Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. [греч. μγοι; лат. magi], в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом , пришедшие «с востока» поклониться родившемуся в Вифлееме Младенцу (Мф 2. 1-12). Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие В., чтобы поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» - вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия на основании предсказания прор. Михея (Мих 5. 1-2). Узнав от В. о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем В. вновь явилась звезда, к-рая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2. 11-12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16) (см. ст. Вифлеемские младенцы ). Событие поклонения языческих мудрецов Божественному Младенцу становится предметом размышлений мн. толкователей уже в самых ранних памятниках христ. лит-ры, т. к., следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской лит-ре только евангелист Матфей употребляет термин μγοι в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие «маг, волшебник» в ВЗ всегда имеет негативный оттенок и выражается евр. терминами  ,   (заклинатели мертвых (Лев 20. 6; 2 Пар 33. 6),   (прорицатели при егип. (Быт 41. 8, 24; Исх 7. 11, 22; 9. 11) и вавилонском (Дан 1. 20; 2. 2; 4. 4; 5. 7, 11, 15) дворах); дважды словом μγοι в Деяниях святых апостолов (8. 9 и 13. 8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели.

http://pravenc.ru/text/волхвы.html

Гибель Содома и Гоморры Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот. Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников. Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город». Авраам снова спросил: «может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?» Господь сказал: «не истреблю, если найду там сорок пять праведников». Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?» Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотою, и вывели Лота с его семейством – с женой и двумя дочерьми – за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть. И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря , в котором не может жить ничто живое. Жена же Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп. Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни – оглянулась, задержалась, – и сразу превратилась в соляной столп. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие» ( Быт.18:16–33,19:20 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Средствами для получения О. являются ковчег («ковчег откровения» - Исх 26. 33-34; 30. 6, 36; Лев 16. 13; Числ 17. 4): «...там Я буду открываться (  ) тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (     π τς κιβωτο το μαρτυρου)» (Исх 25. 22); скиния (Исх 28. 43; 29. 4; 30. 26; Числ 17. 7): «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения (    ) между двух херувимов, и он говорил ему» (Числ 7. 89). Кроме того, важным местом для получения О. являлся Иерусалимский храм, инструментами О. были особые ритуальные предметы иудейских первосвященников - урим и туммим (Исх 28. 30; Числ 27. 21; 1 Цар 28. 6). Бог открывал Себя праотцам как     (в синодальном переводе «Бог Всемогущий» - см., напр.: Быт 17. 1), а со времени Моисея Он открылся народу Израиля со Своим именем Яхве: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» ( YHWH ) не открылся им» (Исх 6. 3). Именно О. Имени Божия стало одним из главных событий в религ. становлении народа Израиля: Яхве стал их Богом и их единственным спасителем (ср.: Ос 14. 4). Открыв Израилю Свое Имя, Бог избрал его, поклялся вывести его из земли Египетской и дать ему землю Ханаана (ср.: Иез 20. 5-7). Вслед за О. Имени Бог выводит Израиль в пустыню и там дарует ему через прор. Моисея Свои заповеди и закон. Бог открыл (   YHWH  ) прор. Самуилу, что он должен помазать царем Саула (1 Цар 9. 15-16; позже Бог указывает Самуилу на Давида, при этом приказ передан просто словами «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» - 1 Цар 16. 12). Бывшее «в третий год Кира, царя Персидского» прор. Даниилу явление описывается словосочетанием     («открылось слово» - Дан 10. 1); это откровение было истинным (     ληθινς λγος) «и великой силы» (Дан 10. 1; ср.: Пс 80. 6; 118. 14; 131. 12). В ветхозаветный период израильтяне, несмотря на все Божественные запреты, обращались за получением откровений и к языческим жрецам, колдунам, лжепророкам, чьи ответы однозначно характеризуются как ложные (Плач 2. 14; в евр. тексте используется словоформа   букв. «изречения»). Они могли даже исполниться, но, согласно Свящ. Писанию, осуществление предсказаний языческих жрецов - это испытание на верность Богу: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»,- то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор 13. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Следовательно, крещение было нужно, чтобы Крещаемый Христос был открыт Израилю, а потом и всему миру, и нам, недостойным… Ведь до сих пор о Нем знали очень немногие… Он же, – как мы видели, – должен был начать величайшее дело спасения человечества, устроения и воссоздания благодатного Божия Царства… И вот величайший из рожденных женами ( Мф. 11:11 ), чтимый народом, крещавший приходивших к нему, свидетельствует: я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин. 1:34 )… Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (ст. 29), Который будет крестить Духом Святым (ст. 33) верующих, эту пшеницу, а солому, то есть бесплодных, безблагодатных людей, сожжет огнем неугасимым ( Лк. 3:17 ; Мф. 3:11–12 ). Вот первое назначение крещения Господня. И такое значение понятно нам. Так, когда цари назначают полководца – отнять у врагов захваченное ими пространство родины, дают ему документированный приказ, что ему поручается это дело, что он – действительный, на то уполномоченный человек. И все это знают. Он идет на ответственное дело – воевать за свою родину. Но оно имеет не самое важное значение. Нужно, чтобы он обладал соответствующими дарованиями, способностями, знаниями, силой, а не был немощный или больной. Для этого и даны ему исключительные права. Так и теперь. Но пойдем постепенно. Христос сначала крестился. И вошел в воду нагим. Об этом, как увидим, не один раз будет говориться и в богослужебной части. Правда, обычно на иконах рисуют Господа, на Котором средняя часть тела обвязана покровом. Но это делается, прежде всего, из нашего целомудренного отношения к Господу, а отчасти – по ложному стыду нашему; а ведь Господь создал Адама и Еву нагими, и они не сознавали никакой скверности от этого. И дети вначале совершенно не стесняются ни своей, ни чужой наготы, как невинные. Наготу же свою прародители увидели уже после грехопадения. И открылись глаза у них обоих, сказано в Библии , – и узнали они, что наги; и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания. И когда Господь ходил в раю, во время прохлады дня, то прародители скрылись между деревьями рая. Адам на вопрос Господа Бога: где ты? … сказал: голос Твой услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? ( Быт. 3:7–11 ). Потом прародители стали продолжать свою ложь и оправдывать себя, вместо того чтобы хоть смиренно покаяться, признать себя виноватыми и просить себе прощения… За это и наказаны были изгнанием из рая и прочим (см. ст. 12–20). И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Через три месяца Давид услышал, что Бог благословил дом Аведдара, и решил продолжить перенесение Ковчега с великим благоговением. Ковчег теперь не везли, а как великую святыню несли священники и левиты, «как заповедал Моисей... на плечах, на шестах» (6, 13; 1Пар. 15, 15 ), в сопровождении певцов и музыкантов из левитов и через каждые шесть шагов приносили в жертву по тельцу и по овну. Сам Давид, облаченный не в царские одежды, а льняной эфод, проявлял знаки крайнего смирения, чтобы привлечь милосердие Божие и отвратить Его гнев. В Иерусалиме Ковчег Завета был поставлен в Святая Святых новоустроенной на Сионе Скинии (ср. 1Пар. 13, 1–5; 15, 1 ). С этого времени Иерусалим стал религиозным центром ветхозаветной Церкви и сохранял это значение до конца ветхозаветных времен. 7, 1–16. Мессианское пророчество Нафана, возвещенное им в связи с намерением Давида построить храм Господень в новой столице Иерусалиме, является важнейшим местом книги; в нем впервые предвозвещается происхождение Мессии из рода Давида (ср. Быт. 49, 10 , где говорится о происхождении Мессии из колена Иудина). Давиду показалось неподобающим, что он живет в кедровом дворце, в то время как Ковчег Завета находится в палатке – Скинии. Он сообщает о своем намерении построить храм Господу в Иерусалиме пророку Нафану и слышит его одобрения. «В ту же ночь» пророк Нафан получает откровение и именем Господним запрещает Давиду строить храм, но при этом сообщает ему великие божественные обетования, которые хотя частично и исполнились на Соломоне, устроителе ветхозаветного храма, и его преемниках, но полностью осуществились только на Иисусе Христе, великом Потомке Давида по плоти и Сыне Божием по Божеству ( Пс. 109, 1 слл), основавшем нерукотворный храм Божий, Церковь Свою, имеющую обнять все народы ( 3Цар. 8, 15–20 ; Евр. 1, 5 ; Лк. 1, 31–33 ; Деян. 2, 29–31; 13, 22 7 23)./Толкование откровения см. после обозрения кн. Паралипоменон/. 7, 18–29. Молитва Давида. Получив через Нафана божественные обетования, Давид в полной мере понял их непреходящее значение и «предстал перед лицом Господа», вероятно, в Скинии, с благодарственной молитвой. Его молитва проникнута величайшим смирением, глубокой верой и преданностью воле Божией. Давид изумляется, что Господь избрал такого незначительного человека, как он, для осуществления своих спасительных предначертаний. «Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой... ты возвестил еще о доме раба твоего вдаль» (стт. 18–19). «Ты Бог, и слова твои непреложны» (ст. 28). Из этой молитвы видно, что, являясь земным царем, Давид в то же время считает себя лишь рядовым членом царства Божия, таким же, как и всякий человек из народа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

996 Kohler, 73. К подобному толкованию примыкают и некоторые оставляющие в переводе «заповедь», – напр. Кейль (S. 694). Чаще других у комментаторов фигурирует ссылка на Наум.1:14 (Vgl. Nowack, a. a. O. u. a.). 997 Хотя, надо сказать, при толковании ст. 4 он и заявляет самым решительным образом, что » здесь должно иметь тот же смысл, что и в ст. 1 (Kohler, 77). 1002 «Пошлет на тебя Господь проклятие, смятение и скудость во всяком деле рук твоих, что ты ни будешь делать, пока не будешь истреблен» ( Втор.23:20 ); «проклятие Господне на доме нечестивых, благословение же на жилище благочестивых» ( Притч.3:33 ), «кто дает бедным тот не обеднеет; но кто закрывает глаза свои, на том много проклятий» (28:27). 1003 Подобное же понимание выразилось и в переводе Акилы – σπανιν (по Schleusner’y [V, 76]==raritas, penuria, inopia). 1005 «Да благословит тебя (Бог) благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор вечных (в масор. тексте ==«моих родителей»; – поправку чтения см. Gesenius, Wb. u. d. WW u. и приятности холмов вечных» ( Быт.49:25–26 ). «Когда в виноградной кисти есть вино, тогда говорят: не порти ее, потому что в ней благословение» ( Ис.65:8 ). 1011 «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых; говорите им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя. Да призрит на тебя Господь светлым лицом своим и помилует тебя. Да обратит Господь лицо свое на тебя и даст тебе мир. Так пусть возлагают имя мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Чис.6:22–27 ). «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, – доныне» ( Втор.10:8 ). 1012 Reinke, 349. Последний аргумент не особенно убедителен, потому что само может иметь значение maledictio realis. 1021 Велльгаузен (198) предполагает, что, может быть, первоначально читалось (inf. abs); но это предположение трудно оправдать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое.    Жена же Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп.    Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни — оглянулась, задержалась, — и сразу превратилась в соляной столп. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие» (Быт.18:16-33,19:20). Принесение Исаака в жертву    Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына.    Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией.    Бог явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу».    Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.    На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.    Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: «Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

: Бог искушал Авраама… Быт.22:1 ). Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если твои преступления умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даёшь Ему? или что получает Он от твоей руки? Твоё нечестие относится к человеку, как ты, и твоя праведность к сыну человеческому ( Иов.35:7 ). Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь твои пути в непорочности? ( Иов.22:2-3 ). В этих словах отметается сама мысль о возможности правовых взаимоотношений человека с Богом. Целью же грубых пугающих слов и жестоких ударов по Израилю всегда была не мстительность Божья, а любовь и попечение о спасении человека от губящего его греха: Обратитесь, обратитесь от ваших злых путей; для чего вам умирать, дом Израиля? ( Иез.33:11 ). Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю ( Ис.1:16-19 ). Откровение Божие преподано настолько разно- о бразно, что почти на каждый из образов можно найти формально (т.е. по форме) противоположный ему. Например, в Священном Писании уживаются на первый взгляд полярные высказывания о сущности наказаний Господних. Чаще всего интерпретации Божественного промысла выражены грубым человеческим языком со словами об обиде, жаре гнева, родовой мести, огромной ярости Господа Бога, Его ненависти к беззаконникам и т.п. (см. Иов.20:23 ; Ис.54:8 ; Иер. 11:11-14; 12,8 ; Откр. 19:15 ; Пс. 5,6; 93,1; 10,5 и др). Но, в то же время “наказания” Господни не остаются без объяснений по существу: Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар.14:14 ). Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих (Пл.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

22. Верою Иосиф, умирая, (напоминал, и прочее): то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт.50:24). 23. Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течение тех трех месяцев (Исх.2:2 сл.). 24-25. Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия. 26-27. Пред Египетскими богатствами, кои могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждою взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царскаго и того, чтобы не нашли его (беглеца); так как Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него (как это открывается) в терпении (его). 28. Верою совершил пасху и пролитие крови: то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены при посредстве его и Евреи спасутся чрез него (Исх.12:11 сл.). 29. Верою перешли Чермное море: поелику, то есть, народ веровал, что войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх.14:22 см.). 30. Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верою обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав.6:20). 31. Верою Раав блудница не погибла: ибо слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что евреи действительно овладеют землею Ханаанскою, как сказал Бог Аврааму. Если же Апостол упомянул о соглядатаях, кои были приняты ею с миром, то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней (Нав.2:1; 6:16.24). 32. Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд.7:1 сл.), - и Вараке, верою своею победившего войско Сисара (Суд.4:4 сл.), - и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек (Суд.15:15), - и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд.11:33), - и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (1Цар.17:4 сл.) - и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян (1Цар.7:10), - и о других пророках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Более того, евангелисты Матфей и Марк, употребившие при описании первого насыщения слово ελγησεν, при описании второго чуда насыщения говорят εχαριστσας, а евангелист Лука, повествуя о благословении хлеба на Тайной вечере, употребил слово εχαριστσας, говоря же о благословении,хлеба в Эммаусе, говорит ελγησεν. Апостол Павел называет евхаристическую чашу чашей благословения: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?» ( 1Кор. 10,16 ), – хотя ни у одного из евангелистов глагол ελογεν в описании Тайной вечери в отношении чаши не употреблен. И, наконец, апостол Павел употребляет два этих слова в одной и той же фразе как равнозначащие: «Если ты будешь благословлять ( ελογεν) духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет „аминь» при твоем благодарении ( ευχαριστα)?» ( 1Кор. 14,16 ). Употребление обоих глаголов как равнозначащих объясняется тем, что оба они по смыслу соответствуют одному еврейскому глаголу «барах» (barach), значение которого в русском языке может быть выражено словами «благодарить славословием». Благодарение славословием, или благословение, настолько прочно входило в благочестивый быт евреев, что оно вошло в их священные книги, – краткое молитвословие, чаще всего начинавшееся словом «благословен». Оно многократно употребляется в псалмах Давида (см., например, 27, 6; 30, 22; 33, 2; 102, 1, 2.20.21.22 и др.). Пророк Даниил, получив во сне откровение о сне Навуходоносора, начинает свою благодарственную молитву: «Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила» ( Дан. 2, 20 ). Благословение влагается в уста Навуходоносора после чудесного спасения в раскаленной печи трех друзей Даниила: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!» ( Дан. 3,95 ). Благословением Бога начинает свою благодарственную песнь отец Иоанна Предтечи Захария, когда чудесно разрешилась его немота: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» ( Лк. 1, 68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010