XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33). В сей паремии излагается ходатайство Авраама пред Богом о пощаде Содома и Гоморры.   Быт.18:20 .  Рече Господь [Аврааму] : вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. «Рече Господь». Излагаемая здесь речь Господа к Авраа­му примыкает к рассказу бытописателя о посещении Ав­раама Господом с двумя ангелами под видом Странников. Странники были угощены гостеприимным Авраамом и по окончании трапезы поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам провожал их, и в это время один из Стран­ников, Сам Господь, снова изъявил Аврааму Свое благово­ление, как верному рабу своему, и открыл ему Свое наме­рение наказать Содом. «Вопль Содомский и Гоморрский, – сказал Господь, – умножися ко мне, и греси их велицы зело». Грехи жителей Содома и Гоморра известны (см. XXI паре­мию, ст. 13). Главный из этих грехов есть противоестест­венное любострастие ( Быт 19, 5 ). Увеличиваясь все более, они наконец сделались вопиющими, т. е. такими, которые достигли крайней степени, так что превышают меру дол­готерпения Божия и, словно доносчики или обвинители, громко вопиют перед Богом о совершении над грешниками праведного суда Его. Этот обвинительный вопль  назван Содомским и Гоморрским, потому что исходил преимуще­ственно из этих городов, хотя вместе с ними за те же грехи погибли и другие окрестные города.   Быт.18:21 . Сошед убо узрю, аще [п][действительно ли] по воплю их грядущему ко мне [п][грехи] совершаются: аще же ни, да разумею. Речь Господа, как и в предшествующем стихе, челове­кообразная, соответственно тому, что Он в виде человека явился Аврааму. В предшествующем стихе Он является судящим о преступлениях в Содоме и Гоморре по слуху, издали, но здесь Он представляется недовольствующимся таким суждением: Ему хочется Своими глазами видеть то, о чем вопль дошел до Его слуха; Он, как свойственно беспристрастному судии, не спешит с приговором на пре­ступников, но предварительно намерен на месте преступ­лений удостовериться в том, действительно ли они могут долее оставаться безнаказанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

8:1–7 Ср. отличные отданного перечни в 7,6–12; Быт. 46,21.22 ; Чис. 26,38–41 . 8:8–13 в земле Моавитской. О живших в ней израильтянах см. Руфь 1,1.2 и 1Цар. 22,3–5 . 8:29–40 В этом перечне, который, в основном, повторяется в 9,35–44, потомки Вениамина, жившие в Гаваоне, прослежены до Саула (8,33) и на много поколений после него. 8 родил... Ешбаала. Ешбаал («человек Ваала») очевидно, первоначальное имя человека, который фигурирует и под другими именами: Иессуи («человек Господа»; 1Цар. 14,49 ) и Иевосфей («человек позора»; 2Цар. 2,8 ). 8 Мериббаал. Это первоначальное имя Мемфивосфея («из уст стыда»). Сначала оно, возможно, писалось как Мерибаал (см. ком. к 9,40; «герой Ваала» или «возлюбленный Ваалом»), но позже было изменено на Мериббаал, означающее, предположительно, «противник Ваала» (см. 2Цар. 4,4 ). Глава 9 9 все Израильтяне. Летописец подводит итог обзору колен Израилевых, рассматривая всех их представителей в качестве единого народа (см. ком. к 11,1; 2Пар. 10,1; 29,24 ). 9:2–34 Первые жители... во владениях своих. В данном перечне названы представители народа Израильского, первыми переселившиеся из Вавилона на родину. Ср. Неем. 11 . Этот отрывок делится на пять частей: Введение (9,2.3), перечни потомков Иуды (9,4–6) и Вениамина (9,7–9), священников (9,10–13) и левитов (9,14–34). 9:1–2 переселены... жили во владениях своих. Летописец упоминает вавилонский плен и возвращение из него. 9 во владениях своих, по городам Израильским. Т.е. переселенцы поселились во владениях, по праву им принадлежащих. Израильтяне, священники, левиты и нефинеи. Следующий далее перечень (9,4–34) включает в себя названные здесь категории, за исключением нефинеев (служителей при храме). Они, по всей видимости, были иноземцами, в свое время слившимися с левитами (см. Нав. 9,23 ; Езд. 8,20 ). 9:3–4 Летописец перечисляет некоторых видных представителей колен Иудина и Вениаминова, вошедших в число переселенцев. 9 из сынов Иудиных... Вениаминовых... Ефремовых... Манассииных. Летописец перечисляет возвратившихся из плена потомков Иуды (9,4–6) и Вениамина (9,7–9) и ничего далее не уточняет о Ефреме и Манассии. Объясняется это тем, что Езекия осуществил объединение северного и южного царств (см. ком. к 2Пар. 29,1 36,23). До того были уведены в плен и затем отпущены представители всех колен Израилевых, населявших оба царства. Поэтому летописец и посчитал необходимым упомянуть в числе обратных переселенцев потомков Ефрема и Манассии. Но поскольку Иуда и Вениамин представляли собой южное царство, откуда происходил род Давида и где находился храм, им, как и прежде, уделено большее внимание (9,4–9; ком. к 2,3–9,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14:16. Праздник кущей как праздник восшествия на престол. Хотя церемония восшествия на престол сама по себе не считалась в Израиле особым праздником, многие исследователи считают, что такой праздник все же существовал, и, скорее всего, он был связан с Праздником кущей (см. коммент. к 3Цар. 12:32,33 и Езд. 3:4 ). Это особенно важно в свете того, что все народы призваны участвовать в нем, чтобы признать воцарение Яхве. 14:18. Дождь в Египте. В Египте выпадает очень мало дождей, и они не могут обеспечить продуктивность почвы. Сельское хозяйство в Египте целиком и полностью зависит от ежегодных разливов Нила. 14:20. Начертано на конских уборах. Все, что определяется как «святыня Господу», приобретает священный статус, подтверждающий чистоту и пригодность этой вещи к использованию в священном пространстве храма, где являет Свое присутствие Яхве. В Исх. 28эти слова были выгравированы на золотой дощечке, прикрепленной к кидару первосвященника. Хотя священники носили на своих одеждах колокольчики ( Исх. 28:33 ), слово «колокольчики», которое присутствует в ряде переводов, просто относится к соединенным вместе металлическим дискам. 14:20. Котлы и жертвенные чаши перед алтарем. Священные чаши использовались для самых важных и торжественных ритуалов, например, для перенесения крови жертвенных животных. Котлы для приготовления пищи, напротив, были обычной утварью, самыми обыденными сосудами в храме. Чаши и котлы были самых разных форм и размеров. Книга Пророка Малахии 1:3. Горы Исава. «Торами Исава», вероятно, называли горную местность Сеир ( Быт. 36:8,9, 21 ), расположенную в восточной части пустыни Негев. Гора Сеир упоминается в Писании (напр.: Быт. 14:6 ; Втор. 2:1 ). По всей вероятности, так обозначалась южная часть Эдома, между вади al-Ghuwayr и Ras en-Naqb. 1:4,5. Эдом в V в. до н. э. Хотя Эдом, по всей видимости, не присоединился к мятежу против вавилонского правления в VI в. до н. э., его территория подвергалась нападению со стороны последнего вавилонского царя Набонида. О разрушительных последствиях этих военных кампаний говорится у Авдия, Иеремии (гл. 49) и Иезекииля (гл. 25), однако в Книге Пророка Малахии подразумевается, что эдомитяне еще не покинули эту территорию. В V в. до н. э. Эдом поддерживал определенные экономические отношения с Левантом и Восточным Средиземноморьем; известно также, что в этот период здесь появились новые группы населения. Среди них, по-видимому, были кидариты (кедариты), которые обитали в Сирийской пустыне к юго-востоку от Дамаска и совершали набеги, продвигаясь на юг вплоть до Моава и Эдома. Кроме того, набатеи, которые завоевали Эдом в конце III в. до н. э., могли начать перемещаться на север в этот регион из Аравийской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:36. Носил бы запись на плечах. На плечах носили то, чем можно было гордиться (см.: Ис. 9:6; 22:22 ). Кроме того, надписи на повязках, носимых на голове, запястьях или на шее, служили постоянным напоминанием и свидетельством для окружающих ( Прит. 6:21 ; Исх. 8:16 ; Втор. 6:6; 11:18 ). 32:1–37:24 Речи Елиуя 32:2. Вузитянин. Вуз был племянником Авраама ( Быт. 22:20,21 ) и, возможно, родоначальником этого арамейского (Рамова) племени. Иеремия упоминает Вуза наряду с Савой и Деданом ( Иер. 9:25; 49:32 ; в русском переводе это упоминание отсутствует). В хрониках ассирийского царя Асархаддона встречается географическое название Вазу, которое может быть отождествлено с селением на острове Бахрейн в Персидском заливе. 32:19. Вино неоткрытое/новые мехи. Новые мехи могут выдержать забродившее вино, поскольку они растягиваются по мере увеличения объема вина, но если не давать выход парам, мехи может разорвать. 33:15,16. Бог говорит в ночном видении. См. коммент. к Иов. 4:13–15 . 35:10. Песни в ночи. Ночь обычно связывалась с опасностями и страхами, поэтому «песни в ночи» могут отражать перемену в настроении человека, когда к нему возвращается присутствие духа или он выражает твердую веру в Бога. С другой стороны, некоторые семитские термины, родственные слову, переведенному как «песнь», имеют значение силы или защиты, что находит параллели и в древнееврейском языке (напр., в песни Моисея в Исх. 15:2 ). 36:14. Блудники. Упоминаемые здесь «блудники», вероятно, связаны с хананейским культом плодородия. В целом о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в женском, так и в мужском роде и служит эвфемизмом для обозначения лиц, выполняющих определенные функции. В аккадской литературе этим понятием обозначаются мужчины и женщины, посвященные на служение в святилище или храм и входившие в число храмового персонала наряду с кормилицами и акушерками. См. также коммент. к 4Цар. 23:7 . 36:27. Круговорот воды в природе. Хотя некоторые комментаторы пытаются истолковывать этот стих как научное описание круговорота воды в природе, из контекста ясно, что речь идет о другом (см.: ст. 32, где Бог повелевает молнии, «кого разить»). На Ближнем Востоке в древности считали, что дождь изливается из небесного океана – огромного водного резервуара, который в виде мантии окаймляет землю, а также из подземного источника. Таким образом, существовали воды «нижние» и воды «верхние». Считалось, что именно из этих вод Бог изливает на землю капли дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В. Господь призывает мастеров к началу работ (35,30 36,17) Г. Изготовление покрывал, брусьев, шестов и завес (36,8–38) Д. Приготовление внутреннего убранства (37,1 38,8) Е. Устройство внутреннего двора (38,9–20) Ж. Подведение итогов и исчисление сокровищ (38,21–31) З. Изготовление священнических одежд (39,1–31) И. Завершение работ (39,32–43) VII. Израильские мастера устанавливают скинию (гл. 40) А. Господь говорит Моисею, как установить скинию (40,1–16) Б. Моисей приказывает установить скинию, как повелел ему Господь (40,17–33) В. Слава Господняя наполняет скинию (40,34–38) Глава 1 1:1–7 Введение, связывающее книгу Исход с книгой Бытие ( Быт. 46,8–27 ). Божие обетование Аврааму исполнилось: Израиль стал многочисленным народом. 1 семьдесят. См. Быт. 46,15–27 . Септуагинта определяет число переселившихся в Египет семьдесят пять, прибавляя трех внуков и двух правнуков Иосифа. 1 размножились. Слова «расплодились», «размножились» и «наполнилась ими земля» отсылают к Быт. 1,26–28 . Ко времени исхода патриархальная семья превратилась в народ, численностью, по приблизительным данным, 2 млн. чел. Землей, о которой здесь идет речь, была, вероятно, земля Гесем на северо-востоке Египта, в Вади-Тумилат (район дельты). 1 И восстал в Египте новый царь. См. Введение: Время и обстоятельства написания. По всей видимости, это Яхмос I, установивший новую династию (восемнадцатую). Яхмос I принадлежал к фиванской (южно-египетской) династической линии, в отличие от фараона, принявшего Иосифа. Тот фараон правил в Мемфисе (северный Египет) в период разделения Египта на Верхний (южный, столица Фивы) и Нижний (северный, столица Мемфис). Яхмос I свергнул правление гиксосов и положил начало объединению Египта в единое царство. который не знал Иосифа. Деятельность Иосифа касалась Верхнего Египта и был известна фараонам мемфисской династической линии. 1 многочислен. Фараон опасается, что израильтяне окажут сопротивление его реформам и, возможно, реставрируют свергнутую династию. 1 соединится... с нашими неприятелями. «Неприятелями» могли быть не столько внешние враги, сколько противники фиванского фараона в северном Египте. и выйдет из земли (нашей). Египет во все времена своей истории широко использовал даровую рабочую силу рабов. Нежеланием потерять такое количество рабов и вызвано опасение фараона, что евреи захотят уйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Второе важное обстоятельство состоит в том, что правовые основы должны содержать правду Божию, помогать людям ее отыскивать и воплощать в своей жизни, в общественных отношениях по заповеди Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Поиск этой правды Божией составляет суть правового регулирования (его неуклонного совершенствования и научных поисков, всесторонних исследований на этой ниве), суть созидания церковно-правовых основ (в нашем случае — применительно к особенностям деятельности военного духовенства). На это указывают и другие места Священного Писания, например: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5, 6); « … открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1, 18). Теологическое исследование и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию церковно-правовых основ деятельности военного духовенства направлено именно на такое удовлетворение жажды правды и на удаление от негативных последствий неправды человеческой (подавляющей истину Божию). Правовые (включая церковно-правовые) основы, по сути, призваны помочь людям обрести и водворить правду Божию на земле, в государствах, в военном деле, в воинских коллективах, в организации и деятельности военного духовенства. С точки зрения историографии во вселенском масштабе, в постепенном поэтапном историческом формировании церковно-правовых норм (отражающих специфику деятельности военного духовенства) можно выделить несколько периодов, имеющих некоторые особенности. Ветхозаветный период (1500 г. до Р. Х. — 30 г. по Р. Х.) Первые исторические сведения о духовенстве, в той или иной степени связанные с военной деятельностью, можно встретить на страницах Священного Писания. В Ветхом Завете неоднократно упоминается о священнослужителях, которые сопровождали войска в походах и сражениях, возносили молитвы о даровании победы над врагами и духовно поддерживали воинов, вдохновляли их на исполнение воинского долга и ратные подвиги. Например, это можно обнаружить в рассказе о том, как Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, благословляет Авраама, вернувшегося с победой над четырьмя царями, захватившими в плен его родственника Лота (см. Быт. 14, 17–20); также в повествовании о сражении амаликитян с израильтянами в Рефидиме, во время которого пророк Моисей, Аарон и Ор на вершине холма призывали помощь Божию с жезлом Божиим в руке Моисея (см. Исх. 17, 8–13); также читаем, как Бог отправил на войну с мадианитянами вместе с войском священника Финееса со священными сосудами и трубами для тревоги (см. Чис. 31, 1–6); эта же мысль содержится в указании Бога о том, чт должен говорить священник воинам, приступающим к сражению (см. Втор. 20, 1–4); об участии служителей Божиих рассказывается в описании взятия Иерихона войсками израильтян во главе с Иисусом Навином: воины обходили город, а священники трубили при этом в трубы (см. Нав. 6, 1–4).

http://bogoslov.ru/article/6192410

До грехопадения отношение человека к Богу было отношением всецелого и радостного послушания. Человек находился в непосредственном общении с Богом. Божественная благодать, укорененная в природе человека в самом акте его сотворения, открывала ему путь дальнейшего обожения. И душа и тело человека были «пропитаны» благодатью. После грехопадения происходит отчуждение человека от Бога как Источника жизни. Своим греховным самоутверждением человек «вытеснил» из себя Бога. В «Пространном катехизисе» говорится, что, согрешив, человек отделил себя от Бога и Его благодати, сделался чуждым Божественной жизни 880 . В результате благодатная связь с Богом разрывается, человек выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом. Если до грехопадения человек ощущал дыхание Божие в своем сердце, то теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в нем не чувство любви и радости, но страх (см.: Быт.3:10 ). Само присутствие Божие становится для человека невыносимым, отныне человек уже не может увидеть Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу (см.: Исх.33:20 ). Состояние человека после грехопадения Священное Писание определяет как состояние вражды против Бога (см.: Рим.5:10 ), а отношение Бога к падшему человеку как гнев (см.: Еф.2:3 ). Но гнев Божий недопустимо мыслить по аналогии с гневом человеческим, как проявление ненависти или желание отмщения 881 . Греховное состояние человеческой природы не может быть предметом благоволения Божия, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? ( 2Кор.6:14 ). Будучи Светом, в Котором нет никакой тьмы (см.: 1Ин.1:5 ), Бог, руководствуясь нравственным достоинством добра, не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. Н. Н. Глубоковский писал, что греховность, как недолжное состояние природы человека, как аномалия, навлекает на себя праведный гнев Божий, но при этом «Правда Божия... и в самом карающем настроении движется неисчерпаемым человеколюбием» 882 . 1.2.2. Последствия грехопадения в природе человека

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Все это относится к материальной стороне жизни нашего мира, но есть еще и духовная сторона. Именно о ней говорится в сегодняшнем чтении из Книги Бытия, где рассказывается, как два ангела, которые сопровождали Господа в Его посещении Авраама, отправились в Содом и Гоморру, ибо Он сказал такие слова: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне. Сошед, узрю, точно ли совершаются в Содоме и Гоморре те великие беззакония, о которых слух восходит ко Мне» (см. Быт. 18. 20-21). Люди Содома и Гоморры крайне развратились, их многочисленные грехи стали поистине вопиющими, и Господь послал двух ангелов для того, чтобы уничтожить страшные города со всеми жителями. Авраам же, которому Господь, посетив его, открыл Свои планы как праведнику, обретшему Божие благоволение, оставшись с Богом один на один, стал ходатайствовать за невинных, говоря Ему: «Если найдется в этих городах только пятьдесят праведников, не пощадишь ли Ты ради них эти города?» Неужели Ты погубишь праведных вместе с нечестивыми? И Господь отвечает Аврааму, что если найдется в этом городе пятьдесят праведников, то пощадит эти города. Тогда Авраам продолжает, прося пощады городам, если найдется в них сорок праведников, или тридцать, или двадцать, или десять, – и на каждое его прошение Господь отвечает, что если найдется хотя бы такое количество праведных людей, о котором говорит Авраам, то Он не погубит Содом и Гоморру (см. Быт. 18. 22-33). Господь посылает ангелов под видом путников к Лоту, чтобы проверить, действительно ли так велик грех жителей Содома и Гоморры, как жаловались ему, есть ли среди них праведники; но не найдя, кроме Лота и его семьи, иных праведников, Бог выводит их из города, запретив оглядываться на гибнущий Содом. И до сих пор на месте Содома и Гоморры находится лишенное всякой жизни соленое море, напоминающее нам об их скорбной участи. В этом чтении из Книги Бытия говорится о том духовно-нравственном фундаменте, на котором стоит наша земля, благодаря которому на ней продолжается жизнь. Таким фундаментом является человеческая праведность. Именно праведность, именно нравственный закон, который соблюдают многие люди на нашей планете, является тем удерживающим (см. κατχων – «удерживающий»), что сохраняет нашу планету от гибели, а человечество − от самоистребления. Мы знаем, что у человечества накоплен достаточный арсенал средств, которые могут позволить людям истребить друг друга. И это произойдет в том случае, если восторжествуют ненависть, вражда, если люди окончательно откажутся от заповедей Божиих и перестанут внимать голосу разума.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-led...

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»      Святой Исаак Сирин говорил о том, что если бы Бог руководствовался принципом справедливости, никто бы из людей не спасся. Все были бы в аду, потому что нет человека, пожившего хотя бы один день и не согрешившего. Мы же часто идем на поводу у чувства справедливости, требуя ее по отношению к себе… Ветхозаветный закон учил людей воспринимать другого человека как равнозначную себе личность. Для этого мера возмездия была ограничена эквивалентным уроном: «Кто сделал повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: … око за око, зуб за зуб» (Лев. 24, 19–20). Если кто-то выбил человеку глаз, то он в ответ имел право лишить обидчика глаза, но не головы. То есть не причинять больше вреда, чем ему причинили. Таким образом Ветхий Завет устанавливал в отношениях между людьми принцип примитивной справедливости. Но еще в те времена праведники проявляли к людям не столько справедливость, сколько милость. Например, патриарх Авраам. Как он убеждал Бога не уничтожать Содом (см. Быт. 18, 20–33)! «А если там найдется пятьдесят праведников? А если до пятидесяти не хватит пяти? А если сорок?» — вопрошал он, пока Господь не пресек поток его просьб, сказав: «Ради десяти пощажу город», — и, перестав говорить, ушел. Ибо Ему было ведомо, что у Авраама милующее сердце, и он не остановится, пока не дойдет до одного. В Содоме же был один праведный человек — Лот, и Господь сохранил ему жизнь. Несколько раньше в отношении того же Лота Авраам также поступил выше справедливости. Когда возникла необходимость разделить с ним пастбища для скота, Авраам великодушно сказал ему: «Бери себе любую землю, а я возьму то, что останется» (см. Быт. 13, 7–9). С точки зрения человеческой правды, как глава рода, полноправно распоряжаясь его состоянием, Авраам не должен был уступать младшему лучшие угодья, ставить его интересы выше своих. В поступках этого патриарха мы видим проявление самоотверженной, неформальной заботы о родных и незнакомых людях, без оглядки на закон. Так, в лице своих лучших представителей Ветхий Завет поднимается до христианской любви, которая лежит в основе всех без исключения законов Божиих, но в Моисеевом законодательстве еще не столь явно.

http://pravoslavie.ru/126393.html

12 из Раамсеса в Сокхоф. См. ком. к 1,11. Местонахождение Сокхофа нельзя определить точно, но, вероятнее всего, он был расположен в восточной части дельты Нила, на месте Тель-эль-Масхута в Вади-Тумилат. до шестисот тысяч. Очевидно, учтены только мужчины. 12 множество разноплеменных людей. Вероятно, были и другие народы, подвергавшиеся гонениям или находившиеся в рабстве в Египте; кроме того, это могли быть семиты из других племен. Возможно также, что среди людей, последовавших за народом Божиим, были египтяне, породнившиеся с израильтянами, или же те из египтян, которые осознали, что Господь есть Бог (ср. 9,19; 12,48; Ис. 56,3 ). 12 четыреста тридцать лет. Греческий и самарянский тексты ВЗ относят это число ко времени пребывания народа Божиего в Ханаане и Египте, начиная с Авраама ( Быт. 15,13 ). В иных местах Писания называются 400 лет ( Быт. 15,13 ; Деян. 7,6 ) и «около 450 лет» ( Деян. 13,20 ). 12 ополчение. Метафора, ср.: «воинство небесное». 1213,16 Господь дает устав Пасхи. 12 И сказал Господь Моисею. Повторение пасхальных предписаний, которое следует за этими словами, скорее всего связано с упоминанием о неизраильтянах, последовавших за Израилем (ст. 38). Совершать Пасху мог только человек, вступивший в завет с Господом; обязательным условием при этом было обрезание. 12 В одном доме. Мясо пасхального агнца нельзя было выносить из дома, где к нему могли получить доступ люди, не имевшие отношения к общности завета. костей. Кости Христа, прообразом Которого является агнец, также не были перебиты (см. Ин. 19,33 ). 12 пришлец. Пришельцы из других земель, постоянно проживающие среди израильтян и желающие находиться под их покровительством и присоединиться к их завету, могли есть пасхальную трапезу. Рабы, рожденные в чьем-либо доме, должны были совершить обрезание и лишь тогда могли участвовать в Пасхе. Глава 13 13 освяти. Древнееврейское слово, стоящее за этим переводом, может также означать «отделить для Господа» или «принести в жертву». каждого первенца. Первенцы предназначены для Господа. Подобно первым плодам урожая, первенец утробы посвящается Богу, и это служит выражением того, что Господу принадлежит все. Здесь только провозглашен этот принцип, а подробности даны в 13,12–16; 22,29.30; 34,19.20. Иисус как первенец Марии также был посвящен Господу ( Лк. 2,22.23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010