Я напомню вам слова из этого апостольского чтения: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Причем в тексте слово «дух» написано не с большой, а с маленькой буквы. Значит, речь идет не о том, что всё это только дар Божественного Духа. Иначе было бы сказано по-другому. Дар какого духа всё то, что перечислил апостол? Это дар нашего духа. Мы можем произвести на свет и любовь, и радость, и мир, и долготерпение… Это всё мы можем осуществить и реализовать в жизни.  Здесь же, в этом отрывке послания к Галатам, содержится непременное условие, при котором человек может всё это реализовать. Мы должны плоть свою распять со страстьми и похотьми (см. Гал. 5:24). Интересно, что понятие человеческого счастья в современной псевдокультуре трактуется как удовлетворение похоти плоти, потребностей человеческой плоти и человеческого инстинкта. Полнота жизни в понимании людей, погруженных в эту псевдокультуру, означает максимальное их удовлетворение, если возможно — безграничное. Как только чувствуешь, что где-то плоть уже не удовлетворяется тем, что ты имеешь, ищи другие источники удовлетворения. Вступил в брак, через некоторое время почувствовал: что-то не так в жизни с этой женщиной, которая является твоей женой, — ищи другие возможности; а потом снова можешь пресытиться — снова ищи… И так до бесконечности. Покупай вещи! Понравилась вещь так, что любые деньги готов за нее отдать, — отдай их. А потом она перестает греть душу — купи другую. И так до бесконечности. Этому удовлетворению плоти не будет никакого предела. Есть только один выход — в какой-то момент, даже если ты уже встал на этот преступный и греховный путь жизни, остановись и распни свою плоть. Хоть раз, но попробуй — распни свою плоть! И перед тобой откроется другой горизонт жизни. Ведь что такое любовь, радость, мир? Как одним словом выразить эти три таких замечательных состояния души и окружающего мира? Одним словом — счастье. Счастье — когда любовь, счастье — когда постоянно радость в сердце, вне зависимости от собственного материального положения и состояния окружающего мира. 

http://patriarchia.ru/db/text/3700066.ht...

1:3–13 Благодарение и молитвы Древние письма обычно открывались благодарением Богу или богам. В посланиях Павла они часто предваряют и вводят главные темы, которые он намеревался раскрыть. Таким образом, они играют роль exordia, предваряя последующие тексты и начиная послание с установления отношений с читателями. 1:3 . В постоянные ежедневные молитвы иудеи включают много благословений; Павел также в своих регулярных молитвах возносит благодарность Богу, а потому это не просто стандартная формула выражения благодарности в письме. 1:4 . О духовном климате в Колоссах Павел узнал от Епафраса, очевидно, его ученика, который работал среди колоссян (1:7; ср.: Деян. 19:10 ) и сам был родом из этого города ( Кол. 4:12 ). 1:5 . В еврейских текстах говорится о грядущей награде, предназначенной праведным, следовательно, раннехристианским читателям была известна эта идея. 1:6. Образ вестника Божьего, приносящего плод свой, восходит к учению Иисуса ( Лк. 8:11 ); в Ветхом Завете Израиль часто сравнивается с виноградной лозой или другим растением и призывается принести плод свой для Господа (напр.: Ос. 10:1; 14:7,8 ; ср.: Быт. 1:28 ). 1:7,8. «Епафрас» – обычное имя; возможно, речь идет о том же Епафрасе, который упоминается в Флм. 23 . «Епафрас» может быть уменьшительной формой имени Епафродит, но Филиппы и Колоссы расположены достаточно далеко друг от друга, поэтому трудно представить себе, что речь идет о Епафродите из Флп. 2:25 . 1:9 .О непрестанной молитве см. в Исх. 28:30 и 1Цар. 12:23 . Философы ищут «мудрости» и «знания», но Павел здесь подчеркивает нравственный аспект значения этих терминов в Ветхом Завете (см., напр.: Прит. 1:2–7 ). 1:10,11. О приношении плодов и возрастании см. в Быт. 1 (термин «возрастание» особенно связан с текстом LXX); см. также коммент. к Кол. 1:6 . О термине «поступать» см. в коммент. к Гал. 5:16 . В греческиххрамах священнослужители выполняли свои функции достойно, надлежащим образом, т. е. «достойно бога» – того божества, в храме которого они служили. В иудейском предании слово «достойно» может означать «должным образом» ( 2Мак. 6:23,24,27 ), заслуживая награды ( 2Мак. 15:21 ); Премудрость ищет тех, кто ее достоин ( Прем. 6:16 ), и праведный, претерпевший до конца, будет «достоин Бога», как достойное приношение ( Прем. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2) ап. Павел часто употребляет слово «Е.» без уточняющих определений: вероятно, для него это слово являлось устоявшимся термином, понятным без дальнейших разъяснений. Тем не менее слово «Е.» имеет в его писаниях несколько значений: а) в 2Кор. 8:18 ; Флп. 4 Павел подразумевает под Е. проповедь Благой Вести; в 1Кор.9 Е. означает прежде всего собственно Благую Весть, а затем уже ее проповедь; б) Павел, в отличие от евангелистов, не отождествляет Благую Весть с проповедью Царства Божиего, хотя учение о Царстве Божием занимает в его посланиях важное место ( Рим. 14:17 ; 1Кор. 4:20 ; 1Кор. 6:9 ; Кол. 4:11 ; 1Фес. 2:12 ; 2Фес. 1:5 ). Павел нигде не дает исчерпывающего определения Е., а называет лишь отдельные его положения: Иисус – предвечный Сын Божий, как человек – Он потомок Давида; Иисус умер, был погребен и воскрес ( Рим 1 и след.; 1Кор. 15:3–5 ; 2Тим. 2:8 ); Он – превознесенный Богом Господь ( Флп. 2:9–11 ) и Судья ( Рим. 2:16 ). Итак, Благая Весть в посланиях Павла тождественна той, которую, в соотв. с названием своих трудов, стремились передать евангелисты: Иисус – это Помазанник Божий (Христос) и Его деяния – это спасение, даруемое Богом человеку и ради человека ( Мк 16 и след.; Рим. 1:16 ); в) для Павла, как и для евангелистов, Е. – это нечто большее, чем просто сообщение и провозглашение. Е. – это сила Божья, которая открывается в благовествовании «ко спасению» человека ( Рим 1 и след.; 1Фес. 1:5 ). В Е. открывается правда Божья ( Рим. 1:17 ), которая отправляет грешника на суд, но она же и оправдывает его по вере (⇒ Послание к Римлянам ). Т.о., Е. воздействует на жизнь человека и приводит его к встрече с превознесенным Христом, которая может стать для человека спасением или неспасением, в зависимости от того, уверует он или нет (см. 1Кор 1 и след., где Е. передано как «слово о кресте», ср. 1Кор. 1:17 ). Поэтому Павел говорит о Евангелии Божием ( 2Кор. 11:7 ; Рим. 1:1 ) или Христовом ( Рим. 15:19 ; 1Кор. 9:12 ), причем Христос одноврем. является и глашатаем Благой Вести и ее сутью; д) Павел нередко говорит о благовествовании, называя его «мое» или «наше» ( Рим. 2:16 ; 2Кор. 4:3 ; 2Тим. 2:8 ). При этом, однако, он не имеет в виду какое-то особое Е., поскольку его благовествование совпадает с проповедью других апостолов ( 1Кор. 15:1–5 ; Гал. 2:6–9 ). Он лишь подчеркивает, что это благовествование вверено и ему так же, как апостолам; в качестве особого поручения он должен был нести Е. язычникам ( Деян. 20:24 ; Рим. 15:20 ; 1Кор. 4:15 ). Но это было все то же благовествование об Иисусе Христе, повсюду сохраняющее свою действенность;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Может быть, его слова имели узкое, исторически ограниченное значение и их можно отнести только к тогдашним иудеям? Если так, то они бы не были известны всему миру. Эти слова обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону Духа. Закон предполагает ответственность; нарушение закона предполагает суд; суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания. Может быть, сказанное относится только к нашей земной жизни? Опять-таки, если так, то не знал бы весь мир этих слов. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной — на таковых нет закона, над таковыми не будет и суда, Божиего суда. И мы вспоминаем другое место из Священного Писания, где сказано, что над таковыми нет суда, но они прейдут от смерти к жизни и не будут судимы (см. Ин. 5:24). Суд есть непременная и очень важная институция в человеческом обществе, деятельность которой направлена на установление правды и справедливости. Но человек, который живет по закону Духа, вне этой реальности, на него ничто не распространяется. Может быть, такой человек имеет какую-то особую защиту от Бога? Совсем нет, об этом ничего не сказано. Просто такой человек никогда не преступит ни Божественного, ни человеческого закона, потому что он живет по Духу. «Если вы живете по Духу, то Духом и поступать должны», — говорит апостол Павел (Гал. 5:25). Это удивительные слова. Мы знаем, как много неправды в нашем мире, как много преступлений — страшных преступлений, как общество требует улучшить судебную и правоохранительную систему, принять более строгие законы, ужесточить ту или иную норму — в надежде, что укрепление государственных институтов и исправление законов приведут к их исполнению, изменят климат в обществе, сделают народ лучше. Это лишь отчасти справедливо. Добрый человек, живущий по Духу, в любви, радости, мире, долготерпении, благости, кротости, не нарушает никаких законов, ведь человеческие законы связаны с моралью, нравственностью. А когда происходит разрыв между законом и нравственностью, тогда люди выступают против законов как несправедливых, потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством, которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писаных законы, как не знает его абсолютное большинство добропорядочных и добрых людей. Но законы исполняются — естеством законное творим , как говорит апостол Павел (см. Рим. 2:14).

http://patriarchia.ru/db/text/2380010.ht...

Мы признаем себя настоящими профессионалами. Но, будучи строителями, мы делаем фундамент заказчику не на совесть, а как легче для нас, не желая трудиться в полную силу. Будучи учителями, мы ленимся внимательно проверить работы учеников. Их ошибки и недочеты так и кочуют из одной работы в другую. Работая менеджером по продаже, мы не считаем нужным проверить товар. В итоге покупатели, среди которых немало пожилых, вынуждены возвращаться, чтобы обменять явный брак. Когда же вместо желаемых нами плодов — признания, хорошей репутации, рекомендаций тех, кто имел с нами дело, и дополнительного материального вознаграждения на нас обрушиваются заслуженные претензии, мы горько сетуем на несправедливость. Но ведь именно наше отношение к своим обязанностям совершенно справедливо и ожидаемо принесло такие плоды. Мы говорим, что пришли к вере, называем себя христианами и жалуемся на отсутствие «плодов». В нашей внешней и внутренней жизни все остается без изменений, мы по-прежнему расстроены, растеряны, некоторые даже разочарованы. Но откуда же взяться окрыляющей радости, сердечной теплоте, бодрости духа, если мы не то что в будни, но даже по воскресеньям ленимся встать пораньше и пойти в храм, ссылаясь на усталость, и дома не берем в руки молитвослов. Как ждать изменений, если мы не делаем никаких усилий, чтобы соблюдать заповеди, и без сопротивления поддаемся греховным мыслям и делам и ищем только себе удовольствие. Даже если у человека самые простые обязанности, даже если ему очень нравится его профессия, а благоустройство быта приносит удовольствие, тем не менее все это требует от него напряжения сил, самоотдачи. Тем более, если работа и домашние заботы не отвечают наклонностям и предпочтениям человека, а диктуются обстоятельствами жизни. В любом случае повседневные труды и обязанности составляют существенную часть того жизненного креста, который несет человек, следуя за Христом (см. Мф. 16, 24). Надо понимать, что этот крест — не наказание, а наше спасение. Он определен нам Господом для того, чтобы мы реализовывали жизнь по Евангелию и приобретали духовный плод: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22—23).

http://pravoslavie.ru/116577.html

Кроме того, обнаруживая в отношении грешников долготерпение, Он даёт им возможность раскаяться и обратиться ( 2Пет.2:9 ). Зло будет вершиться на земле вплоть до кончины видимого мира, после чего состоится всеобщее воскресение, а затем Страшный суд . На Суде нераскаянные злодеи будут окончательно отделены от праведников ( Мф.25:33 ). Жизнь праведников будет исполнена радости и Блаженства , тогда как жизнь грешников — вечных адовых мук. Греха же уже не будет: ни в Царстве святых, ни в аду. иеромонах Ириней (Пиковский) Отношения между Богом и человеком определяются тем, насколько человек соответствует тому, чего хочет от него Господь. Бог не благоволит к тем, кто не исполняет свои обещания (см.: Еккл.5:3 ), к злодеям и беззаконникам (см.: Пс.5:5 ). В то же время Господь благоволит ко всем боящимся Его и уповающим на милость Его (см.: Пс.146:11 ). Только тот приобретает благоволение в очах Бога и людей, у кого на скрижали сердца написаны слова: «Милость и истина» (см.: Притч.3:3–4 ). Евангельское «благоволение» – это не просто благосклонность одного лица по отношению к другому, расположенность начальника к подчиненному. Благоволение Божие – это любовь Отца Небесного к земному человеку (ср.: Иер.31:3 ). Когда Дух Святой сходил на Иисуса в момент Крещения, голос Бога Отца засвидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ). Иисус потому имеет благоволение, поскольку Отец любит Сына и все дал в руку Его ( Ин.3:35 ). Любовь и благоволение неразрывны. Отец Небесный благоволил послать на землю Сына, потому что Он первый возлюбил мир, прежде чем люди ответили Ему взаимностью (см.: 1Ин.4:9 ). Сын принял на Себя грехи всего мира (см.: 1Пет.2:24 ). По вере в Сына Божия мы, люди, из врагов Божиих становимся сынами Его и, как говорит апостол, получаем право взывать к Богу: Авва, Отче! (см.: Гал.4:6 ) Цитаты о благоволении «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его». Пс.146:11 «Если будет благоволить к нам Бог – тогда все будет для нас удобно и легко, и ничто не сможет опечалить нас в настоящей жизни, хотя бы и казалось что-нибудь прискорбным. Таков преизбыток Его могущества, что Он, когда благоволит, обращает и самые печали в радости».

http://azbyka.ru/blagovolenie

Помни о том, что епископское звание — это не награда, не признание каких-то твоих прошлых заслуг, а тяжелейшее бремя и высокая ответственность. Старайся в полной мере оправдать оказанное тебе доверие, представив на Суде Христовом добрые плоды своего архиерейства. Пусть твое епископство будет образцом достойного следования данной тобою сегодня архиерейской присяге, беспрекословного послушания воле Божией и решениям Священноначалия, а также сохранения церковного единства, ибо, по утверждению священномученика Киприана, епископа Карфагенского, «епископ — в Церкви и Церковь — в епископе» (Письмо к Флоренцию Пупиану о поносителях). Первым и самым важным твоим делом должна стать забота о духовном и нравственном состоянии паствы, ибо ты первый в истории епископ Киргизской земли. Тебе надлежит воспитывать народ Божий «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), подавая ему пример смирения, нестяжательства и великодушия. Пусть паства твоя увидит в тебе и правило веры , и образ кротости , и воздержания учителя . Будь же, по выражению «апостола языков», «приветливым ко всем, учительным и незлобивым» (2 Тим. 2:24), с кротостью наставляя противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (см. 2 Тим. 2:25). Внимай же словам великого светильника Церкви Христовой святителя Григория Богослова, призывающего архипастырей «изнемогшее подъять, падшее восставить, заблуждающее обратить, погибшее взыскать и крепкое сохранить» (Слово 9). В наше время, когда в общественном сознании укореняется идеология оправдания греха и культ удовольствий, многие люди не только охладели в духовной жизни, но и вообще потеряли твердые нравственные ориентиры, утратили искреннюю и живую веру во Христа, устремляясь исключительно к земным наслаждениям, к богатству, к суетной славе. Тебе предстоит совершить поистине апостольское дело: возвещая людям покаяние пред Богом и Евангелие Царствия, возжигай в их сердцах огонь веры, действующей любовью (см. Гал. 5:6) и побеждающей мир (см. 1 Ин. 5:4). Живая вера, основанная на силе Божией, должна подтверждаться искренним стремлением послужить ближнему, помочь страждущему и обездоленному, утешить плачущего и скорбящего. Все это и многое другое — обязательные аспекты социального служения, которое несет Святая Церковь в наши дни. Помни о том, что православная община должна быть местом реальной любви. Поощряй паству к добрым делам (см. Евр. 10:24), к делам милосердия и благотворительности.

http://patriarchia.ru/db/text/1801084.ht...

Жизнь по Божиему закону — это не жизнь в сплошном наслаждении и веселье, это человеческая жизнь с ее радостями и скорбями. И когда приходят к нам скорби, не нужно воспринимать это как нечто, что разрушает нашу жизнь, что мешает нашей жизни. Христианское отношение к скорби должно быть проникнуто пониманием того, что и скорбь включена в эту человеческую жизнь и для преодоления скорби даются нам и силы, и долготерпение, и благость, то есть способность творить добро, и милосердие, и кротость, и воздержание, и, конечно, вера. Все это связано с самоограничением человека. Не с раскрепощением страстей, инстинктов, как к тому призывает нас современный стиль жизни, а к некоему самоограничению, через которое только и может являться подлинный дар Духа в любви, радости и мире . Почему мы так почитаем святого преподобного Сергия? Именно потому, что он прошел и через долготерпение, и через благость, и через милосердие; и кротким был, и воздержанным, и веру сильную имел, и потому в его личности расцвел плод Духа в любви, радости и мире. И он делился этим плодом с другими, устрояя мир не только вокруг себя, но и в стране нашей. Радостью и мирным сердцем он притягивал к себе людей, и именно через это притяжение и стяжал славу великого угодника и игумена земли Русской. Вот какими замечательными словами заканчивается сегодняшнее чтение послания от Галатов — перечисляя дары Святого Духа, о которых мы только что говорили, апостол говорит: На таковых нет закона (Гал. 5:23). То есть на тех людях, которые в себе самих формируют эти ценности Духа — на них нет закона. А что означает «нет закона»? «Нет закона» — означает нет и суда. И вспоминаются другие слова апостола о тех умерших, которые не придут на суд, но перейдут от смерти в жизнь (см. Ин. 5:24). Что же означают эти апостольские слова в послании к Галатам и в только что процитированном месте? Означают вот что: что люди, которых Дух Святой ведет по жизни, те, кто отдает самих себя благодати Божией, через долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание достигающие любви, радости и мира , — те люди не пойдут на суд, потому что над ними нет закона. Они от этой жизни через смерть перейдут в жизнь вечную, в Царствие Божие.

http://patriarchia.ru/db/text/807220.htm...

Добромирово Евангелие, начало (?) XII века      — Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия? — Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека... — А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться? — Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4–5). — Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом? — Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15–20 минут, чтобы прочитать одну–две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

http://pravoslavie.ru/82616.html

Синайское законодательство было важнейшим событием в планах домостроительства спасения человечества: закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3, 24). На Синае не только израильский народ, но и весь род человеческий получил откровение. Это был свет и для других народов, пребывавших во тьме язычества. Во время сорокадневного нахождения Моисея на горе Синай Аарон по требованию народа, переставшего верить, что их вождь вернется, изготовил из золота тельца (см.: Исх 32, 1–5). Это был идол. По мнению как древних авторов (Филон Александрийский, блаженный Иероним и другие), так и позднейших толкователей, в изготовлении тельца было подражание египтянам. Это подтверждается словами святого апостола и первомученика Стефана: отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его [Моисея] и обратились сердцами своими к Египту (Деян 7, 39). Изготовление тельца было грубым нарушением первой заповеди. Служение тельцу было отступничеством от Бога, означало духовный разврат. После того как Моисей уничтожил тельца, он второй раз взошел на гору Синай, чтобы вымолить прощение народу. Вождь народа обнаруживает величие своей души, жертвенно обращаясь к Богу: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх 32, 32). Господь простил народ. Моисей передает Скрижали Завета народу. Монастырь Дионисиат, Афон      Бог восстановил Завет с избранным народом. Он повелел Моисею изготовить новые скрижали и взойти на гору. Бог сошел в облаке и прошел перед Моисеем. Господь Бог подтвердил данные ранее обетования и напомнил заповеди, которые Он дал народу. Моисей пробыл на горе сорок дней и совершил великий молитвенный подвиг, превосходящий естественные человеческие возможности. Тридцать девять лет спустя он вспоминал: И повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его; ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз (Втор 9, 18–19). Моисей возвращался с горы со скрижалями. Лицо его сияло так ярко, что он закрыл его покрывалом. Когда же входил перед лицом Господа, то покрывало убирал.

http://pravoslavie.ru/103684.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010