К. А. Битнер Книга прор. Наума в церковном предании и экзегезе древней Церкви Образ Н. в церковном предании Прор. Наум. Рельеф у св. ворот в соборе Сантьяго-де-Компостела. Мастер Матео. 2-я пол. XII в. Прор. Наум. Рельеф у св. ворот в соборе Сантьяго-де-Компостела. Мастер Матео. 2-я пол. XII в. Поскольку Свящ. Писание не сообщает подробных сведений о жизни Н., то наиболее ранние и фрагментарные данные о его личности и времени служения приводятся у нек-рых авторов Комментариев на Книгу прор. Наума IV-V вв. По мнению не только свт. Кирилла Александрийского, но и др. авторов, именование пророка в Наум 1. 1 Елкосеянином (το Ελκεσαου) указывает на его происхождение из иудейского сел. Елкесы (Ελκεσα, вероятно, совр. Эль-Кош), а не на имя его отца ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 1), хотя в период формирования раннехрист. комментариев на Книгу прор. Наума существовали сторонники подобного мнения ( Hieron. In Naum. 1. 1). Свт. Кирилл также утверждает, что пророчества Н. были обращены к тем иудеям, которые уцелели после взятия Навуходоносором II Иерусалима, в кон. VI в. до Р. Х.; в др. месте говорится, что Н. пророчествовал во времена иудейского царя Езекии, т. е. в VIII в. ( Суг. Alex. In Nahum. 1. 14). Блж. Иероним Стридонский, единственный из древних комментаторов, кто истолковывает имя Наум как «утешитель», также отмечает, что сам видел в Галилее развалины Елкесы (Elcesaeum) - места рождения пророка ( Hieron. In Naum. Praef.). По мнению Феодорита Кирского, слова Н. предрекают события, с которыми армия ассирийцев столкнется перед стенами Иерусалима, когда их войска потеряли тысячи воинов (ср.: 4 Цар 19. 35), тем самым относя исполнение пророчеств Книги к событиям рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. ( Theodoret. In Nahum. Praef.). Феодор Мопсуестийский также прямо не сообщает время жизни Н., но косвенно указывает на VIII в., замечая, что пророчество в Наум 3. 8 было произнесено за 400 лет до основания Александрии ( Theod. Mops. In Nahum. 3. 8). Фрагментарные сведения о личности Н. приводятся в версиях псевдоэпиграфического соч.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Глава 25 Пророчества против аммонитян, моавитян, идумеев и филистимлян С XXV гл. начинается вторая (утешительная и отрадная) часть книги пророка Иезекииля, часть, первый отдел который заключает, – по примеру прежних пророков Исаии, Амоса, Иеремии, – речи против иноземных народов (XXV-XXXII гл.). Из этих народов пророк берет для своих пророчеств ближайших соседей Израиля, которые своею постоянною враждою к Израилю настолько мешали мирной жизни и правильному развитию его, что, для возможности в будущем такой жизни и развития, необходимо было совершенное устранение этих народов с мировой сцены. Отсюда и помещение этих речей пред пророчествами о будущем славном Израиле; отсюда и безусловное осуждение этих народов (за исключением впрочем египтян) на погибель без той надежды на лучшее будущее, какую подает некоторым народам Иеремия ( Иер 12:15, 46:26, 48:47, 49.6 ). Пророческое обозрение судьбы языческих народов, которых пророк берет в символическом количестве семи (ср. Втор 7.1 ; Ам 1 ; Иер 47.1 и д.), Иезекииль делает в географическом порядке, начиная с с.-в. Иудеи и описывая круг около нее: аммонитяне (1–7), моавитяне (8–11), идумеи (12–14), филистимляне (15–17), Тир ( Иез.26.1Иез.28.19 ), Сидон ( Иез.28.20–26 ) и самый далекий сосед Иудеи – Египет ( Иез. 29Иез.32 ). Число 7, несомненное своим символизмом, может быть знаменует всю совокупность языческих народов; для составления этого числа Сидон поставлен отдельно от Тира, хотя ко времени Иезекииля он был уже давно подчинен Тиру и потерял значение. Наиболее места отводится Тиру и Египту по их тогдашнему мировому значению. Пророк не касается Вавилона (в противоположность Иеремии: L-LI гл.) может быть потому, что на него он смотрел как на орудие кары Божией Израилю, следовательно, как на неповинного в нанесенном им Израилю вреде ( Иез.22.4–5 ) и потому что Вавилон по отдаленности своей не мог существенно влиять на будущие судьбы Израиля. Иез.25:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Нет даты, которая здесь, в начале нового ряда речей и новой части книги, так ожидается, – вероятно потому, что эта речь написана позднее речи XXVI и дальнейших глав (она, несомненно, написана по падении Иерусалима: ст, 3, 8, 12, 15, как-то полагал и блаж. Иероним, следовательно, не ранее 12 года плена Иехонии ( Иез.33.21 )), а поставлена здесь по требованиям систематизации, и дата ее нарушала бы строго хронологический порядок тех дат в книге (исключая, впрочем, дату Иез.29.17 ; ср. ст. 1 и Иез.31.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потом пророк порицает тех, которые из-за личных своекорыстных целей слушают слова пророчества, но неисполняют их. Когда иполнятся слова пророка, тогда они увидят, что среди их есть пророк ( Иез.33:30–33 ). Пастыри (цари) израилевы будут наказаны, потому что они не пасут народ, но своекорыстно собирают его и губят, за это они будут лишены своего сана ( Иез.34:1–10 ), Господь Сам некогда возмет свое стадо, соберет рассеяных и приведет к Доброму пастырю в их землю; Он отделит худых овец от добрых и последних оградит от первых ( Иез.34:17–21 ). Наконец, господь восставит пастырем Израиля раба своего Давида, и Израиль будет при нем жить в мире и счастии ( Иез.34:22–31 ). В противоположность счастливому состоянию земли израильской, тогда на земле эдомской будет тяготеть вечное проклятие, потому что эдомляне во время бедствий Израиля обнаружили к нему свою вечную, смертельную ненависть, вторгались в израильскую землю и порицали Господа. За это им будет воздано. Идумея обратится в пустыню, между тем как Израиль воскреснет ( Иез.35:1–15 ). Торжествующая радость врагов народа Божия о погибели его и вторжения их в наследие народа Божия получит свой конец, ибо Израиль снова получает во владение свое наследие и это наследие будет благословенно ( Иез.36:1–12 ), особенно многочисленностью жителей ( Иез.36:13–15 ). Так как Израиль осквернил свою землю своими грехами, то за это будет исторгнут из нее; но чтобы язычники не бесчестили имени Господня, увидевши как Он исторгает свой народ, то Он снова возвратит его, очистивши его наперед и обновивши. Тогда израильтяне снова будут Его народом, и Он их Богом, благословляющим их ( Иез.36:16–31 ср. Рим.2:24 ). Воспоминая о своих тяжелых грехах, они все это признают незаслуженною милостью, именно что Господь, разрушивши народ, снова воссозидает его и снова населяет опустелые города ( Иез.36:32–39 ). Наконец, Господь показывает пророку в видении поле полное костей. Пред взором пророка, кости эти соединяются по своим составам и оживают; так и дом Израилев воскреснет от смерти к жизни, чтобы возвратиться в свое наследие ( Иез.37:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАУМ [Груз. ] (Шавианидзе Наум Григорьевич; 27.07.1889, с. Охомира Кутаисского у. и губ.- 3.03.1969, Кутаиси), митр. Кутаисско-Гаенатский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Род. в семье псаломщика Григория Окропировича Шавианидзе († 17 марта 1905) и дворянки из с. Заратели Евдуки Гошхетелиани (ДВГЭ. 1905. 9. С. 6). В 1896 г. определен в Кутаисское ДУ (окончил 2 июля 1904). Преподавателем Н. был М. Г. Пхаладзе (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) ); в одном классе с Н. учился А. Шанидзе (впосл. груз. ученый, академик), с к-рым Н. был дружен до конца жизни. В 1905 г. Н. открыл школу в родном селе, где обучал крестьянских детей, прививая им любовь к Богу и родине. Односельчане высоко почитали Н.; современники рассказывали, что машинисты останавливали поезд, когда видели Н. возле путей, и сажали его в состав, чтобы подвезти. Впосл. усилиями Н. и известного врача Н. Мхеидзе в с. Орпири открыли железнодорожную станцию (Митр. Наум//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тб., 1984. Вып. 2. С. 48 (на груз. яз.)). Наум (Шавианидзе), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. 60-е гг. XX в. (ГА РФ) Наум (Шавианидзе), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. 60-е гг. XX в. (ГА РФ) В 1908 г. Н. поступил в Кутаисскую классическую гимназию и был назначен преподавателем церковно-приходских школ сел Набослеви, Кока и Охомира (ныне в муниципалитете Ткибули). 18 янв. 1912 г. его определили псаломщиком в храм в честь Вознесения Господня в Цуцхвати. В февр. 1913 г. в связи с 300-летием Дома Романовых награжден юбилейной нагрудной медалью (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57641). Ок. 1916 г. Н. женился на Нимфодоре (домашнее имя Додола) Тариеловне Кекелидзе (род. в 1895, умерла в молодости); в семье было двое сыновей - Шалва и Отар. 15 сент. 1915 г. переведен на должность псаломщика в кутаисский храм в честь Вознесения Господня в Сапичхии; 30 марта 1916 г. занял должность внештатного диакона в кутаисском кафедральном соборе во имя блгв.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

Греческая надпись на юж. стене часовни-гробницы сообщает, что ее роспись 13 июня 1800 г. завершил мастер Трпо из г. Корица (ныне Корча, Албания), сын зографа Константина, известного мастера Охридской епархии. Над надгробной плитой помещена композиция «Успение Наума», на боковой стене справа - изображение равноап. Наума в виде молодого безусого диакона. Др. сцены посвящены жизни и чудесам равноап. Наума: «Наум беседует с Михаилом Борисом», «Наум ведет Михаила в тюрьму», «Наум крестит дочь Бориса», «По молитве Наума от ведра остается отпечаток на камне», «Наум прогоняет богомилов», «Наум запрягает медведя вместо вола», «Монаха, пытавшегося взять мощи Наума, разбивает паралич», «Наум лечит душевнобольных», «Укравшего коня заря застала перед входом в монастырь» (Там же. С. 144-145). Над входом в основной храм сохранилась надпись, согласно к-рой тот же художник 6 сент. 1806 г. завершил его роспись, выполненную по заказу игум. Стефана во время правления митр. Преспанского Каллиника при помощи хаджи-кир Якова и епитропа мон-ря Йована Гаврилова. Программа росписи является традиционной для храмов Св. Горы и Охрида того периода. Значительное место в ней занимают сцены великих праздников и Страстей Господних. Также представлены изображения отдельных святых, в т. ч. нмч. Никодима Албанского († 1709). В алтарном пространстве представлены святители, «Причащение апостолов» и Богородица с Христом. Заказчик росписи иером. Стефан изображен в ктиторской композиции на юж. стене - его портрет считается одним из лучших в Македонии кон. XVIII - нач. XIX в. Выделяя ряд отличий в росписи часовни, основного храма и нартекса, исследователи полагают, что в работе участвовал и 2-й мастер, возможно помощник Трпо. В нартексе, на сев. стене, находится композиция св. Седмочисленников (равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников), образы болг. царя Михаила и неск. святых. Изящный, резной, 5-ярусный, отражающий афонское влияние иконостас т. н. высокого типа, увенчанный распятием, был выполнен иером. Константином в 1711 г., при игум. Гаврииле и насельниках Иерофее и Феодосии. Сам иером. Константин написал, вероятно, праздничные иконы 1-го и 2-го ряда, украшенные барочной орнаментикой. Он же в 1711 г. написал 13 т. н. целовальных праздничных икон (похищены в 1985, вместо них поставлены новые иконы работы Д. Ристески). Согласно надписи, полиелей был выполнен в 1830 г. по заказу игум. Дионисия: он украшен орнаментальными коваными элементами и образами св. апостолов.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

«Завистливо смотрят эти Англичане на наших быков», говорил он одному иноку. Эти слова относили к тому, что Англичане, по торговым делам плавающие мимо Соловецких островов, могут видеть пасущийся по берегам скот. Но недавние события показали, что слова старца имели смысл предречения. Во время войны, Англичане, действительно, желали пользоваться монастырскими быками, и отправили в монастырь парламентера с требованием скота; получив же отказ, послали настоятелю пулю, думая подействовать на него угрозою. Месяца за три пред смертью, идучи от вечерни, Наум остановился на паперти Преображенского собора, и, обратившись лицом на запад, долго смотрел вверх, как бы пораженный каким то ужасным созерцанием, и со слезами сказал: «очень жарко здесь будет». Свои предречения о будущих опасностях Наум, обыкновенно, заключал благоговейною преданностью воле Божьей и несомненною надеждою на Его милосердие: «Бог милостив, и Угодники Божии сохранят свою обитель от беды и погибели». Сохранилось в памяти потомства несколько случаев, показывающих, что Наум имел прозрение дел человеческих, в тайне совершаемых, и нередко обличал согрешающих, желая тем обратить их на путь покаяния и исправления. Однажды у двух братьев в разных кельях, после вечерни, было по собеседнику; между прочим празднословием речь клонилась к осуждению настоятеля, будто слабо управляет монастырем и проч. На другой день подходит Наум к одному из иноков и говорит: «о чем вчера вечером была у тебя беседа? Что архимандрит у нас слаб? Управлять не умеет? Мы с тобой лучше управили бы монастырем? А знаешь ли, что несть власть, аще не от Бога?» и проч. Изумленный обличением, брат просил прощения. «Бог простит», отвечал Наум, и подошел к другому иноку, в том же виновному, и стал говорить ему тоже. Но этот инок, имея пылкий нрав, оскорбился обличением старца и с горячностью стал доказывать справедливость своих мнений о настоятеле, высказанных им вечером. «Ну, так увидим», сказал Наум, «как будущий настоятель сломит твои рога». Не прожив года при новом настоятеле, этот инок был выслан из монастыря за строптивый характер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

М.Янсон в своем труде «Валаамские старцы» рассуждает о праведной кончине схимонаха: «Простым старцем называет о. Силу монашеская запись, и проста смерть его. Проста, как тихий конец мирного дня, когда гаснут последние отблески света на облаках, проносится свежий ветерок и трепетно загораются первые звезды бесконечного простора Вселенной. И сколько величия в этой благословенной простоте. Смерть! Где твое жало?! ( 1Кор. 15, 55 )». Погребен схимонах Сила на старом братском кладбище. Лучше мне умереть среди своей братии Монах Наум (Уваров) (1864–1922) Монах Наум (в миру Николай Уваров) родился 27 апреля 1864 г. в мещанской семье в Санкт-Петербурге. 12 октября 1899 г., после смерти жены, поступил в монастырь. Зачислен в послушники 19 октября 1904 г.,– в монашество пострижен 14 февраля 1909 г. Послушание проходил долгое время в рухольной, выдавая братии одежду и обувь, и всегда был для братии добр и услужлив. Иеромонах Сергий (Иртель) рассказывал о нем: «Очевидно, что о. Наум имел какие-нибудь тайные добродетели, а потому и призвал его Господь из сей скорбной и многомятежной жизни в будущую вечную жизнь такой мирной и христианской кончиной. Болел о. Наум всего дней пять. Сам пришел в больницу, где его и оставили. У него оказался заворот кишок, и при всем старании монастырский доктор о. Андрей помочь ему ничем не мог. Тогда ему предложено было отправиться в город Сердоболь, в городскую больницу, для проведения операции, чтобы спасти жизнь его. Но о. Наум решительно отказался от последней, сказав: “В Сердоболь я не желаю ехать, а если угодно Господу, чтобы я умер, то и слава Богу. Лучше мне умереть во святой обители среди своей братии, чем в чужом месте среди иноверцев!” Так он и не поехал. Между тем болезнь все усиливалась, но до самой своей смерти он был спокоен и в полной памяти. Причастили его Святых Христовых Таин. Затем в день смерти, вечером, доктор, видя его ослабевающим, предложил ему причаститься, на что последний согласился с любовью. По причащении предложили ему и пособоровался; он и на это охотно согласился. Во время соборования, держа свечку в руках и полагая на себе крестное знамение, о. Наум молился Господу. Затем, от слабости не имея сил держать в руках свечку, он отдал ее. Когда же оканчивалось соборование, то по чину Таинства положили ему на голову Святое

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Waltke Bruce Книга Пророка Наума Введение Пророк Наум Все, что мы знаем о Науме, исходит из самой книги. Он был родом из Елкоса (или Элькоша), но нам неизвестно, где находился этот город. Выдвинуто по меньшей мере четыре гипотезы о его расположении, начиная от Иудеи и кончая Ассирией. Большинство комментаторов считает, что Наум произносил свои пророчества в Иерусалиме (во всяком случае, в Иудее), но, возможно, он был одним из высланных ранее в Ассирию или «рассеянных между народами» израильтян ( Иер. 23:1–3 ; Иез. 11:16 ; Иоил. 3:2 ). Имя «Наум» означает «утешенный, утешающий, утешитель». Корень имеет значение «получать удовлетворение от мщения» ( Ис. 1:24; 57:6 ), и это как нельзя лучше подходит Науму. Народ Божий испытывает облегчение и утешение, когда Бог мстит его врагам! Вероятно, Наум жил незадолго до крушения Ассирийской империи, которое было предрешено падением Ниневии в 612 г. до н. э. – событием, на котором он сосредоточивает свое внимание. Видимо, Наум пророчествовал после разграбления Фив на Ниле в 663 г. до н. э., о чем говорится в 3:8. (См. табл. на с. 217 Историческая обстановка Ниневия была столицей Ассирии – самого жестокого и безжалостного государства древнего мира. Ассирийцы внушали ужас своим потенциальным жертвам не только тем, что разрушали и сжигали покоренные города, но и тем, что подвергали их жителей мучениям и издевательствам. Ашшурбанипал, один из ассирийских царей, в следующих выражениях похвалялся тем, что расстроил планы неких заговорщиков: «Что касается этих простолюдинов, неуважительно говорившихся о моем боге Ашшуре и участвовавших в заговоре против меня, государя, почитающего своего бога, то я вырвал у них языки и унизил их. В качестве посмертной жертвы я раздавил оставшихся в живых теми самыми статуями богов–покровителей, среди которых они убили Синахериба, моего деда. Их разрубленные на куски тела я скормил собакам, свиньям, шакалам, грифам, птицам небесным и рыбам в глубоких водоемах». Именно ассирийцы разрушили Самарию, а вместе с ней и все Северное царство.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

16а), то как только последние зашевелили крыльями, какое-то движение произошло и в колесах (ст. 16б); такова уже была связь между теми и другими: пока спокойно стоят те, стоят и эти; как только двинутся одни, приходят в движение и другие. «Ибо в них был дух животных», см. объясн. Иез.1.20 . Иез.10:18 .  И отошла слава Го­с­по­дня от по­рога дома и стала над Херувимами. «Слава Господня» (в том смысле, в каком это название употреблено в Иез.9.3 и Иез.10.4 , т. е. в смысле облака богоявления), может быть прождав на пороге храма совершение последней казни над Иерусалимом (сожжение) со стороны архангела, который не возвращается здесь, как в 9:3, с донесением об исполнении поручения, возвращается на свое место над херувимами для удаления из храма и города. Это удаление можно рассматривать, как третий и последний акт суда Божия над Иерусалимом и как тягчайшую кару для него, если принять в внимание те тяжелые последствия, какие влечет за собою удаление Бога по Втор 31.17 и Ос 9.2 . Иез.10:19 .  И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах мо­их от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Го­с­по­дня, и слава Бога Израилева вверху над ними. «В глазах моих», см. объясн. в Иез.9.1 «в уши мои». – «И колеса подле них». Колеса были настолько самостоятельною частью видения и так странно было парение их в воздухе, что пророк всегда при замечании о поднятии херувимов упоминает о колесах: Иез.3.13, 11.22 . – «И стали у входа в восточные врата Дома Господня». – Это были главные ворота храма, через которые естественно было выйти из Своего храма Господу, как впоследствии через такие же ворота слава Господня возвратилась в храм ( Иез.43.2 ); притом эти ворота лежали прямо против дверей собственно храма – здания святилища и святаго святых – и через них входили в город. В воротах храма, следовательно, на крайней периферии храмового пространства, слава Господня останавливается с тою же целью, с какою останавливается на пороге храма: для прощания с своим долголетним жилищем, может быть, «в знак некоторой неохоты и сожаления, с какими она удаляется из храма» (Кнабенбауер); поводом к остановке здесь могло быть и нечестивое совещание у этих ворот 25 старейшин ( Иез.11.1 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как от плодов земли должно быть посвящаемы начатки Богу ( Иез.44.30 ), так и от самой земли. «По жребию» делится земля только между родами и семействами ( Иез.47.22 ), а коленам назначаются пророком участки ( Иез.48 гл.); не так Нав 13.1 и д. – Из земли должно быть отделено Господу терума (греч. απαρχη, слав. «начаток», рус. «участок») – дар ( Втор 12.11 ; Исх 25.2 ; ср. Притч 29.4 ), который будет поэтому святынею, кодеш (слав. «свято», рус. «священный»), земли. Это святое место земли, окружающее храм («кругом»), должно представлять из себя 25 000 х 10 000 не указанной меры, может быть, локтей («тростей» – Иез.40.5 не соответствовало бы ширине всей обетованной земли); возможно, что отсутствие единицы измерения хочет возвести мысль к небесным, неизмеримым величинам. Из ст. 4 видно, что эта часть земли составит участок священников, особенно священный как прилегающий к храму. LXX в большинстве рукописей увеличивают ширину участка до 20 000, включая в него таким образом и левитский участок (ст. 5). Иез.45:2 .  От него к святилищу отойдет четырехугольник по пятисот тростей кругом, и кругом него площадь в пятьдесят локтей. Святейшей частью Господня участка является место, занимаемое самим храмом с его двумя дворами («святилище», кидеш) и имеющее (еще по Иез.42, 16–20 ) 500 единиц не указанной ни там, ни здесь меры в квадратах. См. чертеж к Иез.48 . В виду величайшей святости этого места кругом него должна быть свободная, незастроенная «площадь» (слав. «расстояние» – миграш), сравнительно узкою лентою – в 50 ед. м. – опоясывающая храмовую площадь и отделяющая ее от священнических жилищ (даже). Иез.45:3 .  Из этой меры отмерь двадцать пять тысяч тростей в длину и десять тысяч в ширину, где будет находиться святилище, Святое Святых. Храм, называемый теперь пророком более общим именем микдаш, слав., рус.: «святилище», «освящение» и характеризуемый как «Святое Святых» (ср. Иез.43.12 ) должен быть в только что указанном для него объеме ( «из этой меры») исходным пунктом, центром, от которого имеют отсчитываться те (указанные уже в 1 ст.) 25 000 длины и 10 000 ед. м. ширины священного участка. Новейшие толкователи вслед за Корнилем ставят этот стих непосредственно после 1-го, за ним 2, а затем уже 4-й, предполагая, что стихи переставлены позднее, чтобы речь о святилище была ранее, чем о священниках (в ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010