С точки зрения традиционной религиозной нравственности, человек призван Богом к самоотдаче, самоограничению. И более того: любой христианин должен быть аскетом, но не в смысле жизни в пустыне, самоистязания и непрестанного поста. Под аскезой надо понимать борьбу человека с похотью, страстями и инстинктами. Это борьба, но не «против плоти и крови» (см. Еф. 6:12), а против идеализации того уклада жизни, который предлагает нам так называемая современная секулярная «цивилизация потребления». Умение регулировать свои чувства, в том числе и свое потребление, и есть аскеза. Проповедуя воздержание, умеренность и самоограничение, христианство тормозит безудержный рост потребления, на котором основано современное общество. И поэтому людей, которые хотели бы устранить этот «тормоз» человеческой цивилизации, оказывается немало. Однако подлинная самореализация личности, ее истинное бытие в христианском смысле и заключается именно в самоограничении, самопожертвовании, т.е. проявлении любви. Основной нравственный базис христианства, по словам апостола Павла, «в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14). Сегодня мы становимся свидетелями расширения прав и свобод личности за счет отказа от религиозных нравственных норм поведения человека в обществе. Человека пытаются убедить в том, что представления об абсолютном нравственном начале устарели, как устарела и евангельская заповедь о любви к ближнему. Сторонники «устойчивого развития» современной «цивилизации потребления» стараются исключить влияние христианской этики из любой сферы жизни общества, вытеснить ее из сферы общественного контроля над соблюдением норм нравственного поведения, лишить традиционные религии права выражать свое представление о нравственных истинах в публичном пространстве. Несмотря на декларируемые плюрализм и толерантность, повсюду встречается проявление нетерпимости к религиозной нравственности. Пропагандируя этическую всеядность и индифферентизм, представители секулярного мировоззрения делают все, чтобы дискредитировать религию, стереть имя Божие из памяти людей, нивелировать принципы нравственности и культуры, сформированной религиозным мировоззрением.

http://patriarchia.ru/db/text/1818311.ht...

2) С. перед братьями и сестрами внутри общины. Здесь также имеется в виду не высокомерное самоуничижение, а непритязат. скромность, когда человек ведет себя как низший, как бы утверждая этим, что пребывает пред Богом. Благодаря С. другого почитают «высшим себя» ( Флп. 2:3 ). Это пребывание в истине, это «хождение во свете, подобно как Он во свете» есть условие сохранения «общения друг с другом» ( 1Ин. 1:6–8 ; ср. Пс. 42:3 ), поэтому следует «препоясать свои чресла» истиною ( Еф. 6:14 ; Флп. 4:8 ) и «взыскивать» С. ( Соф. 2:3 ; Кол. 3:12 ; 1Петр. 5:5 ). Разумеется, призыв почитать другого высшим себя действителен и по отношению к различным церквам, к христианам других деноминаций; 3) то же С. необходимо и перед ближними, перед миром: истина есть плод света ( Еф. 5:9 , см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), и свидетельство перед миром приобретает достоверность только тогда, когда христиане искренни с внешним миром, не щадят себя и не оправдывают того, что заслуживает порицания. Признание заслужит то С., которое не прикрывается перед ближними благочестивыми формулами, но предоставляет себя Божьему суду, которое пробуждает веру во Христа; 4) С. и искренность по отношению к самим себе: Бог Сам истинен ( Откр. 6:10 ), и люди, как Его дети, должны избегать лжи в любой форме – здесь лежит ключ ко всякой мудрости ( Притч. 11:2 ). Истинное смирение обретают благодаря подвигу искупления, совершенному Христом на кресте; обладающие таким С. отказываются от самовозвеличивания и самовосхваления ( Рим. 3:23.27 ; Гал. 6:14 ). Только у того, кто «смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ), можно научиться любить страдание и отверженность ( Флп. 3:10.18 ) и говорить: «и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар. 6:22 ), т.е. настолько ничтожным, насколько человек ничтожен на самом деле. Там, у креста, учатся благодарности за страдания: «благо мне, что я пострадал» ( Пс. 118:71.75 ). Там люди понимают, что человек, не подвергающийся унижениям, живет как лицемер: «Прежде страдания моего я заблуждался» ( Пс. 118:67 ) и что все их прежние достижения были лишь видимостью. Христиане должны стремиться к тому, чтобы о них свидетельствовали сама истина и само добро (см. Флп. 4:8 ; 1Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

– Иногда через людей Господь открывает Свою волю, но для этого человек должен быть особым образом подготовлен. Пророки и святые, которые знали будущее, получали этот дар только тогда, когда он был нужен людям, и на это была воля Божия. Сподоблялись этого дара за особую чистоту жизни. Когда человек приходит к экстрасенсу, колдуну, ясновидящей или бабке-гадалке, то есть к тем, кто пытается говорить о его будущем и если эти предсказания исполняются – в этом нет ничего удивительного. Эти люди естественно имеют связь с демоническим миром. Бесы буквально присутствуют в воздухе, названы они в Евангелии духами злобы поднебесной (см. Еф.6:12 ). Конечно, многое из происходящего на земле они видят. Предположим, что некий человек отправился в путь, скорей всего он дойдёт до намеченной цели. А другому человеку бес говорит, что один человек вышел из такого-то места и придет туда-то. И действительно это происходит. И если какая-нибудь колдунья или гадалка об этом скажет, то все начинают думать, что она получает эти откровения от Бога. На самом деле, всё это ей говорит диавол. Бесы очень часто ошибаются. И когда человек приходит к этим обманщикам, жуликам и проходимцам, то из 100 ответов – 99 будут лживыми. Один ответ будет более-менее соответствовать истине, но опять же, потому что бесы здесь что-то знают. Поэтому нельзя обращаться к этим мошенникам. Нельзя им верить ещё и потому, что именно вера определяет дальнейшую жизнь человека. Во что и кому человек верит – это очень важно. Если он верит колдуну, то значит, диавол всё дальше и дальше будет увлекать его в свои сети, чтобы человека через своего служителя всё больше поработить и в конечном итоге завладеть его душой. Бог хочет, чтобы человек верил Ему. Если человек идет по пути веры, то Господь со своей стороны постоянно напоминает, указывает и свидетельствует, что это единственно правильный путь, ведущий к подлинному счастью, и каждый христианин многократно в этом убеждался. Поэтому ничего удивительного нет в том, что через недостойных людей иногда открываются какие-то внешние события. Повторим – только внешнее, ибо ничего духовного, внутреннего, сакраментального, благодатного бесы никогда не знали и знать не могут.

http://sueverie.net/kak-otnositsya-k-sov...

Облечеся Господь в силу и препоясася – Господь оделся силой, могуществом (ц.слав. сила) и опоясался, т.е. он готов к действию, бодрствует (см. выражение «препоясати чресла» в новозаветных текстах, напр. Лк. 12, 35; 1 Петр. 1, 13; Еф. 6, 14). Ибо утверди вселенную, я ж е не подвижится – ибо Он установил вселенную так, что она не пошатнется (утвердити буквально «сделать твердым, крепким», т.е «укрепить, установить»; подвигнутися, подвижитися – поколебаться, пошатнуться. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний – в ветхозаветной Церкви святыней назывались части жертвенных животных вместе с хлебными приношениями жертв о грехе и преступлении, которые мог потреблять только первосвященник. Дние или дние жития – привычное библейское наименование лет жизни (или просто «жизнь»), а долгота – «протяжение (в пространстве)», «продолжительность (во времени)». Твоему дому, т.е. Твоей Церкви, подобает, Господи, святыня (бескровная жертва) во все года жизни, всегда. Продолжение следует… Использованы словари О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» (М., 2005 г.) ; прот.Г. Дьяченко «Полный церковно-славянский словарь» (М., 2004 г.), а также работа проф. Н. Успенского «Православная вечерня (историко-литургический очерк)». Читайте также: Да исправится молитва моя – я крокодила пред тобою Как растворяются воздухи Приидите, припадем… По страницам канона св. Андрея Критского Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 13 апреля, 2023 10 апреля, 2023 19 марта, 2023 4 апреля, 2022 29 апреля, 2021 10 апреля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/konchiv-dolgotu-dnya/

После доклада епископа Силуана Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам собрания с напутствием: «Хотел бы всех вас, мои дорогие, поблагодарить за ваши труды, за то, что вы продолжаете замечательные традиции русского монашества, за то, что вокруг многих из вас собирается и воспитывается молодежь. Очень важно, чтобы сегодня молодые люди увидели красоту подвига монашеской жизни в современных условиях. А для этого необходимо, чтобы монашествующий являл молодежи пример беззаветного, бескорыстного и мужественного служения. Еще раз хочу подчеркнуть: для Церкви легких времен никогда не бывало. Даже Синодальный период был очень тяжел своими искушениями, а в результате народ поддался ужасным внушениям, абсолютно несвойственным нашей культурной и духовной традиции, что и привело к разрушению страны, к страшной трагедии революции. Этот исторический опыт должен держать всех нас в состоянии полной мобилизации наших сил. Никакого расслабления быть не может. Повторяю, легких времен для Церкви быть не может, меняются только вызовы, с которыми мы сталкиваемся. На деле наша борьба не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). А это вечная война, вечная брань, которая закончится только Вторым пришествием Господа и Спасителя. И к кому, как не к монашествующим, следует обращаться с призывом быть в передовом отряде этой воюющей духовной армии? И никогда не жалеть себя! Как только пожалели себя, значит, что-то нужно делать, идти к духовнику, каяться. Потому что жалость к себе несовместима с нашим выбором. Что значит жалеть себя? Ничего не делать или вполсилы делать? Если тебя Господь призвал, ты должен все свои силы отдавать служению, на которое ты поставлен. У нас с вами нет другого пути, кроме как путь кенозиса, некоего самоуничижения, которое не предполагает жизни ради своих интересов. Монашествующие в первую очередь должны пренебрегать всеми человеческими устремлениями. Прежде всего надо ставить вопрос: действительно ли я служу Господу так, как я обязан, дав обеты и посвятив себя этому служению? А жалость к себе — это последнее, что может быть у архиерея и любого монашествующего.

http://radonezh.ru/2023/09/25/svyateyshi...

Верим, что так будет и с нынешними разделениями: как только исчезнет политическая поддержка раскола, Церковь Святой Руси вновь воссоединится. Мы же все молимся, чтобы наступили эти времена. Ведь речь идет не о каких-то политических концепциях, не о политических целях, а о восстановлении справедливости. Подобно тому как не о политической силе Руси заботился преподобный Сергий, молясь о единстве Русского государства, так и мы сегодня ни о каких политических целях не помышляем, но молимся о восстановлении прочного духовного единства всей Руси, которая выражалась бы в единстве Русской Православной Церкви, канонически объединяющей всех православных людей исторической Руси. Будем молиться об этом, трудиться и верить, что Господь приклонит милость Свою, и эти времена неблагополучные уйдут в прошлое, как уходили все неблагополучные времена, а Русь Святая Православная выйдет из всех испытаний еще более сильной и окрепшей. Но хочу еще раз подчеркнуть: наша брань , по словам апостола, не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (см. Еф. 6:12). А потому и наше упование о единстве Церкви нашей и народа нашего не может осуществляться исключительно политическими действиями, но в первую очередь изгнанием духов поднебесных, что под силу только Церкви Божией, что под силу нашей с вами соборной молитве. И будем молиться, чтобы дело преподобного Сергия и сегодня явилось всему народу нашему нераздельному и Церкви нашей Русской, чтобы единство снова стало для нас нормой нашей совместной жизни и чтобы Церковь, храня себя от всяких расколов и разделений, утверждала веру православную во благополучие духовное и во спасение всего народа исторической Руси. Всех вас сердечно поздравляю с праздником! Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, да хранит Господь Русь Святую и веру православную. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/2023/07/18/svyateyshi...

“Верим, что так будет и с нынешними разделениями: как только исчезнет политическая поддержка раскола, Церковь Святой Руси вновь воссоединится, - продолжил Предстоятель. - Мы же все молимся, чтобы наступили эти времена. Ведь речь идет не о каких-то политических концепциях, не о политических целях, а о восстановлении справедливости. Подобно тому как не о политической силе Руси заботился преподобный Сергий, молясь о единстве Русского государства, так и мы сегодня ни о каких политических целях не помышляем, но молимся о восстановлении прочного духовного единства всей Руси " . " Будем молиться об этом, трудиться и верить, что Господь приклонит милость Свою, и эти времена неблагополучные уйдут в прошлое, как уходили все неблагополучные времена, а Русь Святая православная выйдет из испытаний еще более сильной и окрепшей. Но хочу еще раз подчеркнуть: наша брань, по словам апостола, не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (см. Еф. 6:12). А потому и наше упование о единстве Церкви и народа не может осуществляться исключительно политическими действиями, но в первую очередь изгнанием духов поднебесных, что под силу только Церкви Божией, соборной молитве. Будем молиться, чтобы дело преподобного Сергия и сегодня явилось всему народу нераздельному и Церкви Русской, чтобы единство снова стало для нас нормой совместной жизни и Церковь, храня себя от расколов и разделений, утверждала веру во благополучие духовное и спасение народа исторической Руси " , - завершил проповедь Патриарх. Была совершена молитва у мощей преподобного Сергия в Свято-Троицком соборе. +++ В канун праздника, 17 июля, митрополит Варсонофий сослужил Патриарху Кириллу в Свято-Троицком соборе лавры за малой вечерней с чтением акафиста святому и за Всенощным бдением на Соборной площади монастыря. Богослужения транслировали ТК " Союз " , " Спас " и сайт Патриархия.ru. ИА " Вода живая " - Патриархия.ру 17-18.07.23 Поделиться 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Церковь Божия сегодня сталкивается с теми же вызовами Сегодня наступило, казалось бы, совсем другое время, но в глобальном измерении Церковь Божия сталкивается с теми же вызовами, что и при Патриархе Тихоне. Вызовы мимикрируют под местную культуру, под обстоятельства жизни, но целеполагание то же самое. И потому так актуальна для нас сегодня молитва перед ракой святителя Тихона, чтобы он помог Церкви нашей хранить себя, хранить веру, хранить свой народ, никогда не ослабнуть в свидетельстве о Христе Воскресшем, никогда не преклонить колени перед силой, которая стремится увести людей в бездну.      Святитель Тихон, как и его поколение в большинстве своем, погибли в этой борьбе. Физически погибли, но как же много они сделали! Какой светлый луч в нашей церковной истории – их жизнь, их подвиг! Этот луч имеет такую силу, что он и для нас высвечивает дорогу в будущее. И дай Бог всем нам идти по этому пути, имея то же мужество, ту же мудрость, крепость душевных сил и ясное понимание того, что Церковь борется не с политическими режимами, не с властью, а с миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной (см.: Еф. 6: 12). И если это сознание будет отражаться в деяниях нашего епископата, духовенства и всего верующего народа, то, верю, сохранится Святая Русь – молитвами святых угодников Божиих, всех святых, в земле Русской просиявших, святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, столетие избрания которого мы сегодня торжественно отмечаем в Донском монастыре Москвы, где пребывал он в последние годы своей жизни и где ныне почивает святыми мощами. Из слова после Литургии в Большом соборе Донского монастыря г. Москвы 18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России Наиболее ярко свидетельствуют о Господе дела любви Из всех дел наиболее ярко свидетельствуют о Господе дела любви, ибо Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Готовность выслушать человека, неравнодушие к его проблемам, участие в его нуждах, умение найти слова утешения и ободрения – это то, что люди ищут в храме, а наипаче в архипастырях и пастырях, по которым обычно и судят о Церкви.

http://pravoslavie.ru/108327.html

Для выявления истоков епископского служения определенное значение имеют кумран. находки, в к-рых упоминается   (  ), т. е. «тот, кто надзирает [за чем-либо]» (1QS 6. 11-12, 19-20). Его основными функциями были: принятие в общину новых членов (4QDa 5 i 14; CD 13. 13; 15. 8, 11, 14), забота о финансах и торговле (1QS 6. 20; CD 13. 16; 14. 13), а также суд (CD 9. 18, 19, 22; 14. 11-12; 4QDa 11. 16; 4Q477). С. Шехтер, обнаруживший Дамасский документ в Каирской генизе, полагал, что   - это аналог рим. цензора, появившийся в иудейском мире только в рим. эпоху ( Schechter S., ed. Fragments of Zadokite Work. Camb., 1910. P. XXIII. Not. 41). Его поддержал Р. Чарлз. Однако против выступил Э. Мейер (см.: Thiering. 1981). Вероятно, помимо влияния со стороны гражданских установлений в данном случае на выбор «кумранитами» именно этого названия повлияли пророческие образы Ис 40. 11 и Иез 34. 12. Кроме того, среди набатейских надписей, найденных в святилище Гебель-Монейга (юж. Синай), в списке жрецов также встречается слово   (  ). Согласно наиболее распространенной гипотезе, в данном случае речь идет о служителе, осматривавшем жертвенных животных (ср.: Мишна Тамид 3. 4; Арак. 2. 5; Вавилонский Талмуд. Кетувим. 106а; Иерусалимский Талмуд. Шекалим. 4. 2. 48a). Филон Александрийский называет словом πσκοπος прор. Моисея ( Philo. Quis rer. div. 30). Наконец, в ВЗ неоднократно говорится о Боге как о «надзирающем» за сердцем человека (напр.: «Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его» - Прем 1. 6). Е. в Новом Завете В НЗ не содержится ни прямого наставления от Господа о необходимости поставления Е., ни рассказа о первом установлении степени Е. апостолами (подобного рассказу об избрании 7 диаконов). Однако Е. как служители Церкви неск. раз прямо упоминаются в Посланиях и Деяниях св. апостолов (Флп 1. 1; Деян 20. 28; 1 Тим 3. 2; Тит 1. 7). Анализ др. новозаветных текстов показывает, что помимо наименований «епископ» и «старец» (πρεσβτερος) в апостольские времена были в ходу и другие наименования служителей, исполнявших функции Е. В частности, в 1 Кор 12. 28 при перечислении церковных служений говорится об имеющих дар «управления» (κυβερνσεις). Упоминаются также некие «начальствующие» или «предстоятели» (формы от глагола προστημι в 1 Тим 5. 17; Рим 12. 8; 1 Фес 5. 12). Многократно говорится о «пастырях» (ποιμνες - напр.: Еф 4. 11).

http://pravenc.ru/text/190033.html

В греч. Септуагинте евр.  (  ) в большинстве случаев передается словом κκλησα. В классическом словоупотреблении κκλησα имеет значение собрания граждан, объединенных соответствующим социально-правовым положением и общей целью. Собрание это созывалось согласно закону. Т. е. «κκλησα заключает в себе два признака: упорядоченное единство и призвание (κλσις, κκαλεν)» ( Иларион (Троицкий), архим. 1912. С. 11). Кроме того, «в понятии κκλησα заключается сильный момент видимости» ( Болотов. Лекции. Т. 1. С. 13) (см. ст. Церковь). Тем не менее полных оснований для абсолютизации представления о ветхозаветной Церкви как о формально едином и имеющем четкие внешние границы обществе людей в библейском тексте нет. Приведенные характеристики в строгом смысле применимы только к подзаконному Израилю. Но при букв. использовании их по отношению к ветхозаветным праведникам, жившим вне Моисеева Закона (напр., Енох, Ной, Авраам, Лот, Мелхиседек, Иов), экклезиологический статус последних оказался бы под вопросом. Т. о., Церковь ВЗ и в этническом, и в хронологическом отношении намного шире Израиля, и ее границы следует связывать не с теми или иными формальными признаками, а в первую очередь с реальной принадлежностью истинному Богу. Исходя из засвидетельствованных в Свящ. Писании фактов, говорящих о степени принадлежности Богу и древнего Израиля как общины, и конкретных ветхозаветных праведников (Быт 4. 4, 26; 5. 24; 6. 8-9; 12. 8; 14. 18; 17. 1-2; Иов 1. 1, 8; Иона 3. 5; 4. 11), можно предпринимать попытки описания границ ветхозаветной Церкви. При этом следует признать, что исчерпывающий рациональный критерий в данном случае невозможен. В НЗ слово κκλησα встречается и в изначальном нерелиг. значении (Деян 19. 32, 39-41), и в ветхозаветном смысле «собрания израильтян» (Деян 7. 38). Однако в остальных случаях этот термин указывает на совершенно новую реальность, созидаемую воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом (Мф 16. 16-18). Причем κκλησα может означать Церковь и как конкретную общину (Мф 18. 17; Деян 15. 41; Рим 16. 16; 1 Кор 4. 17; 7. 17; 14. 33; Кол 4. 15), и как вселенское собрание верных (Мф 16. 18; Деян 20. 28; 1 Кор 12. 28; 15. 9), и как открывающееся в тварном мире Царство Божие (Еф 1. 22). Идея тождества при одновременном различии этих 3 составляющих новозаветной экклезиологии представляет сложную богословскую задачу, в т. ч. и при решении вопроса о Г. Ц.

http://pravenc.ru/text/166375.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010