помощью одаренных людей, несущих Его слово, и обличит многие племена. Не нуждаясь больше в орудиях войны, умиротворенные народы перекуют… мечи свои на орала. 4 Не обуреваемый жадностью (см.: 2:2) и не поднимающий больше меча (ср.: Мф. 26:52 ) обращенный (ср.: Иер. 31:31–34 ) будет жить, не опасаясь нападения и радуясь тому, что сидит под своею виноградною лозою. Заключительная формула – ибо уста Господа Саваофа изрекли это – гарантирует исполнение пророчества. Ныне Церковь состоит из истинных верующих всех народов, которые знают, что блаженнее давать, нежели получать ( Деян. 20:35 ), хранят закон в своих сердцах и живут в благодати и мире, дарованных Богом Отцом и Господом Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Поликрат, епископ Ефесский, в конце II века рассказывал (как сообщает нам Евсевий), что Иоанн ввел в Малой Азии иудейскую практику соблюдения Пасхи 14 нисана, независимо от того, воскресный это день или нет. Этот факт оказал серьезное влияние на пасхальные споры второго столетия и на современные дебаты о подлинности Евангелия от Иоанна. Тот же самый Поликрат Ефесский говорит, что Иоанн носил такую же полированную дощечку, или диадиму, какую носили иудейские первосвященники (Исх. 28:36–37; 39:30–31). Вероятно, это фигура речи, которая обозначает священническую святость. Иоанн приписывает такую святость всем верующим (см. Отк. 2:17), но ему как патриарху она была присуща в особенности. Неправильное понимание загадочных слов Иисуса в Ин. 21:22 положило начало легенде о том, что Иоанн просто спит в своей могиле, ожидая окончательного пришествия Господа, и могильный холм колышется в такт его дыханию. Другой вариант легенды гласит, что апостол умер, но был тут же воскрешен и вознесен на небеса, подобно Илии, чтобы вместе с ним вернуться в роли глашатая второго пришествия Христа. Глава VIII. Христианская жизнь в апостольской Церкви Источники Учение и пример Христа, представленные в евангелиях, а также учение и пример апостолов, представленные в Деяниях и посланиях, в сравнении и сопоставлении с раввинской этикой и состоянием еврейского общества, а также с греческими философскими системами и нравственным состоянием Римской империи, описанным в сочинениях Сенеки, Тацита, римских сатириков и др. I. Соответствующие разделы сочинений по истории апостольской церкви. Неандер: I. 229–283 (нем. изд.); Шафф: §§ 109–123; Ланге: II. 495–534; Вейцсакер: 647–698. II. Труды по богословию апостольской эры. Шмид, Реусс, Баур, Вайсс и др. III. Системы христианской этики. Шлейермахер, Рот, Неандер, Шмид, Вюттке, Харлесс, Мартенсен, Лютхардт и Леки (Lecky, History of European Morals, 1869, vol. I. 357 sqq.). IV. А. Тома (пастор из Маннгейма): Α. Torna, Geschichte der christlichen Sittenlehre in der Zeit des Neuen Testamentes, Haarlem, 1879 (380 с). Признанный венец деятельности Тейлеровского библейского общества. Первая попытка составить отдельную историю новозаветной этики, предпринятая, однако, в негативном духе тюбингенской школы, а потому крайне неудовлетворительная. Работа разделена на три части: 1) этика Иисуса; 2) этика Павла; 3) этика собрания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010