Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОГРАФИЯ БИБЛЕЙСКАЯ область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с к-рым связаны события библейской истории (о физической географии Сиро-Палестинского региона см. ст. Святая земля : география). Географические представления библейских авторов Хотя у библейских авторов нет специального интереса к вопросам географии, они обращаются к ним лишь в связи с описаниями явлений природы, войн, границ владений и т. п., в Библии отражены их представления о географическом устройстве земного мира. Форма Земли четко не определяется, так же как неясным остается вопрос об «основаниях земли» (1 Цар 2. 8; ср.: Иов 26. 7). Ориентировка в пространстве основана на видимом пути солнца; стороны света обозначаются с позиции человека, обращенного лицом к востоку: «перед» (   - Быт 2. 8; 12. 8 и др. в значении «восток»); «зад» (   - Ис 9. 11 (МТ) и др.); «море» (  - Быт 12. 8 (МТ) и др.) в значении «запад» (поскольку море составляет зап. кромку Палестины, противолежащую точке восхода); «левая» (  , т. е. связанная с закатом, северная) сторона и «правая», т. е. юж. («полуденная»), сторона (   - 1 Цар 23. 24;  - Зах 6. 6; 9. 14; Иов 39. 26; также:   - Втор 33. 23 или   - Быт 12. 9 и др.). Локальными ориентирами служили природные объекты - горы, плоскогорья, хребты, долины и т. п. (ср.: Нав 15-19), а также дороги и поселения, обычно составлявшие удел к.-л. колена. Сведения древнеевр. авторов о территориях соседних народов достаточно широки: на востоке названы Мидия, Персия и Индия (Есф 1. 1; 8. 9); на севере описано пространство от Армении ( Арарат , Магог, Аскеназ, Фогарма - Иер 51. 27; Иез 27. 17; 39. 6) до зап. части М. Азии (Гомер, Фувал, Мешех); на западе неоднократно названы Кипр (Киттим), Иония (Иаван), Крит (Кафтор), Карфаген и даже Испания (Фарсис); на юге - Юж. Аравия (Сава) и Эфиопия (Куш). Из морей известно Средиземное, к-рое называли просто «море» (Числ 13. 30; ср.: Нав 1. 4; 23. 4), а его часть, омывающая берега Палестины,- «море Филистимское» (Исх 23. 31) или «море Яфы» (1 Езд 3. 7; синодальный пер.: «по морю в Яфу»). Второе по упоминаниям в Библии море - Красное. Из больших рек вне Палестины часто называют Евфрат (Быт 2. 14; 15. 18 и др.), Нил (Быт 41. 2, 18; Исх 2. 3, 5). Река Тигр (Хиддекель) упомянута только в кн. Бытие (2. 14, как одна из райских рек) и у прор. Даниила (Дан 10, 4; 12. 5, 6). Горы вне Св. земли, за исключением Арарата, в Библии не названы, но часто говорится о пустынях (Быт 14. 6 и др., Едомская - 4 Цар 3. 8, Синайская - Исх 19. 1 и др., а также пустыня Красного м.- Числ 21. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/162155.html

33. Бог Вездесущ Сам Бог в Ветхом Завете говорит о Себе: «Разве Я – Бог только вблизи... а не Бог и вдали?.. Не наполняю ли Я небо и землю? ( Иер. 23:23, 24 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» ( Ис. 66:1 ). Еще нагляднее представляет эту истину Иов, который говорит о Боге: «Он превыше небес... глубже преисподней... Длиннее земли мера Его и шире моря» ( Иов. 11:8, 9 ). Ап. Павел учит о Боге, что «Он не далеко от каждого из нас, о Нем бо живем движемся и есмы» ( Деян. 17:27, 28 ), и что Он «над всеми и чрез всех и во всех нас» ( Еф. 4:6 ). «Бог пребывает, – учит св. Афанасий Великий , – во всем по Своей благости и силе, вне же всего (т. е. Сам в Себе, внутри Себя) по Своему собственному естеству» (De decrem. synod. nys. с. 11). «Надобно знать, – учить, св. Иоанн Дамаскин , – что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело» (De fid. ormodox. lib. I. с. 13; curs. compl. graec. Т. col. 852). «Что Бог есть везде, мы знаем, но как – (везде), это не особенно понимаем», говорит св. Иоанн Златоуст , смиренно сознаваясь в слабости ума человеческого постигнуть тайну везде присутствия Божия (Homil. 2. in Epist. ad hebr. n. 1). (См. «Опыт. прав. догм. богосл.» еп. Сильвестра. Киев. 1884 г. Т. II, стр. 121, 126, 129, 133) 41 .   41 Примеч. Не излишне здесь изложить умозрительное изъяснение вездеприсутствия Божия одного великого русского мыслителя, профессора философии и богословия прот. Ф. Голубинского . Он говорит: „доказательство Божественного вездеприсутствия находим у св. Григория Нисского , заимствованное из самого понятия бытия и сохранения вещей“. „Кто будет столько безумен, говорит он, чтобы, рассматривая вселенную, не убедился, что есть в ней Божество, что Оно содержит ее, обитает в ней? Ибо все зависит от истинно Сущего, и ничто не могло бы держаться в бытии если бы не держалось истинно Сущим. Но истинно Сущее, как такое, есть не другое что, как природа Божественная. Таким образом самое существование (permanentia) вещей убеждает нас, что во всем существующем находится Божественная природа, и одному только Богу свойственно проходить (проникать) все и во всей природе вещей, по всем ее частям, быть распростертым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иов в своей повести о царствовании Феодора Иоанновича ни слова не говорит о смерти царевича Димитрия (см. Лет. по Никон. сп. VII т. 316–359 стр.). 17 Были слухи, что даже сам Борис некоторое время сомневался в действительности смерти царевича Димитрия (Сказ. совр. I, 33). Удивительно ли такое сомнение у Игнатия? 18 См. Хр. Чтен. 1879 г. II кн. 400 стр. (Ст. Π. Ф. Николаевского «Учрежд. патриарш. в России»). 19 См. мою ст.: «Лжед. I, как пропагандист католич. в Москве». Хр. Чтен. 1886 г. т. II стр. 83–84. 23 При Борисе, среди русских стали распространяться иноземные обычаи, и сам царь очень любил иностранцев. Это не могло понравиться ревнителям старины, и они говорили Иову: «Отец святый, зачем ты молчишь, видя это?» Но Иов, «видя семена лукавствия, сеемые в винограде Христовом, изнемог, и только ко Господу Богу единому взирая, ниву ту недобрую обливал слезами». (Солов. VIII. 57 стр.). Патриарху жаловались на то, что Борис принимает всякие доносы, но Иов молчал и только «день и нощь в церкви и в келлии своей пел молебны с плачем и рыданием... и бе ему непрестанные слёзы и плачь непостижимый». (Мак. X, 89 стр.). Может ли такой плачущий старец хоть чем-нибудь напоминать великого и непоколебимого Гермогена? Есть ли хоть какое-нибудь сходство между слезами Иова и подвигами мученика-митрополита Филиппа, этого истинно великого «печальника» за землю русскую! 24 Летописцы называют воцарение Бориса «восхищением Российского царствия», и его самого величают «злопрелестником». Опис. рукоп. Импер. Публ. Библ. I, 403 и 408 стр. Даже московские послы к Михаилу Фёдоровичу с предложением короны на царство говорили, что «Борис сел на государство своим хотеньем» (Солов. IX, 9 стр.). 25 Акт. Арх. Эксп. II, 67. Иов сам говорит, что у него было немало недоброжелателей из-за избрания Бориса на царство. Смотри Макар. X, 88 стр. 31 «Константинопольскому патриарху Иеремии сказали в Москве, что чин поставления у вас митрополита тот же, что и чин патриаршего поставления, который Иеремия представил царю, с тою ещё разницею, что в Москве поставление митрополита производилось с большею торжественностью, чем поставление константинопольского патриарха» (Мак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Иезек. I.8.23–24; ср. Гом. Еванг. 29.9). Во Христе плотская природа человеческого тела стала нетленной, легкой и подобной эфиру (Гом. Еванг. 29.10). Сравнительно мало внимания святитель Григорий уделяет жертвенному аспекту совершенного Христом искупления. Само слово искупление (redemptio) и искупать (redimere) святитель Григорий чаще всего понимает как выкуп (выкупать), или освобождение (освобождать), имея в виду выкуп и освобождение человека из-под власти диавола и смерти (см. Толк. Иов. XVII.33.54; XIII.47.52; XXXIII.6.12; 7.14 и др.). Иногда он говорит, что “мы искуплены Кровью Христовой”, а Христос — это наш Первосвященник, по-видимому, имея в виду ту Жертву, которую Он принес Богу Отцу за грехи людей (Гом. Еванг. 31.8). С точки зрения святителя Григория, само Боговоплощение есть “очищающее нас возношение” (oblatio), поскольку, показав Себя человеком, Христос как Посредник смыл грехи человека (Толк. Иов. I.24.33) 16 . В Воскресении и Вознесении Христовом было упразднено “осуждавшее нас рукописание” и отменен “приговор, осуждавший нас на тление” (Гом. Еванг. 29.10). В одном месте святитель Григорий сводит воедино сразу несколько аспектов совершенного Христом спасения: “Он стал плотью, чтобы сделать нас духовными, милосердно снизошел, чтобы возвысить, исшел [от Отца], чтобы ввести [в Царство Небесное], явился видимым, чтобы показать невидимое, перенес бичевание, чтобы уврачевать, перенес поношения и насмешки, чтобы освободить от вечного поношения, умер, чтобы оживить” (Гом. Иезек. II.4.20). 4.3. Благодать и свобода. Совершенное Христом всеобщее спасение должно осуществиться и в жизни каждого отдельного верующего. По мнению святителя Григория Великого, это происходит совместным действием Божественной благодати и человеческой свободной воли. Он полагает, что для спасения недостаточно одной веры во Христа Спасителя, но необходима и “жизнь, согласная с верой” (vita fidei), то есть дела, в которых проявляется вера человека (Письма. VII.15). И ныне верующие во Христа не спасаются без добрых дел (Там же; Толк.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Мк. 4:37–39. «И поднялась великая буря… А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». 8 Срока из стихотворения «Комус» английского поэта Джона Мильтона (1607–1674). 9 Пс. 118:105. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей». 10 Пс. 75:11. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». 11 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13; Мф. 25:30. 12 Пс.18:2. 13 Ин. 14:8–9. 14 Деян. 17:30. 15 Лк. 23:41. 16 Книга Ф. Бэкона. 17 См. Еф.2:2. 18 См. Еккл. 12:2. 19 Пс. 22:4. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». 20 Ср.. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). 21 Там же. 22 Ср. Ин.1:46: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» 23 Гал. 1:8. 24 Ср. Пс. 72:25. 25 Пс. 138:18. 26 См. 1 Цар. 3. Речь идет о старом священнике Илии и маленьком Самуиле, которому предназначено было стать великим пророком. Глас Господа, прозвучавший однажды в храме, услышал именно Самуил, а не Илий. 27 См. 1 Цар. 17. Молодой Давид победил великана и воина Голиафа, выйдя на бой с одной пращой без вооружения и доспехов, так как предложенные ему доспехи царя Саула оказались большими и неудобными. 28 См. Мф. 5:25–26. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Кодрант — самая мелкая медная римская монета (грош). 29 Ср. Мф. 10:26; Лк. 8:17, 12:2. 30 См. Лк. 18:10–14. 31 Иов. 2:4. 32 Ин. 20:29. 33 См. Ис. 32:2. 34 Ср. Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6; Рим. 9:33; Рим. 10:11. 35 Пс. 15:11. 36 Ср. Ис. 42:3; Мф. 12:20. 37 1 Ин. 4:18. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

На Лицо Святого Духа и на Его Божество указывают, хотя и не так ясно, следующие места: «Дух Божий ношашеся верху воды» ( Быт.1:2 ). Пророк Захария говорит, что Господь Саваоф «Духом Своим через прежних пророков» посылал слова и закон ( Зах.7:12 ), и их слова были Его словами (см. 2Цар.23:2 ). Самые ясные свидетельства о Лице и Божестве Святого Духа находятся в мессианских пророчествах: «Господь посла мя и Дух Его» ( Ис.48:16 ); «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя» ( Ис 61:1 ; ср.: Лк.4:18, 21 ; Ис.11:2–3 ). О Святом Духе как отдельном Божественном Лице говорится и в других местах Ветхого Завета (см. Пс.32:6, 50:13, 103:29, 30, 142:10, 147:7 ; Неем.9:20 ; Иов.33:4, 27:3 ; Дан.4:6 ; Иоил.2:28 ; Ис.44:3 ; Иез.36:27 ). На истину о Триедином Боге указывают еще и все те места Ветхого Завета, которые говорят о «Слове» (ср. Пс.32:6 ; Ин.1:3 ; Пс.106:20, 32:4, 118:89 ; Ис.40:8, 55:11 ; Прем.16:12, 18:15–16 ), об «Ангеле Божием, Ангеле Господнем», о Божией Премудрости как о животворящем и жизнеподательном начале, от века существующем с Богом (см. Притч.8:22–31 ; Иов.28:12–28 ; Вар.3:9–37 ; Сир.1:1–10, 24:1–13 ; ). б) Новый Завет есть не что иное, как Откровение Святой Троицы о Святой Троице. В нем полностью открыт и возвещен догмат о Святой Троице. Раскрытие этого догмата совершилось Отцом, Сыном и Святым Духом. Бог Отец посылает Сына и действует через Него; Бог Сын открывает Отца, возвещает и низводит Духа; Бог Дух Святой свидетельствует о Сыне и продолжает Его дело. Всё, от начала до конца, совершается от Отца через Сына в Духе Святом, ибо «Отец все творит через Сына в Духе Святом». Во всем новозаветном действует Святая Троица, ибо «всё даруемое подается в Троице, и всё сие – от единого Бога». Спасение людей – совместное дело Триипостасного Божества. Вся жизнь, и труды, и учение воплощенного Сына Божия на земле суть непрестанная проповедь , словом и делом, о Триипостасном Боге. В Новом Завете всё – от Святой Троицы и всё – в Святой Троице, «ибо в Троице совершенство».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

(Ст. 36). Другие же поруганиям и побоям подвергались — как Елисей (4 Цар. 2:23), темницам и узам — как Иеремия и Михей (Иер. 20:2. 33:1. 3 Цар. 22:26–27). (Ст. 37). Были побиваемы камнями — Моисей, Навоф (то есть Навуфей; см.: 3 Цар. 21:13. Ср.: 2 Пар. 24:20), разсекаемы [греч. собственно: «перепиливаемы»] были, как Захария и Исаия  ; искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов. 1: 1, 12); убийством меча умирали — Михей, Урия, Иоанн (Иер. 26:23. 3 Цар. 19:10. Мф. 14:10); скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (4 Цар. 2:8, 13,14), терпя недостатки, скорби, озлобления. (Ст. 38). Коих недостоин был мир, — пророки, которых скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищей, — в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли; то есть когда слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (3 Цар. 18:4). (Ст. 39). И эти великие скорби свидетельствуют о всех них, что они пребывали в вере, так как не получали обетовании своих (при своей жизни). (Ст. 40). Мы же хотя и позднее их подверглись испытаниям, однако и к нам относились прежние обетования, дабы не без нас они достигли совершенства, что кто подвизался прежде, тот и награду получит прежде, но один день назначен для мздовоздаяния за все скорби, которые терпели и терпят люди.   Глава 12 (Ст. 1). Посему и мы, кои такое имеем вокруг нас, как бы собравшееся, облако, множество свидетелей бремени нашего, то есть предстоящее нам облако скорбей и бед, которые приведут к совершенству очень многих, имеющих надежду во Христе и умирающих за Него, сложим с себя все, чтобы не оказаться нам медлительными в борьбе с грехами, кои всегда готовы ввести нас в преступление, и с терпением да устремимся к предлежащему нам подвигу (приготовленному) не от одних только гонителей, но и от самого диавола. (Ст. 2). Да взираем не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг, но да взираем на виновника веры Иисуса Христа, Который соделался вождем и совершителем веры нашей, ибо на Иордане Он начал борьбу с врагом, происходившую в пустыне (Мф. 4:1), и окончил ее в Иерусмалиме на Кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями. Итак, будем подражать Ему и терпеть за Него гонения, как и Сам Он пострадал, поскольку радость имел о нас  и претерпел муки Креста от распинателей, пренебрегши посрамлением, и потом возсел одесную Престола Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

На примере Богоматери Святая Церковь преподает нам очень важный урок: " Подобно тому, как Бог Отец посылает невещественного Сына и Слово, рожденное Им без матери, для спасения на землю, так и Мать Богочеловека отдает на заклание единородного и единственного Сына Своего первенца, рожденного Ею без отца. Бог Отец дает пример полной противоположности грешникам, готовым погубить весь мир, чтобы дать детям своим грешное и преходящее плотское " счастье " . По примеру Бога Отца, всевышнего Владыки, поступает и осененная Его славой Божия Матерь: Она отдает на распятие и в снедь верным возлюбленного Сына Своего — в противоположность другим матерям, готовым для грешного плотского счастья детей своих отдавать им на жестокое растерзание и съедение плоть и кровь " чужих " . Для Бога и Божией Матери нет чужих. Через сказанное со креста слово: Жено, се, сын Твой и Се, Мати твоя (Ин. 19, 26–27) — усыновлено Ею все верующее в Нее человечество " [ 68 ]. На входе с Евангелием возглашается прокимен: Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий (Пс. 21, 19) со стихом: Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? [ 69 ] (Пс. 21, 2). Последний предсмертный возглас Сына Божия, умиравшего на кресте, пронзает наше сердце нестерпимой болью: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси . Сын Божий был оставлен Своим Небесным Отцом. Богооставленность Его полна великого трагизма. Все это должно напоминать нам, как страдал и что перенес Господь ради нас. Эти муки должен был пройти каждый человек, каждый из нас, но Спаситель все мучение и всю смерть взял на Себя — ради всех нас, ради меня. Можем ли мы сознательно грешить после того, что сделал Бог ради нас, можем ли мы сознательно нарушать постановления Божии и противиться Его святой воле? Конечно же, нет!.. На паремиях восстают перед нами ветхозаветные праведники: Моисей, молящийся за преступный народ израильский, как прообраз Великого Ходатая за весь род человеческий (см.: Исх. 33, 11–23), и Иов, после лишений и страданий своих увенчанный великими милостями Божиими и прообразующий Божественного Страдальца, страданиями восшедшего в славу Свою и возвратившего нас к Богу (см.: Иов.

http://pravoslavie.ru/78516.html

Но так как по правосудию Божию одни и те же поступки одинаково и наказываются, то значит и иудеи должны ждать той же участи, какая постигла израильтян. Раскрывая эту мысль, пророк и угрожает Иудеям (см. 12 ст.) от лица Божия (сия глаголет Господь – 11 ст.) неотвратимыми бедствиями (злая от них же изыти не возмогут), среди которых они вспомнят об Истинном Боге, обратятся к Нему с молитвою о помощи, но уже будет поздно: молитва их не будет услышана (11 ст.), будут взывать о помощи и к ложным богам, идолам, которым теперь кадят, но и они не помогут им в скорби (12 ст.), не смотря на то, что идолов этих у них так же много, как городов, и постыдных жертвенников для каждения ваалу, столько же, сколько улиц в Иерусалиме (13 ст. ср. 2:28). От этих бедствий не избавят Иудею даже ходатайственные молитвы самого пророка. На случай, если бы пр. Иеремия, подобно другим великим праведникам (наприм. Аврааму – Быт. 18:23–33 ; Моисею – Исх. 32:11–14 ; Даниилу – 9:3–20) вздумал ходатайствовать пред Богом за грешный народ иудейский, Бог предупреждает его, что Он не примет его молитвы (14 ст. ср. 7:16). в) После этого объясняется причина того, почему Бог в других случаях принимающий молитвы праведников за нечестивых ( Быт. 18:23–33 ; Иов. 42:7–9 ; Чис. 14:18–20; 16:41–48 ; 3Цар. 17 и 18 гл.; Дан. 9:3–20 ; Иак. 5:14–16 ), в данном случае повелевает пр. Иеремии не молиться за иудеев. Народ иудейский творит мерзости даже в самом храме и надеется избежать праведного воздаяния за это исполнением одних внешних обрядов (15 ст.). Это показывает, что народ иудейский изменился совершенно, из доброй маслины переродился в дурную, следовательно сделался неисправимым (16 ст.), вот почему Господь за все нечестия иудеев, которыми они оскорбляли Его, решил послать на них бедствия (17 ст.). Почто (зачем) возлюбленная Моя (народ Мой – ср. 2:32–33) в дому Моем сотвори мерзости многи (15 ст.) – под домом Божиим в данном случае, как видно из контекста речи, нужно разуметь храм Божий (а не народ Божий, как в Иер. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В разговорной речи понятие «ангел» вмещает самые общие представления о неких неземных бесплотных существах, окружающих Бога и уже в силу этого безгрешных, совершенных, взирающих с небес на дела человека. Подобные представления формировались под влиянием различных источников: устных преданий, произведений изобразительного искусства, книг — от Б. до святочных рассказов. Ангелы (архангелы, херувимы, серафимы), постоянно фигурирующие в тексте Б. , не являются носителями определенных свойств, и облик их не имеет конкретной завершенности. Достаточно подробно описаны лишь их материальные подобия — скульптурные изображения херувимов, венчающие крышку Ковчега Завета (см. Исх.25:18–22, 37:7–9 ). Некоторые детали их облика возникают в видениях пророков. Исайя, которому явился шестикрылый Серафим, свидетельствует: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:1–2 ). «Ангел» переводится как «вестник» или «служитель». Это духовное существо, возвещающее людям Божью волю и исполняющее ее. У апостола Павла сказано об ангелах: «…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Ангелом (в значении «служитель») может быть и дух, принадлежащий сатане: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор. 12:7 ). Ангелы сатаны будут ниспровергнуты в конце времен, так гласит Откровение: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… и ангелы его низвержены с ним» ( Откр.12:9 ). Возникает в Б. и образ карающего, жестокого ангела: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» ( Притч.17:11 , см. также 1Пар. 21:12 ; Пс.77:49 ). Многообразно участие ангелов в судьбах людей: ангел избавляет народ от зла (см. Быт.48:16 ; Исх.23:20 ; Чис.20:16 ; Ис.63:9 ), принимает души умерших: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ), помогает одолеть противника в сражении (см. 4Цар.19:35 ), может быть Ангелом-наставником, показывающим человеку «прямой путь его» ( Иов.33:23–24 ), является на землю как вестник (Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении сына, который будет наречен Иоанном ( Лк.1:13 ) и приходит к Деве Марии с благою вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1: 28–31 )).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010