3, 920). Книга пророка Наума Пророк Наум именуется " Елкосеянином " , что, вероятно, указывает на имя его отца. По преданию, род Наума происходил из селения, которое позже было названо в его честь. Оно упоминается в Евангелии, как Капернаум , находившийся на северном берегу Галилейского озера. После разорения Израильского царства ассирийцами в 722 году до Р.Х. предки Наума переселились в Иудею, и здесь Наум проходил свое пророческое служение в начале VII столетия до Р.Х. В своей книге, состоящей из трех глав, пророк Наум преимущественно говорит о наказании Ниневии, столицы Ассирийского царства. В прошлом Ниневия служила в руках Божиих орудием наказания и вразумления еврейского народа, поэтому пророк Исаия называл Ассирию жезлом гнева Божия, и бичом в руке Его (Ис. 10, 5). Лет за двести до этого, при пророке Ионе, Ниневия, столица Ассирии, была помилована Богом ради покаяния ее жителей. После этого Ассирия начала быстро расти и усиливаться. Опьяненные своими победами, ассирийцы стали чрезвычайно надменными и жестокими с покоренными ими народами. В своей книге пророк Наум совершенно точно описывает нравственное состояние современной ему Ниневии, как города крови и вероломства. В предстоящем наказании Ниневии пророк видит праведное воздаяние этому городу за пролитую невинную кровь. Действительно, непобедимая дотоле Ниневия была вскоре покорена Набопалассаром вавилонским в 612 году до Р.Х. Ее разорение и последовавший распад всей могущественной Ассирийской империи красочно описали Геродот, Диоскор Сицилийский, Ксенофонт и другие греческие писатели. Причем, как предсказал пророк Наум, Ниневия после своего разрушения как бы совершенно исчезла с лица земли. В течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия, и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума. Книга пророка Аввакума Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме) и пел в Иерусалимском храме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

3. Преп. Наум Чудотворец, Охридский . Ученик святых Кирилла и Мефодия и один из Пяточисленных просветителей [память их 27 июля. – Пер.], которые ревностнее всего соработничали с оными славянскими Апостолами. Святой Наум путешествовал в Рим, где прославился силой чудотворений, а также большой образованностью. Был знатоком многих языков. По возвращении из Рима просветители, при содействии царя Бориса-Михаила, поселились на берегах Охридского озера. Тогда как святой Климент был в Охриде епископом, преподобный Наум основал на южном берегу озера монастырь, и доселе украшающий оную местность так же, как имя святого Наума украшает историю славянского христианства. Обитель преподобного Наума во все века была источником чудодейственной силы и прибежищем для всех скорбящих и бедствующих. Вокруг святого Наума собралось множество монахов – отовсюду с Балкан. Был он мудрым учителем, единственным наставником иночествующих, самоотверженным подвижником, молитвенником и духовником, творившим чудеса при жизни и по смерти. Неустанный труженик, преподобный Наум прилагал особые усилия к переводу Священного Писания и прочих церковных книг с греческого языка на славянский. Его чудотворные мощи и по сей день удивляют [приходящих к ним] многочисленными чудесами, нарочито исцелениями от тяжких недугов, в частности – от сумасшествия. Упокоился он в первой половине X века и переселился в радость возлюбленного Христа 183 . Наум преподобный, апостол славян, Ты светом Христовым чудесно осиян; Оплот нерушимый! – Таким ты в был, Наитию Духа плоть бренную вручил. Постом и молитвой изгнал ты злых гостей И душу очистил от пагубных страстей; И ангельским Силам себя уподобил – Божественной власти Господь тебя сподобил: Христос всю природу тебе покорил, На демонов злобных твой дух ополчил. Привел ты ко Господу сонмы народов, Учил их жить в Боге и Богу в угоду; Недуги лечил ты Божественной силой – Людские сердца благодать посетила. По смерти ты сделался житель небес, На сей, творя мириады чудес, Взираешь, Христа проповедуя нам,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иез.44:16 .  Они будут входить во святилище Мое и при­ближаться к трапезе Моей, чтобы служить Мне и соблюдать стражу Мою. Кроме обязанностей на внутреннем дворе храма у жертвенника Господня приношение тука и крови – ст. 15, священники садокиды будут иметь еще более высокие и почетные обязанности в самом «святилище» (в собств. смысле), у «трапезы Господней»; как назван еще в Иез.41.22 (см. об.) алтарь курений, где они будут а) служить Господу (через курение фимиама и должно быть кропление крови на этот алтарь; если же в Иезекиилевом храме предполагается стол для хлебов предложения и светильник, то здесь разумеется и служение, связанное с этими священными предметами) и б) соблюдать стражу Господню в святилище, т. е. заботиться всесторонне об этой святейшей части храма. Иез.44:17 .  Когда при­дут к воротам внутрен­него двора, тогда оденут­ся в одежды льняные, а шерстяное не должно быть на них во время служе­ния их в воротах внутрен­него двора и внутри храма. Святость прямых служителей Божиих священников виднее и рельефнее всего выражается через необычайно строгие требования даже относительно их одежды этой самой внешней и на первый взгляд неважной частности в человеке, на которую однако человек смотрит, как на продолжение во внешнем мире его существа. Главное требование относительно этой одежды, что она не должна быть шерстяною. Основание для этого требования не указывается, если не считать намеком на него замечание ст. 18: «в поту они не должны опоясываться», – что в шерстяной одежде тело скорее потеет и пот, это грязное выделение организма, сохраняется шерстью навсегда и не может быть отмыто с нее, как со льна. Вероятно основание для этого требования какое-либо другое, более глубокое и символическое (может быть: шерсть своего рода падаль, мертвечина). На служении своем как во всем внутреннем дворе, начиная от его ворот, т. е. главным образом у жертвенника, так тем более «внутри храма», в святилище, священники должны быть в льняных одеждах, за свою чистоту и белый цвет усвояемых и являющимся на земле небожителям ( Иез.9.2 ; Дан 10.5, 12.6 и д.). Льняная материя здесь названа пиште, настоящий лен (означает и лен на корню), тогда как в Пятокнижии бад (волокна). По Моисееву закону только нижнее платье («от чресл до голеней» – надраги, брюки) должны быть у священников льняное (бад), а верхнее – хитон и кидар – висонные (хлопчатобумажные), следовательно, пророк Иезекииль усиливает здесь требование Моисея об одежде священников и возвышает идею чистоты их. Переодеваться в такие, льняные, одежды священники должны у самых «ворот внутреннего двора» т. е. северных или южных (восточные были большею частью закрыты и ими не входили: Иез.46.1–2 ) может быть, в устроенных у них комнатах для певцов Иез.40.44 ; план 3 – С и D, а снимать эти одежды в комнатах Иез.42.14 (Н и Н»). Таким образом священники выходят из внутреннего двора не теми воротами, которыми входят, как то определеннее требуется от мирян в Иез.46.9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он был постриженником Соловецкой обители вместе с Наумом трудился на рыбной ловле, и обучил его русской грамоте. Найдя своего друга изможденным, кроткий Досифей освободил старца от всяких трудов и поручил только чтение синодика в церкви препод. Зосимы и Савватия и возжжение лампад, у гробниц препод. Германа и Иринарха. В этом послушании о. Наум провел 27 лет, совершенствуясь в духовной жизни. Только в, 1834 году он принужден был выехать из монастыря в Кемь, в, виду ревизии, но вскоре возвратился обратно. Знавшие и уважавшие подвижника кемляне, выхлопотали ему увольнение от общества, и Наум уже навсегда возвратился в обитель. Как не скрывался о. Наум, но всем было ясно видно, что он сподоблен дара прозрения, как показали многочисленные случаи его проявления. Так, один брат похитил у богомольца несколько чаю и, когда это оказалось никому незаметным, пил его с удовольствием. Но вот с ним встречается о. Наум и, к невыразимому ужасу и удивлению, ласково говорит: «А что, брат, ныне чаек попиваешь и теперь у тебя его вдоволь. Да спокойно ли на сердце?». Еще в 1848 году он говорил братии о войне России с англичанами, а за три месяца до смерти, выходя из Преображенского собора, старец остановился, посмотрел кругом и сказал: «Скоро здесь жарко будет» – действительно скоро началась стрельба с английских судов. В то же время отец Наум обладал, и даром чудотворения: по его молитве, исцелилось несколько больных, но особенно замечателен следующий случай. Соловецкий иеромонах ездивший на богомолье, горько сокрушался, что из-за непогоды, ему не удастся быть на празднике преп. Савватия, 27 сентября, и молился св. угодникам, вспомнил и о Науме. Мысленно обратившись к нему со слезами подумал: «Ты ежедневно находишься в храме, св. угодников и пред мощами их читаешь канон, умоли их, чтобы услышали мое желание и удостоили меня торжествовать с вами светлый день их праздника». Прошли сутки, вдруг, после несколько дневного затишья, подул попутный ветер, и иеромонах благополучно прибыл в обитель к празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Узнав о таких необычных вещах, я все рассказал своей бабушке. Бабушка объяснила мне, что такое смерть, Страшный Суд и воздаяние. Пока я слушал ее, слезы не переставали литься из моих глаз – я уже ни о чем не мог думать, кроме как о смерти. Вот такими были люди в Пирее. Как только колокол бил в пять часов, церкви сразу заполнялись молящимися святыми людьми. И когда читали шестопсалмие, все рыдали, вспоминая о гробе в Кератсинии. Наум Я шел вдоль Пирейской гавани и увидел человека, который хватался то за правую щеку, то за левую. Лодочники думали, что он сумасшедший, другие его оскорбляли, иные били его или кидали в него камни, крича: – Наум! Наум! Наум! Он терпел все это, словно ничего не случилось. Что же так захватило этого загадочного человека с его непостижимым терпением? Его жизнь понимали священники из Пирея, часто с ним беседовавшие. Они ведали его тайную добродетель. Я ни разу не видел, чтобы он ел или садился отдохнуть. Чем он пробавлялся, только он сам знал. Он всегда ходил одной дорогой: от таможни до площади Караискакиса в Целепи и обратно. Так, ежедневно ходя по одной и той же дороге с утра до вечера, он проделывал очень большой путь. Когда я в детстве увидел этого человека впервые, то мне так стало любопытно, что я побежал к бабушке и спросил, знает ли она человека, которого называют дурачком. Она со слезами на глазах мне ответила: –  Малыш, пока я тебе ничего не могу сказать, но когда подрастешь, поймешь, что все труды этого человека – плата за райское блаженство. Наум неожиданно исчез, явив всем свое таинственное делание. Все вдруг поняли, почему он так себя вел. Все переговаривались о том, что видели, и соглашались: –  Все это – таинственное делание Наума, теперь отведавшего райское блаженство. Иоанн Босой  В пирейских церквах часто прислуживал один рослый человек, которого звали Иоанн. Говорили, что когда-то он был разбойником в Эгелее. Он был знаком с Константиной, матерью Карайяннидиса, и со многими другими христианами, для которых он явил святой пример жизни в Боге и любви к Нему. Свят был день, когда он обратился к Богу и Отцу, вернувшись в любящие объятья и постигнув всю высоту любви Божией. В нем произошла крутая перемена, он исповедовал все совершенные им грехи, не переставая плакать и стенать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот старец, умирая, предсказал скорое отступление от обители англичан, тогда стоявших у монастыря. Тем же путем шел ко спасению старец Адам, учителем которого был схимонах, его родной дядя, Андрей, муж высоко святой жизни. Старец Михаил 24 года кротко и трудолюбиво занимался кузнечеством и скончался еще очень молодым, но уже совершенным в духовной жизни. А старцы Макарий, Матфей и Иероним, будучи киновитами и подчиняясь всем требованиям общежития, тем не менее, жили в своих кельях как истинные пустынножители. Первые два – один из духовного звания, а другой из крестьян. Последний же был близко знаком с Фотием, впоследствии юрьевским архимандритом, а тогда законоучителем кадетского корпуса, узнал от него о распространении масонства и донес правительству. За это был посажен в Петропавловскую крепость, оттуда в 1830 году был переведен под строгий надзор на Соловки и здесь скончался 82 лет, 23 сентября 1841 года, любимый и уважаемый всеми за удивительный дар слова и святую жизнь. V. Старец Наум Наиболее же полным выразителем этого направления, подобно Феофану в пустынножительстве, был старец Наум. Старец Наум был карел. Родители его Пахом и Мавра, были простые и бедные поселяне. Они скоро умерли, но Бог не оставил сироту Наума. Еще в самом раннем детстве у мальчика проявлялось стремление к монашеству. «Мне часто являлись, – рассказывал он впоследствии, – в сновидениях добрые старцы в монашеском одеянии, которые звали меня куда-то с собою. Я не видал еще в то время иноков, но, побывав в монастыре, узнал, к какому чину принадлежали являвшиеся мне таинственные посетители и куда они меня приглашали». Это влечение нашло себе исполнение, когда Науму было 14 лет (в 1791 г·). Его взял к себе один богатый карел, ловивший рыбу у Реболдской губы (по аренде). Наум приехал на промысел, работал лето, а на зиму ушел в монастырь, откуда уходил только на лето, для помощи благодетелю. Так протекло несколько лет, наконец, монастырское начальство взяло на себя уплату государственных податей за Наума, и Наум стал послушником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Кирилла Александрийского). Истолкование отдельных тематических отрывков Книги прор. Наума Прор. Наум. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Ок. 1260 г. Прор. Наум. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Ок. 1260 г. I. Надписание Книги прор. Наума и тайна пророческого видения (Наум 1. 1). Сообщая весьма фрагментарные и противоречивые сведения о жизни пророка и об исторических обстоятельствах появления его пророчеств, церковные авторы обращали особое внимание именно на надписание Книги прор. Наума, используя содержащиеся в ней данные в качестве отправной точки для построения пространных рассуждений относительно природы и сущности пророческого вдохновения. Так, напр., Феодор Мопсуестийский рассматривал значение слова λμμα (пророчество) (Нав 1. 1; от глаг. λαμβνω - (получать)) и утверждал, что Н. получил пророчество в состоянии «экстаза, или исступления» (ν κστσει), когда его разум словно бы извлекался действием Божественной благодати из своего обычного состояния и становился способным к восприятию Божественного Откровения. Соответственно в Наум 1. 1 слово «пророчество» означает способ действия Св. Духа, а «видение» (ρασις) - созерцание того, что было пророку явлено. Под действием благодати Св. Духа сознание (δινοια) пророка словно бы расширялась и становилась восприимчивым к созерцанию событий, связанных с участью Ниневии ( Theod. Mops. In Nahum. 1. 1). Сходным образом и Феодорит Кирский рассматривал значение слова λμμα как указание на способ получения пророчества, к-рое состоит в восхищении ума пророка Божественной благодатью и «отлучением» (переходом) от всего человеческого (τν π τν νθρωπνων μετθεσιν). Благодаря этому действию свыше, пророки «соделывались способными стать орудиями и служителями для возвещения пророческих словес» ( Theodoret. In Nahum. 1. 1). Блж. Иероним, напротив, делает акцент на том, что пророк не сообщал свое пророчество в исступлении (ν κστσει), как полагали, по его мнению, нек-рые еретики, но в видении, как и сказано в заглавии Книги ( Hieron.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Один из монашествующих разсказывал о себе следующий случай. «В бытность свою послушником, я похитил у одного богомольца несколько чаю и остался вне всякого подозрения; но оказалось, что, кроме Бога, есть и люди, знающие о моем проступке. Вскоре встретился я с Наумом, который, обращаясь ко мне с веселым видом, ласково заметил: «а что брат, ныне попиваешь чаек, и теперь у тебя его вдоволь, да спокойно ли у тебя на сердце?» Сказав это, старец медленно отошел от меня». Два молодых послушника в церкви Преподобных, во время служения молебнов, скрылись в алтаре за иконостасом и пустословили. Вдруг вбегает Наум и, отыскав за иконостасом празднословцев, говорит им: «что вы делаете? смотрите, какой чад идет отсюда; вы закоптите весь иконостас; вот вас Преподобные!» Многочисленые опыты вразумления и вспомоществования Наума страждущим душевными недугами; но не мало он помогал и в немощах телесных. Монах И., по ремеслу сапожник, страдал глазною болезнью, так что не в силах был чем либо заниматься. Наум пользовал болящий глаз маслом от лампады; зрение исправилось, и до самой смерти этот инок не переставал отправлять послушание. Послушник М. (впоследствии иеромонах), во дни новоначалия, исправляя послушание на скитском дворе, был сильно избит дикою коровою; поднятый в безчувственном состоянии, с разбитою головою, ранами на лице и повреждениями на теле, он был отправлен для врачевания в монастырь. В то время, как происходило это несчастие с братом, Наум начал говорить: «как осторожно надо обходиться с коровами; оне по своему безсмыслию изувечат и того, кто за ними ходит и их питает». Послушник М., почитавши Наума, по прибытии в монастырь, прежде врачевания, пошел к нему, и лишь только вступил в коридор, где находилась келья старца, как сам старец вышел к нему навстречу и с веселым видом принял его. Не допустив послушника высказаться о несчастии, Наум тотчас спросил: «что, брат, веруешь ли, что Богу все возможно, что Он может исцелить и твои недуги?» На утвердительный ответ опять спросил: «твердо ли и всем ли сердцем веруешь, что для Бога нет ничего невозможнаго?» После вторичного подтверждения, Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря: «пей во имя Отца и Сына и Святаго Духа.» Послушник выпил. «Пей и еще». Послушник с решимостью отказался от третьего приема, говоря: «не могу более пить». Тогда старец вылил третий ковш на голову его, сказав: «во имя Святыя Троицы будь здрав». Вода с головы полилась на шею и по всему телу, и с тем вместе страждущий почувствовал себя совершенно здоровым; раны на голове вскоре зажили, и, чрез несколько дней, послушник снова возвратился к своему делу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

В благоговейном страхе, встав с места, он поклонился до земли. При этом услышал голос Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовётся второй Голгофой; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит для тебя с двумя учениками, схимонахом Матфием и монахом Макарием; скит назовётся Распятским; соберётся к тебе много монахов и прославится имя Божие. Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во век». С этими словами видение исчезло, но в то же время послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест». Благочестивый старец много удивлялся виденному и слышанному и рассказал всё иеродиакону Паисию. Паисий всё слышанное от Иисуса вырезал на кресте. Этот крест несколько времени был запрестольным в церкви на Голгофе, а ныне находится в Успенском приделе, в стеклянном футляре над гробницей старца Иисуса. Старец Наум скончался в недавнее время (1853 год). Родители его были простые бедные крестьяне. В раннем детстве он остался сиротой; чужие привезли его в Соловецкий монастырь; здесь он прожил 62 года, с усердием проходя разные послушания. Отец Наум отличался даром прозрения: один из монашествующих рассказывал: «В бытность мою послушником я похитил у одного богомольца несколько чаю и остался вне всякого подозрения. Вскоре я встретился с Наумом, который, обращаясь ко мне с весёлым видом, ласково заметил: «А что, брат, ныне попиваешь чаёк, и теперь у тебя его вдоволь, да спокойно ли у тебя на сердце? " ». Два молодых послушника скрылись в алтаре церкви преподобных за иконостасом и пустословили. Вдруг вбегает в алтарь Наум и, отыскав за иконостасом празднословцев, говорит им: «Что вы делаете? Смотрите, какой чад идёт отсюда, вы закоптите весь иконостас». Отец Наум задолго до севастопольской кампании предсказывал нападение англичан (в 1854 году) на Соловецкую обитель. Ещё в 30-х годах, когда строились за монастырём деревяные гостиницы на возвышенных холмах, Наум замечал, что лучше бы строить их под горой; тогда не задела бы их буря, не коснулась бы их молния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Наум говорил: «Общество только тогда начнет выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди» Старец, нелестно характеризуя нынешние времена, также говорил, что нельзя подпускать к детям учителей-блудников и учителей-атеистов, ибо они будут детские души губить и развращать. Чтобы преподавать в школе, – говорил он, – будущий учитель должен прочесть: Евангелие, все двенадцать томов житий святых, творения святоотеческие и много другой духовно-нравственной литературы. Общество только тогда начнет выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди, а учителей-развратников и богоборцев будут отстранять от преподавания. «Перед революцией 1917 года была уже подобная ситуация, – напоминал отец Наум. – Тогда в общеобразовательные школы и духовные семинарии внедряли учителей и преподавателей революционеров, развратников и богоборцев. Они-то и всевали по указке своих хозяев религиозный скепсис, развращали семинаристов и малолетних учеников». «Как это может кит проглотить человека?! – восклицал богоборец, прорвавшийся преподавать в семинарии, комментируя Книгу Ионы пророка. – У кита глотка маленькая, он больше кулака ничего съесть не может, и это, мол, антинаучно, что написано в Библии». Святитель Филарет (Дроздов), умнейший человек своего времени, на это недоумение отвечал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона – кита, я бы и этому поверил». Но еще не укрепленные умы могли соблазниться уловками провокаторов. Отец Наум приводил данные, опубликованные некогда в журнале «Вокруг света» (по-моему, за 1976 год или ранее), где описывался реальный случай: упавшего у берегов Южной Америки за борт с канадского китобойного судна матроса проглотил кит, а через сутки из брюха кита достали этого матросика, покрытого всего кровавым потом, но живого и невредимого. Примечательно, что 40-й день – срок, когда предстанет душа человека пред Творцом, чтобы выслушать приговор частного суда, совершающегося до Суда всеобщего, – у батюшки Наума приходится на 8/21 ноября – празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Верую, что архимандрит Наум будет причтен к Архангельскому лику, как и глубоко чтимый им святой старец Варсонофий Оптинский. Про преподобного Варсонофия сам отец Наум нам говорил, что тот в райских селениях в чине Архангела. Ведал это старец.

http://pravoslavie.ru/107380.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010