В первую очередь для спасения важны не знания вообще, а знания религиозно-нравственного характера ( 1Кор.14:20 ). Именно эти знания именуются в Откровении глаголами вечной жизни ( Ин.6:68 ). (см. подробнее: Можно ли быть христианином без знания догматов? ) Возможна ли вера вне Церкви? Для того, чтобы ответить на это вопрос, необходимо четко представлять, какая именно форма веры (какое именно смысловое значение этого понятия) имеется в виду. Вера в Единого Бога проявлялась в людях и до создания Церкви . Такой верой обладал и Адам, и Авраам, и Израиль. Некоторая вера в Единое Начало, проявлявшаяся на уровне разума, была свойственна ряду дохристианских философов. Некоторыми начатками веры в Неведомого Бога обладали даже и представители языческого мира ( Деян.17:23 ). На протяжении всей истории существования человеческого рода Бог открывался всем людям через естественное Откровение (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание? ). Отдельные ветхозаветные праведники (а, например, во время заключения Синайского Завета — весь Израиль ) становились причастниками сверхъестественного Божественного Откровения . Всё это способствовало формированию и укреплению веры людей в Бога Истинного и Единственного. Однако через ветхозаветную веру человек не освобождался от рабства греха , не достигал Высших Небесных Обителей. Это стало возможным только с Пришествием Сына Божьего, заключением Нового Завета  между Богом и человеком, образованием Церкви. Приобщение к вере Христовой осуществляется через усвоение Евангельского учения, приобщение к Истинной Церкви, соблюдение заповедей. Истинной Церковью является Вселенская Православная Церковь . Ведь только она есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), только ей вверена полнота спасительных даров Святого Духа , только в ней соблюдается подлинная вера, та, которую имел в виду Господь, говоря о Себе, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» ( Ин.3:18 ). Поскольку быть верующим, в самом возвышенном смысле этого слова, означает не только верить в существование Бога и всего, что составляет предмет христианского вероучения, но и жить полнотой христианской жизни, постольку понимаем, что вера достижима лишь в рамках общецерковной жизни (подразумевающей участие в храмовых богослужениях, Таинствах и т. д.), в рамках жизни во Христе.

http://azbyka.ru/vera

В словах апостола нет ноток горделивого превозношения. Он не хвалится перенесенными страданиями и лишениями. Все это он принял как должное. Единственное, чем он может похвалиться, это немощь: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу» ( 2 Кор. 11:30–31 ). Сила благодати Благодатная сила Божия, коснувшаяся Павла на дамасской дороге, вот то, что укрепляло его. Апостол писал в послании к христианам древнего Коринфа: «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2 Кор. 12:9 ). Бог вел апостола Павла на проповедь, поэтому и успех павловой миссии дело благодати Божией. Когда среди коринфских христиан возникло разделение (одни превозносились тем, что были обращены проповедью Павла, другие Аполлоса ( о нем см.: Деян. 18:24–28 ), третьи апостола Петра), святой апостол так увещевал враждующих: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1 Кор. 3:5–7 ). Поэтому апостол призывал всегда благодарить за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием ( Еф. 5:20–21 ) и делать все во имя Господа Иисуса Христа ( Кол. 3:17 ). Постоянная благодарность Богу это то, что помогает нам почувствовать присутствие благодатной силы Божией в самих себе, помогает не превозноситься и не гордиться теми дарованиями, которые дал нам Господь . Послания апостола Павла «…Но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1 Кор. 15:10 ) Трудно себе представить, как святой апостол Павел (он же и Савл), имея слабое здоровье, мог понести такие труды. Вся жизнь апостола стала подтверждением слов: «сила Божия в немощи совершается» ( см. 2 Кор. 12:9 ). «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2 Кор. 11:23, 25–27 ), в назидание Коринфянам вспоминает апостол Павел. Такие труды и испытания невозможно перенести, опираясь только на человеческие силы. Все успехи своей проповеднической деятельности апостол Павел приписывает исключительно действию Божественной благодати и старается лишь о том, чтобы быть достойным Духа Святого.

http://azbyka.ru/way/apostol-pavel-naime...

Слова книги Второзакония, поставленные в качестве эпиграфа во главу настоящего отдела, были восприняты в книге Деяний Апостольских как мессианское пророчество о пришествии и о деле Христовых ( Деян.3:22 ср. 7:8). Бесспорно, что не только пророческие предсказания о Мессии получили свое исполнение во Христе Спасителе, но Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос , как о нем свидетельствует Евангелие от Иоанна ( Ин.1:21, 6:14, 7:40 ), Сам оказался Пророком по преимуществу, в котором исполнилось всякое пророческое служение. Однако, помимо этого признанного Церковью мессианского смысла, вышеприведенное речение Второзакония имеет тоже прямой смысл, непосредственно вытекающий из контекста, в котором эти слова находятся. Втор.17, 18 говорит о лицах, облеченных служением в священном обществе Израиля: левитах, судьях, царях, пророках. Слова Втор.18:15 (ср. ст. 18 и сл.) содержат божественное обетование народу Божию о непрекращаемости в нем пророческого служения и о постоянном характере этого последнего. Эти слова были оправданы ветхозаветной священной историей. Основные эпохи израильской истории были ознаменованы деятельностью и проповедью пророков, которые образовали некую почти беспрерывную цепь почти до II-ro в. до Р.Х. (см. 1Мак.4:46, 14:41 ). Ветхозаветные книги содержат многочисленные пророческие имена, но они тоже упоминают и о многочисленных анонимных пророках. Эта количественная сторона пророческого служения в Ветхом Завете, а также развитие пророческой проповеди и возрастающее влияние пророков позволяют говорить о пророческом движении в ветхозаветном Израиле, проходящем через многие века его истории. Ветхозаветное пророческое движение составляет одну из наиболее характерных особенностей бытия Израиля в его качестве богоизбранного народа. Она ставит перед библейским историком и богословом вопрос о выяснении сущности этого служения. Вопрос этот не разбирался в православной и, в частности, в русской библейской науке. Поэтому он не может не быть поставлен в настоящих главах, посвященных уяснению того исторического и религиозного контекста, в котором возникла и развилась ветхозаветная пророческая литература. Чем определялось пророческое служение в Ветхом Завете? В чем выражалось особо ему присущее место среди прочих служений, которые знала ветхозаветная израильская теократия?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Эта тема имеет две стороны. Во-первых, речь идет и приглашении наблюдателей из членов Православной Церкви, а именно, клириков, монахов и мирян. Во-вторых, нам следует подумать по поводу приглашения наблюдателей из других христианских церквей и исповеданий, с которыми мы находимся в состоянии богословского диалога. По нашему мнению, необходимо пригласить наблюдателей с обеих сторон, но, конечно, без права слова и голоса. Ведь Святым и Великим Собором живо интересуются не только православные народы, клирики и монахи, но и весь христианский мир. Стоит обратить внимание, что во время проведения II Ватиканского Собора наша Церковь была приглашена на него и отправила туда своих наблюдателей. Нужно прийти к согласию по поводу приглашения подобных наблюдателей, решить вопросы по поводу способа приема этих делегаций, их количества и места присутствия на Соборе, а также все связанные с этой темой вопросы. Соборные решения, которые раньше почитались клиром и народом как голос Божий («Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28)), сегодня оспариваются частью верующих еще до того, как опубликовано коммюнике. Также оспариваются они и со стороны «борцов за православие», которые называют Собор «разбойничьим» еще до его созыва. Какую каноническую силу будут иметь решения Святого и Великого Собора, и какие канонические последствия будут иметь случаи неповиновения им? Думаю, что это нужно выяснить во избежание недоразумений перед Божьим народом и неприятных последствий для Тела Церковного. Также есть еще несколько практических вопросов, которые мы хотели бы уладить в виду приближения Собора. А именно: Возлюбленные и почтеннейшие во Христе братья. Мы кратко изложили наше мнение по актуальным вопросам, которые ожидают своего разрешения от Предстоятелей наших братских Церквей. Вы нас рассудите, если какая-либо тема кажется вам приоритетной или есть другие темы, которые необходимо рассмотреть на синаксе, мы выслушаем ваши замечания. В нас присутствует уверенность, что созыв Святого и Великого Собора произойдет скоро, без задержек и промедлений, как мы этого усердно желаем, ибо «время уже коротко» (2 Кор. 7, 29) в виду того, что он переносится уже более пятидесяти лет. Итак, будем продвигаться быстро в предстоящих наших делах, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 2), «Который молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых «не оставит нас сиротами» (см. Ин. 14, 18), но через Утешителя соединит нас в этом Соборе, как уже соединяет в Теле и Крови Его. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Из слова после богослужения в праздник Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре, 23 июня 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии священник Андрей Волков 29 июня 2013, 23:29 Господину Сантехнику. Простого человека лукавый изредка касается, священника или монаха уже досаждает, а от Предстоятеля не отступает ни днем ни ночью, ища повода, как перекаленная известь жаждет влаги чтобы вспениться. Поэтому, наверное не только разумнее но и духовно безопаснее будет " не лезть не в свои сани " ( см. Деян. 19,15), давая даже очень умные советы. Лучше от души помолиться и за себя и за тех, кто поставлен Богом " право править Слово Истины " . decas777 26 июня 2013, 15:11 слова Патриарха как лекарство для человека! очень актуальны и действенны! Владимир 25 июня 2013, 22:22 Силу, действующую во всей вселенной, можно сравнить насколько это возможно, с плазменным состоянием тел. Причем, на сколько горяч, на столько холоден. Дух Животворит настолько явственно, но никакое изобретение человечества не сможет преодолеть пространство и время. Если только примитивно сравнить с излучением солнца, лучей которого не видим. Жизнь во Христе описал пр. Иезекииль, причем только откровениями, ибо еще никто из человеков, не смог бы прикоснуться к Огню, к огненной текущей лаве миллиона лучей до срока. Жизнь во Христе - не мучающейся родами Матери Церкви, сравнить можно с плавкой руды, отделяя чистый металл от шлаков в смраде серы и дыма столпа огня. И когда мы видим при плавке чистый металл, мы непременно видим и шлаки, в сере и дыме. Потому и радость Его непременно в скорбях и нечеловеческом терпении, потому и сроки на все, ибо и от переедания неуют. И никто из человеков не может приступить к Страху Божиему, никто не может разделить добро от зла, не имея в себе Христа, Силы действующей во всей вселенной - исцеляющей, Силы во мгновение ока - поднимающей из мертвых, Силы, в Которой нет ни тени сомнений, ни тени перемен. lyudmila toll 25 июня 2013, 04:18 Прекрасные проповеди Патриарха Кирилла всегда очень мудрые необходимые

http://pravoslavie.ru/62359.html

4 . Когда Павел был в Эфесе, он, конечно, вынашивал мысль посетить Македонию и Грецию. С другой стороны, мог ли Павел написать 2:24 из Рима, если учитывать, что в это время его взор был обращен на запад и он не думал, что снова пойдет дальше на восток (см.: Деян. 20:25 и Рим. 15:18–29 )? 5 . Существует мнение, что у Флп. больше сходства с ранними посланиями Павла, чем с более поздними. В особенности это касается проблемы иудействующих, которую он затрагивает в Гал. и Рим. 6 . Можно предположить, что такие тексты, как 1:30 и 4:15,16, указывают на первую проповедь Евангелия в Филиппах, которая произошла недавно, а не за одиннадцать или двенадцать лет до их написания, что могло бы быть отражено еще в послании из Рима. Если послание было написано в Эфесе, то его можно датировать 54–55 гг. Если оно было написано в Кесарии, то это произошло между 57 и 59 гг. Хотя аргументы в пользу написания послания в Эфесе, а не в Кесарии, кажутся более убедительными, остаются еще и довольно сильные доводы в пользу традиционной точки зрения по поводу римского происхождения послания. 1 . В Риме, во время ожидания суда императора, у Павла было две перспективы: оправдание с последующим освобождением или смертный приговор. Об этих двух возможных решениях суда он пишет в 1:19–26. 2 . Хотя путь из Рима до Филипп занимал несколько больше времени, чем из Рима в Эфес, в каждом случае в целом требовалось не более семи–восьми недель. 3 . Несмотря на то, что, наметив посетить Рим, Павел планировал этот визит в рамках своего дальнейшего продвижения на запад, в Испанию ( Рим. 15:23–28 ), есть основания полагать, что во время пребывания в Риме мысли апостола вернулись к восточным районам, туда, где он уже побывал и служил словом, и где церкви, основанные им, остро нуждались в его помощи. 4 . При всем сходстве между Флп. и ранними посланиями Павла, наблюдаются и заметные различия. 5 . Хотя можно дать объяснение употребления слов «претория» (1:13) и «кесарев дом» (4:12), считая послание отправленным из Эфеса (или даже из Кесарии), оба выражения с той же долей вероятности могут относиться и к Риму.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

А между прочим, церковь Христова должна быть непременно соборной или вселенской, потому что Христос повелел распространять евангелие между всеми народами: «Шедше убо, повелевает Христос апостолам, научите вся языки». (Мф. 28:19). Ещё: «Шедше в мир весь проповедите евангелие всей твари». ( Мф. 16:15 ). И ещё: «Будите Ми свидетелие... даже до последних земли». ( Деян. 1:8 ). Если старообрядцы эту заповедь не исполняют и последователей себе между народами мира не имеют, то, спрашивается, на каком же основании они называют себя церковью соборной? Если потому, что так написано в символе, то ведь в символе церковь названа соборной по действительному значению, потому что она должна быть соборной и в действительности есть соборная, так как члены её рассеяны по вселенной. Старообрядческую же церковь никак нельзя назвать соборной, так как она на самом деле не соборная, т. е. не вселенская (Б. Кат. л. 119), а только русская. Затем ещё нужно обратить внимание на то, что церковь Христова должна управляться собором епископов, которые должны собираться для решения разного рода недоуменных вопросов как догматических, так и житейских (37 апост.; I, 5; IV, 19 и др.; см. выше). Епископами же церковь и судится, (ант. 20; Карф. 12, 18 и др. прав.). Но у старообрядцев за неимением епископов сего не творится, а потому у них нет ни управления, ни судилища соборного, а миряне никого судить не могут. Четвёртый признак символьной церкви тот, что она называется апостольскою. А почему она называется апостольскою? Во 1-х потому, что распространена апостолами ( Мр. 16:20 ; 1Кор. 15:1, 2, 11 ; Евр. 2:3 ) и утверждена на их учении ( Еф. 2:20 ; Гал. 1:7–8 ); во 2-х потому, что она приемлет всё учение апостолов и руководствуется им, ни в чём его не изменяя. Так Христос повелел апостолам и их преемникам – епископам: «куплю дейте, дóндеже прииду» ( Лук. 19:13 ), и пастыри церкви православной куплю деют и будут деять до пришествия Христова, – Христос приказал гостиннику: «прилежи ему» ( Лук. 10:35 ), и епископы (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Ап. Пётр никогда не идёт первым, так сказать, созерцательно-метафизическим путём: он почти не раскрывает учения о предвечном Слове 712 ; в речах своих он исключительно идёт третьим, так сказать, конкретно-историческим путём; объектом суждений его всегда является Иисус, муж от Назарета, Иисус, как исторически известное лицо, словом, Г. Иисус в Его человеческой природе; и Апостол, как того требовали обстоятельства, только доказывает, что Этот Иисус из Назарета есть от века предопределённый «Христос», Мессия, «Господь всех» (10:36). При таком ходе мыслей, Апостол, говоря о божественных действиях Иисуса Назарянина, всегда усвояет их, как виновнику и первопричине, не Самому Иисусу Христу, а Богу: Бог сотворил чрез Него знамения и чудеса (2:22, 4:30 и др.), Он воскресил Его (2:24, 32, 3:15, 10:40 и др.), вознёс на небо (2:33) и т. д. 713 . Тот же весьма характерный образ речи преобладает и в посланиях Ап. Петра (см., напр., 1Пет.1:21, 2:4, 3:18 714 , 5:10); Апостол и там, по обыкновению своему, объектом мысли и суждения почти всегда ставить Иисуса, как исторически известное лицо, Иисуса, как человека. Впрочем, в посланиях, как написанных к верующим, такой образ речи не всегда выдерживается: иногда Апостол говорит об Иисусе прямо, как о Богочеловеке ( 2Пет.1:1–3 ; 1Пет.3:22 ); но всё ж преобладающим, типичным является тот же образ выражений, что и в речах. Учение же о Божестве Иисуса Христа, отрешенно от мысли о Его человечестве и мессианском служении, не раскрывается и в посланиях. Доказательствами, что Иисус из Назарета есть Христос, в речах Ап. Петра служат конкретные факты и в. з. пророчества. Апостол ссылается на знамения и чудеса, «яже сотвори Тем Бог», и особенно – на поразительные факты воскресения Его, вознесения на небо и излияния Им даров Св. Духа. Все эти события Апостол освещает в. з. мессианскими пророчествами, и становится ясным, что Иисус есть предопределённый от вечности ( Деян.2:23 ), предназначенный Израилю (3:20) и предсказанный пророками (3:24) Мессия. В ряду этих доказательств Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Закон Моисеев предписывал не покаяние в грехах, но отмщение грешнику, так что убийство, нарушение субботы, прелюбодеяние и другие тяжкие преступления искупались лишь смертью, а всякий телесный вред — равным возмездием: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх. 21:23–25). То, что преступник может покаяться и исправиться, даже не принималось в расчет. Но уже и тогда Бог устами пророков говорил о прощении грехов через покаяние. Так, у пророка Исаии читаем: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих… Тогда придите — и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю (Ис. 1:16, 18). И в Книге Иезекииля: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33:11). И в Книге Осии: Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего! Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» (Ос. 14:2–3). О прощении через покаяние много говорится и в Псалмах царя и пророка Давида. В Новом Завете Бог, желая приготовить мир к Своему пришествию во плоти, послал и нового проповедника покаяния — святого Иоанна Крестителя. Покайтесь, — призывал Иоанн иудеев, — ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:2, 8). У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Мытарям (сборщикам налогов) он говорил: ничего не требуйте более определенного вам, а воинам — никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:11, 13–14). Господь же Иисус Христос, раскрыв ограниченность и несовершенство закона, показал, что покаяние — путь к Царству Небесному: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15); Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк. 16:16). Поэтому и великий апостол Павел сказал, что конец закона — Христос (Рим. 10:4) и что уверовавшему в Него прощено все, чего не мог простить закон Моисеев (см.: Деян. 13:38–39).

http://pravmir.ru/o-tainstvax-ispovedi-i...

Подобные случаи к настоящему времени исчисляются многими десятками, причем большинство из них запротоколированы официальной церковной " Комиссией по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви " , выпускающей свои сборники, посвященные этим явлениям (См.: " Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альманах " . (Вып. 1 - М., 2000)). Для подробного изложения чудес, происходящих только от царских икон, приход московского храма святителя Николая в Пыжах издал уже пять сборников общим объемом более шестисот стандартных страниц. Надо сказать, что мироточения и обновления икон носят в настоящее время массовый характер, сравнимый лишь с тем, что происходило в нашей Церкви в 20-е годы прошлого столетия. Особую известность получили эти чудесные явления в Ивановской епархии. Мало кто знает, что св. миро, которое появляется в результате мироточений, было подвергнуто химическому анализу (о чем также имеется соответствующим образом заверенное научное заключение). Результаты исследования были поистине сенсационными. Ученые выяснили, что, во-первых, вещество, называемое миром, обладает двумя взаимоисключающими свойствами - жира и эфира (спирта), и, стало быть, такого вещества в природе просто не существует, а, во-вторых, спираль ДНК у него развернута в обратную сторону, что вообще невозможно с точки зрения известных науке природных закономерностей. Как же следует воспринимать все эти многочисленные чудеса с точки зрения православного сознания? В Священном Писании отмечены два принципиально важных момента в оценке чудес. Во-первых, чудеса представляются как " явление силы " , которое Бог осуществляет через Своих служителей, о чем прямо говорится в проповеди св. апостола Петра в день Пятидесятницы ( Деян. 2, 22 ). Во-вторых, Сам Господь Иисус Христос видит в чудесах действенное знамение победы Божией на сатаной. (Лк. 10, 17-20; 11, 18-19). Чудеса - всегда настойчивый призыв Божий к покаянию. Господь говорит, что во многих городах явленные Им чудеса своей цели не достигли, и предрекает горькую судьбу этим городам. (Лк. 10, 13-15). Чудеса - также знамения пришествия Царствия Божия. (Лк. 11, 20). Наконец, через чудеса осуществляется замысел Божий о последних временах. (Лк. 7, 19-23).

http://pravoslavie.ru/29214.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010