Иез.2:2 .  И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и по­ставил меня на ноги мои, и я слы­шал Говорящего мне. Так как пророк сам не может встать от ужаса и оцепенения, то его поднимает «дух», неопределяемый ничем ближе (даже без члена: пророк говорит явно с некоторою неопределенностью); так, Иезекииль везде называет какое-то сверхъестественное воздействие на себя силы Божией, которое он должен был особенно ясно ощущать ( «вошел в меня, дух») и которое посещало его только в некоторые моменты видений, то укрепляя изнемогающую, под величием последних, его слабую человеческую природу, как здесь и Иез.3.24 , то перенося на место видений и обратно с него: Иез.8:3, 11:1, 24, 3:12, 14, 37 (LXX между «вошел в меня» и «поставил» вставляют «и взя мя и воздвиже мя» д. б. по Иез.3.14 , но там явно не такое же действие духа, а близкое к Иез.8.3 ). Недосказанность отсылает к Иез.1.12 , где разумеется Дух Святой. Иез.2:3 .  И Он сказал мне: сын человеческий! Я по­сылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые воз­мутились про­тив Меня; они и отцы их измен­ники пре­до­ Мною до сего самого дня. Когда вышний голос ласково ободрил пророка, и он успокоился от первого испуга перед явлением, он призывается быть пророком («посылаю» уже у Исаи технический термин; Ис.6:8 ) Израиля (вместо «сынам» LXX читали близкое по начертанию «дом»: беней-бет), который к сожалению едва уже достоин называться этим высоким именем «богоборца», а скорее упорно не послушными язычниками («людям»; евр. «гоим», ко времени Иезекииля должно было стать нравственно-религиозным термином вместо прежнего этнологического смысла, почему может быть LXX-ю намеренно опущено). Впрочем, Израиль, с самого начала существования («отцы» здесь в самом широком смысле) и до сего самого дня не отличался верностью: по Иезекиилю в отличие, например, от Иеремии ( Иер 2.2 ). Израиль испорчен до своих первоисточников ( Иез.16.3 ). Иез.2:4 .  И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я по­сылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Го­с­по­дь Бог!»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иез.20:43 .  И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и воз­гнушаетесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали. «И возгнушаетесь самими собою». Следовательно, это еще не предсказание евангельской радости чад Божиих; ср. Иез.6.9, 16.61 . Иез.20:44 .  И узнаете, что Я Го­с­по­дь, когда буду по­ступать с вами ради име­ни Моего, не по злым вашим путям и вашим делам раз­вратным, дом Израилев, – говорит Го­с­по­дь Бог. «Ради имени Моего». У пророка Иезекииля это последнее основание для всех действий Божиих. Иез.20:45 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Начинается пророчество, настолько не имеющее связи с предшествующей речью и наоборот тесно связанное с XXI гл., что еврейская библия с этого стиха начинает XXI гл. Пророчество это «против леса южного поля» символическое, и символы его изъясняет пророческая речь XXI гл. Думают, что то и другое пророчества произнесены, когда войско Навуходоносора приближалось к Иудее, почему они полны ужаса пред близостью опасности и в этом отношении напоминают VII гл. Иез.20:46 .  сын человеческий! обрати лице твое на путь к по­лудню, и про­изнеси слово на по­лдень, и изреки про­роче­с­т­во на лес южного по­ля. «Обрати лице твое» – см. Иез.6.2 . – «На путь» – по направлению. – «К полудню», т. е., как объяснение Иез.21.2 , к Иудее, которая находилась от северно-негостеприимного Вавилона по взгляду пророка ( Иез.1.4 ) к югу (точнее к ю.-в.-в). – «На полдень» – по евр. даром, слово, оставленное в слав. без перевода и означающее страну света, почти тропическую Иудею в противоположность холодному Вавилону; Вульгата: ad africam. «Лес южного поля» – третье обозначение Иудеи, указывающее на лесистые горы ее или густоту населения, подобную лесной чаще. Слав.: «на дубраву старейшину Нагева», т. е. дубраву, властвующую над всем Нагевом, – собственное имя одной идумейской местности, употребляемое в значении всего юга Палестины. Иез.20:47 .  И скажи южному лесу: слушай слово Го­с­по­да; так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я зажгу в тебе огонь, и он по­жрет в тебе всякое дерево зеленеющее и всякое дерево сухое; не по­гаснет пыла­ю­щий пламень, и все будет опалено им от юга до севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Этот сильный шум (от крыльев херувимов) слышен был на всем необъятном пространстве храма, об обширности дворов которого можно судить по описанию таинственного храма Иезекииля в XL-XLII гл.; находясь в данный момент видения на внутреннем дворе храма ( Иез.8.16 ), пророк может быть из эха заключил, что шум достигал наружной стены внешнего храмового двора. Шум от крыльев херувимов, так подробно и раздельно описанный в Иез.1.24 , пророк характеризует здесь одним из 4 приведенных там сравнений, наиболее сильным: сравнением с гласом Бога Всемогущего (евр. «Ел-Шаддай», там просто: «Шаддай»; Ел-Шаддай еще только в Быт 43.14 ), когда Он говорит (тоже добавка к Иез.1.24 , где см. и объяснение выражения; Симмах и Феодотион «как глас грома»). По Иез.1.24 такой шум происходил от крыльев херувимов, когда они летали; следовательно, в данном случае они не с меньшей силой ударяли своими крыльями, чем делали это при полете: в таком возбуждении находились они. Иез.10:6 .  И когда Он дал по­веле­ние человеку, одетому в льняную одежду, ска­за­в: «возьми огня между колесами, между Херувимами», и когда он вошел и стал у колеса, – Возвращается к рассказу прерванному длинной вставкой, почему повторяет почти весь 2 ст., но вместо «угли» общее «огня», как и в сл. ст. Иез.10:7 .  тогда из среды Херувимов один Херувим про­стер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в при­горшни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел. Подавая огонь для сожжения города, херувим, хотя делал это должно быть в виду боязни архангела вступить в страшное горящее место, оцепленное херувимами и колесами (ср. Иез.1.13 ), благодаря чему архангел может быть не вполне точно исполнил и прямое повеление Божие войти туда, херувим является участником и в совершении самой кары Божией, подобно апокалиптическому херувиму, подавшему 7 ангелам 7 чаш, наполненных гневом Божиим ( Откр. 15.7 ). На этом основывалось мнение древней церкви о херувимах, как орудиях гнева Божия, в противоположность серафимам (очищение Исаии). – «И вышел», т. е. с внутреннего двора, дальше которого пророк не мог провожать ангела глазами. – Горящие угли были брошены на город для сожжения его. То, что ангелом сделано в видении пророка, во внешнем мире совершено с Иерусалимом войском Навуходоносора. Пророку показана была небесная (ноуменальная) сущность земного явления, по-видимому столь обыкновенного и частого. Иез.10:8 .  И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. Обстоятельство, что херувим взял огонь и подал архангелу рукою своею, могло, по мнению пророка, возбудить недоумение в читателе на счет присутствия рук у херувимов, столь возвышенных не только над человеческим, но и над ангельским миром и столь не человекоподобных существ. Как бы не надеясь на память читателя, который должен был знать о присутствии рук у херувимов из Иез.1.6 , пророк повторяет тамошнее замечание о руках у херувимов с небольшой разницей в выражении: вместо «рука» – «подобие», точнее «очертание рук».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И лица их, и крыла их на четырех странах их, внегда ходити им: коеждо прямо лица своего хождаху и не обращахуся (Иез. 1:9). Дух Святый показал пророку колесницу, которую везли Херувимы, представлявшиеся не в собственном их виде, но в виде птиц и животных, почитаемых у нас на земле более благородными и сильными. И сие видение их, яко подобие человека в них (Иез. 1:5). Вид как подобие человека  — это уничижение Христово в распятии; вид же человечь сверху (Иез. 1:26) на колеснице означает славу Христову. И лице львово одесную четырем, и лице тельчее ошуюю четырем и лице орлее четырем (Иез. 1:10). Лицо льва, который считается царем животных, представляет нам царей и князей века сего, которые восприимут на себя иго Церкви, изображаемой под видом колесницы, или покорятся Евангелию, которое также изображается колесницей. Лице орлее указывает на то, что Имеющий прийти приидет свыше. Вместе же лица птиц и животных изображают народы и племена, имеющие различные нравы, но все они, как только приимут Евангелие, — начнут подвизаться в духовном делании. И рука человеча под крилами их (Херувимов). Рука человеческая, которая под крылами Херувимов (Иез. 1:8), показывает нам, что силой Того, Кто соделался Сыном Человеческим, носится колесница, восприятая Им на Себя. Рука эта позволяет понять, что плотью человеческой облечется Христос Спаситель. И еще, рука человеческая под крылами Херувимов означает, что десницей Христовой поддерживается основание Церкви. И коло в колеси (Иез. 1:16), то есть сила в силе, царство в царстве. И коеждо прямо лицу своему идяше (Иез. 1:11), потому что перед лицом Его Церковь Его, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). На четыри страны их шествоваху… яко видение блистания. Куда обращалось лицо их, туда они шли… и не обращахуся… хребты их, и высота бяше им . И видеша и хребты их исполнены очес окрест четырем (Иез. 1:17, 14,18). Шествовали на четыре стороны, то есть на четыре страны света, и лица были на четырех сторонах. Каждое лицо обращено к одной из четырех сторон. Одно, находясь на своей стороне, видело запад, другое, подле него, видело север, третье — восток, а бывшее подле него — полдень. И куда бы ни шествовали они, каждое лицо имело перед очами ту страну света, к которой было обращено. Вол сопряжен был с животными хищными, чистое находилось между нечистыми. И с удивлением видим, что нечистых три, а чистое одно. Этим давалось понять, что немногие из обрезанных будут призваны в апостолы, чтобы проповедовать среди язычников. Четырьмя сторонами обозначаются четыре части света. Херувимы рукоплещут и взывают: благословена слава Господня от места Его (Иез. 3:12), то есть во всех народах, ибо Господня есть вся земля, и исполнение ея (Пс. 23:1). Сказано же: видение блистания , то есть как блеск молнии или как падающая звезда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Книга пророка Наума начинается с псалма о гневе Ягве против “умысливших злое” и с кратких пророчеств, в которых противопоставляются кара Ассура и спасение Иудеи (Наум 1:2–2:3). Однако главная тема, как указано в надписании, — гибель Ниневии; эта гибель возвещается и описывается с такой непреоборимой силой, что это позволяет отнести пророка Наума к великим поэтам Израиля (Наум 2:4–3:19). Нет никаких оснований для того, чтобы изначально отвергать его авторство псалма и пророчества: они хорошо предваряют эту картину, способную пробудить ужас. Существовала концепция, не имеющая под собой, однако, достаточных оснований, согласно которой это введение или даже вся книга коренятся в культе или, по крайней мере, применялись при храмовом богослужении. Пророчество относится ко времени незадолго до захвата Ниневии в 612 г. до Р. Х. В нем ощущается вся страстность устремлений Израиля против наследственного врага — народа Ассура, слышится отзвук надежд, пробужденных его поражением. Но среди всего этого воинствующего национализма, который абсолютно ничем не напоминает ни Евангелие, ни универсализм второй части книги пророка Исайи, находит свое выражение идеал праведности и веры: гибель Ниневии — это суд Божий, которым караются “умыслившие злое против Господа” (Наум 1:11, ср. 2:1), угнетатели Израиля (Наум 1:12–13) и всех народов (3:1–7). Книжечка пророка Наума была призвана укрепить человеческие надежды Израиля в 612 г. до Р. Х., однако радость была быстротечной; вслед за гибелью Ниневии свершилось разрушение Иерусалима. Здесь углубляется и расширяется смысл собственно пророчества; Ис 52:7 воспринимает из Наум 2:1 образ для описания начала спасения. Среди кумранских находок оказались фрагменты комментария к книге пророка Наума, в котором высказывания пророка произвольно обращены на врагов общины ессеев. Книга пророка Аввакума Краткая книга пророка Аввакума составлена весьма тщательно. Она начинается с диалога пророка и его Бога; на две жалобы пророка Бог отвечает двумя речами (Авв 1:2–2:4). Вторая Его речь изобилует проклятиями против нечестивого угнетателя (Авв 2:5–20). Затем пророк в псалме воспевает конечную победу Бога (Авв. 3). Подлинность этой последней главы подвергалась сомнению, но без нее книга казалось бы обрубком. Слова о пении в начале и в конце, выделяющие этот псалом, свидетельствуют лишь о том, что он применялся в богослужении. Сомнительно, применялась ли в богослужении книга в целом; ее стиль в достаточной степени объясняется подражанием богослужебным текстам. Такого подражания недостаточно для того, чтобы причислить Аввакума как храмового пророка к служителям храма. Комментарий на пророка Аввакума, найденный в Кумране, не выходит за пределы второй главы, но это еще не свидетельствует против изначальности главы третьей.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Возобновляется обетование Иез.11.19–20 ; см. там «Сердце новое», восприимчивое ко всему божественному. – «Дух новый», именно Божий, как объяснимся в след. ст. Это и производится в христианстве Духом Святым, который сообщается верующим только после крещения; ср. ст. 25. Иез.36:27 .  Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Мо­их и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. «Дух Мой», посредством чего только и возможна жизнь, вполне сообразная с волею Божией. Обетование о даровании Духа Святого, менее, впрочем, ясное, чем у Иоиля. «В заповедях Моих и уставы Мои…» см. объяснение Иез.5.6 . Иез.36:28 .  И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Мо­им народом, и Я буду вашим Богом. Только при таком условии возможна для Израиля жизнь в св. земле ( Лев. 25.18–19 ; Втор 5.16 ) и восстановление заветных отношений с Богом (см. объяснение Иез.11.20 ). «Я», евр. анохи длинная форма вместо ани – единственный раз у Иезекииля, тогда как ани 138 раз, ради чего весь стих считали глоссой из Иер 30.22 , но случай может объясняться тем, что с Ос 1.9 такая форма местоимения в этой формуле стала господствующей. Иез.36:29 .  И освобожу вас от всех нечистот ваших, и при­зову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. Следствием очищения от грехов ( «нечистот» – имеется в виду главным образом идолопоклонство, как главный грех и источник других) будет возвращение земле благословения Божия. – «Призову хлеб». Растения, как и вся бездушная природа, повинуются слову Божию (ср. Пс 104.16 ), которого одного достаточно, чтобы они выросли. Иез.36:30 .  И умножу плоды на деревах и про­изведе­ния по­лей, чтобы вперед не терпеть вам по­ноше­ния от народов из-за голода. Не только хлеб будет умножен, но и другие полезные людям растения – древесные плоды, травы, зелень. «Поношения... из-за голода», слав. «гладные укоризны». Голод является позором для страны, потому что он – знак гнева Божия, из-за которого Бог лишает страну Своего благословения. Иез.36:31 .  Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и по­чув­с­т­ву­ете отвраще­ние к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот враг и мстил ему за то, что он обращал людей к вере, отдавая себя целиком: сколько на него было нападок, инсинуаций всяческих. Но я глубоко и непреклонно уверен, что батюшка – носитель духовной традиции, идущей от первых веков христианства через преподобных Антония Великого, Максима Исповедника и других, а также наших великих русских старцев. Собственно говоря, он и являлся великим старцем земли Русской. Такие, как отец Наум, отец Иоанн (Крестьянкин), недавно почивший отец Кирилл (Павлов), показали нашему времени путь подлинного подвижничества. За все эти 36 лет я, наверно, ни о ком, даже о родном отце, так не скорбел, как сейчас, узнав о кончине нашего любимого батюшки Наума. Царство Небесное, дорогой наш отец Наум! Рейтинг: 9.8 Голосов: 3193 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Мари 18 ноября 2019, 21:25 Упокой Господи в Царствии Твоем душу усопшего отца моего архим.Наума с почившими духовными чадами и сродниками! И их молитвами спаси всех нас, Господи!!! Татиана 8 августа 2019, 20:15 Батюшка Наум, помолись за многогрешную рБ Татиану, рБ Валентину, рБ Олега. СПАСИ ГОСПОДИ, ЗА МОЛИТВЫ! Ольга 18 января 2019, 06:21 Ох,эти разлуки...так сказал отец Наум на похоронах мат.Сергии...Теперь не увидим дорогого Батюшку..;-( Скорбно...но..у Бога все живы! Дорогой Батюшка,молите Бога о нас... Спаси Господи Вас за Ваше любвеобильное Серце! Скорбно..ПРОСТИТЕ.БЛАГОСЛОВИТЕ. Ольга со сродниками.Помолитесь об р.Б.АНДРЕЕ..прошу... Вероника 2 июля 2018, 10:02 Упокой Господи душу усопшего р.б.отца Наума и даруй ему Царствие Небесное.Отец Наум, помолись за болящую Галину, т/болящую Надежду, Александра, Сергия и Веронику, чтобы исцелились от пристрастия к пагубным страстей. Чтобы направил Господь наши грешные души к спасительному пути и исцелению, укрепил в вере Христовой.Помоги нам своими молитвами побороть все препятствия на пути к спасению и прости нас грешных .Спаси всех Господи! на все Твоя святая воля. Аминь. Нина 2 марта 2018, 01:33 Упокой Господи душу усопшего р.б.отца молитвенника Наума и даруй ему Царствие Небесное.Помолись Святой Старец за р.б.Нину и Иоанна ,чтобы дети их р.б.Валерий и р.б.Михаил исцелились от пристрастия к пагубным страстям ,наипаче пьянства,наркомании и игромании.Направляй наши грешные души к спасительному пути и исцелению, укрепляя в вере Христовой.Помоги нашим чадам побороть все препятствия на их пути к спасению и прости нас грешных .Спаси всех Господи!

http://pravoslavie.ru/107158.html

Die Weissangungen des Pr. Ezechiels erklarte, 1867–1868). Намек на имя пророка находится у него в Иез.3.8 . Имя отца Иезекиилева Вузий значит «пренебреженный», указывая может быть на низкое положение, которое почему-либо занимал род пророка в Иерусалиме (вопреки утверждению некоторых, основанному на Иез.44.10–14 , что пророк принадлежал к аристократическому священническому роду садокидов, занимавшему лучшие места); ни на чем не основано мнение раввинов, что Вузий тожествен с Иеремией, получившим такое прозвание от недовольных его обличениями. Приложение «священнику» грамматически в евр. яз. может быть отнесено и к ближайшему существительному «Вузий», и к Иезекиилю. LXX, Иерон и все древние переводы относит его к Иезекиилю и справедливо, потому что сам пророк, а не его отец должен ближайшим образом быть определен (ср. Иер 1:1, 28:1 ). Если Иезекииль и не проходил должности священника, то что звание неотъемлемо было от него в силу происхождения по известной линии от Левии. С Иехонией отведены были в плен и священники ( Иер 29.1 ). Священническое происхождение пророка объясняет многое в его книге; но пророк упоминает о нем не потому только, а и потому что дорожил этим званием. «В земле Халдейской, при реке Ховар». Неоднократное указание пророка на место, где последовало призвание его, служит одним из главных оснований для критика заподозривать неповрежденность 1, 2 и 3 ст. Действительно в 3 ст. это указание несколько неожиданно. Эвальд (Die Propheten des Alten Bundes. 2 Aus. 2 В. Jeremja und Heseqiel, 1868) объясняет такое повторение тем, что при написании книги пророк жил уже в другом месте. «И была на нем там рука Господня». Это выражение употребляется в Библии о всяком непосредственном, чудесном и особенно сильном воздействии Бога на человека ( 3Цар 18.46 ; 2Пар 30.12 ; 4Цар 3.15 ; Иез.3.14 ; Деян 13.11 ); но у Иезекииля оно неизменно предшествует описанию каждого из его видений ( Иез.1.3 ; Иез.3.22 ; Иез.8.1 ; Иез.37.1 ; Иез.40.1 ); след. он им обозначает состояние свое при наступлении видения (экстаз), как производимое явно непосредственною силою Божией и несколько тяжелое для человека (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Страшный текст. Согласитесь. Ничего он вам не напоминает? Но Бог не может быть поругаемым вечно. В годы правления этого ассирийского царя в небольшом селении Элкош (на севере Палестины) в еврейской семье был рожден мальчик, которому дали имя Наум (что в переводе с арамейского означает «Господь утешил»). Современное название этого города Алькуш и располагается он теперь в государстве Ирак. Название Алкош (или Элкош) происходит от сложного ассирийско-аккадского имени «Эль-Кушту», где «Эль» означает Бог, а «Кушту» – праведность или власть. Время жизни пророка Наума относят к VII веку до Р.Х. Он известен как один из 12 малых пророков. Обстоятельства жизни пророка нам неизвестны. Умер он на 45-м году жизни и погребен в своей родной земле. Оставил после себя небольшое пророческое послание царю Сеннаххерибу и всему ассирийскому народу. Ветхозаветная книга пророка Наума содержит предсказание гибели ассирийского города Ниневии за его беззакония: разрушение Израильского царства и хулу ассирийского царя Сеннаххериба на Иегову (Яхве) (единого Бога иудеев). «Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его» (Наум 1, 3), – так начинает свое повествование пророк Наум, говоря в первую очередь о Божьем долготерпении к людскому беспределу и беззаконию. Далее он успокаивает тех, кто продолжает верить в истинного Бога, что они всегда под божьей защитой: «Благ Господь – убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» (Наум 1, 7). Наум точно описал бедствия, которые обрушатся на столицу Ассирии – Ниневию по воле Господа. По словам пророка, городу предстояло погибнуть от воды и огня. Его речи были утешением для еврейского народа, надеющегося на скорое освобождение от жестокого гонителя и притеснителя. Слова святого сбылись ровно через 23 года после сделанного предсказания. Разлившиеся воды реки Тигра, подмыв стены Ниневии, помогли мидянам, выступающим в союзе с вавилонянами, захватить город и разрушить его до основания.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/14/um...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010