Во-вторых, раздел этот важен и тем, что здесь впервые употреблено слово «пророк» ( Быт. 20:7 ) – для обозначения человека, находящегося в общении с Богом и ходатайствующего за других. Так как в этой ситуации Авраам ходатайствовал за людей (см.: Быт. 20:17 ), находившихся вне ветхозаветной общины спасения, то тем самым он прообразовывал Христа и Его служение спасению народов Земли (см.: Иов. 9:33 ). Рождение Исаака (Быт. 21:1 – 8) Этот раздел содержит рассказ об исполнении обетования о рождении сына у Авраама. Новорожденный был назван Исааком (евр.:Йицхак – «смех», «веселье») в знак радости об исполненном обетовании. «Исаак самим именем изображает благодать; ибо «Исаак» означает «смех», а смех есть знак радования. Кто же не знает, что радость всем нам даровал Тот, Который уничтожил страх смерти и для всех соделался очищением грехов?» 106 . Прообразовательное значение рождения Исаака от бесплодной Сарры заключалось, по мысли святителя Иоанна Златоуста , в предызображении безмужного рождения Христа от Девы Марии. Следуя такому пониманию данного события, преподобный Ефрем Сирин в словах Ангела о Сарре (см.: Быт. 18:10 ) видит прообраз Благовещения: «Обрадованы были Сарра и Авраам, когда родился Исаак, как сказал Бог; обрадованы были Мария и Иосиф, когда родился Иисус, как сказал Гавриил» 107 . Нравоучительное значение этого повествования раскрыто святителем Игнатием (Брянчаниновым) , писавшим следующее: «Состарившись и измучившись в неплодстве, потом родив, сверх чаяния, духовный плод, душа говорит, подобно Сарре: смех сделал мне Бог ( Быт. 21:6 ), то есть даровал неожиданную, неотъемлемую радость – обручение вечной радости» 108 . Бегство Агари и Измаила и седьмое богоявление Аврааму (Быт. 21:9 – 21) Этот небольшой раздел имеет важное богословское значение, раскрытое святым апостолом Павлом в его Послании к Галатам. В нем апостол напоминает, что Авраам имел двух сыновей – одного от рабы (Агари), другого от свободной (Сарры). Но рожденный от рабы рожден по плоти, а рожденный от свободной – по обетованию (см.: Гал. 4:23 ). Сарра, мать Исаака, сына обетования, – не рабыня, а свободная, долгое время прежде неплодная, а потом положившая начало многочисленному потомству, предызображала собой новозаветную Церковь (см.: Гал. 4:26 ). Таким образом, потомками Сарры через Исаака являются чада Церкви новозаветной – все верующие, во главе с Основателем Церкви – Господом Иисусом Христом. В противоположность этому Агарь и родившийся от нее по плоти Измаил предызображали синагогу иудейскую, находившуюся под рабством ветхозаветного закона, и в более широком смысле – всех не познавших Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Он известен своими сочинениями по части раскола. 19 О. Афанасий находился впоследствии в Свенском Брянском монастыре, где и преставился с миром 1844 года, Девабря 31 дня. О. Досифей в 1827 году поместился, как выше упомянуто, на жительство в Оптинском скиту, где и скончался вскоре. Некоторые же пустынники остались в Рославльских лесах до самой своей кончины. 21 Об этих иконах см. подробнее в Историческом Описании Скита Оптиной Пустыни. Изд. 1862 г., стр. 19–22. 23 Во время служения божественной литургии он нередко с видимым усилием удерживал слезы, как говорили очевидцы: иером. Никон Огиевский и Евфимий Трунов. 29 В числе прочих нине духовник Саровской Пустыни иеромонах Амвросий, иером. Той же Пуст. К. и иеромонах В. 30 Об О. Архим. Мелхисидеке и Иером. Геннадие см. Ист. Описание Козельской Введ. Опт. Пуст. Изд. 2-е стр. 370–385. 31 Упомянутые Старцы: Игум. Варлаам, Иеросх. Иоанн и Иером. Иов и Иером. Иннокентий жили в Скиту. См. о них подробнее в Истор. Опис. Скита Опт. Пус., изд. 2-е, стр. 212–248. 32 В настоящее время (1881 г.) есть в Оптиной Пуст. Также трое слепых. Один из них О. Иоаким обладает необыкновенною памятью. Знает на изусть весь Псалтырь и учит тому же других. 33 Желающий ближе познакомится с этим путем иноческой жизни найдет много сведений о нем в книгах Св. Отцов: Василия Вел. См. О подвижничестве Иоанна Лествич. Сл. 4-е и слово к Пастырю, Св. Аввы Дорофея Сл. 5-ое; в Добротолюбии у Св. Кассиана Римлянина Слово о рассуждении. Феодора Едесского гл. 40–46. Каллиста и Игнатия Сл. 14 и 15-го (ч. 2-я) Симеона Нов. Бог. Гл. 15–19; 38–44 проч. См. Также Сборник писем иеросх. Макария особенно 4-ю часть к монахиням. 35 Отчего в настоящее время мало хороших Старцев? Спросили однажды Афонского духовника. Оттого, что мало хороших послушников, отвечал он. Старцами делаются из послушников. 36 Лишь весьма немногие из братий сначала исповедывавшиеся у О. Архим. Моисея, когда он был общим духовником Обители, исповедовались у него и до смерти. 37 Главная обязанность будильщика в Оптиной Пустыни состоит в том, чтобы, вставая раньше других, до начала утрени обойти братские келлии и, останавливаясь у двери каждой, произнести: «Молитвами Святых отец наших Господи Иисусе Хрысте Боже наш помилуй нас»! Когда из келлии послышится «Аминь», тогда будильщик говорит: «пению время и молитве час» и идет к следующей келлии, созывая таким образом всех к утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перевод проф. прот. Александра Горского   notes Примечания 1 Скорее всего приписывается Афанасию Великому ошибочно 2 Жития святых подвижниц Восточной Церкви/Преосв. Филарет (Гумилевский). СПб. 1885. С. 8. 3 Лежании на земле. 4 Да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. 5 Всему и всем — одно: одна участь праведному и нечестивому. 6 Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. 7 Эти слова, не находящиеся в Евангелии, приводятся многими древними авторами, в частности, Климентом Александрийским и Оригеном. 8 Хотя святой Кирилл Александрийский и Олимпиодор высчитали из Священного Писания, что Иов страдал семь лет. 9 Наряду с указанием возраста луны ко дню Пасхи и к 22 Марта, на каждый год обозначается цифрою день недели, в который приходится 24 Марта: ряд этих цифр соответствует порядку вруцелетий в кругу солнца. 10 В сирск. ошибочно 16. 11 14 Апреля 328 года. 12 Здесь и далее возраст луны показан ко дню Пасхи. 13 17 Апреля. 14 8 июня. 15 Епакта александрийская, то есть возраст луны к 22 Марта. 16 См. прим. 17 В сирск. не достает этого слова. 18 Вместо 17 должно быть 7. 19 Пасху в этом году следовало праздновать 27 Фармуфа=10 майск.кал.=22 Апреля. 20 Должно быть 21. 21 Должно быть 4 Фармуфа, как в тексте послания. 22 11 июля. 23 2 Атира 52 г. Диоклитиановой эры — 30 Октября 335 г. по Р. Х.. Год Диоклитиановой эры начинается 29 или 30 Августа. 24 Должно быть 3. 25 22 Мая 337 года. 26 23 Ноября 337 года. 27 Сирское можно передать и чрез «игумен». 28 27 июля. 29 18 Марта 339 г. 30 Должно быть 4. 31 См. предыдущее примечание. 32 Должно быть 20. 33 Следует 30 или 0. 34 Вместо 15 должно быть 16. 35 Должно быть 16. 36 Должно быть 22. 37 Должно быть 7. 38 Город в Мисии — место рождения Константина В. 39 Должно быть 19. 40 Должно быть 3. 41 В этом году Пасху следовало праздновать 27 Фаменофа=10 апр кал.=23 марта. 42 Должно быть 15. 43 В сирск. 44 26 июня 345 г. 45 21 октября 345 г. 46 Должно быть 16. 47 Должно быть 5. 48 Здесь текст должен быть исправлен, по Ларсову, следующим образом: «В следующем году: воскресенье Пасхи 28 Фармуфа, — возраст луны 19, — в девятый день майских календ, — епакта 17, седмичный день 6, год седьмой индиктиона; (Римляне сделали возражение против сего, говоря, что они имеют предание от Апостола Петра — не переступать 26 Фармуфа, и совершали празднество 30 Фаменофа, при возрасте луны 21, в 7 день апрельских календ)». F. Larsow. Die Fesm–Briefe des Heiligen Athanasius Bischofs von Alexandria. 1852. S. 50, XXI u. Berechnete Oster–Tabelle (S. 47). 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

23 Во время служения божественной литургии он нередко с видимым усилием удерживал слезы, как говорили очевидцы: иеромонах Никон Огиевский и Евфимий Трунов. 29 В числе прочих ныне духовник Саровской Пустыни иеромонах Амвросий, иером. той же Пуст. К. и иеромонах В. 30 Об О. Архим. Мельхиседеке и Иером. Геннадии см. Ист. Описание Козельской Введ. Опт. Пус. изд. 2-е стр. 370–385. 31 Упомянутые Старцы: Игум. Варлаам, Иеросх. Иоанн и Иером. Иов и Иером. Иннокентий жили в Скиту. См. о них подробнее в Истор. Опис. Скита Опт. Пус., изд. 2-е, стр. 212–248. 32 В настоящее время (1881 г.) есть в Оптиной Пуст., также трое слепых. Один из них О. Иоаким обладает необыкновенною памятью. Знает наизусть весь Псалтирь и учит тому же других. 33 Желающий ближе познакомиться с этим путем иноческой жизни, найдет много сведений о нем в книгах Св. Отцев: Василия Вел.. См. О подвижничестве Иоанна Лествич. сл. 4-ое и слово к Пастырю, Св. Аввы Дорофея Сл. 5-ое, в Добротолюбии у Св. Кассиана Римлянина , Слово о рассуждении. Феодора Едесского гл. 40–46. Каллиста и Игнатия Сл. 14 и 15-го (ч. 2-я) Симеона Нов. Бог. гл. 15–19; 38–44 проч. См. Также Сборник писем иеросх. Макария, особенно 4-ю часть к монахиням. 35 «Отчего в настоящее время мало хороших Старцев?» – спросили однажды Афонского духовника. – «Оттого, что мало хороших послушников», – отвечал он. 36 Лишь весьма немногие из братий сначала, исповедивавшиеся у О. Архим. Моисея, когда он был общим духовником Обители, исповедывались у него и до смерти. 37 Главная обязанность будильщика в Оптиной Пустыни состоит в том, чтобы, вставая раньше других, до начала утрени обойти братски кельи и, останавливаясь у двери каждой, произнести: «Молитвами Святых Отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас»! Когда из келий послышится «Аминь», тогда будильщик говорит: «Пению время и молитве час» и идет к следующей кельи, созывая таким образом всех к утрени. 44 Когда, по кончине Отца архимандрита Моисея , открыли ящик, в котором у него обыкновенно хранились деньги, то ящик оказался совершенно пустым; только в уголке его притаился один гривенник, заскочивший ребром в щель между стенкою и дном ящика и потому почти скрывшийся от взоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Метатрон занимает исключительное место в небесном мире, он высочайший среди архангелов, князь и правитель над всеми князьями царств и сынами небес (3 Енох 10. 3-6). Подобно Богу, Метатрон восседает на престоле и председательствует на небесном Суде (3 Енох 16. 1). Его исключительное положение в небесном мире кратко выражено в титуле «малый Яхве» (3 Енох 12. 5, 48с. 7; 48d. что, возможно, является реминисценцией Исх 23. 20-21, где говорится об ангеле Господнем, в к-ром пребывает Имя Божие (ср.: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b). Небесный Суд в Е. т. к. описывается не в эсхатологической перспективе, а как разбирательство, к-рое происходит каждый день (3 Енох 28. 7, 9; 26. 12). Собрание судей состоит из 72 князей царств и князя мира, обвинителями являются сатана и его представители Саммаэль, кн. Рима, и Дуббиэль, кн. Персии (3 Енох 26. 12). Образ Метатрона как участника Божественного Суда связан с представлениями о Енохе-книжнике, записывающем дела людей ко дню Суда (см. ст. Енох ). Антропология В Е. т. к. уделяется большое внимание человеку, его душе, происхождению и посмертной участи (3 Енох 43. 1 - 44. 7). Люди подразделяются на 3 группы: праведных; тех, кто находятся в промежуточном состоянии, и нечестивцев. Души праведников после смерти восходят к Престолу Славы Бога и пребывают в Его присутствии, летая над Престолом (3 Енох 43. 2). Находящиеся в промежуточном состоянии очищаются в огне шеола , а затем, по-видимому, получают возможность присоединиться к праведным. Нечестивцы низводятся в шеол, где наказываются огнем в геенне . Описание их последней участи отсутствует (3 Енох 44. 3). В Е. т. к. встречается идея предсуществования души: созданные еще в начале творения души нисходят с небес для телесного рождения на земле (3 Енох 43. 3), души нерожденных считаются праведными (3 Енох 43. 1). Идея бессмертия в Е. т. к. не связана с верой в телесное воскресение мертвых. Литературные связи В основе образного ряда Е. т. к. лежат ветхозаветные тексты. Описание вознесения Еноха (3 Енох 6. 1) схоже с описанием взятия на небо прор. Илии (4 Цар 2. 11). Основные элементы представления о Божественной колеснице и Престоле Славы (3 Енох 1. 1; 1. 12; 5-7; 20. 2; 26), вероятно, сформировались на основе видений пророков Иезекииля, Даниила и Исаии (Иез 1; 3. 12-15; 22-24; 8. 1-4; 10. 1-22; 43. 1-7; Дан 7. 9; Ис 6. 1-3). Кроме того, в Е. т. к. заметно влияние 3 Цар 22. 19, где говорится о видении Господа, «сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное… при Нем, по правую и по левую руку Его». Описания огня и подобного радуге сияния вокруг Престола Божия в 3 Енох 22с. 4-7 основаны на Иез 1. 28. Рассказ о небесном Суде (ср.: 3 Енох 18. 19-21; 19. 4; 26. 12; 28. 7-10; 30. 1 - 33. 2; 33. 4; 36. 1-2; 37. 1) напоминает 3 Цар 22. 19-22; Пс 82; Иов 1. 6-12 и Дан 7. 10 (ср. описания в раввинистической традиции: Вавилонский Талмуд. Санхедрин 38b; мидраш Шмот Рабба 30. 18; Вайикра Рабба 24. 2).

http://pravenc.ru/text/189991.html

Human D. J. Psalm 132 and its compositional context (s). 2017. P. 75. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Москва, 2003. С. 469-475. Разумовский Григорий, протоиерей . Объяснение священной книги Псалмов. Москва, 2002. С. 881. Генри М. Толкование книг Ветхого Завета. Псалмы. 2007. С. 576. Schreiner D. B. Double Entendre, Disguised Verbal Resistance, and the Composition of Psalm 132. 2018. P. 20-33. Хотя слово «место» () употребляется в Св. Писании более 400 раз в различных контекстах, ряд исследователей считает, что в версиях истории Девтерономиста и Хрониста оно указывает на храм, построенный Соломоном (см. 3Цар. 8:29, 30, 35; 2 Пар. 6:20, 21, 26, 40; 7:12, 15; Пс. 23:3; 26:8). См. Barbiero G. Psalm 132: A Prayer of «Solomon». 2013. P. 243. Knowles M. D. The flexible rhetoric of retelling: The choice of David in the texts of the psalms. 2005. P. 238. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 60. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 58. Слово «светильник» () напоминает «неугасимые лампады» семисвечника, которые священники поддерживали горящими в храме день и ночь (Исх. 27:20-24; Лев. 24:2-4). В литературе мудрости «светильник» служил метафорой для описания счастливой семейной жизни и продолжения рода. «Светить» означало жить, «угаснуть» – умереть (см. Прит. 13:9; 20:20; Иов 18:5-6; 21:17). Avioz M. The Davidic Covenant in 2 Samuel 7: Conditional or Unconditional? Munster, 2012. P. 50. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 65. Ibid. P. 53. Angel H. The Eternal Davidic Covenant in II Samuel Chapter 7 and Its Later Manifestations in the Bible. 2016. P. 85. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 61. Ibid. P. 87. Koehler L. and al. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Vol. 3. Leiden, 1996. P. 1034. Angel H. The Eternal Davidic Covenant in II Samuel Chapter 7 and Its Later Manifestations in the Bible. 2016. P. 87.

http://bogoslov.ru/article/6177151

Roma, 1995. P. 83); Ланг (Lang B. Sklaven und Unfreie in Buch Amos//Vetus Testamentum. 1981. 31. P. 482–488) и др. 9 Так было в далёкие библейские времена. Не лучше дело с правосудием обстоит и сегодня, и даже там, где люди провозгласили “власть закона” и “правовое государство”, это всем хорошо известно. За примерами далеко ходить не надо — стоит развернуть любую газету, настроить радиоприёмник на любую радиостанцию, зайти на любой новостной интернет-сайт, чтобы прочесть свидетельства обиженных неправедными судами, услышать горькие стоны несправедливо осуждённых и злорадную похвальбу тех, кто их осуждает. 10 — избранные места из Пророков — читаются в синагоге сразу после чтения недельной главы Торы. Недельная глава и связаны между собой тематически. 11 Й. Герц (1872–1946) был главным раввином Британской империи. Комментарий к Торе, составленный им в 1929–1936 гг., представляет собой компиляцию из древних и средневековых раввинистических комментариев. 13 Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророка Амоса//Творения. Т. VI. Сергиев Посад, 1901. С. 125. 17 Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Амоса//Творения. Ч. VIII. М., 1891. С. 424–425. 21 Юнгеров П. Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение. Казань, 1897. С. 33. Современные библейские переводы соответствуют мнению Юнгерова. 24 ™kondÚlizon. Считается, что это глосса, добавленная для ясности. См., напр.: Carbone S. P., Rizzi G. Il libro di Amos. Lettura ebraica, greca e aramaica. Bologna, 1993. Р. 73. 25 Блаженный Иероним. Три книги толкований на пророка Амоса//Творения. Ч. 13. Киев, 1896. С. 24–25. 32 В Синод. переводе: в суде. Судебное разбирательство происходило обычно на площади перед главными воротами города (Быт 23:10,18; Втор 21:19; 22:15; Иов 29:7; Притч 24:7; 31:23; Ам 5:10,15; Зах 8:16). Судьями были обычно городские старейшины, главы семейных кланов (конкретный пример такого трибунала — в Руфь 4:1–12). Но могли быть и профессиональные судьи (см. Втор 16:18). О судебной системе и судопроизводстве в древнем Израиле см., напр.: de Vaux R.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

1907. С. 137-138); в это время в храме Св. Ирины выставлялось для поклонения св. копье (в Великий четверг оно выставлялось в храме Св. Софии), которым, по преданию, было прободено ребро Спасителя (Ин 19. 34). Авторы VII-VIII вв. Аркульф и Беда Достопочтенный упоминают, что в Великие четверг, пятницу и субботу в Константинополе совершалось поклонение Честному Древу Креста Господня (видимо, в подражание иерусалимской практике), но в послеиконоборческую эпоху и позднее чин особого поклонения Кресту в связи с Пасхой стал совершаться в дни Крестопоклонной седмицы Великого поста, а в Великие четверг и пятницу его место в Константинополе занял чин поклонения св. копью, которое было перенесено в Константинополь в 614 г. Этот чин завершался служением тритекти, на 3-м антифоне которого пели тропари " Покланяемся копию " и " Распеншуся ти Христе " ; следовали прокимен из Пс 69, паремия (Зах 11. 10-13). После тритекти в храме Св. Ирины Патриарх совершал ради оглашаемых чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, т. е. чин окончания великопостного огласительного цикла (Goar. Euchologion. P. 279-281; Дмитриевский. 1907. С. 153-156; большая часть текстов византийского огласительного цикла сохраняется в православных богослужебных книгах и доныне - см. ст. Оглашение). Вечером в Великую Пятницу совершалась вечерня, за которой читались 2 рядовые паремии из книг Исход и Иова (как и в прочие дни Страстной седмицы): Исх 33. 1-23 и Иов 42. 12-17d, с прокимнами из Пс 34. 21 в начале и конце 2-й; затем читались паремия (Ис 52. 13-53. 12) и Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2; предваряется прокимном из Пс 87) о Страстях Христовых; следовали аллилуиарий со стихами из Пс 68 и составное Евангелие (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), затем возглашалась сугубая ектения и совершалась литургия Преждеосвященных Даров (к нач. XIII в. литургия Преждеосвященных Даров в Великую Пятницу в Константинополе, по сообщениям паломников, уже не совершалась). Богослужение Великой Пятницы в Православной Церкви в XI-XII вв.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

После этого тропаря начинается чтение 12-ти Евангелий, повествующих о страданиях Иисуса Христа, начиная с прощальной беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением в саду Иосифа Аримафейского. Во время чтения Евангелий верующие стоят с возжженными свечами, в ознаменование славы Сына Божия даже и во время Его величайшего уничижения. После 8го Евангелия поется трипеснец: Песнь 5. Ирмос: К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно преклоньшемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче. Песнь 8. Ирмос: Столп злобы богопротивныя божественнии отроцы обличиша: на Христа же шатающееся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот Держащаго дланию: Егоже вся тварь благословить, славящи во веки. Возношу утреннюю молитву к Тебе, Слово Божие, без изменения уничижившему Себя по милосердию и бесстрастно преклонившемуся до страданий: мир подай мне падшему, Человеколюбче. Благочестивые отроки выставили на позор опору богопротивного умысла, а неистовствующее против Христа собрание беззаконных замышляет тщетное, намереваясь убить Держащего жизнь в руке Своей, Егоже вся тварь благословляет, прославляя во веки. 9. Честнейшую херувим… (См. выше) . Светилен Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети, и спаси мя. Великая пятница Литургии в великую пятницу не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день великого пятка Самим Сыном Божиим. В этот день служатся только часы царские, нарочито для этого дня составленные св. Кириллом, епископом Александрийским, в 5ом веке. Вечерня совершается в 3ем часу по полудни, так как в этот час Иисус Христос испустил дух и тело Его было снято со креста. После вечернего входа с Евангелием читаются паремии, Апостол и Евангелие. Паремии: Исх.33:11-23 ; Иов.42:12-17 ; Ис.52:13-15;53:1-12;54:1 . Апостол 1Кор.1:18-2, 2 . Евангелие Мф.27:1-38 ; Лк.23:39-43 ; Мф.27:39-54 ; Ин.19:31-37 ; Мф.27:55-61 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Софии в XI-XII вв. закрывали, чтобы помыть и приготовить к службам Великой субботы и Пасхи ( Дмитриевский. 1907. С. 137-138); в это время в храме Св. Ирины выставлялось для поклонения св. копье (в Великий четверг оно выставлялось в храме Св. Софии), к-рым, по преданию, было прободено ребро Спасителя (Ин 19. 34). Авторы VII-VIII вв. Аркульф и Беда Достопочтенный упоминают, что в Великие четверг, пятницу и субботу в К-поле совершалось поклонение Честному Древу Креста Господня (видимо, в подражание иерусалимской практике), но в послеиконоборческую эпоху и позднее чин особого поклонения Кресту в связи с Пасхой стал совершаться в дни Крестопоклонной седмицы Великого поста, а в Великие четверг и пятницу его место в К-поле занял чин поклонения св. копью, к-рое было перенесено в К-поль в 614 г. Этот чин завершался служением тритекти, на 3-м антифоне к-рого пели тропари «Προσκυνομεν τν λγχην» (    ) и «Σταυρωθντος σου, Χριστ» (      ); следовали прокимен из Пс 69, паремия (Зах 11. 10-13). После тритекти в храме Св. Ирины Патриарх совершал для оглашаемых чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, т. е. чин окончания великопостного огласительного цикла ( Goar. Euchologion. P. 279-281; Дмитриевский. 1907. С. 153-156; большая часть текстов визант. огласительного цикла сохраняется в правосл. богослужебных книгах и доныне - см. ст. Оглашение ). Вечером в В. п. совершалась вечерня, за к-рой читались 2 рядовые паремии из книг Исход и Иова (как и в проч. дни Страстной седмицы): Исх 33. 1-23 и Иов 42. 12-17d, с прокимнами из Пс 34. 21 в начале и конце 2-й; затем читались паремия (Ис 52. 13 - 53. 12) и Апостол (1 Кор 1. 18 - 2. 2; предваряется прокимном из Пс 87) о Страстях Христовых; следовали аллилуиарий со стихами из Пс 68 и составное Евангелие (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), затем возглашалась сугубая ектения и совершалась литургия Преждеосвященных Даров (к нач. XIII в. литургия Преждеосвященных Даров в В. п. в К-поле, по сообщениям паломников, уже не совершалась).

http://pravenc.ru/text/150067.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010