И сие сотворю нечестию и неправде, дондеже приидет, Емуже достоит, и предам Ему (Иез. 21:27). Это долготерпение, которое оказывал Я священству, хотя пользовались им Иудеи к большей злобе и к нечестию, буду продолжать, пока не придет Сын Мой Христос, Которому принадлежит священство, и Которому передам оное рукой Иоанна на Иордане. Се глаголет Адонаи Господь к сыном Аммоним… мечу уготованный на скончание… изощренный и блещущий на видение ваше суетное (Иез. 21:28), то есть на видение вашего суетного могущества. Простру тебя на выи… беззаконников , то есть Аммонитян (Иез. 21:29). Возвратися в ножны твоя… в место, в немже родился еси (Иез. 21:30). Или уготованный меч удерживает в ножнах до исполнения времени; или говорит Аммонитянам, чтобы они держались в земле своей, надеясь на землю происхождения .   Глава 22 Судити будеши граду кровей, и яви ему вся беззакония его . Бог снова возвращается к перечислению беззаконий, совершенных Иерусалимом, когда говорит: судити будеши граду кровей (Иез. 22:2). Пророки его восстают против Меня среде его, яко львы рыкающе, восхищающе восхищения, душы изъядающе насилием , то есть властью, какую беззаконно присвоили себе. Славу чертогов своих приемлюще (Иез. 22:25), то есть собирают по мере того, как велики или малы их жилища. И жерцы его отвергошася закона Моего и оскверниша святая Моя , по небрежению своему между святым и сквернавым не разлучаху (Иез. 22:26), то есть не полагали никакого различия между святым и неосвященным. Князи его среде его яко волцы восхищающе… людий земли утесняюще неправдою (Иез. 22:27, 29), то есть князья и те, которые именуются знающими закон Мой, грабят бедных.   Глава 23 Две жене бесте дщери матери единыя (Иез. 23:2). Под именем двух женщин, и дочерей одной матери, изображаются в образе притчи Самария и Иерусалим, единодушные в том, что вместе любодействовали, поклоняясь тельцам. И соблудисте во Египте, в юности своей соблудисте: тамо спадоша сосцы их, и тамо растлисте девство (Иез. 23:3), потому что в Египте открылось у них идолопоклонство и служение ложным богам. Имена же има: Оола старейшая, Оолива же меншая (Иез. 23:4). Этими символическими названиями обозначаются Самария и Иерусалим, то есть Самария — Огола (Оола) и Иерусалим — Оголива (Оолива), и эти имена даны им не в честь, но в поругание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ольга 11 января 2023, 20:40 Батюшка, Наум! Помолитесь, пожалуйста за меня грешную р. Б. Ольгу, простите все мои грехи вольные и невольные. Я каюсь! Простите, меня Господи, пожалуйста! Батюшка Наум, помолитесь, пожалуйста, что бы мне слух вернулся, так устала быть глухой! Простите, меня, Батюшка, пожалуцста. Татиана 8 августа 2019, 20:07 Отец Наум, помолись за меня многогрешную рБ Татиану и за мою маму рБ Валентину. Вера Чумакова 15 марта 2019, 19:49 Благодарю за статью . Испытала благодать , прочитав ее . Спаси и помилуй нас заблудших Господи !!! Помоги нам найти правильную дорогу . Благослови на праведные помыслы и поступки . Татьяна Чиркова 14 марта 2019, 19:04 Так тепло и хорошо стало на душе. Вячеслав Ермаков 11 марта 2019, 14:07 Отец Наум моли Бога о нас!!! Вячеслав Ермаков 11 марта 2019, 14:05 Прочитал аж на душе легче стало Спасибо Богу за всё Наталья 11 марта 2019, 11:30 О. Наум и мне помог в жизни. Мы приехали из Узбекистана.Мне, прихожане храма, в котором я стояла за ящиком, пообещали продать 2 комнаты в коммуналке. Я дала им аванс. А через некоторое время они передумали. У меня на руках 11-ти летний сын.Добрые люди подсказали.Мы, с сыном поехали в Лавру к о. Науму.Неделю стояли в очереди. Сын уже с монахами познакомился. На службу читать записочки бегал. А потом встретил о. Наума в притворе,тот пообещал на завтра, принять нас. Выслушав меня, о. Наум сказа, что это всё мирское. И всё решится. Этим он вселил в меня надежду. И я успокоилась и стала ждать.Всё решилось, как и обещал батюшка. Ольга Еланская 9 марта 2019, 18:59 Фотиния 21 декабря 2018, 23:33 Царствие небесное о.Науму, моли Бога о нас! Единожды я встретилась с о.НАУМОМ,еще школьницей в 9 классе! Привезла нас, детей, в Лавру игумения Ксения из монастыря Коломны, мы в 1992 году помогали востанавливать монастырь. Из всей нашей толпы, выбрал батюшка только троих, подарил нам подарки и матушка нас отвела к нему на беседу! Глупая была, ничего нужного не спрсила, но слова его запомнила на всю жизнь!Они мне помогли в выборе факультета, в семейной жизни и самое главное - не совершить смертного греха, сейчас у меня 5 деток! С 14 лет я помнила о батюшке, но так больше и не встретилась с ним( Слава Богу за все!!!

http://pravoslavie.ru/118035.html

Старец Наум (1777–1853) Старец Наум двадцать восемь лет был в монастыре простым послушником – ловил морских зверей в Сосновой губе, трудился на монастырском кожевенном заводе, в свободное время изучая русскую грамоту, которою не занимался в детстве (по происхождению он был корел). Главными чертами его характера были всегдашнее спокойствие духа, кротость и незлобие. Опытным подвижникам уже была видна его высокая жизнь. Так, старец Феофан, двадцать пять лет проживший в пустыне, спрашивал, когда пришел в монастырь: «Кто у вас Наум? Покажите мне его: он строит себе прекрасную палату». Только в 1819 году отцу Науму дозволили носить рясу, и он был поставлен в Анзерском скиту на постоянное чтение Псалтири. Здесь отец Наум впервые получил уголок, где каждую ночь, пред ликом Божией Матери, совершал свои молитвословия и коленопреклонения. Две только книги он имел у себя: Псалтирь, по которой отправлялись молитвословия, и «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичиика, по которой учился подвижничеству. Когда выяснилось, что отец Наум проживает в монастыре, не имея увольнительного свидетельства от своего сельского общества, было решено выслать его в родное село. Без прекословия отец Наум покорился своей участи; его посадили на карбас и отправили с попутчиками поморцами. Но встречный ветер заставил остановиться у Заяцкого острова. Проходит день, другой, неделя; ветер не сменяется; еще неделя – ветер тот же. Смущенные корабельщики решили отвезти отца Наума обратно в монастырь. Так он вернулся на Соловецкий остров, а поморцы, когда ветер переменился, отправились домой. Тихо и спокойно текла жизнь подвижника в Анзерской пустыне. Он любил уединяться для богомыслия и слезных молитв; по ночам, по возможности, сокращал время сна; от рождения не пил ни вина, ни пива, ни чаю, не носил теплого платья, довольствуясь одним рубищным подрясником и ветхой рясой, которых не взял бы и нищий, если бы нашел эту рухлядь брошенной на дороге. Молитвенные подвиги до того умягчили сердце подвижника, что он постоянно проливал слезы умиления, особенно в церкви, во время поучений. «Ты плачешь, отец Наум; что же я не могу плакать?» – говорил ему один молодой инок. «Придет время, придет», – отвечал Наум, едва сдерживая слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 44 Святость храма и налагаемые ею требования на его посетителей и служителей: левитов и священников Описав храм в XL-XLII гл. и его освящение (через возвращение в него Господа и очищение жертвенника) в XLIII гл., пророк может теперь заняться установлениями нового храма. Весь характер этих установлений можно наперед предугадать по изображенной рельефно доселе и опять указываемой (ст. 1–2, 4–5) святости храма. Порядок излагаемых теперь предписаний очень характерен. Он исходит от князя ( Иез.44.3 ), чтобы к нему возвратиться в заключении ( Иез.45.7, 46.18 ). Но гораздо важнее в новой теократии священники (ср. Иез.44.1 с ст. 4, 24); посему дается ряд постановлений а) о выделении необрезанных из обрядового персонала (ст. 7–9) и б) левитов из священства (10–14), в) о садокидах, как единственно законном священстве в потомстве Аарона (15–16); г) об обязанностях, (17–27) и д) содержании (28–31) нового сященства. Иез.44:1 .  И при­вел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращен­ным лицом на восток, и они были затворены. Пророк, которого мы оставили на внутреннем дворе ( Иез.43.5 ) за созерцанием жертвенника ( Иез.43.13 и д.), приводится ( «привел» без подлежащего, см. объяснение Иез.40.17 ) снова ( Иез.40.6, 42.15, 43.1 ) к внешним восточным воротам храма ( «святилища», микдаш в самом широком смысле) – и именно как видно из ст. 4 (см. об.) к внутренней их стороне, чтобы показать, что эти ворота и промежуток времени с той поры, как пророк был у них в последний раз ( Иез.42.15 ), оказались закрытыми. Иез.44:2 .  И сказал мне Го­с­по­дь: ворота сии будут затворены, не отворят­ся, и никакой человек не войдет ими, ибо Го­с­по­дь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Закрыты они были, как узнает пророк из нарочитого откровения ему Божия об этом, следовательно, необыкновенной важности, обстоятельств, навсегда, причиной чего было наблюдавшееся пророком в Иез.43.1 вступление через них Бога в новый храм для вечного обитания в нем, след. вступление существенное, не символическое лишь и благодатное, как в прежний храм с его свободным доступом через все ворота (может быть, и в действительном храме восточные ворота, как обращенные к незаселенной местности, открывались редко или, по крайней мере, был закрыт главный пролет их, а для пользования народа предоставлялся ход через притвор ворот – ст. 3. Пр. А. Олесницкий , Ветх. хр. 431). Именно порог храма, это начало и граница его, должен вследствие вхождения Божия во храм остаться не попираемым для ноги человеческой. Этим хорошо знаменовалась полная реальность обитания Божия в новом храме. Правос. Церковь поэтому справедливо видит осуществление этого пророчества в воплощении Сына Божия от Пр. Девы Марии и в соблюдении ею вследствие этого присного девства, в виду чего место служит паремией на Богородичные праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После этого, пророк видит, как слава господня удалилась из храма, потому что Господь оставил свой храм ( Иез.10:8–22 ). Суд открывается над священниками: они в ложной уверенности уповают, что вместе с городом останутся в целости, но Господь выбросит их и будет судить на границе, вдали от святилища ( Иез.11:1–12 ); один из старейшин, Фалтий, умирает тотчас в знамение того, что Господь исполнит свои слова. Так как пророк стал жаловаться и молиться за своих братьев, то Господь объясняет ему, что это уже не братья его, а жалкие пленники ( Иез.11:13–17 ). Их Господь снова восставит и они некогда снова должны будут возвратиться в свой город, сделавшись святым, праведным народом ( Иез.11:18–21 ). После того пророк видит, как слава господня, оставивши город и храм, остановилась на масличной горе, чтобы открыть здесь суд над городом ( Иез.11:22–25 ). 2 . Убеждение народа в справедливости божественного суда и призыв к покаянию гл. 12–16 Народ, во-первых, не верит в плен: не считает его божественным наказанием, а надеется, что бедствия скоро пройдут и думает, что предсказания пророков относятся к будущим отдаленным временам. Поэтому пророк и старается привесть народ к вере в истинность прежних предсказаний. С этой целью он разрушает и рассеевает их ложное убеждение, что будто наказания Божия вообще не будет, так как пророчество уже давно не исполняется, – и изображает в символических действиях имеющий скоро последовать выход (т.е. плен) народа из Иерусалима, сначала вообще ( Иез.12:3–7 ) и бегство царя в частности ( Иез.12:8–17 ), потом бедствия, какие испытает народ, и ужас, какой постигнет его ( Иез.12:17–20 ). Наконец, пророк должен сказать неверующему и беспечному народу, что совершение суда не замедлит исполниться и уже стоит у дверей ( Иез.12:21–28 ). – Вместе с неверием и беспечностью народа соединяется, во-вторых, обольщение его ложными пророками. Иезекииль восстал против ложных пророков, показывая их ложь и своекорыстие ( Иез.13:1–7 ), и возвещает им, что они лишены будут всякого значения, своих гражданских прав, равно как и всякой надежды во Израили и что предсказания их будут в поношение им ( Иез.13:8–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Обличая неверность Своего народа, поклонявшегося идолам, Бог повелевает Иезекиилю изречь пророчество к «горам Израилевым». Он обещает разрушить языческие жертвенники и положить «трупы сынов Израилевых перед идолами их», чтобы они узнали, что Он Господь (Иез 6. 1-7). По всей земле, где люди творили беззакония, «между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор... где они приносили благовонные курения всем идолам своим», будут лежать те, кого Господь поразит в Своем гневе (Иез 6. 13-14). Однако истребление народа не будет окончательным, Бог сбережет из него «остаток». Когда они будут отведены в плен, то вспомнят о Нем, после того как Он приведет «в сокрушение блудное сердце их». Они поймут верность и справедливость всех исполнившихся грозных пророчеств и «почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих» (Иез 6. 8-10). Бог обращается к Иезекиилю еще с одной речью о грядущей погибели Израиля. Он говорит о неотвратимости наказания, к-рое Он, «Господь каратель» (Иез 7. 9), возложит на народ за «все мерзости» его (Иез 7. 1-3), и о приближении «дня смятения», когда Он изольет весь гнев Свой. Все человеческие чувства, радости и печали теряют смысл: «...купивший не радуйся, и продавший не плачь; ибо гнев над всем множеством их» (Иез 7. 12). От гнева Господня нигде не будет спасения, от него невозможно скрыться: «Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в поле, тот умрет от меча; а кто в городе, того пожрут голод и моровая язва» (Иез 7. 15). Те, кто уцелеют, будут проводить жизнь в нищете и в стыде, золото и серебро потеряют для них цену, ибо они бессильны «спасти их в день ярости Господа» (Иез 7. 19). В наказание за использование израильтянами драгоценной утвари для идолослужения Бог попустит чужеземным завоевателям, «злейшим из народов» (Иез 7. 24), захватить св. город и осквернить храмовую сокровищницу (Иез 7. 22). Все это народ заслужил: «Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их...» (Иез 7. 27).

http://pravenc.ru/text/293579.html

Иезекииль сообщает о находившихся внутри храма «резных изображениях»: херувимах и пальмах, располагавшихся «от пола до верха дверей... также и по стене храма» (Иез 41. 18, 20). У каждого херувима было 2 лица, так что с одной стороны к пальме было обращено «лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом» (Иез 41. 19). Указав на жертвенник, к-рый «был деревянный в три локтя вышины и в два локтя длины», муж сказал Иезекиилю: «это трапеза, которая пред Господом» (Иез 41. 22). Выведя пророка «ко внешнему двору северною дорогою» (Иез 42. 1), муж показал ему комнаты священников, «в которых священники, приближающиеся к Господу, съедают священнейшие жертвы» и «кладут священнейшие жертвы, и хлебное приношение, и жертву за грех, и жертву за преступление». Священники не должны выходить оттуда к народу во внешний двор, не сменив предварительно одежд, в к-рых они служили Богу (Иез 42. 13-14). Закончив «измерения внутреннего храма», муж повел пророка через вост. ворота и измерил внешние стены, каждая из к-рых оказалась равной по протяженности 500 тростям (Иез 42. 15-20). Находясь у вост. ворот, Иезекииль сделался свидетелем явления «славы Бога Израилева»: глас Его был «как шум вод многих», а Его слава осветила всю землю. Пророк сообщает, что это видение было подобно тем, к-рые были ему ранее «у реки Ховара». Он пал на лицо свое, а «слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных лицом к востоку». Дух перенес пророка во внутренний двор, и он увидел, как «слава Господа наполнила весь храм» (Иез 43. 1-5). Иезекииль услышал звучавший внутри храма голос, сказавший ему: «...это место престола Моего... где Я буду жить среди сынов Израилевых вовеки...» (Иез 43. 6-7). Пророк получает приказание возвестить «дому Израилеву о храме сем», чтобы, услышав о грядущем восстановлении храма и его благолепии, они устыдились «беззаконий своих» (Иез 43. 10). Приводятся точный размер и устройство жертвенника (Иез 43. 13-17). Иезекииль получает указания о порядке очищения и освящения жертвенника всесожжения, к-рые должен совершать он при помощи священников из колена Левиина «племени Садока» в течение 7 дней; на 8-й день священники принесут на нем жертвы для умилостивления Бога (Иез 43. 18-27).

http://pravenc.ru/text/293579.html

In Naum. Praef.). Свт. Кирилл Александрийский, используя более нейтральную терминологию, делает замечание, стремясь примирить обе позиции: «Когда всеведущий Бог открывал святым апостолам или пророкам имеющие некогда свершиться события; то они… очень часто созерцали самые эти события. При сем они приходили в изумление (καταπεπλγασι) , и, как бы видя своими глазами совершающиеся события, описывали их словами» ( Суг. Alex. In Nahum. 2 . 2-4). II. Прославление величия Божия и описание Его гнева на Ниневию (Наум 1. 2-15). Грозные пророчества, сопровождающие изображение Бога как справедливого ревнителя и мстителя (Наум 1. 2 сл.), свт. Кирилл Александрийский относит как к иудеям, которые «нечестиво враждовали против Всемогущего и преклонялись ко всему, неприятному для Него», так и к ниневитянам, к-рые получат наказание за свои гордыню и жестокость ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 2). Эти же слова в переносном смысле могут быть обращены как к тем, кто, отвергнув правую стезю, предпочли плотскую жизнь, так и к книжникам и фарисеям, и ко всем тем, кто враждовали против истинной веры (ср.: 2 Кор 5. 10 - Суг. Alex. In Nahum. 1. 2). Тайный смысл (πητον νον) пророчества о шествии Господа «в вихре и буре» (по LXX - ν συντελε κα ν συσσεισμ (в истреблении и потрясении) - Наум 1. 3) состоит, по мнению свт. Кирилла, в указании на Боговоплощение, к-рое «окончило и ниспровергло господство начал и властей и миродержителей века сего, лишив их владычества над нами» ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 3). Блж. Иероним считал, что эти слова о конце мира, когда все будет потрясено (ср.: Агг 2. 6 - Hieron. In Naum. 1. 3). Облако, сопровождающее ноги Бога (Наум 1. 3), указывает на предшествующих явлению Господа Иисуса Христа блаженных пророков ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 3), или на души святых, к-рые после смерти «вознесутся в высшие области... и, обратившись в подножие ног Божиих, будут среди ангелов исполнять обязанности служения» ( Hieron. In Naum. 1. 3). Иссушение рек Господом (Наум 1. 4) прообразует искоренение могущества злых сил, совершенное Христом ( Суг.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Как можно судить по нынешнему корпусу книги, вся деятельность пророка Иезекииля среди вавилонских изгнанников протекала между 593 и 571 гг. до Р. Х. Эти даты указываются в начале и в конце текста (Иез 1:2 и 29:17). При таких обстоятельствах удивительно, что речи первой части, как кажется, направлены к жителям Иерусалима и что время от времени создается впечатление, что пророк физически присутствовал в городе (прежде всего — Иез 11:13). В этой связи недавно была выдвинута гипотеза о двоякой деятельности пророка: до разрушения Иерусалима в 587 г. до Р. Х. он оставался в Палестине, где и проповедовал, и лишь затем прибыл к изгнанникам. Видение книжного свитка (Иез 2:1–3:9) в таком случае означает призвание пророка в Палестину; видение престола Господня (Иез 1:4–28 и 3:10–15) означает приход к изгнанникам. При перестановке этого видения в начало изменилась бы вся перспектива книги. Эта гипотеза способна разрешить некоторые затруднения, но выдвигает новые. Она предполагает значительные изменения текста; вынуждает признать, соответственно, что сам пророк Иезекииль в “палестинский” период своей деятельности обычно жил вне города, поскольку был в него “принесен” (Иез 8:3); и если принять, что пророки Иезекииль и Иеремия проповедовали в Иерусалиме совместно, то удивительно, что ни у одного из них нет ни намека на деятельность другого. С другой стороны, трудности традиционных тезисов не выглядят непреодолимыми: упреки, обращенные к народу Иерусалима, поучительны для изгнанников. Коль скоро пророк Иезекииль и был в святом городе, то текст недвусмысленно сообщает, что он был принесен в Иерусалим в некоем “видении Божием” (Иез 8:3) и равным образом в этом же “видении Божием” был возвращен обратно (Иез 11:24). Поэтому вряд ли стоит далее придерживаться гипотезы о двойственной деятельности пророка. Какое бы решение ни принять, в книге перед нами предстает равно великий образ. Иезекииль — священник (1:3). Храм для него главное, будь то ныне существующий храм, оскверненный нечистыми ритуалами (Иез 8), так что слава Ягве оставила его (Иез 10), или будущий храм, устройство которого он детально описывает (Иез 40–42) и видит, как Бог туда возвращается.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Под словами: «Не будет более семени с твоим именем» (Наум 1. 14) имеется в виду, с одной стороны, освобождение Израиля от плена во времена персид. царя Кира, с другой - указание на соединение всех людей, т. е. на появление духовного Израиля посредством освобождения от лукавых сил через обретение единой веры в Господа Спасителя Иисуса Христа ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 14). Согласно блж. Иерониму, они также указывают на то, что души обольщенных еретиками больше не будут воспринимать их прежние заблуждения. Блж. Иероним специально отмечает, что в Наум 1. 14 вместо слов «ты будешь в призрении» в LXX читается: «потому что [они] быстры», которые он для ясности присоединяет к началу следующего стиха: «Вот на горах стопы благовествующего и возвещающего мир» (Наум 1. 15), образовывая т. о. новое смысловое деление библейского текста ( Hieron. In Naum. 1. 14-15). Слова о приходе благовестника, возвещающего мир (Наум 1. 15), сообщают как благовестие находящимся в вавилонском плену иудеям о спасительном для них походе Кира на Ассирию (ср.: Ис 45. 1-13), так и пророчески указывают на проповедь св. Иоанна Крестителя перед приходом Иисуса Христа ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 14-15). Обетование о том, что посреди праздничного ликования в Иудее никогда более не будет «проходить... нечестивый» (Наум 1. 15), прообразовательно возвещает радость христианам, пережившим гонения, т. е. освободившимся от диавольского ига ( Hieron. In Naum. 1. 15). Вариант этого стиха по LXX «Ибо враги не будут более проходить ради обветшания» указывает на победу, совершенную Христом над нечистыми духами, отправившим их в бездну и даровавшим верующим «власть противиться врагам, мужественно бороться против страстей, уничтожая грех» (ср.: Лк 10. 19 - Суг. Alex. In Nahum. 1. 15). Т. о., никогда больше не будут приходить к верующему «хотящие, чтобы [он] имел образ ветхого человека, потому что то, что ветхо, стареет, а что стареет, то весьма близко к уничтожению. Враг истреблен - приходит к тебе Христос» (Ин 20. 22 - Hieron. In Naum. 1. 15).

http://pravenc.ru/text/2564746.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010