Быт. 19:30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, Указание на малодушие Лота: несмотря на обещание Божие пощадить Сигор, близость Содома, лежавшего в развалинах, и, вероятно, как догадывается блаж. Иероним, частые землетрясения пугают Лота, и он уходит на восток от долины Иордана в горы, где (см. Быт. 14:6 ) жили хорреи – буквально: «жители пещер», троглодиты, – которых потом или выгнали из своих жилищ едомитяне, или с которыми они смешались (сравни Быт. 36и Втор. 2:12 ). Около Петры находятся замечательные пещеры, по всей вероятности, выкопанные хорреями, троглодитами. Пещера, в которой жил Лот, называется в книге Яшар Оддолам. и с ним две дочери его. Быт. 19:31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; Нет сомнения, что слишком свободный взгляд жителей Содома подействовал на нравы девушек, живших в таком обществе, где не было ничего ни заветного, ни святого. Некоторые писатели отчасти извиняют девушек, которые, может быть, думали, что всё живущее в стране погибло и они одни с отцом спасены. Быт. 19:32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. При разделении страны между Авраамом и Лотом этот последний, не убоявшись разврата Сиддимской долины, избрал её, прельщённый её плодородием. Ряд несчастий испытывает он, и хотя, оставаясь чист в своих нравах, он несколько раз выказывает малодушие и даже неверие, тем не менее Господь спасает его, но он всё-таки несёт наказание за неверие – он остаётся без наследника, и единственные потомки его суть чада стыда его дочерей. Далее о нём ничего не говорит Св. Писание. Рождается вопрос: откуда могли достать вино дочери Лота? Надо помнить, что рассказ обнимает значительное пространство времени и не относится к первому году после погибели городов. Нет сомнения, что в горах Сеир Лот завёл своё полное хозяйство и не довольствовался лесными плодами. Вероятно, он часть имущества вывел и вынес с собою, сами стада его могли и прежде гибели Содома пастись вне долины Иордана в горах, а разведение винограда, растущего и в диком состоянии, и выделка вина были очень известны всем жителям Палестины, и в особенности чувственным жителям долины Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Характер Иосифа очерчен в Библии в самых привлекательных, самых человечных красках; это тёплое сердце, этот обширный ум, не испорченный величием и властию, представляют нам тип древнего визиря, которого мы не находим в других памятниках древности. Но не забудем, что Иосиф принадлежал к семейству Авраама, что он был осенён особою благодатию Божиею, и потому ум его был выше мелочных целей, и он не придавал человеческим отличиям того значения, которое придают ему идолопоклонники или люди малоразвитые. Он сознавал себя орудием Провидения и потому старался только исполнить волю Божию по крайнему разумению своему, что и составляло источник его мудрости и сохранило его в человеческом достоинстве. Быт. 43:31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье. Быт. 43:32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян. Смотри Геродота, II, 41, 45. Иосиф обедал особо не только от братьев своих, но и от египетской свиты своей. Весьма вероятно, что, принадлежа к высшей касте жрецов (см. второй комментарий к Быт. 41:42 ), и притом облечённый высшею властию, он по этикету не мог сидеть ни с кем за одним столом. Отвращение египтян есть вместе с иностранцами или даже употреблять нож грека основывалось на обожении ими Изиды под видом коровы, которая и считалась для них священною, и потому все иноплеменники, питавшиеся мясом рогатого скота, безразлично, и притом зарезанного не в законом указанном порядке, были им ненавистны с религиозной точки зрения. Быт. 43:33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом. Они удивлялись, что иностранцы посадили их по старшинству или порядку рождения. Быт. 43:34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. Посылка кушаньев со стола или с блюда старшего лица в зале пиршества всегда считалась особым почётом гостю на востоке. Посылка лучшего или большего куска считается знаком особого внимания или уважения. Таким образом возвышение Вениамина перед братьями его в зале иностранного властелина должно было подготовить ему уважение и в уме братьев его. Жизнь на востоке доселе складывается немногосложно, и доброе слово, похвала, знак уважения, оказанные кому-либо при известном случае, помнятся долго в его роде, который указывает на этот случай, как на доказательство уважения, которым пользовался его предок.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В иудейско-христианской традиции, с другой стороны, хотя и принято, что душа и тело расстаются в момент смерти, постулируется единство духовного и физического аспекта человеческой сущности. Человеческое существо есть одушевлённое тело. Душа для тела – то же самое, что форма для материи, силуэт для вазы. Поэтому спасение – это не спасение от тела, но спасение в теле (см. воскресение Христа: физическая природа). В самом деле, слово бессмертие употребляется в Новом Завете по отношению к человеческим существам исключительно в контексте телесного воскресения ( 1Кор. 15:53 ; 2Тим. 1:10 Библейское свидетельство о бессмертии . Доктрина бессмертия раскрывается в Библии последовательно и становится наиболее явной в Новом Завете. Ветхозаветные указания на бессмертие. В отличие от древнегреческого мышления, в Ветхом Завете упования на жизнь после смерти самым определенным образом предполагают существование во плоти. Бессмертие в Ветхом Завете упоминается преимущественно в связи с указаниями на грядущее воскресение. По иудейским упованиям, воскресение – это возобновление своей земной жизни в том самом физическом теле, которое было положено во гроб. Иудеи верили не только в то, что человек создан «из праха земного» ( Быт. 2:7 ) и «возвратится прах в землю» ( Екл. 12:7 ), но и в то, что при грядущем воскресении мёртвые будут возрождены из праха. О власти Бога возвращать мёртвых к жизни говорится во многих местах Ветхого Завета (см. Вт. 32:39; 1Цар. 2:6 ; Иов 19:25–27 ; Пс. 48:15–16 ). Давид, говоря в Пс. 15 о воскресении, провозглашает: «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:10 ). Согласно Новому Завету ( Деян. 2:25–27, 31 ), Пётр сказал об этом пророчестве Давида, что «он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть [sarx] Его не видела тления» ( Деян. 2:31 ). Такое воскресение предполагает восстановление тела физического, из «плоти» (sarx) (см. воскресение Христа: физическая природа). Иисус знал то, что Ветхий Завет учит о воскресении, и ссылался на него в споре с саддукеями, которые в воскресение не верили. Он сказал им: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей» ( Мф. 22:29 ). Затем Он, приведя слова из Исх. 3:6, 15 : «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», добавил: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» ( Мф. 22:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В ряде средневек. евр. источников представлено мнение, что Авраам действительно принес в жертву И., к-рый затем был оживлен Всевышним (см., напр.: Пирке Рабби Элиезера. 31). Одним из оснований для такого мнения служат слова кн. Бытие, которыми завершается рассказ о жертвоприношении и в к-рых отсутствует упоминание И.: «И возвратился Авраам к отрокам своим...» (Быт 22. 19). Это представление об убитом, но воскрешенном Богом И. сближает его образ в еврейской традиции с образом Иисуса Христа в христианской. Некоторые ученые (см., напр.: Vermes. 1973; Idem. 1996) предполагали здесь влияние межзаветного иудаизма на зарождающееся христианство; другие, напротив, считали, что появление схожих моментов в еврейской традиции есть своего рода ответ раввинистического иудаизма на вызов христианской проповеди (напр.: Davies, Chilton. 1978). И. в христианской традиции И. в Новом Завете В синоптических Евангелиях И. не уделяется особого внимания по сравнению с остальными патриархами: он упоминается в генеалогии Иисуса Христа (Мф 1. 2; Лк 3. 34), в именовании Бога «Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова» (Мф 22. 32; Лк 20. 37), а также в описании Царства Божия, когда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8. 11; ср.: Лк 13. 28). В Деяниях св. апостолов И. упоминается в именовании Бога «Богом Авраама и Исаака и Иакова» (Деян 3. 13; 7. 32), а также в кратком пересказе истории Израиля первомч. Стефаном (Деян 7. 8). К истории Измаила (рожденного рабой Авраама Агарью) и И. (рожденного Саррой) обращается ап. Павел в Гал 4. 22-31 и Рим 9. 7-9. Согласно ап. Павлу, хотя иудеи и происходят от Авраама по плоти, но не все, кто происходят от Авраама по плоти, суть дети Авраама; в доказательство этого тезиса ап. Павел приводит Быт 21. 12, где Бог говорит Аврааму, что «в Исааке наречется тебе семя» (т. е., несмотря на наличие старшего сына Измаила, род Авраама продолжится не через него, а через И., к-рого родила Сарра). Агарь, согласно ап. Павлу, символизирует Синайский завет, рабство закону и «нынешний Иерусалим» (т. е. офиц. иудаизм времен ап. Павла). Сарра олицетворяет НЗ, свободу от закона и «вышний Иерусалим» (Гал 4. 24-26). Христиане - «дети обетования по Исааку» (Гал 4. 28), т. е. они усыновлены Богом во исполнение Его обещания, и, подобно тому как И. стал наследником Авраама, оттеснив старшего брата, христиане становятся подлинными наследниками Авраама, оттесняя потомков Авраама по плоти. Образы Агари-синагоги и Сарры-церкви часто встречаются в лит-ре и искусстве христ. средневековья как реминисценции из Посланий ап. Павла. О жертвоприношении И. говорится в Послании к Евреям. Готовность Авраама принести сына в жертву понимается как свидетельство его веры в воскресение мертвых: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить...» (Евр 11. 17-19).

http://pravenc.ru/text/674115.html

31 Не будьте как конь, как лошак несмысленный. Стиль речи, свойственный «книгам мудрости». 31 окружает милость. Т.е. милосердная любовь Бога. Глава 32 Пс. 32 Псалмопевец радостно восхваляет Бога, сотворившего этот мир (ст. 6–11) и руководящего ходом истории ради спасения Своего народа (ст. 16–19). Этот псалом мог служить образцом молитвы во время войны, ведя которую, народ Божий уповал на помощь Господа (ст. 20,21). Двадцать две поэтические строчки псалма (они же стихи), по всей видимости, соответствуют числу букв еврейского алфавита. 32 новую песнь. Часто «новые песни» бывают приурочены к победоносной священной войне и вполне могут рассматриваться как победные гимны (ср. Пс. 95; 97; 143; 149 ; Ис. 42,10 ; Откр. 5,9; 14,3 ). 32 ибо слово Господне право и все дела Его верны. Слова Бога, обращенные к людям, несут отпечаток свойств Самого Бога: Бог не обманывает Свой народ, а ведет его путями правды. 32 сотворены небеса. Псалмопевец трактует сотворение мира, описанное в Быт., гл. 1, как свершившееся исключительно по слову Божиему. все воинство их. По-древнееврейски слово, которому в русском переводе соответствует «воинство», означает «множество», «сонм». Таким образом, речь здесь может идти как об ангельском воинстве, так и о сонме небесных светил. 32 морские воды. Сотворение мира поэтически рисуется псалмопевцем как победа Бога над хаосом вод (см. ком. к Пс. 17,16 ). 32 Да боится Господа. Имеется в виду благоговение перед Господом. 32 Господь разрушает советы язычников. Речь идет о безбожных народах, идущих своим, а не Богом указанным путем. Ничто не находится за пределами Божиего ведения. 32 Совет же Господень стоит вовек. Ничто не может нарушить воли Божией. В Его ведении находится история мира. 32 племя, которое Он избрал в наследие Себе. Т.е. Израиль. 32:13 См. статью «Небеса». 32 око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его. Всевидящий и всемогущий Бог с любовью взирает на всех искренне верующих в Него. Глава 33 Пс. 33 Псалмопевец благодарит Господа за то, что Он внял его молитве. В тексте собственно псалма ничто не указывает на обстоятельства его создания, однако заглавие приписывает его Давиду, еще не воцарившемуся над Израилем (см. ком. к ст. 1,2). В самом псалме намеренно опущены все исторические подробности, что делает его применимым к самым различным ситуациям. Сильно звучащая дидактическая нота (ст. 12–15) позволяет сопоставить этот псалом с учительными местами Библии. В целом псалом представляет собой акростих, в котором, однако, наблюдаются два несоответствия. Строка «вав» (начинающаяся с шестой буквы еврейского алфавита) отсутствует, а строка «пэ» (семнадцатая буква) следует за строкой «тав» (двадцать второй и последней буквой алфавита).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Комментарии к Книге Второзакония и отдельные исследования по ней: см. ниже, C.IV. 1. Книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие 1.1 Взаимосвязь книг: Пятикнижие, Шестикнижие, Девятикнижие Книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие образуют единую композицию книг, получившую различные названия. Иудаизм, используя названия «Тора» (см. Нав.8:31 и др.), «Тора Моисея» (см. Мал.3:22 , 1Ездр.7:6 и др.), «Книга Торы Моисея» (см. Нав.8:31 , Неем.8:1 и др.), заостряет внимание как на целостности, так и на содержании этой композиции книг. С другой стороны, название «Пятикнижие», пришедшее из греческого ( πενττευχος ββλος «книга, состоящая из пяти частей»), скорее подчеркивает структуру этой композиции, состоящей из пяти книг или частей одной книги. Однако, следует сразу же иметь в виду, что в Пятикнижии выстраиваются сюжетные линии, выводящие за его собственные рамки. Так завоевание страны, обещанное/предписанное в Исх – Втор, описывается/осуществляется лишь в Ис Нав. В Ис Нав 24 , т.е. в последней главе Книги Иисуса Навина, неоднократно используются предшествующие книги таким образом, что создается событийная и литературная связь Быт – Ис Нав. Ретроспективный обзор истории, который дает Иисус в Ис Нав 24 , является не только кратким изложением связи событий Быт – Ис Нав. Помимо этого, он изображает описанные в Ис Нав завоевание и раздел земли как центральный пункт священной истории, начинающейся в Быт. Также и погребение Иосифа в Сихеме, описанное в Ис Нав.24:32 , является исполнением обязательства, возложенного на сынов Израиля самим Иосифом в Быт.50:25 (ср. также Исх.13:19 ). Из книги Иисуса Навина видно, что Быт – Ис Нав образуют в действительности литературно связанный текст, который в науке обозначается как Шестикнижие. Существуют даже такие сюжетные линии, которые простираются вплоть до Книг Царств. Осознание этого факта привело к появлению названия «Девятикнижие» (Быт – Цар 22 ). Эти девять книг описывают историю Израиля от создания мира до плена, изображая события в их непрерывной, хронологической взаимосвязи. Книги не отделены друг от друга соответствующими «названиями», как в случае с пророческими книгами. Таким образом, Быт – 4 Цар можно читать как разделенный на эпохи поток повествования (творение – праотцы Израиля – исход – странствие по пустыне – завоевание земли – эпоха судей – эпоха царей), дополнительно усиленный многочисленными литературными перекрестными ссылками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Далее повествование книги Бытия переходит к созданию жены, соответственной ему (ср.: Быт. 2:21 ) (в МТ 30 : восполняющей его). Происходит это в состоянии исступления, в которое был погружен Адам (Синод, пер.: крепкий сон ( Быт. 2: 21 )). Создание (евр.: «построение») для человека помощника из его же плоти служит указанием на то, что они оба – не два различных человека, но одна плоть ( Быт. 2:24 ). Сам же Христос, указывая на это повествование, учит о нерасторжимости брака (см.: Мф. 19:3 – 6 ). У большинства святых отцов кроме буквального истолкования второго повествования о сотворении мира существует как нравоучительное, так и прообразовательное его изъяснение. Следуя в русле первого, нравоучительного, изъяснения, блаженный Августин считал раем жизнь блаженных, четырьмя его реками – четыре добродетели (мудрость, мужество, умеренность и справедливость), деревьями рая – все полезные учения, плодами деревьев – нравы благочестивых, древом жизни – мудрость и древом познания добра и зла – опыт нарушения заповеди. Святитель Амвросий Медиоланский говорил, что рай – душа человека, которую он должен возделывать и хранить. а аклсе и для святителя Григория Нисского два райских дерева были символами неких высших духовных реальностей. Более распространенное прообразовательное понимание разбираемого раздела видит в «земле ненасеянной» Божию Матерь 31 . Она, по слову блаженного Прокла, архиепископа Александрийского, произвела на свет Младенца не по закону естества, а по слову Божию – как и первозданная земля произвела на свет растения райского сада. Адам, согласно учению Нового Завета (см.: 1Кор. 15:45 – 49 ), рассматривается как прообраз Нового Адама – Христа, являющегося родоначальником нового, спасающегося, а не погибающего человечества. Священномуче-ник Ириней Лионский говорит о том, что ветхий Адам, так же как и Новый, призывается к бытию словом Божиим 32 . Святитель Василий Великий добавляет: «Первый Адам получил бытие не от сочетания мужа и жены, но образован из земли (см.: Быт. 2:7 ); и последний Адам, обновляющий поврежденное первым (см.: 1Кор. 15:47 ), приял тело, образовавшееся в Девической утробе, чтобы чрез плоть быть в подобии плоти греха ( Рим. 8:3 ) " 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

«Скажут вам» и пр.: см. прим. к Мф.24:23–26 . – «Как молния» и пр.: см. прим. к Мф.24:27 . Лк.17:25 . «Много пострадать» и пр.: см. прим. к Мф.16и парал. Лк.17:26–27 . «Как было в дни Ноя» и пр.: см. прим. к Мф.24:37–39 . Лк.17:28–30 . «Как было и во дни Лота» и пр.: подобное в сем отношении, что было во времена Ноя пред потопом, случилось во времена Лота. Указывается на событие, описанное в гл. Быт.19 , как истреблены были нечестивые города Содом и Гоморра, как только вышел из них праведный Лот со своим семейством. Жители их вели обычный род жизни, были беспечны и не думали о грядущей на них беде, и – вдруг эта беда разразилась над ними. – «Дождь огненный и серный»: нечестивые города разрушены были вулканическим извержением, которое наглядно и человекообразно представляется как особенное действие Божие, пославшее дождь огненный и серный (см. прим. к Мф.10:15 ). – «Так будет» и пр.: также неожиданно будет и пришествие Христово, как первое – таинственное на суд с Иерусалимом при разрушении его, так и второе – на суд с родом человеческим при конце мира. Лк.17:31–32 . «Кто будет на кровле» и пр.: см. прим. к Мф.24:17–18 . – «Вспоминайте жену Лотову» ( Быт.19:26 ): выходя вместе с семейством из Содома, она, вопреки повелению, оглянулась назад и за то была наказана Богом. Для подтверждения повелений своих спасаться во время бедствий при таинственном пришествии своем на суд с Иерусалимом Господь и указывает на этот пример из ветхозаветной истории, чтобы и с учениками не случилось того же, что с женой Лотовой, чтобы и они не были наказаны Богом, если не послушаются прямых повелений Господа в те дни. Лк.17:33 . «Кто станет сберегать» и пр.: см. прим. к Мф.10:39 .– В связи речи здесь изречение это значит то же, что и предшествующие: спасайтесь от бедствий в эти страшные дни разрушения Иерусалима, и заботьтесь о спасении души своей (ср. Лк.9:24 ). Лк.17:34–36 . «Двое на поле» и пр.: см. прим. к Мф.24:40–41 . Лк.17:37 . «Где, Господи»: где последует все то, о чем Ты говоришь? – Где труп и пр.: см. прим. к Мф.24:28 . Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010